БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Судебная бухгалтерия » Анализ закона «О бухгалтерском учете и отчетности»

Анализ закона «О бухгалтерском учете и отчетности»

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
18 октября 1994 г. N 3321-XII

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ

(в ред. Законов Республики Беларусь от 25.06.2001 N 42-З,
от 17.05.2004 N 278-З, от 29.12.2006 N 188-З,
от 26.12.2007 N 302-З)

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона.
Гласит, что сфера действия настоящего Закона распространяется на юридических лиц Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе представительства иностранных организаций, хозяйственных группы, простые товарищества, государственные органы, не являющиеся юридическими лицами. Действия данного Закона не распространяются на индивидуальных предпринимателей.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе, и их определение.
В данной статье закреплены такие понятия как: активы, аналитический учет, бухгалтерский учет, доходы, капитал, консолидированная бухгалтерская отчетность, нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательства, пассивы, первичный учетный документ, план счетов бухгалтерского учета организации, расходы, регистр бухгалтерского учета, синтетический учет, типовой план счетов бухгалтерского учета, учетная политика, хозяйственная деятельность, хозяйственные операции.
Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.
Гласит, что данный закон основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Статья 4. Основные задачи бухгалтерского учета и отчетности.
Главными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах; обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.
Статья 5. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности.
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах своей компетенции, Министерство финансов Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, Национальный банк Республики Беларусь.
Статья 6. Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации.
Данная статья содержит в себе обязанности и права руководителя организации, необходимые элементы состава учетной политики организации.
Статья 7. Главный бухгалтер, его права и обязанности.
Данная статья закрепляет положение о том, что руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера - бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем.
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.
На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях - лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет.
Также данная статья содержит компетенцию главного бухгалтера.
Статья 8. Основные требования к ведению бухгалтерского учета
В данной статье заключена обязанность любой организации непрерывно вести бухгалтерский учет с момента ее создания до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета.
Статья 9. Первичные учетные документы
Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом. Первичные учетные документы должны содержать определенный перечень обязательных реквизитов. В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты. Также данная статья содержит иные положения о первичных учетных документах.
Статья 10. Регистры бухгалтерского учета.
Данная статья гласит о том, что регистры бухгалтерского учета составляются на бумажных или машинных носителях информации по формам, разработанным организациями; хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета; правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Статья 11. Определение стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский учет. Переоценка активов и обязательств.
В данной статье содержится положение о том, активы и обязательства принимаются на бухгалтерский учет в белорусских рублях, а стоимость активов и обязательств, приобретенных за иностранную валюту, определяется в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия активов на бухгалтерский учет. Также определяется стоимость активов и обязательств полученных безвозмездно и изготовленных (созданных) самой организацией. Переоценка (изменение стоимости) активов и обязательств, находящихся на бухгалтерском учете, проводится в сроки и порядке, установленные законодательством Республики Беларусь.
Статья 12. Инвентаризация активов и обязательств
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации.
Также содержатся случаи, при которых инвентаризация производится в обязательном порядке.
Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.
Также данная статья содержит перечень элементов бухгалтерской отчетности.
Статья 14. Представление бухгалтерской отчетности.
Данная статья гласит, что бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций - с даты их государственной регистрации, создания по 31 декабря включительно. Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата ее почтового отправления или дата ее фактической передачи по принадлежности.
Статья 15. Публикация бухгалтерской отчетности
Годовая бухгалтерская отчетность организации может быть опубликована, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежит обязательной публикации в определенных объемах. Если достоверность годовой бухгалтерской отчетности организации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту, бухгалтерская отчетность публикуется вместе с итоговой частью аудиторского заключения.
Если в опубликованную бухгалтерскую отчетность в результате дополнительного аудита или проверок соответствующими контрольными органами вносятся изменения, то эти изменения должны быть опубликованы.
Статья 16. Хранение документов бухгалтерского учета и отчетности.
Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 октября 1994 года "О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь".
План счетов бухгалтерского учета организации и другие документы учетной политики должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
При ведении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности на машинных носителях информации их хранение должно осуществляться в течение сроков, установленных для бумажных носителей информации.
Руководитель организации несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.
Содержит положение о том, что организации и их должностные лица, нарушающие законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 18. Международные договоры.
Статья гласит, что если международными договорами, действующими для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.

Вывод:
Указанный закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;
в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

 

 

Анализ Закона Республики Беларусь 
«О бухгалтерском учете и отчетности»

Государственное регулирование бухгалтерского учета в нашей стране обеспечивает единообразие ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, достоверность отражения и своевременность поступления учетной и отчетной информации. Однако ни одна страна мира не может обойтись без государственного регулирования бухгалтерского учета, данные которого используются для расчета налогооблагаемой базы. Поступление налогов в бюджет государства – это принципиальная основа его существования.
Закон Республики Беларусь « О бухгалтерском учете и отчетности» был принят 18 октября 1994 года №3321-XII. Изменения и дополнения вносились шесть раз, последние датируются 26 декабря 2007 года. Данный Закон состоит из 18 статей, регулирующих такие вопросы как законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, основные задачи бухгалтерского учета и отчетности, определяет правовые и методологические основы ведения бухгалтерского учета, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
Статья 1 Закона раскрывает сферу применения данного закона: распространяется на юридические лица Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе представительства иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества (участников договора о совместной деятельности), государственные органы, не являющиеся юридическими лицами (организации).
Закон содержит основные понятия и их определения, касающиеся бухгалтерского учета и отчетности: активы, аналитический учет, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, доходы, капитал, расходы, синтетический учет, хозяйственная операция и иные термины. Например, бухгалтерский учет – система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Также Закон определяет задачи, организацию бухгалтерского учета и отчетности, учетную политику организации.
Согласно данному Закону, руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения, также руководитель вправе в зависимости от объема учетной работы ввести в штат должность бухгалтера. Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем. В Законе четко прописаны права и обязанности главного бухгалтера.
Закон определяет то, что факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции (ст. 9).
Что касается бухгалтерской отчетности, то она должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.
Закон определяет, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств.
В случае если организации и их должностные лица нарушают законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, то они несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, Закон Республики Беларусь « О бухгалтерском учете и отчетности» - один из основных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации бухгалтерского учета на уровне государства и субъектов хозяйствования. В нем сосредоточены основные положения по ведению бухгалтерского учета, используемые в дальнейшем органами государственного управления при разработке подзаконных актов.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии