БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Международное публичное право » МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

1. Понятие права вооруженных конфликтов
2. Начало войны и ее международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
3. Средства и методы ведения войны
4. Нейтралитет в войне
5. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов и культурных ценностей
6. Окончание войны и его международно-правовые последствия

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1 Понятие права вооруженных конфликтов

Право вооруженных конфликтов (право войны jus in bello) является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Оно представляет собой совокупность норм и принципов, применяемых во время войны, международных и немеждународных вооруженных конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение некоторых средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.
Предметом данной отрасли международного права являются отношения между воюющими сторонами во время войны, международного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта немеждународного характера.
Состояние войны означает прекращение с государством (группой государств) мирных отношений с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до окончания военных действий или до заключения между ними мирного договора.
Международный вооруженный конфликт — это вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъектностью, а именно между вооруженными силами: а) суверенных государств; б) национально-освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.
К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся такие вооруженные конфликты, которые происходят на территории какого-либо одного государства между его вооруженными силами или антиправительственными организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Можно выделить следующие характерные признаки вооруженного конфликта немеждународного характера, отличающие его от международного вооруженного конфликта:
— наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того же государства;
— фактическое участие в боевых действиях вооруженных сил противоборствующих сторон и применение ими оружия;
— коллективный характер выступлений;
— элемент организации;
— обладание частью территории соответствующего государства.
Важно отметить, что к вооруженным конфликтам немеждународного характера не относятся ситуации, связанные с внутренними беспорядками и напряженностью. Внутренние беспорядки — это такая ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности. Внутренняя напряженность — это такая ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и законности. Это значит, что отдельные антиправительственные выступления, случаи нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки внутренней напряженности (например, беспорядки) не могут быть отнесены к категории вооруженного конфликта немеждународного характера. Перерастание вооруженного конфликта немеждународного характера в международный вооруженный конфликт может произойти в результате военной интервенции других государств в нарушение норм международного права.
Право вооруженных конфликтов включает в себя международное гуманитарное право (МГП), которое представляет совокупность обязательных для государств юридических норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера и на ограничение средств и методов ведения войны.
МГП преследует две основные цели:
— защиту лиц, которые не принимают участия или прекратили принимать участие в военных действиях;
— ограничение средств ведения войны, в частности вооружений, и методов ведения боя, например применения отдельных видов военной тактики.
Обобщающим принципом данной отрасли является принцип гуманизации вооруженных конфликтов, т.е. во время вооруженных конфликтов воюющим нужно в обязательном порядке соблюдать законы и обычаи войны.
Другими принципами международного гуманитарного права, вытекающими из обобщающего принципа гуманизации вооруженных конфликтов, можно считать следующие:
1) в период вооруженных конфликтов главной заботой воюющих остается защита жертв войны;
2) воюющие ограничиваются в выборе методов и средств ведения военных действий;
3) гражданские объекты и культурные ценности должны всемерно охраняться и защищаться;
4) воюющим надлежит защищать интересы нейтральных государств.
Названные принципы вытекают из содержания международно-правовых актов, регулирующих ведение вооруженных конфликтов. Их должны соблюдать государства, международные организации, все воюющие.
МГП запрещает применение многих видов оружия, в частности зажигательных пуль, биологического, химического и лазерного оружия.
МГП защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и религиозный персонал. Кроме того, МГП обеспечивает защиту и лицам, которые прекратили принимать участие в военных действиях (раненым, лицам, потерпевшим кораблекрушение, больным или военнопленным).
Отдельные местности и объекты, например больницы и санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм МГП и не должны быть подвергнуты нападениям. МГП устанавливает отдельные виды ясно опознаваемых эмблем и знаков, которые могут быть использованы для идентификации лиц и местностей, находящихся под защитой. Речь идет, в частности, об эмблеме Красного Креста и Красного Полумесяца.
Основными источниками права вооруженных конфликтов являются Гаагские конвенции 1907 г., четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., два дополнительных протокола к ним 1949 г. и два протокола 1977 г. Кроме того, МГП включает и другие международные договоры, например Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов 1954 г. и Конвенцию о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия 1980 г., которая включает четыре дополнительных протокола, в том числе по вопросу применения мин.
Важное место среди источников права вооруженных конфликтов, в том числе и МГП, занимают международно-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Так, Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение. В 1977 г. государства подписали Конвенцию о запрещении военного использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия. Конвенция 1980 г. запрещает применение против гражданского населения бомб, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном; мины-ловушки; зажигательное оружие.
Многие нормы и принципы сформулированы и закреплены в решениях органов ООН. Так, например, Генеральная Ассамблея ООН приняла: Основные принципы правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов, 1973 г., Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г., Основные принципы защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов 1970 г., Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, 1973 г. и другие.
Право вооруженных конфликтов содержит большое количество международно-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм международного права. Наиболее важными среди них являются: Устав Международного военного трибунала 1945 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г. и ряд других.

2 Начало войны и ее международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)

В соответствии с Уставом ООН и другими нормами международного права государства должны воздерживаться во взаимных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа.
Соответственно, государства должны воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства. Равным образом они должны воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое применение силы или угрозы силой не может использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.
Определение агрессии дается в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. (далее — Резолюция). Согласно этому определению под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН (ст. 1 Резолюции).
В качестве особо важного признака агрессии выделяется применение вооруженной силы первым. Вместе с тем предусматривается, что Совет Безопасности ООН может на основе Устава ООН сделать вывод, что, несмотря на имевшее место применение вооруженной силы, констатация агрессии не будет оправданной в свете соответствующих обстоятельств, прежде всего с учетом того, что соответствующие акты или их последствия не носят серьезного характера (ст. 2 Резолюции). Тем самым проводится различие между мелкими военными конфликтами, пограничными инцидентами, с одной стороны, и вооруженной агрессией — с другой.
К действиям, совершение которых составляет акт агрессии, статья 3 Резолюции относит:
— вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства. Как акт агрессии квалифицируется любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, являющаяся результатом вторжения или нападения. Это же относится к аннексии с применением силы территории государства или ее части;
— применение любого оружия одним государством против территории другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил;
— блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
— нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства;
— применение вооруженных сил государства, находящихся по соглашению со страной пребывания. на его территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением. Сюда же отнесены случаи продолжения пребывания таких вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соответствующего соглашения об их пребывании. Это же относится к любым действиям иностранных вооруженных сил, выходящим за рамки таких соглашений;
— предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;
— засылка государством вооруженных банд, групп, а также иррегулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы. Перечень актов агрессии содержит их основные виды, но не является исчерпывающим (ст. 4 Резолюции).
Никакие соображения любого политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрессии (ст. 5 Резолюции).
Статья 51 Устава ООН закрепляет право государства на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии. Совет Безопасности ООН на основании Устава ООН имеет право определять акт агрессии и выносить решения о принятии мер для поддержания или восстановления международного мира. Осуществление права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого ст. 51 Устава ООН, возможно лишь при соблюдении условий и ограничений, указанных в Уставе и вытекающих из общего международного права, в том числе принципов необходимости и соразмерности.
Принципы необходимости и соразмерности применяются в равной мере к вооруженному конфликту и требуют, чтобы боевые действия, осуществляемые государством, не превышали степени и вида силы, которая не запрещена иным образом правом вооруженного конфликта и необходима для отражения вооруженного нападения на него и восстановления его безопасности.
Оправданность военных действий государства по отношению к противнику зависит от интенсивности и масштаба вооруженного нападения, ответственность за которое несет противник, и серьезности создавшейся угрозы.
В соответствии с Конвенцией об открытии военных действий 1907г. военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Однако в соответствии с современным международным правом объявление войны не может быть оправданием и прикрытием агрессии.
В соответствии с нормами международного права состояние войны влечет за собой ряд юридических последствий:
— начало войны означает конец мирных отношений между государствами, то есть между ними прерываются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольств и консульств отзывается (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.);
— начало войны влияет на действия международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. Начинается фактическое выполнение соглашений, регулирующих законы и обычаи ведения войны (например, Женевские конвенции 1949 г.). Такие соглашения не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами;
— к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается, они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст. 41, 42 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г.);
— имущество, принадлежащее непосредственно государству-противнику, конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Данное правило не распространяется на имущество граждан государства-противника.
Как только начинается вооруженный конфликт международного характера, применяется система держав-покровительниц. Ими могут стать не участвующие в конфликте государства, которые должны быть назначены и призваны воюющими. Державы-покровительницы обязаны охранять интересы воюющих сторон. Если стороны не назначат таких держав, то их роль будет выполнять МККК или другая беспристрастная организация (субститут).
Театр войны — пространство, в пределах которого воюющие могут вести боевые действия. Это сухопутная, морская и воздушная территория воюющих государств, а также международная территория, кроме нейтрализованной и демилитаризованной территории. Например, нельзя вести военные действия в зоне международных морских каналов, в архипелаге Шпицберген, на Луне и других небесных телах; преследовать самолеты противника и вступать с ними
в бой; провозить свои войска и военное имущество.
Говоря об участниках вооруженных конфликтов, необходимо рассмотреть такие ключевые понятия, как «комбатант», «некомбатлант» и «лицо, находящееся под защитой», определенные Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами.
Понятие «комбатант» было определено в дополнительном протоколе к Женевским конвенциям 1977 г. как лицо, входящее в состав вооруженных сил страны, находящейся в конфликте. При этом лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статуса комбатантов, даже если они входят в состав вооруженных сил. Комбатантами в ряде случаев могут признаваться партизаны, а также лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение Сопротивления. Комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантам разрешается применять силу и оружие, но с ограничениями, установленными международным правом.
Некомбатанты — это лица из числа медицинского и духовного персонала, которые входят в состав вооруженных сил.
Лицо, находящееся под защитой, — это человек, который в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и дополнительными протоколами к ним имеет право на защиту или на особый статус. Различается несколько категорий таких лиц: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение; военнопленные; интернированные; гражданские лица на территории противника; гражданские лица на оккупированных территориях.

3 Средства и методы ведения войны

Средства ведения войны — это оружие, применяемое вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и военной техники противника, а методы ведения войны представляют собой различные способы использования средств ведения войны в указанных целях. В данной сфере действуют такие международно-правовые акты, как Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., в которой содержится Положение о законах и обычаях сухопутной войны, Женевские конвенции 1949 г. и дополнительные протоколы к ним, Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г., Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море, 1994 г. и ряд других.
Все используемые воюющими сторонами методы и средства ведения войны условно можно разделить на дозволенные и запрещенные. В действующих конвенциях нет определения ни тех, ни других. В них лишь закреплено запрещение применять на войне те или иные средства и методы. Это, однако, не означает, что если появляется новый вид оружия, применение которого еще не запрещено международным правом, то оно является дозволенным средством ведения войны.
К запрещенным средствам ведения войны относятся: яды и отравленное оружие; удушливые, ядовитые и другие подобные газы; бактериологическое и токсинное оружие; оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие устройства, ассоциирующиеся с детскими игрушками и предметами медицинской помощи; зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и гражданских объектов, такие средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить ущерб природной среде.
Запрещенным средством ведения войны является химическое оружие. Такое запрещение содержится в Гаагской конвенции 1907 г., в Женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств 1925 г. В 1993 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и о его уничтожении, согласно которой государства должны уничтожить химическое оружие в течение 10 лет после ее подписания.
В 1972 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, в соответствии с которой государства-участники взяли на себя обязательство «никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей». Запрещается разработка, производство и накопление оружия, оборудования или средств доставки, предназначенных для использования таких агентов или токсинов в вооруженных конфликтах. Данная Конвенция содержит положения, гарантирующие ее выполнение. Предусматриваются меры национального и международного характера, С одной стороны, участники этой Конвенции должны принять национальные законодательные и административные меры по запрещению разработки, производства и накопления оружия, оборудования и средств доставки бактериологического оружия, а также по их уничтожению.
С другой стороны, если государство-участник Конвенции 1972 г. установит, что другое государство-участник нарушает положения этой Конвенции, то оно может подать жалобу в Совет Безопасности ООН.
Рассматривая вопрос о запрещенных средствах ведения войны, необходимо остановиться на ядерном оружии. Нынешний правовой статус ядерного оружия остается неурегулированным. Никакого специального международного договора о противоправности применения ядерного оружия на войне не существует. Не существует и специальных норм, запрещающих применять на войне новые виды оружия массового поражения (лучевого, радиологического и др.). Современное международное право запрещает использовать окружающую среду в качестве средства ведения войны.
В 1977 г. была подписана Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, статья 1 которой закрепляет обязательство государств «не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику». Конвенция не препятствует использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях.
Современное международное право запрещает применять на войне некоторые виды обычного оружия. Так, в 1981 г. была подписана (и в 1983 г. вступила в силу) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. К этой Конвенции прилагаются три протокола: Протокол І «О необнаруживаемых осколках» запрещает применять во время любого вооруженного конфликта любое оружие, «основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей»; Протокол II «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств» ограничивает применение и полностью запрещает использование мин-ловушек, ассоциирующихся с медицинскими предметами, детскими игрушками, продуктами питания и т.д.; Протокол III «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия» запрещает применять зажигательное оружие против гражданского населения, лесов, растительного покрова, а также против военных объектов, расположенных в районе сосредо¬точения гражданского населения.
Наряду с запрещенными средствами ведения войны современное международное право запрещает некоторые методы ведения войны. Запрещается предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам противника; убивать или ранить неприятеля, который, сложив оружие, безусловно сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; незаконно пользоваться парламентерским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также войск ООН, знаками Красного Креста; принуждать граждан противника принимать участие в военных действиях, направленных против их страны; атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища, отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом; разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей; убивать, ранить или брать в плен противника с помощью вероломных действий (т.е. заставить противника поверить, что он имеет право на защиту в соответствии с нормами международного права).
Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение: использование маскировки, ловушек, ложных операций и дезинформации.
Одним из важнейших принципов международного гуманитарного права является принцип гуманности при ведении вооруженной борьбы. В соответствии с этим принципом международное гуманитарное право запрещает применять военную силу, если это не оправдывается военной необходимостью, а также требует всегда обращаться гуманно с военнопленными, обеспечивать раненым и больным необходимый уход, ограждать их от ограбления и дурного обращения, способствовать смягчению страданий, порождаемых войной.
Принцип гуманности охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и способов ведения войны, так и защиты жертв войны.
Согласно положениям международного гуманитарного права воюющие стороны ограничены в выборе средств нанесения вреда неприятелю. Нельзя применять оружие, которое действует неизбирательно, т.е. как против военных, так и против гражданских объектов, причиняет излишние повреждения и страдания (п. 2 ст. 35 Дополнительного протокола I).
Согласно нормам международного гуманитарного права военные действия осуществляются против военных объектов, т.е. таких объектов, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество стороне, их уничтожившей (п. 2 ст. 52 Дополнительного протокола I).
Защита гражданских объектов осуществляется в двух направлениях:
– установление специальных мер предосторожности: нападающий должен знать, что подлежащий уничтожению объект является военным; при выборе средств поражения необходимо стремиться к тому, чтобы избежать случайного ущерба гражданским объектам: воздерживаться от любого нападения на гражданские объекты, если ущерб от него будет чрезмерным по отношению к конкретному военному преимуществу, которое предполагается получить (ст. 57 Дополнительного протокола I). Воюющий обязан предусматривать меры предосторожности в отношении последствий нападения (удалять гражданское население из районов, расположенных вблизи военных объектов, не размещать военные объекты в густонаселенных районах (ст. 58 Дополнительного протокола I);
– создание особой защиты для таких объектов, как санитарные и демилитаризованные зоны, необороняемые местности, объекты, необходимые для выживания гражданского населения, объекты и сооружения, содержащие опасные силы (АЭС, плотины, дамбы), объекты культурного назначения и гражданской обороны.
Правовыми принципами защиты гражданского населения являются:
– во время войны гражданское лицо пользуется теми же правами, что и в мирное время;
– воюющий обязан принять все меры предосторожности, чтобы избежать гибели гражданского населения;
– запрещается запугивать или терроризировать гражданское население;
– запрещается превращать в объект прямых военных нападений жилые здания и другие сооружения, которые используются только гражданским населением;
нельзя превращать гражданское население в объект репрессий, принудительного перемещения или иных посягательств на их неприкосновенность.

4 Нейтралитет в войне

В рамках международного права все государства имеют право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет. В международном праве под нейтральным государством понимается государство, которое не будет участвовать ни в каких военных союзах или в каких-либо соглашениях военного или другого характера, не допустит создания каких-либо иностранных военных баз на своей территории, не разрешит никаким странам использовать свою территорию в военных целях или в целях вмешательства во внутренние дела других стран и не будет признавать защиты со стороны какого-либо союза или военной коалиции.
Вопросам нейтралитета государства в войне посвящен целый ряд Многосторонних и двусторонних договоров, таких, как: Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г., Конвенция о морском нейтралитете, заключенная между Россией и Североамериканскими Соединенными Штатами, 1854 г., Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г., Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории 1815 г., и некоторых других.
В соответствии с Конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. территория нейтральных держав неприкосновенна. Воюющим государствам воспрещается проводить через территорию нейтральной державы войска или обозы с военными или съестными припасами, а также воспрещается:
– устраивать на территории нейтральной державы станции беспроволочного телеграфа или всякого рода приспособления, предназначенные служить средством сообщения с силами воюющих как на море, так и на суше;
– пользоваться сооружениями военного характера, установленными на территории нейтральной державы. На территории нейтральной державы в пользу воюющих не могут быть формируемы военные отряды и открываемы учреждения для вербовки.
Нейтральная держава, в свою очередь, не должна допускать на своей территории ни одного из указанных действий. Она обязана карать действия, противные нейтралитету, только в том случае, если эти действия совершены на ее собственной территории. Ответственность нейтральной державы не возникает, когда частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих. Нейтральная держава не обязана препятствовать вывозу или транзиту за счет того или другого из воюющих оружия, военных припасов и вообще всего, что может быть полезно армии или флоту. Нейтральная держава также не обязана воспрещать или ограничивать пользование, в интересах воюющих, телеграфными или телефонными кабелями, а равно аппаратами беспроволочного телеграфа, составляющими либо его собственность, либо собственность компаний или частных лиц.
Все ограничительные или запретительные меры, принятые нейтральной державой, должны быть ею применяемы к воюющим одинаково. Нейтральная держава обязана следить за тем, чтобы та же обязанность выполнялась компаниями или частными лицами, собственниками телеграфных или телефонных кабелей или аппаратов беспроволочного телеграфа.
Не может рассматриваться как враждебное действие отражение нейтральной державой, в том числе и силой, покушений на ее нейтралитет.

5 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов и культурных ценностей

Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфликтов и международного гуманитарного права (МГП) является международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере относятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. (далее — Первая Женевская конвенция); Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. (далее — Вторая Женевская конвенция); Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. (далее — Третья Женевская конвенция); Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. (далее — Четвертая Женевская конвенция).
Положения Женевских конвенций 1949 г. были дополнены и развиты двумя дополнительными протоколами 1977 г.: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I 1977 г.), а также Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II 1977 г.).
В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протоколом I) 1977 г., к жертвам международных вооруженных конфликтов относятся:
– военнопленные;
– раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение;
– гражданское население.
Согласно Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. (Конвенция 1949 г.) военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:
– личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;
– личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:
— имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
— имеют определенный и явственно видимый, издали отличительный знак;
— открыто носят оружие;
— соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;
– личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой;
– лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца;
– члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права;
– население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
В соответствии с этой Конвенцией 1949 г. такому же обращению, как и военнопленные, будут подвергаться следующие лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале освободила их, в то время когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным силам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования.
Медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные держащей в плену державой, с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными. Они пользуются всеми правами, установленными Конвенцией, и им будут также предоставлены все возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным.
Вместе с тем любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом. При этом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил.
Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и наемник.
Наемником признается лицо, которое:
– специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
– фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
– принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
– не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
– не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и
– не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Правовое положение военнопленных определяется вышеупомянутыми Женевской конвенцией 1949 г. и дополнительными протоколами. Военнопленные находятся во власти неприятельского государства. Во время военного плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих. Военнопленным разрешается носить свою военную форму, они продолжают подчиняться своим офицерам, которые также являются военнопленными. Держащее в плену государство должно обеспечивать военнопленным надлежащий режим военного плена и несет ответственность за его нарушения. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.
После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные на достаточном удалении от районов боевых действий. Военнопленные не должны посылаться в районы боевых действий, а также использоваться в качестве прикрытия при ведении боевых операций.
Условия содержания военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащего в плену государства, расположенные в той же местности. Эти условия должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для здоровья. Они имеют право на переписку, получение посылок. Лагерь для военнопленных возглавляется офицером из состава вооруженных сил воюющего государства, который несет ответственность за режим их содержания.
Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работе, но они могут использоваться на опасных работах только с их согласия.
Нормы гуманитарного права содержат ряд положений, касающихся дисциплины военнопленных. Военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащего в плену государства. В соответствии с законом к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры за совершение противоправных действий. Держащее в плену государство может привлечь военнопленных к ответственности за преступления, совершенные до взятия в плен.
Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий. Военнопленные, в отношении которых возбуждено уголовное дело, могут быть задержаны до принятия судебного решения или до отбытия ими наказания.
Одним из требований международного гуманитарного права является требование равного обращения с участниками вооруженных конфликтов, различие в обращении с индивидом должно вызываться только его состоянием. Согласно этому принципу под защитой находятся все лица без какого-либо различия по причинам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения. Такая защита предоставляется индивидам при любых обстоятельствах и независимо от характера вооруженного конфликта.
Как уже отмечалось, раненые, больные, военнопленные, лица, потерпевшие кораблекрушение, интернированные, гражданские лица на территории противника и оккупированных территориях находятся в соответствии с нормами международного гуманитарного права под особой защитой. Запрещается любое посягательство на их жизнь, в том числе их истребление, пытки, проведение над ними биологических и медицинских опытов, взятие из их среды заложников, преднамеренное оставление их без медицинской помощи, применение к ним любых актов насилия. Воюющие обязаны обеспечивать им право на уважение их личности и чести.
Раненые и больные — это лица, как военнослужащие, так и гражданские, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий.
Лица, потерпевшие кораблекрушение — лица, как военнослужащие, так и гражданские, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Эти лица продолжают считаться потерпевшими кораблекрушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с конвенциями или протоколом при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждебных действий.
Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.
Здоровью лиц, находящихся во власти противной стороны, или интернированных, задержанных или каким-либо иным образом лишенных свободы в результате вооруженного конфликта, не должен наноситься ущерб. При этом запрещается подвергать указанных лиц какой бы то ни было медицинской процедуре, которая не требуется по состоянию здоровья указанного лица и не соответствует общепринятым медицинским нормам. В частности, запрещается подвергать таких лиц даже с их согласия:
– физическим увечьям;
– медицинским или научным экспериментам;
– удалению тканей или органов для пересадки.
Исключения могут быть сделаны только в случае сдачи кро¬ви для переливания или кожи для пересадки при условии, что это делается добровольно и без какого-либо принуждения или побуждения и притом только в терапевтических целях, в условиях, соответствующих общепризнанным медицинским нормам, и под контролем, направленным на благо как донора, так и реципиента.
Гражданское население не должно являться объектом нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризирование гражданского населения.
Женщины и дети пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств.
Стороны, находящиеся в конфликте, предпринимают все практически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях, и, в частности, стороны воздерживаются от вербовки их в свои вооруженные силы. Если в исключительных случаях не достигшие пятнадцатилетнего возраста принимают непосредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защитой, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет.
Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, недостаточно обеспечивается продовольствием, медикаментами, одеждой, постельными принадлежностями, средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания, то проводятся операции по оказанию помощи, которые носят гуманитарный и беспристрастный характер.
Предложения об оказании помощи, отвечающие вышеуказанным условиям, не рассматриваются как вмешательство в вооруженный конфликт или как недружественные акты. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам, как дети, беременные женщины, роженицы и кормящие матери, которые пользуются особыми льготами и особой защитой.
Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера осуществляется в соответствии с Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям 1977 г. Этот Протокол применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера, т.е. конфликтам, происходящим на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять данный Протокол. При этом Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.
Необходимо отметить, что указанный Протокол не должен истолковываться как затрагивающий суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства. Протокол также не должен истолковываться как оправдание прямого или косвенного вмешательства по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, во внутренние или внешние дела государства, на территории которого происходит этот конфликт.
Протокол применяется без какого бы то ни было различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения или на каких-либо, других подобных критериях ко всем лицам, затрагиваемым вооруженным конфликтом немеждународного характера.
Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых.
Запрещаются следующие действия в отношении указанных лиц:
– посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, в частности убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний;
– коллективные наказания;
– взятие заложников;
– акты терроризма;
– надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме;
– рабство и работорговля во всех их формах;
– грабеж;
– угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.
Детям обеспечиваются необходимые забота и помощь, в частности:
– они получают образование, включая религиозное и нравственное воспитание, согласно пожеланиям их родителей или, в случае отсутствия родителей, тех лиц, которые несут ответственность за попечение над ними;
– принимаются все необходимые меры для содействия воссоединению разъединенных семей.
В отношении лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, должны соблюдаться следующие положения:
– указанные лица в такой же степени, как и местное гражданское население, снабжаются продовольствием и питьевой водой, им обеспечиваются условия для сохранения здоровья и соблюдения гигиены, а также предоставляется защита от суровых климатических условий и опасностей вооруженного конфликта;
– им разрешается получать помощь в индивидуальном или коллективном порядке;
– им разрешается отправлять свои религиозные обряды и, при наличии соответствующих просьб и когда это уместно, получать духовную помощь от лиц, таких, как священники, которые выполняют религиозные функции;
– в случае привлечения к работе они обеспечиваются условиями труда и защитой, аналогичными тем, которые предоставляют местному гражданскому населению;
– им разрешается посылать и получать письма и почтовые карточки, число которых может быть ограничено компетентными властями, если они сочтут это необходимым;
– места содержания интернированных и задержанных лиц не должны находиться вблизи зоны боевых действий;
– они пользуются правом на медицинское обслуживание;
– их физическому или психическому состоянию здоровья и неприкосновенности не наносится ущерб путем какого-либо неоправданного действия или упущения.
Соответственно запрещается подвергать этих лиц каким бы то ни было медицинским процедурам, необходимость в которых не вызывается состоянием здоровья соответствующих лиц и которые не отвечают общепринятым медицинским нормам.
Никакое судебное решение не выносится и никакое наказание не налагается в отношении лица, признанного виновным в правонарушении, кроме как на основе приговора Суда, обеспечивающего основные гарантии независимости и беспристрастности.
Все раненые и больные независимо от того, принимали ли они участие в вооруженном конфликте, пользуются защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.
Международное гуманитарное право направлено и на защиту культурных ценностей. В этих целях воюющие должны:
1) запрещать использовать культурные ценности, сооружения для их защиты, а также непосредственно прилегающие к ним участки таким образом, чтобы это могло привести к разрушению или повреждению культурных ценностей;
2) запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;
3) запрещается реквизиция и принятие любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.
Согласно Дополнительному протоколу I 1977 г. запрещены какие-либо враждебные действия, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культов, которые составляют культурное или духовное наследие народов.
Генеральный директор ЮНЕСКО ведет Международный реестр культурных ценностей, которые берутся под специальную защиту. Копия такого реестра хранится у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, которая находится в вооруженном конфликте. Все культурные ценности, включенные в данный реестр, получают военный иммунитет и должны защищаться воюющими.
Государства обязаны еще в мирное время ввести в уставы или инструкции, которыми пользуются войска, положения относительно соблюдения норм защиты культурных ценностей, воспитывать личный состав вооруженных сил в духе уважения культуры всех народов, подготовить и создавать в вооруженных силах службы или специальный персонал, который должен следить за тем, чтобы культурные ценности уважались и осуществлялось сотрудничество с гражданскими властями, осуществляющими охрану культурных ценностей.

6 Окончание войны и его международно-правовые последствия

Юридическое оформление окончания вооруженной борьбы между ранее воевавшими государствами имеет важное значение, так как оно закладывает правовые основы их последующих мирных отношений. От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий. Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция.
Перемирие — это приостановление или прекращение военных действий по соглашению между воюющими сторонами. Оно может быть местным и общим. Местное перемирие приостанавливает военные действия между отдельными подразделениями и частями на ограниченном участке театра военных действий, оно направлено на реализацию частных задач: подбор раненых, погребение убитых, эвакуация из осажденных пунктов женщин и детей, направление парламентеров и т.д. Стороны сами решают, когда вступит в силу соглашение о прекращении военных действий: либо сразу после подписания; либо по прошествии какого-то срока. Срок действия соглашения также определяется сторонами. А если в условиях перемирия не определен срок его действия, то 1 каждая сторона вправе возобновить военные действия в любое время, заранее предупредив об этом другую сторону. Нарушение условий перемирия отдельными лицами не влечет за собой отказа от перемирия. Действия этих лиц рассматриваются как нарушение законов и обычаев войны, и они наказываются властями своего государства. Если происходит существенное нарушение условий перемирия одной стороной, то другая сторона вправе отказаться от перемирия и возобновить военные действия (ст. 40 Гаагской конвенции 1907 г.).
Общее перемирие принципиально отличается от местного. Во-первых, оно не просто приостанавливает, а прекращает военные действия; во-вторых, это прекращение распространяется не на ограниченный театр войны, а на военные действия в целом; в-третьих, местное перемирие могут заключать командиры отдельных частей (если не предусмотрен иной порядок), а общее перемирие, как акт не только военный, но и политический, заключается от имени компетентных органов государства; в-четвертых, общее перемирие рассматривается как шаг в направлении к установлению мира, а его нарушение — как акт агрессии. Современное международное право предусматривает заключение перемирия по инициативе и под контролем Совета Безопасности ООН. Такое требование Совета Безопасности ООН может предписывать прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции и другие.
Второй формой прекращения военных действий является капитуляция, под которой понимается полное и окончательное прекращение сопротивления вооруженных сил одной из воюющих сторон или сдача отдельных гарнизонов, окруженных подразделений и т.д. В отличие от перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем. Конкретные условия капитуляции передаются противнику через парламентеров, которые являются неприкосновенными; неприкосновенными являются также лица, их сопровождающие (например, переводчик), транспорт, документы. При капитуляции вся военная техника, имущество противника переходят к победителю; личный состав разоружается, на него распространяется режим военного плена. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция, она подписывается представителями побежденного государства обычно после полного разгрома его вооруженных сил или их основной части, без всяких условий и оговорок, свидетельствует о признании им своего полного и окончательного поражения и сопровождается сдачей всех его вооруженных сил. Так, после поражения фашистской Германии и милитаристской Японии в 1945 г. с каждым из них были подписаны декларации о безоговорочной капитуляции.
Следует подчеркнуть, что ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны между воевавшими государствами; оно прекращается в других формах, основная из которых — это мирный договор, который юридически закрепляет прекращение состояния войны и восстановление мирных отношений между воюющими государствами. По содержанию мирные договоры охватывают широкий круг вопросов: прекращение состояния войны; восстановление мирных отношений; ответственность военных преступников; территориальные вопросы; возмещение ущерба, причиненного агрессором, и др. Заключительные постановления касаются выполнения и толкования договора, порядка его ратификации, вступления в силу. Учитывая их особую важность, они всегда заключаются от имени государства и подлежат ратификации. После Второй мировой войны между ООН, с одной стороны, и Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией — с другой (с каждой в отдельности), были заключены мирные договоры в 1947 г.
Также имело место прекращение состояния войны путем односторонних деклараций: так, США, Англия и Франция прекратили состояние войны с Германией в 1951 г., издав односторонние акты; 28 апреля 1952 г. Индия опубликовала одностороннюю декларацию о прекращении состояния войны с Японией; Советский Союз прекратил состояние войны с Германией, издав Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г., в соответствии с которым прекращалось состояние войны между Германией и Советским Союзом и между ними устанавливались мирные отношения. Состояние войны может прекращаться путем опубликования двустороннего юридического акта. Так, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную декларацию, согласно которой между ними «прекращалось состояние войны» и восстанавливались «мир и добрососедские дружественные отношения»; были восстановлены дипломатические и консульские отношения. Такого рода юридические акты не исключают возможности последующего заключения мирного договора в целях урегулирования всей совокупности проблем, возникших в результате войны.
Позитив развития современного международного права идет по пути установления «ограничений права войны» через подтверждение общего запрета угрозы силой или ее применения. Для разрешения всех возникающих споров между государствами задействован Международный суд. В миропорядке на основе господства права (Rule of Law) споры подлежат обязательному урегулированию через этот главный судебный орган ООН. Разрешение спора через юридически обязательное предписание Международного суда снимает напряженность между государствами и переводит их взаимоотношения в русло взаимовыгодного дружественного сотрудничества, как того требует Устав ООН.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте правовое содержание принципов международного гуманитарного права.
2. Охарактеризуйте основные источники международного гуманитарного права.
3. Назовите виды вооруженных конфликтов, которые регулируются нормами международного гуманитарного права.
4. Охарактеризуйте правовой статус комбатантов.
5. Приведите перечень запрещенных методов и средств ведения войны.
6. Опишите современную систему защиты культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов.
7. Какие юридические последствия влечет за собой состояние войны?
8. Каким образом осуществляется защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов?
9. Дайте сравнительно-правовой анализ понятий «наемник» и «доброволец».

Рекомендуемые источники

1. Гассер, Х.П. Международное гуманитарное право. Введение / Х.П. Гассер. — Спб., 1995. — 322 с.
2. Зыбайло, А.И. Международное гуманитарное право: учеб. пособие: 2 ч. / А.И. Зыбайло, Л.В. Павлова; Междунар. гуманитар.-экон. ин-т. — Минск: Веды, 2002.
3. Калугин, В.Ю. Курс международного гуманитарного права / В.Ю. Калугин. — Минск: Тесей, 2006. — 494 с.
4. Калугин, В.Ю. Международное гуманитарное право: учеб. пособие / В.Ю. Калугин, Л.В. Павлова, И.В. Фисенко. — Минск: Тесей, 1999. — 305 с.
5. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008. — 1008 с.
6. Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2009. — 784 с.
7. Павлова, Л.В. Виды вооруженных конфликтов и статус участников вооруженных конфликтов по международному праву / Л.В. Павлова // Юстыцыя Беларусь. — 1998. — № 3.
8. Старовойтов, О.М. Защита детей в период международных конфликтов / О.М. Старовойтов // Бел. журн. междунар. права и междунар. отношений. — 1998. — №3. — С. 20—24.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии

  • GENAJag
    Написал(а): GENAJag
  • Jacog
    Написал(а): Jacog
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №27
  • cbetlana
    Написал(а): cbetlana
    В новости: Маршрут №27
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут № 30
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №15
  • RonnieUncen
    Написал(а): RonnieUncen
  • loram
    Написал(а): loram
  • Inna2200111
    Написал(а): Inna2200111
  • Shishkinrom
    Написал(а): Shishkinrom