Психология (шпоры 3)

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

Автор: Беларус:)


1. Психология как наука. Предмет, объект, основные задачи на современном этапе. Психика – «наука о душе». Особенности психологии как науки:
1) это наука о самом сложном, что пока неизвестно человечеству о психологии как высокоорганизованной материи
2) в психологии как бы сливаются объект и субъект подсознания
3) особенность психологии заключается в уникальном практическом следствии
4) чрезвычайная перспективность психологии и ее исследование обусловлено постоянно возрастающей ролью и значением для людей.
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Этапы развития психологии:
1) психология выступала как наука о душе. Аристотель «трактат о душе». 2 точки зрения:
• материалистическая (демократ и Аристотель) – считает что психология является материалистичной
• идеалистическая (Платон) – душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Платон разделил все душевные явления на разум (интеллект), мужество, волю, вожделение. Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение в брюшной полости.
2) 17 век. Основными методами изучения психических объектов считается самонаблюдение. В этот период были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. В 18в. в научном обиходе появляется термин «психология» (в книге немецкого философа Вольфа). История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879г. в основном немецким психологом В. Вундтом в Лейпциге в первой в мире экспериментальной лабораторией. В 1885г. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Основоположником отечественной научной психологии считают И.М. Сеченова – книга «Рефлексия головного мозга».
3) 19-20вв. Изучение условных рефлексов и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований. Уотсон – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Психология – наука о поведении.
4) Современный. Для этого этапа характерно многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающей интересы практической деятельности человека.

2. Индивид, личность, индивидуальность. Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, виду homo sapiens, наделенное сознанием.
Человек – существо общественное, это один из важнейших его признаков, т.к. общественные отношения изменяют и подчиняют себе его биологическое телесную организацию. Фактически принадлежность ребенка к человеческому роду фиксируется в психологическом понятии «индивид».
Личность – это человеческий индивид как субъект межличностных отношений и сознательной деятельности.
Свойства личности: единство, устойчивость личности, собственная активность, изменчивость личности, индивидуальность (своеобразие, неповторимость).
Факторы формирования личности:
• биологический (наследственность) 60%
• социальный (воздействие на личность социальной среды) 40%
Понятия «человек» и «индивид» включают в себя понятие «личность». Индивид проявляется в чертах характера, привычках, внешности, интересах, манере общаться и т.д.

3. Характеристика ощущения как психического процесса. Виды ощущений. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Физиологической основой ощущения является работа анализатора (уши, нос, глаза, язык).
Виды ощущений:
• экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные, слуховые, обонятельные, температурные, тактильные ощущения.
• Интерорецептивные – отражают свойства, составляющие внутренние органы, болевые ощущения, осуществление равновесия, органические ощущения.
• Прориоцептивные – предоставляют информацию состоянии мышечной системы, о положении тела в пространстве и т.д.
Свойства ощущения:
1) адаптация – повышение или понижение чувствительности анализатора в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
3 вида адаптации:
• адаптация как полное исчезновение ощущений
• притупление ощущений
• повышение чувствительности
2) контраст – когда слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременным раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность
3) синестезия – возникает под влиянием раздражения одного анализатора. Ощущение характерного для другого анализатора.
4) пороги ощущений – верхний, нижний и абсолютный.

4. Общая характеристика восприятия. Виды восприятий. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Физической основой восприятия является одновременно и согласованность деятельности нескольких анализаторов.
Свойства восприятия:
• избирательность – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют наибольший интерес
• целостность – образы отображаемых предметов выступают в сознании в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются
• предметность – способность отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов
• перцепция – зависимость восприятия о прежнего опыта, знаний, интересов, установок человека
• константность – постоянство в восприятии величины, формы и цвета предмета при изменении расстояния, радиуса, освещения
• осмысленность и обобщение – воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

5. Внимание, его функции, свойства. Виды внимания. Внимание – это избирательное направление сознания человека на определенные предметы и явления при отвлечении от других.
Свойства:
1) концентрация – способность сосредоточения на главном
2) распределение – возможность иметь в сознании несколько объектов или выполнять сложную многооперационную деятельность.
3) Объем – это количество объектов или элементов, которые воспринимаются человеком одновременно с одинаковой степенью ясности
4) Устойчивость – способность задерживаться на восприятии одного объекта
5) Сосредоточенное внимание – внимание, направленное на 1 объект или вид деятельности
Виды:
1) производное – это внимание, которое опосредовано целью и волевым усилием
2) непроизводное
3) послепроизводное
Способы повышения внимания:
1) внешние
• изложение парадоксального случая или опорного утверждения
• значимую информации. необходимо усиливать (повторение, выделение определенным способом)
• неполное представление о содержании
• систематизация материала
• структурирования
2) внутренние факторы

Десоциолизация – процесс отучения от старых ценностей и норм. Ресоцилизация – процесс обучения новым ценностям.
Механизмы социализации (по Фрейду):
1) идентификация – способ осознания принадлежности в определенной общности
2) стыд – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием общества
3) чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя
6 Характеристика памяти как психического процесса. Виды памяти. Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.
Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений.
Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью.
Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д.
Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.
По характеру психической активности, преобладающей в деятель¬ности, выделяют:
двигательную
образную,
эмоциональную,
словесно-логическую (вербальную) память.
Образная память, в свою, очередь подразделяется в зависимости от ведущего анализатора:
зрительную,
слуховую,
осязательную,
обонятельную,
вкусовую,
Иногда выделяются также: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная).
По продолжительности закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохранения) различают:
кратковременную,
долговременную,
оперативную.
В зависимости от целей деятельности память подразделяется на:
произвольную и
непроизвольную.
Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.
Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, направляемые сознательной целью запомнить и требующие волевого усилия.
По степени осмысления запоминаемого материала память бывает:
механическая и
смысловая.

7. Мышление: операции, формы, виды, качества. Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.
Мышление включает в себя ряд операций:
• сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами);
• анализ — связан с расчленением сложного объекта на составляющие его части или характеристики);
• синтез — неотделим от анализа: они, как правило, осуществляются одновременно);
• обобщение — проявляе тся в мысленном объединении предметов и явлений по их общим и существенным признакам)
• абстракция (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета).
Логические формы мышления. К формам мышления относятся:
• понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная еловом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными:
• суждение — отражает связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными;
• умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
Различают умозаключения индуктивные и дедуктивные. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему; дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Виды мышления.
• наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся па непосредственное восприятие предметов в процессе действии с ними, наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления;
• наглядно-образное Мышление— вид мышления, характеризующийся опорой на представление и образы;
• абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета, выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений).
Качества ума. Среди многих качеств личности, составляющих ее своеобразие, существенное значение имеют качества ума, выражающиеся в своеобразии умственных способностей человека и влияющие на особенности его умственной деятельности.

8. Воображение. Виды. Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.
Непроизвольное воображение его еще называют пассивныи или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
1. ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
2. слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);
3. эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
4. стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.
Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

9. Речь: функции, виды, качества. Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.
Человеческая речь выполняет целый ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:
Устную, которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.
Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.

10. Основные социальные процессы и поведение человека. А том, как влияют другие на поведение каждого из нас, свидетельствуют основные социальные процессы.
Социальная фасилитация - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей. В 1987году Норманн Триплет провел эксперимент по тестированию велогонщиков в гонке на 25 миль в индивидуальном и групповом вариантах. Участники групповой гонки показали результаты на 5 секунд в милю выше, чем участники индивидуальной группы. В. Меде нашел, что при коллективной работе выигрывают слабые члены группы, а сильные проигрывают.
Социальная ингибиция - ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества присутствии посторонних людей.
Социальное научение - приобретение новых форм, реакций путем подражания поведению других людей или наблюдения за ними. Наше собственное обучение, развитие возможно благодаря другим людям (обучение — социальный процесс).
Основными процедурами социального научения выступают моделирование (представление образов адаптивного поведения), репетиция поведения (тренировка, ролевое проигрывание), инструктаж (информация о том, как себя вести, чтобы достигнуть цели), подкрепление (награды, положительные реакции и поощрения, предлагаемые участниками и руководителями группы).
Социальный контроль — система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения в соответствие с общепринятыми нормами.
Социальная адаптация - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.
Социальный стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта.

11. Понятие о темпераменте. Свойства темперамента. Темперамент – биологически обусловленная индивидуальная особенность человека, определяющая динамическую и эмоциональную стороны его психической деятельности и поведения.
Древнегреческий врач Гиппократ пытался дать объяснение отличиям в поведении людей соотношением 4 жидкостей: сангвия – кровь, флегма – слизь, хале – красно-желтая желчь, мелайхолия – черная желчь.
Древнеримский врач Голлен ввел в научный обиход термин «темперамент» - надлежащее соотношение частей.
И.П. Павлов «о высшей нервной деятельности» внес существенный вклад в научное понимание темперамента. Изучая особенности возбуждения и торможения как 2 основных процессов выделял 3 их свойств:
1) сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток
2) уравновешенность нервной системы как соотношение силы возбуждения и силы торможения
3) подвижность нервных процессов как скорость смены возбуждения торможением и наоборот.
Типы высшей нервной деятельности Характеристика основных нервных процессов Вид темперамента
По силе По уровню По подвижности
Сильный тип сильный Уравновешенный подвижный Сангвинический
Безудержный тип сильный Неуравновешенный подвижный Холерический
Инертный тип сильный Уравновешенный малоподвижный Флегматический
Слабый тип слабый Неуравновешенный малоподвижный меланхолический
К свойствам темперамента:
• активность – энергетический потенциал организма
• эмоциональность – интенсивность реакции на происходившее
• социабельность – легкость установления контактов с окружающими
• импульсивность – склонность действовать по первому побуждению под влиянием внешних условий или эмоций
• синзетивность – чувствительность психики, проявляемая при реагировании человека на внешнее воздействие
• реактивность – это свойство, характеризующее степень непроизвольной реакции на внешнее или внутреннее воздействие одинаковой силы
• активность – степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, преодолевает препятствия при осуществлении целей
• темп реакции – свойство, определенное скоростью протекания различных психических реакций и процессов
• экстраверсия, интроверсия – свойство, характеризующее от чего преимущественно зависит реакция и деятельность человека: в 1 случае – от внешних впечатлений, событий, других людей или от образов, представлений, мыслей, составляющих внутренний мир индивида – во 2 случае.

12. Характеристика типов темперамента. Сангвинники легко приспосабливаются к обстановке. Легко контролируют свои эмоции. Охотно берутся за новые дела, подвержены частной смене настроения, характерным является состояние бодрости, жизнерадостности, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, не любят однообразной работы. Речь громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительной мимикой и жестами. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и т.д., но все эти чувства неустойчивы, они не длительны, не глубоки.
Холерики – это люди, которые легко возбудимы и неравнодушны. Переключить их внимание трудно. Очень подвижны. Чувства сильные и проявляются ярко. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, однако это приводит к спаду. Вспышка резкости, раздражительности, истощения сил. Несдержанность, порывистость, вспыльчивость, выразительность мимики, торопливость речи, резкие жесты, несдержанность движений. Настроение редко меняется, обидчивость, гнев.
Меланхолики – пассивны, ненастойчивы, легко уязвимы, мало реагируют на внешнее воздействие. Чаще всего погружены в себя, предпочитают хорошо знакомую им обстановку. Глубина и постоянство чувств. Сдержанная быстрая походка. Жесты скупые, но резкие из-за испытываемой ими неловкости в незнакомом. Речь с запинками. С трудом реагирует на сильные раздражители. Эмоциональное состояние возникает медленно. Тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне не показывают. Часто смущаются. Все новое и необычное вызывает у них тормозное состояние.
Флегматики – настойчивы и упорны. Ровно и спокойно идут по жизни. Очень надежные, трудно вывести из себя. Походка неторопливая, мимика и жестикуляция очень скудная. Медлительные, уравновешены, спокойны, в деятельности проявляют основательность, продуманность, упорство. Однолюбы, очень устойчивы в своих интересах, в отношениях с людьми. Флегматик ровен, спокоен, в меру общителен. Формирует определенный стереотип поведения.

13. Понятие о характере. Качества характера. Характер (от греч. Charakter - чеканка, печать) - совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования. Человек как личность может менять свой характер - способы поведения. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, определяется весь образ его действий. Черта характера - устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые и беспроблемные пути.
Характер не передаётся по наследству, он формируется под действием различных условий, под влиянием родителей и общества. Необходима непреклонная решимость выковать необходимый характер и закалить его в жизненных ситуациях. Неустанно совершенствуя свой характер, мы из примитивного человека превращаемся в продвинутого и, далее, в просветлённого человека. Статус человека определяется не его материальным положением и не положением в обществе, прежде всего он определяется чертами характера.
Человек с характером всегда стоит над обстоятельствами! Он настойчиво добивается и упорно работает. Он не оглядывается назад, а решительно идёт вперёд! Он не раздражается и не волнуется. Он никогда не падает духом и не разочаровывается. Он полон энергии! Он всегда усерден, устремлён и охвачен энтузиазмом! Он истинный хозяин своей судьбы!
Приведённая ниже классификация черт характера и связь их с энергетическими центрами человека поможет вам сориентироваться в вопросах:
1- определения примитивных качеств характера вашей личности и связи этих качеств с конфликтными жизненными ситуациями, стрессами и болезнями;
2- определения связи качеств характера со стихиями, а также определения связи качеств с соответствующими этим стихиям центрами;
3- определения качеств характера, рассеивающих вашу жизненную силу и, наоборот, блокирующих;
4- определения перспективы развития более совершенных качеств характера.

14. Акцентуация характера и их типы. Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.
Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий.
Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:
• Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных. Явная акцентуация в быту называется - Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности).
• Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек.

15. Психологическая характеристика способностей. Виды способностей. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности можно классифицировать на:
1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей);
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом; г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.
Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

16. Понятие о межличностных отношениях. Межличностные отношения – субъективно переживаемые, объективно существующие связи между людьми.
1) гармоничные
2) противоречивые
Взаимные симпатии и притяжение буду сформированы:
1) сходство установок, мнений и я-концепции
2) адекватность восприятия положительных и отрицательных черт
3) сходство главных и различие второстепенных качеств я-концепции
4) приятный фон отношений
5) условия br /сотрудничества
Механизмы социальной перцепции:
Социальная перцепция – это социально обусловленное восприятие социальных объектов. Казуальная атрибуция (причина+придаю) – субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личных качеств.
Аттитюды – устойчивые установки людей в отношении друг к другу.
Установка – неосознанная готовность человека определенным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа сложившейся ситуации.
1) когнитивные измерения – мнение, убеждение, которых придерживается человек в отношении какого-либо субъекта
2) аффективное – положительные или отрицательные эмоции отношения к конкретному человеку или информации
3) поведенческое измерение – готовность к определенной реакции поведения, соответствующие убеждениям человека.
Рефлексия – осознание действительности личностью того, как воспринимается партнером по общению.
Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей:1) установки, оценки, убеждения. 2) сформировавшиеся стереотипы. 3) стремление сделать преждевременное заключение о личности до того, как о нем получена исчерпывающая информация
4) безотчетное структурирование личности другого человека
5) аффект ареола – первоначальное отношение к одной стороне личности переваливается на всю личность
6) эффект переоценивания
7) аффект проецирования
8) аффект первичности
9) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей
10) эффект последней информации
Предубеждение – эмоциональная оценка людей, не зная их мотивов и поступков.
Виды межличностных отношений:
1) официальные – возникают на должностной основе, фиксируются и регистрируются
2) неофициальные – возникают между людьми и не имеют официальной основы
3) эмоциональные – на 1 план субъективные оценки и положительные или отрицательные эмоции
4) рациональные – основанные на знаниях людей друг о друге
5) личные – складываются на основании личной симпатии или общности интересов.

17. Общение, его функции, структура. Общение – сложный, многоплановый процесс установления контакта между людьми, порождающий потребность совместной деятельности.
Функции:
1) общение является формой существования и проявления человеческой сущности
2) оно выполняет коммуникативно-сверочную функцию
3) формирующая
4) выступает условием формирования и принимает психологический облик человека
5) играет подтверждающую психотерапевтическую роль в жизни человека
6) самоутверждение
7) организующая функция
8) прагматическая функция
9) внутриличностная функция
3 аспекта:
1) содержание: информация о человеке при передаче от одного другому
2) условие: то, ради чего у человека возникает данный аспект
3) средства: способы кодирования передачи, переработки и расшифровки информации, переданной в процессе общения
Виды средств:
1) вербально-речевые
2) невербальные – мимика, жесты, пантомимика, поза, осанка, походка и т.д.
В структуру речевого общения входят:
1) значение и смысл слов, фраз, точность употребления слов, выразительность, доступность, правильность построения
фразы, смысл интонации
2) речевые, звуковые явления: темп речи, высота голоса, его тональность, ритм, интонация, дикция
3) выразительность качества голоса, смех
Зоны:
• интимная
• личная
• социальная
Стороны общения:
1) коммуникативная – обмен информацией между людьми
2) интерактивная – организует взаимодействие между людьми
3) персептивное – восприятие партнеров по общению
Этапы:
1) потребность
2) ориентировка в целях общения в ситуации
3) ориентировка в личности собеседника
4) планирование содержания своего общения
5) выбор конкретных средств по манере поведения
6) восприятие и оценка ответной реакции собеседника
7) корректировка направления, стиля и методов общения
Виды общения:
1) по содержанию
• материальные
• когнитивные

18. Виды общения.
1. По содержанию:
- Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
- Когнитивное (обмен знаниями)
- Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: поднять или испортить настроение)
- Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
- Деятельностное (обмен умениями и навыками, действиями, операциями)
2. По целям:
• Биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.
• Социальное – расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
3. По средствам:
• Непосредственное – с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки).
• Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение).
• Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения.
• Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Помимо этих выделяют и другие виды общения:
Межличностное общение. Отличается эмоциональным характером, т.е. отношения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей. Отношения формируются «здесь и сейчас», причём содержание общения может гибко меняется, приспосабливаться к образу партнёра. Если общение будет вызывать взаимные симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот.
Ролевое (деловые) общение – отношения, построенные на деловых, формально-эмоциональных контактах. Роли участников определяют как будет воспринят партнёр. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник – подчинённый, милиционер – нарушитель).
Ритуальное общение – пролог к общению, но может выполнять и самостоятельную функцию. Особенность заключается в его безличности, т.е. партнер воспринимается как элемент ритуала (приветствие, извинение, разговор о погоде, банальные комплименты, поздравления).
Монологическое общение – форма общения, которая предполагает позиционное неравноправие. Одна личность выступает в качестве автора воздействия, она обладает активностью, осознанными целями и правом их реализации. Второе лицо – пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Здесь проявляются субъективно-объективные отношения. Разновидностями монологического общения являются императив и манипуляция.
Императивное общение – авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками. Конечная цель – принуждение (военно-уставные отношения).
Манипуляция – вид общения, который предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. При манипулировании также ставиться цель добиться контроля над поведением других, но они скрываются или подменяются другими.
Диалогическое общение – равноправное общение, цель которого и самопознание и познание партнёра по общению.

19. Потребности. Классификация потребностей. Направленность личности – это ценостно-ориентированная система личности, иерархия ее базовых потребностей, установок, мотивов поведения.
Потребности – побуждение к деятельности, которое осознает и переживает человек (нужда в чем-то, недостаток, неудовлетворенность).
Потребности:
1) биологические
2) культурные
3) социальные (общение и т.д.)
4) потребность в труде
Потребности (по Маслоу):
1) физиологические
2) безопасность
3) быть принятым (в общность)
4) уважение и самоуважение
5) самореализация
Особенности самоактуализирования личности:
1) активное восприятие действий и способность хорошо ориентироваться в ней
2) принятие себя и других людей такими, какие они есть
3) непосредственность в поступках и спонтанность выражения своих мыслей и чувств
4) обладание чувством юмора
5) озабоченность благополучием других людей
6) способность к глубокому пониманию жизни
7) способность объективно оценивать мир
8) предпочтение новых путей
9) умение полагаться на свой опыт
10) открытое и честное поведение в любых ситуациях
11) готовность стать непопулярным, подвергаться осуждению за нетрадиционные взгляды
12) способность брать на себя ответственность
потребности (Маккеланд):
1) потребность власти
2) потребность успеха (доверие и доведение работы до удачного завершения)
3) потребность причастности (заинтересовать людей в компании знакомых, в оказании им помощи, на налаживании других отношений)

20. Мотив и мотивация. Мотив – внешнее побуждение к действиям.
Выделяют побудительные (осознанные) основания целенаправленных действий и смыслообразующие (неосознанные мотивы – основные значения для меня)
К мотивам относятся:
1) установки – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях
2) желание – потребность соотносить с конкретным предметом их удовлетворения
• естественные
• необходимые
• ни естественные, ни необходимые
3) стремление – повышенное эмоциональное тяготение к объекту желания
4) влечение – состояние навящивого тяготения в объекту желания
5) интерес – эмоционально насыщенное направление на объекты, связанные со стабильными потребностями человека:
• широкие
• узкие
• глубокий интерес
• устойчивые интересы
• действенные интересы
• пассивный интерес
• прямые интересы
• косвенные интересы
Моральный идеал – это образец, которому следует человек в деятельности и поведении.
Черты личности:
1) мотив достижения успеха
2) мотив избегания неудач – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его достижений
3) локус контроля – это характер причин для объяснения собственного поведения
4) мотив отвергания – боязнь быть отвергнутым
5) альтруизм
6) эгоизм – стремление удовлетворить собственные потребности безотносительно интересам других людей.

21. Эмоции и чувства. Классификация чувств. Эмоции – реакция человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющих явно выраженную субъективную окраску. Главное в эмоциях – лучшее понимание друг друга. Самая старая и распространенная эмоция – удовольствие от удовлетворения органических потребностей и неудовольствие.
Настроение – слабовыраженное эмоциональное состояние, которое отличается продолжительностью, слабым осознанием причин и факторов их вызывающих.
Аффекты – наступают в результате каких-либо потрясений.
Стресс – реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку.
Фрустрация – тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека на пути к достижению цели.
Страсть – глубокие, сильные и устойчивые эмоциональные переживания в ярко выраженной окраской.
Сублимация – трансформация сексуальной энергии в различные виды творческой деятельности.

22. Формы и виды переживания чувств.
1. Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции связаны с конкретной ситуацией.
2. Чаще всего возникновение эмоций связывают с удовлетворением более простых, естественных потребностей, а чувства возникают в связи с высшими потребностями.
3. Чувства чаще признаются более глубокими переживаниями, а эмоции считаются более экспрессивными (выражаемые через мимику, взгляд, речь и другие средства коммуникации).
Одной из форм эмоциональных переживаний выступает аффект.
Аффект — (от лат. «душевное волнение») — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.
Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.
Майк Аргайл в книге «Психология счастья» приводит перечень факторов, улучшающих настроение:
1. Социальные взаимодействия: пребывание в обществе счастливых людей, в кругу друзей, умение заинтересовать собеседников своим рассказом, осознание собственной привлекательности, откровенная и открытая беседа, выслушивание признания в любви, выражение своей любви, высказывание комплиментов и похвал в адрес других людей и т. п.
2. Поведение и чувства: смех, расслабленность, размышление о чем-то хорошем, что может произойти в будущем, размышление о людях, к которым относишься с симпатией, созерцание природы, возможность принимать солнечные ванны, наличие свободного времени, хороший сон по ночам, прослушивание хорошей музыки, чувство присутствия Бога в жизни.
3. Организационные факторы: умение настоять на своем, сделать по-своему, умелое вождение автомобиля, четкое выражение своих мыслей, планирование путешествий и отпуска, приобретение новых знаний и навыков, получение комплимента или похвалы в свой адрес, качественное выполнение работы.
4. Разное, вкусная еда, посещение ресторана, пребывание в окружении домашних животных.
Стресс — (от лат. «давление, напряжение») — состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.
К наиболее распространенным причинам стрессов (стрессорам) относят:
 влияние окружающей среды (шум, загрязнение, жара, холод);
 нагрузки повышенной интенсивности: физические (мышечные), физиологиче¬ские (болезнь, беременность), информационные (чрезмерный объем информации), эмоциональные (превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);
 монотонность в трудовой деятельности и эмоциональных контактах;
 повседневные раздражители: ситуации ожидания и опоздания, психологическая атмосфера в общественном транспорте и т. п.;
 личностная дисгармония: внутриличностные кризисы, кризисы развития личности;
 ситуации неопределенности или конкретной угрозы.
Повседневный стресс возникает из-за действия множества стрессоров малой силы. Проявления стресса весьма многообразны, например:
 усиление тревоги, ощущение кризиса или непреодолимости преграды;
 ощущение потери контроля над собой;
 наличие ощущения недостаточной концентрации внимания;
 недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость);
 вялость, апатия, повышенная утомляемость;
 расстройства сна;
 раздражительность, снижение настроения;
 повышенный аппетит;
 неблагополучное физическое состояние.
Стресс часто связан с состоянием, возникающим в затруднительных ситуациях, которое в психологии обозначается фрустрацией.
Фрустрация — (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

23. Воля и волевые процессы. Виды волевых действий. Воля - это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Воля является действенной стороной сознания человека, то есть таким его качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Волевое действие. Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Первоначальным моментом всякого волевого действия - его первой фазой - является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед собой, так и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни. Следующий момент волевого действия - вторая фаза волевого процесса - стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели. После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия - третья фаза волевого процесса - принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью. Далее следует заключительная - четвертая фаза волевого процесса - исполнение принятого решения. Исполнить решение - значит практически достигнуть цели.
Виды волевых действий.
Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий.
Волевое усилие
Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков.
Целеустремленность
Под целеустремленностью понимают сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Такие люди точно знают, чего хотят, куда идут, за что борются.
Инициативность
Инициативность обычно основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении.
Выдержка
Выдержка позволяет затормозить действия, мысли, чувства, которые неадекватны ситуации.
Решительность
— умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и непоколебимые решения. Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе правильных действий, в выборе адекватных средств достижения цели.
Энергичность — это мобилизация сил на достижение цели. Однако нередко энергичность проявляется лишь на начальных этапах выполнения действия. Поэтому подлинно ценным качеством энергичность становится, лишь соединившись с настойчивостью.
Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая запала в борьбе с трудностями. Настойчивый человек не останавливается перед неудачами, не обращает внимание на упреки или противодействия других людей.
Намерение
Собственно исполнительный этап решения обычно связано с тем или иным временем — сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении.
Самоконтроль
Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов — над мгновенными импульсами, желаниями. Все-таки в зависимости от самооценки проявление и адекватность контроля существенно меняется.
Локус контроля
Американским психологом Д. Роттером введено понятие “локус контроля” (от лат. locus — “место” и фр. controle — “проверка”). Это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, — собственным усилиям и способностям. Когда люди приписывают причины своего поведения и свои деяния внешним факторам (случаю, судьбе), говорят о внешней, экстернальной локализации контроля. Люди с внутренней, интернальной локализацией контроля, обычно, принимают ответственность за свои поступки на себя.
Поступок — это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопределения. Поступок может быть совершен в виде действия или, наоборот, бездействия субъекта, в виде занятой позиции или отношения к чему-либо.
Негативизм проявляется в отказе выполнять предъявляемые требования или совершении действий, намеренно противоположных требованиям других людей.
Упрямство выражается в стремлении, во что бы то ни стало поступить по-своему. Внешне оно напоминает волевое поведение, но таковым не является, так как осуществляется вопреки разумным доводам и часто во вред самому себе.
Внушаемость выражается в снижении сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания.
Конформность заключается в тенденции изменить свое поведение, оценку ситуации и возможные действия в ней под влиянием других.

24. Понятие конфликта, его причины. Классификация конфликтов. Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами, т.е. это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов, объектов взаимодействий.
Признаки конфликта: возникновение противоречий между суб общения в виду разных ценностей, мнений интересов; сильное эмоциональное переживания; использование в ситуации общения выработанных прошлым опытом привычных стратеги взаимодействия.
Виды конфликтов:
1. По возможным итогам
2. По источнику
3. По статусу отношений конфликтующих
4. По степени публичности (явные, тайные, возможные)
5. По количеству конфликтующих
Типы конфликтов:
1. В зависимости от кого, кто участвует в конфликте: внутриличностный, межличностный (определяется ситуацией, личностными отношениями людей), личностно-групповой (возникает в случае несоответствия…), межгрупповой (стороны – соц группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствиями мешающие друг другу), внутригрупповой (саморегуляционные механизмы).
2. Сфера возникновения и проявления конфликта: социально-политические конфликты, межэтнические конфликты, конфликты в сфере производства, услуг, торговли.
3. В научных подразделениях
4. Конфликты воинских подразделений (деформация в уставных отношениях)
5. В условиях изоляции.
6. Семейные конфликты.
7. Супружеские конфликты.
8. По значению для группы и орг: позитивные и деструктивные.
9. По характеру причин: объективные, субъективные, подлинный (по критерию ложности или реальности), смещенный(явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый, лежащий в основе явного), неверно приписанный конфликт (ошибочный ), латентный (который должен был произойти, но которого нет), ложный (ошибки восприятия)
Горизонтальные (люди не находятся в подчинению друг друга), вертикальные(люди в подчинении друг друга).
Структура конфликта:
1. Индивиды, группы
2. Образы конфликтной ситуации (представление участников о себе и противоположной стороне и условиях протекания конфликта)
3. Условия протекания конфликта (соц-временные рамки, место и тд)
4. Действия.
5. Исходы конфликтной ситуации (варианты разрешения конфликта и его последствия) Конфликтоген – слово, действие, способное привести к конфликту.
Причины конфликтов:
1. Информационные (неполная, неточная информация, сокрытие информации)
2. Структурные (поощрение и наказание и тд)
3. Ценностные (между убеждениями, принципами и т.д.)
4. Отношенческие (удовлетворение или неудовлетворение от общения)
5. Поведенческие

25. Динамика протекания конфликта.
Инцидент — в переводе с латинского означает «случай», «происшествие» (обычно неприятного характера), «недоразумение», «противоречивое столкновение».
На первом этапе, на уровне обычного недоразумения, несовпадения мнений и оценочных выводов ни одна из сторон не стремится явно и бескомпромиссно проявлять свои позиции, они только зарождаются, формируются. Столкновения на этом этапе не являются обостренными, имеют характер случайности и могут быть ликвидированы, особенно при достаточном уровне культуры, воспитанности участников.
Однако подобные инциденты могут повторяться. Не удостоенные внимания посредников, негативные отношения между оппонирующими субъектами усиливаются, и инцидент закрепляется как первый этап в развитии конфликта.
В более строгом определении конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействие между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повод для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и методику предстоящей конфликтной борьбы.
Таким образом, конфликт — это ситуация, когда стороны уже не обременяют себя деликатностью в выяснении позиций, не скрывают своей категоричности в оценках и выходят на позицию: «победа любой ценой». Фиш этого, как правило, глубоко драматичен: неминуема жестокая вынужденное одной из сторон примириться с поражением, принять точку зрения оппонента или отступиться (возможно, отступить), но на довольно длительное время сохранить вкус обиды, а может, и враждебности.
Иногда в развитии любого конфликта пытаются выделить конкретные ста¬дии. Одним из вариантов такого рассмотрения является выделение 4-х стадий:
1. Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, цен¬ностей и норм — положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется силь¬ная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытые конфликтные столкновения. Такое положение дел может сохраняться до¬вольно долго. Эта стадия может быть также обозначена как латентный, или скрытый конфликт.
2. Стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интере¬сов. Эту стадию можно обозначить как инцидент, т. е. первую стычку конфликтантов. Инцидент выступает завязкой конфликта. Нередко инцидент вы¬ступает как будто по случайному поводу, но на самом деле — это последняя капля, которая переполняет чашу. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться (например, перебранка пассажиров в городском транспорте).
3. Стадия конфликтных действий. На этой стадии конфликт как бы «шага¬ет по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов — действий и про¬тиводействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерыв¬ной: с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силь1 ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда на¬пряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной кон¬фронтации сменяются временным улучшением отношений.
На этой стадии возможно переживание кульминации конфликта (верхней точки). Кульминация подводит к осознанию необходимости прервать даль¬нейшее обострение отношений и искать выход из конфликта.
4. Стадия снятия или разрешения конфликта. На этой стадии необходимо ввести два понятия: «цена конфликта» и «цена выхода из конфликта». Сравнение этих двух составляющих позволяет рационально решать вопрос, стоит ли продолжить конфликт или же выгоднее его прекратить. Часто разрешения конфликта удается достичь только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Одной из форм завершения конфликта является приглашение посредника, призванного провести переговоры между конфликтующими сторонами.

26. Способв разрешения конфликтов. Урегулирование конфликта – система мер, направленная на его урегулирование, а также на поиск путей выхода из конфликта.
Ошибки конфликта:
1) запаздывание принятия необходимых мер
2) попытка разрешения конфликта без выяснения истинных причин
3) использование только силы или наоборот дипломатичных переговоров
4) шаблон принятия методов урегулирования конфликта
Деятельной частью разрешения конфликта являются:
1) анализ и выяснение причин конфликта и его участников
2) принятие решения о вмешании в конфликт, реализация принятых решений
Рекомендации:
1) признать существование конфликта
2) определить возможность переговоров
3) согласовать процедуры переговоров
4) выявить круг вопросов, которые составляют предмет конфликта
5) разработка вариантов решения
6) принятие согласованного решения
7) реализация принятого решения на практике
Правило бесконфликтного общения:
1) не употреблять конфликтогены
2) не отвечать конфликтом на конфликт
3) проявление эмпатии к собеседнику
4) делайте как можно больше благородных посылок
Методы разрешения конфликтов:
1) уклонение – реакция на конфликт, которая выражается в игнорировании и практическом отрицании конфликта
2) сглаживание – удовлетворение интересов другой стороны через приспособление (чаще всего оно предлагает незначительное удовлетворение).
3) Конкуренция – неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, хотя следует признать, что конкуренция может стимулировать способности и талант
4) Сотрудничество – форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение обеих сторон более важно, чем решение вопроса
Здоровая личность:
1) проявляет интерес к другому лицу
2) наличие смысла жизни
3) существует иерархия ценностей
4) способность юмористически окрашивать действительность
5) эмоциональная уравновешенность
6) соответствие поведения нормам и традициям
7) выбор законных средств для достижения цели
Кодекс поведения в конфликте:
1) дайте «выпустить пар»
2) сбивайте агрессию неожиданными вопросами
3) не давайте отрицательных оценок
4) проблема и желаемый результат – цепь препятствий
5) дайте партнеру сохранить свое лицо
6) «как эхо»
7) На равных
8) промолчать

27. Понятие малой группы, стадии её развития. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое. За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

28. Классификация малых групп.
По способу образования: стихийные, организованные, реальные, условные.
По характеру совместной деятельности: практическая, гностическая, гедоническая
По социальной значимости: социально-полож



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии