БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Научные основы госуправления » Основы построения системы и структуры аппарата государственного управления РБ

Основы построения системы и структуры аппарата государственного управления РБ

1.Основы классификации органов государственного управления. Действующая система органов государственного управления и пути ее дальнейшего совершенствования.

2.Орган государственного управления. Обоснованность создания самостоятельного органа государственного управления. Компетенция органа государственного управления. Внутренняя структура органа государственного управления.

3.Кадры аппарата государственного управления и государственная служба. Численность и качественный состав работников аппарата государственного управления.

4.Прохождение государственной службы. Требования, предъявляемые к кадрам государственного аппарата.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.В основе системы и структуры аппарата государственного управления лежит принцип единства системы органов государственного управления. Этот принцип обусловлен рядом причин. Во-первых, управление основывается на государственной целостности, суверенитете РБ. В конституции закреплено положение о том, что исполнительную власть в РБ осуществляет правительство (СовМин). Во-вторых, определяется наличие системы местных исполнительных и распорядительных органов. В-третьих, наличие института президента. В соответствии со ст.84 Конституции, президент организует, реорганизует и упраздняет администрацию президента, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательно – иные органы при президенте. Президент также определяет структуру правительства, назначает и освобождает от должности премьер-министра, принимает решение об отставке правительства.
Многочисленность органов обуславливает необходимость систематизации. Критерии:
1)по порядку образования:
А)органы, образование которых предусмотрено Конституцией
Б)те органы, которые образуются по распоряжению других государственных органов
2)по территориальному масштабу:
А)республиканские органы государственного управления
Б)местные органы государственного управления
В)межтерриториальные органы государственного управления
3)по характеру и объему полномочий:
А)органы общей компетенции
Б)органы отраслевой компетенции
В)органы межотраслевой компетенции
4)по порядку разрешения подведомственных вопросов:
А)коллегиальные
Б)единоличные
5)по источнику финансирования:
А)государственно-бюджетные
Б)хозяйственно-расчетные
В общем виде система государственного управления РБ представляет собой:
1)СовМин
2)местные органы самоуправления
3)администрации государственных предприятий
Существует действующая система органов государственного управления, которая определена указом президента № 289 О структуре правительства РБ. Согласно этому указа систему республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных правительству входят:
1)министерства
2)государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления
Согласно этого указа существует Перечень РОГУ и иных государственных организаций, подчиненных правительству:
1)министерства и государственные комитеты: МВД, МЖКХ, МЗ, МИД, Министерство информации, Минкультуры, МЛХ, Минобороны, Минобразования, МНС, МЧС, МПРООС, Минпромышленности, МСХП, МСТ, МСА, Минторговли, МТК, МТСЗ, МинФин, Минэкономики, Минэнергетики, МинЮст.

           2.Существует закон О государственной службе № 204-З. в соответствии со ст.3 государственный орган – образованная в соответствии с конституцией и иными актами законодательства организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере государственной деятельности. В ст.5 дается определение государственного служащего – гражданин РБ, занимающий в установленном порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств государственного бюджета. Право на поступление на государственную службу имеют совершеннолетние граждане РБ, владеющие государственными языками, отвечающие иным требованиям, установленным законодательством. 
Важным элементом специального статуса органа государственного управления является его компетенция. Ученые, которые занимались исследованием компетенций государственных органов, Овсянко, Балашенко, Шабайлова и другие.
Компетенция – права и обязанности того или иного государственного органа. Полномочия правительства закреплены в конституции. Полномочия других органов государственного управления – в соответствующих положениях. Организационная структура органа государственного управления заключает в себе определенный состав взаимосвязи человеческих ресурсов, технических ресурсов и других средств.
Под структурой государственного органа понимается совокупность его подразделений, должностей, распределение между ними прав и обязанностей. Структура органа государственного управления должна отвечать определенным требованиям:
1)требование мобильности (численный состав и количество внутренних подразделений является оптимальным для эффективного управления)
2)требование оперативности (быстрота и сохранность управленческой информации, своевременность принятия решения)
3)требование экономичности (необходимость определения стоимости государственного аппарата)

          3,4.Кадровое обеспечение государственного управления ведется на уровне законодательной и исполнительной власти. Кадровое обеспечение государственного управления требует функциональной специализации и рациональности, постоянно действующего ядра профессионалов. Кадры государственных органов – государственные служащие, кадровое обеспечение – деятельность государства по реализации мер организационного, образовательного, управленческого характера, направленная на удовлетворение потребностей государственного органа в кадрах. 
Кадровое обеспечение организуется через государственную кадровую политику. Целью данной политики является формирование дееспособных трудовых коллективов, рациональное использование человеческих ресурсов страны. Сила организации прежде всего лежит в человеческом капитале. Процедуры управления персоналом выделяют в 3 группы:
1)методы формирования кадрового состава
2)методы поддержания работоспособности персонала
3)методы оптимизации кадрового потенциала
Для характеристики кадрового состава используются количественные и качественные показатели – численность государственных служащих, половозрастной состав, образование.
В соответствии с законом О государственной службе существуют кадровые реестры государственной службы – система учета государственных должностей. В РБ ведутся отдельно кадровые реестры президента, правительства, исполнительных и распорядительных органов.
В этих реестрах запрещается любая личная информация о гражданах и их семьях, о вероисповедании. Ст.11 говорит о том, что существуют классы государственных служащих. Для государственных служащих устанавливаются высший класс и 12 классов, 12 – низший. Государственным должностям премьер-министра, председателям ВХС, ВС и КС, председателя правления НБ соответствует высший класс. Присвоение класса осуществляется президентом, премьер-министром, председателями местных исполнительно-распорядительных органов. Существуют комиссии по присвоению классов.
Существует резерв кадров государственных служащих (ст.12).
Государственным органам выдается резерв кадров. В резерв кадров включаются:
1)граждане, которые прошли отбор на данную должность
2)государственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности
В резерв не включаются лица:
1)достигшие пенсионного возраста
2)предельного возраста, установленного для занятия государственной должности
Декларирование доходов (ст.23) – государственные служащие ежегодно представляют налоговую декларацию, а также члены их семей.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии