БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Управление качеством » Лабораторная работа № 1. Предпосылки создания системы международных стандартов

Лабораторная работа № 1. Предпосылки создания системы международных стандартов

Лабораторная работа № 1. Предпосылки создания системы международных стандартов (2 ч.)
Цель работы: изучить сущность управления качеством и его составляющие, терминологию и основные понятия в области качества продукции по действующим техническим нормативным правовым актам, овладеть навыками работы с ними; ознакомиться с правовой основой качества на современном этапе развития.
Контроль усвоения: устный опрос, тестирование.
Литература: 1—13, 17, 18.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Материальное обеспечение
1. Сыцко, В.Е. Управление качеством: практикум / В.Е. Сыцко [и др.]. Минск, 2009.
2. СТБ ИСО 9000-2006. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
3. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения.
4. О техническом нормировании и стандартизации: Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №2/1011.
5. Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №2/1018.
6. О защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. №2/839.
7. Указ Президента Республики Беларусь № 268 от 20 мая 1998 г. «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства и об усилении ответственности изготовителей за качество продукции». Минск, 1999.
8. Государственная программа «Качество» на 2007—2010 гг., ] утвержденная Постановлением Совета Министров Республики \ Беларусь № 546 от 11 мая 2006 г. (программа разрабатывается каждые три года).
9. Управление качеством: пособие для самоподготовки и контроля знаний студентов дневной и заочной форм обучения I (тесты). Гомель, 2008.

Краткие сведения по теме работы
Понятие «качество» как философская категория претерпе¬ло существенные изменения со времен Аристотеля, впервые давшего характеристику понятия (табл. 1).
Таблица I. Эволюция понятия «качество»
Источник Трактовка понятия «качество»
Аристотель, IV в. до н.э. Дифференцировал понятие по признаку «хороший—плохой»
Древний Китай Понятие «качество» отождествлялось с понятием «дорогой»
Гегель, XIX в. Считал, что когда вещь теряет свое качество, она перестает быть собой
В. Шухарт, 20-е гг. XX в. Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь «хороша»)
Дж. Джуран, 50-е гг. XX в. Качество показывает, насколько вещь пригодна для использования и в какой степени она удовлетворяет потребности
К. Исикава, 50-е гг. XX в. Качество заключается в реальном удовлетворении потребителя, оно также включает послепродажное обслуживание, качество компании и человеческой жизни
Дж. Эттингер, 60* гг. XX в. Качество — величина измеримая, может быть выражена цифровыми значениями, поэтому несоответствие товара предъявляемым требованиям тоже может быть выражено какой-либо величиной, которой обычно являются деньги
Тагути, 70-е гг. XX в. Качество товара измеряется совокупными затратами общества, связанными с производством и использованием этого товара. Чем меньше потери, тем выше качество
ГОСТ 15467-79 Качество продукции — совокупность свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять потребности в соответствии с ее назначением
Международный стандарт ИСО 9000-2000 Качество — совокупность свойств и признаков объекта, которые влияют на его способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности
Качество — степень, с которой совокупность собственных отличительных свойств товаров (услуг) удовлетворяет предполагаемое или обязательное ожидание (потребность) (СТБ ИСО 9000-2006).
Требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в количественные или качественные характеристики свойств объекта (стиральная машина: потребность — красивая и экономичная; качественная характеристика «красивая» — серебристого цвета, количественная характеристика «экономичная» — потребление воды — 42 л).
При рассмотрении управления качеством выделяют два аспекта:
□ управление качеством — меры и виды деятельности оперативного характера, которые используют для выполнения требований к качеству;
□ всеобщее руководство качеством — носит долговременный характер и означает подход к руководству организацией, нацеленной на качество, основанный на участии всех его работников на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для работников организации в целом.
Все функции, указанные на рис. 1, тесно связаны между собой, их последовательная реализация и представляет собой процесс управления качеством продукции. Если этот процесс охватывает все этапы производства, он может быть представлен в виде «петли качества» (рис. 2) — модели взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях жизненного цикла товара.
Если после каждого успешного цикла управления происходит повышение качества продукции, петля качества превращается в так называемую «спираль качества».
Управление качеством
в масштабе организации
Общее руководство качеством
(Quality Management) Оперативное управление качеством
(Quality Control)
Функции
Политика и планирование качества
Организация работы по качеству
Обучение и мотивация персонала Контроль качества
Информация о качестве
Разработка мероприятий
Принятие оперативных решений
Реализация мероприятий
Рис 1. Аспекты и функции управления качеством
Рис. 2. Петля качества:
I — маркетинг; 2 — разработка продукции; 3 — материально-техническое снабжение; 4 — разработка и подготовка производственного процесса; 5 — производство; б - контроль, проведение испытаний и обследований; 7 - упаковка и хранение; 8 — реализация и распределение; 9 — монтаж и эксплуатация; 10 — техническая помощь в обслуживании; И — потребление; 12 — утилизация после использования
Политика в области качества — общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Иначе говоря, политика качества — это ориентир для общего направления деятельности организации в области качества. Она оформляется в виде краткого заявления руководителя организации. На политику в области качества могут влиять: ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри организации, общее состояние экономики страны, инвестиционная политика и пр. Для опережения конкурентов главным направлением в политике организации в условиях стабильного ее развития должно быть проведение исследований, разработка и внедрение новых проектов и технологий. В кризисных ситуациях главным направлением должно стать использование всех имеющихся внутренних резервов организации для поддержания достигнутого уровня качества.
Цели в области качества — то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества. Цели обычно базируются на политике организации и устанавливаются раздельно для соответствующих функциональных подразделений и уровней организации.
Планирование качества - часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Частью планирования выступает разработка плана качества, определяющего, какие процедуры, соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту.
Обеспечение качества — часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены. Необходимыми и достаточными условиями для обеспечения качества, заключающегося в формировании требуемых свойств и характеристик продукции, являются:
□ материальная база (сырье и материалы, технологическое и испытательное оборудование, средства измерения, здания, сооружения, транспорт и пр.);
□ квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе(человеческий фактор);
□ продуманная организационная структура и четкое управление организацией в целом, в том числе управление качеством.
Улучшение качества — часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству. Это подразумевает принятие мер на всех уровнях организации для повышения эффективности и результативности различных видов деятельности, что дает дополнительную выгоду как организации, так и потребителям.
Система менеджмента — система для разработки политики и целей и достижения этих целей. Составляющими системы менеджмента организации являются система менеджмента качества, система менеджмента финансовой деятельности, система менеджмента охраны окружающей среды.
Система менеджмента качества — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. Она представляет собой часть общей системы управления, включающей организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы, ресурсы, необходимые для установления, поддержания и совершенствования качества продукции. Систему качества считают эффективной, если она организована так, что удовлетворяет требования потребителей и в то же время защищает интересы организации.
Развитие концепций управления качеством (таблица) происходило параллельно с развитием понятия качества.

Таблица Этапы эволюции управления качеством
Этап развития управления качеством Механизм управления Основная цель Периодичность управления Система мотивации Система обучения
Контроль качества (1900-1920-е гг.) Выходной контроль Выявление дефектов После изготовления Штрафные санкции за брак Профессиональная подготовка
Управление качеством производства (1920— 1950-е гг.) Статистический конт¬роль, выборочный контроль Предупреждение дефектов В ходе производства Зависит от развития
производственного
процесса Профессиональная подготовка; обучение статистическим методам
Обеспечение качества (1950-1980-е гг.) Комплексное управление качеством на всех стадиях жизненного цикла товара Поддержание и
совершенствование
качества Перед производством Уменьшение материального и рост морального стимулирования Поощрение обучения
Всеобщее управление качеством (1980-е гг. — по настоящее время) Стратегическое управление качеством Постоянное совершенствование качества Постоянно Система признания заслуг; самомотивация Всестороннее и непрерывное обучение становится частью мотивации
Иерархия качества внутри организации является основанием пирамиды (лестницы) качества, отображающей влияние качества на общество в целом (рисунок).
Всеобщее качество
Качество
Качество деятельности
Качество продукции
Рисунок Пирамида (лестница) качества

Управление качеством продукции не может эффективно осуществляться без оценки качества. Механизм действия любой системы управления качеством опирается на комплексную оценку качества продукции в целом, а также оценку отдельных свойств или группы свойств.
Актуальность проблемы качества на современном этапе определяется следующими условиями:
□ повысились требования научно-технического прогресса, стали жестче требования к свойствам и характеристикам продукции, сырью, комплектующим, системам производства, технологическим основам производства. Качество становится комплексной проблемой;
□ происходит дальнейшее разделение и кооперация труда, что приводит к усложнению внутриотраслевых, межотраслевых и межгосударственных производственных связей и повышению ответственности кадров за изготовление продукции независимо от того, на какой ступени производства он находится;
□ происходит количественное насыщение потребностей, что требует их качественного развития;
□ расширяются торгово-экономические связи с другими странами, что предопределяет постоянное повышение качества продукции на основе конкуренции;
□ расширение границ решения и уровня социальных задач.

Порядок выполнения работы
Задание 1. Изучение терминологии в области управления качеством продукции по действующим ТНПА.
Используя СТБ ИСО серии 9000 и ГОСТ 15467, изучите сущность и содержание категорий «качество», «характеристика», «характеристика качества», «показатель качества», «уровень качества», «оценка уровня качества», «управление качеством», «требования к качеству», «валидация», «верификация», «процесс», «удовлетворенность потребителей».
Форма отчета произвольная.
Задание 2. Изучение видов законодательных документов в об¬ласти управления качеством продукции.
2.1. Используя Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», изучите информацию о товарах (ст. 5), гарантийные обязательства (ст. 14), права потребителей (ст. 19, 20, 21, 22, 25, 26 гл. 3, гл. 4), имущественную ответственность за вред, причиненный товаром ненадлежащего качества (ст. 16), государственную и общественную защиту потребителя (гл. 5 и 6).
Форма отчета произвольная.
2.2. Изучите направления повышения конкурентоспособности продукции отечественного производства и ответственность изготовителей за качество выпускаемой продукции, отраженные в Указе Президента Республики Беларусь № 268 от 20 мая 1998 г., их сущность.
Результаты изложите в произвольной форме.
Задание 3. Анализ содержания и оценка практической значимости Государственной программы «Качество».
Изучите содержание Государственной программы «Качество» на 2007-2010 гг.
В отчете отразите:
□ практические результаты реализации мероприятий Государственной программы «Качество» на 2001—2003 гг. и 2004— 2006 гг. (с. 2-6);
□ основную цель государственной политики в области качества (с. 7);
□ основные сферы деятельности, в которых Государственной программой «Качество» на 2007-2010 гг. запланировано повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг (с. 9-10);
□ мероприятия, запланированные Государственной программой «Качество» на 2007—2010 гг. с целью повышения качества и конкурентоспособности товаров легкой промышленности (с. 63—64); услуг и выполнения работ (с. 70-73).

 

Задание 4. Контрольное (тесты по теме «Актуальность про¬блемы качества продукции в условиях формирования рыночной среды»).
1. Что такое качество продукции?
а) совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;
б) объективная особенность продукции, проявляющаяся в процессе потребления и обеспечивающая удовлетворение конкретных потребностей человека;
в) качественная или количественная характеристика любых состояний продукции;
г) объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении;
д) количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество.
2. Укажите факторы, формирующие качество продукции.
а) упаковка, маркировка;
б) условия хранения и транспортирования;
в) сырьевые материалы, условия и способ производства, конструкция, отделка, упаковка;
г) действия, осуществляемые при создании и эксплуатации продукции;
д) действия, осуществляемые при потреблении продукции.
3. Что является объектом управления качеством?
а) продукция;
б) продукция и услуги;
в) сырье, продукция, услуги, процессы, персонал;
г) территории, лица;
д) производственные процессы, персонал.
4. Что такое потребительские свойства продукции?
а) совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;
б) объективные особенности продукции, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворение конкретных потребностей человека;
в) качественные или количественные характеристики любых состояний продукции;
г) объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении;
д) количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество.
5. Как классифицируют потребительские свойства продукции по назначению в зависимости от характера влияния на потребительную стоимость?
а) простые, сложные;
б) негативные, позитивные;
в) физические, химические, физико-химические, биологические;
г) утилитарные, эстетические;
д) функциональные, эстетические, эргономические, надежности, безопасности.
6. На какие группы подразделяются функциональные свойства продукции?
а) совершенство выполнения основной функции; совершенство выполнения вспомогательной функции; универсальность выполнения;
б) антропометрические; гигиенические; физиологические; психофизиологические; психологические;
в) информационная выразительность; композиционная целостность; рациональность формы; совершенство производственного исполнения и товарный вид;
г) безотказность; долговечность; ремонтопригодность; сохраняемость;
д) экологические; экономические; технологические; социальные.
7. На какие группы подразделяются эргономические свойства продукции?
а) совершенство выполнения основной функции; совершенство выполнения вспомогательной функции; универсальность выполнения;
б) антропометрические; гигиенические; физиологические; психофизиологические; психологические;
в) информационная выразительность; композиционная целостность; рациональность формы; совершенство производственного исполнения и товарный вид;
г) безотказность; долговечность; ремонтопригодность; сохраняемость;
д) экологические; экономические; технологические; социальные.
8. На какие группы подразделяются эстетические свойства продукции?
а) совершенство выполнения основной функции; совершенство выполнения вспомогательной функции; универсальность выполнения;
б) антропометрические; гигиенические; физиологические; психофизиологические; психологические;
в) информационная выразительность; композиционная целостность; рациональность формы; совершенство производственного исполнения и товарный вид;
г) безотказность; долговечность; ремонтопригодность; сохраняемость;
д) экологические; экономические; технологические; социальные.
9. На какие группы подразделяются свойства надежности продукции?
а) совершенство выполнения основной функции; совершенство выполнения вспомогательной функции; универсальность выполнения;
б) антропометрические; гигиенические; физиологические; психофизиологические; психологические;
в) информационная выразительность; композиционная целостность; рациональность формы; совершенство производственного исполнения и товарный вид;
г) безотказность; долговечность; ремонтопригодность; сохраняемость;
д) экологические; экономические; технологические; социальные.

Задание 5. Для самостоятельной работы.
5.1. Используя литературу 1, 12, 15-17, представьте классификацию факторов, обусловливающих качество товаров, и дайте характеристику каждой из классификационных группировок.
5.2. Укажите значение качества продукции для производителей, потребителей и экономики государства в целом.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое качество продукции?
2. На какие группы делят факторы, определяющие качество продукции?
3. Какие факторы, определяющие качество продукции, относят к внешним?
4. От каких внутренних факторов зависит качество выпускаемой продукции?
5. В чем значимость Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» с позиции качества?
6. Каковы основные положения в области качества Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»?
7. В чем сущность и роль Указа Президента Республики Беларусь № 268 от 20 мая 1998 г. «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства и об усилении ответственности изготовителей за качество продукции»?



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

xfast

13 октября 2014 16:49

это все хорошо, но есть ли образец выполнения или хотя бы ответы к тесту??

 


Maxvel

15 октября 2014 18:41

были бы - выложил  winked


--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии