Психология (шпоры)

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

Автор: Беларус:)


1.Психика – «наука о душе». Особенности психологии как науки:
1) это наука о самом сложном, что пока неизвестно человечеству о психологии как высокоорганизованной материи
2) в психологии как бы сливаются объект и субъект подсознания
3) особенность психологии заключается в уникальном практическом следствии
4) чрезвычайная перспективность психологии и ее исследование обусловлено постоянно возрастающей ролью и значением для людей.
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Этапы развития психологии:
1. психология выступала как наука о душе. Аристотель «трактат о душе». 2 точки зрения:
• материалистическая (демократ и Аристотель) – считает что психология является материалистичной
• идеалистическая (Платон) – душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна.
2. 17 век. Основными методами изучения психических объектов считается самонаблюдение. В этот период были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. В 18в. в научном обиходе появляется термин «психология» (в книге немецкого философа Вольфа). История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879г. в основном немецким психологом В. Вундтом в Лейпциге в первой в мире экспериментальной лабораторией. В 1885г. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Основоположником отечественной научной психологии считают И.М. Сеченова – книга «Рефлексия головного мозга».
3. 19-20вв. Изучение условных рефлексов и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований. Уотсон – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Психология – наука о поведении.
4. Современный. Для этого этапа характерно многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающей интересы практической деятельности человека.

2.Человек – существо общественное, это один из важнейших его признаков, т.к. общественные отношения изменяют и подчиняют себе его биологическое телесную организацию. Фактически принадлежность ребенка к человеческому роду фиксируется в психологическом понятии «индивид».
Личность – это человеческий индивид как субъект межличностных отношений и сознательной деятельности.
Свойства личности: единство, устойчивость личности, собственная активность, изменчивость личности, индивидуальность (своеобразие, неповторимость).
Факторы формирования личности:
• биологический (наследственность) 60%
• социальный (воздействие на личность социальной среды) 40%
Понятия «человек» и «индивид» включают в себя понятие «личность». Индивид проявляется в чертах характера, привычках, внешности, интересах, манере общаться и т.д.

11.Темперамент – биологически обусловленная индивидуальная особенность человека, определяющая динамическую и эмоциональную стороны его психической деятельности и поведения.
И.П. Павлов изучая особенности возбуждения и торможения как 2 основных процессов выделял 3 их свойств:
1) сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток
2) уравновешенность нервной системы как соотношение силы возбуждения и силы торможения
3) подвижность нервных процессов как скорость смены возбуждения торможением и наоборот.
Типы высшей нервной деятельности: сильный тип, безудержный тип, инертный тип, слабый тип
К свойствам темперамента:
• активность – энергетический потенциал организма
• эмоциональность – интенсивность реакции на происходившее
• социальность – легкость установления контактов
• импульсивность – склонность действовать по первому побуждению
• синтетичность – чувствительность психики, проявляемая при реагировании человека на внешнее воздействие
• реактивность – это свойство, характеризующее степень непроизвольной реакции на внешнее или внутреннее воздействие одинаковой силы
• активность – степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир; -темп реакции
• экстраверсия, интроверсия – свойство, характеризующее от чего преимущественно зависит реакция и деятельность человека:

12. Характеристика типов темперамента. Сангвиники легко приспосабливаются к обстановке. Легко контролируют свои эмоции. Охотно берутся за новые дела, подвержены частной смене настроения, характерным является состояние бодрости, жизнерадостности, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, не любят однообразной работы. Речь громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительной мимикой и жестами. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и т.д., но все эти чувства неустойчивы, они не длительны, не глубоки.
Холерики – это люди, которые легко возбудимы и неравнодушны. Переключить их внимание трудно. Очень подвижны. Чувства сильные и проявляются ярко. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, однако это приводит к спаду. Вспышка резкости, раздражительности, истощения сил. Несдержанность, порывистость, вспыльчивость, выразительность мимики, торопливость речи, резкие жесты, несдержанность движений. Настроение редко меняется, обидчивость, гнев.
Меланхолики – пассивны, ненастойчивы, легко уязвимы, мало реагируют на внешнее воздействие. Чаще всего погружены в себя, предпочитают хорошо знакомую им обстановку. Глубина и постоянство чувств. Сдержанная быстрая походка. Жесты скупые, но резкие из-за испытываемой ими неловкости в незнакомом. Речь с запинками. С трудом реагирует на сильные раздражители. Эмоциональное состояние возникает медленно. Тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне не показывают. Часто смущаются. Все новое и необычное вызывает у них тормозное состояние.
Флегматики – настойчивы и упорны. Ровно и спокойно идут по жизни. Очень надежные, трудно вывести из себя. Походка неторопливая, мимика и жестикуляция очень скудная. Медлительные, уравновешены, спокойны, в деятельности проявляют основательность, продуманность, упорство. Однолюбы, очень устойчивы в своих интересах, в отношениях с людьми. Флегматик ровен, спокоен, в меру общителен. Формирует определенный стереотип поведения.

28.Классификация малых групп.
По способу образования: стихийные, организованные, реальные, условные.
По характеру совместной деятельности: практическая, гностическая, гедоническая
По социальной значимости: социально-положительная, анти-социальная
По личной значимости: референтные, эталонные, элитарные
По продолжительности существования: стационарные, временные
По степени направленности: группы с полож.направленностью, с неустойчивой, с отрицательной, прест.
Лабораторные группы – созд.для выполнения экспертных заданий в лаб.условиях.
Естественные – которые функционируют в реальной жизни. Организованные – сущ.которых востреб. обществом. Спонтанные – группы, которые порождают пр. Открытые – на жизнь которых общество оказывает влияние. Закрытые – влияние общества га группу ограничено и невозможно.

29. Структура малой группы. Социометрическая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено.
Основные характеристики социометрической структуры малой группы:
1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;
2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;
3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;
4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных
Коммуникативная структура малой группы – это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.
Основные характеристики коммуникативной структуры группы:
1) положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций;
2) частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;
3) тип коммуникативных связей между членами группы:
а) централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого;
б) децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников.
Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.
Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния

16. Понятие о межличностных отношениях. Межличностные отношения – субъективно переживаемые, объективно существующие связи между людьми. 1) гармоничные 2) противоречивые
Механизмы социальной перцепции:
Социальная перцепция – это социально обусловленное восприятие социальных объектов. Аттитюды – устойчивые установки людей в отношении друг к другу.
Установка – неосознанная готовность человека определенным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа сложившейся ситуации.
1) когнитивные измерения – мнение, убеждение, которых придерживается человек в отношении какого-либо субъекта
2) аффективное – положительные или отрицательные эмоции отношения к конкретному человеку или информации
3) поведенческое измерение – готовность к определенной реакции поведения, соответствующие убеждениям человека.
Рефлексия – осознание действительности личностью того, как воспринимается партнером по общению.
Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей:1) установки, оценки, убеждения. 2) сформировавшиеся стереотипы. 3) стремление сделать преждевременное заключение о личности до того, как о нем получена исчерпывающая информация 4) безотчетное структурирование личности другого человека 5) аффект ареола – первоначальное отношение к одной стороне личности переваливается на всю личность 6) эффект переоценивания 7) аффект проецирования 8) аффект первичности 9) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей 10) эффект последней информации
Предубеждение – эмоциональная оценка людей, не зная их мотивов и поступков.
Виды межличностных отношений:
1) официальные 2) неофициальные 3) эмоциональные 4) рациональные 5) личные

17. Общение, его функции, структура. Общение – сложный, многоплановый процесс установления контакта между людьми, порождающий потребность совместной деятельности.
Функции:
1) общение является формой существования и проявления человеческой сущности 2) оно выполняет коммуникативно-сверочную функцию 3) формирующая
5) играет подтверждающую психотерапевтическую роль в жизни человека 6) самоутверждение 7) организующая функция 8) прагматическая функция 9) внутриличностная функция
Виды средств:
1) вербально-речевые 2) невербальные – мимика, жесты, пантомимика, поза, осанка, походка и т.д.
В структуру речевого общения входят:
1) значение и смысл слов, фраз, точность употребления слов, выразительность, доступность, правильность построения фразы, смысл интонации
2) речевые, звуковые явления: темп речи, высота голоса, его тональность, ритм, интонация, дикция
3) выразительность качества голоса, смех
Стороны общения:
1) коммуникативная – обмен информацией между людьми 2) интерактивная – организует взаимодействие между людьми3) персептивное – восприятие партнеров по общению Этапы:
1) потребность 2) ориентировка в целях общения в ситуации 3) ориентировка в личности собеседника 4) планирование содержания своего общения 5) выбор конкретных средств по манере поведения 6) восприятие и оценка ответной реакции собеседника 7) корректировка направления, стиля и методов общения

19. Потребности. Классификация потребностей.
Потребности – побуждение к деятельности, которое осознает и переживает человек (нужда в чем-то, недостаток, неудовлетворенность).
Потребности:
1) биологические 2) культурные 3) социальные (общение и т.д.) 4) потребность в труде
Потребности (по Маслоу):
1) физиологические 2) безопасность 3) быть принятым (в общность) 4) уважение и самоуважение 5) самореализация
Особенности самоактуализирования личности:
1) активное восприятие действий и способность хорошо ориентироваться в ней
2) принятие себя и других людей
3) непосредственность в поступках и спонтанность выражения своих мыслей и чувств
4) обладание чувством юмора
5) озабоченность благополучием других людей
6) способность к глубокому пониманию жизни
7) способность объективно оценивать мир
8) предпочтение новых путей
9) умение полагаться на свой опыт
10) открытое и честное поведение в любых ситуациях
11) готовность стать непопулярным, подвергаться осуждению за нетрадиционные взгляды
12) способность брать на себя ответственность
потребности (Маккеланд):
1) потребность власти 2) потребность успеха (доверие и доведение работы до удачного завершения) 3) потребность причастности

24. Понятие конфликта, его причины. Классификация конфликтов. Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами, т.е. это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов, объектов взаимодействий.
Виды конфликтов:
1. По возможным итогам 2. По источнику 3. По статусу отношений конфликтующих 4. По степени публичности (явные, тайные, возможные) 5. По количеству конфликтующих
Типы конфликтов:
1. В зависимости от кого, кто участвует в конфликте: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой, внутригрупповой.
2. Сфера возникновения и проявления конфликта: социально-политические конфликты, межэтнические конфликты, конфликты в сфере производства, услуг, торговли. 3. В научных подразделениях 4. Конфликты воинских подразделений (деформация в уставных отношениях) 5. В условиях изоляции. 6. Семейные конфликты. 7. Супружеские конфликты. 8. По значению для группы: позитивные и деструктивные.
9. По характеру причин: объективные, субъективные, подлинный (по критерию ложности или реальности), смещенный, ошибочный, латентный, ложный
Структура конфликта:
1. Индивиды, группы
2. Образы конфликтной ситуации (представление участников о себе и противоположной стороне и условиях протекания конфликта)
3. Условия протекания конфликта (соц-временные рамки, место и тд)
4. Действия.
5. Исходы конфликтной ситуации (варианты разрешения конфликта и его последствия) Конфликтоген – слово, действие, способное привести к конфликту.
Причины конфликтов:
1. Информационные (неполная, неточная информация, сокрытие информации)
2. Структурные (поощрение и наказание )
3. Ценностные (между убеждениями)
4. Отношенческие (удовлетворение или неудовлетворение от общения)
5. Поведенческие

26. Способв разрешения конфликтов. Урегулирование конфликта – система мер, направленная на его урегулирование, а также на поиск путей выхода из конфликта.
Деятельной частью разрешения конфликта являются:
1) анализ и выяснение причин конфликта и его участников
2) принятие решения о вмешании в конфликт, реализация принятых решений
Рекомендации:
1) признать существование конфликта
2) определить возможность переговоров
3) согласовать процедуры переговоров
4) выявить круг вопросов, которые составляют предмет конфликта
5) разработка вариантов решения
6) принятие согласованного решения
7) реализация принятого решения на практике
Правило бесконфликтного общения:
1) не употреблять конфликтогены
2) не отвечать конфликтом на конфликт
3) проявление эмпатии к собеседнику
4) делайте как можно больше благородных посылок
Методы разрешения конфликтов:
1) уклонение – игнорировании и практическом отрицании конфликта
2) сглаживание – удовлетворение интересов другой стороны через приспособление.
3) Конкуренция
4) Сотрудничество – форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение обеих сторон более важно, чем решение вопроса
Здоровая личность:
1) проявляет интерес к другому лицу
2) наличие смысла жизни
3) существует иерархия ценностей
4) способность юмористически окрашивать действительность
5) эмоциональная уравновешенность
6) соответствие поведения нормам и традициям
7) выбор законных средств для достижения цели
Кодекс поведения в конфликте:
1) дайте «выпустить пар»
2) сбивайте агрессию неожиданными вопросами
3) не давайте отрицательных оценок
4) проблема и желаемый результат – цепь препятствий 5) дайте партнеру сохранить свое лицо 6) «как эхо» 7) На равных 8) промолчать

21. Эмоции и чувства. Классификация чувств. Эмоции – реакция человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющих явно выраженную субъективную окраску. Главное в эмоциях – лучшее понимание друг друга. Самая старая и распространенная эмоция – удовольствие и неудовольствие. Настроение – слабовыраженное эмоциональное состояние, которое отличается продолжительностью, слабым осознанием причин и факторов их вызывающих.
Аффекты – наступают в результате каких-либо потрясений. Стресс – реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку.
Фрустрация – тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека на пути к достижению цели.
Страсть – глубокие, сильные и устойчивые эмоциональные переживания в ярко выраженной окраской. Сублимация – трансформация сексуальной энергии в различные виды творческой деятельности.

33. Личность как объект управления и самоуправления. Личность и группа как субъекты управления. Объекты управления – отдельные люди или группы, на которые направлены организационные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.
Человек как объект управления:
1. Собственного управления 2. Как гражданин государства 3. Как работник, производитель, исполнитель. 4. Как объект управления со стороны социальной группы (семья) 5. Со стороны своего непосредственного окружения, общественного мнения, средств массовой информации.
Психология процессов внутреннего управления собой выделяет три наиболее характерные ситуации:
1. Личность, основываясь на фиксированных в памяти программах, целевых установках, аналогиях, вырабатывает четкие управляющие команды, поступающие в исполнительные органы человеческого организма.
2. В процессе внутреннего анализа, предшествующего выработки решения, личность подвергается психологической бифуркации (раздвоение). Бифуркация вызывает внутриличностную борьбу между 2мя субъектами, предлагающе альтернативные решения. В итоге победившая сторона – субъект управления, а подчинившееся – объект самоуправления.
3. Самоуправление будущим поведением личности опирается на самопознание себя в прошлом и в настоящем.
К типичным условиям, когда человеку приходится становится объектом внешнего управления относятся его работа, профессиональная деятельность. Объект управляется по средствам приказов, распоряжений. Качество выполнения той или иной социальной роли во многом зависит от того, на сколько он понимает специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается. Эффективность выполнения работников должностных обязанностей обусловлено и особенностями и его самооценки собственного ролевого поведения в системе управления. А также отмечается уровень притязаний. Обычно уровень притязаний определяется как степень трудности цели, к которой стремится данная личность. Успех рождает стремление к более трудным целям, в то время как неудача уменьшает уровень притязаний. Уровень притязаний зависит от образования, пола, возраста и социального происхождения, поэтому руководитель любого ранга должен помнить, что изучение уровня притязаний работников является необходимым условием эффективного управления.
Субъекты управления - отдельные люди или группы людей наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие или принимающие участие в управленческой деятельности. Это могут быть лица, принимающие управленческие решения, менеджеры,руководители, работники аппаратов управления, а также члены коллегиальных органов управления. В широком смысле слова, к числу субъектов управления может быть причислен любой активный член социальной группы в той мере, в какой он влияет на его функционирование, даже в том случае, если он является самым низким звеном в системе управления. Любой подчиненный имеет личностную мотивацию, свое понимание и оценку поставленных перед ни задач. Формальная структура группы: в организациях – статусноролевой состав.

34. Организация как объект управления. Организацию можно рассматривать как социальную группу, объединяющую определенное множество людей с общими стремления единой цели.
В больших организациях существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное требует создание подразделений. Для успешной работы подразделений, нужен управляющий этими подразделениями. Для этого существует вертикальное разделение труда. В зависимости от вида подразделений и характера связи между ними в организациях существуют различные организационные структуры. Организационная структура – это совокупность органов управления вместе с вертикальными и горизонтальными связями между ними.
Типы организационных структур:
1. Бюрократическая (высокий уровень специализации работы, централизованное управление,)
2. Для небюрократических структур характерно децентрализованное управление, когда право принятия решения частично передается вниз

35. Руководство и лидерство. Стили руководства в управлении группой. Биографические характеристики руководителя:
1. Возраст руководителя не может быть не преимуществом, ни помехой, чтобы управлять.
2. Пол руководителя 3. Социально-экономический статус и образование.
Способности руководителя:
1. Общие (интеллект). 2. Специфические (умения, знания) Черты личности руководителя:
1. Доминантность (способность влиять на людей) 2. Уверенность в себе 3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость 4. Креативность. 5. Предприимчивость 6. Независимость 7. Ответственность и надежность в исполнении заданий 8. Общительность 9. Широта взглядов, глобальный подход 10. Необходимость упорной работы и непрерывность учебы
11. Лояльность руководителя
13. Забота о компетентности тех, с кем работает.
14. Иметь способность формировать эффективные рабочие группы. 15. Личное обаяние и здоровье
16. Умение правильно использовать свое время.
Виды власти:
1. Власть, основанная на принуждении (приказы, распоряжения) 2. На поощрении
3. Экспертная власть 4. Эталонная власть
5. Законная власть
Стили руководства – совокупности характерных методов, приемов и действий руководителя по отношению к руководству.
Стили руководства:
1. Авторитарный – концентрация власти у одного руководителя. Сам принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных. Минимум информации для подчиненных. Деятельность подчиненных строго контролируется. Не принимает критику со стороны подчиненных.
2. Демократический – руководитель децентрализует свою власть. Консультируется с подчиненными. Рабочие получают достаточно информации. Инициатива стимулируется. Руководитель допускает элементы коллективного самоуправления. Используются косвенные методы побуждения (советы, пожелания). Руководитель принимает критику со стороны подчиненных. Использует все виды власти, но особенно – власть на поощрении и власть примера.
3. Либеральный – властные полномочия используются слабо. Воздействие на работников происходит через просьбы.

10. Основные социальные процессы и поведение человека. О том, как влияют другие на поведение каждого из нас, свидетельствуют основные социальные процессы.
Социальная фоссилизация - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей.
Социальная ингибиция - ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества присутствии посторонних людей.
Социальное научение - приобретение новых форм, реакций путем подражания поведению других людей или наблюдения за ними. Основными процедурами социального научения выступают моделирование, репетиция поведения, инструктаж, подкрепление.
Социальный контроль — система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения в соответствие с общепринятыми нормами.
Социальная адаптация - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.
Социальный стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта.

18. Виды общения.
1. По содержанию:
- Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
- Когнитивное (обмен знаниями)
- Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
- Мотивационное (обмен побуждениями, целями)
- Деятельностное (обмен умениями и навыками)
2. По целям:
• Биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.
• Социальное – расширение и укрепление межличностных контактов.
3. По средствам:
• Непосредственное – с помощью естественных органов (руки, голова, голосовые связки).
• Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение).
• Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения.
• Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Помимо этих выделяют и другие виды общения:
Межличностное общение. Отличается эмоциональным характером, т.е. отношения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей.
Ролевое (деловые) общение – отношения, построенные на деловых, формально-эмоциональных контактах. Роли участников определяют как будет воспринят партнёр. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник – подчинённый, милиционер – нарушитель).
Ритуальное общение – пролог к общению, но может выполнять и самостоятельную функцию. Особенность заключается в его безличности, т.е. партнер воспринимается как элемент ритуала.
Монологическое общение – форма общения, которая предполагает позиционное неравноправие. Одна личность выступает в качестве автора воздействия, она обладает активностью, осознанными целями и правом их реализации. Второе лицо – пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Разновидностями монологического общения являются императив и манипуляция.
Императивное общение – авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками.
Манипуляция – вид общения, который предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений.
Диалогическое общение – равноправное общение, цель которого и самопознание и познание партнёра по общению.

20. Понятия: мотив и мотивация.
Мотив (побуждение к действиям) – предмет потр-ти, побуждающий деят-ть и определяющий её направленность. Виды мотивов: мотив достижения успехов, мотив избегания неудач, тревожность, потребность в общении (аффиляция), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивность, самооценка. МОТИВАЦИЯ – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (мотивы, потребности, намерения, желания, интересы), так и внешними (стимулы, исходящие из сложившихся ситуаций) причинами. Все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Мотивация поведения человека может быть бессознательной и сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

22. Формы и виды переживания чувств.
1. Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции свя¬заны с конкретной ситуацией.
2. Чаще всего возникновение эмоций связывают с удовлетворением более прос¬тых, потребностей, а чувства возникают в связи с высшими потребнос¬тями.
3. Чувства чаще признаются более глубокими переживаниями, а эмоции считают¬ся более экспрессивными (выражаемые через мимику, взгляд, речь и другие сред¬ства коммуникации).
Одной из форм эмоциональных переживаний выступает аффект. Аффект — (от лат. «душевное волнение») — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.
Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.
Стресс — (от лат. «давление, напряжение») — состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.
К наиболее распространенным причинам стрессов (стрессорам) относят:
 влияние окружающей среды (шум, загрязнение, жара);
 нагрузки повышенной интенсивности: физические (мышечные), физиологиче¬ские (болезнь, беременность) и т.д.;
 монотонность в трудовой деятельности и эмоциональных контактах;
 повседневные раздражители:
 личностная дисгармония:
 ситуации неопределенности или конкретной угрозы.
Стресс часто связан с состоянием, возникающим в затруднительных ситуациях, которое в психологии обозначается фрустрацией.
Фрустрация — (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

4.Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Физической основой восприятия является одновременно и согласованность деятельности нескольких анализаторов. Свойства восприятия:
• избирательность – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют наибольший интерес
• целостность – образы отображаемых предметов выступают в сознании в совокупности многих их качеств и характеристик.
• предметность – способность отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов
• перцепция – зависимость восприятия о прежнего опыта, знаний, интересов, установок человека
• константность – постоянство в восприятии величины, формы и цвета предмета при изменении расстояния, радиуса, освещения
• осмысленность и обобщение – воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл

25. Динамика протекания конфликта.
Инцидент — в переводе с латинского означает «случай», «происшествие» (обычно неприятного характера), «недоразумение», «противоречивое столкновение». На первом этапе, на уровне обычного недоразумения, несовпадения мнений и оценочных выводов ни одна из сторон не стремится явно и бескомпромиссно проявлять свои позиции, они только зарождаются, формируются. Однако подобные инциденты могут повторяться. Не удостоенные внимания посредников, негативные отношения между оппонирующими субъектами усиливаются, и инцидент закрепляется как первый этап в развитии конфликта.
В более строгом определении конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействие между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повод для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и методику предстоящей конфликтной борьбы.
Иногда в развитии любого конфликта пытаются выделить конкретные ста¬дии:
1. Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, цен¬ностей и норм — положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется силь¬ная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытые конфликтные столкновения. Такое положение дел может сохраняться до¬вольно долго. Эта стадия может быть также обозначена как латентный, или скрытый конфликт.
2. Стадия перехода потенциального конфликта в реальный. Эту стадию можно обозначить как инцидент, т. е. первую стычку конфликтантов. Инцидент выступает завязкой конфликта.
3. Стадия конфликтных действий. На этой стадии конфликт как бы «шага¬ет по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов — действий и про¬тиводействий конфликтующих сторон. На этой стадии возможно переживание кульминации конфликта (верхней точки). Кульминация подводит к осознанию необходимости прервать даль¬нейшее обострение отношений и искать выход из конфликта.
4. Стадия снятия или разрешения конфликта. На этой стадии необходимо ввести два понятия: «цена конфликта» и «цена выхода из конфликта». Сравнение этих двух составляющих позволяет рационально решать вопрос, стоит ли продолжить конфликт или же выгоднее его прекратить.

27. Понятие малой группы, стадии её развития. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое. За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

30. динамические процессы в малой группе. Образование малых групп. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. главной задачей социально- психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во- первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа "доводит" до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах. Вместе с тем важно выявить и обратное движение, а именно: каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную отдачу. Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах. Но это только один аспект проблемы. Другая, не менее важная задача состоит в том, чтобы показать, как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы. Поэтому репертуар тех явлений, которые могут быть отнесены к динамическим процессам малой группы, намного шире, чем он определялся, например, в школе групповой динамики.
Образование малой группы. При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, следуя принятому принципу, будем иметь в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. В более широком смысле можно сказать,что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс — в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда — в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы

23. Воля и волевые процессы. Виды волевых действий. Воля - это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Первоначальным моментом всякого волевого действия - его первой фазой - является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Следующий момент волевого действия - вторая фаза волевого процесса - стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели. Следующий момент волевого действия - третья фаза волевого процесса - принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью. Далее следует заключительная - четвертая фаза волевого процесса - исполнение принятого решения
Виды волевых действий.
Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий.
Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков.
Целеустремленность - сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности.
Инициативность обычно основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении.
Выдержка позволяет затормозить действия, мысли, чувства, которые неадекватны ситуации.
Решительность— умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и непоколебимые решения.
Энергичность — это мобилизация сил на достижение цели.
Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая запала в борьбе с трудностями.
Намерение. Собственно исполнительный этап решения обычно связано с тем или иным временем — сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении.
Самоконтроль. Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов — над мгновенными импульсами, желаниями.
Локус контроля-это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, — собственным усилиям и способностям.
Поступок — это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопределения.
Негативизм проявляется в отказе выполнять предъявляемые требования или совершении действий, намеренно противоположных требованиям других людей.
Упрямство выражается в стремлении, во что бы то ни стало поступить по-своему.
Внушаемость выражается в снижении сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания.
Конформность заключается в тенденции изменить свое поведение, оценку ситуации и возможные действия в ней под влиянием других.

15. Психологическая характеристика способностей. Виды способностей. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности можно классифицировать на:
1) природные (или естественные);
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения;
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;
г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга. Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения.

14. Акцентуация характера и их типы. Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.
немецкий психиатр Карл Леонгард ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий.
Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:
• Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных.
• Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек.

6 Характеристика памяти как психического процесса. Виды памяти. Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.
Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений.
Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью.
Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д.
Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.
По характеру психической активности, преобладающей в деятель¬ности, выделяют: двигательную, образную, эмоциональную, словесно-логическую память.
Образная память, в свою, очередь подразделяется в зависимости от ведущего анализатора: зрительную, слу¬ховую, осязательную, обонятельную, вкусовую,
Иногда выделяются также: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная).
По продолжительности закрепления и сохранения материала различают: кратковремен¬ную, долговременную, оперативную.
В зависимости от целей деятельности память подразделяется на: произ¬вольную и непроизвольную.
По степени осмысления запоминаемого материала память бывает: меха¬ническая и смысловая.

7. Мышление: операции, формы, виды, качества. Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений.
Мышление включает в себя ряд операций:
сравнение; анализ ; синтез ; обобщение абстракция.
К формам мышления относятся:
• понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная еловом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными:
• суждение — отражает связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными;
• умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные и дедуктивные. Виды мышления:
• наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся па непосредственное восприятие предметов в процессе действии с ними, наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления;
• наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представление и образы;
• абстрактно-логическое (отвлеченное) — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета, выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

8. Воображение. Виды. Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.
Непроизвольное воображение его еще называют пассивныи или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.
Произвольное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
1. ярким, живым, конкретным характером,
2. слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты,
3. эмоциональной насыщенностью образа;
4. стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.
Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). ему художественного стиля.
Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался

9. Речь: функции, виды, качества. Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.
Человеческая речь выполняет целый ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:
Устную, которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.
Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий.
Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.

5. Внимание – это избирательное направление сознания человека на определенные предметы и явления при отвлечении от других.
Свойства:
1) концентрация – способность сосредоточения на главном
2) распределение – возможность иметь в сознании несколько объектов или выполнять сложную многооперационную деятельность.
3) Объем – это количество объектов или элементов, которые воспринимаются человеком одновременно с одинаковой степенью ясности
4) Устойчивость – способность задерживаться на восприятии одного объекта
5) Сосредоточенное внимание – внимание, направленное на 1 объект или вид деятельности
Виды: производное (внимание, которое опосредовано целью и волевым усилием), непроизводное и послепроизводное
Способы повышения внимания:
1) внешние
• изложение парадоксального случая или опорного утверждения
• значимую информации. необходимо усиливать (повторение, выделение определенным способом)
• неполное представление о содержании
• систематизация материала
• структурирования
2) внутренние факторы


3.Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Физиологической основой ощущения является работа анализатора (уши, нос, глаза, язык).
Виды ощущений:
• экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды.
• Интерорецептивные – отражают свойства, составляющие внутренние органы, болевые ощущения.
• Прориоцептивные – предоставляют информацию состоянии мышечной системы, о положении тела в пространстве и т.д.
Свойства ощущения:
1) адаптация – повышение или понижение чувствительности анализатора в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
вида адаптации: адаптация как полное исчезновение ощущений; притупление ощущений; повышение чувствительности
2) контраст – когда слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременным раздражителям,
3) синестезия – возникает под влиянием раздражения одного анализатора.
4) пороги ощущений – верхний, нижний и абсолютный

13. Понятие о характере. Качества характера. Характер (от греч. Charakter - чеканка, печать) - совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования. Человек как личность может менять свой характер - способы поведения. Черта характера - устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься.
Характер не передаётся по наследству, он формируется под действием различных условий, под влиянием родителей и общества.
классификация черт характера:
1- определения примитивных качеств характера вашей личности и связи этих качеств с конфликтными жизненными ситуациями, стрессами и болезнями;
2- определения связи качеств характера со стихиями, а также определения связи качеств с соответствующими этим стихиям центрами;
3- определения качеств характера, рассеивающих вашу жизненную силу и, наоборот, блокирующих;
4- определения перспективы развития более совершенных качеств характера.

32. Характеристика структуры управления. Компоненты: 1) субъектт2) объект 3) цель 4) управленческое взаимодействие 5) функции управления 6) механизм управления
Принципы управления людьми:
1) партнерство 2) делегирование власти 3) улучшение условий труда 4) использование поощрения. Принципы, связанные с формированием личности менеджера:
1) воспитание и самовоспитание
2) специальная подготовка кадров

31. Общее понятие об управлении.
Упр психология – отрасль психологической науки, обеспечивающая междисциплинарное, научно-практическое направления, целью которого явл исследования и псих обеспечение, решение проблем организации деятельности в условиях рыночной системы хозяйствования.
Объект психологической теории управления выступают:
1) люди или группы людей, входящие в организации, самостоятельные в финансовом и юридическом отношениях. 2) Совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями,.
Предмет ПУ вкл в себя психологическую культуру и закономерности управленческой деятельности.
Задача – анализ психологических условий и особенностей упр деятельности с целью повышения эффективности и качества работы. В психологии упр наиболее важными для организаций псих проблемами, связанными с управлением и требующими научного разрешения, являются –
1. Повышение компетентности руководителя
2. Совершенствование стилей управления
3. Поиск и активизация человеческих ресурсов организации 4. Проф подбор менеджеров
6. Преодоление стрессовых ситуаций
7. Улучшение соц-псих климата
8. Сплочение персонала вокруг организации
9. Укрепление духа корпоративности организации
Современный менеджмент основывается на признании приоритета личности через производство и сферу услуг. При этом в главу ставиться не управление рабочей силой или кадрами, а управление человеческими ресурсами. На современных предприятиях организуются службы управления персоналом, имеющие в своем составе профессиональных психологов.. Основным направлением психологизации практики управления является воздействие на психологию работников. Субъект взывает к совести работников, как к основному источнику мотивов качественного труда.

1) внешние



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии