БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Международное публичное право » ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

1. История создания Организации Объединенных Наций
2. Правовой статус, цели и принципы деятельности ООН в современных международных отношениях
3. Структура и компетенция органов ООН

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. История создания Организации Объединенных Наций

ООН — универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско (США) и вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как День Объединенных Наций.
Впервые идея организационного закрепления коллективных усилий союзных государств, направленных на обеспечение прочного и длительного мира была выдвинута в общем виде в Декларации Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимопомощи от 4 декабря 1941 г. Термин «Объединенные Нации» появился в период формирования антигитлеровской коалиции и был закреплен в Декларации Объединенных Наций, подписанной в Вашингтоне 1 января 1942 г. 26 государствами.
30 октября 1943 г. Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании приняла Декларацию четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности (подписана также представителем Китая), в которой содержалось решение о создании новой международной организации. Это решение было подтверждено на Тегеранской конференции руководителей СССР, США и Великобритании 1 декабря 1943 г.
На Конференции экспертов в Думбартон-Оксе (США), состоявшейся в августе-сентябре 1944 г., представители СССР, США и Великобритании выработали проект устава будущей организации — так называемые «Предварительные предложения относительно создания всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности». Позднее проект был одобрен Китаем. Наконец, Крымская (Ялтинская) конференция руководителей СССР, США и Великобритании в феврале 1945 г. решила вопросы, не урегулированные в Думбартон-Оксе: о порядке голосования в Совете Безопасности, судьбе подмандатных территорий, содержании Статуса Международного Суда и др.
На конференции в Сан-Франциско в апреле-июне 1945 г. Устав был выработан окончательно. Его подписало 51 государство. В работе конференции не участвовала Польша. Ей отвели место в алфавитном порядке среди подписей первоначальных членов.

2 Правовой статус, цели и принципы деятельности ООН в современных международных отношениях

Один из активных разработчиков Устава ООН профессор С.Б. Крылов справедливо отмечал, что «Организация Объединенных Наций (в лице ее некоторых органов) обладает рядом полномочий и правоспособностью в отдельных международно-правовых отношениях (в области как международного частного, так и публичного права)». ООН не является конфедерацией, поскольку не обладает государственной властью. ООН не является и мировым правительством. Она с самого начала создавалась как организация сотрудничества государств в самых различных (практически во всех) областях международных отношений.
Основные черты правосубъектности ООН закреплены в ее Уставе, Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., соглашениях ООН со специализированными учреждениями, Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1995 г., Соглашении между ООН и США по вопросу о местоположении Центральных учреждений ООН 1947 г. и во многих других международных договорах.
Согласно ст. 104 Устава Организация пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения своих функций и достижения своих целей.
Цели ООН:
– поддержание международного мира и безопасности и для этого принятие коллективных мер против нарушителей мира;
– развитие дружественных отношений между всеми нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
– осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;
– быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей (ст. 1 Устава ООН).
Принципы деятельности ООН (ст. 2 Устава):
1) суверенное равенство членов ООН;
2) добросовестное выполнение ими обязательств по Уставу ООН;
3) отказ от угрозы силой или ее применения в любых случаях. Несовместимых с Уставом ООН;
4) невмешательство ООН во внутренние дела государств;
5) оказание всемирной помощи ООН каждым ее членом в действиях, соответствующих Уставу ООН, и воздержание от помощи государством, против которых ООН принимает превентивные или принудительные меры;
6) обеспечение ООН такого положения, чтобы государства, не являющиеся ее членами, в случае необходимости действовали в соответствии с ее Уставом.
Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые, по мнению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять (ст. 4 Устава ООН).
Прием новых членов производится Генеральной Ассамблеей ООН большинством в две трети голосов по рекомендации Совета Безопасности, с соблюдением принципа единогласия его постоянных членов.
Устав ООН предусматривает возможность:
– исключение государств из ООН за систематическое нарушение Устава (ст. 6);
– приостановление осуществления прав и привилегий члена ООН в отношении государств, против которых Советом Безопасности приняты меры превентивного или принудительного характера (ст. 5).
Устав ООН — единственный международный документ, положения которого обязательны для всех государств. Он призван быть фундаментом формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств. И выработки кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях. На основе Устава в рамках ООН заключены многочисленные многосторонние договоры и соглашения.
Таким образом, основные черты правосубъектности ООН выражаются в следующем.
ООН вправе заключать договоры с государствами и другими международными организациями и требовать их неукоснительного соблюдения. Эти договоры являются важными источниками международного публичного права (ст. 17, 26, 28, 32, 35, 43, 53, 57, 63, 64, 77, 79, 83, 85, 93 Устава ООН).
Согласно ст. 105 Устава Организация пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для достижения ее целей. Кроме того, представители членов ООН и ее должностные лица также пользуются такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организации.
ООН является юридическим лицом и правомочна: а) заключать договоры имущественного характера; б) приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им; в) возбуждать дела в суде.
Как субъект международного права Организация вправе предъявлять претензии юридического характера к государствам и другим международным организациям.
Организация не может быть ограничена финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода.

3 Структура и компетенция органов ООН

Органы ООН делятся на 2 вида: главные и вспомогательные. Устав ООН предусматривает 6 главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономической и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке (утратил свое значение), Международный Суд, Секретариат. Вспомогательные органы (около 300) создаются главными. Среди них следует выделить Комиссию международного права ООН, осуществляющую кодификацию и прогрессивное развитие международного права, Комиссию ООН по правам человека, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Главные органы различаются по своему значению и правовому положению. Самые важные — Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. ЭКОСОС и Совет по Опеке работают под руководством Генеральной Ассамблеи, представляя результаты своей деятельности на ее окончательное утверждение.
С начала 90-х годов ООН начала внутренние реформы, направленные на сокращение и повышение эффективности управленческого аппарат, снижение расходов. Выдвигаются требования более целенаправленных реформ. Главное направление — усиление ООН, повышение ее авторитета и расширение полномочий, в первую очередь повышение обязательной силы ее решений, улучшение контроля за их исполнением.
Направления деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы. Поэтому следует рассмотреть направления деятельности не ООН в целом, а рассмотреть полномочия и деятельность каждого из них, а также те вопросы, которые не относятся к их компетенции, или в вопросах, в которых существует ограничения полномочий.
Генеральная Ассамблея ООН — обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за исключением ст. 12, давать рекомендации членам ООН и (или), Совету Безопасности ООН по любым таким вопросам и делам. Генеральная Ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами, в том числе государствами-членами и не членами ООН, или Советом Безопасности ООН, и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения. Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности до и после обсуждения. Генеральная Ассамблея ООН не может выдвигать рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет Безопасности выполнят по отношению к ним возложенные на него Уставом ООН функции, если сам Совет Безопасности не попросит об этом. Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и составляет рекомендации в целях содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, содействует осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других органов ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН. Генеральная Ассамблея ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН.
Совет Безопасности ООН — главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Согласно Устава ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого, создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя блокаду, операции вооруженных сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблее ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно устава, Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств-членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) также является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам совей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этим проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач, Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом.
Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая часть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна — Тихоокеанские острова (под опекой США). В состав Совета входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, который в его работе фактически не участвует.
Международный Суд ООН — это главный судебный орган ООН. Этим в основном и определяется сфера деятельности Международного Суда. Этот орган имеет множество специфических особенностей, т.к. в отличии от других международных судов, сторонами рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, то есть государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве вспомогательного средства — судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.
Секретариат ООН — это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.
В настоящее время существует 16 специализированных учреждений ООН. Специализированные учреждения ООН — это созданные на основе международных соглашений международные межправительственные организации, облеченные ответственностью в сфере экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях, поставленных в связь с ООН посредством заключения специальных соглашений, в силу которых ЭКОСОС получает право согласовывать деятельность таких учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций Генеральной Ассамблее и государствам членам ООН.
Специализированные учреждения ООН являются межправительственными организациями универсального характера, обладающими специальной компетенцией в различных сферах международных отношений. Некоторые из них образовались из функционировавших ранее международных административных союзов. Другие были созданы в период второй мировой войны или после нее по инициативе либо ООН, либо заинтересованных государств.
В зависимости от сферы деятельности специализированные учреждения ООН могут быть подразделены на три основные группы.
Первая группа — специализированные учреждения экономического характера. Термин «экономический» охватывает международную торговлю, финансы, связь и транспорт (что было специально оговорено Комитетом II в Конференции в Сан-Франциско). К этой группе можно отнести также организации технико-экономического характера. В первую группу входят 12 организаций: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
Ко второй группе, специализированным учреждениям социального характера, относятся Международная организация (МОТ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
В третью группу входят учреждения культурно-гуманитарного характера — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите органы, входящие в структуру ООН.
2. Определите принципы деятельности ООН.
3. В чем выражаются основные черты правосубъектности ООН.
4. Какова юридическая сила резолюций Генеральной Ассамблеи ООН?
5. В чем заключается роль принудительных мер Совета Безопасности ООН?
6. Перечислите специализированные учреждения ООН и охарактеризуйте основные направления их деятельности.

Рекомендуемые источники

1. Величковский, А.В. Проблемные аспекты понятия «юрисдикция Международного суда ООН» / А.В. Величковский // Журн. междунар. права и междунар. отношений. — 2000. —
№4. — С. 3—9.
2. Довгань, Е.Ф. Обязательность резолюций Совета Безо¬пасности ООН в контексте принципа невмешательства во внутренние дела государств / Е.Ф. Довгань // Белорус, журн. междунар. права и междунар. отношений. — 2004. — №2. — С. 3—10.
3. Островский, Я.А. ООН и права человека / Я.А. Островский. — М.: АНМИ, 1998. — 410 с.
4. Основные факты об Организации Объединенных Наций. — Москва: Издательство «Весь Мир», 2005. — 456 с.
5. Улахович, В.Е. Международные организации: справ, пособие / В.Е. Улахович. — Москва: ACT; Минск : Харвест, 2005. — 397 с.
6. ЮНЕСКО и права человека / [Л.В. Павлова, А.Е. Ваш-кевич; под ред. Л.В. Павловой]; Обществ, об-ние «Белорусский центр конституционализма и сравнительно-правовых исследований». — Минск: ТЕСЕЙ, 2002. — 231 с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии