БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Прокурорский надзор » Надзор за соблюдением законодательства

Надзор за соблюдением законодательства

1.Понятие, предмет и задачи надзора за исполнением законодательства

2.Объект и пределы надзора за исполнением законодательства

3.Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законодательства

4.Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона

5.Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Надзор за исполнением законодательства – базовая отрасль, которая отражает специфику статуса прокуратуры как надзорного органа, реализующего свою главную цель – осуществлением надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА.

Задачи надзора:

1)обеспечение соблюдения прав и свобод граждан

2)обеспечение законности правовых актов

3)обеспечение исполнения законодательства в сфере экономики и экологии, социальной сфере

4)предупреждение правонарушений

Предметом является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных НПА республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными СовМину, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, д.л. и иными гражданами, в том числе и и.п.

Рассматривая более шире предмет, в него следует включать:

1)законность и обоснованность правовых актов, издаваемых вышеназванными органами государственной власти, государственного и хозяйственного управления, общественными и политическими организациями и движениями, а также д.л. – различного рода постановления, распоряжения, инструкции, решения и иные ПА, которые могут носить как общий, так и индивидуальный характер

2)точное и единообразное исполнение требований закона д.л. в их деятельности, в частности по соблюдению трудовых, имущественных и социальных прав и законных интересов граждан, в том числе порядка рассмотрения жалоб, обращения, заявления и предложения

3)соблюдение органами государственной власти и управления, их д.л. прав и законных интересов предпринимателей, особенно в сфере производства отечественных производителей

4)соблюдение законности в экономической деятельности, в частности в налоговой, банковской сферах, при лицензировании  предпринимательской деятельности, при приватизации государственной собственности

 

2.Объектом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов государства, которые применяются и должны соблюдаться субъектами. В перечень объектов прокурорского надзора не включены администрация президента и управляющий делами президента.

Субъектами являются:

1)республиканские, местные органы государственного и местного контроля

2)местные советы депутатов и иные органы местного самоуправления

3)воинские формирования и учреждения

4)органы государственной безопасности, ВД и милиции

5)субъекты хозяйствования, независимо от принадлежности и форм собственности

6)учреждения и организации

7)политические партии и иные общественные и религиозные объединения

8)д.л. и граждане

Пределы прокурорского надзора:

1)прокурор не в праве вмешиваться в предпринимательскую и иную хозяйственную и организационно-распорядительскую деятельность государственных органов и иных организаций, и.п., в личную жизнь граждан, за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан в том числе и.п. и организаций, общественных и государственных интересов.

Прокуратура не должны подменять другие государственные органы. Осуществляя надзор за исполнением законов, иного НПА, прокурорские работники обязаны своевременно реагировать на любые нарушения закона, но в то же время не вмешиваться в оперативно-производственную деятельность организаций, подменять контролирующие органы,  хозяйственных руководителей и иных лиц. Прокурорские работники должны осуществлять надзор за тем, как правоохранительные и контролирующие органы выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законодательства всеми органами, организациями, д.л. и гражданами, на которые распространяется их компетенция. Необоснованное вмешательство прокурорских работников в деятельность органов государственного управления, организаций, объединений, д.л. не допустима. В их компетенцию не входит осуществление контроля за исполнением мероприятий, запланированных местными органами власти и управления, предъявление требований к д.л. по вопросам производственно-хозяйственной деятельности руководимых ими организаций, обращение к органам управления с предложением о совершенствовании их административной деятельности при отсутствии нарушений законов, иных НПА, непосредственная проверка оперативной документации, имеющая характер ревизии и т.д. Вмешательство прокурора необходимо лишь тогда, когда оказался нарушенным закон, в таких случаях прокурор обязан предпринять все меры, чтобы устранить это нарушение.

 

5.В генеральной прокуратуре организация надзора за исполнением законодательства возложены на управление по надзору за исполнением законодательства и законностью ПА, которая состоит из отделов по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики, природоохранного и земельного законодательства, за соблюдением прав и свобод граждан, налогового и таможенного законодательства организует и осуществляет соответствующий отдел управления по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства. В определенной мере вопросы надзора за исполнением законодательства находится также в ведении управления по надзору за исполнением законодательства в войсках и на транспорте и отдела по делам несовершеннолетних и молодежи. Указанные управления и отделы взаимодействуют между собой, а также с другими управлениями и отделами генеральной прокуратуры. Координацию этой работы возглавляет руководители управлений и отделов. В прокуратуре областей и г. Минска, белорусской военной и транспортной прокуратурах надзор за исполнением законодательства осуществляют отделы по надзору за исполнением законодательства и законностью ПА.

Частично этот надзор по определенным направлениям осуществляют отделы по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства, по делам несовершеннолетних и молодежи (группы или старший помощник прокурора по делам несовершеннолетних и молодежи), старший помощник прокурора за соблюдением законодательства в банковской сфере, природоохранного и земельного законодательства.

Организация надзора на уровне районного звена обусловлено штатной численностью, поэтому в районных, районных в городах, приравненных к ним, функции надзора выполняют прокурор или его заместитель, старший помощник, помощник.

В районных, районных в городах, городских, приравненных к ним прокуратурах, при наличии у прокурора 2 и более старших помощников и помощников работа по надзору закрепляется за одним из них. При одном помощнике эта работа выполняется или помощником, или лично прокурором, или прокурором и помощником по выделенным вопросам или по группам сельсоветов (поселковых советов), в районе, по определенной территории в городе. Работа органов прокурат по надзору в вышестоящих прокуратурах строятся по зонально-предметному принципу. Зональный прокурор контролирует выполнение нижестоящими прокурорами его зоны приказов и распоряжений генерального прокурора, прокуроров областей, г.Минска и приравненных к ним прокуроров по надзору, проверяет эту работу на месте с оказанием необходимой практической помощи, руководит стажированием прокурорских работников закрепленной за ним зоны.

На зонального прокурора управления отдела, группы, осуществляющих прокурорский надзор, возложена также обязанность изучать поступающие из прокуратуры материалы, подготавливать на их основе указания нижестоящим прокурорам, разрабатывать представления, основанные на этих материалах, распространять положительный опыт работы прокуратур. В приказе ген прокурора от 8 апреля 2002 года Об организации надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов указано, что в целях обеспечения надзора за исполнением законодательства и законностью ПА управлению по надзору за исполнением законов и законностью ПА генеральной прокуратуры прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам необходимо постоянно оказывать практическую и методическую помощь подчиненным прокурорам в организации надзора следует изучать, обобщать, анализировать надзорную практику с целью совершенствования стиля и методов работы, распространения положительного опыта.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии