БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Международная экономика » МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН МИРА

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН МИРА

Автор: Maxvel 2-11-2011, 12:09

ТЕМА 6 МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН МИРА

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


6.1 Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели

Международная экономическая интеграция (МЭИ) — это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Региональная экономическая интеграция ведет к установлению более тесных экономических, политических, научных, культурных связей между странами-участниками, ликвидирует, либо существенно ослабляет, барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы.
Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают её от других форм экономического взаимодействия стран:
• взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов
• широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм
• глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц
• целенаправленным регулированием интеграционного процесса, разработкой скоординированной экономической стратегии и политики.
Созданию интеграционных группировок способствуют следующие условия:
• близость уровня экономического развития и степени рыночной зрелости экономик интегрирующихся стран
• географическая близость таких стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей
• общность экономических и иных проблем.
Интеграционные объединения преследуют примерно одинаковые цели:
1) использование преимуществ экономии масштабов, обеспечивающее расширение размеров рынка, сокращение транспортных издержек, прилив иностранных инвестиций
2) создание благоприятной внешнеполитической среды, укрепление взаимопонимания и сотрудничества в политической, военной, социальной и других неэкономических областях
3) решение задач торговой политики: укрепление переговорных позиций стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО, создание стабильной основы для взаимной торговли
4) содействие структурной перестройке экономики
5) поддержка молодых отраслей национальной промышленности, поскольку для них возникает более широкий региональный рынок.
Таким образом, экономическая интеграция имеет ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон:
• интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, к новейшим технологиям, а также позволяет производить продукцию в расчете на более емкий рынок
• экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран
• интеграционное взаимодействие позволяет решать наиболее острые проблемы социального характера.
Таким образом, в результате интеграции отдельные группы стран создают между собой наиболее благоприятные условия для торговли, межрегионального передвижения факторов производства. Подобные региональные образования оцениваются положительным фактором мировой экономики, но при условии, что группа интегрирующихся стран не устанавливает менее благоприятные условия для взаимодействия с третьими странами.
Экономические выгоды для отдельных стран от участия в международной экономической интеграции можно подразделить на краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочные эффекты выражаются
• в микроэкономических преимуществах узкоспециализированного производства, ориентированного на экспорт за счет «эффекта масштаба»
• в росте ценовой конкуренции за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров
• в стимулировании внутрирегиональной торговли
• в «перекрестном инвестировании», которое носит внутриотраслевой характер и означает, что государства одновременно представляют собой страны происхождения и страны прием капитала.
Долгосрочные эффекты выражаются
• появлением емкого рынка
• ростом прямых иностранных инвестиций
• созданием благоприятных условий для дальнейшего роста концентрации и централизации производства и капитала.

6.2 Этапы международной экономической интеграции

Наибольшее развитие интеграционные процессы получили во второй половине ХХ века. В целом можно выделить шесть этапов, для которых характерны свои особенности.
На первом этапе страны еще только делают шаги ко взаимному сближению, заключая преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между двумя государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Чаще это реализуется снижением таможенных пошлин на товары в рамках международной торговли между этими странами.
На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продукции сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным на территории одного из государств-членов, но зачастую обходится и без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Подготовкой страны к международной экономической интеграции является создание на её территории и свободных экономических зон.
Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза — согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системой нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня — общего рынка, когда интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1-2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встреч министров, опирающихся на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Наконец, на пятом уровне происходит полная интеграция, включающая экономический, валютный и политический союз, предполагающая проведение единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу наднациональных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. Происходит полная гармонизация их экономической политики.
Точно определить на каком этапе развития находится та или иная группировка довольно сложно. Тем не менее, их можно классифицировать по подобному признаку.
В настоящий момент существует преференциальной соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и такими странами бывшего СССР: Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной. Соглашение об ассоциации с ЕС имеют также Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Словения.
Имеется несколько зон свободной торговли:
• Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), включающая Швейцарию, Исландию, Лихтенштейн, Норвегию
• балтийская зона свободной торговли, образованная в 1993 г. странами Эстонией, Латвией и Литвой
• страны Вышеградской четверки, которую в 1990 г создали Венгрия, Польша, Чехия, Словения
• центрально-европейскую зону свободной торговли в 1992 г. создали Венгрия, Польша, Чехия, Словакия и Словения
• североамериканская зона свободной торговли, НАФТА, с 1994 года объединяет Канаду, США, Мексику
• Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, АТЭС, представлена 21 страной Азии, Северной и Южной Америки, Австралией, Океанией.
Таможенные союзы стран Центральной Америки, Арабских стран способствуют их экономическому развитию.
На условиях общего рынка взаимодействуют Латиноамериканская ассоциация интеграции ЛАИ, Общий рынок Южного Конуса МЕРКОСУР, Карибское сообщество и Карибский общий рынок КАРИКОМ, Андская группа стран, Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН и другие.
Экономический союз представляют страны Бенилюкс, Союз Арабского Магриба, САМ, Сообщество развития Юга Африки, САДК, Экономическое сообщество стран Западной Африки, ЭКОВАС, Экономическое сообщество стран Центральной Африки, КЭЕАС, Европейский экономический союз. Экономический союз предполагалось создать при участии стран СНГ в 1992 году.

6.3 Таможенный союз

Таможенный союз — один из видов внешнеэкономической политики государства в международной торговле товарами и услугами. Экономические последствия его, также как и последствия иной внешнеторговой политики, неоднозначны.
Рассмотрим последствия вступления страны в таможенный союз на конкретном примере (рис. 3.1). Пусть на мировом рынке уровень цены товара А определяется японским производителем товара и составляет 400 долл. США. Цена товара А европейских производителей составляет 440 долл. США. Пусть уровень таможенного тарифа на импорт в данной стране составляет 15%. Тогда японский товар на внутреннем ранке будет продаваться по цене 400 + 400*0,15 = 460 долл. США, а европейский товар А — по цене 440 + 440*0,15 = 506 долл. США. Страна станет закупать товар японских производителей при равном его качестве.
Если страна войдет в таможенный союз с Европой, то таможенные ограничения на европейские товары будут сняты и товар А на внутреннем рынке будет продаваться по 440 долл. США.
Покупая японский товар за 400 долл. США и продавая на внутреннем рынке с 15% таможенной пошлиной, государство имело доход от импорта объемом , равный площади (c+f), при вступлении в таможенный союз этот доход теряется.
При цене 440 долл. США вместо 460 долл. США потребители выигрывают область (a+b+c+d), производители же теряют область а. Таким образом, чистый эффект составит: +a ,+b ,+c ,+d, —a, —c, —f или +b +c —f. Страна выигрывает от таможенного союза, если +b +c больше —f .

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН МИРА



Рисунок.3.1 Таможенный союз

Выигрыш от таможенного союза происходит в следующих условиях:
• если в стране спрос на импорт высоко эластичен
• если присоединение к таможенному союзу ведет к значительному снижению внутренних цен в стране
• если меньше разница в уровне цен в странах — партнерах по союзу и в третьих странах
• от того, какой эффект в развитии торговли станет преобладать: эффект расширения или свертывания торговли.
В любом случае следует иметь в виду, что чистый эффект определяется эффектом от торговли всей совокупности товаров и услуг, что товары имеют определенный жизненный цикл и положительный или отрицательный чистый эффект для конкретного товара может быть временным явлением.


4.9 Свободные экономические зоны

Свободные экономические зоны — это самостоятельные территориально-географические анклавы с той или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны, часть экономического национального пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая на остальной ее территории.
Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.
Задачами СЭЗ являются:
• опробование новых методов хозяйствования
• привлечение иностранного капитала для активизации экономических процессов внутри страны
• стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств
• рост занятости
• экономический рост.
Причины образования СЭЗ — ситуация, когда страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат.
Создание СЭЗ имеет большое значение, поскольку растет объем привлекаемых иностранных инвестиций, производительность труда, уровень жизни населения, достигаются высокие устойчивые темпы экономического роста, происходит социальное развитие как районов СМЭЗ, так и страны в целом, оживляется деятельность собственного производства, выявляются новые, перспективные методы производственной деятельности.
Существует два подхода в создании СЭЗ:
1. территориальный, когда СЭЗ — часть территории национального пространства с особым режимом деятельности;
2. функциональный, когда в условиях СЭЗ работают отдельные предприятия страны.
Разновидности СЭЗ:
• зоны для углубления интеграции с мировым рынком, стимулирования МЭО функционируют зоны свободной торговли, таможенные, экспорто-производственные и другие зоны
• зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства: поощрения развития отдельных районов, их индустриализация
• зоны реализации региональной политики.
По признаку хозяйственной специализации выделяют следующую классификацию СЭЗ:
Торговые СЭЗ:
1) свободные таможенные зоны, бондовые склады, свободные порты представляют собой транзитные или конмигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработке иностранных товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров
2) зоны свободной торговли имеют целью поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. К числу ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговыми режимами.
Промышленно-производственные СЭЗ. Представляют собой территории со льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции. Производится экспортная или импортозамещающая продукция. Являются зонами второго поколения. Возникли как эволюция торговых зон, когда ввозились и товары, и капитал, и возникла производственная деятельность. Характерны финансовые и налоговые льготы. Наибольшее распространение получили в НИС. К ним относятся:
1) экспортопроизводственные зоны, импортозамещающие зоны. Характеризуются как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля. Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны. Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случая, когда эта продукция поступает на национальную таможенную территорию принимающей стороны.
ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегию перехода от импортозамещающего типа индустриализации к экспортоориентированному.
2) промышленные парки, научно-промышленные парки (Зоны технико-экономического развития ЗТЭР) Создаются, как правило, в качестве эталонных по уровню организации эффективного, высоко технологического производства. На предприятиях, расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.
Технико-внедренческие зоны (зоны развития новой высокой технологии ЗРНВТ): Технопарки, технополисы, зоны развития новой и высокой технологии. Зоны третьего поколения. Создаются вокруг научных центров. Наибольшее число таких СЭЗ находится в США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками», в Японии-«технополисами», в других странах бизнес-инновационными центрами и «инкубаторами».В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов.
Самая известная в мире и крупнейшая в США «Силикон-Велли» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии создано около двух десятков технополисов на базе ведущих научных подразделений. В КНР зарегистрировано более 50 зон развития новой и высокой технологии.
Сервисные зоны как территории с льготным режимом предпринимательской деятельности:
1) оффшорные зоны и налоговые гавани. привлекают благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центров оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся Панама, Норманские острова, Ирландия, Швейцария, и др. В последнее десятилетие ОЗ появились в Израиле Мальте, Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом. Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что, в целом, способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.
Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер.
2) Финансовые центры, зоны банковских, туристических услуг, экопарки, СЭЗ комплексного, многоотраслевого назначения. Обладают практически всеми чертами других зон.
Открытые районы. Охватывают территории, где создается льготный инвестиционный режим для привлечения и иностранного капитала. «Открытые районы», получившие широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморский пояс страны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зоны технико-экономического развития, технопарки экспортоориентированное производство.
Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
К наиболее распространенным льготам и привилегиям, действующим в СЭЗ, относятся:
1) полное освобождение от пошлин и других сборов, ввозимых в зону машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства
2) освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок), а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране
3) предоставление льготных кредитов
4) аренда помещений, транспорта по льготным тарифам
5) обеспечение для иностранных инвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.
Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.
Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.
СЭЗ функционирующие в развивающихся странах имеют ряд общих черт и моментов развития. Во-первых, как особые территориальные единицы они имеют тенденцию к расширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. При этом, они постоянно улучшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром. Во-вторых особый режим управления СЭЗ становиться все более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ .В них прочно обосновываются ведущие ТНК. В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. В-четвертых, современная НТР объективно на первый план выдвигает СЭЗ, в которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработкой новой и высокой технологии
Заметная роль СЭЗ в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, привлечения иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановой экономики к рыночной. Дело в том, что степень влияния СЭЗ на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопряжено, как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.
Кроме льгот СЭЗ главным стимулом для притока в страну иностранного капитала являются:
• политическая стабильность
• качественная инфраструктура
• высокая квалификация рабочей силы
• упрощение административных процедур.
Выгоды от создания и функционирования СЭЗ проявляются в том, что оживляется международная торговля, растет научно-технический потенциал производства, создаются дополнительные рабочие места. Для успешной деятельности СЭЗ необходимо рациональное планирование первоначальных стадий их деятельности, гибкость управления.
Создание СЭЗ — сложный процесс. Он включает в себя четыре стадии: предпроектную, исходный период, этап создания и функционирования.
На начальной стадии, предшествующей созданию СЭЗ, администрация территории, с привлечением специалистов, определяет целесообразность ее образования, намечает целевую направленность и отраслевую структуру СЭЗ, а также некоторые другие ее параметры. По результатом проведенной работы принимаются решения о проектировании СЭЗ и подготовке соответствующих документов по ее официальному признанию.
После принятия решения о создании СЭЗ наступает этап введения ее в действие, формирование инфраструктуры, основных элементов, условий предпринимательской деятельности. Далее следует стадия функционирования зоны.
Неудачи при организации СЭЗ возникают в случаях политической нестабильности, несовершенства законов, в т. ч. о деятельности СЭЗ на территории страны, при организационных просчетах, бюрократизме.
Оценка эффективности СЭЗ. Как свидетельствует зарубежный опыт, начальный этап создания СЭЗ требует значительных инвестиций: для привлечения 1 долл. США иностранных инвестиций требуется вложить 4 долл. США.
Существует несколько подходов к оценке эффективности деятельности СЭЗ:
1) украинский. Использует сравнение СЭЗ и территорий приоритетного развития по социально-экономическим, финансовым результатам, организационному обеспечению деятельности
2) белорусский. Определяет потери от льготного налогообложения, соотносит с доходами от деятельности СЭЗ. «Потери» государства оцениваются изменением цены продукции, объемов выручки, прибыли, платежеспособности, соотношения начисленных и уплаченных налогов
3) российский. Определяется эффективность предоставления льгот и преференций. Учитывается окупаемость инвестиций (в прерделах льгот), поступление налоговых платежей, получение прибыли, уровень рентабельности не ниже приемлемого ( банковского ссудного процента по долгосрочным кредитам), определяются дисконтированные доходы и расходы.
4) сопоставляются стоимостные оценки полученных доходов и расходов.
5) подход основан на том, что эффективность прямо или косвенно зависит от следующих факторов:
• производственной деятельности (объема выпущенной, реализованной продукции в стоимостном и натуральном выражении, количества вновь созданных рабочих мест, использование трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов);
• уровня научно-технического и производственного потенциала (общий объем затрат на исследования, разработки, удельный вес новой, сертифицированной продукции)
• инвестиционной деятельности (размер УК, объем привлеченных инвестиций, количество реализованных проектов)
• результатов финансовой деятельности (выручка от реализации продукции, работ, услуг, затраты на производство и сбыт, прибыль, уровень кредиторской и дебиторской задолженности, рентабельность продукции и производства)
• внешнеторговой деятельности (динамика экспорта и импорта их географическая направленность, удельный вес бартера, коэффициент сбалансированности внешней торговли, динамика поступления валюты от экспорта)
• специфики функционирования и управления деятельностью СЭЗ (оценка стартовых условий функционирования СЭЗ, характеристика и структура ОПФ, объем инвестиций, специализация производства).
Параметры деятельности всех СЭЗ сравниваются с параметрами развития республики. При этом учитываются изменения объема выпущенной продукции, численность работающих, создание новых рабочих мест, объем инвестиций в основной капитал, иностранных инвестиций, внешнеторговый оборот, количество прибыльных предприятий, прирост арендных площадей, др.
СЭЗ Беларуси: СЭЗ «Брест», «Минск», «Витебск», «Могилев», «Гомель-Ратон», «Гродно-Инвест».

Глоссарий

Международная экономическая интеграция (МЭИ) — это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Преференциальные торговые соглашения - могут подписываться либо на двусторонней основе между двумя государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам.
Зона свободной торговли — полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговле товарами и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.
Таможенный союз — согласованная отмена национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств.
Общий рынок — интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капиталов, рабочей силы и технологий.
Экономический, валютный и политический союз — проведение единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии