БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Международное публичное право » ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. Понятие и правовые особенности имплементации норм международного права.
2. Международный механизм имплементации.
3. Имплементации норм международного права на национальном уровне.
4. Конституционный и законодательный механизмы имплементации норм международного права во внутреннее право Республики Беларусь.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Понятие и правовые особенности имплементации норм международного права

В международно-правовой практике термины «соблюдение», «применение», «выполнение» употребляются как равнозначные (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.). В официальных документах ООН, решениях международных организаций, в различных изданиях получил распространение термин «имплементация» (англ. «implementation» - осуществление, проведение в жизнь).
Имплементация международного права - фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне.
Международное право не требует признания на внутригосударственном уровне своего примата и непосредственного действия. Выбор способа имплементации международных обязательств остается прерогативой государств. Международное право преимущественно является консенсуальным, а не императивным.
Правовые особенности осуществления норм международного права и национального права.
1. Во внутреннем правопорядке государство само создает или санкционирует правовые нормы, придает им властную, общеобязательную силу и в необходимых случаях обеспечивает их осуществление силой государственного принуждения.
В международных отношениях субъекты международного права, прежде всего государства, создают нормы международного права в процессе согласования воль этих субъектов относительно содержания правила поведения и признания его в качестве юридически обязательного.
2. Деятельность субъектов внутреннего права по реализации своих субъективных прав и обязанностей представляет собой опосредованную правом совокупность организационно-оперативных мер, как правило, не связанных с правотворчеством.
Имплементация норм международного права зачастую предусматривает дополнительные меры правового характера, предпринимаемые как на международном, так и на национальном уровнях.
В связи с этим сам процесс имплементации норм международного права распадается на две взаимосвязанные стадии: правовую и организационно-оперативную.
3. Отсутствие на международной арене единого централизованного аппарата контроля за имплементационной деятельностью государств. Государства сами осуществляют контроль
за выполнением международных обязательств.
Имплементация правовой нормы представляет по своему содержанию не просто возникновение у соответствующего лица субъективных прав и обязанностей, но и их осуществление в процессе определенной деятельности, поведения субъекта международного права.

2. Международный механизм имплементации

Международный механизм осуществления (реализации) норм международного права представляет собой совокупность конвенционных (нормативных) и институциональных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях, с целью реализации норм.
1. Конвенционный механизм осуществления (реализации) норм включает правообеспечительное нормотворчество, толкование, международный контроль, правоприменение.
Правообеспечительное нормотворчество чаще всего выступает в форме конкретизации, которая имеет исключительное значение: высокая степень обобщенности первичных норм может затруднить их реализацию. Дополнительные договоры могут быть посвящены гарантиям.
Толкование актов вместе с конкретизацией может осуществляться как на этапе нормотворчества, так и правоприменения. Международный контроль. Среди известных в истории международного права средств обеспечения выполнения государствами международных обязательств (клятва, присяга, залог, занятие территории, поручительство, гарантии и др.) международный контроль является способом проверки соблюдения норм международного права.
Главное в контрольной деятельности - установление фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия требованиям норм права, т. е. проверка фактического положения вещей, соблюдения международно-правовых обязательств и принятие мер по их выполнению.
Институт международного контроля представляет собой систему правовых норм, установленных в международных соглашениях, предметом регулирования которых являются отношения государств по проверке соблюдения международно-правовых обязательств.
Международная практика для обеспечения исполнения международных соглашений в механизм контроля включает как специально созданные государствами органы, так и национальные средства.
Следует отметить особую роль ООН, ее органов в осуществлении международного контроля над соблюдением ее членами международных обязательств, вытекающих как из Устава ООН, так и из других международных соглашений.
Методы осуществления контроля: отчеты о выполнении договоров; доклады; наблюдения; обмен информацией; расследования; проверки на месте; установление контрольных постов; инспекции; проведение консультаций; посещение объектов; рассмотрение жалоб; обзор политики отдельных государств; петиции; арбитраж: и судебные разбирательства и т. д.
Международные гарантии (как средство в международном механизме имплементации) — международно-правовые акты, предусматривающие заверения или ручательства государства или группы государств по отношению к другим участникам международных связей об определенном образе действий, обеспечивающие соблюдение установленных прав или статуса какого-либо государства (группы государств), выполнение международных обязательств или сохранение определенного уровня международных отношений. Предметом международных гарантий могут быть соблюдение нейтралитета государства, неприкосновенности территории. Различают взаимные и коллективные международные гарантии. Возможны односторонние международные гарантии (в частности, поручительство по договору о займе).
Актами установления гарантий в международном праве являются обычно многосторонние международные договоры.
Правоприменение представляет собой деятельность, завершающуюся принятием государствами (индивидуально или коллективно) или компетентным международным органом юридически обязательного индивидуального акта на основе норм международного права. Пример: резолюция Совета Безопасности, решение Европейского Суда по правам человека).
2. Международный организационно-правовой (институциональный) механизм реализации международного права включает: государства, организации и органы (комитеты, комиссии, судебные органы).
Они осуществляют свою деятельность посредством переговоров, консультаций, встреч, конференций, рассмотрения вопросов в согласительных комиссиях, судебного разбирательства.
Государства для обсуждения хода реализации действующих норм и совместного реагирования на их нарушения используют прежде всего переговоры.
Международные органы (комитеты, комиссии, рабочие группы) создаются либо на постоянной основе (комитет по защите прав человека), либо для решения какого-либо конкретного вопроса (комиссия экспертов).
Задача органов - изучение и оценка действия конкретных принципов и норм, а также разработка мер по более успешному их осуществлению.
Международные организации осуществляют непосредственную оперативную деятельность.
Региональные структуры рассматривают возникающие споры до передачи их в Совет Безопасности ООН.
Следственные комиссии связывают свою деятельность с нарушением норм права или угрозой такого нарушения.
Согласительные комиссии не ограничиваются, в отличие от следственных, выяснением фактов, а оценивают факты и могут выработать условия урегулирования вопроса. Доклад комиссии также не имеет обязательного для государств значения.

3. Имплементация норм международного права в конституциях и законодательстве государств

Конституция Республики Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8), устанавливает приоритет ратифицированных международных договоров перед иными международными обязательствами и национальными юридическими актами (ст. 116). Об имплементации международно-правовых норм можно говорить только в том случае, если государство не только издает соответствующие законодательные акты (изменяет или отменяет уже существующие) для осуществления норм международного права, но и проводит в жизнь эти акты.
Результаты исследования конституционных имплементационных механизмов позволили выделить следующие способы реализации норм международного права, которые базируются на положениях конституций:
а) критерий признания монистического или дуалистического подхода к соотношению международного права и национального права.
б) критерий применения норм международного права в зависимости от их юридической природы: договорные нормы и
обычные нормы.
Исходя из указанного критерия ученые выделяют 3 категории имплементационных механизмов:
1) конституционные имплементационные механизмы, рассматривающие только международный договор как часть национального права или национальной правовой системы.
2) конституционные имплементационные механизмы, признающие лишь за обычными нормами международного права возможность их применения в национально-правовой сфере.
3) конституционные имплементационные механизмы, признающие любые нормы международного права частью национальной правовой системы.
Из анализа имплементационных конституционных механизмов сформулирован вывод о конкретных способах реализации норм международного права в национальном законодательстве, также отличающихся большим разнообразием.
Для монистически ориентированных государств характерен такой способ, как отсылка, которая делится на 2 вида:
генеральная, когда речь идет о статусе всех международных договоров (например, как в Конституции США) или обычных норм международного права (Конституция Австрии),
частичная, применяемая к конкретному закону, содержащему нормы, противоречащие конкретным положениям договора. Для дуалистически ориентированных государств характерен такой способ, как инкорпорация, т. е. введение в действие международного договора или обычая на территории государства специальным законом (иногда его называют имплементирующим законом). Инкорпорация может осуществляться в форме рецепции и трансформации.
При рецепции имплементирующий закон воспроизводит содержание инкорпорируемого договора, не внося изменений или уточнений его положений.
При трансформации имплементационный закон может уточнять, конкретизировать положения соответствующего международного договора, отменять действие старых законов, если они находятся в противоречии с вводимым международным договором.
Ст. 33 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь» определяет, что международные договоры Республики Беларусь подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом.
2) Непосредственное применение во внутригосударственной сфере распространяется только на самоисполнимые нормы международного права.
Самоисполнимые нормы должны отвечать следующим требованиям:
1) Иметь статус нормы международного права, независимо от юридической природы (договорная, обычная, резолюция международной организации).
2) По содержанию ориентироваться на применение субъектами национального права (физическими и юридическими лицами).
3) Обладать прямым действием на территории государства, не требуя помощи внутригосударственного акта.
Общий характер большинства самоисполнимых норм международного публичного права позволяет правоприменительным органам использовать их только для установления факта правонарушения.
Привлечение к ответственности и применение санкций против нарушителя требуют дополнительного внутригосударственного регулирования.
В ближайшее время будут расширены полномочия Конституционного суда. Это предусматривает изданный 26 июня 2008 г. декрет Президента Республики Беларусь № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь».

4. Конституционный и законодательный механизмы имплементации норм международного права во внутреннее право Республики Беларусь

Национальный механизм имплементации норм международного права каждого конкретного государства обладает присущими только ему чертами, зависящими от особенностей внутренней правовой системы. В то же время ряд элементов, прежде всего характеризующих его структуру, являются общими для любого государства.
Структура национального механизма имплементации включает в себя следующие элементы:
• закрепленные в национальном правопорядке правовые средства обеспечения выполнения международных обязательств на внутригосударственном уровне в рамках конституционного и законодательного механизмов;
• система государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств;
• национальная правоприменительная практика;
• организационные средства, применяемые на внутригосударственном уровне для обеспечения имплементации международного права.
Основу национального механизма имплементации международного права составляет национальная система нормативного обеспечения: нормативно-правовые акты общего характера; национальные правовые акты.
Критерием обособления государственного органа в конституционно-правовой механизм осуществления конституционных полномочий по осуществлению норм международного права является факт вовлеченности на основе правовых норм конкретного государственного органа в процесс осуществления норм международного права.
Глава государства гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями; принимает меры по охране суверенитета, национальной безопасности, территориальной целостности Республики Беларусь; ведет переговоры и подписывает международные договоры (ст. 79 Конституции Республики Беларусь).
Национальное собрание Республики Беларусь рассматривает проекты законов об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; о ратификации и денонсации международных договоров; об объявлении войны и о заключении мира.
Особая роль принадлежит Конституционному Суду Республики Беларусь.
Общее руководство в области внешних сношений и их осуществление - компетенция исполнительной власти. Поэтому и в реализации международного права ей принадлежит одна из главных ролей. Возрастание роли законодательной власти в этом процессе определяется, в частности, повышением значимости национального права в осуществлении норм международного права. Главное определяется тем, что законодательная власть все активнее распространяет свою деятельность на сферу внешней политики и международного права.
Непосредственное выполнение международных обязательств Республики Беларусь связано опять же с компетенцией Совета Министров Республики Беларусь, Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь и других органов государственного управления Республики Беларусь в данной сфере.

Рекомендуемые источники
1. Барбук, А. В. Имплементация международного права в Республике Беларусь / А. В. Барбук // Белорусский журнал междунар. права и междунар. отношений. —2001.—№ 4.—С. 3—11.
2. Имплементация норм международного права во внутригосударственное право / Л. В. Павлова, Ю. П. Бровка, М. Ф. Чудаков [и др.]; под ред. Л. В. Павловой. —Минск: БГУ, 2001.— 148 с.
3. Лукашук, И. И. Международное право в судах государств / И.И. Лукашук. —СПб.: СКФ «Россия—Нева», 1993.—301 с.
4. Осминин, Б. И. Заключение и имплементация международных договоров и внутригосударственное право / Б. И. Осминин. — М.: Инфогропик Медиа, 2010. —400 с.
5. Павлова, Л. В. Самоисполнимые нормы в международном праве / Л. В. Павлова // Международное публичное и частное право: проблемы и перспективы / под ред. С. В. Бахина. — СПб.: Изд-во С.—Петер. гос. ун—та, 2007. — С. 59—85.
6. Раушнинг, Д. Применение норм международного публичного права в рамках национальной правовой системы / Д. Раушнинг // Российский ежегодник междунар. права, 1998—99. — СПб.: СКФ «Россия—Нева», 1999. — С. 279—283.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии