БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Налоговое право » НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Автор: Maxvel 8-01-2012, 15:25

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

9.1 Камеральная налоговая проверка.
9.2 Выездная налоговая проверка.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

9.1 Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в котором плательщик (иное обязанное лицо) состоит на учете. О проведении камеральной налоговой проверки плательщик не уведомляется, на ее проведение не выдается предписание.
В ходе камеральной налоговой проверки устанавливается правильность исчисления плательщиком налогов, сборов (пошлин), обоснованность применения льгот, своевременность перечисления исчисленных сумм в бюджет.
Проверка проводится на основе данных налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней, иных документов, связанных с налогообложением и представленных плательщиком, его объяснений и других имеющихся у налогового органа документов и сведений. В то же время, если имеющихся документов и сведений для объективности проверки недостаточно, налоговый орган вправе истребовать у плательщика дополнительную информацию, подтверждающую правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин).
Периодичность проведения камеральных налоговых проверок совпадает с периодичностью представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам), т. е. все представляемые в налоговые органы документы подвергаются камеральным налоговым проверкам. При этом камеральная проверка оформляется актом только в случае установления каких-либо нарушений в исчислении налогов, сборов (пошлин).

2. Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке.
В случае несовпадения режима работы плательщика с режимом работы налогового органа или отсутствия у плательщика помещений и (или) условий для размещения проверяющих проверка может проводиться и в служебном помещении налогового органа.
В зависимости от круга проверяемых вопросов выездные налоговые проверки подразделяются на комплексные, тематические, встречные и рейдовые.
При проведении комплексной выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты всех видов налогов, сборов (пошлин), плательщиком которых являлся или мог являться проверяемый. Проверяется период деятельности начиная с даты, следующей за периодом, охваченным предыдущей налоговой проверкой, либо с даты государственной регистрации плательщика (в случае, если он не проверялся налоговыми органами с момента регистрации), либо с даты фактического начала предпринимательской деятельности (в случае занятия его без государственной регистрации и без постановки на учет в налоговых органах) и до даты, установленной законодательством для сдачи последней налоговой декларации (расчета) перед датой начала текущей выездной налоговой проверки. В случае проведения проверки по поручению правоохранительных и других контролирующих органов проверяемый период определяется по согласованию с указанными органами.
Срок проведения проверки определяется исходя из объема работы с учетом поставленных задач и особенностей проверяемого плательщика. Общий срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней. При наличии объективных причин указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) органа, назначившего проверку. Кроме того, руководителем налогового органа проверка может быть приостановлена. Основаниями для приостановления проверки могут служить: предоставление плательщику времени для восстановления учета, болезнь проверяющего, направление проверяющего на другую проверку и т. п. О приостановлении проверки в ранее выданном предписании делается соответствующая запись с ознакомлением плательщика под роспись. Следует отметить, что в 30-дневный срок не включается время, необходимое для написания акта проверки.
В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты отдельных видов налогов, сборов (пошлин), плательщиком которых являлся или мог являться проверяемый, а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов.
Тематические проверки проводятся по мере необходимости. К ним можно отнести проверки правильности определения подлежащих зачету или возврату сумм налога на добавленную стоимость, проверки, проводимые с целью изучения причин образования у плательщика задолженности по налогам, сборам (пошлинам), выявления у него имущества и активов для обращения их в погашение образовавшейся задолженности; соблюдения банками сроков исполнения платежных поручений плательщиков на перечисление исчисленных сумм налогов, сборов (пошлин).
Не относится к проверкам получение информации у плательщиков, в том числе с выходом на место, для анализа и прогнозирования поступления платежей в бюджет в текущем периоде и на перспективу, анализа экономических показателей деятельности плательщика и причин образования убытков, других задач аналитического характера, изучения влияния изменений, произошедших в налоговом законодательстве, на финансовое состояние плательщиков, динамику и структуру платежей в бюджет, подготовки и обоснования предложений по совершенствованию налогового законодательства.
Встречная выездная налоговая проверка проводится в случае, если у проверяющих возникли сомнения в достоверности отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета проверяемого плательщика (иного обязанного лица). Целью ее проведения является установление достоверности хозяйственных операций, отраженных в первичных документах плательщика, либо в случае отсутствия надлежащих первичных документов. Проводится она у плательщиков, с которыми проверяемый плательщик имел хозяйственные операции.
При встречных налоговых проверках первичные документы и учетные данные проверяемого плательщика сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися у тех организаций, индивидуальных предпринимателей, от которых получены или которым выданы средства и материальные ценности.
Особенностью рейдовой налоговой проверки является то, что проводится она в местах деятельности плательщиков (иных обязанных лиц).
Путем рейдовой налоговой проверки осуществляется контроль за соблюдением налогового законодательства в данный момент и в данном месте.
В районе, назначенном для рейдовой проверки (рынок, улица, часть населенного пункта и т. д.), проверяющие вправе при соблюдении требований, предъявляемых к проведению рейдовых проверок, проверять деятельность плательщиков независимо от места постановки их на учет.
Основными задачами, решаемыми налоговыми органами в ходе рейдовой проверки, являются:
1) соблюдение установленного порядка приема наличных денежных средств от покупателей (клиентов);
2) соблюдение установленного порядка хранения материальных ценностей в других местах;
3) выявление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности;
4) сбор оперативной информации;
5) проверка заявлений и жалоб.


Литература

1. Адаменкова, С. И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании / С. И. Адаменкова. — Минск, 2005. — 320 с.
2. 3аяц, Н. Е. Налоги и налогообложение / Н. Е. Заяц. — Минск, 2004. — 280 с.
3. Маньковский, И. А. Налоговое право Республики Беларусь / И. А. Маньковский. — Минск, 2003. — 380 с.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с.
2. Налоговый кодекс (Общая часть) Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — № 4. — 2/290.
3. Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами : постановление М-ва по налогам и сборам Респ. Беларусь, 29 дек. 2003 г., № 124 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — № 4. — 8/10533.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии