Психология (шпоры 2)

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

Автор: Беларус:)


1.Психология как наука: предмет, объект, основные задачи на соврем этапе.
Особенности П как науки:1) это наука о самом сложном, что пока неизвестно человечеству о психологии как высокоорганизованной материи
2) в П как бы сливаются объект и субъект подсознания
3) особенность П заключается в уникальном практическом следствии
4) чрезвычайная перспективность П и ее исследование обусловлено постоянно возрастающей ролью и значением для людей.
П – это наука о законом возникнов, разв и проявления психики и сознания чел.
Этапы развП: 1)П выступала как наука о душе. 2 точки зрения: •материали-стическая (демократ и Аристотель) – считает что П явл-ся материалистичной; •идеалистич (Платон) – душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Платон разделил все душевн явления на разум (интеллект), мужество, волю, во-жделение. Разум размещ-ся в гол, муж-во в груди, вожделение в брюш полости.
2)17 век. Основн методами изучпсихич объектов счит-ся самонаблюдение. В этот период были заложены методологич предпосылки научн понимания психи-ки и сознания. В 18в. в научном обиходе появляется термин «П» (в книге нем философа Вольфа). История психологии как экспериментальной науки нач в 1879г. в основном нем психологом В. Вундтом в Лейпциге в первой в мире экспериментальной лабораторией. В 1885г. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Основоположником отечественной научной психологии считают И.М. Сеченова – книга «Рефлексия головного мозга».
3)19-20вв. Изуч условных рефлексов и практика лечения психич заболев, а также проведение экспериментальных исследований. Уотсон – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Психология – наука о поведении.
4)Современный. Для этого этапа характерно многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающей интересы практической деят-ти человека. 7.Мышление: операции, формы, виды, качества.
высш ступень человеч познания, процесс отражения в мозге окружреальнмира,
- высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира;
- процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности.
Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.
ВИДЫ: 1)Теоретическое ( Понятийное;Образное;)
2)Практическое ( Наглядно-образное; Наглядно-действенное)
Основные ФОРМЫ: 1)ПОНЯТИЕ - отображённое в мышлении единство существ-енных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Понятие есть результат применения категории к восприятию. Отсюда понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия);
2) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям — заключениям.

2.Индивид, личность, индивидуальность.
Человек – биологичсущ-во,наделенное сознанием.
Человек – сущ-во общественное, это 1 из важнейших его признаков, т.к. общ отнош изменяют и подчиняют себе его биологиче телесную организацию. Фактически принадлежность ребенка к человеческому роду фиксируется в психологическом понятии «индивид».
Личность –человеческий индивид как субъект межличотнош и сознатдеят-ти.
СВОЙСТВА личности: единство, устойчивость личности, собственная активно-сть, изменчивость личности, индивидуальность (своеобразие, неповторимость).
Факторы формирования личности:•биологический (наследственность) 60%
•социальный (воздействие на личность социальной среды) 40%
Понятия «человек» и «индивид» включают в себя понятие «личность». Индивид проявляется в чертах характера, привычках, внешности, интересах, манере общаться и т.д.
Индивид- единый отдельный представитель человеч рода
Личность-человеч индивид как субсоц отношений и сознат деятельности; человек, достигший опред уровня психич развития
Индивидуальность- сочетание псих особенностей чел, определяющих его своеобразие и отличие от др людей
Индивидом рождаются, личностью становятся, инд-ть отстаивают 8.Воображение. Виды воображения.
способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулиро-вать ими; играет ключевую роль в след психичпроцессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением
ВИДЫ: По результатам: 1) Репродуктивное(воссоздание действительности такой какая она есть); 2) Продуктивное (творческое) (с относительной новизной образов;сабсолютн новизной образов)
По степ целенаправленности: 1) активное (произвольное) — включ воссоздаю-щее и творческое. 2) пассивное (непроизвольное) — включнепреднамеренное и непредсказуемое.
По виду образов:конкретное, абстрактное
По приёмам: 1)агглютинация — соединение несоед в реальности объектов;
2) гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
3) схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
4) типизация — выдел существенного, повторяющегося в однородн явлениях.
По степени волевых усилий:преднамеренное, непреднамеренное

3.Характеристика ощущения как психического процесса. Виды ощущений.
Ощущ – это отраж в сознании чел отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Физиологич основой ощущявл-ся работа анализатора (уши, нос, глаза, язык).
ВИДЫ ощущений:•экстерорецептивные – отражсв-ва предметов и явлений внеш среды: зрительные, слух, обонятельные, температ, тактильные ощущения.
•Интерорецептивные – отраж свойства, составляющие внутренние органы, болевые ощущения, осуществление равновесия, органические ощущения.
•Прориоцептивн – предоставл инф состмышечс-мы, о полож тела в простр
СВОЙСТВА ощущ:1)адаптация – повышение или пониж чувствительности анализатора в рез-тенепрерывн или длительного воздействия раздражителей.
3 вида адаптации:•ад как полное исчезновощущ; •притупление ощущений
•повышение чувствительности
2)контраст – когда слабые раздражители увелич чувствительность к другим одновременным раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность
3)синестезия – возникает под влиянием раздражения одного анализатора. Ощущение характерного для другого анализатора
4)пороги ощущений – верхний, нижний и абсолютный. 9.Речь: функции, виды, качества.
историч сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определ правил. Процесс речи предполаг, с одной стороны, формирование и формулир мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с др стороны — восприятие языковых конструкций и их поним.
ФУНКЦИИ: 1)средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта 2) средство общения (коммуникации) 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)
В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).
СВОЙСТВА:Содержательность;Понятность; выразительность;Действенность;

4.Общая характеристика восприятия. Виды восприятия.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явл объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Физической основой восприятия является одновременно и согласованность деятельности нескольких анализаторов.
СВОЙСТВА восприятия:
•избирательность – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют наибольший интерес
•целостн – образы отображ-ыхпредм выступ в сознании в совок-ти многих их качеств и харак, даже если отдельн из этих кач-в в дан момент не восприн-ся
•предметность – способность отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов
•перцепция – зав-тьвоспро прежнего опыта, знаний, интересов, установок чел
•константность – постоянство в восприятии величины, формы и цвета предмета при изменении расстояния, радиуса, освещения
•осмысленность и обобщение – воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл
ВИДЫ: 1)зав-ть от цели (преднамер- в основе осозн цель, непреднам- предмрассм без спец задачи); 2)зав от форм отраж (воспрпростра-нства, времени, движения); 3)зав от преобладающей роли анализатора (зрит, осяз, слухов) 11. Понятие о темпераменте. Свойства темперамента.
биологичобусловл индивид особ-ть человека, определяющая динамическую и эмоциональную стороны его психической деятельности и поведения.
СВОЙСТВА: •активность – энергетический потенциал организма
•эмоциональность – интенсивность реакции на происходившее
•социабельность – легкость установления контактов с окружающими
•импульсивность – склонность действовать по первому побуждению под влиянием внешних условий или эмоций
•синзетивность – чувствительность психики, проявляемая при реагировании человека на внешнее воздействие
•реактивность – это свойство, характеризующее степень непроизвольной реакции на внешнее или внутреннее воздействие одинаковой силы
•активность – степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, преодолевает препятствия при осуществлении целей
•темп реакции – свойство, определенное скоростью протекания различных психических реакций и процессов
•экстраверсия, интроверсия – св-во, характеризующ от чего преимущественно зависит реакция и деятельность человека: в 1 случае – от внешнвпечатлений, событий, других людей или от образов, представлений, мыслей, составляющих внутренний мир индивида – во 2 случае.

5.Внимание, его функции, свойства. Виды внимания.
это избиратнаправл сознания чел на опредпредм и явл при отвлечении от др
СВОЙСТВА:1)концентрация – способность сосредоточения на главном
2)распределение – возможность иметь в сознании несколько объектов или выполнять сложную многооперационную деятельность.
3)Объем – это количество объектов или элементов, которые воспринимаются человеком одновременно с одинаковой степенью ясности
4)Устойчивость – способность задерживаться на восприятии одного объекта
5)Сосредоточенное внимание – вним, напр на 1 объект или вид деятельности
Виды:1)производное – вним, кот опосредовано целью и волевым усилием
2)непроизводное; 3)послепроизводное
Способы повыш вним:1)внешние: •изложение парадоксального случая или опорного утверждения; •значимую информации.необходимо усиливать (повторение, выделение определенным способом); •неполное представление о содержании; •систематизация материала; •структурирования
2)внутренние факторы 12. Характеристика типов темперамента.
ФЛЕГМАТИК — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявл упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
ХОЛЕРИК — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновеш, с резко меняющимся настроением с эмоц вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
САНГВИНИК — живой, горячий, подвижнчел, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящ вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно облад выразит мимикой.очень продуктивен в работе, когда интересно, приходя в сильное возбужд от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
МЕЛАНХОЛИК — легко ранимый, склонный кпост переживанию разл событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

6.Характеристика памяти как психического процесса. Виды памяти.
одна из психич ф-ций и видов умствдеят-ти, предназнач сохранять, накапл и воспроизв инф-цию. Способн-ть длительно хранить инф о событиях внешн мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Существуют различные ТИПОЛОГИИ памяти:
по сенсорной модальности — зрительн (визуальная) моторная (кинестетическая, звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая;
по содержанию — образная, моторная, эмоциональная;
по организации запоминания — эпизодическая, семантическая, процедурная;
по временным хар-кам — долговрем, кратковрем, ультракратковременная;
по физиологичпринципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговрем) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
по уровню развития — моторная, эмоцион, образная, словесно-логическая.
СВОЙСТВА памяти: Точность, Объём, Скорость процессов запоминания, Скорость процессов воспроизведения, Скорость процессов забывания
ПРОЦЕССЫ памяти:
ЗАПОМИНАНИЕ —запечатл в сознчеловполуч инф-ции
ХРАНЕНИЕ — удерж в памяти получ инф-ции в теч длит времени
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ—извлеч из памяти сохр материала
ЗАБЫВАНИЕ — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Выделяют временное и длительное забывание. 10. Основные социальные процессы и поведение человека.
Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий
Люди перемещ-ся с места на место, совместно обучаются, производят продук-ты, распред и потребл их, участвуют в полит борьбе, культурных преобразов и многих дрсоц пр. Из всего многообсоцпр можно выделить некот общие черты.
Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, - поддержание границ и систематические связи.
Кооперация-форма организации труда, при кот опред кол-во людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда;
Конкуре́нция— борьба, соперничество в какой-либо области
Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения.Приспособлпредстт собой сложный процесс, вкот можно выдь ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.
Компромисс - это форма присп, кот означ, что индивид или группа соглашают-ся с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения
Ассимиляция - это процвзаимкультурнпроникнов, через кот личности и груп-пы приходят к разделяемой всеми участниками проц общей культуре. Это всег-да двухстор процесс, в коткажд группа имеет возможности для проникнов своей культуры в др группы пропорц-но своему размеру, престижу и др факторам.
Конфли́кт— наиб острый способ разреш противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процсоцвзаимод, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

13. Понятие о характере. Качества характера.
Стр-ра стойких, сравнитпостоянныхпсихич свойств, определяющих особен--ности отношений и поведения личности. Такая совок свойств и качеств личнос-ти, кот накладывают опред печать на все её проявления и деяния. Черты хар-ра составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда
В с-ме отношений личности выдт4 группы черт характера:
1) отнош чел к др людям, к коллективу, к общ-ву: индивидуализм; коллекти-визм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к др людям и противополож черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
2) черты, показывающие отнош чел к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответствотнош к делу, инициативность, настойчивость и противоп им черты — лень, склонность к рути-нной работе, недобросовес в работе, безответствеотнош к делу, пассивность);
3) черты, показывающ, как чел относится к самому себе (чувство собств достоинства, правильно понимаемая гордость и связ с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
4) черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами). 17.Общение, его функции, структура.
сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общ свойственно всем высш живым сущ-вам, но на уровне чел оно приобретает самым совершенные формы, становясь осознанным и опосредствов речью.
ФУНКЦИИ общения:
1) явл-ся формой существования и проявления человеч сущности. Только в общ раскрывается в человеке человек, как для себя, так и для других людей.
2) выполняет коммуникативно-связующую функцию
3) формирующая, т.е. общение выступает важным условием формирования и изменения психологического облика человека.
4) общ играет подтверждающую психотерапевтич роль в жизни человека. Во всех культурах есть традиции, которые позволяют подтверждать свою личность
В общении выделяют следующие АСПЕКТЫ:
СОДЕРЖАНИЕ –инф-ция, кот перед-ся от 1 живого сущ-ва к др (информация о внутреннем м внешнем состоянии, знания о мире, приобретенном опыте).
ЦЕЛЬ – это то, ради чего у чел возник данный вид активности (у животных – предупреждение об опасности; у человека – передача или получение объективных знаний, обучение м воспитание, установление взаимоотношений).
СРЕДСТВА – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

14. Акцентуации характера и их типы.
находящаяся в пределах нормы особ-тьхар-ра, при кот отдельн его черты чрез-мерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательн уязвимость в отн одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к др
1) ГИПЕРТИМНЫЙ (сверхактивный) выраж-ся в пост повыш настроении и жизненном тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца.
2)ЦИКЛОИДНЫЙ Чел переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повыш настроением.
3)Лабильный крайне выраж переменчивость настроения. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость.
4)АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙповыш утомляемостью и раздражительн. У них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированы
5) СЕНСИТИВНЫЙ весьма впечатлительны, характериз-ся чувством собств неполноценности, робостью, застенчивостью. способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. им важно социальное признание.
6) ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙсклонность к самоанализу и рефлексии.частоколеб-лются при принятии. демонстрируют аккуратность и рассудительность, самокритичность и надёжность
7) Шизоидный замкнутостью индивида, его отгороженностью от дрлюдей. недостаёт интуиции и умения сопереживать.тяжело устанавливают эмоц контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы.немногословны.
8) ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида. склонен к периодам злобно-тоскливого настроения,. Они не переносят неподчинения себе.тщательны пунктуальны.
9)ИСТЕРОИДНЫЙ ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания.испытывают боязнь разоблачения и быть осмеянными, характерны упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция.
10)НЕУСТОЙЧИВЫЙ определяет лень, нежелание вести трудовую или учебндеятельность.ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепров, безделью. общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят.
11)КОНФО́РМНЫЙконформностью окружению, стремятся «думать, как все».не переносят крутых перемен, дружелюбны, дисциплинированы, неконфликтны. 15. Психологич характеристика способностей. Виды способностей.
это индивидсв-ва личности, являющиеся субъективн условиями успешного осущ определённого рода деят-ти. Спос не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруж-ся в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некот деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
они у каждого человека разные. Кажд человек имеет индивид-своеобразноесочетспос, и успешность его деят-тиопред-ся наличием того или иного сочет-спос. Одни спос могут заменяться др — схожими по проявлениям, но отлич по своему происхожд. На успешность одной и той же деят-ти могут влиять разныеспос, поэтому, отсутствие одной спос может быть скомпенсировано наличдр
У человека имеется множество разспос, кот делятся на след основн группы: природно обусловленные (врожд) и соцобусл(приобрет), общие и спец, предметные и коммуникативные способности.
Природно обусл—для кот, во-первых, необходимы хорошие врожд задатки, во-вторых, спос, кот в основном формир-ся и раз-ся на основе таких задатков.
Соцобусл или приобрет-спос, формирование и разв кот у чел гораздо боль-ше зав от его обучения и воспит, чем от имеющихся у него врожд задатков.
Общиминазспос, кот могут развив-ся и имеются практически у всех людей, будучи в различной степени развитыми у них.
Спец- кот, во-первых, обнаруживаются не у всех, а только у некот людей, во-вторых, при наличии таких спосчелможет успешно справляться только со спец видами деят-ти и не справл с др видами деят-ти. Спец способностей у людей довольно много, и они составляют большинство человеческих способностей.
виды спецхспос:1учебн и творч; 2.умств и спец; 3. математические
4.конструктивно-технич; 5 музыкальн; 6.литературные
7.художественно-изобразительные; 8.физические способности
Предметныминазспос, кот проявляются в разл видах деят-ти, связ с неодушпредм. Это мож быть деят-ть чел с реальными мат предм (их изготовл, ремонт), работа со знаковыми с-мами и разл символами (язык, научн символы, черчение и т.п.), манипулирование идеальными объектами (идеями, образами и т.п.).
Коммуникативн-спос, кот проявл-ся в умениях и навыках общения с разными людьми в разлжизн ситуациях. К их числу относятся ораторские и организат способности, а также способности к убеждению, внушению, лидерству.
Стадии развспос:Задатки, Одаренность, Талант, Гениальность

16. Понятие о межличностных отношениях.
субъективно переживаемые объективно существующие взаимосвязи и взаимовлияния людей.
МО в группе могут быть гармоничными и противоречивыми.
Взаимн симпатии в группе могут быть сформированы при следующих условиях:
— сходство установок (мнений) и «Я-концепций»;
— адекватность восприятия положительных и отрицательных черт;
— сходство главных и различие второстепенных качеств «Я-концепции»;
— приятный фон отношений;
— условия сотрудничества.
Основными ВИДАМИ межличностных отношений являются:
— офиц — возник на должностной основе, фиксируются и регламентируются;
— неофициальные — складываются на базе личных взаимоотношений;
— эмоциональные — на первый план выступают субъективные оценки;
— рациональные — основаны на знаниях людей друг о друге;
— деловые — возникают в связи с совместной работой или по её поводу;
— личные — склад-ся на основе личностных симпатий, общих интересов. 19. Потребности. Классификация потребностей.
внутрсостпсихологич или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов
По ОБЪЕКТУ:1) физиологич (пища, вода, воздух, климатические условия)
2)материальн(жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства)
3)социальные (общение, общественная деятельность, обществ признание)
4)духовные (знания, творчдеят-ть, создание прекрасного, научные)
5)этические, 6)эстетические,
По ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ: 1)доминирующие/второстепенные,
2)центральные/периферические, 3)устойчивые/ситуативные;
по сферам деят-ти: 1) потребности труда; 2)познания; 3)общения; 4)отдыха
по временной устойчивости:1)устойчивые; 2)ситуативные
по функциональной роли: 1)естественные; 2)обусловленные культурой
по субъекту потребн:1)групповые; 2)индивид; 3)коллективн; 4)общественные

18. Виды общения.
1. По СОДЕРЖАНИЮ:
-Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
-Когнитивное (обмен знаниями)
-Кондиционное (обмен психич или физиол состояниями)
-Мотивационное (обмпобуждениями, целями, интер, мотивами, потребн)
-Деятельностное (обмен умениями и навыками, действиями, операциями)
2.По ЦЕЛЯМ:
•Биологич – необходимое для поддержания, сохранения и разворганизма.
•Социальн – расширение и укрепл межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
3.По СРЕДСТВАМ:
•Непосредственное – с помощью естеств органов (руки, голова, туловище).
•Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение).
•Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения.
•Косвенное – осущ-ся через посредников, кот могут выступать другие люди.
Помимо этих выделяют и другие виды общения:
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ –Отлич-сяэмоц характером, т.е. отнош между людьми строятся на основе эмоцпривлекат-ти, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от соц рангов и ролей. Отношформир-тся«здесь и сейчас», причём содерж общения может меняется, приспосабливаться к образу партнёра. Если общ будет вызывать взаимн симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот.
РОЛЕВОЕ (деловые) – отнош, построенные на деловых, формально-эмоц контактах. В ролевом общении чел не свободен в выборе стратегии поведения (начальник – подчинённый, милиционер – нарушитель).
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ– форма общ, кот предполаг позиционное неравнопра-вие. Одна личность выступ в кач-ве автора воздействия, она обладактивнос-тью, осозн целями и правом их реализации. Второе лицо – пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Здесь проявл-сясубъективно-объектотнош
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ общение – равноправное общение, цель которого и самопознание и познание партнёра по общению. 21.Эмоции и чувства. Классификация чувств.
ЭМОЦИИ — элементарная форма пережив чел своего отнош к предм и явлдействит-ти, отличающаяся непосредственным и пристрастным хар-ром и обусл актуальными потребностями субъекта.Отличие чувств от эмоций закл-ся в том, что чувства связаны с высшпотребн чел (познават, нравств, эстетическими) и потому облад большей устойчивостью и постоянством. Эмоции же возн в ответ на конкрситуацию.Между чувствами и эмоциями проявляется глубокая связь. Но в струк-туру чувства входит не только эмоция, непосредственное пережив, но и более обобщенное отнош, связ с высшпотребн чел. Исходя из этого, чувства можно определить след образом.
ЧУВСТВА — одна из основных форм пережив чел своего отнош к предметам и явлениям действит-сти, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.
1)ИНТЕРЕС — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих обучение;
2)РАДОСТЬ — положительное эмоциональное состояние, связанное с возмож-ностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;
3)УДИВЛЕНИЕ — не имеющая четко выраженного положит или отриц знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства.
4)СТРАДАНИЕ — отрицэмоцсост, связ с полученной достоверной информац о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным;
5)ГНЕВ — отрицэмоцсост, протекающ в форме аффекта, вызван внезапнымвозникнов серьезного препятствия на пути удовл важной для субпотребности;
6)ОТВРАЩЕНИЕ — отрицэмоцсост, вызвоб (предметами, людьми, обстоят-вами), соприкоснов с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками;
8)СТРАХ — отрицэмоцсост, проявляющееся при получсуб информации о возможной угрозе его жизнблагополуч, реальной или воображ опасности. В отличие от страдания — это лишь вероятный прогноз возможн неблагополучия;
9)СТЫД — отрицэмоцсост, кот выраж-ся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям ок-ружающих или своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
НРАВСТВЕННЫЕ (моральные) — чувства, пережив людьми при восприятии явлений действит-ти и сравнении этих явл с нормами, выработ-ми обществом..
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ чувства -эмоцотнош человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве (чувство трагического, вдохновение, восторг).
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ— пережив, возник в процессе познаватдеят-ти чел.

20. Мотив и мотивация.
Мотива́ция— побужд к действию; динамич процесс физиологич и психолог плана, управляющий повед чел, определяющий его направленность, организо-ванность, активность и устойчивость; способность чел деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив — материальн или идеальный предмет, достиж кот выступ смыслом деят-ти. Мотив представлен субъекту в виде специфич пережив, характери-зующихся либо положит эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.
Выделяют побудительные (осознанные) основания целенаправл действий и смыслообразующие (неосознанные мотивы – основные значения для меня)
К мотивам относятся:
1) установки – состояние готовности к опред способу повед в опред ситуациях
2) желание – потребность соотносить с конкр предметом их удовлетворения
•естественные •необходимые •ни естественные, ни необходимые
3) стремление – повышенное эмоциональное тяготение к объекту желания
4) влечение &nbr /dash; состояние навящивого тяготения вобъекту желания
5) интерес – эмоцнасыщ направление на объ, связ со стабильнымипотребн человека:•широкие •узкие•глубокийинтерес•устойчивые интересы
•действенные ин•пассивныйин•прямыеин•косвенные интересы 22.Формы и виды переживания чувств.
АФФЕКТ—сильное и относит кратковремэмоцсост, связанное с резким измен важных для субъекта жизн обстоят-в и сопровожд резко выраж двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.
НАСТРОЕНИЕ — сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.
СТРЕСС— состпсихичнапряж, возник ответ на неблагопр, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.
ФРУСТРАЦИЯ— эмоцсост, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

23. Воля и волевые процессы. Виды волевых действий.
Св-во чел, заключающееся в его способн сознательно управлять своей пси-хикой и поступками. Проявл-ся в преодол препятствий, возникающих на пути достиж сознательно поставл цели. Положит кач-ва воли, проявл ее силы спосо-бствуют успешности деят-ти. К волевым кач-вам часто относят муж-во, настой-чивость, решительность, самостоятельность, самообладание и др
Волевыми действиями наз такие действ чел, в которых он сознательно стремится к достижению определенных целей.
Отличит особ-ю волевых действий явл-ся их сознательнцелеустремленность, что требует опред степени сосредоточ-ти внимания наихвыпол. Способность к волевым действиям развилась у человека в связи с трудовой деятельностью.
Волевыедействзаимосв с процессами мышл. Если без мышл не может быть настоящего сознательн волевого акта, то и само мышл правильно осущ-ся только в связи с деят-ю. Оторванное от практического разрешения жизненных задач мышл станов-ся неспособным правильно осуществлять присущую ему функцию понимания сущности и взаимной связи явлений. Только в волевых действиях оно находит свое полное и плодотворное осуществление и развитие.
Наконец важнейшей особенностью волевых действий является их связь с движениями. К чему бы человек ни стремился, на что бы ни была направлена его воля, он может достигнуть поставленной цели, только совершив определенные движения. 31. Общее понятие об управлении.
Процессный подход: повыше вним к отдельн функциям процесса управления (планированию, организации, мотивации, координации, контролю)
Системный подход позволяет увидеть всю организацию в единстве (головной корпус и др структурные подразделения)
Ситуативный подход – управление должно быть мобильным или легко приспосабливаться к той среде, в которой функционирует данная организация.
Количеств подход – это обобщенное назв всех способ и приемов управлений, связанных с применением математики, статистики, кибернетики и т.д.
Результатом одновременного существования указанных подходов явл фактический исчерпывающий науч охват всех…
В самом в кратком виде упр можно определить как целенапр воздействие на опред объект, а в кач-ве более подробного: управление – сознатцеленапр воздействие, оказываемое чел, группой людей, общ-вом, гос-вом на разл об, протекающие в окруж мире процессы, на участвующих в них людей и отнош, осущ-мое для придания процессом опреднапр-ти и получе желаемых рез
Управление крупными объектами явл многоуровневыми. Есть необходимость уточнить соотношение понятий управления и менеджмента. Менеджмент – корпоративное управление производством, сферой услуг, финансами, трудом и персоналом, в условиях рыночной эк преобладает на более низких уровнях управления. При этом менеджмент опирается общую практику управления. Менеджмент – искусство управления. Не приемлет адм-командные методы. Настоящий менеджер – спец подготовленный профессионал, который умеет ставить и достигать цели организации, использую интеллект, творческий потенциал других людей.

24. Понятие конфликта, его причины. Классификация конфликтов.
столкнов противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов компонентов или субъектов взаимодействия.
Под конфликтом поним наиб острый способ разреш значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
По действию на функционирование группы/организации
1) Конструктивные (функциональные); 2)Деструктивные (дисфункциональные)
По содержанию
1) Реалистические (предметные); 2)Нереалистические (беспредметные)
По характеру участников 1)Внутриличностные; 2) Межличностные; 3) Между личностью и группой; 4) Межгрупповые
КОНСТРУКТИВНЫЕ приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
ДЕСТРУКТИВНЫЕпрепятств эффективному взаимод и принятию решений.
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ вызываются неудовлетворением опредтребований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.
НЕРЕАЛИСТИЧ имеют целью открытое выраж накопившихся отриц эмоций, обид, враждебности,
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различнпсихологич факторами внутр мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ самый распростр тип конфликта. причина конфл— это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть суб причины), чаще всего в основе лежат объективные причины.
МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ возник когда кто-либо из членов организа-циинаруш нормы повед или общения, сложившиеся в неформальных группах.
МЕЖГРУППОВОЙ конфликт между формальн и неформальн группами, из кото состоит организация
ПРИЧИНЫ: Распред ресурсов; Взаимозависимость задач. Различия в целях.
Различия в способах достиж целей. Неудовлетворительные коммуникации. Различие в психологических особенностях 25. Динамика протекания конфликта.
Структура конфликта
1. Стороны (участники) конфликта.2. Условия 3. Предмет.4. Действия участников конфликта.5. Исход (результат) конфликта.
Стороны конфликта. В психологической литературе их часто так называют противостоящими сторонами, конкурентами, субъектами конфликта. Переход участников ситуации к конфликтнвзаимоднач-ся с действий одного из них, того, кто проявляет инициативу. Он рассм-ся как инициатор. Успешнразрешконфл требует учета интереса всех участников конфл. Не только непосредственных участнконфл (тех, между кем развивается конфликт), но и др лиц, чьи интересы могут быть затронуты т ной ситуацией, т. е. пассивных участников конфликта.
Условия конфликта включают в себя условия его возникновения и) условия протекания.
Условия возникновения конфликта — это особенности внешней ситуации, которая приводит к конфликту.
Тесные контакты между людьми часто содержат в себе конкурентные отношения и способствуют возникновению конфликтов.
Предмет конфликта. Столкнов субъектов происходит по причине одних и тех же притязаний в отношении одного и того же объекта.
Предмет конфликта — объекты или отношения, из-за которых между участниками взаимодействия возникают противоречия.
Предметом может быть конкретный предмет (одна книга на двоих), или конкретная возможность (одна должность или одна путевка), или соблюдение (несоблюдение) каких-либо правил.
Действия участников конфликта. В совокупности действия индивидов во время конфликта образуют конфликтное взаимодействие, которое является основным содержанием процесса конфликта.
Исход конфликта — идеальный образ результата конфликта, который имеется у участников конфликта.

26. Способы разрешения конфликтов.
Урегулир к – с-ма мер, напр на его урег, а также на поиск путей выхода из конф.
Деятельной частью разрешения конфликта являются:
1)анализ и выяснение причин конфликта и его участников
2)принятие решения о вмешании в конфликт, реализация принятых решений
Методы разрешения конфликтов:
1)УКЛОНЕНИЕ – реакция на конфликт, которая выражается в игнорировании и практическом отрицании конфликта
2)СГЛАЖИВАНИЕ – удовлетворение интересов другой стороны через приспособление (чаще всего оно предлагает незначительное удовлетворение).
3)КОНКУРЕНЦИЯ – неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, хотя следует признать, что конкуренция может стимулировать способности и талант
4)СОТРУДНИЧЕСТВО – форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение обеих сторон более важно, чем решение вопроса 34.Организация как объект управления.
Организацию можно рассм как соц группу, объединяющую опред множество людей с общими стремления единой цели Организации, содержанием деят-ти которой является совместный труд: цех, фабрика, банк, университет.
В больших организациях существует горизонт и вертик разделение труда. Гориз требует созд подразделений. Для успешной работы подразд, нужен управляющий этими подразд. Для этого существует вертик разделение труда. В зав-ти от вида подразд и характера связи между ними в организациях сущразлорганизац структуры. Организацястр-ра – это совокупность органов управления вместе с вертикальными и горизонтальными связями между ними.
Типы организационных структур:
1.Бюрократическая (высокий уровень специализации работы, централизованное управление, жесткие нормы и правила подчинения)
2.Для небюрократических структур характерно децентрализованное управление, когда право принятия решения частично передается вниз.
Социально структура – составляется группами по полу, религиозной принадлежности и т.д.

27. Понятие малой группы, стадии её развития.
Малая группа - это немногочислпо составу объед людей, члены кот имеют общ цель и находят-ся друг с др в непосредств личных контактах. Малую группу характеризует психол и поведенческая общность её членов, кот выделяет и обособляет её, придаёт её относит соц-психол автономию, отличает данную группу от остальных. Малые группы могут быть разными поколичеств составу: от 2-3 до 30-40 человек; различными по стр-ре отношений, существ между их членами; неодинаковыми поиндивид составу, хар-ру ценностей, норм и правил, кот придерж-ся их члены, межличностным отнош, целям и содерждеят-ти.
Условными или номинальными называются группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. В противоположность им выделяются реальные группы. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы. Естественными называют такие группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют исходя из потребностей общества или включённых в эти группы людей. Естественные группы бывают формальными и неформальными. Формальные создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций. Также все естественные группы можно разделить на слаборазвитые и высокоразвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных отношений, сложившейся структуры взаимодействия, чёткого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. 29. Феноменология (структура) малой группы.
Основными элементами групповой структуры являются: социальный статус, социальная роль, групповая норма. Кроме того, важными составляющими любой малой группы являются феномены "группового давления" и "групповой сплоченности".
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС -положение суб в с-мемежлотнош, определяющее его права, обяз и привилегии. Один и тот же чел в различных группах (на работе, в семье, среди друзей) может иметь разный статус. Некоторые статусы предписаны человеку с рождения (пол, национальность, фамилия семьи), другие определяются тем, что человек осуществил в своей жизни (получение специальности, вступление в брак). Наивысшим статусом в малой группе характеризуется ее лидер и руководитель.
СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ называют ожидаемое поведение человека, обусловленное его статусом. Роль—это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте.
ГРУППОВАЯ НОРМА правило, регулятор развертывающихся в группе отношений. Нормы, как принятые правила поведения, руководят действиями участников и позволяют применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения. В настоящее время собран большой экспериментальный материал по: а) влиянию и значению норм, разделяемых большинством группы, б) влиянию и значению норм, разделяемым меньшинством группы, в) изучению последствий отклонений индивидов от групповых норм.

32.Характеристика структуры управления.
Компоненты:1) субъект2) объект3) цель4) управленческое взаимодействие
5) функции управления6) механизм управления
Принципы управления людьми:
1)партнерство 2)дилегирование власти
3)улучшение условий труда 4)использование поощрения
Принципы, связанные с формированием личности менеджера:
1)воспитание и самовоспитание
2)специальная подготовка кадров 28. Классификации малых групп.
Выдвигается несколько принципов классиф малых групп по различающимся между собой основаниям, основанным на дихотомическом принципе:
лабораторные и естественные группы,
организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы,
открытые и закрытые группы (по степени открытости),
стационарные и временные группы (исходя из фактора продолжительности существования),
членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида).

33. Личность как объект и субуправления и самоуправления.
Объекты управл – отдельн люди или группы, накотнаправлорганизац, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.
Человек как объект управления:
1.Собственного управления
2.Как гражданин государства
3.Как работник, производитель, исполнитель.
4.Как объект управления со стороны социальной группы (семья)
5.Со стороны своего непосредственного окружения, общественного мнения, средств массовой информации (Социальная сеть Мне плохо.нет).
Субуправл - отдельные люди или группы людей наделенные управленчполномоч и осуществляющие или принимающие участие в управленч деят-ти. Это могут быть лица, принимающие управленчереш, менеджеры, рук-ли, работники аппаратов управл а также члены коллегиальных органов управления. В широком смысле слова, к числу субъектов управления может быть причислен любой активный член социальной группы в той мере, в какой он влияет на его функционирование, даже в том случае, если он является самым низким звеном в системе управления. Любой подчиненный имеет личностную мотивацию, свое понимание и оценку поставленных перед ни задач.

35.Руководство и лидерство. Стили руководства в управлении группой.
Стили руководства – совокупности характерных методов, приемов и действий руководителя по отношению к руководству.
Факторы, определ стиль рук-ва: 1.Степень делегирования своих полномочий
2.Степ участия в принятии реш подчиненных; 3.Уровень информ-типодчин
Стили руководства:
1.Авторитарный – концентрация власти у одного руководителя. Сам принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных. Минимум информации для подчиненных. Использование прямых методов побуждения. Деятельность подчиненных строго контролируется. Не принимает критику со стороны подчиненных.
2.Демократический – руководитель децентрализует свою власть. Консультируется с подчиненными. Рабочие получают достаточно информации. Инициатива стимулируется. Руководитель допускает элементы коллективного самоуправления. Используются косвенные методы побуждения (советы, пожелания). Руководитель принимает критику со стороны подчиненных. Использует все виды власти, но особенно – власть на поощрении и власть примера.
3.Либеральный – властные полномочия используются слабо. Воздействие на работников происходит через просьбы.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии