БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Региональная экономика » Основные направления государственного управления региональным развитием РБ

Основные направления государственного управления региональным развитием РБ

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

  1. Основы совершенствования государственного управления регионами в РБ

Несмотря на отсутствие в РБ ярко выраженных негативных процессов в области межрегиональных отношений, многие белорусские ученые склоняются к мнению о необходимости дальнейшего совершенствования государственной региональной политики в стране.

В качестве общей тенденции по их мнению целесообразно обеспечить сокращение прямого вмешательства государства в развитие регионов и создать предпосылки для передачи полномочий в решении вопросов локального масштаба из центра на места.

В то же время децентрализация в сфере регионального управления должна сопровождаться существенным повышением эффективности государственной региональной политики. так как ее реализация рассредоточена по многочисленным министерствам и ведомствам.

Направления совершенствования государственной региональной политики:

  1. Смещение приоритетов от практики централизованного перераспределения государственных ресурсов между административно – территориальными единицами. На стимулирование структурных преобразований в самих регионах;

также важно обеспечить относительную финансовую самостоятельность регионов путем управления системы региональных финансов.

  1. Продолжение реформы в области местного управления и самоуправления, нацеленный на повышение роли местных органов управления и самоуправления в решении региональных проблем.
  2. повышение роли регионального уровня управления в разработке и реализации внешней экономической политики государства (также при осуществлении относительно самостоятельного выхода регионов на международные рынки).
  3. Стимулирование создания регионов и совершенствование условий функционирования свободных экономических зон. (СЭЗ)

Увеличение качества государственного управления развитием регионов может быть реализовано в ходе ряда других специальных мероприятий:

  1. Сокращение затрат республиканского бюджета на реализацию регионально ориентируемых зачастую дублирующих, а порой и противоречащих друг другу мер, реализуемых в рамках отраслевых и межотраслевых программ практически всеми республиканскими органами.
  2. Наделение одного из министерств полномочиями главного республиканского органа государственного управления в области государственной региональной политики.
  3. Изучение положительного зарубежного опыта регионального управления и его адаптация для решения проблем развития регионов в РБ.

 

  1. Местное управление и самоуправление: состояние и направления совершенствования.

Управление на местах осуществляется различными органами, которые отличаются друг от друга порядком формирования, концепциями, уровнем автономности в решении местных проблем, а также характером взаимоотношений с центральной властью.

В системе  местных органов власти необходимо различать 2 вида:

- назначаемые из центра (местное управление)

- избираемые местным населением (местное самоуправление)

 

Местное самоуправление – управленческая деятельность в масштабе региона, которая осуществляется центральной властью или администрацией высшего территориального уровня управления.

Местное управление подконтрольно государству.

Деятельность органов местного управления носит гласный характер, т.е. их решение обязательно для выполнения. К местным органам управления относят исполкомы и местные администрации.

Местное самоопределение – это деятельность населения региона. т.е. территориального сообщества и его выборных органов по управлению делами регионов.

К органам местного самоуправления относят местные советы депутатов (например, сельские, районные) и органы территориального общественного самоуправления (самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории региона – микрорайона, улицы и т.д.).

 

  1. СЭЗ как фактор регионального развития

СЭЗ – это ограниченная территория (город или его часть, морской порт, аэропорт), на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и отечественных предпринимателей, способствующие решению в регионе и стране общеэкономических, социально – экономических, научно – технических, внешнеэкономических задач.

Задачи группируются в следующие блоки:

  1. Задачи экономического блока: привлечение иностранного и внутреннего капитала, рост валютных поступлений в бюджет страны, ликвидация монополий внешней торговли и т.д.
  2. Задачи социального блока: создание  новых рабочих мест, повышение квалификации рабочей силы и др.
  3. Задачи научно – технического блока: привлечение передовых технологий, привлечение зарубежных ученых и специалистов и др.

3) Технико – внедрические зоны – функционируют в виде инновационных центров – технопарков и т.п.; их цель – создание благоприятных условий для научно 0- практической деятельности в регионах и стране.

4) сервисные зоны – территориальные образования с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих услуги субъектам хозяйствования (оффшорные зоны).

5) комплексные свободные экономические  зоны – сочетают в себе особенности вышеперечисленных зон ( к зонам комплектующего типа можно отнести научно – промышленную зону, зону свободного предпринимательства и др.)

 

Свободные экономические зоны (далее - СЭЗ) как институт рыночной экономики занимают особое место в правовой системе Республики Беларусь. Внимание, которое уделяется государством совершенствованию законодательства о СЭЗ, свидетельствует о том, что их развитие является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики. Сегодня каждый областной центр Беларуси может предложить как иностранному, так и отечественному инвестору привлекательные условия для инвестирования на территории СЭЗ.      

 

Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Законом Республики Беларусь "О свободных экономических зонах" от 07.12.1998 г. №213-З (далее – Закон №213-З), Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" (далее – "Указ № 114"), Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 г. № 262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь" (далее – "Указ № 262").

Следует также отметить, что в связи с вступлением в силу Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года (далее – Договор), были предприняты определенные меры к унификации законодательства государств-членов таможенного союза (далее – ТС) относительно регулирования СЭЗ. В частности 18.06.2010 г. было принято Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее – Соглашение). Соглашение было ратифицировано Законом Республики Беларусь от 08.05.2011 г. № 252-З.

В настоящий момент одновременно действуют положения национального законодательства, Соглашения и иных актов ТС. В такой ситуации представляется правильным применять национальное законодательство в части не противоречащей актам ТС, а также в случаях, когда это напрямую предусмотрено документами ТС. По многим вопросам Соглашение делает отсылку к национальному законодательству государства-члена ТС, на территории которого функционирует СЭЗ (к таким вопросам следует отнести порядок создания и функционирования СЭЗ, срок функционирования СЭЗ, процедуру регистрации резидента СЭЗ и др.).

В соответствии с Законом №213-З, СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой СЭЗ устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности. Соглашение определяет СЭЗ как территорию государства-члена ТС в пределах, установленных законодательством государства-члена ТС, на который действует специальный правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.

Закон №213-З определяет специальный правовой режим СЭЗ как совокупность правовых норм, устанавливающих особый режим налогообложения и иного регулирования и предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

В качестве резидента СЭЗ могут быть зарегистрированы только юридические лица РБ и индивидуальные предприниматели РБ с местом нахождения в границах данной СЭЗ, заключившие с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ.

В своей деятельности резидент СЭЗ должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, иным законодательством, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях деятельности в СЭЗ.

Резидент СЭЗ также вправе на общих основаниях заниматься предпринимательской и инвестиционной деятельностью за пределами СЭЗ.

Решение о создании, изменении границ, продлении срока функционирования СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь. Президент может также принять решения о досрочной ликвидации СЭЗ в ряде случаев.

На сегодняшний день в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ:

СЭЗ "Брест" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" сроком на 50 лет;

СЭЗ "Минск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон "Минск" и "Гомель-Ратон" сроком на 30 лет;

СЭЗ "Гомель-Ратон" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон "Минск" и "Гомель-Ратон" сроком на 50 лет;

СЭЗ "Витебск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.1999. № 458 "О создании свободной экономической зоны "Витебск" сроком на 30 лет;

СЭЗ "Могилев" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 г. № 66 "О создании свободной экономической зоны "Могилев" сроком на 30 лет;

СЭЗ "Гродноинвест" - создана Указом Президента Республики Беларусь 16.04.2002 г. № 208 "О создании свободной экономической зоны "Гродноинвест" сроком на 30 лет.

Положения о Свободных экономических зонах «Минск», «Брест», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Гродноинвест», «Могилев» утверждены Постановлением Совета Министров от 21.05.2009 № 657

В Республике Беларусь могут создаваться СЭЗ функционального типа, который определяется целями создания СЭЗ характером планируемой в ней деятельности, а также комплексные СЭЗ для реализации целей и осуществления деятельности, свойственных различным функциональным типам СЭЗ.

Общими целями создания СЭЗ являются содействие социально-экономическому развитию Республики Беларусь и отдельных административно-территориальных единиц, привлечения инвестиций в создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы. Тем не менее, есть и специфические цели, определяемые при создании СЭЗ. Например, для СЭЗ "Гомель-Ратон" - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ "Минск" - повышение загрузки Национального аэропорта Минск и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ "Витебск" и "Могилев" - развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ "Гродноинвест" и "Брест" - внедрение в экономике региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Осуществление отдельных видов деятельности на территории СЭЗ запрещено. Согласно Закону №213-З и нормам Положений о СЭЗ к ним относятся следующие виды:

  • производство, переработка, хранение, реализация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств;
  • производство, переработка, хранение, обезвреживание, реализация радиоактивных и иных опасных материалов;
  • производство, переработка, хранение, реализация, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;
  • посев, выращивание, переработка, хранение, реализация культур, содержащих наркотические средства, психотропные или ядовитые вещества;
  • производство алкогольных напитков, за исключением шампанского, виноградных вин и пива;
  • производство табачных изделий;
  • изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
  • лотерейная деятельность;
  • подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;
  • лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;
  • лечение животных с особо опасными заболеваниями;
  • деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться резидентами СЭЗ только на основании специальных разрешений (лицензий).

 

 

4. Регион как субъект международных экономических отношений

 

Обстоятельства, требующие вмешательство региональных органов управления в регулировании международных экономических отношений:

  1. Открытость страну внешнему миру.
  2. Наличие особых внешнеэкономических интересов отдельных территорий.
  3. Уровень конкурентоспособности предприятий, которые стремятся занять свою нишу на мировом рынке.
  4. Пространственная неравномерность распределения межхозяйственных связей способствует повышению роли местных органов власти в регулировании международных экономических отношений.
  5. Активное участие регионов в международных экономических связях может рассматриваться как способ решения многих социально – экономических проблем.

В большинстве унитарных государств мира регионы выступают лишь в роли исполнителей политики центральной власти, что предопределяет их незначительное самостоятельное участие в регулировании международных экономических связей.

 

Брест



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии