БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Конституционное право ЗС » Духовно-культурные права и свободы

Духовно-культурные права и свободы

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Контролируемая самостоятельная работа
На тему:
«Конституционные основы правового статуса личности»
Реферат на тему:
«Духовно-культурные права и свободы»

Подготовил:
Студент второго курса факультета Экономики и права группы ПХ-2

Проверил:
Преподаватель
Кафедры теории государства и права
Кеворкова Ольга Георгиевна

Барановичи, 2011

ПЛАН

ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ............................................. 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………... 7

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:
 Право на образование.
 Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания).
 Право на участие в культурной жизни.
 Академические свободы.
 Право на благоприятную окружающую среду.
Право на образование — одно из прав человека «второго поколения». Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам выделяются четыре основные характеристики права на образование: наличие, доступность (недискриминация, физическая и экономическая доступность), приемлемость и адаптируемость образования, а также указывает, что «право на образование может осуществляться лишь при наличии у преподавателей и учащихся академической свободы».
Право на образование продекларировано в статье 26 Всеобщей декларации прав человека, закреплено в статьях 13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, статьях 28 и 29 Конвенции о правах ребёнка, в статье 2 Первого протокола Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Закреплено в статье 43 Конституции России, статье 112 Конституции Латвии.
Свобода творчества – принцип, согласно которому автор художественного произведения вправе свободно выбирать направление своего творчества, темы, предметы для описания, применять любые изобразительные средства и художественные приёмы, которые он считает подходящими для достижения избранной творческой цели.
Рассматривается как одно из проявлений фундаментального принципа свободы слова.
Принцип свободы творчества предлагает исходить из того, что наличие любых табу на темы или изобразительные средства, с одной стороны, ограничивает возможности самовыражения автора, с другой — лишает общество подлинно художественных произведений.
Принцип свободы творчества находится в достаточно сложных и неоднозначных отношениях с общественной моралью, религией и государственной политикой, в частности, с принципом терпимости. Моральные и религиозные принципы включают запреты на определённые темы и средства выражения (на оскорбления, на обнажение тела, на описание сексуальных действий, запрет на изображение Мухаммеда в исламе). Некоторые темы не рекомендуются к освещению по политическим мотивам. Проблема всех мотивов для ограничения свободы творчества в том, что их обоснованность в каждом конкретном случае, как правило, очевидна только для сторонников, так что при возникновении конфликта «защитников моральных ценностей» с «борцами за свободу слова» найти компромисс удаётся крайне редко [2, c. 56].
Право на участие в культурной жизни — право (конституционная возможность) на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям. Такое право принадлежит каждому, и его реализация связана главным образом с доступностью учреждений культуры.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяют, что культурная Деятельность является неотъемлемым правом каждого человека; каждый имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей.
Право на благоприятную окружающую среду — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. По времени конституционализации это право относится к самому последнему "поколению".
Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг., в основном в конституциях постсоциалистических стран. Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также государственных органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением [3, c. 39-40].
Академические свободы — принципы, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций необходима для выполнения ими своей миссии. Поскольку учебные заведения способны контролировать потоки информации, они нередко подвергаются нажиму извне, например, со стороны государства. Когда учёные пытаются распространять идеи или информацию о фактах, неудобных для властей или неких политических группировок, они могут подвергаться публичному поношению, увольнениям, тюремному заключению или даже смертной казни.
Международное объединение «Академия за академические свободы» сформулировало два основных принципа таких свобод:
1. Как внутри, так и за пределами учебного заведения или научно-исследовательской организации допускается полная свобода ставить любые вопросы и стремиться к истине, в том числе по поводу противоречивых и непопулярных взглядов, независимо от того, задевает или нет кого-либо та или иная точка зрения.
2. Учебные заведения и научно-исследовательские организации не имеют права ограничивать академические свободы для своих штатных сотрудников, а также использовать их публичные заявления в качестве повода для дисциплинарных мер или увольнения.
Разумеется, академические свободы имеют свои пределы. В США в соответствии с «Заявлением о принципах академических свобод и академической карьеры» 1940 года, профессура ограничена в возможности распространять информацию, не имеющую отношения к её профессиональной деятельности. В своих публичных выступлениях допускается выражать личное мнение без оглядки на позицию руководства, но следует при этом оговаривать, что выступающий делает заявление от собственного имени, а не от имени своего учреждения [1, c. 46-48].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран / М.В. Баглай. – Минск: Норма-Инфра, 1999. – 287 с.
2. Чудаков, М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран / М.Ф. Чудаков. – Минск: Амалфея, 1998. – 572 с.
3. Якушев, А.В. Конституционное право зарубежных стран / А.В. Якушев. - Минск: Издательство Приор, 1999. – 321 с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии