БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Судоустройство » Методические материалы для КСР

Методические материалы для КСР

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение Образования «Барановичский государственный университет»

Факультет экономики и права
Кафедра уголовно-правовых дисциплин

Методические материалы для КСР

по дисциплине «Судоустройство»
по темам: «Судебная власть и правосудие»;
«Конституционные основы судебной власти»;
«Судоустройство зарубежных стран»

для специальности 1-24 01 02-02 «Правоведение»

Курс 2
Семестр 4
КСР – 8 часов
Составитель: преподаватель  

Барановичи 2009

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Занятие №1
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВОСУДИЕ
КРАТКАЯ АНОТАЦИЯ
Для современных государств характерно то, что в основе их функционирования лежит принцип разделения властей, процесс становления которого, происходил длительное время. Судебная власть занимает особое место в теории и практике разделения властей. Судебная власть прочно и надежно выделяется из системы государственной власти. Судебная власть может стоять на страже зашиты права и справедливости только в том случае, если она опирается на государство, используя его силу в решении задач.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Понятие и значение судебной власти.
2. Основные признаки судебной власти.
3. Отличие судебных органов от других органов власти.
4. Правосудие и его отличительные черты.

1 .ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Судебная власть система независимых государственных органов - судов, наделенных властными полномочиями, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в установленном законом порядке в судебных заседаниях все возникающие в обществе споры и конфликты, применять предусмотренные законом меры государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений, добиваясь неуклонного соблюдения законов всеми гражданами.
Судебная власть принадлежит судам и осуществляется самостоятельно и независимо от законодательной и исполнительной властей. Она существует для того, чтобы окончательно разрешать между людьми юридические конфликты, приводить в баланс законодательную и исполнительную власти, мешать им выходить за пределы своего предназначения.
Как явление, судебная власть по своей сути многогранна. Её можно рассматривать в виде функций, властеотношения, управления, принуждения. Ей присущи все атрибуты, которые лежат в основе любой государственной власти.
Все решения судебной власти носят определённый характер и подлежат обязательному выполнению.
В судебной власти наиболее рельефно проявляется нормативная, поведенческая и социальная её стороны. С нормативной стороны судебная власть состоит в наличии полномочий её субъектов, с поведенческой - особым формам её поведения при реализации своих полномочий, а социальной - к общественным отношениям, возникающим при её осуществлении (властеотношениям).
Внешними проявлениями судебной власти является подчинение. Конфликтующие стороны должны подчинятся распоряжениям носителя судебной власти. В случае если они игнорируют её решения, она применяет методы принуждения, ставя в неблагоприятное положение тех, кто уклоняется от её юрисдикции. Но есть и обратное влияние: воздействие сторон на суд. В законодательстве определены формы соотношения судебной власти и сторон в возникшем конфликте.
Понятие судебной власти должно включать:
наличие не менее двух субъектов отношений, одним из которых является суд;
выражение воли суда по отношению к тому, над кем он осуществляет свою власть, сопровождаемое угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной воле;
подчинение суду тех, с кем он вступает в отношения, выраженное в судебных актах (решениях, постановлениях, приговорах, определениях);
наличие норм закона, устанавливающих, что суд имеет право выносить судебные акты, а те, кого они касаются, обязаны подчиняться.
В общем, виде можно сказать, что судебной властью является та сфера общественных отношений, в которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией. Отсюда важным является, что собой представляет государство, в котором функционирует суд, каков в нём политический режим, каковы экономические достижения и какова в нём направленность запросов народа.
Государственной власти присуще такое свойство как легитимность. Судебная власть является частью государственной власти. Поэтому ей также свойственна легитимность.
Легитимность судебной власти состоит в её соответствии прогрессивным человеческим ценностям. Легитимна такая судебная власть, которую поддерживает народ. Его отношение к судебной власти проявляется в двух плоскостях: на стадии их формирования органов судебной власти и на стадии их функционирования.
Судебная власть будет легитимной, если она организована так, чтобы соответствовать основополагающим целям государства, дополнять законодательную и исполнительную власти, быть гарантом их надлежащего функционирования.
Легитимная судебная власть оправдывает социальные ожидания народа. Социальные ожидания народа исходят от более широких феноменов общественного сознания, таких как тип культуры, уровень правосознания, состояния морали в обществе, тенденций государства. Немалую роль в формировании социальных ожиданий от судебной власти играет законодательство, а так же личность судьи.
Социальные ожидания народа от реализации судебной власти можно разделить на три вида:
1. экономические - связаны с надеждой людей на то, что судебная власть будет способствовать укреплению экономического положения различных групп населения.
2. юридические - состоят в том, что правовая система, сложившаяся в государстве, будет формировать такую судебную власть, которая обеспечит экономические ожидания.
3. моральные - состоят в том, что оценивая её люди исходят из представлений о справедливости., которая является ядром морали каждого человека.
К легитимности судебной власти ведет её легитимация, то есть соответствующий путь, который подтверждает, определяет легитимное состояние власти. Легитимация судебной власти состоит, прежде всего, в организационном её оформлении. Наличие соответствующего правового акта, который разрешает образовывать суд как орган судебной власти, является основополагающим ,чтобы затем приступить к формированию состава судей, предназначенных именно для этого суда. В совокупности это приводит к легализации суда.
Легитимацию судебной власти надо отличать от ее правомочности. Если легитимация отражает организационную сторону легитимности судебной власти, то правомочность - её функциональную, процессуальную сущность. Правомочность - мера дозволенного поведения суда, как носителя судебной власти.
Таким образом, легитимной является такая судебная власть, которая получила свою легитимацию, является правомочной и эффективной.

2.ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Судебная власть, как определенная функция суда, обладает рядом признаков.
1. Судебная власть есть вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами (судами). Эта власть установлена Конституцией.
2. Судебная власть принадлежит только судам, которые образуются в соответствии с законом. Закон "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" установил, что судебная власть в Республике Беларусь
принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей.
3. Исключительность судебной власти. Лишь суды вправе осуществлять судебную власть. Ни одна ветвь власти, ни один государственный орган не вправе присваивать себе эти полномочия. Только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию,
4. Независимость, самостоятельность, обособленность присущи судебной власти. При отправлении правосудия суды независимы. Об этом записано в Конституции Республики Беларусь. Так, ст. 110 гласит: "Суды при осуществлении
правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону". Из этого следует, что судам Конституцией гарантирована
независимость, которую, никто не может нарушить.
Самостоятельность судебной власти означает, что свои функции суд выполняет самостоятельно, не ожидая чьих-либо советов, указаний, причём все вопросы судопроизводства разрешает в полном объёме.
Обособленность судебной власти означает, что суды, как государственная система, обособлены, не входят в какую-либо другую государственную структуру. Если суды и взаимодействуют с другими государственными органами, то это происходит в рамках действующего законодательства.
5. Процессуальный порядок - форма, присущая деятельности судов. Этот порядок устанавливается не судами, а законодательством и подлежит неукоснительному соблюдению. Закон устанавливает порядок производства по делам, то есть последовательность, порядок производства судебных действий, содержание и, форму решений, которые могут быть вынесены. Этот порядок принято называть процессуальной формой.
Процессуальная форма имеет свои особенности применительно к разным составам суда, рассматривающим дело по первой инстанции. Она является разновидностью правовой формы государственной деятельности. Значение процессуальной формы, её социальная ценность состоит в том, что она обеспечивает режим законности, создаёт условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законны интересов участвующих в деле лиц.
Осуществление полномочий путём судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных условий (поводов и оснований). Эта деятельность может начинаться
до вмешательства суда. Так, уголовные дела возбуждаются и расследуются органами предварительного следствия, или дознания и лишь по окончании расследования направляются в суд для рассмотрения по существу и принятия окончательного решения.
Подзаконность - один из важных признаков судебной власти. Ее деятельность строго регламентирована Конституцией Республики Беларусь и другими законами. В ст. 112 Конституции записано, что "суды осуществляет правосудие на основе
Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придёт к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в
установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным".

З.ОТЛИЧИЕ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ ОТ ДРУГИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Согласно Конституции, государственная власть в Республике Беларусь, осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга (ст. 6). Таким образом, Конституция признала судебную власть самостоятельной, обособленной и независимой от других ветвей власти. И эту власть поручено осуществлять только суду. Суд - независимый государственный орган, решающий важные задачи по отправлению правосудия. В статье 60 Конституции на суд возлагается особая миссия, которая свидетельствует о том, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Суд, как орган государственной власти, отличается от других ветвей власти не только спецификой судебных полномочий, но и порядком формирования, то есть для них существуют особые правила, отличные от формирования законодательных и исполнительных органов. По действующему законодательству суды образуются по строго установленной процедуре. Эта процедура предусмотрена Конституцией Республики Беларусь и законом "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь". Установленная процедура призвана обеспечить качественный отбор судей, способных добросовестно, ответственно и грамотно рассматривать и разрешать подсудные им дела.
Судьи должны иметь высокий уровень юридической подготовки, быть компетентными при производстве по делу, поскольку судебные ошибки недопустимы, так как они могут причинить непоправимый вред. Например, суд признал виновным в совершении тяжкого преступления К. и назначил наказание в виде исключительной меры - смертную казнь. Приговор был приведен в исполнение. Однако позже было установлено, что это преступление совершил Б. Исправить ошибку в данном случае невозможно.
В законе "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" названы требования, предъявляемые к судьям. Так, согласно ст. 61, при осуществлении правосудия судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь, быть справедливыми и беспристрастными. При исполнении своих обязанностей, а также в неслужебных отношениях судьи должны избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинство судьи. Первый съезд судей Республики Беларусь 5 декабря 1997 года принял Кодекс чести судьи Республики Беларусь, в котором
обратил особое внимание на нравственные свойства судей. В законодательстве предусмотрен широкий круг гарантий, препятствующих проникновению в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей.
Между тем судебная власть функционирует в нашем государстве параллельно с законодательной и исполнительной властями. Между ними существует тесная связь и взаимодействие. Так, органы законодательной власти издают законы, которые обязательны для исполнения судами, утверждают бюджет, где предусмотрены объёмы финансирования судов, размеры оплаты труда судей. В то же время органы судебной власти могут влиять на содержание деятельности законодательных и исполнительных органов. Суд вправе признать закон неконституционным, а решение, принятое исполнительным органом, - незаконным, что обяжет эти органы пересмотреть свои решения.
Суд отправляет судебную власть в определенном составе. Этот состав предусмотрен законом.
Так, Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает и разрешает дела в судебном заседании (ст. 11 Регламента Конституционного суда Республики Беларусь).
В общих и хозяйственных судах дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях -единолично судьями. Так, по первой инстанции в составе одного судьи рассматриваются гражданские дела, дела об административных правонарушениях и дела, вытекающие из исполнительных производств, а также уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе трех судей.
Пленум Верховного суда Республики Беларусь, Президиум Верховного суда Республики Беларусь/ областного, Минского городского судов рассматривают дела при наличии большинства членов Пленума или Президиума.
Судебная власть осуществляется по особой процедуре. Эти процедуры (правила) предусмотрены действующим процессуальным законодательством. Их принято называть судопроизводством (производством в суде}. К ним, относится: конституционное, гражданское, хозяйственное, уголовное и административное судопроизводство.
К числу специфических признаков правосудия и судебной власти отличающих ее от других правоохранительных и административных органов, относится также особый (присущий только суду), строго регулируемый законом (УПК и ГПК Республики Беларусь) порядок рассмотрения судебных дел. Особый процессуальный порядок призван гарантировать полное и объективное исследование дела, его справедливое разрешение, охрану прав и законных интересов участников процесса и что, не менее важно, обеспечить воспитательный эффект судебной деятельности, ее превентивное воздействие,

4.ПРАВОСУДИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
В самом понятии правосудие заключен тот смысл, который вкладывали в него с давних времен - правый, справедливый суд (суд по праву). Прежде чем определить понятие правосудия необходимо раскрыть его основные черты:
1. Правосудие - это государственная деятельность, осуществляемая судом.
Правоохранительную функцию государства осуществляют все государственные органы. Чтобы не возникло сомнений, в какой мере тот или иной государственный орган отражает ту или иную сторону правоохранительной функции государства, необходимо четкое законодательное закрепление за ними их функций. В отношении судов так и сделано. В ст. 4 Закона "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" сказано, что суды осуществляют правосудие.
Указание в законодательстве на то, что правосудие осуществляется только судом, является органически необходимым. Его отсутствие свидетельствовали бы о том, что органы законодательной власти не провели до конца тот подход, который они использовали в отношении других государственных органов, например, органов исполнительной власти. Наличие в законе нормы о том, что правосудие осуществляется только судом, означает, что правосудие включено в систему государственных функций; для его реализации государство специально создает суды; государство гарантирует не возлагать функцию правосудия на другие специально созданные государственные органы; наиболее важные с точки зрения государства юридические конфликты будут разрешаться судом, вне желания сторон рассмотреть возникший конфликт другим государственным органом, а не судом.
Правосудие - это функция суда. Но чтобы эта функция была реализована, суды должны быть наделены компетенцией. Компетенция (от лат, competo - добиваюсь, соответствую) означает: 1)круг полномочий, предоставленных законом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области.
Компетенции суда присущ объективно-субъективный характер. Объективный - поскольку компетенция суда зависит от экономического состояния общества, а субъективный - по тому, что проходит через сознание человека и закрепляется нормативно-правовых актах. Наделение суда компетенцией отвечающей политическим, экономическим и социальным условиям жизни общества, является одной из важнейших предпосылок эффективного использования всех возможностей государства в руководстве социальными процессами.
Устанавливая компетенцию судов, государство тем самым определяет место судов в системе органов государственной власти. Причем, для разрешения стоящих перед судами задач, необходимо, по возможности, устанавливать стабильную компетенцию. Однако это не означает, что компетенция суда не должна меняться на протяжении длительного времени. Механизм осуществления функции правосудия должен быть гибким, способным реагировать на меняющиеся общественные отношения.
Компетенция суда устанавливается государством в законодательстве. Суд не только вправе, но и обязан осуществлять ту компетенцию, которая на него возложена государством. Он не должен уклоняться от выполнения своей компетенции, равно как и выходить за ее пределы, а также перелагать ее на другие государственные органы и общественные организации. В своей деятельности суды не вправе подменять друг друга иначе это явится нарушением их компетенции.
Компетенция суда проявляется в деятельности суда. Всякая деятельность, в том числе и судебная, включает в себя определенные компоненты. Судебная деятельность - это совокупность действий суда, совершаемых в определенной последовательности и образующих судебный процесс, который можно разделить на конкретные стадии (части).
2. Правосудие осуществляется на основе закона.
Правосудие - это правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основы судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленность. Правовые нормы являются основным, фундаментальным регулятором правосудия. Право в наибольшей мере вторгается в деятельность по реализации правосудия. Оно упорядочивает поведение субъектов как носителей общественных отношений.
В законодательстве последовательно проводится идея, что правосудие - правоприменительная деятельность суда. Так, в ст. 4 Закона "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" от 13 января 1995г. сказано: "Суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством", а в ст.9 говорится, что судьи подчиняются только закону.
3. Правосудие осуществляется путем рассмотрения в судебных заседаниях дел в строго установленной законом процессуальной форме.
Следует отметить, что судебная власть в государстве распространяется или, по крайней мере, должна распространяться на все юридические конфликты, которые объективна, требуют ее вмешательства. Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия. Внешне это проявляется в определенном порядке рассмотрения дела. Характер дела и порядок его разрешения образуют вид правосудия. В итоге правосудие- это деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции.
Исходя, из уровня развития действующего законодательства, существуют следующие виды правосудия;
по уголовным делам;
по гражданским делам;
по хозяйственным делам;
по делам об административных правонарушениях;
по конституционным делам.
Уголовные дела - это дела о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными органами и должностными лицами.
Гражданские дела - это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений и др.
Дела об административных правонарушениях разнообразны. Они рассматриваются многими административными органами государства (органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и др.). Некоторые из административных правонарушений рассматривают суды: о мелком хулиганстве, о мелком хищении государственного имущества и др. Только суд может применять арест в качестве меры административного взыскания.
Все эти дела рассматривают суды общей юрисдикции. Рассмотрение дел осуществляется в судебных заседаниях, порядок проведения которых определен в законе. Важной особенностью этих заседаний является участие в них, конфликтующих сторон. В гражданском процессе они называются - истец и ответчик, в уголовном процессе " обвиняемый и потерпевший. Кроме них есть еще другие участники судебного процесса: свидетели, эксперты, переводчики и др. Они не заинтересованы в исходе дела. В исходе дела заинтересованы конфликтующие стороны. Для отстаивания своих интересов они не только наделены правами, но имеют и обязанности.
В результате рассмотрения уголовного дела суд выносит обвинительный или оправдательный приговор, по гражданскому делу - решение, а по делам об административных правонарушениях постановление, о наложении административного взыскания.
Для рассмотрения хозяйственных дел (дел, возникающие и сфере экономических отношений) созданы хозяйственные суды. Конституционные дела - это дела о том, соответствуют ли конституции Республики Беларусь другие нормативно-правовые акты. Такие дела рассматриваются Конституционным судом.
Положение Конституционного Суда и хозяйственных судов в судебной системе Республики Беларусь своеобразно:
при рассмотрении ими дел представители народа (народные заседатели или присяжные заседатели) не участвуют.
Правосудие всегда осуществляется по конкретному делу. Формой правосудия является судопроизводство, под которым следует понимать последовательность действий суда, направленных на выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемому делу и вынесению судом соответствующего письменного документа, в котором фиксируются результаты рассмотрения дела Существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное, административное, хозяйственное. Понятие "судопроизводство" идентично понятию "судебный процесс".
4. В результате рассмотрения дела применяется государственное принуждение.
В результате рассмотрения уголовного дела суд выносит обвинительный или оправдательный приговор, по гражданскому делу - решение, а по делам об административных правонарушениях постановление, о наложении административного взыскания. По закону только суд может применить государственное принуждение за совершенное преступление. Осуждая подсудимого по уголовным делам суд применяет меру государственного принудительного воздействия в пределах санкций уголовного закона. Принудительный характер воздействия проявляется и в гражданских делах. Удовлетворяя иск или отказывая в нем, суд принуждает ответчика или истца к должному поведению в рамках данного гражданского правоотношения.
Правосудие — это государственная деятельность, осуществляемая судом на основе закона, и заключающаяся в разбирательстве гражданских и уголовных дел в установленной законом процессуальной форме, направленная на укрепление законности и правопорядка и имеющая задачи по охране общественного строя, его политических и экономических систем, прав и интересов граждан, государственных и общественных организаций.

ТЕСТ
1. Арест в качестве меры административного взыскания могут применить:
- органы МВД;
- таможенные органы;
- органы санитарного надзора;
- суды общей юрисдикции.
2. Черты присущие правосудию:
- национальный язык судопроизводства; государственная деятельность, осуществляемая судом;
- единоличное, а в случаях предусмотренных законом, коллегиальное рассмотрение дел в судах; деятельность, осуществляемая на основе закона;
- деятельность, осуществляемая путем рассмотрения гражданских и уголовных дел в строгой процессуальной форме; в результате рассмотрения гражданских и уголовных дел применяются меры государственного принуждения.
3. Кодекс чести судьи Республики Беларусь принят:
- Декретом Президента Республики Беларусь;
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь;
- Первым съездом судей Республики Беларусь.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ТРЕНИНГ УМЕНИЙ).
1. Дайте определение судебной власти.
2. Дайте определение легитимности и легитимации.
3. Назовите основные признаки судебной власти.
4. Назовите отличия судебных органов от других органов власти.
5. Дайте определение правосудию.
6. Дайте определение судебной деятельности.
7. Дайте определение компетенции судебных органов.
8. Назовите основные отличительные черты правосудия.
9. Назовите символы судебной власти

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Конституция Республики Беларусь., Мн. 1997.
2. Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», 1995.
3. Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь, Мн. 2000
4. Борико СВ. Судоустройство, Мн.: Амалфея, 2000
5. Данилевич А.А., Мартинович И.И. Судоустройство, Мн., Амалфея, 2002
6. Максимов Л.Г., Максимова Л.П. Судоустройство Республике Беларусь, Мн. 2001



Занятие №2
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

КРАТКАЯ АНОТАЦИЯ МОДУЛЯ
В законодательстве Республики Беларусь впервые вводится понятие «судебная власть», хотя в историческом плане оно используется довольно давно. Об этом говорится в памятнике правовой культуры XYI века - Статусе Великого Княжества Литовского 1558 года. Несколько позже оно упоминалось в Судебных уставах России 1864 года, которые провозгласили отделение суда от исполнительной власти. Новая Конституция Республики Беларусь четко определила, что судебная власть - один из видов государственной власти. Правосудие, осуществляемое судами, основано на определенных принципах, т.е. общих и единых для всех судов исходных положениях, которые определяют наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности Общие принципы, закрепленные Конституцией, называются Конституционными. Их специфика состоит в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, но и для самого законодателя.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Понятие и классификация конституционных основ.
2. Содержание и значение конституционных основ.


1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ
Конституция Республики Беларусь закрепила общеправовые принципы ( происходят от латинского слова «основа», «начало») судебной власти, которые, выражая природу и сущность демократического государства содержат гарантии прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы исходят из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Принципы, содержащиеся в Конституции, именуются конституционными, а принципы, содержащиеся в отраслевом законодательстве, - специальными. Эти принципы неразделимо связаны между собой и образуют единую систему правовых основ.
Конституция Республики Беларусь и внесенные в последние годы изменения и дополнения, особенно уголовно-процессуальное законодательство, значительно углубили демократическое содержание принципов, расширили диапазон их применения, усовершенствовали формулировки отдельных основ, укрепили гарантийную обеспеченность принципов.
Приведение в жизнь Концепции судебно-правовой реформы предусматривает создание самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан, действенности законов.
В механизме защиты прав и свобод граждан Конституция РБ отводит судебной власти одно из центральных мест. Ей уделяется внимание в разделе I - «Основы конституционного строя», II - «Личность, общество, государство», а также посвящена самостоятельная глава № 6 в разделе IV - «Суд». Конституция РБ провозгласила принцип разделения властей (ст. 6), закрепляет конституционные основы судебной власти. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 года, ст. 60 Конституции устанавливает: «Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом в установленные судом сроки ». При этом граждане могут взыскать как имущественный ущерб, так и материальную компенсацию за моральный вред. Конституция РБ (ст. 25) гарантирует право лица, взятого под стражу, обжаловать решение о задержании и аресте в судебном порядке. Конституцией РБ (ст.26) воспроизведена норма «Всеобщей декларации прав человека» 1948 года о презумпции невиновности. Согласно ей никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не доказана в предусмотренном законе порядке и не установлена приговором суда, вступившем в законную силу. Обвиняемый не должен Доказывать свою невиновность. В соответствии со ст. 62 Конституции РБ каждый гражданин имеет право на юридическую защиту прав и свобод. Гражданин имеет право в любой момент пользоваться услугами адвоката других своих представителей в суде, государственных органах. В случаях, предусмотренных законом, помощь оказывается за счёт государства. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
В ст.27 Конституции впервые в нашем законодательстве закреплено проникнутое идеей гуманизма положение о том, что никто не должен принуждаться давать показания и объяснения против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, а доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
Конституционные основы судебной власти - это содержащиеся в Конституции РБ, руководящие правовые положения, закрепляющие основные принципы организации и деятельности всей судебной системы. Они условно делятся на:
- судоустройственные или организационные;
- судопроизводственные или процессуальные.
Организационные основы определяют построение судебной власти, а процессуальные - сущность судебной деятельности.

2. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ
1.Судебная власть принадлежит судам (ст. 109).
Это означает, что образование чрезвычайных судов на территории всей РБ запрещено. Без суда не может быть правосудия и не может быть судебной власти. Конституция содержит лишь исходные начала судебной власти, не перечисляя все действующие на территории РБ суды. В ней лишь указывается, что судоустройство в РБ определяется законом. Закон «О судоустройстве и статусе судей» в соответствии с Конституцией и на основе Концепции о судебно-правовой реформе регулирует всю систему построения судов, общие принципы их деятельности и организации. Более детализирована деятельность судов в УПК Республики Беларусь и ГПК Республики Беларусь. Именно суду и только ему принадлежит исключительное право на признание лица виновным в совершении преступления и назначение наказания.
Важно отметить, что в содержание рассматриваемого принципа входит осуществление деятельности во всех её формах и на всех стадиях судопроизводства, т.е. как разрешение дел по существу в суде первой инстанции, так и разбирательство (проверка) их в кассационном и надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам. Принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе, как вышестоящим судом. Ни одно судебное решение, не может быть отменено или изменено, каким бы то ни было государственным органом, в том числе высшей государственной властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти. Решения, принимаемые судом, после вступления их в законную силу, являются обязательными для всех, не исключая высшие органы власти.
Этот принцип имеет не только важное юридическое, но и политическое значение, ибо исключает возможность внесудебного применения государственного принуждения. Строгое проведение его в жизнь служит действительного соблюдения прав и законных интересов граждан, привлечённых к ответственности. В этих целях ст. 109 Конституции РБ и ст. 17 закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» запрещают создание каких-либо чрезвычайных судов.
2.Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону (ст. 110).
Он обеспечивает действительную самостоятельность судебной власти, создает такие условия для работы судов, в которых суд мог бы иметь не декларированную, а реальную возможность принимать ответственные решения без какого-либо постороннего влияния и вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия извне, на прочной основе требований закона и только закона.
Какое-либо вмешательство в деятельность судей недопустимо и влечёт ответственность по закону. Предполагается, что независимость судей по закону должна обеспечиваться:
- установленным законом порядке их назначения и освобождения;
- неприкосновенность судей;
- юридической процедурой осуществления правосудия;
- тайной совещания судей при вынесении решения, приговора и запрещением её разглашения;
- ответственностью за неуважение к суду;
Созданием необходимых материальных и социальных гарантий судьям и материально - техническим обеспечением судов;
Запрещено давление на судей. Это включает в себя запрет должностным лицам, общественным организациям, средства массовой информации направлять в адрес судов различные заявления и петиции с требованиями разрешить дело
по всей строгости закона. Вышесказанное, однако, не исключает возможности критиковать судебные решения, если имеются основания сомневаться в их законности и обоснованности.
3.Запрещение судьям заниматься другими видами деятельности, кроме преподавательской и научно -исследовательской, не связанных с занятием штатных должностей (ст. 111).
4.Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных актов (ст. 112).
Судья подчиняется только закону и никому более. Впервые в нашем законодательстве закреплено положение, что если при рассмотрении конкретного дела суд придёт к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или иному закону, он принимает решение в соответствии с Конституцией и законом и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Тем самым наряду с Конституционным судом и обычные суды могут ставить вопрос о приведении нормативного акта в соответствие с Конституцией или законом.
5.Коллегиальное, а в случаях, предусмотренных законом, единоличное рассмотрение дел в судах (ст. 113).
Все гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьёй единолично, за исключением дел, рассматриваемых судебной коллегией по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь.
Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривают дела о:
- преступлениях, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или смертная казнь;
- преступлениях несовершеннолетних;
Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется в составе трёх профессиональных судей один из которых председательствующий. В порядке надзора пересматривается в составе не менее трёх судей, если дело рассматривается судебной коллегией Верховного Суда и большинством голосов членов Президиума Верховного Суда, областных и Минского городского судов Республики Беларусь.
6.Открытое разбирательство дел во всех судах, за исключением случаев, определённых законом (ст. 114).
Этим принципом подчёркивается принцип гласности в судопроизводстве. Она обеспечивает воспитательный процесс населения, контроль за судебной деятельностью, являющийся гарантией законности при осуществлении правосудия. Любой гр-н, достигший 16 лет, может присутствовать в зале суда, соблюдая установленный порядок. Гласность достигает максимального эффекта в случаях, когда суды рассматривают дела в выездных заседаниях, непосредственно на предприятиях или в домоуправлениях. Закон не запрещает и трансляцию судебных процессов (когда это необходимо) по радио и телевидению. Могут присутствовать средства массовой информации, печать. По законодательству рассмотрение дел во всех судах открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны, по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, в случаях, когда необходимо предотвращение разглашения сведений об интимных сторонах жизни лиц, участвующих в процессе. Закон предусматривает закрытие дверей судебного заседания также для обеспечения тайны усыновления, охраны переписки и личных телеграфных сообщений, врачебной тайны, тайны нотариальных действий и денежных вкладов и другие. По таким делам публично оглашаются только резолютивная часть решения или приговора (ст. 11 закона «О судоустройстве и статусе судей»).
7.Осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе, право сторон на обжалование судебных постановлений (ст.115).
Этот принцип обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, вынесение законных и обоснованных решений. Состязательность, как основа правосудия, означает такое построение этого вида правоохранительной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях равные возможности участвующих лиц отстаивать свои права и законные интересы перед судом. Состязательность предполагает разделение в судебном разбирательстве функций обвинения, защиты и разрешения дела при условии равенства сторон. Состязательность - это противоборство, спор обвинения и защиты под контролем суда в целях выяснения необходимых обстоятельств дела и правильного его разрешения.
Каждый, кто осуждён, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены высшей судебной инстанцией согласно закону.
8.Назначение и выборность судей (ст. 84. ст. 116)
Для справки: Парламент - Национальное собрание, состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.
Ст. 84 Конституции. Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики назначает на должность:
-Председателей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
-судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда;
Президент единолично назначает:
- 6 судей Конституционного Суда и иных судей Республики Беларусь.
Ст. 116 Конституции. Шесть судей Конституционного Суда избираются Советом Республики.
9. Национальный язык судопроизводства (ст. 50)
В нём выражена и юридически закреплена официальная государственная национальная политика о свободном развитии языковых привилегий. Закон исходит из следующих положений:
1)Судопроизводство осуществляется на государственном языке (в наших условиях - на белорусском или русском).
2)Полное ознакомление (если надо- через переводчика) с материалами дела тех его участников, которые не владеют этим языком.
3)Участие таких лиц во всех судебных действиях с помощью переводчика.
4)Выступление их в суде на своём родном языке.
Причем, переводчик приглашается для участия по просьбе либо заинтересованного лица, либо по инициативе самого суда и во всех случаях за счёт государства.
Законодатель придаёт соблюдению этого принципа настолько важное значение, что любое нарушение, отступление от него ведёт к безусловной отмене судебных решений, вынесенных по делу.
10. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту. ( ст. 22 и 60)
Право подозреваемого и обвиняемого (подсудимого) на защиту образует совокупность принадлежащих им прав, осуществление которых дает возможность оспаривать выдвинутое против них подозрение или обвинение в совершении преступления, доказывать свою непричастность к преступлению, невиновность или меньшую степень вины, защищать другие законные интересы в деле, в частности, моральные, имущественные, трудовые и другие.
«Каждый, — говорится в Конституции Республики Беларусь (ст. 62), — имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право в любой момент пользоваться помощью адвокатов и иных своих представителей в суде, иных гос. орг-х, орг-х местного управления, на предприятиях, в учреждениях, в организациях и общ. объед-х и в отношениях с должностными лицами и гражданами... Противодействие оказанию правовой помощи в РБ запрещается».
В полной и развернутой форме этот принцип раскрывается в ст. 6 Закона «О судоустройстве и статусе судий в Республике Беларусь»: «Граждане Республики Беларусь имеют право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, гарантированные Конституцией Республики Беларусь и действующем законодательством, а также от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц. Иной порядок защиты прав и законных интересов отдельных категорий граждан может быть установлен только законами Республики Беларусь.

ТЕСТ
1. Судом первой инстанции коллегиально рассматриваются:
- Все гражданские дела;
- Все уголовные дела
- Патентные дела;
- Уголовные дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь;
- Уголовные дела о преступлениях, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет;
- Уголовные дела о преступлениях, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет;
- Уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигших 16 лет;
- Уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами.
2. Президентом Республики Беларусь единолично назначаются на должность:
- Председатель Конституционного Суда;
- Председатель Белорусского военного суда;
- Все судьи Конституционного Суда;
- Шесть судей Конституционного Суда;
- Судьи Верховного Суда;
- Судьи районного (городского) суда.
3. В закрытом судебном заседании могут рассматриваться дела:
- о половых преступлениях;
- о преступлениях, совершенных несовершеннолетними;
- о преступлениях, совершенных лицами не достигших 16 лет;
- с целью предотвращения разглашения государственной, военной тайны;
- с целью предотвращения разглашения тайны усыновления;
- о лишении родительских прав.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2. Дайте определение конституционных принципов.
3. Какие конституционные принципы (основы) судебной власти Вы знаете?
4. Дайте характеристику каждому конституционному принципу.
5. Какие категории уголовных и гражданских дел в качестве суда первой инстанции рассматриваются коллегиально?
6. Какой судебный состав при рассмотрении дел в кассационном порядке?
7. Какой судебный состав при рассмотрении дел в порядке надзора?
8. Какие категории дел могут рассматриваться в закрытом судебном заседании?
9. Как Вы понимаете состязательность при рассмотрении дел в суде?
10. Какие судьи назначаются на должность Президентом Республики Беларусь единолично?
11. Какие судьи назначаются на должность Президентом Республики Беларусь по согласованию с Советом Республики?

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Республики Беларусь.
2. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.
3. Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», 1995 г.
4. Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь. Мн., 2000.
Борико СВ. Судоустройство. Мн„ 2000.
5. Данилевич А.А., Мартинович И.И. Судоустройство, Мн., 2002.
6. Максимов Л.Г., Максимова Л.П. Судоустройство Республики Беларусь.Мн.,2001


Занятие №3
СУДОУСТРОЙСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ)

КРАТКАЯ АНОТАЦИЯ МОДУЛЯ
Из существующих ныне в мире систем правоохранительных органов (юстиции) выделим три группы:
 страны, испытывающие, на себе влияние одной из старейших систем юстиции — англосаксонской (Англия, США, Канада, Австралия и др.)
 страны континентальной, или романо-германской, системы права и юстиции;
 страны Восточной и Центральной Европы (страны бывшего социалистического содружества);
Большинство западных стран восприняли британскую правовую традицию.
На Западе широко распространены частные полицейские службы и детективные агентства. Приватные правоохранительные структуры работают в тесном контакте с государственной полицией. В последнее время кое-какие частные структуры в сфере юстиции стали появляться и в некоторых странах бывшего Советского Союза, в частности, в России. Некоторые наметки на этот счет содержатся и в нашей Концепции судебно-правовой реформы, хотя закона по этому поводу у нас пока нет. Если говорить о судоустройстве в странах Восточной и Центральной Европы, то их системы сравнимы с нашей. Сейчас в этих государствах идет процесс глубокого реформирования. Подобно нам, они решают задачу строительства правового демократического государства.
В Англии суды делятся на две категории — высшие и низшие. Система высших судов достаточно сложная. Она включает в себя Верховный суд Англии и Уэльса; Палату лордов. Кроме того, существует относительно самостоятельная система высших судов Шотландии и Северной Ирландии. Низшее звено — основное. В настоящее время Верховный суд Англии и Уэльса состоит из трех структурных элементов: Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда.
Высокий суд действует в качестве суда первой и апелляционной инстанции по уголовным делам. Возглавляет Высокий суд в целом и его канцелярское отделение лорд-канцлер, а отделение королевской скамьи — лорд- главный судья. Все они назначаются королевским указом.
Суд короны, входящий в состав Верховного суда, является высшим уголовным судом. Его заседания проходят более чем в шестидесяти городах страны (выездные сессии). Судьями Суда короны являются все судьи высокого суда, а также окружные судьи и рекордеры.
Апелляционный суд, действующий в составе Верховного суда рассматривает апелляции на приговоры и апелляционные постановления Суда короны (т.е., по сути, судов присяжных). Причем, апелляции по вопросам права рассматриваются по инициативе апелляционного суда, а по вопросам факта, как правило, с согласия суда короны. Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений. Помимо Верховного суда в Англии действует Суд Палаты лордов. Это высшая и окончательная судебная инстанция (как у нас, к примеру, Пленум Верховного суда) для всех судов Англии и Уэльса, а также Шотландии и Северной Ирландии по принципиальным вопросам права.
Правосудие в США представляет собой разветвленную и громоздкую структуру Судебная система страны состоит из федеральных судов и судов штатов. Американский суд в своей деятельности, выходит за привычные рамки разрешения споров о праве. Он активно участвует в регулировании крупных политических, экономических и социальных проблем.
Таким образом, первой особенностью американской юстиции следует считать необычайно высокий авторитет судебной власти. Вторая особенность состоит в том; что это «двойная», или, точнее сказать, двуединая система; образованная, с одной стороны, федеральной системой и, с другой — судебными системами штатов, суды каждой из которых действуют в своей сфере самостоятельно и полновластно, т.е., федеральные суды не являются вышестоящими по отношению к судам штатов.
Высшим органом судебной власти на федеральном уровне является Верховный суд США. Он состоит из шести судей, включая главного судью, или председателя. Территория страны разделена на 94 судебных района, в каждом из которых образован районный федеральный суд (с числом судей от одного до 27). Также функционируют окружные апелляционные суды (для пересмотра решений районных федеральных судов). Район, в свою очередь, делится на участки, где работает один из районных судей. Районные суды тесно связаны с так называемыми магистратами, или магистратскими судами, представляющими собой низшее звено федеральной судебной системы. Они действуют в качестве мировых судей, рассматривают мелкие правонарушения, определяют условия, на которых обвиняемый может быть освобожден от содержания под стражей, а также выполняют иные обязанности, которые районный федеральный суд может возложить на них.
Важным звеном судебной системы США являются федеральные апелляционные суды, они занимают промежуточное место в трехзвенной федеральной судебной системе США. За исключением небольшой категории дел, которые попадают непосредственно в Верховный суд США, апелляционные суды выносят окончательное решение по делам, рассматриваемым районными и территориальными судами, налоговым судом и многочисленными агентствами. Абсолютное большинство дел, поступивших в апелляционные суды, разрешаются ими окончательно.
Сейчас территория США разделена на 11 округов с одним апелляционным судом в каждом. Число судей в этих судах колеблется от 3 до 15. Их назначает президент по совету и с согласия сената. Дела обычно рассматриваются тремя судьями, а иногда и в полном составе. Общее руководство деятельностью апелляционного суда осуществляет председатель суда, назначение которого происходит довольно сложным путем. Председателем становится судья, не достигший 70-летнего возраста и имеющий наибольший стаж службы в качестве члена апелляционного суда. Если же все судьи старше 70 лет, председателем становится самый молодой из них. Он остается в своей должности до тех пор, пока вновь назначенный в округ судья после года работы не заменит его.
Особое место не только в судебной, но и в политической системе США занимает Верховный суд, т.к. он осуществляет функцию конституционного надзора, т.е. решает не только судьбу дела на основе закона, но и а случае, если это связано с делом, судьбу самого закона - вопрос о его соответствии Конституции.
В качестве суда первой инстанции Верховный суд США выступает крайне редко. Это случается лишь по двум категориям дел: когда одной из сторон в споре является штат или по делам, возникающим в связи с предъявлением иска иностранным послам, иным дипломатически представителям, а также членам их семей и обслуживающему персоналу. Значительно более широкий круг вопросов рассматривается Верховным судом в качестве суда второй инстанции (главным образом, апелляционной). Однако обращение к Верховному суду как к апелляционной инстанции вовсе не означает, что дело будет принято к рассмотрению. Все зависит от наличия в деле «существенного федерального интереса». Если его: нет, суд может уклониться от рассмотрения дела.
Наряду с судами высшей юрисдикции, в Америке существует разветвленная система так называемых специализированных судов, входящих в федеральную систему. Это претензионный суд для: рассмотрения имущественных претензий частных лиц к правительству США. Это и суд по таможенным делам, рассматривающий жалобы импортеров на таможенные власти США. Он заседает, как правило, в порту, через который идет импорт товаров. Сама же штаб-квартира его расположена в Нью-Йорке. Решение таможенного суда может быть обжаловано также в специализированный апелляционный суд по таможенным и патентным делам. Это, наконец, налоговый суд, рассматривающий споры в связи с решением федерального налогового ведомства и его подразделений. К этой же категории специализированных судов относится и так называемый временный чрезвычайный апелляционный суд. Он рассматривает вопросы, связанные с ценами, платой за жилье, а также с применением законов о «стабилизации экономики».
Особую группу судов вне федеральной судебной системы составляют военные суды. Они не являются постоянно действующими судебными органами, а созываются для рассмотрения конкретных дел. Право созыва их принадлежит командованию на соответствующему уровне — от президента США как главнокомандующего до командира роты. Они образуют трехзвенную систему. К судам первой инстанции относятся суммарные военные суды, специальные военные суды и общие военные суды. Апелляционной инстанцией по отношению к суммарным, специальным и общим военным судам является коллегия (или бюро) по проверке судебных решений. Высшим судебным органом для военных судов выступает Военно-апелляционный суд, представляющий собой одно из подразделений Министерства обороны США и подчиненный, как и военные суды, командованию.
Сложное построение имеют судебные структуры штатов. Причем в каждом штате существует своя система отправления правосудия, нет фактически двух штатов с одинаковым судоустройством. Немногие черты сходства между судебными системами различных штатов заключаются в наличии, по меньшей мере, судов двух типов: местных судов первой инстанции, рассматривающих дела по существу, и судов второй инстанции, обладающих апелляционной юрисдикцией. Каждый штат имеет свою верховную судебную власть в лице высшего или апелляционного суда. Разграничение подчиненности между федеральными судами и судами отдельных штатов — вопрос довольно сложный и нередко спорный.
Судебная система Франции имеет дихотомическое строение. Она подразделяется на общие и специальные суды. Действующее законодательство страны предусматривает несколько процедур судебного разбирательства по первой инстанции в зависимости от характера уголовного деяния. При этом все уголовные деяния французское законодательство делит на три категории: преступления, деликты и проступки. В соответствии с этим уголовные дела рассматриваются в одном случае судом присяжных, в другом — исправительным, в третьем — полицейским трибуналом. Суд присяжных состоит из трех постоянных членов (председатель и два асессора) и девяти присяжных заседателей.
Постоянные члены французского суда и присяжные заседатели составляют единую коллегию, т.е. разграничение компетенции между ними отсутствует и все вопросы решаются совместно. Однако это единство не является абсолютным. Процессуальные полномочия председателя суда, а следовательно, и его реальное значение, исключительно велики Он может принимать ряд важных процессуальных решений вне зависимости от мнения состава суда. При этом позиция асессоров и присяжных заседателей юридического значения не имеет. Более того, единоличное решение председателя в ряде случаев может иметь преимущественное значение по отношению к противоречащему ему коллегиальному решению суда Председатель вправе, например, удовлетворить ходатайство, в котором суд большинством голосов отказал. Таким образом, закон отдает предпочтение профессионализму и компетентности как главным условиям правильности судебного решения. По окончании судебного следствия и прений сторон выносится путем тайного голосования приговор. Для обвинительного приговора необходимо большинство в восемь голосов (из девяти). Требование мотивировки приговора в законодательстве отсутствует.
Дела о деликтах рассматриваются исправительными трибуналами. В состав исправительного трибунала входят трое профессиональных судей, один из которых — председатель. Участие прокурора в заседании исправительного трибунала обязательно, участие защитника лишь допускается. Что же касается обвиняемого, то в значительном числе случаев исправительные трибуналы рассматривают уголовные дела в его отсутствие.
Дела о проступках поступают в полицейские трибуналы. В составе полицейского трибунала один профессиональный судья. Для рассмотрения дела по существу судья обязан ознакомить обвиняемого с содержанием полицейского протокола и предложить ему уплатить штраф. Согласие обвиняемого с данной мерой и выплата соответствующей суммы автоматически прекращает дальнейшее производство по делу. Отказ обвиняемого от уплаты штрафа влечет за собой рассмотрение дела по существу. При этом основное значение придается письменным доказательствам, главным образом, протоколам и донесениям, составленным служащими полиции. Это имеет существенное практическое значение, т.к. 99 % всех уголовных дел во Франции рассматривается именно в порядке упрощенного производства исправительными и полицейскими трибуналами.
Апелляционный суд во Франции состоит из двух палат — по уголовным и гражданским делам. Он является второй инстанцией для нижестоящих судов и рассматривает апелляционные жалобы в составе не менее пяти членов суда. Пересмотру в апелляционном порядке в палате по уголовным делам подлежат только приговоры исправительных и полицейских трибуналов.
Высшей судебной инстанцией Франции является Кассационный суд. Здесь в коллегиальном порядке (не менее 9 судей) пересматриваются решения и приговоры суда присяжных и апелляционного суда. Основанием для пересмотра дела в кассационном порядке является лишь вопрос права. При рассмотрении уголовных дел кассационный суд располагает полномочиями оставить приговор без изменении, отменить приговор и направить на новое рассмотрение или изменить приговор. Кассационная инстанция, кроме того, рассматривает дела в связи с так называемым ходатайством о ревизии, которое заявляется ввиду новых обстоятельств, открывшихся в период: исполнения приговора.
В систему: специальных судов Франции входят военные трибуналы, таможенные и патентные суды, а также суды по делам несовершеннолетних и некоторые другие судебные образования.
В Германии сложилась двухступенчатая система по уголовным делам. Это уголовные (местные) суды и уголовные палаты земельных судов, выступающие в качестве судов общей подсудности. Высший федеральный суд является кассационной инстанцией. Вышестоящие суды, по общему правилу, выступают апелляционными инстанциями по делам, рассмотренным нижестоящими судами. Имеются также апелляционные суды земель, Высший федеральный апелляционный суд, федеральный Конституционный суд.
Обязанность проведения предварительного расследования лежит на прокуроре. Однако практически по всем делам расследование ведет полиция. Генеральные прокуроры земель подчинены министру юстиции, однако,, последнее слово принадлежит судебной власти. Верховенство судебной власти подчеркивается тем, что прокуроры состоят при судах различных инстанций.
Важная особенность: уголовный процесс в Германии состоит в том, что он носит не состязательный, а инквизиционный характер, т.е. не стороны, а судьи вызывают и допрашивают свидетелей. Они же определяют порядок рассмотрения доказательств. Суд присяжных был упразднен в Германии в 1924 году. Общественность представлена в судах так называемыми шеффенами (по два человека в каждом суде), имеющими одинаковые права с профессиональным судьей. Это напоминает нашу прежнюю систему народных судов.
Романо-германская, или континентальная, и англосаксонская правовые системы используют различные принципы уголовной ответственности. К примеру, в уголовных кодексах Франции, Италии, ФРГ, Швейцарии, Бельгии и других государств Западной Европы закреплено правило: «нет преступления без указания на то в законе», что исключает уголовное преследование и ответственность за действия, не предусмотренные кодексом. В Англии и США, напротив, возможны случаи осуждения или оправдания лишь в порядке свободной нормоустанавливающей деятельности суда, который вправе проводить инкриминацию деяния или освобождение от уголовной ответственности не только в пределах и по основаниям, предусмотренным законодательством, но и по иным критериям: наличие прецедента по аналогичному делу, расширительно толкуемые нормы справедливости, морали и приличия и т.д.
Многие зарубежные юристы выступают за то, чтобы закрепить за судебной властью (по образцу Англии и США) право на нормотворческую деятельность. Стремление освободить судью от жесткого подчинения букве закона нашло отражение и в концепции российской судебно-правовой реформы.
В нашем законодательстве идея судейского, или «гибкого», права, не нашла прямого выражения, но судебная практика (руководящие разъяснения и указания Верховного Суда или его Пленума) свидетельствует о том, что и мы продвигаемся в том же направлении.
Статус прокуратуры различен в англосаксонской и романо-германской системах правосудия. В континентальной Европе прокуратура входит в систему органов юстиции. Ее организационная структура, к примеру, во Франции «привязана» к структуре общих судов: прокуроры республики состоят при судах, генеральные прокуроры при апелляционных судах, генеральный прокурор страны — при Кассационном суде. В англосаксонских странах (США, Англия, Канада и др.) своеобразным аналогом прокуратуры выступает атторнетура. Так, генеральный атторней Великобритании имеет статус высшего должностного лица государства в сфере осуществления уголовного преследования.
Его указания обязательны для всех лиц и органов, производящих досудебное расследование. Помимо этого, генеральному атторнею принадлежит исключительное право возбуждать производство по расследованию государственных преступлений, связанных с посягательством на монарха или правительство страны.
В США федеральная атторнетура возглавляется Генеральным атторнеем, который одновременно является главой департамента юстиции (министром). Он назначается сроком на четыре года президентом с согласия сената. В таком же порядке назначаются районные федеральные атторнеи. Наряду с этим, имеется атторнейская служба штатов, представленная генеральным атторнеем штата и местными атторнеями.
В круг полномочий атторнетуры входит возбуждение уголовного преследования от имени государства, расследование фактов нарушения законов, поддержание обвинения в судах, заявление судебных исков в интересах федерального правительства Существует разнообразие полицейских систем. Только на федеральном уровне в США имеются такие мощные формирования, как Федеральное бюро расследований (ФБР), секретная служба казначейства, бюро наркотиков., таможенное бюро, служба иммиграции, инспекторский департамент почтового ведомства и другие органы, наделенные правом досудебного расследования уголовных дел по составам преступлений, отнесенным законом к их подследственности.
Во Франции принято различать административную и судебную полицию. Задача первой — предупреждение нарушений правопорядка и выполнение некоторых смежных с этой профилактической деятельностью функций. Задача второй состоит в раскрытии преступлений, установлении обстоятельств их совершения и передаче обвиняемых судебным органам. По незначительным правонарушениям (проступкам и деликтам) судебная полиция проводит полное расследование, а по преступлениям, т.е. уголовно наказуемым деяниям, лишь самые неотложные следственные действия (то, что мы называем дознанием) с последующей передачей дела следственному, судье. После принятия закона 198! года «Об усилении безопасности и защите свободы личности» во Франции ощутима тенденция усиления роли полиции. Этим актом значительно расширена подследственность уголовных дел полицейским-органам и соответственно сужена сфера влияния на этот процесс следственных судей.
На Западе широко распространены частные полицейские службы и детективные агентства. Индустриальные и финансовые компании содержат в своем штате особые структурн



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии