БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Международная экономика » НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ

НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ

ТЕМА 3 НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


3.1 Внешнеторговая политика.
Таможенные меры регулирования внешней торговли

Несмотря на то, что свободная торговля повышает экономическое благосостояние всех стран — как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля никогда не развивалась без вмешательства государства. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей.
Государственное регулирование мировой торговли может быть односторонним, без соглашения с торговым партнером в ответ на аналогичные шаги другой страны, двусторонним при согласовании действий, и многосторонним в результате многосторонних соглашений стран об обмене товарами.
Внешнеторговая политика — это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Ее целями являются изменение структуры внешней торговли, соотношения экспортных и импортных цен, способа и степени включения страны в международное разделение труда, обеспечение страны необходимыми ресурсами и товарами.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают политику свободной торговли и протекционистскую внешнеторговую политику.
Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Политика протекционизма может быть реализована в форме отраслевого, селективного протекционизма, в виде мер в отношении отдельной страны или отдельных товаров, коллективным, как взаимная политика ряда стран в отношении одной страны и скрытым, когда защита отечественного производителя осуществляется мерами внутренней экономической политики.
Постепенная либерализация мировой торговли осуществляется путем сближения внутренних цен с мировыми, ослаблением нетарифных ограничений, введением единых тарифных ставок и их понижением, с постепенной отменой протекционистских мер.
Инструменты политики протекционизма подразделяются на тарифные и нетарифные.
Тарифные инструменты предполагают установление таможенных пошлин на импортируемые и экспортируемые товары.
Нетарифные подразделяются на количественные, финансовые и скрытые. К количественным нетарифным мерам относятся квотирование, лицензирование внешней торговли и добровольные экспортные ограничения. Финансовые предполагают помощь отечественному производителю субсидиями, льготным режимом кредитования хозяйственной деятельности, демпинг. К скрытым инструментам протекционизма относятся технические, санитарно-гигиенические барьеры на пути движения импортных товаров в страну, требование о содержании в импортных товарах местных компонентов, налоги и сборы на импорт, помощь отечественному производителю государственной закупкой его продукции.
Тарифные методы политики протекционизма. Политика протекционизма предполагает установления в стране определенного таможенного режима. Таможенный режим — это совокупность условий, определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу и определяющих порядок взимания таможенных платежей.
Таможенный тариф на импорт — это государственный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. Под таможенным тарифом в узком смысле понимают перечень товаров облагаемых таможенными пошлинами, применяемый данной страной к импортным товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД.
По способу взимания таможенные пошлины подразделяются на:
• специфические, как фиксированная сумма с единицы измерения (веса, объема). Внутренняя цена определяется как сумма мировой цены и пошлины :
• адвалорные, как определенный процент от цены товара. Внутренняя цена определяется
• смешанные как сочетание специфических с адвалорными. Например: пошлина составляет 20% от стоимости товара, но не более $500.
По типам ставок различают тарифы с постоянными и переменными тарифными ставками.
В зависимости от таможенного режима пошлины различают:
• конвенционные (преференциальные), действуют как договорные при режиме наибольшего благоприятствования
• автономные, постоянно действующие
• специальные. Например, при проведении антидемпинговой политики.
Структура таможенного тарифа может быть построена по принципу эскалации: пошлины растут по мере роста степени обработки товара. Таможенные пошлины имеют не одну, а несколько колонок с различными ставками тарифа для одного товара, ввозимого из разных стран. Тарифный режим РБ предполагает больше льгот для товаров из развивающихся стран, отсутствие или низкий уровень для товаров из стран СНГ.
Существует обратная зависимость между уровнем экономического развития страны и уровнем таможенного обложения ее импорта.
Экономические последствия введения таможенного тарифа на импорт. Пусть состояние спроса и предложения определенного товара в стране с закрытой экономикой характеризуется кривыми D и S, а внутренняя цена и равновесный объем производства составляют и (рис.1.3). В открытой экономике мировая цена товара станет его внутренней ценой. Но при мировой цене объем производства резко снизится с до , а объем спроса увеличится с до . Объем импорта при мировой цене составит . В целях защиты отечественного производителя введен специфический тариф величиной Т. внутренняя цена товара увеличится до , объем спроса сократится с до , а объем предложения товара национальным производителем увеличится с до . Объем импорта снизится до .
В результате мер протекционизма потери потребителя составят область (-a, -b, -c, -d), выигрыш производителя — (+a), выигрыш государства от таможенного обложения импорта (+c). Чистый эффект от таможенного тарифа на импорт составит область (-b, -d)

Рисунок 1.3 — Экономические последствия введения таможенного тарифа на импорт

Для объективной оценки уровня таможенной защиты следует учесть взаимосвязанность различных производств, что защищая одну отрасль, одновременно защищаются отрасли, с ней связанные, и фактический уровень таможенной защиты может отличаться от номинального тарифа.
Величина фактического уровня таможенной защиты определяется по формуле:
,
где — фактический уровень таможенной защиты, %
— номинальный уровень таможенной защиты на импорт конечной продукции
— номинальный уровень таможенной защиты на компоненты материальных затрат
— доля стоимости импортных компонентов материальных затрат в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа.
Таким образом, фактическая степень таможенной защиты будет совпадать с номинальным уровнем тарифа когда в материальных затратах нет импортных компонентов ( =0), и когда ставки таможенной пошлины на конечную продукцию и компоненты материальных затрат равны. Фактическая степень таможенной защиты будет больше номинального уровня тарифа если ставка на конечную продукцию больше ставки на компоненты материальных затрат и будет тем выше, чем больше доля импортных компонентов материальных затрат в стоимости конечной продукции.
Оптимальный тариф. Оптимальный тариф может иметь место в случае, если страна-импортер является монопсонией. Тогда введение таможенного тарифа может принести ей чистый выигрыш.

Рисунок 1.4 Оптимальный таможенный тариф на импорт

Пусть — мировая цена в условиях мировой торговли. Объем импорта при такой цене составит . Пусть для защиты отечественного производителя вводится таможенный тариф на импорт величиной Т. Внутренние цены возрастут, объем предложения товара национальным производством увеличится, спрос на импорт сократится. В случае, если страна-импортер монопсонист, зарубежный производитель снизит объем производства товара, затраты на производство сократятся и мировая цена понизится до и тариф Т будет рассчитываться от более низкой мировой цены. В результате внутренняя цена
увеличится не на всю величину тарифа, а станет равна новой, понизившейся мировой цене плюс тариф. Отечественное производство данного товара сократится до вместо , импорт составит . Потери потребителей составят (-a-b,- c,- d), выигрыш производителей (+а), доход государства от тарифа на импорт (c+f), чистый эффект — (-b,-d,+f).
Таким образом, общий эффект от введения тарифа может быть положительным, если , или отрицательным, когда .
Область f будет тем больше, чем меньше размеры импорта и больше доля тарифа, уплату которого можно переложить на зарубежного поставщика.
Существует оптимальная ставка таможенного тарифа, когда выигрыш страны максимизируется. Она равна величине, обратной эластичности предложения импортного товара. Для мирового хозяйства оптимальный тариф не выгоден, т.к. выигрыш страны-монопсонии меньше потерь страны-экспортера.
Экспортный тариф. Экспортный тариф вводится, когда цена товара находится под административным контролем государства и удерживается ниже мировой выплатой субсидии производителю. Ограничение экспорта — мера поддержания оптимального уровня предложения товара на внутреннем рынке, предотвращения избыточного экспорта, увеличения доходной части бюджета.

Рисунок 1.5 Экспортный тариф

При мировой цене экспорт составит . Введение таможенной пошлины на экспорт сократит его до , увеличит объем продаж товара на внутреннем рынке и его цена снизится до , при которой внутреннее потребление увеличится до , а производство сократится до по сравнению с ситуацией при мировой цене. В результате потребитель выиграет область (+а+b), производитель потеряет (-a,-b,-c,-d,-e), доход государства от введения тарифа на экспорт составит (+d). Чистый эффект от тарифа будет равен (-c, -e).
Таким образом, чистый эффект от тарифа и на импорт и на экспорт является отрицательным
Экспортный тариф также может быть оптимальным, если страна-экспортер на мировом рынке является монополистом.

3.2 Нетарифные меры регулирования внешней торговли

Квотирование. В настоящее время использование тарифов при регулировании международной торговли становится все более проблематичным. Причинами этому являются:
• жесткий контроль за тарифными ограничениями со стороны международных организаций и прежде всего со стороны Всемирной торговой организации (ВТО), последовательно проводящих политику уменьшения уровня таможенных пошлин в международной торговле
• косвенное воздействие стоимостных, или ценовых, методов регулирования на национальную экономику. Так, в ряде случаев иностранные экспортеры идут на выплату повышенного тарифа за счет понижения уровня собственной прибыли, искажая, таким образом, прогноз относительно объемов импорта. Кроме того, при импорте товара с низким уровнем эластичности изменение тарифа может и не повлиять на объемы импортных поставок.
Альтернативными мерами регулирования импорта, воздействующих непосредственно на количественные и стоимостные параметры поставок импортируемого товара являются нетарифные барьеры. Страны согласовывают нетарифную политику, сопоставляя правовые нормы в вопросах нетарифного регулирования.
Для более полной оценки различий в нетарифном регулировании стран целесообразно измерить и сопоставить нетарифные барьеры по следующим показателям:
1) индекс частотности. Показывает частоту применения мер нетарифного регулирования торговли по объему импорта товарных групп и определяется по формуле:
,
где F — частотный коэффициент
g — число товарных групп, являющихся предметом нетарифного регулирования
G — общее число товарных групп.
2) индекс покрытия торговли. Показывает стоимостную долю импорта (экспорта), покрытую нетарифными ограничениями и определяется по формуле:
,
где IС — коэффициент покрытия импорта
т — стоимость импорта товаров, подвергнутых нетарифному регулированию
М — общая стоимость импорта.
3) индекс воздействия на цены. Оценивает эффект нетарифного барьера по степени его влияния на внутреннюю цену товаров по сравнению с мировой ценой. Внутреннюю и мировую цены при наличии нетарифных барьеров сравнивают устанавливая процентное соотношение цен:
;
Применение мер нетарифного регулирования изменяет не только цены, но и объемы торговли, вследствие чего происходит изменение совокупного спроса. Для таких измерений используются перекрестно-товарные или перекрестно-пострановые регрессионные модели, с помощью которых выявляется объем торговли, который существовал бы до и после введения нетарифных барьеров.
Нетарифные меры регулирования мировой торговли подразделяются на количественные, финансовые нетарифные методы, а также методы скрытого протекционизма.
Количественные ограничения — это административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Они могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и "добровольное" ограничение экспорта.
Квотирование. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны за определенный период. Осуществляется путем лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Преимущества квотирования:
1) квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф не дает такой гарантии
2) квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями
3) использование квот делает внешнеторговую политику селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.
Вместе с тем использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам: квота может способствовать монополизации экономики, с другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, и порой приводит к произвольным, недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем случае к развитию коррупции.
В настоящее время положения ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта в случае значительного неравновесия платежного баланса.
По охвату действия квоты делятся на:
• глобальные, которые устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны импортируется, или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара
• индивидуальные квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными, вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите.
По направленности действия квоты разделяются на экспортные и импортные.
Наибольшее распространение среди перечисленных выше количественных методов ограничений внешней торговли имеют импортные квоты. Они предпочтительнее аналогичных тарифных ограничений поскольку:
• позволяют национальным производителям, опасающимся ценовой конкуренции с иностранными поставщиками, сохранить за собой определенную долю рынка без угрозы противоборства в ценовой конкуренции
• дают возможность, жестко фиксируя объем импорта, прогнозировать величину валютных расходов страны
• предоставляют правительству большую гибкость и власть при осуществлении внешнеэкономической политики, тогда как повышение ставок тарифа регламентируется международными торговыми соглашениями
• добиться введения квоты им легче, чем введения или увеличения тарифа.
В целом, квотирование вводится на определенный срок применительно к отдельным товарам, транспортным средствам, работам, услугам, странам либо группам стран и выступают в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.
Импортная квота — ограничение в количественном выражении объема продукции, разрешенное к ввозу в страну за определенный период. Экономический анализ последствий применения квоты показывает, что и квота, и пошлина по своим последствиям на экономику страны во многом эквивалентны (рис. 1.6).

Рисунок 1.6 Последствия введения импортной квоты

В закрытой экономике товар реализовался по равновесной цене . В условиях открытой экономики свободной торговли мировая цена становится внутренней, при которой возможен объем национального производства лишь на уровне . Для защиты национального производителя вводится импортная квота величиной . В результате внутренняя цена повышается до , что позволяет увеличить объем национального производства до и состояние предложения товара на внутреннем рынке вместе с квотой составляет , что характеризует кривая предложения . В данной ситуации, по сравнению с условиями свободной торговли по мировой цене, потребитель теряет область a, b, c, d, e. Производитель выигрывает область a, а государство — область c, d, если лицензии на импорт продавались. Таким образом введение импортной квоты приносит отрицательный экономический эффект величиной области b, e.
Аналогичный результат по ценовым и количественным параметрам импорта правительство могло бы получить, если бы вместо импортной квоты ввело пошлину на импорт величиной . Аналогичными в этом случае являются и экономические потери страны.
Квоты на экспорт. Страна может использовать свою монополистическую силу во внешней торговле, осуществляя прямой контроль объема (количества) экспорта. Для практической реализации этой цели правительство использует лицензии на экспорт, распределение которых осуществляется аналогично распределению лицензий на импорт.
Как и экспортная пошлина, рассмотренная ранее, экспортная квота вызывает рост цены товара на зарубежных рынках и снижение на внутреннем. В результате создаются условия для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по относительно низким ценам, предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки.
Лицензирование — это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемых государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:
• разовая лицензия — письменное разрешение сроком до одного года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки
• генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок
• глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости
• автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.
Основными способами распределения импортных лицензий являются:
• аукцион на конкурентной основе
• система явных предпочтений
• распределение лицензий на внеценовой основе.
Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения лицензий является аукцион. Аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе. Если открытый аукцион хорошо организован, то публичные торги на нем должны быть конкурентными. В результате на аукционе должна установиться такая цена на импортные лицензии, которая бы приблизительно равнялась разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. При подобном открытом аукционе квота приносит в государственный бюджет страны тот же доход, что и эквивалентный тариф.
Однако, несмотря на то, что открытые аукционы являются самым эффективным способом распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются. Несколько большее распространение имеет другой вариант аукциона на другой конкурентной основе. В условиях коррумпированности государственных властей обладателями импортных лицензий становятся те, кто даст за них наибольшую взятку.
Импортные лицензии могут быть размещены и на основе системы явных предпочтений. Система явных предпочтений — закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны иностранных импортеров. Обычно это метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоббистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. Чаще всего импортные лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам, причем в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта в предыдущем временном дискрете. В этом случае доход государства свободно и безвозмездно распределяется между соответствующими отечественными фирмами.
Одной из отличительных черт квотирования является нерыночный, административный характер подобного регулирования внешней торговли, в то время как при использовании таможенных пошлин действие рыночного механизма лишь корректируется. Кроме того, импортная квота обходится экономической системе дороже, чем эквивалентный тариф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка. В условиях квотирования отечественная фирма не будет опасаться взвинчивания цен, поскольку будет уверена, что объем поставок конкурирующего зарубежного товара не превысит размера квоты. В результате квота дает возможность доминирующей отечественной фирме при неэластичной кривой спроса получать монопольные прибыли за счет установления высоких цен. Переход от пошлины к квоте превращает потенциального монополиста в действующего.
Существуют и другие, возможно, менее важные различия между импортной квотой и импортной пошлиной, в частности, в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на объем импорта в условиях изменения спроса или предложения товара. Для эквивалентных тарифа и квоты рост внутреннего спроса на товар будет иметь различные последствия. В случае использования пошлины при росте спроса на товар возрастает объем импорта данного товара в страну при неизменном уровне внутренней цены. В случае же использования квоты объем импорта в страну остается, естественно, прежним, а внутренняя цена возрастает.
Распределение лицензий на внеценовой основе — выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.
Добровольные экспортные ограничения. "Добровольное" ограничение экспорта — это количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. В данном случае не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в импортирующую товар страну. Добровольное" ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних более жестких ограничительных мер на импорт в случае отказа добровольно ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям. Последствия таких "добровольных" экспортных ограничений сказываются на благосостоянии импортирующих стран весьма негативно, в то время как "добровольные экспортеры" имеют существенный экономический выигрыш от квотирования импорта.
"Добровольные" ограничения экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. Применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.
Следует иметь в виду, что "добровольные" ограничения не всегда срабатывают: экспортирующие страны зачастую находят обходные пути. Вот некоторые из них.
1) переключение на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям
2) образование предприятий за границей.
ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером.

Рисунок 1.7 Последствия введения «добровольного» экспортного ограничения для импортирующей товар страны

В открытой экономике мировые цены становятся внутренними, и при объем национального производства сокращается до , объем же спроса возрастает до , и, чтобы обеспечить спрос, объем импорта должен составить . Если же страна-импортер требует от страны-экспортера «добровольного» ограничения экспорта, например не более , внутренние цены увеличиваются до , что позволяет национальным производителям произвести продукции Q. В результате потребители теряют область -a, -b, -c, -d, -e. Производители выигрывают +а, область c, d становится достоянием страны-экспортера, страна-импортер ее теряет, чистый эффект составит область -а, -b, -с, -d, -e. Потери страны-импортера еще больше, если товар облагался таможенной пошлиной, так как теряется и доход от взимания пошлины. Так страна-импортер защищает своего производителя.
Барьерами нетарифного характера являются и скрытые методы протекционизма. Их существует достаточно много. Основными являются система технического, экспортного контроля, внутренние налоги и сборы, государственные закупки, требования о содержании местных компонентов комплекс таможенных административных процедур, др.
Система технического контроля качества ввозимых товаров. Представляет собой комплекс мер по обеспечению соответствия качества импортируемых товаров законодательно установленным техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным, экологическим и другим стандартам и требованиям. Контролируют качество ввозимой продукции в Беларуси ряд государственных органов в пределах их компетенции, которые на основании анализа представленных образцов ввозимой продукции выдают разрешительные документы, подтверждающие соответствие этой продукции необходимым требованиям. Такими документами, например, являются сертификат соответствия, гигиеническое заключение, ветеринарное свидетельство, фитосанитарный сертификат. Сертификат соответствия — это документ, подтверждающий соответствие товаров установленным требованиям, выданный по правилам сертификации. Сертификат может являться также свидетельством о признании зарубежных сертификатов и заменяет их. Технические барьеры могут быть представлены следующими требованиями:
• соблюдения стандартов, получения сертификатов качества
• специфической упаковки, маркировки
• соблюдения санитарно-гигиенических норм
• усложненных таможенных формальностей
• соблюдения законов о защите прав потребителей
• проведения мероприятий по охране окружающей среды
• определенного языка надписей.
Система экспортного контроля — это комплекс специальных мер, направленных на защиту национальных интересов при осуществлении внешней торговли технологиями, товарами двойного назначения, вооружением, военной техникой, а также при передаче за границу научно-технической информации и предоставления услуг, которые могут быть применены при создании оружия массового поражения, ракетных средств и иных наиболее опасных видов оружия. В систему экспортного контроля кроме Государственного таможенного комитета включаются и другие государственные органы, осуществляющие указанные меры. Система экспортного контроля может применяться в совокупности с государственной монополией на вывоз таких товаров. Это обусловлено наличием определенного перечня товаров, в отношении которых любое государство, исходя из интересов национальной безопасности и своих международных обязательств, должно полностью контролировать как их производство и внутреннее потребление, так и реализацию на внешних рынках .
Внутренние налоги и сборы используют для увеличения внутренней цены импортного товара. Вводятся как центральными, так и местными органами власти. Применяются как прямые налоги, так и косвенные (налог на продажи, НДС, акцизы др.), а также сборы портовые, за таможенное оформление, др. Ставка налогов и сборов изменяется от состояния внутренней конъюнктуры рынка.
Государственные закупки определенных товаров только у национальных производителей, независимо от цены, т.е. государственное потребление обеспечивается товарами отечественного производства.
Требования о содержании местных компонентов законодательно устанавливает долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями.
К таможенным нетарифным ограничениям относят комплекс таможенных административных процедур: таможенное оформление, таможенный контроль, лицензирование в сфере таможенного дела. Их следует рассматривать как один из видов надведомственного контроля органов исполнительной власти за соблюдением субъектами права юридических норм. Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, за рядом исключений, установленных Таможенным кодексом. Лицензированию со стороны таможенных органов подлежит деятельность таможенных брокеров и таможенных перевозчиков. Лицензии, выдаваемые таможенными органами, необходимы для учреждения складов временного хранения и таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, при помещении товаров под таможенные режимы переработки и др.
Финансовые нетарифные методы внешнеторговой политики. Финансовые нетарифные методы внешнеторговой политики обеспечивают расширение экспорта и основаны прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров, что снижает стоимость экспортных товаров и увеличивает их конкурентоспособность. Такое финансирование осуществляется как за счет бюджета, различных околоправительственных учреждений (банков, фондов, др.), так и за счет самих экспортеров, обслуживающих их банков. Наиболее распространенными финансовыми методами являются экспортные субсидии, кредитование экспортного производства и демпинг.
Субсидия — это денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей.
По характеру выплат субсидии делятся на прямые (дотации производителю при его выходе на внешний рынок , выплаты после совершения экспортной операции на сумму разницы издержек и полученного дохода) и косвенные (скрытое дотирование предоставлением налоговых, страховых льгот, возврат импортных пошлин, др.). Предоставляются как экспортерам (экспортные субсидии), так и производителям импортозамещающих товаров (внутренние субсидии)
Экспортная субсидия позволяет предприятиям-экспортерам продавать товары на внешнем рынке по более низкой цене и форсировать экспорт, поскольку субсидия покрывает убытки. Рост экспорта снижает объем товара на внутреннем рынке и цена на него растет (рис. 1.8).

Рисунок 1.8 Последствия введения экспортной субсидии

Введение экспортной субсидии увеличивает объем экспорта с до сокращает выигрыш потребителя на область —а, —b. Выигрыш производителей увеличивается на область +a, +b, +c. Затраты государства на субсидирование экспорта могут составить —b, —c, —d или более, если внутренние цены увеличатся меньше, чем субсидия единицы товара. Следует также иметь в виду, что импортеры товара могут, в ответ на субсидирование экспорта, применить компенсационные пошлины. В целом, чистый результат составит потери областью —b, —d и более.
Экспортные кредиты — способ скрытого субсидирования экспорта для его развития. Они могут иметь форму субсидированных кредитов национальным экспортерам, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной, государственных кредитов иностранным импортерам при условиях закупки товаров у фирм страны, страховых экспортных рисков национальных экспортеров. Экспортные кредиты бывают как краткосрочные (до 1 года), так и среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (более 5 лет).
Экспортные кредиты можно рассматривать как разновидность внешней помощи другим государствам. Размеры субсидирования через льготное кредитование рассчитываются как разница между процентной ставкой по льготному кредиту и текущей рыночной процентной ставкой. Стимулируют экспорт перенесение сроков платежей по кредитам на более дальний период, оплата кредита в валюте покупателя, государственное льготное страхование экспортных кредитов и др.
Демпинг — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, и ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться как следствием государственной внешнеторговой политики и экспортных субсидий, так и результатом монополистической политики дискриминации в ценах (рис.3.7). Такая дискриминация возможна, если рынок сегментирован, выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара затруднено из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Рисунок 1.9 Демпинг как результат различной рыночной структуры внешнего и внутреннего рынка

Если фирма на внутреннем рынке монополист, ее объем производства и уровень цен определяется из условия равенства предельных издержек предельной выручке и фирма произведет по цене . Если же на внешнем рынке данный товар производится в условиях совершенной конкуренции, фирме выгодно производить по цене . Поэтому фирма будет производить , реализовывать на внешнем рынке объем продукции по цене , а на внутреннем рынке объем реализации составит по цене . Таким образом, внутренняя цена больше цены, по которой фирма продает свою продукцию на мировом рынке.
Существуют различные формы демпинга:
• спорадический демпинг как эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка
• преднамеренный демпинг как временное умышленное снижение экспортных цен для вытеснения конкурентов и установления в последующем монопольных цен (цены могут быть не только ниже внутренних, но и ниже издержек производства товара)
• обратный демпинг, как занижение цен экспорта ниже, чем на внутреннем рынке (редко, в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют)
• взаимный демпинг как встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам в условиях высокой монополизации внутреннего рынка товара в каждой из стран.
В соответствии с правилами ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное антидемпинговое расследование с целью установления факта демпинга и ущерба от него.
Антидемпинговая пошлина — это временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках для нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции.
Однако, часто фирмы инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга нет, а низкие цены обусловлены более низким уровнем издержек. Антидемпинговые пошлины действуют как обычные тарифы и приводят к тем же результатам как и импортные тарифы.
Международные картели. Международные картели являются формой внешнеторговой политики, связанной с монополизацией рынков.
Международная картель — это монополистическое объединение экспортеров определенного товара для обеспечения контроля за объемами производства с целью установления выгодных цен. Такие картели чаще создаются на рынках сырьевых и сельскохозяйственных и других товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса. Выигрыш стран картеля зависит от уровня эластичности спроса на данный товар, получают его за счет установления картельной надбавки к цене t*:
,
где c — доля продаж картеля на мировом рынке;
d — эластичность мирового спроса на данный товар в целом;
— эластичность поставок товара из альтернативных картелю источников.
Монополистическая власть картеля не может быть долгой, поскольку:
• покупатели будут стремиться искать товары-заменители и эластичность спроса на товар картели будет снижаться
• высокий уровень цен будет привлекать в отрасль новых производителей и эластичность поставок из альтернативных картелю источников будет расти. Для поддержки высоких цен картель будет снижать объем продаж и его доля на мировом рынке снизится, что повлечет снижение и степени господства картеля, и надбавки к цене.
Экономические санкции. Экономические санкции являются крайней формой ограничения внешней торговли. Торговое эмбарго — это запрещение государством ввоза в какую-либо страны или вывоза из нее определенного товара. Целью эмбарго является оказание давления на страну для достижения определенных политических целей. Эмбарго наносит экономический ущерб как стране, вводящей его, так и стране, против которой оно вводится. Страны, не присоединившиеся к эмбарго, получают дополнительный выигрыш (рис.1.10).

Рисунок 1.10 Экономические последствия введения торгового эмбарго

Пусть страна А — страна, против которой вводится эмбарго, страна Б — страна, которая вводит эмбарго. В условиях свободной торговли равновесие в стране А устанавливается при мировой цене, когда внутренний спрос равен совокупному предложению всех двух импортеров, отраженное кривой Se. Объем импорта составляет величину Ме. В условиях введения эмбарго страной Б предложение товара в стране А сокращается (кривая предложения Sn) до Mn. Страна А теряет от эмбарго область b, c, d, страна, которая ввела эмбарго — область a, страна, не присоединившаяся к эмбарго получает экономический выигрыш, величиной области b.
Успех эмбарго наиболее вероятен в следующих случаях:
• если страна, вводящая эмбарго имеет высокую эластичность экспортного предложения и может безболезненно сократить объем своего экспорта в данную страну
• если у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импортный товар и она сильно зависит от внешней торговли
• если вводимые санкции неожиданны и масштабны.
Аргументы «за» и «против» протекционизма. Инструменты государственного воздействия на мировую торговлю применяют все страны, поскольку государства могут иметь значительный доход от протекционистских мер и существует эффект перераспределения дохода между и внутри стран. Приводятся следующие аргументы в защиту политики протекционизма:
1) применение протекционистских мер стимулирует национальное производство и увеличивает занятость, но:
• отечественное производство нуждается в защите в силу своей неэффективности и протекционизм сохраняет ее
• импорт создает новую занятость, связанную с закупкой, послепродажным обслуживанием
• государство может помочь производителю с меньшими издержками для экономики в целом
2) защита молодых, перспективных отраслей, но:
• трудно определить какая отрасль является действительно перспективной
• снижаются стимулы к повышению эффективности, и период становления может затянуться
• государство может помочь субсидиями
3) увеличение доходов государственного бюджета, но:
• поступления в бюджет зависят от эластичности спроса по цене и при высокой эластичности поступления в бюджет увеличатся при снижении мер протекционизма
4) Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны, но:
• трудно назвать отрасль, которая бы не вносила свой вклад в безопасность страны
• стимулирование производства с использованием стратегических невозобновляемых ресурсов может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразно создавать стратегические запасы данной продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не применять меры протекционизма
• защиту можно осуществить субсидиями.
5) Протекционизм отраслей высокой наукоемкости требует роста квалификации работников и обеспечивает экономический прогресс.
Аргументы в пользу политики протекционизма небесспорны, нуждаются в проверке, во многих случаях можно найти более эффективные средства достижения тех же целей.
Кроме потерь благосостояния протекционизм может порождать другие отрицательные последствия
1) обострение международных противоречий в результате ответных мер торговых партнеров до торговых войн
2) сокращение как импорта, так и экспорта, и ухудшение платежного баланса в результате изменения курса национальной валюты.

3.3 Многостороннее регулирование внешней торговли

В современном мире внешнеторговая политика любой страны выстраивается не только исходя из национальных интересов, но и под влиянием системы международного регулирования мировой торговли с унифицированными правовыми, административными и организационными правилами, по отношению к которой страновые торговые режимы выступают как торговые подсистемы.
Большая роль в формировании такой системы принадлежит Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), осуществляющей исследования по различным аспектам мировой торговли во взаимосвязи с проблемами экономического развития и разработку принципов в области торговой политики.
Ведущую роль в многостороннем регулировании мировой торговли играет Всемирная торговая организация (ВТО) — межправительственная международная организация в сфере международной торговли, разрабатывающая ее основополагающие нормы и принципы, фиксирующая их в международных договорах и устанавливающая согласованные правила их реализации и применения важнейших инструментов торговой политики. В основу деятельности положен принцип раундов, для каждого из которых определяются цели и круг задач. Раунды длятся годами. Достигнутые в них соглашения содержат ключевые договорные обязательства, являющиеся универсальными для всех членов организации. (к настоящему времени насчитывается 20 соглашений и около 40 общих договоренностей).
ВТО также является местом разрешения многочисленных торговых споров и разбирательств. К началу 2003 г. ВТО насчитывала 145 стран и около 30 стран ведут переговоры о присоединении.
В числе общих соглашений наибольшее значение имеют Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), пакет соглашений по инвестиционным мерам в торговле (ТРИМС), пакет соглашений о защите прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Пакет основополагающих соглашений и как международная организация ГАТТ было создано в 1947 г. и до 1995 г. было основным регулятором международной торговли. С 1995 г. ГАТТ преобразовано в ВТО. В рамках ГАТТ проведено восемь раундов многосторонних переговоров, последние четыре — Диллон-раунд, 1960-1961гг.26 стран-участниц, Кеннеди-раунд, 1964-1967гг., 62 страны, Токийский раунд, 1973-1979, 102 страны-участницы и Уругвайский раунд, 1986-1993гг., 108 стран — наиболее показательны по тарифным уступкам, масштабы которых увеличились с 4,9 млрд. долл. в 1061 г. до 3700 млрд. долл. в 1993 г.
В конце 2001 г. на министерской конференции в г. Дохе (Катар) достигнута договоренность о начале нового раунда переговоров, теперь уже в рамках ВТО. Содержание и формат этого раунда пока окончательно не определены, однако известно, что в рамках этого раунда США выдвинули предложение об устранении к 2015 г всех тарифов на потребительские и промышленные товары (91% всей мировой торговли товарами). Существуют предложения ЕС и других участников. Результаты пятого раунда переговоров будут достигнуты примерно к 2010 году.
Основная функция ГАТТ — либерализация внешней торговли. Создание ВТО реализовало необходимость к традиционным нормам и правилам торговли товарами добавить общие нормы регулирования международной торговли услугами, торговых аспектов инвестиционной политики и прав интеллектуальной собственности. Так появились ГАТС, ТРИМС, ТРИПС и другие соглашения, составившие костяк ВТО.
Первое многостороннее соглашение по вопросам торговли и инвестиций в сферу услуг (ГАТС) вступило в силу 01.01.1995 г. действие его распространяется на 12 секторов услуг: деловые, коммуникационные, строительные, услуги в области здравоохранения, образования, защиты окружающей среды, дистрибьюторские, финансовые, туристические, транспортные, услуги по организации досуга, культуры и спорта. Если ГАТТ регулирует только трансграничное перемещение товаров, то ГАТС определяет четыре способа торговли услугами: «трансгранично», «потребление за рубежом» (например, туризм), «коммерческое присутствие» (например, дочерняя фирма), «присутствие физических лиц» (например, услуги консультанта).
Главный вектор деятельности ВТО состоит в том, что национальные правительства не должны дискриминировать товары, услуги, капитал, информацию и технологию иностранного происхождения в пользу внутренних или других иностранных поставщиков. Следует предоставлять национальный режим для всех трансграничных сделок и противодействовать любым попыткам устранения рыночной конкуренции.
ВТО расширяет регулирующую функцию на сферу инвестиций, поставив задачу выработки общих правил относительно стимулирования вложений зарубежного капитала, в первую очередь в связи с торговлей товарами и услугами, приведение национальных норм, регулирующих инвестиционные процессы, в соответствие в многосторонними правилами, устранение преград на пути трансграничного использования новых возможностей информационных и иных технологий. Эту задачу призван решить пакет соглашений по инвестиционным мерам в торговле (ТРИМС).
Вступление в ВТО предполагает увеличение открытости экономики, главным образом, либерализацию импорта в обмен на более широкий доступ на зарубежные рынки отечественных товаров. Долгосрочное позитивное влияние на экономику будет сочетаться с краткосрочными негативными последствиями. Для предприятий неконкурентоспособных отраслей это обернется спадом, необходимостью реструктуризации и реконструкции. Однако присоединение к ВТО даст стимул к дальнейшему, более последовательному реформированию экономики в целях оживления инвестиционной активности, структурной реорганизации, создания конкурентной среды и более качественного взаимодействия с мировой экономикой. Условия вступления в ВТО должны предусматривать переходные периоды для постепенной адаптации к новым правилам хозяйствования и взаимодействия с другими экономиками.
Определяющим аргументом вступления в ВТО является растущее признание того, что экономическое возрождение невозможно в изоляции, а эффективная включенность в мировую экономику невозможна без активного вовлечения в работу международных экономических организаций.
Всемирная торговая организация (ВТО) имеет целью укрепление мировой экономики, рост мировой торговли, инвестиций. Ее главной задачей является либерализация мировой торговли, применение преимущественно тарифных методов протекционизма, снижение импортных пошлин, снижение и устранение нетарифных барьеров.
Функции ВТО:
• наблюдение за состоянием мировой торговли, консультации в области управления ею
• обеспечение международных соглашений
• обеспечение механизмов примирения и урегулирования торговых споров
• наблюдение за торговой политикой государств
• сотрудничество с международными экономическими организациями, оказывающими влияние на мировую торговлю.
Принципы ВТО:
• недискриминация международной торговли
• открытость, защита через тарифы
• обеспечение справедливой конкуренции.
Высший орган ВТО — Конференция министров (сессия не реже 1 раза в 2 года), кроме него Общий Совет, Рабочая группа, Комитеты по торговле, бюджетам.
Процедура присоединения к ВТО происходит по следующим этапам:
• рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны
• приведение национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда
• консультации об условиях членства (на двусторонней основе со всеми заинтересованными странами-членами ВТО) о коммерческих уступках, сроках принятия обязательств по соглашениям
• получение прав члена ВТО и прекращение дискриминации страны на мировом рынке
• оформление документов присоединения (протокол о присоединении)
• ратификация пакета документов.

Глоссарий

Внешнеторговая политика — это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Таможенный режим — это совокупность условий, определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу и определяющих порядок взимания таможенных платежей.
Таможенный тариф на импорт — это государственный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства.
Количественные ограничения — это административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны за определенный период.
Лицензирование — это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемых государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Добровольное ограничение экспорта — это количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
Демпинг — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, и ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.
Антидемпинговая пошлина — это временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках для нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции.
Международная картель — это монополистическое объединение экспортеров определенного товара для обеспечения контроля за объемами производства с целью установления выгодных цен.
Торговое эмбарго — это запрещение государством ввоза в какую-либо страны или вывоза из нее определенного товара.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии