БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Прокурорский надзор » Работа органов прокуратуры с заявлениями и жалобами и иными обращениями граждан

Работа органов прокуратуры с заявлениями и жалобами и иными обращениями граждан

1.Сущность и значение работы органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан.
2.Рассмотрение жалоб на действия органов управления, организаций и д.л.
3.Рассмотрения жалоб на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительного следствия.
4.Рассмотрения жалоб на приговоры, определения и постановления суда.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.З-ом РБ об обращениях граждан установлен порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к д.л. государственных органов, органов общественных объединений, учреждений и организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Обращения могут быть индивидуальными и коллективными, устными или письменными. К обращениям граждан относятся предложения, заявления и жалобы.
Предложение – обращение граждан, направленное на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий.
Заявление – обращение граждан, направленное на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.
Жалоба – обращение граждан, содержащее требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействием д.л. соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.
Согласно ст.14 закона О прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе и.п. и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства в порядке и сроки, установленные законодательными актами. Прокурор принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе и.п. и организаций, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности.
Прокурор ведет личный прием граждан, осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения д.л. обращений граждан и организаций. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры при рассмотрении заявлений, жалоб и других обращений осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства всеми государственными органами, местными представительными и исполнительными органами, организациями, д.л. Прокуроры в установленном законом порядке принимают меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и юр.лиц, привлечению виновных в этих нарушениях к установленной законом ответственности.
Предметом прокурорского надзора в этой области является:
1)надзор за соблюдением прав и свобод граждан, гарантированной конституцией в данной сфере
2)обеспечение надлежащего, в соответствии с законом справедливого обоснованного рассмотрения заявлений и жалоб во всех государственных, местных органах власти и управления, общественных организациях, коммерческих учреждениях, на предприятиях независимо от форм собственности
3)обеспечение неукоснительного соблюдения порядка и сроков рассмотрения жалоб и заявлений
4)организация надлежащего рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений граждан, поступивших в органы прокуратуры
Задачи прокурорского надзора. Надзор за законностью рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений, поступающих в поднадзорные прокуратуре государственные, общественные и иные организации, предприятия и учреждения, при этом важно осуществление надзора как за соблюдением закона в деле движения и разрешения жалоб, так и установление, по каким вопросам подаются жалобы, в связи с чем, какие и как допускаются нарушения законности. Здесь сочетаются надзор за законностью актов и действий, осуществление и принятие которых вызывают жалобы и надзор за законностью, обоснованностью и своевременностью рассмотрения жалоб, аргументированностью ответов и решений.

2. Рассмотрение прокуратурой жалоб на незаконные действия (бездействие) органов управления, организаций, должностных лиц относится к компетенции надзора за исполнением законодательства.
Жалобы могут быть поданы гражданами в прокуратуру в письменной либо в устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи или иным путем. Жалобы могут быть поданы прокурору на личном приеме в прокуратуре либо при посещении прокурором государственных органов, организаций.
В соответствии со ст. 4 Закона «Об обращениях граждан» граждане вправе обратиться в органы прокуратуры лично либо через своего представителя. Жалобы от имени недееспособных граждан направляются их законными представителями. Представительство интересов граждан при обращении в прокуратуру осуществляется на основании акта законодательства Республики Беларусь, либо уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления» либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Беларусь.
Письменные жалобы граждан должны соответствовать требованиям, установленным в ст. 4 этого Закона. Если жалобы подаются через представителей, к письменным обращениям прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов). Могут также прилагаться копии ответов, данных ранее по жалобам должностными лицами прокуратуры, а также иные документы, необходимые для рассмотрения жалоб.
Жалобы, не соответствующие требованиям, установленным в указанной статье Закона «Об обращениях граждан», могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления жалоб без рассмотрения. Жалоба возвращается заявителю, и ему разъясняется, что после устранения недостатков он вправе вновь обратиться в прокуратуру в установленном порядке. При этом копия жалобы помещается в надзорное производство.
Анонимные жалобы рассмотрению не подлежат, за исключением жалоб, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Согласно ст. 8 указанного Закона жалобы могут быть направлены гражданами в органы прокуратуры не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законны* интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении. Определенные в приказе Генерального прокурора «О порядке рассмотрения обращений и личного приема граждан и представителей юридических лиц в органах прокуратуры Республики Беларусь» должностные лица прокуратуры вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае пропуска указанного срока. Отказ в рассмотрении жалобы должен быть письменно мотивирован и направлен гражданину в пятидневный срок.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными автором обращения, данный срок подлежит восстановлению по решению указанных выше прокурорских работников, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном Законом «Об обращениях граждан».
Жалобы должны адресоваться органу прокуратуры, в компетенцию которого входит решение поставленных в них вопросов. Согласно ст. 9 названного Закона жалобы подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами органов прокуратуры, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в жалобе.
Жалобы, разрешение которых не входит в компетенцию прокуратуры, в которую они направлены, в пятидневный срок пересылаются в соответствующую прокуратуру с уведомлением об этом заявителей. При пересылке жалоб в вышестоящую прокуратуру к ним прилагаются имеющиеся по вопросу, изложенному в жалобе, материалы, необходимые для их разрешения.
Не передаются жалобы прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение, или прокурорам, которые принимали по поставленным в жалобах вопросам решения, с которыми не согласны заявители, а также прокурорам, действия (бездействие) которых обжалуются. Такие обращения рассматриваются и разрешаются вышестоящими прокурорами.
В случаях, когда в письменных жалобах изложены вопросы, решение которых не относится к компетенции органов прокуратуры, они в пятидневный срок направляются для рассмотрения и разрешения в соответствующие государственные органы, иные организации, должностным лицам, о чем уведомляются заявители, либо заявителям по данным жалобам в этот же срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию, должностному лицу ему следует обращаться.
Заявитель вправе отказаться от своей жалобы. Отказ от жалобы производится путем направления в орган прокуратуры, в который она была подана, соответствующего письменного заявления. В случае отказа автора обращения от направленной им письменной жалобы прокурорскими работниками, указанными в приказе Генерального прокурора «О порядке рассмотрения обращений и личного приема граждан и представителей юридических лиц в органах прокуратуры Республики Беларусь», принимается решение о прекращении по ней производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся подтвержденные сведения о нарушении прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с требованиями ст. 10 указанного Закона жалобы должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в прокуратуре, к компетенции которой относится решение изложенных в них вопросов, а жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации указанный срок может быть продлен руководителем прокуратуры или его заместителем, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением заявителя о причинах задержки и характере принимаемых мер. При необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации срок рассмотрения обращения может быть продлен до шести месяцев с одновременным уведомлением об этом заявителя.
В ходе проверки могут быть истребованы соответствующие документы, получены объяснения от должностных лиц, иных граждан. В целях уточнения изложенного в жалобе может быть получено объяснение от заявителей. При необходимости прокуроры вправе требовать от руководителей и иных должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций и подчиненных им должностных лиц, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения экспертиз.
Прокуроры могут провести проверку жалобы на месте в организации. Такая проверка должна быть тщательно подготовлена. При подготовке к проверке прокурор разрабатывает план проверки.
При проверке прокурор должен выяснить следующие вопросы:
1) обеспечены ли необходимые условия для осуществления права граждан обращаться с жалобами. С этой целью прокурор знакомится с книгами регистрации обращений граждан. Установлены ли дни и чаш приема граждан руководителями и другими должностными лицами организации и осуществляется ли в действительности прием граждан в соответствии с определенным графиком;
2) соблюдаются ли установленные законом сроки рассмотрения и разрешения жалоб;
3) разрешаются ли жалобы граждан в соответствии с компетенцией органа или должностного лица и правильно ли они разрешаются;
4) не допускаются ли при направлении жалоб для разрешения в подчиненные организации нарушении требований закона о запрещении направлять обращения граждан для разрешения тем лицам, действия которых обжалуются;
5) извещаются ли заявителя о результатах разрешения жалоб либо о направлении жалоб для разрешения в другие адреса.
При проверках исполнения закона о порядке рассмотрения жалоб прокурор выявляет причины, влекущие подачу жалоб, обращает внимание на выполнение вышестоящими органами требований закона о проведении ими систематических проверок состояния дел с рассмотрением жалоб в подчиненных им организациях, устанавливает конкретных должностных лиц, ВИНОВНЫЕ в нарушении закона.
Если из одного и того же органа, организации поступают жалобы граждан по одним и тем же иди разным вопросам, в том числе повторные, это свидетельствует о необходимости проведения там в порядке надзора проверки состояния законности. Жалобы о систематическом ущемлении прав и законных интересов граждан и юридических лиц, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки местных правоохранительных органов, проверяются, как правило, c выездом на место.
В соответствии с требованиями ст. 14 указанного Закона в ходе проверки и по ее окончании заявителю предоставляется возможность ознакомиться с документами к материалами, связанными с рассмотрением жалобы, в той мере, в какой это не затрагивает прав других граждан и юридических лиц и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законами тайны. О предоставлении заявителю возможности ознакомится с документами принимают письменное решение прокурорские работники, перечисленные в указанном выше приказе Генеральное прокурор. Прокурорский работник, ознакомивший заявителя с документами, составляет и вкладывает и надзорное производство справку о том, с какими материалами ознакомлен заявитель. При отказе в удовлетворении просьбы об ознакомлении с материалами проверки заявителю дается аргументированное устное либо по просьбе заявителя письменное разъяснение прокурорским работником, имеющим право принимать решение о предоставлении возможности ознакомиться с документами.
Согласно ст. 15 этого Закона должностные лица органов прокуратуры обязаны письменно информировать граждан, юридических лиц о решениях, принятых по результатам рассмотрений письменных обращении, аргументировав их принятие, разъяснить порядок обжалования решении, принятых по жалобе, обеспечить контроль за исполнением решений, принятых по жалобам, принять в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, законных интересов граждан. юридических лиц и решить в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения прав, законных интересов граждан, юридических лиц.
После проведения проверки составляется справка, в которой излагаются выводы по результатом прокурорской проверки. В зависимости от результатов проверки, характера нарушения закона прокурор может принести протест на незаконные акты либо действия должностных лиц, внести представление по устранению выявленных нарушений законности, вынести предписание об устранение нарушения закона, объявить официальное предупреждение либо вынести постановление о возбуждении дисциплинарного производства, составить протокол об административном правонарушении или вымести постановление о возбуждении уголовного дела. Если нарушением закона причинен вред, прокурор вправе предъявить гражданский иск в интересах заявителя.
В случаях отказа в удовлетворении жалоб эти решения должны быть Аргументированы нормами закона, конкретными доказательствами со ссылкой на материалы проверок, уголовных, гражданских и иных дел, а также должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения,
В соответствии с приказом Генерального прокурора «О порядке рассмотрения обращений и личного приема граждан и представителей юридических лиц в органах прокуратуры Республики Беларусь» ответ заявителю с разъяснением, а также с сообщением об удовлетворении его требований направляет прокурорский работник, рассмотревший жалобу, либо другое должностное лицо по поручению руководителя прокуратуры. Принимать решения об отклонении обращений и давать об этом ответы заявителям могут прокуроры, указанные в этом приказе. По каждой отклоненной жалобе составляется мотивированное заключение с учетом всех доводов заявителя, утверждаемое руководителями соответствующих прокуратур, начальниками их структурных подразделений, которые имеют право принимать решения об отклонения обращений и давать ответы заявителям.
Согласно этому приказу Генерального прокурора запрещается рассмотрение обращений на основании заключений нижестоящих прокуроров, чьи действия обжалуются.

3.В соответствии со ст.6 закона Об оперативно-розыскной деятельности лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность привели к нарушению или ограничению его прав и свобод может обжаловать их в вышестоящий орган, осуществляющих ОРД, прокурору или в суд. При нарушение органом, осуществляющих ОРД прав и законных интересов физ.лиц и юр.лиц, прокурор, рассматривающий и разрешающий жалобу обязан принять меры по восстановлению прав и законных интересов заявителя, возмещению имущественного вреда, а также по материальному возмещению морального вреда. Надзор за соблюдением законности при осуществлении ОРД осуществляют Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры. Это значит, что жалоба на действия органов вправе рассматривать и разрешать не все прокуроры, а только уполномоченные вышестоящими прокурорами.
При проверке жалоб на действия органов, осуществляющих ОРД прокурор в пределах своей компетенции вправе требовать от этихъ органов для проверки документы, материалы и иные сведения, необходимые для рассмотрения жалоб, получать письменные разъяснения д.л., осуществляющих ОРД. При необходимости прокурор вправе требовать от руководителей органов производства проверки исполнения законодательства в подчиненных им органах. Жалобы на решения и действия органов дознания, дознавателя и следователя участники уголовного процесса, иные физ.лица и юр.лица подают прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при производстве предварительного расследования. Жалобы лиц, задержанные при подозрении в совершений преступления или заключенных под стражу подаются прокурору через администрацию мест предварительного заключения, которые обязаны не позднее 1 суток передать жалобу прокурору. Заинтересованные лица могут подать жалобу прокурору через органы предварительного следствия и дознания. В таких случаях лицо, которому поступила жалоба на его действия и решения обязано в течении 24 часов направить жалобу соответствующему прокурору. Заинтересованные лица могут обжаловать любые действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя о ВУД или отказе в ВУД, о применении меры пресечения, об отказе в удовлетворении ходатайства, о привлечении к уголовной ответственности, о нарушении порядка проведения следственных действий. Жалобы могут быть поданы в устной и письменной форме. Устные заносятся в протокол, которые подписывает заявитель, а также дознаватель, следователь, прокурор, который принял жалобу. К жалобе могут быть приложен дополнительные сведения. Жалобы на действия, решения органа, осуществляющие предварительного расследования могут быть поданы в течении всего срока производства предварительного дознания и следствия. Жалобы на решения об отказе в ВУД, о прекращении предварительного расследования по уголовному дела подаются прокурору в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности. Жалоба должна быть рассмотрена прокурором, которому подана жалоба. Запрещается поручать рассмотрение жалобы д.л., действия которого обжалуются либо утвердившему обжалуемое решение.

Прокурор при рассмотрении жалобы обязан всесторонне проверить изложенные в них доводы, истребовать и изучить уголовное дело, при необходимости истребовать дополнительные материалы, взять объяснения у лиц, в отношении которых подана жалоба, а также, если это необходимо, получить объяснения заявителя. Прокурор может принять участие в производстве следственных действий с целью обеспечения наиболее полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств, имеющих отношение к жалобе. Прокурор, рассматривающий жалобу вправе в соответствии со ст. 141 УПК приостановить исполнение оспариваемого решения за исключением жалоб на задержание, заключение под стражу, домашний арест, продление срока содержания под стражей и домашнего ареста, а также не принудительное помещение в психиатрическое, психоневрологическое учреждение.
В ст.142 УПК указано, что прокурор обязан рассмотреть жалобу в течении 10 суток со дня ее получения. В результате рассмотрения жалобы прокурором может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении либо в отказе в удовлетворении жалобы. При удовлетворении жалобы прокурор отменяет незаконное решение органа дознания, дознавателя, следователя, дает указания на проведение необходимых процессуальных действий и принятие решений, которые являются обязательными для органа предварительного расследования. Следователь может не согласится с указаниями прокурора, предусмотренной ч.4 ст.36 УПК. В этом случае следователь, приостановив исполнение этих указаний должен предоставить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Прокурор должен немедленно в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников уголовного процесса, а также иных физ. и юр.лиц, подавших жалобу. О результатах рассмотрения жалобы прокурор должен уведомить заявителя в письменной форме. В случае отказа в удовлетворении жалобы, прокурор должен мотивировать свое решение.

4.Жалобы на приговоры, определения, постановления суда первой инстанции по уголовным, гражданским и хозяйственным делам, не вступившим в законную силу подаются непосредственно в суд кассационной инстанции. Заинтересованные лица вправе подать жалобу о пересмотре решений хозяйственного суда первой инстанции в эту судебную инстанцию. Жалобы заинтересованных лиц наряду с протестами соответствующих прокуроров являются для указанных вышестоящих судебных инстанций поводами и основаниями для пересмотра приговоров, решений и определений, постановлений судов первой инстанции по уголовным, гражданским и хозяйственным делам.
Факт подачи жалобы в установленный законом срок является достаточным основанием для того, чтобы дело назначено к рассмотрению в указанных вышестоящих судебных инстанциях, которые обязаны независимо от содержания и основательности жалобы проверить дело, разрешенное судом первой инстанции и вынести по нему свое определение. Хозяйственные дела в кассационной инстанции пересматриваются по жалобам заинтересованных лиц на решения, вступившие в законную силу. Надзорными инстанциями уголовные, гражданские и хозяйственные дела пересматриваются только по протестам уполномоченных законом д.л. суда или прокуратуры. Поэтому жалобы о пересмотре приговоров, решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу подаются заинтересованными лицами либо в суд, либо в органы прокуратуры на имя д.л., имеющих право принесения надзорных протестов.
При поступлении в прокуратуру жалобы на вступившие в законную силу приговоры, решений, определений, постановлений соответствующий прокурор в пределах его компетенции истребует дело, изучает его, выясняет, имеются ли основания, для принесения надзорного протеста.
При отсутствии оснований для принесения протеста по изученным уголовным, гражданским, хозяйственным делам или исполнительному производству составляется заключение и дается заявителю мотивированный письменный ответ за подписью прокурора, имеющего право приносить протест в порядке надзора.
Приказом генерального прокурора О порядке рассмотрения обращений и личного приема граждан и представителей юр.лиц в органах прокуратуры установлено, что жалобы на судебные постановления подлежащие оплате государственной пошлиной следует принимать только при наличии документов, подтверждающих оплату или освобождение от ее. Поступившие жалобы не оплаченные государственной пошлиной или по которым она уплачены не в полной мере в 5-дневный срок необходимо вернуть заявителю с разъяснением доплаты и уплаты. Заявители могут быть освобождены от уплаты государственной пошлины. Такое решение вправе принимать прокуроры, имеющие право принесения надзорного протеста и должны оформлять мотивированным постановлением.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии