БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Международное публичное право » МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

1. Понятие и источники международного космического права
2. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
3. Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
4. Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
5. Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях

1 Понятие и источники международного космического права

Космос — сложное геофизическое понятие; он является частью галактической территории, родовым понятием для планетарной территории, вбирая в себя такие компоненты, как само космическое пространство и присущие ему особенности, которые можно условно рассматривать по аналогии с тем, что наблюдается на Земле, в качестве «процессов», а также различные виды естественных небесных тел, как заселенных, так и не имеющих условий для существования цивилизаций.
В связи с началом освоения космоса с Земли он представляет собой также и юридический феномен, для которого основополагающими являются как понятие общего достояния человечества и виде космического пространства и небесных тел, так и понятие квазигосударственной (или юрисдикционной) территории, представленной искусственными небесными телами — спутниками, орбитальными станциями, предполагаемыми станциями (базами) па естественных небесных телах, находящимися под юрисдикцией государств.
Международные космические отношения, обусловленное ими международное космическое право и тесно связанная с ними отрасль науки международного права, изучающая обе первые категории, появились примерно во второй половине XX в. и относятся к категории так называемых новейших.
Для первого периода развития отрасли — примерно 50—60-е годы XX в. — характерны национальные действия по освоению космической техники, разовые пробные запуски управляемых с Земли космических аппаратов, а также соответствующий достигнутому уровню отношений способ регулирования — при помощи морально-политических норм, создаваемых в рамках международных межгосударственных организаций, в основном — Комитетом по мирному использованию космоса, созданным Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. в составе 24 государств (ныне — 61 государство). В доктрине этот период получил название «доспутниковый», хотя первая пробная ракета на жидком топливе была запущена 17 августа 1933 г. с подмосковного полигона, а в 1945 г. была закончена разработка проекта советской высотной ракеты для подъема двух человек и научной аппаратуры на высоту 190 км.
Доктрина этого периода характеризуется прогностическими работами и поисками путей формирования будущего сотрудничества. В отечественной науке это направление было представлено работами Е. К. Коровина, Э. Г. Василевской, В. С. Верещетина, Г. П. Жукова, Ю. М. Колосова, А. С. Пирадова и др., в зарубежной — М. Макдугала, У. Дженкса, X. Таубенфельда, Ф. Фоссета и др.
Заложенный в первый период космического сотрудничества элемент противостояния систем, в первую очередь СССР и США, дал впоследствии свой результат в виде искусственного разделения космоса на две различные по правовому режиму части — космическое пространство и естественные небесные тела, что следует из содержания ст. IV Договора по космосу 1967 г., причем только в отношении последних был установлен режим полной демилитаризации и нейтрализации.
Второй период характеризуется созданием правовой базы новой отрасли и формированием международного космической» права как отрасли международного права. В сжатый период времени вступили в силу Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. (в дальнейшем — Договор по космосу 1967 г.), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г. (Соглашение о спасании 1968 г.), Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности 1972 г.), Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г. (Конвенция о регистрации 1975 г.), сложился ряд обычаев — о прохождении без особого разрешения космического аппарата через воздушное пространство других государств при выходе на орбиту, при смене траектории полета и приземлении, об определении границы между суверенным воздушным и международным космическим пространством. И.И. Лукашук с полным основанием охарактеризовал второй период как «моментальное» право.
Доктрина, как отечественная, так и зарубежная, характеризовалась осмыслением принятых документов в связи с появлением новых видов сотрудничества государств. Так, две монографии Э.Г. Василевской посвящены разработке статуса и режима Луны и других небесных тел и их ресурсов, монографии В. С. Верещетина, В.В. Маркова, М.Н. Штерна, А.А. Рубанова также в качестве генерального направления космического сотрудничества рассматривали мирное его развитие и связанные с ним преимущества. Зарубежная доктрина, представленная, в частности, работами Ф. Нозари (Швеция), Ч. Дальфена (Канада), П. Дембшнга (США), А. Кокки (Испания), в целом разделяла указанные позиции, но при этом имелся общий для всех работ недостаток — они не противодействовали на своем уровне планам милитаризации космического пространства.
Особенности третьего периода развития отрасли, от последнего десятилетия XX в. и до настоящего времени, состоят в следующем:
а) пополнился субъектный состав отрасли за счет упрочения статуса межгосударственных космических организаций временного и постоянного характера;
б) увеличилось число государств, принимающих участие в космической деятельности;
в) началось активное развитие так называемой новой космической экономики, ведущей к коммерциализации космоса;
г) активизировались усилия доктрины по уточнению и расширению понятийного аппарата отрасли.
Проходившая в 1999 г. в Вене Всемирная конференция по космосу ЮНИСПЕЙС-3 (ЮНИСПЕЙС-1 состоялась в 1969 г., ЮНИСПЕЙС-2 — в 1982 г.) уделила значительное внимание именно мирному использованию космоса. Обзор деятельности ООН фиксирует заявления целого ряда государств о недопущении гонки вооружений в космическом пространстве; национальные доклады Алжира, Египта и других стран содержали требования привести режим космоса в соответствие со статусом территорий, являющихся общим достоянием человечества, что означает в первую очередь запрещение использования его в военных целях. В завершившей Конференцию 1999 г. Венской декларации о космической деятельности и развитии человеческого общества неоднократно обращалось внимание государств на необходимость мирного использования космоса, без чего никакая космическая деятельность не может быть сопряжена с понятием «благо человечества».
Таким образом, третий период свидетельствует о принципиально новых подходах к космической деятельности и ставит перед государствами общую задачу незамедлительной и эффективной регламентации всех видов использования космоса.
В мире инновационных технологий современное международное право, как правило, адекватно расширяет свое регулятивное воздействие на международные отношения, складывающиеся в новых сферах. Одна из них — космос, должное внимание которому уделяют ученые.
Исследование и использование космического пространства служит интересам не только того государства, которое осуществляет подобную деятельность, но и глобальным интересам всего человечества.
Международное космическое право можно определить как совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают государства, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.
Под космическим пространством понимается пространство за пределами воздушной сферы Земли, которое является «вещью, изъятой из оборота», т.е. не подлежащей присвоению ни одним государством.
Формирование норм и принципов космического права происходило и происходит на основе существующих норм и принципов современного международного права. Становление космического права началось сравнительно недавно, однако его нормы и принципы уже сформированы и закреплены в целом ряде многосторонних и двусторонних международных договоров, к которым, в частности, относятся: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях 1976 г.; Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях 1977 г.; Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания 1982 г.
До заключения Договора 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычных норм. Норма, определяющая границу между воздушным и космическим пространством на уровне низших перигеев искусственных спутников Земли, до сих пор является правовым обычаем.
На формирование международного космического права большое влияние оказали резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, прежде всего Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г. Можно также отметить резолюцию Генеральной Ассамблеи 1982 г. «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания», а также резолюцию 1996 г. «Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран».
Объектом международного космического права в самом общем смысле слова являются правомерные космические отношения, возникающие между государствами и создаваемыми ими межгосударственными космическими организациями. Для уточнения видов таких отношений и их дифференциации возможно использование в известной мере условного понятия предмета отношения, как несущего более конкретную информацию.
В качестве материальных объектов (предметов) можно рассматривать то, что предполагает возникновение космических правоотношений, и в первую очередь, как указывалось ранее, само космическое пространство, его уникальные особенности или, условно говоря, «процессы» — невесомость, солнечный ветер.
Следующая группа объектов представлена широким спектром естественных небесных тел. Доктрина выделяет в первую очередь те из них, которые не заселены другими цивилизациями. Со своей стороны земляне неоднократно отправляли в дальний космос послания к другим цивилизациям и активно участвуют в поисках их сигналов. Среди этой группы, но уже по другим критериям, следует выделить как тела, имеющие постоянные орбиты, так и не имеющие таковых; тела, относимые наукой к категории «внеземных материалов», достигающие Земли естественным путем, — астероиды, метеоры, метеориты и принадлежащие государствам, на территории которых они обнаружены.
Правовой статус последних, включая так называемые процессы, определяется только императивными нормами отрасли и нуждается в конкретном правовом регулировании.
Особый вид объекта (предмета) космических отношений представляют искусственные небесные тела, или, следуя более приближенному к нам, но весьма условному определению, — космические объекты. В этой категории находятся непилотируемые и пилотируемые космические аппараты, обитаемые и необитаемые орбитальные станции, станции и базы на Луне и естественных небесных телах. По генеральному для этой группы объектов признаку — антропогенному происхождению — следует включить в нее то, что объединяется этим понятием, т.е. и космический мусор — бездействующие спутники или их части, другие объекты антропогенной деятельности в космосе, представляющие опасность и наносящий ущерб космической среде. По данным научно-технического подкомитета Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу, в настоящее время вокруг Земли обращается более 10 тыс. объектов, поддающихся наблюдению, и примерно 100— 150 тыс. таких, которые не могут быть обнаружены существующими ныне средствами; 20% из них являются нефункционирующими спутниками или их частями, остальные — осколками, несущимися и пространстве со средней скоростью 10 км/с. В октябре 1999 г. МКС пришлось маневрировать на орбите из-за угрозы столкновения с отработавшим разгонным блоком американской ракеты-носителя «Пегасус».
К объектам международного космического права следовало бы отнести также ряд наземных объектов, без которых невозможна космическая деятельность оборудования для запуска, стационарных и передвижных платформ для запуска, в роли которых в практике России выступила подводная лодка в Арктике, центров управления полетами, ангаров для хранения и ремонта космической техники. Однако правовое решение вопросов статуса перечисленных объектов отсутствует.
Объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, результаты практической космической деятельности государств.
Субъектом международного космического права, с учетом общих положений международного права, являются государства и образованные ими международные межгосударственные организации, однако основные характеристики космической деятельности, осуществляемой, во-первых, на территории с особым международным режимом и, во-вторых, в особо опасных условиях, определяют следующие дополнительные признаки круга субъектов отрасли: признание государства субъектом отрасли не зависит от его реального участия в космической деятельности; международные космические организации принято считать субъектами отрасли тогда, когда, в дополнение к общепризнанным характеристикам, большая часть их государств-членов является участниками «космического пакета» документов.
Таким образом, нормы космического права адресованы двум основным группам субъектов — государствам и созданным ими организациям. Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, соответственно степени участия и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые «запускающие» государства и государства регистрации. Космический объект независимо от его вида вносится в национальный регистр и ведущийся с 1961 г. Реестр Генерального секретаря ООН. Правовые последствия этого действия выражаются в том, что юрисдикция государства регистрации относительно космического объекта и ее экипажа сохраняется на весь период времени от взлета до возвращения на Землю, включая пролет через воздушное пространство третьих государств. «Запускающее» государство, в том числе участвующее в запуске как член международной организации, рассматривается как европейский партнер, действующий через свою организацию (ст. 5, 6), имеет статус участника, осуществившего запуск, организовавшего запуск, предоставившего территорию, установки, участвовавшего в оснащении космического объект; или давшее экипажу поручение о выполнении какого-либо задания, эксперимента, включившего в состав экипажа своего гражданина или туриста. Определение статуса государства в качестве «запускающего» важно при распределении ответственности в случае аварии и причинения вреда.
Международные межгосударственные организации, участники космического сотрудничества, как отмечалось ранее, могут быть участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда большинство их участников являются сторонами Договора по космосу 1967 г. и других договоров. В остальном их деятельность, осуществляемая в соответствии с основными принципами международного права и специальными принципами отрасли, определяется уставными документами. В последнее время публичный характер деятельности межгосударственных космических организаций (МКО) дополнился частноправовым, коммерческим сегментом, что позволяет говорить о производственно-коммерческом или, по определению К.П. Людвига (Германия), промышленно-политическом характере ряда МКО. В качестве таких организаций на III Конференции ЮНИСПЕЙС были названы ИНТЕЛСАТ, ИНМАРСАТ, ЕКА, ЕВТЕЛСАТ, ЕВМЕТСАТ, АРАБСАТ.
Особую группу составляют организации системы ООН — рабочие органы главных органов ООН и специализированные учреждения «семьи ООН» — ИКАО, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО и другие, заинтересованные в результатах космических исследований.
В доктрине практически не обсуждается вопрос о статусе человечества, общим достоянием которого является космос. Постановка вопроса об этом необходима не только в связи с тем, чтобы исключить из государственной практики претензии на национализацию космоса, но в большей степени для того, чтобы разработать, хотя бы в виде резолюций авторитетных международных организаций, систему или перечень обязательств государств перед грядущим и будущими поколениями.

2 Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел

Правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел определяется прежде всего Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее — Договор 1967 г.), а также Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (далее — Соглашение 1979 г.). Согласно этим документам исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества; на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств. С учетом этих положений происходило и происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.
Важнейшим принципом, закрепленным Договором 1967 г., является свобода исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях. Согласно положениям этого Договора исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях. Государства-участники Договора 1967 г. осу¬ществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.
Соглашением 1979 г. устанавливается, что вся деятельность на Луне, включая ее исследование и использование, осуществляется в соответствии с международным правом, в частности с Уставом ООН, и с учетом Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., в интересах поддержания международного мира и безопасности и поощрения международного сотрудничества и взаимопонимания и с должным учетом соответствующих интересов всех других государств-участников. Положения Соглашения 1979 г., относящиеся к Луне, применяются также к другим небесным телам Солнечной системы, помимо Земли, за исключением тех случаев, когда вступают в силу конкретные правовые нормы в отношении любого из этих небесных тел.
Исследование и использование Луны является достоянием всего человечества и осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития. При этом должное внимание уделяется интересам нынешних и будущих поколений, а также необходимости содействовать повышению уровня жизни и улучшению условий экономического и социального прогресса и развития в соответствии с Уставом ООН.
Государства-участники во всей своей деятельности, связанной с исследованием и использованием Луны, руководствуются принципом сотрудничества и взаимопомощи. Международное сотрудничество в соответствии с рассматриваемым Соглашением должно быть как можно более широким и может осуществляться на многосторонней и двусторонней основе или через международные межправительственные организации.
Государства-участники информируют в максимально возможной и практически осуществимой степени Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о своей деятельности, связанной с исследованием и использованием Луны. Как можно скорее после запуска в отношении каждой экспедиции на Луну сообщаются сведения о времени, целях, местах проведения, параметрах орбиты и продолжительности, а информация о результатах проведения каждой экспедиции, включая научные результаты, представляется после ее завершения. В том случае, если экспедиция продолжается более 60 дней, информация о ходе этой экспедиции, включая, любые научные результаты, представляется периодически через каждые 30 дней.
В отношении экспедиций, продолжающихся более 6 месяцев, необходимо впоследствии сообщать только существенно важные дополнения к такой информации. Если государству-участнику становится известно, что другое государство-участник планирует одновременное проведение деятельности в одном и том же районе или на одной и той же орбите вокруг Луны, траектории полета к Луне или вокруг нее, оно незамедлительно информирует другое государство о времени и планах проведения своей деятельности. При осуществлении деятельности в соответствии с вышеназванным Соглашением 1979 г. государства-участники незамедлительно информируют Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну которые могли бы создавать угрозу для жизни или здоровья человека, а также о признаках любого вида органической жизни.
На Луне провозглашается свобода научных исследований проводимых всеми государствами-участниками, без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства и в соответствии международным правом. При проведении научных исследований в соответствии с положениями Соглашения 1979 г. государства участники имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ и вывозить их с Луны. Такие образцы остаются в распоряжении тех государств-участников, которые обеспечил их сбор, и могут использоваться ими для научных целей. Государства-участники принимают во внимание желательность пре доставления части таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств-участников и международного научного сообщества для проведения научных исследований. При проведении научных исследований государства-участники могут также использовать минеральные и другие вещества Луны для поддержания жизнедеятельности своих экспедиций в необходимых для этой цели количествах.
Государства-участники признают желательным проведение максимально возможной и практически осуществимой степени обмена научным и другим персоналом между экспедициями на Луну или сооружениями на ней.
Государства-участники могут осуществлять свою деятельности по исследованию и использованию Луны в любом месте ее поверхности или недр при условии соблюдения положений указанного Соглашения 1979 г. В этих целях государства-участники мо гут, в частности:
– осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны;
– размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр.
Персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения могут свободно передвигаться или быть перемещены на поверхности Луны или в ее недрах. При этом действия государств-участников не должны создавать помех для деятельности, осуществляемой на Луне другими государствами-участниками.
Государства-участники могут создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции. Государство-участник, создающее станцию, использует только такую площадь, которая необходима для обеспечения потребностей этой станции, и немедленно информирует Генерального секретаря ООН о месторасположении и целях этой станции. В дальнейшем с интервалами в один год это государство информирует Генерального секретаря также о том, продолжается ли использование этой станции и изменились ли ее цели. Станции располагаются таким образом, чтобы не препятствовать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств-участников, осуществляющих деятельность на Луне, во все районы Луны.
Другим важным принципом, закрепленным Договором 1967 г., является принцип запрещения национального присвоения космического пространства и небесных тел. Космическое пространство и небесные тела являются res extra commercium (вещью, изъятой из оборота), т.е. не подлежат присвоению; они находятся в общем пользовании, но не являются общей собственностью, или общей вещью. Согласно этому Договору космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
В соответствии с Соглашением 1979 г. Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества. Луна не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на нее суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки.
Вместе с тем государство сохраняет право собственности на космические объекты, а также на объекты, сооруженные на небесных телах.
К принципам космического права относится и недопущение вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Если государство-участник Договора имеет основание полагать, что запланированные им или его гражданами деятельность или эксперимент создадут потенциально вредные помехи деятельности других участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, то оно обязано провести необходимые международные консультации. Подобные консультации могут запросить любые другие участники Договора. Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут международную ответственность, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, государства ответственны за обеспечение того, чтобы их национальная деятельность проводилась в строгом соответствии с положениями Договора. Деятельность в космосе неправительственных юридических лиц должна осуществляться с разрешения соответствующего государства-участника Договора и под его постоянным наблюдением. В случае деятельности в космосе международной организации ответственность за выполнение Договора несут как сама организация, так и участвующие в ней государства.
Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел предусматривает и частичную демилитаризацию космического пространства, и полную демилитаризацию Луны и других небесных тел. Проблема демилитаризации космоса, недопущение перенесения туда гонки вооружений — это глобальная проблема современности, ибо от этого зависит будущее человече¬ства, судьба цивилизации.
Согласно Договору 1967 г. государства-участники этого Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Луна и другие небесные тела используются всеми государствами-участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведения военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.
В соответствии с Соглашением 1979 г. и другие небесные тела используются всеми государствами-участниками исключительно в мирных целях. На них запрещается угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий. Запрещается также использование небесных тел для совершения любых подобных действий или примене¬ния любых подобных угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов. Государства-участники обязуются не выводить на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне (другим небесным телам) или вокруг нее объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, а также не устанавливать и не использовать такое оружие на поверхности Луны или в ее недрах. Запрещается создание на Луне (других небесных телах) военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования и использования Луны.
Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах 1963 г. запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космосе.
Вместе с тем Договор 1967 г. не запрещает использование военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса.
В этой связи следует сказать, что использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права. В настоящее время используются в основном два типа ЯИЭ — радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. Указанные ЯИЭ невзрывоопасны, и уже в силу одного этого не могут рассматриваться в качестве оружия массового уничтожения, размещение которого в космосе запрещено. Применение ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики.

3 Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов

Под космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеком и запускаются в космос. К таким объектам относятся их составные части и средства доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли — транспортные средства, предназначенные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных процессов, транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международной межправительственной организации.
Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов определен целым рядом международно-правовых документов. К ним относятся как общие документы международного космического права — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, так и целый ряд специальных документов, например Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 от 10 декабря 1982 г. «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания», Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. и ряд других.
Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.
Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части.
В соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее — Договор 1967 г.) государство-участник этого Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются не затронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства-участника Договора 1967 г., в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству-участнику Договора 1967 г.; при этом такое государство должно по требованию представить до возвращения опознавательные данные.
Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернациональных экипажей и космических туристов. На одной только орбитальной станции «Мир» побывал 61 иностранец.
Космонавтом-членом космического экипажа считается:
1) гражданин одного из участвующего в запуске государств;
2) выполняющий функциональные обязанности во время по¬лета или нахождения на управляемом космическом объекте как и космическом пространстве, так и на небесном теле.
До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт-член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст. 5 Соглашения 1998 г. государство-участник Соглашения «...сохраняет юрисдикцию и контроль... над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами». Что же касается статуса космических туристов, будь то орбитальная или расположенная на небесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если международными договорами не будет установлено иное.
В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства следующие обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предоставлять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни и здоровью человека; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телах и в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций.
Государства-участники Договора 1967 г. рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства-участника Договора 1967 г. или в открытом море. Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль. При осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства-участника Договора 1967 г. оказывают возможную помощь космонавтам других государств-участников этого Договора. Государства-участники Договора 1967 г. незамедлительно информируют другие государства-участников данного Договора или Генерального секретаря ООН об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов.
В соответствии с Соглашением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. (далее — Соглашение 1968 г.) каждое государство-участник, которое получает сведения или обнаруживает, что экипаж космического корабля потерпел аварию, или находится в состоянии бедствия, или совершил вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, немедленно:
– информирует власти, осуществившие запуск, или, если конкретное государство-участник Соглашения 1968 г. не мо¬жет опознать и немедленно информировать об этом осуществившие запуск власти, сообщает об этом для всеобщего сведения с помощью всех имеющихся в его распоряжении соответствующих средств связи;
– информирует Генерального секретаря ООН, который должен немедленно распространить эту информацию с помощью всех имеющихся в его распоряжении соответствующих средств связи.
Международно-правовые обязательства, обозначенные в Соглашении 1968 г., предусматривают следующие процедуры.
Если в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлился на территории, находящейся под юрисдикцией государства-участника, оно незамедлительно примет все возможные меры для его спасания и оказания ему всей необходимой помощи. Оно будет информировать власти, осуществившие запуск, а также Генерального секретаря ООН о принимаемых им мерах и о достигаемых результатах.
При обстоятельствах, когда помощь властей, осуществивших запуск, помогла бы обеспечить быстрое спасание или в значительной мере способствовала бы эффективности операций по поискам и спасанию, власти, осуществившие запуск, будут сотрудничать с указанным государством в целях эффективного проведения операций по поискам и спасанию. Заявленные операции призваны быть поставлены под руководство и контроль осуществляющего спасание государства, которое действует в тесной и постоянной консультации с властями, предпринявшими запуск. Экипаж космического корабля незамедлительно возвращается представителям властей, осуществивших запуск.
Расходы, понесенные по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей, покрываются государствами или организациями, осуществившими запуск.

4 Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве

Международным правом предусмотрена международная ответственность за деятельность в космическом пространстве.
Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. государства-участники несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в этом Договоре. Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора 1967 г. В случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации ответственность за выполнение этого Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства-участники данного Договора 1967 г.
Каждое государство-участник Договора 1967 г., которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, а также каждое государство-участник настоящего Договора 1967 г., с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству-участнику вышеупомянутого Договора 1967 г., его физическим или юридическим лицам.
Вопросы возмещения ущерба от космической деятельности детально регламентируются Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (далее — Конвенция 1972 г.). Согласно этой Конвенции запускающее государство несет ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Вместе с тем если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.
Освобождение от ответственности предоставляется в той мере, в какой запускающее государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб, со стороны государства-истца либо физических или юридических лиц, которых оно представляет. Однако освобождение от ответственности не предоставляется в случаях, когда ущерб явился результатом деятельности запускающего государства, которая не соответствует международному праву, включая, в частности, Устав ООН и Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.
Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если государство не поддерживает дипломатических отношений с соответствующим запускающим государством, оно может обратиться к другому государству с просьбой предъявить его претензию этому запускающему государству или каким-либо иным образом представлять его интересы на основании Конвенции 1972 г. Оно может также предъявить претензию через Генерального секретаря ООН при условии, что как государство-истец, так и запускающее государство являются членами ООН.
Государства и межправительственные организации, осуществляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать меры предосторожности с целью недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения имущества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее, возможность причинения ущерба сохраняется. С целью регулирования этого вопроса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Она устанавливает принцип абсолютной ответственности запускающего государства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объекту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.
Таким образом, ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности. Ее субъектами выступают государства. Именно государство несет ответственность за космическую деятельность не только государственных учреждений, но и физических и юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией.
Основаниями ответственности являются:
во-первых, космическая деятельность государства, соответствующая международному праву, но причинившая вред другому государству. Это ответственность за правомерную деятельность, которая привела к неблагоприятным последствиям на Земле;
во-вторых, космическая деятельность государства, причинившая вред вследствие нарушения международного права. Если государство посягает на основы международного правопорядка в космосе, наносит вред своей деятельностью другим государствам, то оно совершает международное правонарушение.
Для предъявления претензии о компенсации за ущерб используются дипломатические средства, но если дипломатические переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает обоснованность претензии о компенсации и в случае ее признания определяет сумму компенсации. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если стороны заранее об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит определение, имеющее рекомендательный характер.
Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, которому причинен ущерб либо нанесен ущерб его физическим или юридическим лицам. Если запуск космического объекта производится двумя (или более) государствами совместно, то за причиненный ущерб они несут солидарную ответственность. В связи с этим запускающее государство, выплатившее компенсацию за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.
В известной мере можно говорить и о связанном с отраслью космического права институте уголовных преступлений международного характера. По крайней мере, два состава можно считать сложившимися — присвоение и последующая контрабанда метеоритов и ярко проявившееся в связи с аварией «Колумбии» в 2003 г. «космическое мародерство», т. е. присвоение упавших на Землю частей космического объекта физическими лицами с целью последующей наживы.
В Соглашение о Международной космической станции 1998 г. вводится новое для космического права понятие — уголовная ответственность космонавтов (по Соглашению — «персонала») за неправомерные действия на орбите, особенно затрагивающие жизнь или безопасность гражданина другого государства-партнера или причиняющие ущерб орбитальному элементу другого государства. При определении уголовной юрисдикции учитывается, как следует из содержания ст. 22 указанного Соглашения, не место совершения преступления (внутри или вне орбитального элемента, принадлежащего государству национальности физического лица), а его гражданство. В порядке исключения может быть поставлен вопрос об осуществлении уголовной юрисдикции потерпевшим государством по его просьбе.

5 Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях

В настоящее время большое значение имеет международное сотрудничество в мирном исследовании и использовании космического пространства, которое может осуществляться на двусторонней, многосторонней основе и в рамках международных организаций. Сотрудничество в данной сфере осуществляется в соответствии с нормами и принципами Устава ООН и учитывав интересы других государств при осуществлении ими деятельности в космосе.
В соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г, (Договор 1967 г.) при исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства-участники Договора 1967 г. должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и осуществлять всю деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств-участников Договора 1967 г.
При этом если какое-либо государство-участник Договор; 1967 г. имеет основание полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные другим государством-участником Договора 1967 г. или гражданами этого государства-участника договора 1967 г., в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств-участников Договора 1967 г. в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту.
Наиболее распространенной формой международного сотрудничества в данной сфере является двустороннее сотрудничество. Так, в 1972 г. СССР и США подписали Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, во исполнение которого в 1975 г. состоялся совместный полет и стыковка космических кораблей «Союз» и «Аполлон». В 1977 г. в связи с истечением срока действия Соглашения 1972 г. стороны подписали новое Соглашение с сотрудничестве в исследовании космического пространства в мирных целях, которое закрепляет обязательства сторон развивать сотрудничество в области космической метеорологии, изучении окружающей природной среды, исследования околоземного пространства, Луны и планет, в области совместных разработок спутниковых поисково-спасательных систем и другие вопросы. Стороны взяли на себя также обязательство, направленное на решение международно-правовых проблем исследования и использование космического пространства в мирных целях во имя укрепления правопорядка в космосе и дальнейшего развития международного космического права.
Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, подписанное государствами СНГ 30 декабря 1991 г., закрепило важные принципы сотрудничества: объединение усилий для эффективного исследования и использования космоса в интересах народного хозяйства и науки, а также обороноспособности и обеспечения коллективной безопасности государств- участников Содружества; подтверждение необходимости строгого соблюдения ранее принятых на себя СССР международных обязательств в области исследования и использования космического пространства; осуществление совместной деятельности в сфере космоса на основе межгосударственных программ, финансирование этих программ за счет долевых вкладов государств-участников Соглашения; координация усилий по решению международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства.
Западноевропейские страны также осуществляют многостороннее сотрудничество, например в рамках Европейского космического агентства, созданного в 1975 г. Многостороннее сотрудничество осуществляется также в рамках Международной организации спутников связи (ИНТЕЛCAT), а также Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).
Большое внимание исследованию и использованию космоса уделяется в рамках ООН. Важнейшим ее органом, призванным быть центром международного сотрудничества в космосе, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. В рамках этого Комитета разработаны основные договоры, соглашения и конвенции по космосу.
Важную роль в осуществлении международного сотрудничества играют такие специализированные учреждения ООН, как Международный союз электросвязи (МСЭ), занимающийся распределением, регистрацией, координацией частот для различных служб радиосвязи; Всемирная метеорологическая организация (ВМО), под эгидой которой действует глобальная система метеорологических наблюдений; Международная морская организация (ИМО) использует космическую технику для морского судоходства, а Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — для связи и навигации воздушного транспорта.
Сотрудничество государств в космической области осуществляется в двух направлениях — в области фундаментальной науки и так называемого прикладного космоса. Так, успешно используется способ дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и космоса, который дает ощутимые результаты в геологических и геодезических исследованиях, даже в археологии. Он результативен при осуществлении контроля за состоянием окружающей среды, при учете стока вод при таянии ледников, дающих до 90% пресной воды на Земле, при выявлении разломов земной коры, залегании полезных ископаемых. В то же время сведения о ресурсах и экономическом положении зондируемого государства, ставшие объектом свободного доступа, могут быть использованы во вред интересам зондируемого государства. В связи с этим рабочая группа по ДЗЗ Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу предложила XLI сессии Генеральной Ассамблеи ООН принять резолюцию «Принципы, касающиеся дистанционного зондирования земли из космоса». В соответствии с ней государства должны придерживаться следующих правил:
— осуществлять ДЗЗ на благо и в интересах всех стран;
— осуществлять ДЗЗ в соответствии с международным правом;
— предоставлять возможность другим государствам участвовать в такой деятельности и обеспечивать доступ зондируемых государств к ее результатам;
— действовать таким образом, чтобы не нарушались интересы последнего путем неправового использования информации о его ресурсах;
— по возможности обеспечивать развивающимся странам преимущественное право доступа к данным ДЗЗ.
Сотрудничество государств в области космической связи с использованием искусственных спутников Земли (ИСЗ), решения прямой задачи ускорения связи и использования прямой связи с объектами как на Земле, так и в космосе способствует научным и культурным обменам, спасательным работам в любой части Земли, в организации навигации и других областях.
Для регламентации отношений в этой области в 1982 г. XXXVII сессией Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания». В соответствии с ней деятельность такого рода должна осуществляться:
— в интересах всеобщего мира и безопасности;
— в соответствии с международным правом;
— без дискриминации при допуске государств к соответствующим технологиям и пользованию результатами такой деятельности.
Резолюция обязывает государства воздерживаться от передач, имеющих антигуманный характер, осуществлять вещание на чужую территорию только при явно выраженном согласии государства-собственника территории, нести ответственность за национальную деятельность в связи с прямым радио- и телевещанием, осуществляемую правительственными органами, организациями, мастными лицами. В этих целях «Принципы...» обязывают государства информировать Генерального секретаря ООН, сообщество государств и государство, на территорию которого планируется нести вещание.
Международное сотрудничество государств осуществляется через международные межгосударственные организации: в области морской спутниковой связи — через Международную организацию подвижной спутниковой связи (ИНМАРСАТ); в поисках терпящих бедствие судов, самолетов, в предупреждении о стихийных бедствиях и оказании чрезвычайной помощи — через Российскую глобальную навигационную спутниковую систему (ГЛОНАСС) и Американскую глобальную систему определения местоположения осуществляется навигационная помощь. Кроме того, сотрудничество осуществляется на региональном и двустороннем уровнях. Так, правительства Канады, государств-членов Европейского космического агентства (ЕКА), России и США заключили Соглашение о создании и использовании Международной космической станции (МКС), успешно функционирующей на космической орбите.

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные принципы современного международного права, имеющие наибольшее влияние на отрасль международного космического права или ее отдельные институты.
2. Какими международно-правовыми документами определяется международно-правовой режим космических объектов и космонавтов?
3. Определите понятие и виды космических объектов, основания их классификации, статус основных видов космических объектов.
4. Раскройте правовое положение и режим использования космического пространства и небесных тел.
5. Определите сходство и различия в статусе государства запуска и «запускающего» государства.
6. Определите статус космического аппарата, обнаруженного на территории третьего государства.
7. Определите виды и правовое положение международных организаций, допускаемых к космической деятельности.
8. Охарактеризуйте нормативную базу отрасли международного космического права, обратив особое внимание на значение положений Договора по космосу 1967 г.
9. Укажите, какова роль резолюций, принимаемых Генеральной Ассамблеей ООН и ее комитетов по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях.
10. Охарактеризуйте основные положения международно-правовой ответственности за деятельность в космосе.

Рекомендуемые источники

1. Васильева, Л.А. Международное публичное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. — Минск: ТетраСистемс, 2009. — 256 с.
2. Международное право: учебник / под общ. ред. А.Я. Капустина. — М.: Гардарики, 2008. — 617 с.
3. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008. — 1008 с.
4. Савина, И.В. Международное публичное право: ответы на экзаменац. вопр. / И.В. Савина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: ТетраСистемс, 2008. — 144 с
5. Тихомиров, Ю.А. Публичное право: учебник / Ю. А. Тихомиров. — Москва: БЕК, 1995. — 496 с.
6. Ушаков, П. А. Международное право: учеб. / Н.А. Ушаков; Ин-т государства и права РАН. — Москва: Юристь, 2003. — 302 с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии