БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Налоговое право » Методические рекомендации по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Методические рекомендации по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов 4 курса специальности «Правоведение» факультета экономики и права

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


КСРС № 1 (4часа)


Тема 11. Особые режимы налогообложения.

Цель изучения: приобретение знаний об особенностях налогообложения при особых режимах налогообложения.
Задачи:

1) знать налоги особых режимов налогообложения;
2) уметь характеризовать элементы налогов;
Решение этих задач создает предпосылки для полноценного усвоения студентами учебного материала на последующих этапах обучения.
Тестовые задания выполняются по порядку. Если какое-нибудь из них затрудняет Вас, то переходите к следующему. После того как выполните все задания, вернитесь к пропущенным.

Темы рефератов:
1. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
2. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
3. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности. Правовая конструкция налога.
4. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр. Правовая конструкция налога
5. Понятие и виды особых режимов налогообложения. Соотношение общего и особого режимов налогообложения
6. Плательщики налога при упрощенной системе налогообложения

1. Налог при упрощенной системе налогообложения
Плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения (далее в настоящей главе – упрощенная система) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на применение такой системы в порядке, установленном настоящей главой.
Применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 3 090 150 000 белорусских рублей.
Уплата налога при упрощенной системе:
- заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами;
- не освобождает от перечисления в соответствии с законодательством части прибыли (дохода) в бюджет республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты:
- налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
- государственной пошлины;
- патентных пошлин;
- консульского сбора;
- оффшорного сбора;
- гербового сбора;
- сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
- налога на прибыль в отношении: дивидендов и приравненных к ним доходов, прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг;
- обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
- налога на добавленную стоимость, за исключением организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1 777 200 000 белорусских рублей;
- налога на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям зданий и сооружений (их частей), не используемых в предпринимательской деятельности;
- земельного налога, арендной платы за землю, налога на недвижимость для некоммерческих организаций (за исключением республиканских государственно-общественных объединений);
- налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав доверительным управляющим при осуществлении им деятельности по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Сохраняется возможность получить вычет
Объектом налогообложения налога при упрощенной системе признается осуществление предпринимательской деятельности.
Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 1 777 200 000 белорусских рублей в год, осуществляющие розничную торговлю и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, определяемый как разница между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период.
Налоговая база налога при упрощенной системе определяется исходя из валовой выручки, определяемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов.
Ставки налога при упрощенной системе
Ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:
- 8 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;
- 6 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;
- 3 процента – для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
- пятнадцать (15) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, указанных в приложении 24 к НК, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в этих населенных пунктах, а также на территориях, входящих в пространственные пределы сельсоветов (за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения), ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:
- 5 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;
- 3 процента – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.
Налоговым периодом налога при упрощенной системе признается календарный год.
Отчетным периодом по налогу при упрощенной системе признается:
календарный месяц – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему с уплатой налога на добавленную стоимость ежемесячно;
календарный квартал – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему без уплаты налога на добавленную стоимость либо с уплатой налога на добавленную стоимость ежеквартально.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе.
Уплата налога при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

8.2. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

Плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц признаются индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Плательщики единого налога освобождаются от:
- подоходного налога с физических лиц на доходы, получаемые ими при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
- налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
- экологического налога;
- налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;
- местных налогов и сборов, уплачиваемых при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом.
Индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог по видам деятельности, предусмотренным ст. 296 НК.
Объектом налогообложения единым налогом признается:
- для плательщиков – индивидуальных предпринимателей:
а) оказание потребителям услуг (выполнение работ), указанных в подп. 1.3-1.39 п. 1 ст. 296 НК;
- розничная торговля товарами, отнесенными к товарным группам, указанным в подп. 1.1 п. 1 ст. 296 НК;
- для плательщиков – физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность:
а) розничная торговля на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых такая торговля осуществляется физическими лицами в соответствии с законодательством произведенными, переработанными либо приобретенными ими товарами (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенными к товарным группам, указанным в подп. 1.1 п. 1 ст. 296 НК. Такая торговля может осуществляться не более пяти дней в каждом календарном месяце;
б) осуществление видов деятельности, указанных в абз. 2-7 п. 1 ст. 295 НК.
Налоговая база единого налога определяется исходя из осуществляемых плательщиками видов деятельности и (или) количества магазинов, иных торговых объектов, торговых мест на рынке.
Базовые ставки единого налога устанавливаются Президентом Республики Беларусь в белорусских рублях за месяц.
Областные и Минский городской Советы депутатов устанавливают ставки единого налога за месяц в пределах базовых ставок этого налога в зависимости от:
- населенного пункта, в котором осуществляется деятельность плательщиков (г. Минск, города областного, районного подчинения, поселки городского типа, сельские населенные пункты);
- места осуществления деятельности плательщиков в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки, удаленность данного места от остановок пассажирского транспорта);
- режима работы плательщиков;
- иных условий осуществления видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом.
Если фактически полученная индивидуальным предпринимателем выручка превысила двадцатикратную сумму единого налога, исчисленную за соответствующий календарный месяц, с суммы такого превышения исчисляется и производится доплата этого налога в размере 10 процентов.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности.
Единый налог уплачивается:
- индивидуальными предпринимателями – по месту постановки на учет ежемесячно не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, а индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые, – не позднее дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности;
- физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, – по месту постановки на учет в налоговом органе либо по месту реализации товаров (работ, услуг) до начала реализации товаров.

8.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции признаются перешедшие на применение единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции:
- организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию;
- организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленных подразделений, – в части этой деятельности.
Применять единый налог вправе:
- организации, у которых есть филиалы или иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленных подразделений, выручка которых от реализации произведенной продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов выручки, исчисленной от всей деятельности филиала или иного обособленного подразделения (но не более чем за предыдущий финансовый год);
- другие организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов общей выручки этих организаций за предыдущий финансовый год.
Для плательщиков сохраняется общий порядок исчисления и уплаты: акцизов; налога на добавленную стоимость;налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь; государственной пошлины; патентных пошлин; консульского сбора; оффшорного сбора; гербового сбора; сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов, обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Объектом налогообложения единым налогом признается осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.
Налоговая база единого налога определяется исходя из валовой выручки, полученной за налоговый период, определяемой как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
Ставка единого налога устанавливается в размере 2 процентов.
Налоговым периодом единого налога признается календарный год.
Отчетным периодом единого налога признаются по выбору плательщика календарный месяц или календарный квартал
Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по единому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата единого налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

8.4. Налог на игорный бизнес

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации.
Доходы, полученные плательщиками от игорного бизнеса, не признаются объектами налогообложения:
- налогом на добавленную стоимость, за исключением этого налога, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
- налогом на прибыль
Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются:
- игровые столы;
- игровые автоматы;
- кассы тотализаторов;
- кассы букмекерских контор.
Налоговая база налога на игорный бизнес определяется как общее количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида.
Ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в следующих размерах на единицу объекта налогообложения налогом на игорный бизнес:
- 3500 евро на игровой стол в г. Минске в казино, имеющем до 10 игровых столов;
- 3000 евро на игровой стол в областном центре, за исключением г. Минска, в казино, имеющем до 10 игровых столов;
- 2500 евро на игровой стол в ином населенном пункте в казино, имеющем до 10 игровых столов;
- 4000 евро на игровой стол в г. Минске в казино, имеющем 10 и более игровых столов;
- 3500 евро на игровой стол в областном центре, за исключением г. Минска, в казино, имеющем 10 и более игровых столов;
- 3000 евро на игровой стол в ином населенном пункте в казино, имеющем 10 и более игровых столов;
- 100 евро на игровой автомат в г. Минске;
- 90 евро на игровой автомат в областном центре, за исключением г. Минска;
- 80 евро на игровой автомат в ином населенном пункте;
- 1500 евро на кассу тотализатора в г. Минске;
- 1400 евро на кассу тотализатора в областном центре, за исключением г. Минска;
- 1300 евро на кассу тотализатора в ином населенном пункте;
- 200 евро на кассу букмекерской конторы в г. Минске;
- 150 евро на кассу букмекерской конторы в областном центре, за исключением г. Минска;
- 130 евро на кассу букмекерской конторы в ином населенном пункте.
Налоговым периодом налога на игорный бизнес признается календарный месяц.
Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на игорный бизнес не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога на игорный бизнес производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в белорусских рублях исходя из официального курса белорусского рубля к евро, установленного Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число отчетного месяца.

8.5. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

Плательщиками налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности признаются организации, являющиеся организаторами лотерей.
Плательщики в части доходов, полученных от организации и проведения лотерей, освобождаются от:
- налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
- налога на прибыль.
Объектом налогообложения налогом на доходы от осуществления лотерейной деятельности признаются доходы, полученные от организации и проведения лотерей.
Налоговая база налога на доходы определяется как разница между суммой доходов, полученных от организации и проведения лотерей, и суммой начисленного призового фонда лотереи.
Ставка налога на доходы устанавливается в размере 8 процентов.
Налоговым периодом налога на доходы признается календарный месяц.
Сумма налога на доходы определяется как произведение налоговой базы и ставки налога.
Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога на доходы производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

1.6. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр

Плательщиками налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр признаются организации, являющиеся организаторами электронных интерактивных игр.
Плательщики в части доходов, полученных от проведения электронных интерактивных игр, освобождаются от:
- налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
- налога на прибыль.
Объектом налогообложения налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр признаются доходы, полученные от проведения электронных интерактивных игр.
Налоговая база налога на доходы определяется как разница между суммой доходов, полученных от проведения электронных интерактивных игр, и суммой сформированного выигрышного фонда.
Ставка налога на доходы устанавливается в размере 8 процентов.
Налоговым периодом налога на доходы признается календарный месяц.
Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога на доходы производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

1.7. Сбор за осуществление ремесленной деятельности

Плательщиками сбора за осуществление ремесленной деятельности признаются физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность.
К ремесленной деятельности относится не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан, которая включает в себя виды деятельности, предусмотренные ст. 319 НК
Объектом налогообложения сбором за осуществление ремесленной деятельности признается осуществление видов ремесленной деятельности, указанных в п. 1 ст. 319 НК.
Ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности (вне зависимости от количества осуществляемых видов этой деятельности) устанавливается в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на момент его уплаты.
Налоговым периодом сбора за осуществление ремесленной деятельности признается календарный год.
Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности производится до начала осуществления ремесленной деятельности.
Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности за каждый последующий календарный год производится не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется ремесленная деятельность.

1.8. Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

Плательщиками сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма признаются осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма:
- физические лица без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, постоянно проживающие в сельской местности, малых городских поселениях и ведущие личное подсобное хозяйство;
- крестьянские (фермерские) хозяйства.
К деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма относится не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств по:
- предоставлению жилых комнат для размещения агроэкотуристов, причем число таких комнат не должно превышать пяти. При оказании услуг в сфере агроэкотуризма с использованием более пяти комнат эта деятельность признается предпринимательской, должна осуществляться с учетом требований законодательства и с уплатой налогов, сборов (пошлин) в порядке, установленном НК;
- обеспечению агроэкотуристов питанием (преимущественно с использованием продукции собственного производства);
- организации познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ;
- предоставлению иных услуг, связанных с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агроэкотуристов.
Плательщики в части доходов, полученных от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, освобождаются от уплаты налогов, сборов (пошлин).
Объектом налогообложения сбором за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма признается осуществление видов деятельности по оказанию вышеуказанных услуг в сфере агроэкотуризма.
Ставка сбора (вне зависимости от количества осуществляемых видов деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма) устанавливается в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на момент его уплаты.
Налоговым периодом сбора признается календарный год.
Уплата сбора производится до начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Уплата сбора за каждый последующий календарный год производится не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. От уплаты, каких налогов освобождаются плательщики единого налога?
2. Назовите, кем устанавливаются базовые ставки единого налога?
3. В какие сроки производится уплата единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции?
4. В какой валюте производится уплата налога на игорный бизнес?
5. От уплаты, каких налогов освобождаются плательщики налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр?
6. Назовите, в каких размерах устанавливается ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности?
7. Что является объектом налогообложения сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма?

ГЛОССАРИЙ
Акт — это документ, составляемый по результатам налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства.
Арест имущества — это действие налогового или таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Гипотеза — это фактические условия действия налогово-правовой нормы.
Декреты и указы — это нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь.
Денежные — в форме отчуждения денежных средств.
Диспозиция — это часть налогово-правовой нормы, содержащая правило должного поведения, которому должны следовать участники налоговых отношений.
Закон — это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Залог имущества и поручительство — это обязанность по уплате налогов и сборов, которая может быть обеспечена залогом и поручительством в случае изменения сроков исполнения налогового обязательства в части как уплаты самих налогов (сборов), так и пеней.
Исполнение налогового обязательства — это уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины)
Источник налогового права — это официально определенные внешние формы его выражения, т.е. правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов.
Камеральная проверка — проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) и иных документов и информации, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством.
Конституция Республики Беларусь — это Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Контрольная проверка — это проверка устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки.
Контрольная функция — это контроль за полной и своевременной уплатой налога и исполнением субъектами налоговых отношений других обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством.
Косвенные налоги — это налоги, которые включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки.
Местные налоги — устанавливаются решениями местных Советов депутатов и являются обязательными к уплате на соответствующих территориях.
Метод правового регулирования — это совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь — это орган специальной компетенции, проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения, а также координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Налог — это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Налоги общего назначения (абстрактные налоги) — используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются.
Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность своими действиями создавать и реализовывать права и обязанности, т.е. способность участвовать в налоговом правоотношении.
Налоговая декларация — это письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).
Налоговая деликтоспособность — это способность участников налоговых правоотношений нести предусмотренную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них налоговых обязанностей.
Налоговая правоспособность — это способность иметь налоговые права и обязанности, предусмотренные законодательством.
Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы
Налоговое обязательство — это обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор (пошлину).
Налоговое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между различными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов.
Налоговое правоотношение — это урегулированное нормами налогового права общественное отношение, возникающие в процессе осуществления налоговых изъятий принадлежащих организациям и физическим лицам денежных средств с целью обеспечения государства финансовыми ресурсами.
Налогово-правовая норма — это установленное и охраняемое государством правило поведения участников налоговых отношений, заключающееся в наделении их определенными правами и обязанностями, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет за собой применение мер государственного принуждения.
Налоговые льготы — это предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговый агент — это юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и на которое в силу налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
Налоговый контроль — это система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.
Налоговый период — это календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).
Налоговый представитель — это лицо, которое может выступать от имени и за счет налогоплательщика, в отношениях с государством.
Натуральные налоги — уплачиваются в неденежной форме (яркий пример - продналог).
Неокладные налоги — исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно.
Нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Общегосударственные (республиканские) налоги — устанавливаются в законодательном порядке Парламентом или Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней.
Объекты налоговых правоотношений — это то, по поводу чего возникают налоговые правоотношения, т.е. то, на что направлено поведение его участников.
Объекты налогообложения — это обстоятельства, с наличием которых у плательщиков НК, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.
Окладные налоги — их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога.
Пеня — это денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.
Плательщики налогов, сборов (пошлин) — это организации или физические лица, которые в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).
Порядок исчисления налога — это процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно, на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период.
Порядок уплаты налога — это установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.
Правовая конструкция налога — это закрепление всех элементов налога для признания его законно установленным средством платежа.
Принудительное исполнение налогового обязательства — это взыскание налога, сбора (пошлины), пени, в том числе уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней.
Приостановление операций по счетам в банке — это действие налогового или таможенного органа, ограничивающее право плательщика (иного обязанного лица) распоряжаться денежными средствами, находящимися или поступающими на его счета в банке, а также право этого лица на открытие новых счетов в этом же или другом банке.
Проверка — это совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.
Прямые налоги — это налоги, которые устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают.
Распределительная (социальная) функция — выражает экономическую сущность налога как централизованного, фискального инструмента распределительных отношений.
Регулирующая (стимулирующая) функция — ее практическая реализация осуществляется через систему различных налоговых инструментов (налоговые льготы (преференции), налоговые вычеты и налоговые кредиты и др.).
Санкция — это структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения налогово-правовой нормы, определяющий меры юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.
Сбор (пошлина) — это обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Система налогового права — это его внутреннее строение, объединение налогово-правовых норм в определенной последовательности, обусловленной системой общественных отношений, складывающихся в налоговой сфере.
Способы обеспечения исполнения налогового обязательства — это правовые средства, стимулирующие добросовестную уплату налогоплательщиком налоговым платежей либо позволяющие налоговому органу осуществить принудительное взыскание налога.
Справка — это документ, в котором отражены результаты налоговой проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства.
Сроки уплаты налога — это определенный в налоговом законодательстве период времени (определенная календарная дата), в течение которого (до наступления которой) налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога.
Субъект налогового правоотношения — это индивидуально определенный участник конкретного правоотношения, являющийся носителем налоговых прав и обязанностей.
Фискальная функция — носит всеобъемлющий характер, распространяется на все юридические и физические лица, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги.
Функция налога — это основное направление действия налога, выражающее его сущность, предопределяющая их роль и значение во всей совокупности налогово-правовых отношений.
Целевые (специальные) налоги — используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.

Тесты:

Плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения признаются:
физические лица
организации
индивидуальные предприниматели
организации; индивидуальные предприниматели

При каких условиях индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения:
если размер валовой выручки составляет не более 3 090 150 000 белорусских рублей
если размер валовой выручки составляет не более 2 861 250 000 белорусских рублей
если размер валовой выручки составляет не более 1 000 000 белорусских рублей
если размер валовой выручки составляет не более 10 000 000 белорусских рублей

Налоговым периодом при упрощенной системе налогообложения признается:
календарный месяц
календарный год
календарная неделя
календарный квартал

Сумма налога при упрощенной системе налогообложения исчисляется:
как произведение налоговой базы и ставки налога
как сумма налоговой базы и ставки налога
как разница налоговой базы и ставки налога
как ставка налога

Уплата налога при упрощенной системе налогообложения производится не позднее:
22 числа месяца
20 числа месяца
15 числа месяца
30 числа месяца

Налоговая декларация при упрощенной системе налогообложения в налоговый орган предоставляется не позднее:
22 числа месяца
20 числа месяца
15 числа месяца
30 числа месяца

Плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции признаются:
организации, производящие на территории РБ сельскохозяйственную продукцию
организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции
организации, производящие на территории РБ сельскохозяйственную продукцию; организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции
физические лица

Ставка единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции устанавливается в размере:
5 %
2 %
10 %
8 %

Налоговым периодом единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции признается:
календарный месяц
календарный год
календарная неделя
календарный квартал

Сумма единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции исчисляется:
как произведение налоговой базы и ставки единого налога
как сумма налоговой базы и ставки единого налога
как разница налоговой базы и ставки единого налога
как ставка единого налога

Налоговая декларация по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции в налоговый орган предоставляется не позднее:
22 числа месяца
20 числа месяца
15 числа месяца
30 числа месяца

Уплата единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции производится не позднее:
22 числа месяца
20 числа месяца
15 числа месяца
30 числа месяца

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются;
физические лица
организации
индивидуальные предприниматели
организации; индивидуальные предприниматели

Доходы, полученные плательщиками от игорного бизнеса, не признаются объектами налогообложения:
налогом на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РБ
налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РБ; налога на прибыль – для организаций
налогом на прибыль – для организаций
подоходного налога с физических лиц – для ИП

Налоговым периодом налога на игорный бизнес признается:
календарный месяц
календарный год
календарная неделя
календарный квартал

Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес в налоговый орган предоставляется не позднее:
22 числа месяца
20 числа месяца
15 числа месяца
30 числа месяца

Уплата налога на игорный бизнес производится не позднее:
22 числа месяца
20 числа месяца
15 числа месяца
30 числа месяца

Плательщиками налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности признаются:
физические лица
организации, являющиеся организаторами лотерей
индивидуальные предприниматели
организации; индивидуальные предприниматели

Плательщики в части доходов, полученных от организации и проведения лотерей освобождаются от:
налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РБ; налогом на прибыль
налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РБ
налогом на прибыль
подоходного налога с физических лиц

Ставка налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности устанавливается в размере:
3 %
5 %
8 %
10 %

Налоговым периодом налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности признается:
календарный месяц
календарный год
календарная неделя
календарный квартал

Сумма налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности исчисляется:
как произведение налоговой базы и ставки налога
как сумма налоговой базы и ставки налога
как разница налоговой базы и ставки налога
как ставка налога

Плательщиками налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр признаются:
физические лица
индивидуальные предприниматели
организации, являющиеся организаторами электронных интерактивных игр
организации

Ставка налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр устанавливается в размере:
10 %
3 %
16 %
8 %

Объектом налогообложения налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр признаются:
доходы, полученные от проведения электронных интерактивных игр
выплата процентов
выплата дивидендов
доходы от оказания услуг

Рекомендуемые источники

Основные

1. Адаменкова, С.И. Налоги–2010. Ценообразование: пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик, Л.И. Тарарышкина. – Минск: ООО «Элайда», 2010. – 394 с.
2. Муравьева, З.А. Налоги и налогообложение: учеб.-метод. комплекс. – Минск: Изд-во Минского институт управления, 2006. –372 с.
3. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. – Минск: Высшая школа, 2007. 316 с.
4. Шкирман, С.И. Все об упрощенной системе налогообложения / С.И. Шкирман. – 3-е изд., доп. – Минск: Изд-во Гревцова, 2010. – 246 с.

Нормативные правовые акты

1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Кодекс Респ. Беларусь, 29 дек. 2009 г., № 71-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
2. О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 мая 2007 г., № 209 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
3. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 июня 2006 г., № 372 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
4. О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 мая 2005 г., № 225 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
5. О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 янв. 2005 г. № 9: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 февр. 2005 г., № 140 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
6. О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 18 июня 2005 г., № 285 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
7. Об утверждении Типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 818 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
8. Об утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) по единому налогу, расчета единого налога для физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, формы налогового сообщения: постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 19 янв. 2007 г., № 11 // ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
9. Об отдельных вопросах организации и проведения электронных интерактивных игр: Декрет Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2008 г., № 6 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
10. Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 янв. 2005 г., № 9 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
11. Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений: Постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 31 дек. 2009 г., № 87 // ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
12. Об утверждении формы информации о договорах на оказание услуг в сфере агроэкотуризма: постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 19 июня 2006 г., № 68 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии