БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Региональная экономика » Финансово-бюджетный механизм развития регионов

Финансово-бюджетный механизм развития регионов

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Финансовые ресурсы регионов

Взаимоотношения субъектов хозяйственной деятельности регионов строятся посредством системы финансов (международных, государственных, региональных на уровне конкретных предприятий)

Категория «Финансы» означает систему экономических взаимоотношений, выражающих формирование и использование денежных средств в процессе хозяйственного оборота предприятия, региона, страны.

Важнейшей составной частью систем государственных финансов и действенным инструментом решения местных проблем регионов, реализацию принципов самоуправления и самофинансирования необходимо относительная финансовая самостоятельность регионов.

Финансовая самостоятельность региона обеспечивается посредством системы финансовых ресурсов региона, под которыми понимаются: денежные средства, находящиеся в распоряжении региона, его хозяйствующих субъектов  и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения регионального и национального валового продукта и предназначенные для расширенного воспроизводства на данной территории.

Финансовые ресурсы региона включают в себя:

  1. ресурсы местных бюджетов и целевых бюджетных и внебюджетных фондов
  2. средства предприятий
  3. средства населения
  4. кредитные ресурсы
  5. средства на депозитах

Однако финансового потенциала региона и выработка обоснованной регионально-финансовой политики осуществляется на основе сводного баланса финансовых ресурсов региона под которым понимаются денежные выражения, состояния (или прогнозы) доходов и расходов региона, его бюджетов  и внебюджетных фондов, а также юридических лиц на данной территории.

 

2. Местные бюджеты и межбюджетные отношения как фактор регионального развития

Экономическую основу местного управления и самоуправления составляют местные бюджеты (например, областные, городские, бюджет из сельских советов и др.) В РБ около 2000 местных бюджетов.

Совокупность бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы представляет собой консолидированный бюджет региона. Величина консолидированного бюджета той или иной административно-территориальной единицы определяется с учетом среднереспубликанского норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя, что позволяет вычислить минимальный консолидированный бюджет.

Доходная часть местного бюджета формируется за счет:

- собственных доходов, налогов (налог на недвижимость, плата за землю и др.)

- отчислений от республиканских налогов, дотаций, субсидий и т.д.

Расходная часть местных бюджетов включает следующие направления:

- капитальные вложения на развитие инфраструктуры, строительство жилья.

- финансирования текущего содержания отраслей социально-культурной сферы

- социальная защита населения (расходы на поддержку АПК и субъектов малого предпринимательства).

При оценке местного бюджета используются следующие характеристики:

  1. показатель бюджетной обеспеченности региона
  2. показатель обеспеченности собственными доходами.

Для формирования дополнительных источников покрытие расхода местные органы власти создают целевое бюджетные и внебюджетные фонды, средства от которых направляются на охрану окружающей среды.
Государственное регулирование регионального развития через систему финансов осуществляется на основе принципа бюджетного федерализма под которым понимается система взаимоотношений между бюджетами различных уровней по поводу распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

Выделяют 2 типа бюджетного федерализма:

1)      конкурентный

Связан с минимальным перераспределением средств между бюджетами

2)      кооперативный

Предусматривает активное участие правительства в выравнивании межрегиональных диспропорций.

Важная роль в регулировании экономических процессов в регионах отводится прогнозированию и планированию финансов. Для чего разрабатывается перспективный баланс доходов и расходов, учитывающий потребности финансирования тех или иных сфер (определяется объем динамических средств, выявляются резервы роста доходов и экономии в расходах и т.д.)

Методы прогнозирования и планирования финансовых показателей:

  1. экстраполяция. Основан на учете существующей динамики финансовых показателей и устойчивых тенденций ее измерения.
  2. математического моделирования. Связан с построением и анализом финансовых моделей имитирующих реальные экономические процессы региона.
  3. нормативный метод предписывает использование норм и нормативов в социальной и производственной сферах
  4. балансовый метод предполагает координацию, согласование количественных характеристик, всех разделов финансовых планов между собой.
  5. метод экспертных оценок

Основан на предложениях и прогнозов, оценках, сделанных компетентными специалистами, отдельных отраслях науки, народного хозяйства региональной экономики



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии