БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Правотворческий процесс » Роль судебной власти в правотворческом процессе

Роль судебной власти в правотворческом процессе

Роль судебной власти в правотворческом процессе.

1. Механизмы и формы участия судебных органов в правотв проц
2. Осуществление судебного контроля за конституционностью НПА.
3. Взаимодействие с другими государственными органами по вопросам правотворчества.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Судебную систему РБ представляют суды общей компетенции, хозяйственные суды, Конституционный суд. В правотворческом процессе от имени Верховного суда выступает Пленум, в компетенцию которого входит:
- рассматривает и обобщает судебную практику, осуществляет толкование в виде принятия разъяснений по вопросам применения законодательства 
- рассматривает предложения председателя о несоответствии постановлений Пленума законодательству
- принимает решение о приведении неконституционных решений Пленума в соответствии с Конституцией
- рассматривает вопросы, связанные с совершенствованием законодательства 
- заслушивает председателей судебных коллегий Верховного суда о деятельности судебных коллегий и практики применения законодательства судами 
- и иные полномочия
Порядок подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения.
Подготовка на пленуме, который созывается председателем Верховного суда, который созывается не реже раза в 3 месяца. В обсуждении могут участвовать лица, приглашенные на заседание. Может образовываться редакционная комиссия из указанных лиц. Принимается постановление открытым голосованием большинством голосов, при этом члены Пленума от голосования воздержаться не могут. Постановление подписывается председательствующим и секретарем, который обеспечивает ведение протокола, осуществляет работу по организации и исполнению постановлений.
Высший хозяйственный суд. 
Постановления принимаются на Пленуме ВХС, который действует в составе председателя ВХС, 1 заместителя и заместителей председателя, судей ВХС, председателей судов областей и города Минска. Пленум созывается по мере необходимости, не реже раза в 4 месяца. 
Подготовка проектов постановлений.
Основанием подготовки проектов является:
- обзоры судебной практики
- протесты, внесенные в порядке надзора на постановления Президиума ВХС
- представления о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- представления и ходатайства по необходимости разъяснения вопросов законодательства 
- докладные записки, справки о работе ВХС, хозяйственных судов города Минска и о практике применения ими законодательства, оформленных на имя председателя ВХС
- и другие 
Предложения должны содержать обоснования необходимости его принятия. Решения о необходимости принятия принимается председателем и вопрос включается в план работы ВХС на соответствующее полугодие. Внеплановая подготовка проектов постановлений осуществляется по поручению председателя, который также определяет рабочую группу по подготовке проекта. 
К подготовке проекта могут привлекаться научные работники и специалисты соответствующих организаций. Ответственный исполнитель осуществляет подбор и систематизацию законодательства, изучает судебную практику, обобщает поступившие замечания и предложения на проект. Подготовка проекта должна быть завершена за 40 дней до заседания. Проект передается судье, являющемуся секретарем Пленума.
Порядок проведения заседаний.
Заседание является открытым, либо по решению председателя закрытыми. Пленум правомочен при наличии большинства членов. Начинается с выступления лица, ответственного за подготовку проекта, который:
- освещает социально-экономическую характеристику
- решает вопрос о соответствии проекта международным договорам
- дает оценку поступившим замечаниям и предложениям 
- указывает на спорные положения проекта
По окончании доклада докладчику могут быть заданы вопросы, образуется редакционная комиссия для принятия решения, доработанный проект представляется на обсуждение Пленуму. Принятие такое же как и ВС.

2.Осуществление судебного контроля за конституционностью НПА возложена на КС, который:
- дает заключения о соответствии законов, указов, декретов Президента Конституции и международным актам
- международных актов
- Конституции
- о соответствии постановлений Совета Министров, постановлений судов, генерального прокурора
- соответствии акта любого другого органа
Предложение о проверке конституционности акта в КС могут вносить: президент, Национальное Собрание, Совет Министров, ВС, ВХС, другие государственные органы, общественные объединения, граждане, которые выступают с инициативой перед соответствующими органами. Полномочиям в правотворческом процессе относятся также толкования решений КС самим КС, либо по собственной инициативе, либо по решению лиц и органов, которым это решение было направлено.

3.Обобщение судебной практики, судебной статистики могут проводиться на совместных заседаниях Пленумов ВС и ВХС, которые считаются правомочными при условии, что на нем присутствуют более половины от полного состава. Принимается решение простым большинством голосов и подписываются председателями обоих судов и секретарями.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии