БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Гражданское право » Гражданское законодательство

Гражданское законодательство

Тема № 2. Гражданское законодательство.

1. Понятие и состав гражданского законодательства.
2. Виды источников гражданского законодательства
3. Императивные и диспозитивные нормы гражданского права.
4. Аналогия закона и аналогия права.
5. Действие гражданско-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1.
Правовые нормы, которые в совокупности образуют гражданское право, имеют различные формы выражения и существования. В гражданском праве выделяют систему гражданского права и систему гражданского законодательства. Это две самостоятельные категории, которые характеризуют гражданское право и соотносятся между собой как содержание и форма.
Система гражданского права как его содержание - это внутренняя структура права, которая соответствует характеру общественных отношений. Это строение права, деление его на подотрасли, институты.
Система гражданского законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов.
Гражданское законодательство - внешняя форма выражения норм гражданского права, совокупность изданных компетентными государственными органами официальных актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих гражданско-правовые нормы.
Система гражданского права органически связана с системой гражданского
законодательства, т.к. в законодательстве правовые нормы получают своё реальное,
внешнее проявление. Но между ними существуют определённые различия:
1. первичным элементом системы права является- норма, а первичным элементом системы законодательства - нормативно-правовой акт, т.е. внутреннее строение системы права и системы законодательства различно.
2. система права носит объективный характер, а система законодательства подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя.
Согласно ст.З ГК РБ гражданское законодательство образуют три группы нормативных правовых актов:
1. Законодательные акты (Конституция РБ, Гражданский кодекс, Законы РБ, Декреты и Указы Президента)
2. Иные акты гражданского законодательства (распоряжения Президента, Постановления Правительства, акты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Национального банка, акты иных министерств, республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления)
3. Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в законную силу.

 

2.
Все нормативные правовые акты в гражданском праве расположены в определённой последовательности, т.е. сведены в систему. Эта система нормативных правовых актов, содержащая гражданско-правовые нормы, называется, гражданским законодательством или источником права.
Виды источников гражданского законодательства, расположенные в иерархической соподчинённости:
1. Конституция РБ от 15.03.1994 года (с изм. и доп. От 24.11.1996 года) ст. 13, 44, 28, 29, 51, 60 - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
2. Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 года - кодифицированный нормативный правовой акт, обладающий большей юридической силой по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.
3. Кодексы, содержащие нормы гражданского права (К о БС, Кодекс о земле, Кодекс торгового мореплавания и т.д.). Эти кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.
4. Гражданско-правовые законы - нормативные правовые акты, закрепляющие принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Нормы законов должны соответствовать нормам ГК РБ. Закон «О средствах массовой информации» от 17.07.2008, «О рекламе» от 10.05.2007, Закон «О защите прав потребителя» от 09. 01.2002 года, Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 16.05.1996 года и т.д.
5. Декреты и Указы Президента РБ. Имеют верховенство над Гражданским Кодексом и другими законами, если полномочия на их издание не были предоставлены законом, и они приняты в соответствии с Конституцией. Декрет Президента РБ от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (вместе с "Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования").
6. Постановления палат Парламента.
7. Постановления Правительства РБ.
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2006 N 1753/22 (ред. от 24.09.2009) "Об утверждении Порядка выпуска, обращения и погашения облигаций, выпускаемых банками";
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 N 1623 "О некоторых вопросах деятельности рынков" (вместе с "Правилами торговли на рынках Республики Беларусь")
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31 "Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам"
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров"
8. акты отдельных министерств и республиканских органов государственного управления.
9. Акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Национального банка. Постановление Пленума Верховного Суда от 23.12.1999 года № 15 «О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации».
10. акты местных органов управления и самоуправления
11. нормы международного права. В соотв. Со ст. 8 Конституции РБ и ст 6 ГК РБ «РБ признаёт приоритет принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства». Провозглашено верховенство и возможность их прямого действия на территории РБ. Всемирная конвенция об авторском праве -Женева 1952 год.
Обычаи делового оборота. Ст. 439 ГК - качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям. Ст. 290 ГК - обязательства должны исполняться надлежащим образом в установленный срок в соответствии с указанием закона, договора, а при отсутствии таких указаний - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Наиболее часто обычай используется в области регулирования гражданско-правовых отношений, осложнённых иностранным элементов («Инкотермс» - сборник международных торговых терминов 1953, 1980, 1990, 2000 гг.).
13.Правила морали и нравственности. В ГК установлена презумпция разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений при осуществлении защиты гражданских прав. Принципы добросовестности, разумности и справедливости, гуманного отношения, обычно предъявляемых требований отражены во многих статьях ГК РБ (ст.49, 221, 242, 290, 970 и т.д.).

 

3.
Регулирование имущественных и личных неимущественных отношений осуществляется с помощью актов гражданского законодательства, которые включают в себя различные гражданско-правовые нормы. В зависимости от условий их обязательности, т.е. по методу правового регулирования, нормы гражданского права бывают:
1. Императивными (обязательными) - это такие гражданско-правовые нормы, которые содержат приказ или запрет, точно определяют права и обязанности субъектов и изменение которых не допускается по воле участников данного отношения. На такой характер нормы указывают запреты «не допускается», «не могут», «недействительна».
2. Диспозитивные (вспомогательные) нормы - нормы, которые вступают в силу лишь при условии, если стороны не урегулировали данный вопрос иначе. О диспозитивном характере нормы свидетельствуют оговорки подобного типа «если иное не предусмотрено договором», «при отсутствии иного соглашения».

 

4.
В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное
правоотношение требует правового разрешения, но это не предусмотрено конкретной
нормой права. Обнаруживаются пробелы в законодательства.

Причины появления пробелов в законодательстве:
1. появление новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем
2. из-за упущений при разработке закона. Для устранения таких пробелов используют аналогию закона или аналогию права.

Аналогия закона может применяться при наличии следующих обязательных условий:
• Общественное отношение, которое требует урегулирования, по своим признакам входит в предмет гражданского права
• Это отношение не урегулировано конкретными нормами гражданского права
• Имеются нормы, регулирующие сходные отношения, которые могут быть применены к спорному случаю.
При отсутствии норм, регулирующих перевозку груза по договору транспортной экспедиции, применяются нормы, относящиеся к договору перевозки. Так в соответствии со ст.538 ГК к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам гл.31 и существу мены.

В случае отсутствия нормы, регулирующей не только спорные, но и сходные отношения, разрешение споров в таких случаях производится исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства. Обязательные условия применения аналогии права:
• При наличии пробела в законодательстве
• Отсутствия нормы, регулирующей сходные отношения, что не даёт возможности использовать аналогию закона
Не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность. Использование аналогии закона и аналогии права, возможно, не только правоохранительными органами, но и иными субъектами правоприменения.

 

5.
Действие гражданско-правовых норм по кругу лиц - это распространение действий норм гражданского права на всех граждан и всех организаций, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Если действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается определенной территорией, то акт действует только в отношении лиц, которые находятся на данной территории.
Действие гражданско-правовых норм в пространстве - это действие актов гражданского законодательства на территории, подведомственной принявшему их органу. Так, законы имеют одинаковую юридическую силу на всей территории РБ, а акты местных органов управления и самоуправления действуют на территории соответствующих административно-территориальных образований. Действие нормативного акта может быть ограничено территориями, загрязнёнными радионуклидами, районами свободных экономических зон. И т.д. В исключительных случаях гражданское законодательство РБ может применяться на территории другого государства (участники внешнеторговой сделки могут сами определить положение о рассмотрении возникшего между ними спора по правилам материального права страны истца, т.е. по гражданскому законодательству другого для одной из сторон государства).
Действие гражданского законодательства во времени. Акты гражданского
законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим
после введения их в действие, и к отношениям, существовавшим до введения их в
действие, в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие. Иное
может быть предусмотрено Конституцией и др. актами законодательства.
Публикация нормативных актов - важное условие при выборе соответствующего акта. Официальная публикация - доведение правовых актов до всеобщего сведения путём воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками в официальных изданиях (Декрет Президента №22 от 10.12.1998г. «Об утв. Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов РБ»). Одни акты вступают в силу через определённый срок после их опубликования, другие - с момента опубликования, третьи - независимо от опубликования (со дня включения их в НРПА). Чем выше юридическая сила нормативного акта, тем более четко определены временные параметры введения его в действие.
Решения республиканских референдумов, Декреты и Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после официального опубликования, если в них не установлен другой срок.(НРПА, Звязда, Народная газета).
Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты, вступают в силу со дня включения их в НРПА РБ, если в этих актах не установлен иной срок.
Постановления палат Парламента, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.
При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики (при наличии заключения Министерства Юстиции).







Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии