БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Налоговое право » ОСОБЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ОСОБЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ОСОБЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

14.1 Налогообложение доходов, полученных в отдельных сферах деятельности.
14.2 Налогообложение в свободных экономических зонах, на приобретение автотранспортных средств.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

14.1 Налогообложение доходов, полученных в отдельных сферах деятельности

Плательщиками являются банки, небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, а также иные организации, определенные п. 2 ст. 1 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, получившие доходы от операций с ценными бумагами. Банки и страховые организации вправе возложить на свои филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, уплату налога на доходы. При этом филиалы, представительства и иные обособленные подразделения банков и страховых организаций, на которые возложена обязанность по уплате налога на доходы, исполняют налоговые обязательства банков и страховых организаций по данному налогу.
Объект налогообложения:
— для банков и страховых организаций — общая сумма доходов, полученная в налоговом периоде;
— для иных организаций, осуществляющих операции с ценными бумагами, — общая сумма доходов от реализации (погашения) ценных бумаг в налоговом периоде. Наличие убытков от реализации (погашения) ценных бумаг не влечет уменьшения балансовой прибыли при исчислении налога на прибыль.
Налогооблагаемая база определяется:
1) банками — как общая сумма доходов, полученная в налоговом периоде, уменьшенная на сумму расходов, относимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь на себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом особенностей состава затрат, включаемых в расходы на осуществление банковской деятельности, и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям;
2) страховыми организациями — как общая сумма доходов, полученная от оказания страховых услуг и осуществления других видов деятельности в налоговом периоде, уменьшенная на сумму расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), с учетом основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость услуг по страхованию в страховых организациях, а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Под страховыми услугами понимаются услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию.
Предметом деятельности страховщиков может быть только страховая, а также инвестиционная и иная деятельность, связанная со страхованием и осуществляемая в целях получения дополнительных доходов и гарантий выполнения страховых обязательств, в соответствии с перечнем видов такой деятельности, утверждаемым Министерством финансов Республики Беларусь;
3) иными организациями, осуществляющими операции с ценными бумагами, — как разница между ценой реализации (погашения) ценных бумаг в налоговом периоде и ценой их приобретения с учетом затрат на приобретение и реализацию. Указанные лица должны обеспечить раздельный учет доходов от реализации (погашения) ценных бумаг и доходов от других видов деятельности.
При определении банками и страховыми организациями налогооблагаемой базы:
1) из состава затрат исключаются:
— расходы на оплату труда;
— амортизация основных средств и износ нематериальных активов;
2) расходы, в отношении которых законодательством установлены нормы для включения в себестоимость, а также в затраты для целей налогообложения, учитываются в пределах этих норм;
3) затраты, относящиеся к предыдущим отчетным периодам (месяцам) текущего календарного года, подтверждаемые первичными учетными документами, поступившими по истечении этих периодов (месяцев), учитываются для целей налогообложения в том отчетном периоде (месяце) текущего года, в котором указанные документы поступили;
4) расходы по предварительной оплате услуг, имеющие признак временной определенности хозяйственных операций, например, расходы по оплате услуг международных телекоммуникационных систем по передаче информации и совершению платежей (КЕ11ТЕК8, 8.\\Л1.Р.Т.), а также иные аналогичные расходы, для целей их равномерного распределения включаются в состав расходов ежемесячно равными долями в течение срока, к которому относятся те или иные расходы.
К внереализационным доходам (расходам) банков и страховых организаций для целей исчисления налога на доходы относятся:
— штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров (в том числе с физическими лицами), уплаченные или признанные организацией к уплате (учитываются в составе внереализационных доходов или расходов при определении налогооблагаемой базы в том отчетном периоде, в котором указанные суммы поступили в кассу или зачислены на банковский счет, либо перечислены с банковского счета);
— безвозмездно полученные денежные средства (учитываются в составе внереализационных доходов в том отчетном периоде, в котором поступили в кассу, зачислены на банковский счет);
— доходы от безвозмездно полученного имущества (учитываются в составе нереализационных доходов в том отчетном периоде, в котором получены, в размере стоимости, не менее учетной стоимости этого имущества, числившейся в первичных учетных документах передающей стороны);
— средства целевого финансирования, первоначально учтенные в качестве доходов будущих периодов (учитываются в составе доходов и расходов в периодах, в которых понесены расходы, на финансирование которых они получены);
— доходы от принятого к учету имущества, выявленного по результатам инвентаризации (по учетной стоимости);
— доходы, полученные в виде возмещения причиненных убытков, расходы, понесенные в виде возмещения убытков другим организациям, физическим лицам;
— суммы дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания (включая ранее списанные как безнадежные), в размере ранее отраженной задолженности в бухгалтерском учете;
— суммы недостач, порчи и иной утраты имущества в соответствии с законодательством;
— положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;
— суммовые разницы, возникающие в связи с погашением дебиторской, кредиторской задолженности, в том числе задолженности по полученным кредитам, полученным (выданным) займам;
— судебные расходы;
— доходы (расходы), полученные (понесенные) при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (стихийное бедствие, авария и т. п.), при национализации, конфискации;
— расходы обслуживающих производств и хозяйств;
— расходы в виде исчисленных в соответствии с законодательством сумм налога на добавленную стоимость, налога на недвижимость, а также налогов и сборов, исчисляемых банками от дохода за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов, страховыми и перестраховочными организациями — от балансовой прибыли;
— прочие доходы и расходы от операций, непосредственно не связанных с деятельностью банков и страховых организаций.
Кроме того, к внереализационным доходам у страховых организаций относятся:
— доходы (расходы), полученные (понесенные) от сдачи в аренду (лизинг) имущества;
— доходы (проценты), полученные за пользование денежными средствами, находящимися на банковском счете.
Порядок определения затрат по операциям с ценными бумагами устанавливается для:
— банков — Национальным банком Республики Беларусь;
— страховых организаций и иных организаций — Министерством финансов Республики Беларусь.
Фактически уплаченные (удержанные) в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) международными договорами суммы налога на доход (прибыль) не зачитываются при уплате налога на доходы в Республике Беларусь, если иное не предусмотрено международным договором.
Уплаченная (удержанная) в соответствии с международным договором сумма налога на доход (прибыль), исчисленная по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату внесения в доход иностранного государства, зачитывается при уплате в Республике Беларусь налога на доходы, если такой зачет предусмотрен международным договором, при представлении справки налогового органа (иной компетентной службы государства, в функции которой входит взимание налогов), подтверждающей факт его уплаты за пределами Республики Беларусь и содержащей следующие реквизиты: наименование плательщика, налога, дата уплаты налога и период, за который уплачивался налог, размер объекта налогообложения (налоговой базы), ставка налога и сумма зачисленного в доход иностранного государства налога. При отсутствии такой справки налог на доходы в отношении дохода, полученного за пределами Республики Беларусь, уплачивается в Республике Беларусь в полном размере. В случае представления в последующем справки, подтверждающей уплату налога на доход (прибыль) за рубежом, такой налог подлежит зачету в текущем отчетном периоде. Зачет суммы налога на доходы (прибыль), уплаченной (удержанной) за пределами территории Республики Беларусь по доходам, полученным за пределами Республики Беларусь, производится в пределах уплаченной (уплачиваемой) в Республике Беларусь суммы налога на доходы в отношении этого дохода (не может превышать сумму налога на доходы, уплаченную в связи с таким доходом за календарный год, в котором он получен). Под доходом, полученным за пределами Республики Беларусь, понимается доход (выручка) белорусской организации, в связи с которым в соответствии с международным договором производится обложение налогом на доход (прибыль) в иностранном государстве.
Плательщики налога на доходы вправе уменьшить налогооблагаемую базу на суммы доходов, полученные от операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами Национального банка Республики Беларусь и ценными бумагами местных целевых облигационных жилищных займов и определяемые в виде разницы между:
— ценой погашения и ценой приобретения ценных бумаг, уменьшенные на сумму расходов по данным операциям, — при погашении ценных бумаг эмитентом в форме, установленной законодательством Республики Беларусь;
— ценой реализации ценных бумаг, но не выше их текущей стоимости на день продажи, и ценой приобретения таких бумаг, уменьшенные на сумму расходов по данным операциям, при купле-продаже ценных бумаг юридическими лицами, признаваемыми плательщиками налога на доходы (за исключением брокерских и иных посреднических операций).
За текущую стоимость дисконтных ценных бумаг принимаются:
— при продаже на аукционе — средневзвешенная цена продажи этих бумаг, сложившаяся в ходе аукциона, увеличенная на процент дохода, установленный при выпуске ценных бумаг;
— при продаже Министерством финансов Республики Беларусь на определяемых им условиях — цена продажи, указанная в договоре продажи, увеличенная на процент дохода, установленный при выпуске ценных бумаг.
Текущей стоимостью процентных ценных бумаг является номинальная стоимость ценных бумаг, увеличенная на сумму процентной ставки, установленной при выпуске данных ценных бумаг.
К государственным ценным бумагам, ценным бумагам Национального банка Республики Беларусь и ценным бумагам местных целевых облигационных жилищных займов, на суммы доходов от операций, с которыми может быть уменьшена налогооблагаемая база, относятся:
— государственные ценные бумаги, эмитируемые Советом Министров Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь в качестве государственных долговых обязательств;
— облигации и векселя, эмитируемые Национальным банком Республики Беларусь в целях регулирования денежной массы и формирования золотовалютных резервов Республики Беларусь;
— облигации местных целевых облигационных жилищных займов, эмитируемые местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Банки и страховые организации вправе уменьшить налогооблагаемую базу на:
1) суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Указанное уменьшение налогооблагаемой базы производится при условии полного использования сумм начисленного амортизационного фонда на последнюю отчетную дату в следующем порядке:
— банкам и страховым организациям, развивающим собственную производственную базу, на сумму фактически произведенных затрат в налоговом периоде;
— в части сумм, направленных в порядке долевого участия на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, на сумму затрат, подтвержденных застройщиком.
При реализации, ликвидации, сдаче в аренду (иное возмездное и безвозмездное пользование) объектов основных фондов и объектов, незавершенных строительством (либо их части), в течение двух лет с момента приобретения или сооружения, по которым производилось уменьшение налогооблагаемой базы, налогооблагаемая база подлежит увеличению (в пределах сумм ранее произведенного уменьшения) на остаточную стоимость этих объектов основных фондов (либо их части) с учетом их ежегодной переоценки с использованием коэффициентов пересчета, публикуемых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, и коэффициентов изменения стоимости основных фондов, а также на произведенные затраты по объектам, не завершенным строительством, с учетом их индексации;
2) сумму затрат, осуществляемых за счет средств, остающихся в их распоряжении после налогообложения, направляемых на содержание находящихся на их балансах детских оздоровительных учреждений, учреждений образования, домов престарелых и инвалидов, объектов жилищного фонда, здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и спорта, а также затрат на эти цели при долевом участии в содержании указанных учреждений и объектов в соответствии с нормативами затрат по аналогичным учреждениям и объектам, содержащимся за счет средств бюджета;
3) суммы, переданные зарегистрированным на территории Республики Беларусь учреждениям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, финансируемым за счет средств бюджета, или суммы, использованные на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным учреждениям товарно-материальные ценности (работы, услуги). Данные расходы не могут превышать 5 % налогооблагаемой базы.
Банки и страховые организации, использующие льготы по налогу, представляют в инспекцию Министерства по налогам и сборам (МНС) справку о размере и составе использованных льгот по налогу на доходы.
Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога.
Налог на доходы исчисляется и уплачивается по ставке:
— 30% — банками и страховыми организациями;
— 40% — иными организациями по доходам от операций с ценными бумагами.
Банки и страховые организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, на которые не возложено исполнение налоговых обязательств банков и страховых организаций, уплачивают налог по месту нахождения филиала. При этом расчет суммы налога на доходы производится по налоговой декларации (расчету), представленной в инспекцию МНС по месту постановки на учет, составленной на основе консолидированного (сводного) баланса. К налоговой декларации (расчету) прилагается реестр в разрезе всех филиалов.
Исчисление налогооблагаемой базы производится:
— банками — с учетом убытков, полученных филиалами. Сумма льгот и других вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу, рассчитывается в целом по сводному расчету. Сумма налога на доходы, подлежащая уплате по деятельности филиала, распределяется по сводному расчету пропорционально доле дохода каждого филиала в общей налогооблагаемой базе. Соответственно, по консолидированному балансу определяются льготы по налогообложению, в том числе и размер льготируемого дохода в части сумм, направленных на финансирование капитальных вложений;
— страховыми организациями — с учетом убытков, полученных филиалами. Сумма льгот и других вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу, рассчитывается в целом по сводному расчету. Сумма налога на доходы, подлежащая уплате по деятельности филиала, распределяется пропорционально доле страховых взносов каждого филиала в сумме страховых взносов, полученных страховой организацией. Льготы по налогообложению, в том числе и размер льготируемого дохода в части сумм, направленных на финансирование капитальных вложений, определяются по консолидированному балансу страховой организации.
Порядок исчисления и уплаты налога на доходы в течение отчетного года изменению не подлежит.
Налоговым периодом является календарный год. Сумма налога на доходы, подлежащая уплате, исчисляется по окончании каждого отчетного месяца нарастающим итогом с начала года как произведение налоговой ставки и налоговой базы.
Выявленные в текущем отчетном периоде суммы доходов (расходов) прошлых отчетных периодов, приведшие к занижению (завышению) суммы налога на доходы за такие периоды, отражаются в налоговой декларации (расчете) с внесенными изменениями и дополнениями, представляемой за период, к которому относятся указанные суммы.
Сроки и порядок уплаты налога на доходы определяются Советом Министров Республики Беларусь.

14.2 Налогообложение в свободных экономических зонах

Плательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством, в качестве резидентов свободной экономической зоны (СЭЗ) на территории Республики Беларусь. Плательщики — резиденты СЭЗ в отношении налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых в рамках системы налогообложения, пользуются правами и несут обязанности, установленные законодательством, регламентирующим деятельность СЭЗ.
Объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налогов, сборов (пошлин), действующих в рамках системы налогообложения, определяются для каждой конкретной свободной экономической зоны и действуют в период функционирования этой СЭЗ. Для реализации в рамках СЭЗ принимаются инвестиционные проекты, направленные на:
— развитие экспортного потенциала Республики Беларусь;
— развитие и тиражирование инновационных технологий;
— развитие и тиражирование ресурсо- и энергосберегающих технологий;
— производство инновационной продукции;
— вовлечение в производственный оборот неиспользуемых помещений и оборудования.
На территории СЭЗ не допускаются:
— хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и обороны государства, а также с производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
— производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов;
— производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, наркотических и иных сильнодействующих материалов;
— производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества;
— производство водки, ликера и других алкогольных напитков, за исключением шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных крепленых вин, пива;
— производство табачных изделий;
— производство ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
— организация лотерей, игорный бизнес;
— подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания типографий, радио и телевидения;
— лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекциями, в том числе венерическими и заразными кожными болезнями, психическими болезнями в агрессивной форме;
— лечение животных с особо опасными болезнями;
— деятельность, связанная с вопросами внешней трудовой миграции;
— другие виды деятельности, запрещенные белорусским законодательством.
Следует отметить, что при регистрации в качестве резидента СЭЗ может быть отказано в случае, если создается критическая конкуренция национальным производителям аналогичной продукции.
Особый режим таможенной деятельности для резидентов СЭЗ. Особенности специального правового режима СЭЗ по таможенному регулированию регламентируются:
1) Таможенным кодексом Республики Беларусь;
2) Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» (07.12.1998 г. № 213, глава 17);
3) положением о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию свободной таможенной зоны и вывозимых с ее территории (утверждено приказом Государственного таможенного комитета (ГТК) Республики Беларусь от 24.08.1999 г. № 374-ОД);
4) инструкцией о порядке заполнения декларации свободной таможенной зоны для целей таможенного декларирования товаров (утверждено приказом Государственного таможенного комитета (ГТК) от 03.09.1998 г. № 314-ОД).
Определено, что территория СЭЗ является таможенной территорией Республики Беларусь, но при этом пользоваться режимом свободной таможенной зоны могут только резиденты СЭЗ. Это означает, что:
— при ввозе иностранных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются;
— при ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от места происхождения товаров;
— при вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи не применяются, за исключением сборов за таможенное оформление.
Территория свободной таможенной зоны может не совпадать с территорией СЭЗ и определяться внутри СЭЗ ее администрацией по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Иные вопросы таможенного регулирования, включая таможенное оформление и таможенный контроль в СЭЗ, регулируются таможенным законодательством Республики Беларусь с учетом их особенностей.
Налогообложение резидентов СЭЗ. Особенности налогообложения для резидентов СЭЗ заключаются в том, что ряд налогов не взимается, а остальные платятся по уменьшенным ставкам (размеры ставок представлены в таблице). Следует отметить, что льготируется только производственная деятельность резидентов СЭЗ. В случае осуществления торгово-закупочной деятельности налоговые льготы резидентам не предоставляются.

Т а б л и ц а — Ставки налогов для резидентов свободной экономической зоны «Минск» в 2004 году
Государственные налоги и сборы Республика Беларусь СЭЗ
1. Налог на прибыль 24% 15%
2. Налог на доходы 15% 15%
3. Налог на добавленную стоимость 18% 18% с уплатой в бюджет 55,56% суммы налога
4. Акцизы По ставкам на каждый вид продукции
5. Налог за пользование природными ресурсами (экологический) 1. За переработку 1 т нефти или нефтепродуктов - ставка 1 ЭКЮ;
2. согласно установленных ставок за 1 т выбросов (бензин, дизельное топливо)
6. Отчисления в Фонд социальной защиты
населения 35% фонда оплаты труда
7. Подоходный налог с граждан По ставкам от 9 до 30%
8. Объединенный налог от фонда оплаты труда (чрезвычайный налог и отчисление в фонд содействия занятости) 4% фонда оплаты труда 1%
9. Отчисление на обязательное страхование
от несчастных случаев 1% фонда оплаты труда 1%
10. Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды 2% выручки от реализации 1% Резиденты СЭЗ освобождаются в части средств, полученных от реализации товаров за пределы Беларуси нет
11. Земельный налог (оплата за землю) или арендная плата Плата по ставкам, в зависимости от качества и месторасположения участка Резиденты СЭЗ «Минск»: Минск —
коэффициент 0,25; Минский р-н —
коэффициент 0,30
12. Налог на топливо 10% выручки от реализации Нет

Литература

1. Адаменкова, С. И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании / С. И. Адаменкова. — Минск, 2005. — 320 с.
2. 3аяц, Н. Е. Налоги и налогообложение / Н. Е. Заяц. — Минск, 2004. — 280 с.
3. Маньковский, И. А. Налоговое право Республики Беларусь / И. А. Маньковский. — Минск, 2003. — 380 с.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с.
2. Налоговый кодекс (Общая часть) Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — № 4. — 2/290.
3. Таможенный кодекс Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 6 янв. 1998 г. // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. — 1998. — № 10—12. — Ст. 104.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии

  • GENAJag
    Написал(а): GENAJag
  • Jacog
    Написал(а): Jacog
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №27
  • cbetlana
    Написал(а): cbetlana
    В новости: Маршрут №27
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут № 30
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №15
  • RonnieUncen
    Написал(а): RonnieUncen
  • loram
    Написал(а): loram
  • Inna2200111
    Написал(а): Inna2200111
  • Shishkinrom
    Написал(а): Shishkinrom