БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Судебная бухгалтерия » ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ЗАДАЧИ АУДИТА

ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ЗАДАЧИ АУДИТА

1.Общее понятие, задачи и виды аудита.
2.Порядок назначения и проведения аудиторской проверки.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Аудит (англ. audit - проверка, от лат. audit - он слышит) - независимая проверка финансовой отчетности с целью подтверждения ее достоверности и установления соответствия ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.
К субъектам аудиторской деятельности относятся:
- Управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь;
- аудиторские организации (юридические лица);
- аудиторы (индивидуальные предприниматели).
Управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь:
- координирует аудиторскую деятельность;
- разрабатывает методику проведения аудита;
- контролирует соблюдение действующих стандартов (правил), устанавливает формы контроля, разрабатывает стандарты (правила) по аудиту и другие документы, регламентирующие аудиторскую деятельность.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на пять лет гражданину, имеющему высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет, а также квалификационный аттестат аудитора.
Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторы (индивидуальные предприниматели) и аудиторские организации, получившие в Министерстве финансов лицензии и включенные в государ-ственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Объекты аудита - финансово-хозяйственная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, первичные и сводные бухгалтерские документы, отчетные документы, активы субъекта хозяйствования.
Задачами аудита являются:
- устранение нарушений финансово-хозяйственной деятельности;
- консультирование по улучшению результатов хозяйствования.
При проведении проверки аудитор использует различные методы проверки: формальная, арифметическая, экспертная, логическая, нормативно-правовая, экономическая, встречная проверка, контрольное сличение, обратная калькуляция (обратный счет), проверка документов по данным корреспондирующих счетов, аналитическая (счетная) проверка отчетности и балансов, сравнение.
Формальная проверка предусматривает проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения реквизитов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей в документах.
Арифметическая проверка включает правильность проставленных в документе цен, проведенных наценок, скидок, произведенных вычислений и таксировок, подсчет итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документа.
Экспертная проверка дополняет формальную и арифметическую и направлена на выявление в документах подделок - дописок текста, букв, цифр; зачеркиваний, частичного или полного удаления написанного текста, цифровых записей; подделывания подписей. Они могут быть выявлены при внимательном осмотре документа. Обычно доброкачественный документ имеет одинаковые цвет бумаги, печатный текст, цвет чернил, написание букв и цифр, а поддельный - вмятины от замены букв и цифр, различия в цвете бумаги, шрифте, окраске печатного текста.
Поддельные документы подлежат глубокому изучению. С этой целью используют логическую и встречную проверки, что позволяет получить дополнительные доказательства, подтверждающие их подделку. Такие документы целесообразно направлять в специальные лаборатории на криминалистическую экспертизу.
При логической проверке посредством сопоставления хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными взаимосвязанными показателями, событиями определяется, была ли объективная возможность ее возникновения.
В ходе нормативно-правовой проверки устанавливается соответствие совершенной операции действующим правилам, требованиям устава или учредительного документа, законам.
При экономической проверке выясняются экономическая целесообразность совершенной операции, обоснованность операции источниками финансирования, плановыми расчетами, изучаются полученные результаты данной операции или ее влияние на конечный финансовый результат (прибыль).
Сущность встречной проверки заключается в изучении разных экземпляров одного и того же документа.
При контрольных сличениях остаток на начало проверяемого периода вместе с документируемым приходом должен быть равен документируемому расходу вместе с остатком на конец проверяемого периода. Начальные и конечные остатки обычно базируются на данных инвентаризационных описей.
Контрольное сличение широко применяется при проверке правильности оприходования и списания в расход отдельных сортов материальных ценностей, достоверности аналитического учета.
Обратная калькуляция (обратный счет) используется для проверки размера списания сырья на производство при выпуске определенного вида изделий. По фактическому выпуску готовых изделий исчисляется расход сырья в соответствии с установленными нормами за межинвентариационный период и сопоставляется с фактически произведенными списаниями сырья по первичным документам за то же время. В результате могут быть установлены факты незаконного списания сырья и материалов на производство.
При проверке документов по данным корреспондирующих счетов можно выявить документы, по которым совершены незаконные операции и злоупотребления. Это выражается в неверной корреспонденции счетов, несоответствии записей в регистрах бухгалтерского учета, отсутствии бухгалтерских проводок, свертывании сальдо по отдельным счетам, повторении корреспонденции в одинаковых суммах по одному и тому же документу, в не подтвержденных деловыми бумагами сторнировочных и дополнительных записях на счетах бухгалтерского учета.
Среди методических приемов проверки документов особое место занимает аналитическая (счетная) проверка отчетности и балансов. Посредством ее изучается обоснованность показателей отчетности и балансов данными аналитического и синтетического учета, согласованность показателей отдельных форм бухгалтерской отчетности и баланса, показателей регистров бухгалтерского учета и первичных документов.
Такой прием обычно применяется в сочетании с другими приемами контроля, что позволяет не только осуществить техническую (счетную) проверку бухгалтерской отчетности и балансов, но и изучить состояние расчетных взаимоотношений субъекта хозяйствования с финансовыми органами по платежам налогов и сборов в бюджет, с банками по краткосрочному и долгосрочному кредитованию, а также с иными предприятиями и учреждениями по различным показателям.
При изучении финансовых результатов и состояния сохранности имущества субъекта хозяйствования широко ис¬пользуется сравнение: фактические данные, отраженные в отчетности, сопоставляются с базисными периодами, плановыми, нормативными и другими показателями.
Для ознакомления с финансовыми результатами, приведенными в балансе и отчетности, и раскрытия качественной их стороны используются относительные величины, выраженные в коэффициентах, индексах, процентах.
По субъекту проведения различают внешний аудит, который проводится аудиторами и аудиторскими организациями, и внутренний, который осуществляется сотрудниками служб внутреннего аудита в банковских учреждениях, на других предприятиях - сотрудниками бухгалтерии (внутрихозяйственный контроль).
В зависимости от объекта проверки различают финансовый аудит, целью которого является проверка соответствия финансовой отчетности действующим стандартам (правилам), и производственный - аудит деятельности производственного характера.
Аудит может быть как обязательным, так и инициативным. 
Обязательный аудит – это аудит, обязательность проведения которого установлена Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и другими законодательными актами. Обязательному аудиту подлежат:
1)открытые акционерные общества;
2)банки, небанковские кредитно-финансовые организации;
3)биржи;
4)коммерческие организации с иностранными инвестициями;
5)страховые организации, страховые брокеры;
6)резиденты Парка высоких технологий;
7)иные организации и индивидуальные предприниматели, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.
Обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.
Данные субъекты хозяйствования представляют в налоговые органы бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты по налогам только после проведения аудиторских проверок. Они обязаны также предъявить документы, подтверждающие факты проверок.
Инициативный аудит осуществляется по заказу субъекта хозяйствования.
Кроме того, выделяют банковский аудит (лицензия выдается Национальным банком Республики Беларусь), аудит страховых компаний (лицензия выдается Департаментом по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов), общий аудит (лицензия выдается управлением аудита Министерства финансов). Их цель - проверка достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Под стандартами аудита понимают основные критерии, правила, или основополагающие принципы аудиторских процедур. Они позволяют достичь единообразного понимания основных принципов и целей аудита.
Работу по созданию стандартов аудита в Республике Беларусь начала в 1996 г. Аудиторская палата Республики Беларусь. В настоящее время действуют 38 стандартов по аудиту, разработанных Управлением аудита и утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь:
- «Порядок составления аудиторского заключения»;
- «Договор и условия проведения аудиторской проверки»;
- «Кодекс этики аудиторов Республики Беларусь»;
- «Аудиторские доказательства»;
- «Цели и общие принципы аудита финансовой отчетности»; 
- «Основные принципы проведения аудита»;
- «Планирование аудита»;
- «Рабочая документация аудитора»;
- «Аналитические процедуры»;
- «Использование результатов работы внутреннего аудита» и другие.

2.Весь процесс проведения аудиторской проверки можно условно разделить на три основных этапа:
1) планирование (подготовительный этап);
2) сбор и анализ информации;
3) составление заключения.
Планирование включает следующие мероприятия:
- ознакомление с материалами предыдущей аудиторской проверки (ревизии);
- определение перечня вопросов, подлежащих проверке;
- составление плана проверки (распределение работы между аудиторами);
- определение срока проверки.
Подготовительный этап заканчивается составлением договора о проведении аудита (в соответствии со стандартом «Договор и условия проведения аудиторской проверки»).
Прежде чем заключать договор, аудитор проводит преддоговорное обследование. Программа преддоговорной проверки может включать информацию:
- о субъекте хозяйствования в целом (виде уставной деятельности);
- о объеме учетной документации;
- о процессе отражения отдельных хозяйственных операций: снабжения - производства - реализации;
- о соответствии данных аналитического и синтетического учета данным
- отчетности по наиболее важным объектам учета;
действенности системы внутреннего аудита. Аудитор составляет справку о состоянии учета и возможности проведения аудита.
На втором этапе, когда собирается и анализируется информация, осуществляется проверка:
1)учредительных документов;
2)первичных документов;
3)сводных бухгалтерских документов (отчетов, балансов).
Проверке подлежат вопросы:
1)целевого использования кредитных ресурсов и инвестиций;
2)правильности оценки активов и пассивов субъекта хозяйствования;
3)своевременности и полноты формирования уставного фонда;
4)состояния и содержания бухгалтерского учета;
5)достоверности и полноты бухгалтерской (финансовой) отчетности;
6)законности финансово-хозяйственной деятельности.
При проведении проверки аудиторами могут быть оказаны следующие услуги:
1)консультирование по вопросам налогового и хозяйственного законодательства;
2)услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета;
3)анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования;
4)разработка финансовой стратегии субъекта хозяйствования, его налоговой политики;
5)научное, методологическое, информационное обеспечение заказчиков;
6)разработка и внедрение автоматизированных систем;
7)составление деклараций о доходах и финансовой отчетности.
При проведении проверки аудитор имеет право:
1)проверять на аудируемом предприятии, учреждении, организации, денежные, бухгалтерские и другие первичные документы (кассовые, банковские, расчетные операции, авансовые отчеты, наряды, ведомости), наличие денег, ценностей и ценных бумаг у кассира и подотчетных лиц, регистры бухгалтерского учета, отчеты, сметы, планы и другие документы финансово-хозяйственной деятельности, знакомиться с приказами, распоряжениями и указаниями должностных лиц ревизуемого субъекта хозяйствования;
2)требовать от должностных лиц аудируемого субъекта хозяйствования необходимые справки, расчеты, заверенные копии отдельных документов для приобщения их к аудиторскому заключению, устные и письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
3)осматривать объекты строительства, территорию, склады, мастерские и другие производственные и хозяйственные помещения, места хранения оборудования; проверять наличие, состояние и сохранность имущества, товарно-материальных ценностей у материально ответственных лиц; требовать проведения полной или частичной инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов; в случае необходимости опечатывать сейфы, кассы, склады, кладовые, архивы и другие места хранения ценностей;
4)устанавливать размер причиненного ущерба, причины нарушений должностных лиц, по вине которых совершены нарушения, при выявлении фактов неправильного расходования средств и других нарушений финансовой дисциплины.
Аудитор несет ответственность за неправильное отражение в заключении действительного состояния дел на проверяемом им предприятии (в учреждении, организации), преднамеренное искажение или сокрытие фактов хищений, нарушений, злоупотреблений, а также за ис-пользование служебного положения в корыстных целях.
Заказчик обязан принять работу, выполненную подрядчиком, в соответствии с договором. В случае обнаружения недостатков работы он должен заявить о них подрядчику без промедления, помня о том, что законом установлен срок давности по искам, связанным с недостатками работ, выполненных по договорам подряда, - один год со дня приема работ против трехлетнего общего срока давности по искам.
Заказчик должен уплатить подрядчику предусмотренное договором вознаграждение, представить бухгалтерскую, финансово - банковскую документацию и отчетность, а также иную информацию, необходимую для выполнения предмета договора.
Заказчик имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке в том случае, если подрядчик не приступает своевременно к выполнению работы или выполняет работу так медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Заказчик может расторгнуть договор, даже если нет нарушений со стороны подрядчика, а имеются на то веские причины. Например, если подрядчик предупредил заказчика о значительном превышении сметы (а ориентировочная сумма была уже установлена), то заказчик вправе отказаться от договора, но обязан возместить подрядчику понесенные им расходы.
Аудитор должен держать в тайне сведения о состоянии дел заказчика, полученные в ходе проверки. Но и заказчик должен помнить об интересах аудиторской организации, о том, что предоставленная информация предназначена исключительно для него и не может передаваться третьим лицам или использоваться каким-либо иным способом с участием третьих лиц без согласия аудитора.
Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением. Оно представляет собой мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности субъекта хозяйствования.
В зависимости от результатов проверки могут быть составлены следующие виды аудиторского заключения:
1)безусловно-положительное - если бухгалтерская отчетность пра-вильно отражает состояние и движение активов и пассивов;
2)условно-положительное - если аудитор не уверен в достоверности финансовой отчетности, однако отдельные недостатки и упущения в ведении учета не настолько существенны, чтобы повлиять на его общее мнение о достоверности финансовой информации;
3)отрицательное - когда отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении субъекта хозяйствования, а бухгалтерский учет велся с нарушением общепринятых правил.
Отказ от аудиторского заключения возможен в том случае, когда аудитор не смог получить достаточно убедительных доказательств достоверности финансового состояния субъекта хозяйствования.
Аудиторское заключение включает два отдельных документа - справку или акт и итоговое заключение.
В акте (справке) аудиторской проверки указываются вопросы, которые подвергались изучению, отражаются все нарушения, выявленные аудитором. Он составляется в двух экземплярах (первый передается заказчику, второй остается у аудитора), подписывается аудитором и ответственными лицами заказчика.
Аудиторская деятельность требует от аудиторов самостоятельного принятия решения об объективности и точности финансовой (бухгалтерской) отчетности и бухгалтерского баланса. Аудиторское заключение может быть положительным, в то время как в бухгалтерских документах присутствуют ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора. В таком случае появляется риск того, что бухгалтерская информация не вполне достоверна (имеются искажения в учете и отчетности). Общий аудиторский риск, включает:
1)собственный риск (риск того, что бухгалтерский учет и финансовая отчетность содержат недостоверную информацию);
2)риск контроля (риск того, что система внутреннего контроля на предприятии (в учреждении, организации) не может предупредить или исправить допущенные ошибки);
3)риск необнаружения (риск того, что допущенные ошибки или нарушения не будут выявлены аудитором).



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии