БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Судебные речи » Методические рекомендации для выполнения управляемой самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации для выполнения управляемой самостоятельной работы студентов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»
Факультет экономики и права
Кафедра уголовно-правовых дисциплин

УТВЕРЖДЕНЫ
Протоколом заседания кафедры
от 02.06.2010 г. № 11
И.о. заведующего кафедрой
___________________
(подпись)

Методические рекомендации для выполнения
управляемой самостоятельной работы студентов

По дисциплине: «Судебные речи»
Для специальности 1-24 01 02-02 « Правоведения»

Курс 4
Семестр 7
УСРС 4 часа

Разработчик: преподаватель
Барановичи 2010г.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

АННОТАЦИЯ

Курс «Судебные речи» изучается на 4 курсе дневной формы обучения специальности «Правоведение». Для изучения курса отводится 22 часа. Из них 8 часов лекционных и 14 семинарских. Кроме этого рекомендовано внедрение в учебный процесс изучение предмета при помощи такой формы обучения как управляемая самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
Самостоятельная работа студентов является одним из видов организации учебного процесса в высшем учебном заведении.

Цели самостоятельной работы по дисциплине «Судебные речи»:
- глубокое усвоение учебного материала;
-приобретение студентами навыков самостоятельного изучения научной и учебной литературы по указанным темам, конкретных судебных речей известных юристов;
- развитие аналитического мышления;
-приобретения навыков владения произнесением публичных речей в конкретной ситуации.
Учебная программа предусматривает проведение управляемой самостоятельной работы студентов в объеме 4 часов.
Одной из форм контроля самостоятельной работы студентов является изучение модулей по конкретным темам дисциплины, вынесенным на самостоятельную управляемую работу студентов в которых кратко излагается содержание изучаемых учебных вопросов, предложен список необходимой литературы.
После изучения модулей студентам необходимо выполнить задание в виде теста и ответить на контрольные вопросы.
Кроме названной формы контроля предусмотрено выполнение конкретных заданий по темам. Задание также содержит перечень учебной и дополнительной литературы, необходимой для изучения.
Управляемая самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя. Во время индивидуальной работы студенты имеют возможность получить квалифицированную консультацию преподавателя.
В ходе самостоятельной работы студенты предметно изучают вопросы, изложенные на лекции, детализируют их содержание, после чего приступают к выполнению заданий, предусмотренных УСРС.

ТЕМА 1. ПОДГОТОВКА И ПРОИЗНЕСЕНИЕ СУДЕБНОЙ РЕЧИ

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Мастерство публичного выступления – это ясно сформулированная идея, убедительная аргументация, соразмерное сочетание рациональных и эмоциональных элементов и постоянный контакт с аудиторией. Это, наконец, правильная, живая образная речь.
Красноречие – это искусство устной речи, способность говорить убедительно, интересно, красиво, выразительно, на высоком уровне культуры. Достигается это в процессе тщательной подготовки выступления с публичной речью, длительным самосовершенствованием и специальным обучением.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Методика подготовки судебной речи. План судебной речи.
2. Система, содержание и общее построение речи.

1.МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СУДЕБНОЙ РЕЧИ. ПЛАН СУДЕБНОЙ РЕЧИ.
Деятельность оратора по подготовке и исполнению судебной речи принято делить на этапы. Различают: докоммуникативный, коммуникативный. В свою очередь первый из них делится на четыре стадии, в основе деления которых кладутся определенные трудовые операции оратора. Докоммуникативный этап включает четыре стадии: аналитическую (концептуальную; ориентационную (стратегическую); тактическую (композиционную); редакционную (корректировочную);
Докоммуникативный этап включает:
Аналитическая стадия характеризуется тем, что в процессе реализации замысла оратор выясняет и уточняет основную тему произнесения речи, уточняет актуальность, определяет круг понятий, входящих в рассмотрение, выявляет конструктивные вопросы, вырабатывает собственную позицию по делу.
Ориентационная стадия представляет собой переход от общей концепции, к стратегическому плану выступления исходя из определенной позиции защиты или обвинения и обстоятельств конкретного дела. В общую стратегию входит композиция, выбор которой определяется внутренней логикой темы и задачей произнесения речи.
В тактической стадии производится отбор аргументов, способов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность слушателей, выбор средств, привлекающих внимание и интерес на разных этапах разработки композиции, определяется предварительный набор аргументов и доказательств в зависимости от выступления.
Редакционный этап – связан с написанием и доработкой текста выступления, вычиткой и исправлением неверно или неточно использованных слов и выражений, поиском наиболее ярких, действенных слов, аргументов и доказательств.
Коммуникативный этап – это собственно само выступление, судебная речь в зависимости от того какая сторона в ней представлена: обвинение или защита. Это должно быть не чтение, а именно произнесение.
Каждое произнесение судебной речи должно соответствовать двум требованиям: быть информационной и воспитательной. Объединение этих двух начал: образовательного и воспитательного – помогает связать отдельные звенья и элементы в стройное целое, воспитание граждан в духе уважительного отношения и безусловного соблюдения законов.
Качество публичного выступления зависит от подготовки. Подготовку можно рассматривать в трех аспектах: Прежде всего, это общая подготовленность оратора: его грамотность, интеллект, культура и эрудиция. Следующий уровень предполагает подготовку конкретно к произнесению обвинительной или защитительной речи по конкретному делу, т.е. владение материалами дела, доказательственной стороной. И самый конкретный уровень подготовки – подготовка к вступлению перед конкретной аудиторией: судом и публикой, находящейся в зале судебного заседания.
Убедительное аргументированное произнесение судебной речи это не экспромт, а заранее подготовленный акт, хорошо, до деталей продуманное действие. Общепризнанным считается трехчленное деление публично произнесенного выступления: вступление, содержание и заключение.
Вступление самая короткая, но существенная часть. Чаще всего это определение темы и цели публичного выступления. Оно необходимо для того, чтобы в двух-трех фразах очертить рамки предстоящего вступления, настроить суд и слушателей. Цель выступления – в его органической связи с последующим изложением основной мысли оратора.
Вторая часть основная, содержание. Это то, главное в выступлении в смысловом значении, ради которого произносится люба публичная, в том числе и судебная речь.
Эта часть может быть изложена любыми различными способами в зависимости от того, какое основание изложения является преобладающим: логическое, хронологическое или эмоциональное. В связи с тем, что судебная речь имеет двоякое значение, так как рассчитана на восприятие как специалистами в виде состава суда и оппонента, так и на неподготовленную аудиторию.
Завершающая часть лекции – заключение, подытоживающая главные мысли по конкретно излагаемому делу, конкретная просьба к суду, подкрепленная юридической квалификацией. Заключение должно резюмировать содержание выступления в соответствии с целью произнесения. Заключение это выводы, которые вытекают из всего, того, что до этого было сказано, оно должно подытоживать аргументацию, доказательственную сторону в уголовных или гражданских делах и одновременно нести эмоциональный заряд, склоняя суд к определенному убеждению и конкретному действию.
К каждому выступлению нужно приучить себя юристу составлять рабочий тезисный план, с которым и следует выходить при произнесении судебной речи. Готовясь к выступлению, следует позаботиться о своем внешнем виде, который должен соответствовать деловой обстановке. Заботиться следует не только о содержании и форме выступления, но и общем эмоциональном строе подготавливаемой речи.

2.СИСТЕМА, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЩЕЕ ПОСТРОЕНИЕ РЕЧИ
В процессе выступления в конкретной аудитории оратор должен, воплотив в себе юриста, психолога, педагога, артиста и методиста одновременно, в органическом слиянии, осуществить следующие виды деятельности: создать логически и стилистически цельный устный монолог, включить все группы слушателей в активную мыслительную деятельность с задачей приведения их к единому мотивационному типу – познавательно – интеллектуальному; скорректировать тактику и общий план речи с обстоятельствами конкретного дела, выступлениями оппонентов; осуществить контроль над собственной речевой деятельностью и моментальную самооценку на основе сигналов, поступающих от оппонентов.
Каждое выступление оратора – проверка его зрелости, и слушатели в своей аудиторной совокупности - проверяющие, судьи выступающего, совмещающие в себе взаимоисключающие роли прокурора и адвоката, свидетелей обвинения и защиты, потерпевшего и обвиняемого. Свой приговор они выносят не только письменно, и устно огласив его, но и аплодисментами, благодарностью или молчаливым одобрением.
Ответственный момент – встреча составом суда и аудиторией, находящейся в зале судебного заседания. Каждый оратор перед выступлением волнуется. В связи с этим важно воспитать в себе такое «чувство» аудитории, чтобы оно психологически не сковывала и не давила, а напротив, создавала творчески приподнятое настроение, мобилизационную готовность, особый эмоциональный настрой. Чтобы выступление в виде судебной речи имело успех, надо завоевать внимание суда, слушателей и удерживать аудиторию в наряженном ожидании до конца своей речи. Установлению взаимопонимания при произнесении речи могут мешать два барьера: смысловой и эмоциональный. Удерживать контакт с аудиторией можно краткостью изложения, быстрым движением речи и краткими «освежающими» отступлениями. Речь оратора должна звучать легко и правдиво, приближаться к разговорному языку, а не состоять из одних профессиональных юридических терминов, адресована не только к суду, но и публике, находящейся в зале. Речь юриста должна быть грамотной во всех смыслах.
Эмоциональность и вдохновение – вот две составляющие успеха публичного выступления. Заключение судебной речи должно прозвучать так, чтобы и суд и аудитория почувствовали, что выступление действительно закончено. Она произносится подчеркнуто выразительно и, как правило, громким голосом. Конец речи, должен быть связан с началом. В начале и в конце выступления не стоит торопиться, плохо, если выступление будет скомкано, но еще хуже, когда понадобится дополнительное время. Речи должна быть закончена за минуту до того, как она покажется длинной.

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского искусства / В.И. Андреев. — Казань, 1993.
2. Введенская, Л.А., Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. — Ростов-на-Дону, 1995.
3. Веленто, И.И. Юридическая этика / И.И Веленто, Г.Г. Шиханцов. – Гродно: ГрГУ, 2002.
4. Владимиров, Л.Е. Русский судебный оратор А.Ф. Кони / Л.Е. Владимиров. — Харьков, 1989.
5. Дулов, А. Нравственные основы культуры судебной деятельности / А. Дулов // Юстиция Беларуси. – 2000. - № 1.
6. Порубов, Н.И. Юридическая этика / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск: Выш. шк., 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Безменова, Н.А. Риторика и аргументация / Н.А. Безменова // Языковая практика и лингвистическая теория. — М., 1980.
2. Бельчико, Ю.А. Говорите ясно и просто / Ю.А. Бельчико. — М, 1980.
3. Бенедиктова, В.И. О деловой этике и этикете / В.И. Бенедиктова. — М., 1994.
4. Бойков, А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам / А.Д. Байков. — М., 1978.
5. Бохан, В.М. Формирование убеждения суда / В.М. Бохан. — Минск, 1973.
6. Вульф, В. Искусство судебной речи / В. Вульф // Соц. законность. — 1967. — №7.
7. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - 2-е изд., испр. — М., 1988.
8. Голубаева, Т.В. Словесность в юриспруденции / Т.В. Голубева. — Казань: Изд. Ка¬занского университета, 1995.
9. Гольдин, В.Е. Речь и этикет / В.Е. Гольдин. — М., 1983.
10. Ерастов, Н.Г. Культура публичного выступления / Н.Г. Ерастов. — Ярославль, 1971.
11. Звездов, А. Обучать студентов искусству судебной речи / А. Звездов // Соц. законность. — 1953.
12. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. — М., 1991.
13. Подголин, Е. О стиле судебной речи / Е. Подлогин // Сов. юстиция. — 1981.— №20.
14. Речи советских адвокатов по уголовным делам / Отв. ред. К.Н.Апраксин. — М., 1975.
15. Шелковин, Г. Подготовка речи государственного обвинителя / Г. Шелковин // Соц. законность. — 1970. — № 11.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Какие этапы принято выделять при подготовке в произнесении публичного выступления?
2.Что понимают под коммуникативным этапом в произнесении публичного выступления?
3.Каким основным требованиям должно соответствовать публичное выступление?
4.Из каких частей должно состоять публичное выступление?
5.Какие тактические приемы можно выделить в публичном выступлении?

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ
Ознакомитесь с содержанием защитительной речи адвоката Андреевского С.А по делу братьев Келеш и
1. выделите логические части речи: подумайте, как их наличие и последовательность определяются целевой установкой оратора.
2. проанализируйте вступление к речи: как оно связано с содержанием, определяется ли замыслом речи.
3. Покажите логику рассуждения (как сохраняется единство тезиса; какие аргументы доказывают истинность тезиса; как осуществляется опровержение, какие речевые средства способствуют логике изложения)
4.Чем определяется эмоциональность речи?
5.Проследите, как проявляются качества воздействующей речи, черты функциональных стилей. Покажите богатство речи оратора.


ТЕМА2. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА СУДЕБНОЙ РЕЧИ
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Важность данной темы заключается в том, что существует ряд профессий, для представителей которых умение хорошо говорить – функциональная необходимость. К их числу относится профессия юриста, которая всегда ассоциируется с общей культурой, глубоким знанием права и умением использовать «изящную словесность» для выражения своих мыслей.
Коммуникативный аспект деятельности – это система взаимодействия людей между собой в процессе взаимодействия людей между собой в процессе их общения, такое состояние между ними, при котором они могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга.
Авторитет представителя права находится в прямой зависимости от его ораторских способностей. Драматизм восприятия неправильной речи заключается в том, что коммуникативная некомпетентность многомиллионно тиражируется и распространяется средствами массовой информации.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Речевая культура юриста: правильность речи.
2.Ясность, точность, уместность судебной речи как стилеобразующие характеристики. Речевые клише в тексте судебной речи.
3. Речевые средства воздействия: использование тропов и фигур в судебной речи.

1. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ЮРИСТА: ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ.
Речь имеет две формы: письменную и устную. Письменная речь осуществляется, как правило, в официальных ситуациях, требует предельной точности, строгого соблюдения норм литературного языка. С учетом задач уголовного судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как выбор и организацию языковых средств, которые соответствуют официальной ситуации и требованиям УПК Республики Беларусь и адекватно отражают устанавливаемые по делу фактические данные. В процессуальных актах оптимальными являются средства официально-делового стиля, в котором используется большое количество готовых, стандартных выражений - клише.
Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. А публичная речь требует богатства словаря, художественной выразительности так она обращена непосредственно к живым людям. Поэтому культура публичной речи – это такое мотивированное использование языкового материала, которое является оптимальным для данной ситуации и содержания речи. Речь должна быть такой, чтобы она привлекала внимание, наилучшим образом содействовала убеждению.
Таким образом, речевая культура не личное дело каждого юриста. Уважительное отношение к языку, чистая, правильная, богатая речь юриста - это в определенной мере показатель его уважения к нашим законам.
Действительно грамотного судебного оратора отличает глубина, и ясность мысли, логичность и аргументированность речи, умение находить в каждом конкретном случае нужные, точные слова для передачи мыслей, умение грамотно оформлять высказывания. Мастер слова сможет передать психическое состояние подсудимого, сумеет вызвать у судей сочувствие или справедливое негативное отношение к нему, точно раскрыть сложные мотивы преступления.
Правильность речи – первое и непременное требование культуры речи юриста. Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы, т.е. правил произношения, словоупотреблении, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Характерными особенностями нормы литературного языка являются:
- относительная устойчивость;
- распространенность;
- общеупотребительность,
- общеобязательность;
- соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.
Умение говорить грамотно - обязанность судебного оратора. Казалось бы, внимание судей и присутствующих на суде граждан сосредоточено на содержании речи, однако любое нарушение нормы языка вызывает негативную реакцию, недоверие оратору, кроме того, отвлекает от восприятия материала.

2. ЯСНОСТЬ, ТОЧНОСТЬ, ЧИСТОТА И УМЕСТНОСТЬ СУДЕБНОЙ РЕЧИ КАК СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ЮРИДИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ В ТЕКСТЕ СУДЕБНОЙ РЕЧИ
Судебная речь имеет целью способствовать формированию убеждения судей и присяжных заседателей. Для этого она должна быть понята составом суда, а также всеми слушателями. Значит, первое необходимое качество судебного выступления - ясность. Чем достигается ясность? Прежде всего глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Ясность - это умение говорить доступно, доходчиво о сложных вопросах. Нередко доходчивость, или доступность, называют простотой.
Простота изложения способствует тому, что речь воспринимается легко и мысль судей без затруднений следует за мыслью оратора. Однако нельзя путать простоту и примитивность. Простота речи предполагает использование и сложных синтаксических конструкций, и риторических приемов. Вовремя и, кстати, приведенное сравнение, нужный эпитет, исторический пример, пословица или поговорка оживляют речь, делают ее более доходчивой. Однако, совершенно нетерпимы в судебной речи искусственная красивость, высокопарность.
Речь становится неясной вследствие нечеткого знания материалов дела, низкой культуры мышления. Довольно часто речь становится неясной из-за использования в ней иноязычных слов и узкоспециальных терминов: Ясность мысли и ее словесного выражения ведет к такому качеству речи, как точность. Точность, то есть соответствие высказывания замыслу оратора и явлениям действительности, является необходимым качеством судебной речи. Это предметная точность. http://www.geyko.su/uslugi-grazhdanam/3-ugolovnye-dela должен хорошо знать материалы уголовного дела, о которых говорит. Речевые неточности, вызванные слабым знанием предмета речи, приводят к негативному отношению к судебному оратору. Понятийная же точность зависит в первую очередь от точности словоупотребления, в частности от выбора синонимов. Точность создается употреблением юридических терминов и клише. Анализ устных судебных речей показывает, что судебные ораторы нередко употребляют слова, не учитывая их семантики, в результате чего мысль выражается не совсем точно. Еще большая неточность появляется в результате небрежного обращения с отрицательной частицей не. Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, так называемыми “любимыми” словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем - то, что ли, так сказать, как говорится и другими. “ Из-за таких слов - “сорняков” четко сформулированная мысль становится неточной, приблизительной; оратор как бы кается в неумении точно выражаться. Кроме того, бесконечно повторяемое слово отвлекает слушающих от содержания речи и вызывает желание сосчитать, сколько раз оратор произнесет любимое слово, совершенно ненужное. 
Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Разновидностью многословия являются плеоназмы, то есть сочетания слов, в которых первое слово заключает в себе значение второго (поселился жить в гостинице, пинал ногами, толпа народа, 100 рублей денег, белая блондинка, ссадина в височной части головы), и тавтология – повторение одного и того же слова или однокоренных слов. Слова характеризуют оратора как личность, поэтому речь его должна быть чистой. Чистой признается такая речь, в структуре которой нет чуждых литературному языку фразеологизмов, диалектной, жаргонной просторечной лексики. Важным качеством судебной речи является уместность, то есть соотнесенность языковых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение построить ее соответственно теме, задаче, времени, месту и оратору. Уместная речь обладает следующими признаками:
1) соразмерностью языковых средств и содержания, то есть слова должны точно передавать то или иное содержание. 2) соответствием языковых средств обстановке.

ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИШЕ В ТЕКСТЕ СУДЕБНОЙ РЕЧИ
Сравнительный анализ судебных речей дореволюционных русских юристов и известных советских государственных обвинителей и адвокатов показывает, что для речей, произнесенных дореволюционными ораторами, отличавшихся глубоким психологическим анализом, юридические клише, как правило, не характерны. И, наоборот, в речах советских судебных ораторов наблюдается тенденция к клишированности, стандартизированности речи. Условия общения в судебном процессе постоянны, а тематика обвинительных и защитительных речей, несмотря на разнообразие разбираемых дел, имеет присущее ей специфическое нравственно-правовое направление, и, следовательно, состав характерных языковых средств, используемых в ходе судебных прений, повторяется. Кроме того, ситуация осуществления правосудия требует четких официальных формулировок, предполагает обязательное употребление определенных юридических речевых формул, которые несут общезначимую, общепонятную информацию для многих граждан. Клише неравномерно распределяются в речи в зависимости от темы структурно-композиционных частей. Зоной сгущения клишированных единиц являются такие композиционные части, как «Анализ обстоятельств дела» (8,75%), «Юридическая квалификация преступления» (8,95%), «Соображения о мере наказания» (3,6%). Анализируя обстоятельства дела, судебный оратор называет источники доказательств, правоохранительные органы, преступные действия подсудимого, результат преступных действий. Для «Квалификации преступления» характерны клише, называющие состав преступления, квалифицирующие признаки, процессуальные действия, документы. Выражая соображения о мере наказания, оратор использует клише, называющие виды наказания.
Таким образом, определенные стандарты как бы прикреплены к определенным структурно-композиционным частям судебной речи. Тема ведет к отбору таких языковых средств, которые позволяют наиболее адекватно выразить данное содержание. Клише юридического и публицистического характера, регулярно используемые в судоговорении, воспринимаются как закономерное, нормативное явление. Клишированность понимается как упорядоченность коммуникативной деятельности.

3. РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРОПОВ И ФИГУР В СУДЕБНОЙ РЕЧИ
Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции присяжных заседателей и слушающих дело граждан. Это различные изобразительно- выразительные средства. Однако каждое изобразительно-выразительное средство уместно в судебной речи в том случае, когда помогает усилить звучание аргумента, а также выразить важную, с точки зрения оратора, мысль, передать ее суду, подсудимому или присутствующим в зале суда гражданам. Использование риторических приемов ради украшательства, красивости речи ослабляет ее логический аспект, снижает ее убедительность. Нормой судебной речи в дореволюционной России был её красивый образный язык.
ТРОПЫ И ФИГУРЫ
(Выразительные средства языка)
1. Тропы (реализуются на уровне слова или словосочетания): Метафора – использование слов в переносном значении на основе аналогии, сходства явлений; скрытое сравнение (без как, словно, будто); есть то, что сопоставляют, то, с чем сопоставляют, и есть признак, по которому осуществляется сопоставление. Этот признак не называется, он подразумевается, часто расплывчато. (развернутая) – метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента текста;
(стертая) – общепринятая метафора, фигуральность которой уже не ощущается – ножка стула, осадок на душе.
Сравнение (сравнительный оборот) – сопоставление двух явлений ради пояснения одного при помощи другого (часто при помощи союзов как, словно, будто, сравнительного оборота). (развернутое сравнение) – на уровне большого фрагмента текста.
Метонимия – переименование. Ассоциация по смежности: замещение имени предмета его признаком или именем другого смежного с ним предмета. В отличие от метафоры не характеризует предмет, а идентифицирует его.
Синекдоха – намекать. Часть замещает целое.
Эпитет – образное определение (не путать с простым определением):
Гипербола (неуместно в судебной речи) – преувеличение. Литота – преуменьшение.
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. Аллегория – иносказание, выражение чего-либо отвлеченного (абстрактного понятия: честь, достоинство, злоба) в конкретном образе.
Эвфемизм – этикетный, приличный эквивалент нежелательного выражения. Ирония, Сарказм, Юмор – неуместны в судебной речи.
Оксюморон – остроумно-глупое. Объединяет необъединимые понятия.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, семантически неделимые, устойчивой грамматической структуры с закрепленным порядком слов, понимаются небуквально.
Неологизмы – новые слова, не вошедшие с словарь литературного языка, или вошедшие недавно. (Индивидуально-авторские) - изобретены автором в конкретном тексте. Они контекстны, то есть не являются общеупотребительными.
Устаревшие слова: историзмы – устарели и были заменены на новые. Профессионализмы (включают в себя термины – называют специальные понятия в сфере науки или производства.
Канцеляризмы – штампы официально-делового стиля.
Синонимы – слова со сходным значением, часто различаются стилистически. Контекстные - имеют значение синонимов только в тексте.
Антонимы – слова с противоположным значением.
Контекстные - имеют значение синонимов только в тексте.
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение. Омонимы – слова, разные по значению, одинаковые по звучанию.
Заимствования и варваризмы – из других языков.
Диалектизмы – из народных говоров, самобытная лексика определенной местности.
Жаргонизмы – слова, использующиеся узким кругом людей, объединенных общностью интересов, занятий.
Арготизмы – то же, но используются как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не поняли.
2. ФИГУРЫ (реализуются на уровне предложения):
Параллелизм (синтаксический) – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, сходное расположение в них членов предложений.
Хиазм – перекрестный параллелизм (есть момент антитезы как противопоставления).
Анафора (лексический повтор) – единоначалие.
Эпифора (лексический повтор) – повторение концовок предложений.
Симплока – повтор и начала и конца.
Антитеза - оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия. Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (ослабевающее) значение
Инверсия – нарушенный порядок слов в предложении. ПРИМЕР: Аня в кино пошла.
Риторическое обращение – эмоциональное обращение, выражающее отношение автора к объекту.
Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к явлению. (Умный человек не торопится на него отвечать: он часто провокационен, предполагает нетрадиционный ответ).
Риторическое восклицание – предложение присоединиться к эмоциям говорящего, часто им не разделяемые (ирония).
Аллитерация – повторение согласных (часто в поэзии или как журналистский прием).
Ассонанс - повторение гласных (часто в поэзии или как журналистский прием).
Парцелляция – обособление части (отдельных членов предложения) относительно целого (предложения). Обособляемые члены предложения структурно выделены (точками).
Амплификация – расширение (захламление деталями). Одно и то же рассматривается под разными углами зрения.
Эксплеция – загромождает смысл множеством вспомогательных слов, «распыляющих» формулировку.
Эллипсис – «пропадание» фрагментов высказывания. Эти фрагменты могут быть легко восстановлены из контекста. Много смысла через минимум текста.
Перифраз – описание предмета вместо названия, косвенное обозначение понятия через несколько.
Яркие краски художественной литературы и изобразительно-выразительные средства использовались и используются мастерами судебной речи и позволяют создать эмоциональность, пафос, помогают убеждению судей.

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, Н.С. Ораторское искусство в суде / Н.С., Алексеев, З.В. Макарова. — Л., 1985.
2. Андреев, В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского искусства / В.И. Андреев. — Казань, 1993.
3. Безменова, Н.А. Риторика и аргументация / Н.А. Безменова // Языковая практика и лингвистическая теория. — М., 1980.
4. Владимиров, Л.Е. Русский судебный оратор А.Ф. Кони / Л.Е. Владимиров. — Харьков, 1989.
5. Вульф, В. Искусство судебной речи / В. Вульф // Соц. законность. — 1967. — №7.
6. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - 2-е изд., испр. — М., 1988.
7. Голубаева, Т.В. Словесность в юриспруденции / Т.В. Голубева. — Казань: Изд. Ка¬занского университета, 1995.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, Н.С. Ораторское искусство в суде / Н.С., Алексеев, З.В. Макарова. — Л., 1985.
2. Басков, В.И., Прокурор в суде второй инстанции по уголовным делам / В.И. Басков, О.П. Темушкин. — М., 1972.
3. Безменова, Н.А. Риторика и аргументация / Н.А. Безменова // Языковая практика иbr / лингвистическая теория. — М., 1980.
4. Бельчико, Ю.А. Говорите ясно и просто / Ю.А. Бельчико. — М, 1980.
5. Вульф, В. Искусство судебной речи / В. Вульф // Соц. законность. — 1967. — №7.
6. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - 2-е изд., испр. — М., 1988.
7. Голубаева, Т.В. Словесность в юриспруденции / Т.В. Голубева. — Казань: Изд. Ка¬занского университета, 1995.
8. Гольдин, В.Е. Речь и этикет / В.Е. Гольдин. — М., 1983.
9. Горский, Г.Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский. — Воронеж, 1973.
10. Грошевой, Ю.М. Проблемы формирования убеждения в уголовном судопроизводстве / Ю.М. Грошевой. — Харьков, 1975.
11. Ерастов, Н.Г. Культура публичного выступления / Н.Г. Ерастов. — Ярославль, 1971.
12. Звездов, А. Обучать студентов искусству судебной речи / А. Звездов // Соц. законность. — 1953.
13. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. — М., 1991.
14. Подголин, Е. О стиле судебной речи / Е. Подлогин // Сов. юстиция. — 1981.— №20.
15. Речи советских адвокатов по уголовным делам / Отв. ред. К.Н.Апраксин. — М., 1975.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1.Каковы виды и процессы речевой деятельности?
2.Какие формы речи существуют?
3.Что понимают под письменной культурой речи юриста?
4.Что означает правильность речи?
5.Что означает ясность и точность речи?
6.Что означает простота и уместность судебной речи?
7.Чем достигается чистота и лаконичность речи?
8.Какую роль в произнесении судебной речи занимают юридические клише?
9.Пречислите и охарактеризуйте речевые средства воздействия речи.

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ
1.Прочитайте тексты предложенных речей вслух в соответствии с логикой фраз, перспективой высказываемых мыслей. Следите за интонацией, дикцией, паузами, правильным произношением слов. Избегайте однообразия мелодического рисунка. Не забывайте о психологических паузах.
2.Проанализируйте предложенные судебные речи современных судебных ораторов с точки зрения использования средств речевого воздействия. Соответствуют ли данные тексты нормам литературного языка, правилам построения публичной речи?



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии