БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Основы экологии и экономика природопользования » Учет, контроль и правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Учет, контроль и правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений под воздействием природных и антропогенных факторов.

Обычно на территории уже имеется ряд сетей наблюдений, принадлежащих различным службам, и которые ведомственно разобщены, не скоординированы в хронологическом, параметрическом и других аспектах. Поэтому задача подготовки оценок, прогнозов, критериев альтернатив выбора управленческих решений становится на базе имеющихся в регионе ведомственных данных, в общем случае, неопределенной. В связи с этим, центральными проблемами организации экологического мониторинга являются эколого-хозяйственное районирование и выбор «информативных показателей» экологического состояния территорий с проверкой их системной достаточности.

Основные компоненты мониторинга:
1) Мониторинг за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду – система мер, направленная на проявление факторов превышения норм выбросов загрязняющих веществ.

2) Мониторинг загрязнения абиотического компонента. Это контроль за состоянием почвы, воздуха и водного баланса.

3) Мониторинг загрязнения биотических компонентов окружающей среды:
- мониторинг за накоплением вредных веществ в живых организмах
- мониторинг за состоянием окружающей среды при помощи живых организмов. Слежение за состоянием окружающей среды по состоянию живых организмов.

4) Социально – гигиенический мониторинг. Степень соответствия условий различных объектов социально – гигиеническим номам (температура, влажность).

По степени емкости проведения наблюдений за состоянием биосферы различают мониторинг глобальный, региональный, локальный (импактный).
Глобальный – слежение за состоянием биосферы в целом.
Региональный мониторинг – слежение за состоянием окружающей среды в отдельных регионах отдельной страны, отдельной природной зоны, бассейны отдельных рек.
Локальный (импактный) мониторинг, направленный за слежением состояния окружающей среды на отдельных объектах: предприятия, особоохраняемые территории, населенные пункты.
Оценка воздействия на окружающую среду – это процедура выявления экологических последствий планируемой хозяйственной деятельности и поиск наиболее приемлемых путей ее осуществления.
Государственная экологическая экспертиза в результате которой проводится оценка воздействий на окружающую среду является обязательной для принятия решения по практической реализации проекта.
Целью проведения экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных последствий намечаемой деятельности. Результатом экспертизы является «заключение» комиссии – это документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйствования или иной деятельности.

Природоохранное законодательство
Правовые отношения в разных сферах природопользования регулируются законами:
«об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», «Об отходах», «Об особо охраняемых территориях», «Об охране атмосферного воздуха», «О растительном мире»
и кодексами:
Лесным кодексом, водным кодексом, кодексом о земле, кодексом о недрах.

Основным законом в области охраны природы являются закон об охране окружающей среды.
Суть закона в следующем:
1. Каждый гражданин имеет право на чистую окружающую среду
2. Государство обязуется охранять окружающую среду
3. Охрана окружающей среды должна носить предупредительный характер, а нанесенный ущерб – возмещаться.

Любое потенциальное воздействие на окружающую среду считается опасным, пока не доказано обратное, и по этой причине каждому воздействию должна предшествовать экспертиза, выявляющаю степень опасности данного воздействия.
Ответственность за нарушение природоохранного законодательства:
1. Административная
2. Дисциплинарная
3. Уголовная

Административная предполагает штрафы, запрещение на пользование ресурсом, приостановка деятельности субъектов хозяйствования. Наступает при порче или неиспользовании земель, за нарушение правил землепользования и водопользования, незаконную порубку.
Уголовная – за нанесение крупного ущерба природным ресурсам, повлекая к гибели людей или к значительным экономическим потерям.
Дисциплинарная – если не нанесен ущерб здоровью граждан.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии