БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Хозяйственное право » Правовые основы деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

Правовые основы деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

Автор: Maxvel 5-01-2012, 17:19

1. Понятие и роль банков в условиях рыночной экономики.
2. Понятие банковской системы Республики Беларусь.
3. Национальный банк. Задачи и функции.
4. Операции, осуществляемые Национальным банком.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


При изучении данной темы студенты должны знать: понятие и роль банков в условиях рыночной экономики; понятие банковской системы Республики Беларусь; понятие и сущность Национального банка; операции, осуществляемые Национальным банком. Студенты должны исследовать порядок государственной регистрации банков.
Студенты должны запомнить, что в соответствии со ст.136 Конституции Республики Беларусь банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Кроме того, банковская система Республики Беларусь — составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Основными принципами банковской деятельности являются:
1) обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;
2) независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
3) разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;
4) обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;
5) обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;
6) обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
7) обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.


1 Понятие и роль банков в условиях рыночной экономики

В теории нет единства мнений относительно понятия и сущности банка. В экономической литературе различных периодов можно встретить утверждения о том, что банк — это расчетный центр; хранилище денег; посредник в платежах; орган контроля; институт обмена. Наиболее распространенным является суждение о сущности банка как предприятия.
В соответствии со ст. 8 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК) банк — юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
− привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
− размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
− открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
Банк должен иметь наименование и фирменное наименование, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова «банк», а также на его организационно-правовую форму.
Уставный фонд банка состоит из стоимости вкладов его учредителей (участников). В уставном фонде банка определяется минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов банка.
При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей (участников) банка.
Банк считается созданным с момента государственной регистрации, которую осуществляет Национальный банк.
Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Правлением Национального банка в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.
В случае отказа в государственной регистрации банка Национальный банк в пятидневный срок в письменной форме уведомляет об этом учредителей с указанием причин отказа.
Зарегистрированному банку выдается свидетельство о его государственной регистрации.
Государственная регистрация банка не проводится в случае несформирования его уставного фонда, а также в иных случаях.
Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии, выданной Национальным банком.
Лицензии, выданные Национальным банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковских операций. При отзыве, приостановлении, а также восстановлении действия лицензии на осуществление банковских операций в указанном реестре делается соответствующая запись.
В лицензии, выданной Национальным банком, указываются банковские операции, на осуществление которых данный банк имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

2 Понятие банковской системы Республики Беларусь

Система в целом представляет собой совокупность структурных элементов в их взаимосвязи.
В ст.136 Конституции Республики Беларусь сказано, что банковская система нашего государства состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Кроме того, банковская система Республики Беларусь — составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Финансово-кредитная система Республики Беларусь кроме банков включает и небанковские кредитно-финансовые организации.
Такая структура принята в подавляющем большинстве стран. Одноуровневая система возможна, как правило, в двух случаях. Прежде всего, она функционирует на ранних этапах развития банковского дела, когда в государстве нет еще центрального банка. Соответственно банки могут осуществлять любые принятые операции вплоть до эмиссии собственных денег. На то, что в Беларуси существует именно банковская система, а не совокупность банков, указывают:
1. Характер отношений между двумя уровнями системы.
Национальный банк осуществляет банковское регулирование, направленное на поддержание банковской системы в оптимальном состоянии.
2. Характер отношений между банками второго уровня (банки равноправны).
3. Тесная взаимосвязь элементов банковской системы между собой.
4. Наличие у каждого элемента банковской системы определенной независимости от принуждения извне.
Банковская система Республики Беларусь представляет собой внутренне организованную совокупность взаимосвязанных между собой банков.
Основными принципами банковской деятельности являются:
1) обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;
2) независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
3) разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;
4) обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;
5) обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;
6) обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
7) обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

3 Национальный банк. Задачи и функции

Национальный банк — центральный банк Республики Беларусь, действующий исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения центральных органов Национального банка — город Минск.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
− защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
− развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
− обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.
Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.
Национальный банк выполняет следующие функции:
− разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;
− осуществляет эмиссию денег;
− регулирует денежное обращение;
− регулирует кредитные отношения;
− организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
− является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
− осуществляет валютное регулирование;
− организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
− выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
− осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
− выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;
− дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
− осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
− осуществляет лицензирование банковской деятельности;
− регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;
− устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;
− устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля;
− согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
− регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
− устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;
− осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
− устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь;
− разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;
− определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;
− осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
− организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
− организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;
− создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;
− формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;
− устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
− устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;
− устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
− организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
− осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов, технической укрепленностью и охраной банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
− проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;
− заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
− выполняет другие функции, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.

4 Операции, осуществляемые национальным банком

К операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся:
− кредитование банков в порядке рефинансирования;
− расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
− переучет векселей;
− операции на рынке ценных бумаг;
− инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
− управление золотовалютными резервами в пределах своей компетенции, а также операции с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями в любом виде и состоянии, в том числе их покупка, продажа, мена на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
− открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
− передача драгоценных металлов в виде мерных слитков на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
− привлечение денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в депозиты;
− продажа в Республике Беларусь и за ее пределами памятных и слитковых (инвестиционных) монет по цене не ниже номинальной;
− выдача по решению Президента Республики Беларусь банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам;
− межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
− прием ценностей на хранение;
− денежные переводы и иные расчетные операции;
− покупка и продажа иностранной валюты, платежных инструкций в иностранной валюте и иные валютные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, в том числе документарные операции и операции по выдаче кредитов в иностранной валюте;
− банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;
− посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по размещению государственных ценных бумаг;
− операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь;
− открытие и обслуживание карт-счетов своих работников;
− кредитование своих работников.
Национальный банк не вправе оказывать услуги по осуществлению банковских операций юридическим лицам, не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности, и физическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Национальный банк осуществляет банковские операции за плату, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Основные

1. Вабищевич, С. С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь : монография / С. С. Вабищевич; 3-е изд., испр. и доп. — Минск : Молодеж. науч. о-во, 2005. — 448 с.
2. Довнар, Ю. П. Банковское право. Общая часть / Ю. П. Довнар. — Минск : Амалфея, 2006. — 310 с.
3. Куницкая, О. М. Хозяйственое право : краткий курс лекций / О. М. Куницкая. — Барановичи : БарГУ, 2005. — 260 с.
4. Мамутов, В. К. Хозяйственное право : учебник / В. К. Мамутов. — Киев : Юринком Интер, 2002. — 260 с.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). ― Минск : Амалфея, 2005. ― 48 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: с измен. и доп.: текст по состоянию на 20 июля 2006 г.// Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь. ― 1999. ― № 7 ― 9. ― Ст. 101.
3. Банковский кодекс Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-3 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.
4. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования : Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 марта 1999 г № 11 : с измен. и доп. : текст по состоянию на 4 сент. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 145. — 1/7906.
5. Об утверждении Инструкции о банковском переводе : постановление Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 29 марта 2001 г., № 66 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2001. — № 49. — № 8/5770.
6. Об утверждении Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 28 апр. 2003 г., № 9 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.
7. Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 29 июня 2000 г., № 359 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.
8. Об утверждении правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь : постановление Правления Национального банка Респ. Беларусь, 28 сент. 2000 г., № 24.12 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.
9. О лицензировании отдельных видов деятельности : Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 17 : с измен. и доп. : текст по состоянию на 31 дек. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 4. — 1/8208.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие и роль банков в условиях рыночной экономики.
2. Определение банковской системы Республики Беларусь.
3. Определение Национального банка, его структура, порядок деятельности.
4. Задачи и функции Национального банка.
5. Операции, осуществляемые Национальным банком.


ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Задача 1

Главное управление Национального банка по Минской области приняло решение о приостановлении действия лицензии банка «Н» на осуществление операций с иностранной валютой за несоблюдение банком правил ведения кассовых операций с иностранной валютой, доведя это решение до соответствующего банка.
Есть ли основания для обжалования решения, принятого Главным управлением Национального банка?
Если да, то в каком порядке решение может быть обжаловано?
Какие виды лицензий дают банку право на осуществление операций с иностранной валютой?

Задача 2

Индивидуальный предприниматель Касин представил в обслуживающий банк заявление об открытии ему депозитного счета путем перечисления в безналичном порядке средств с его текущего счета. Через неделю с обоих счетов им была снята значительная сумма наличными.
Какие операции осуществил банк, выполняя платежную инструкцию клиента?
Какими сделками опосредуются эти операции? Имеет ли банк право осуществлять такие операции?

Задача 3

В банк поступило платежное поручение АО о перечислении средств с его счета на счет подрядчика, которое было банком акцептовано. Однако, как выяснилось в судебном заседании, банк соответствующую расчетную операцию не произвел, и деньги на счет подрядчика не поступили.
В суде свои действия банк мотивировал тем, что АО не представило свидетельство о перерегистрации. Ответчик - АО возражает против иска подрядчика, так как считает свои обязательства перед подрядчиком исполненными и полагает, что иск должен быть предъявлен к банку.
Решите спор.

Задача 4

В хозяйственный суд поступило исковое заявление, в котором поставщик требовал взыскать с покупателя проценты в размере учетной ставки Национального банка за несвоевременную оплату поставленного оборудования. В суде выяснилось, что платежное поручение было направлено в банк, обслуживающий покупателя, своевременно, акцептовано им и на следующий день направлено в банк, обслуживающий поставщика, и им акцептовано. В связи с этим ответчик отказался удовлетворить требование истца.
Решите спор.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии