БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Прокурорский надзор (кср) » Шпоры по Прокурорскому надзору

Шпоры по Прокурорскому надзору

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


2.Сущность, цели и задачи прокурорского надзора.
Задачами ПН явл. обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и зак.интересов граждан и организаций, а также общ. и гос.интересов.
В целях выполнения этих задач прокуратура осущ-ет надзор за:
- точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА респ.органами гос.управления и иными гос.организациями, подчиненными Совмину, местными представит., исполнит. и распоряд.органами, ОО, религ.организациями и др. организациями, должн.лицами и иными гр-ми, в т.ч. ИП;
- исполнением зак-ва при осущ-нии ОРД;
- исполнением закона в ходе досуд.пр-ва, при пр-ве предвар.следствия и дознания;
- соответствием закону суд.пост-ний, а также за соблюдением зак-ва при их исполнении;
- соблюдением зак-ва при исполнении наказания и иных мер уг.отв-ти, а также мер принуд.хар-ра.

3. К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре для осуществления надзора. Они носят процессуально-значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.
По цели они делятся на средства, направленные на:
- выявление нарушений законов, и иных нормативных актов, причин, их порождающих, и условий, им способствующих (истребование актов,издаваемых органами власти; требование материалов, статист. данных, проведение ревизий и проверок);
- устранение нарушении законов, иных нормативных актов и обстоятельств, им способствующих;(протест,постановление)
- привлечение к ответственности нарушителей законов, иных нормативных актов;
- обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного правонарушением;
- предупреждение нарушений законов, иных нормативных актов.
По характеру правовые средства ПН делятся на; обязывающие-проведение проверок и ревизий,обязанност рассмотрения протеста, приостанавливающие приостановление решений,приговоров в порядке надзорп, распорядительныеписьменные указания,возвращение уг. дел.
По форме правовые средства прокурорского надзора делятся на предусмотренные законодательством: а) действия; б) акты.

4.Правовое регулирование прокурорского надзора.
Правовой основой организации и деятельности прокуратуры являются:
- Конституция Республики Беларусь;
- Закон «О Прокуратуре Республики Беларусь»;
- Постановление Верховного Совета «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь»;
- ГПК, ХПК, УПК, ПИКоАП, КоБС, ИК;
- Закон «Об оперативно-розыскной деятельности. Другие законы, регламентирующие деятельность прокуратуры;
- указы Президента Республики Беларусь;
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, другие международно-правовые акты;
- приказы, указания, распоряжения Генерального прокурора Республики Беларусь;
- другие нормативные акты.

5.Понятие, значение и содержание принципов организации и деятельности прокуратуры РБ.
Принципы прокурорского надзора - общие руководящие положения, определяющие существенные стороны организации и осуществления прокурорского надзора. Принципы организации и деятельности прокуратуры - это основополагающие положения, определяющие наиболее существенные признаки деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования.
Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

6.Принцип равенства всех граждан перед законом.
Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Констит. РБ, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, также от иных обстоятельств.

7.Принцип законности. Осуществление прокурорами полномочий в соответствии с Конституцией РБ.
В своей деятельности прокурор руководствуется Конст., соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него Законом «О прок-ре» и иными законодательными актами. Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.

8.Принцип независимости в деятельности прокуратуры.
Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений преследующих политические цели.

9.Принцип обязательности исполнения требований прокурора.
Требования прокурора подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе ИП. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.
Должностные лица и иные граждане, в том числе ИП, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе ИП, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.

10.Гласность в деятельности органов прокуратуры.
Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям зак-ва о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также зак-ва о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, ИП, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

11.Основные задачи и направления деятельности органов прокуратуры.
В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре задачами прокуратуры являются: обеспечение верховенства права, законности и правопорядка; защита прав и законных интересов граждан организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор:
- за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органам государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров РБ, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе ИП;
- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
- соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
- соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.
Прокуратура Республики Беларусь в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:
- надзор за исполнением законодательства;
- надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
- надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
- надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера;
- борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности;
- координация правоохранительной деятельности государственных органов по борьбе с преступностью, в том числе с коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью;
- разработка совместно с другими государственными органами мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений.

12.Понятие, виды отраслей прокурорского надзора.
Отрасль прокурорского надзора - это специализированное, организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора.
Отрасли ПН:
- надзор за исполнением законодательства;
- надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
- надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
- надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

13.Понятие системы органов прокуратуры РБ.
Система органов прокуратуры это централизованная в масштабе РБ совокупность подчиненных Генеральному прокурору органов прокуратуры, связанных обшей функцией осуществления надзора за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных актов.
Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют:
- Генеральная прокуратура Республики Беларусь;
- прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юр. лицами;
- прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные, транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента РБ.

14.Территориальные и специализированные прокуратуры порядок деятельности, функции.
Специализированные прокуратуры - Белорусская транспортная прокуратура и подчиненные ей нижестоящие транспортные прокуратуры, Белорусская военная прокуратура и подчиненные ей нижестоящие военные прокуратуры, действующие на правах прокуратуры области или района, района в городе, города, межрайонной прокуратуры.
Территориальные прокуратуры - прокуратуры областей, прокуратура г. Минска, прокуратуры районов, районов в городах, городов и межрайонные прокуратуры.
Военная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах и действует по тем же направлениям и теми же методами, что и территориальная прокуратура.Система военных прокуратур включает: Белорусскую военную прокуратуру, действующую на правах областной; межгарнизонные; прокуратуру по надзору за законностью на государственной границе и в пограничных войсках РБ, приравненных по своему правовому положению к районным и межрайонным прокуратурам.
Белорусскую военную прокуратуру возглавляет Белорусский военный прокурор, который подчиняется Ген. прокурору и ему подотчетен. Межгарнизонные военные прокуратуры и прокуратура по надзору за законностью на государственной границе и в пограничных войсках РБ возглавляются соответствующими прокурорами, которые непосредственно подчиняются Белорусскому военному прокурору и ему подотчетны. Прокурорские работники военных прокуратур имеют статус военнослужащих. Им присваивается по должности воинское звание офицерского состава.
Транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов и иных нормативных актов на всех видах транспорта (водном, воздушном, железнодорожном, метрополитене), за исключением автомобильного. Система транспортных прокуратур включает Белорусскую транспортную прокуратуру, действующую на правах областной, и региональные транспортные прокуратуры (Барановичская, Брестская, Витебская, Гродненская, Гомельская, Минская, Могилевская, Оршанская и др.), действующих на правах межрайонных прокуратур.Белорусскую транспортную прокуратуру возглавляет Белорусский транспортный прокурор, подчиняющийся Ген. прокурору. В своей деятельности Бел. транспортный прокурор подотчетен Ген. прокурору. Региональные транспортные прокуратуры имеют статус межрайонных прокуратур, возглавляются соответствующими прокурорами, которые непосредственно подчиняются Белорусскому транспортному прокурору и ему подотчетны.Надзор за исполнением законов и иных нормативных актов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, осуществляют территориальные прокуроры

15.Порядок формирования органов прокуратуры.
Вопрос о создании или упразднении территориальных и специализированных прокуратур решается Президентом РБ по представлению Ген. прокурора.
Вопрос о создании городской или районной прокуратуры инициирует прокурор области, информируя об этом органы власти района, где планируется создание прокуратуры. Необходимость создания прокуратуры, реорганизации или ликвидации обсуждаются на коллегии прокуратуры области с участием заместителя Ген. прокурора. Решение коллегии и обоснование необходимости принятии такого решения, мнение органов власти района представляются в Ген. прокуратуру.
Решение, коллегии областной прокуратуры предварительно рассматривается и обсуждается в соответствующих управлениях и отделах Ген. прокуратуры, а затем этот вопрос с учетом мнения соответствующих управлений и отделов выносится на рассмотрение коллегии Ген. прокуратуры.
Решение коллегии Ген. прокуратуры и необходимые документы (решение коллегии областной прокуратуры, мнения районных, областных органов власти, решение коллегии Ген. прокуратуры), личное мнение Ген. прокурора и другие документы Ген. прокурор представляет Президенту, который и принимает окончательное решение о создании, реорганизации или ликвидации органов прокуратуры.
Процедура создания военной прокуратуры отличается тем, что вопрос о создании, реорганизации или ликвидации военной прокуратуры гарнизона обсуждается на коллегии Министерства обороны. Совещательное мнение коллегии Министерства обороны вместе с решением Белорусской военной прокуратуры и свое личное мнение Белорусский военный прокурор представляет Ген. прокурору.
Аналогичен порядок формирования транспортных прокуратур.

16.Состав центрального аппарата органов прокуратуры. Порядок деятельности.
Генеральная прокуратура:
- контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
- анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности;
- взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
- организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
- участвует в нормотворческой деятельности;
- представляет органы прокуратуры в международных отношениях;
- выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
В соответствии с приказом Ген. прокурора РБ от 7 декабря 2005 г. №295-K «Об организационной структуре республиканской прокуратуры» организационная структура Ген. прокуратуры РБ состоит из:
- секретариата;
- группы советников Ген. прокурора РБ;
- различных управлений и отделов.

17.Правовой статус Генерального прокурора Республики Беларусь.
Ген. прокурор возглавляет систему органов прокуратуры, организует и направляет работу органов прокуратуры, осуществляет контроль за их деятельностью и несет ответственность за выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач, издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Ген. прокурор назначает на должности и освобождает от должностей:
- заместителей Ген. прокурора по согласованию с Президентом;
- начальников структурных подразделений Ген. прокуратуры и их заместителей;
- советников Ген. прокурора, старших помощников и помощников Ген. прокурора;
- помощников Ген. прокурора по особым поручениям;
- помощников заместителей Ген. прокурора, старших прокуроров и прокуроров структурных подразделений, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, следователей, старших следователей-криминалистов и следователей-криминалистов Ген. прокуратуры, а также других работников Ген. прокуратуры;
- прокуроров областей, г. Минска и приравненных к ним прокуроров по согласованию с Президентом;
- заместителей прокуроров областей, г. Минска и приравненных к ним прокуроров, начальников структурных подразделений прокуратур областей, г. Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур по представлению соответствующего прокурора;
руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента, по согласованию с Президентом;
- прокуроров и заместителей прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных и межгарнизонных военных прокуроров по представлению соответственно прокурора области, города Минска или приравненного к нему прокурора.

18.Белорусская военная прокуратура. Особенности формирования и компетенция.
Военная прокуратура осуществляет надзор за исполнение законов в Вооруженных Силах и действует по тем же направление и теми же методами, что и территориальная прокуратура.
Система военных прокуратур включает Бел. военную прокуратуру, действующую на правах областной, межгарнизонные прокуратуру по надзору за законностью на государственной границах и в пограничных войсках, приравненных по своему правовому положению к районным и межрайонным прокуратурам.
Бел. военную прокуратуру возглавляет Бел. военный прокурор, который подчиняется Ген. прокурору и ему подотчетен.
Межгарнизонные военные прокуратуры и прокуратура по надзору за законностью на гос. границе и в пограничных войсках возглавляются соответствующими прокурорами, которые непосредственно подчиняются Бел. военному прокурору и ему подотчетны.
Прок. работники военных прокуратур имеют статус военнослужащих. Им присваивается по должности воинское звание офицерского состава.
На военных прокуроров возлагается осуществление надзора за:
- исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, воинскими частями, военными комиссариатами, военно-учебными заведениям, предприятиями, организациями, подразделениями Мин. обороны, погранвойск, Главного управления командующего внутренними войсками МВД, а также воинскими формированиями других министерств и ведомств, органами безопасности в войсках;
- исполнением законов органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительно следствие в воинских частях, учреждениях Главного управления командующего внутренними войсками МВД, Министерства обороны.
На следователей военных прокуратур возложено расследование уголовных дел:
а) о преступлениях, совершенных военнослужащими ВС, ВВ, КГБ, погран. войск и иных воинских формирований, а также военнообязанными во время прохождения ими военных сборов;
б) о преступлениях, совершенных рабочими и служащими ВС, ВВ, КГБ, пограничных войск и иных воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении воинской части, военном учреждении, заведении, предприятии или военной организации.

19.Транспортная прокуратура: порядок формирования и компетенция.
Транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов и иных нормативных актов на всех вида транспорта (водном, воздушном, железнодорожном, метрополитене), за исключением автомобильного. Система транспортных прокурату включает Бел.транспортную прокуратуру, действующую на правах областной, и региональные транспортные прокуратуры (Барановичская, Брестская, Витебская, Гродненская. Гомельская, Минская, Могилевская, Оршанская и др.). действующих на права межрайонных прокуратур.
Белорусскую транспортную прокуратуру возглавляет Бел.транспортный прокурор, подчиняющийся Ген.прокурору. В своей деятельности Бел.транспортный прокурор подотчетен Ген.прокурору.
Региональные транспортные прокуратуры имеют статус межрайонных прокуратур, возглавляются соответствующими прокурорами, которые непосредственно подчиняются Бел.транспортному прокурору и ему подотчетны.
На транспортных прокуроров возлагается осуществление надзора за:
- исполнением законодательства всеми предприятиями учреждениями, организациями и должностными лицами Бел. железной дороги, Гос. комитета по авиации, Минского метрополитена, речного и морского торгового флота, транспортного строительства, промышленного железнодорожного транспорта предприятий и организаций различных форм собственности, созданных при транспортных предприятиях государственной формы собственности.
Надзор за исполнением законов на железнодорожных подъездных путях предприятий осуществляют территориальные прокуратуры:
- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- исполнением законодательства при производстве следствия и дознания;
- соответствием закону судебных решений.
Структуру аппарата Белорусской транспортной прокуратуры составляют:
- Бел.транспортный прокурор;
- первый зам. Бел.транспортного прокурора;
- заместитель Бел.транспортного прокурора;
- отделы прокуратуры по направлениям деятельности и старшие помощники Бел.транспортного прокурора.

21.Совершенствование прокурорского надзора (направления повышения эффективности прокурорского надзора).
Главными направлениями повышения эффективности прокурорского надзора являются:
- обеспечение комплексного подхода в борьбе с преступностью и правонарушениями;
- по линии надзора за исполнением законодательства - комплексное, целенаправленное и активное применение прокурором всех предоставленных в его распоряжение правовых средств;
- координация надзора в рассматриваемой сфере с другими отраслями прок. надзора и всеми участниками деятельности прокуратуры;
- увязывание надзорной работы с профилактической деятельностью;
- взаимодействие прокуроров с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными, контролирующими и другими органами, а также с общественными формированиями по вопросам укрепления законности; увязывание надзорных мероприятий с важнейшими социально-экономическими экологическими и иными задачами, решаемыми в районе, городе, области.
Зональный принцип,предметный принцип,зонально-предметный.

22.Кадры органов прокуратуры. Требования, предъявляемые к прокурорам и следователям.
Генеральный прокурор обязывает руководителей нижестоящих прокуратур постоянно совершенству по воспитанию кадров, принимать меры по улучшению работы, повышению квалификации работников: использовать индивидуальное обучение, проводить учебно-методические и практические семинары, стажировку и иные формы повышения деловой квалификации. Основной принцип подбора и расстановки кадров состоит в том, чтобы подбирать работников и расставлять их на определенных участках работы по деловым и моральным качествам.
На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин РБ, имеющий высшее юр. образование и обладающий необходимыми проф. и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным зак-вом о гос. службе.
На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.
На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненных к нему транспортного и межгарнизонного военного прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области, г.Минска и приравненных к нему прокуроров - лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет.
С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт.
Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, проходят на основании срочного трудового договора стажировку в течение шести месяцев. Время стажировки засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.
Прокурорскому работнику присваивается классный чин в соответствии с занимаемой им должностью.
Порядок присвоения и лишения классных чинов прокурорских работников определяется Положением о прохождении службы в органах прокуратуры.
Установить для прок. работников соответствующе воинским званиям следующие классные чины:
- государственный советник юстиции 1 класса - генерал-полковник;
- государственный советник юстиции 2 класса - генерал-майор;
- государственный советник юстиции 3 класса - генерал-лейтенант;
- старший советник юстиции – полковник;
- советник юстиции – подполковник;
- младший советник юстиции – майор;
- юрист 1 класса – капитан;
- юрист 2 класса - старший лейтенант;
- юрист 3 класса – лейтенант;
- младший юрист - младший лейтенант.
Классные чины прок. работникам присваиваются с учетом занимаемой должности, срока пребывания в классном чине, результатов аттестации. Прок.работники, которым присвоены классные чины, находятся в них пожизненно. За нарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прок.работника, прокурор может быть понижен в классном чине. Восстановление прокурорских работников в прежнем классном чине проводится только в порядке аттестации по окончании не менее двух лет.

23.Права и обязанности прокурорских работников.
Прокурорские работники при исполнении служебных обязанностей имеют право:
- на письменное закрепление своих служ.обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;
- принятие решений или участие в их подготовке;
- посещение в устан.порядке гос.органов, иных организаций;
- получение в устан.порядке от граждан, гос.органов, иных организаций информации и других материалов;
- повышение квалификации и переподготовку;
- повышение в должности, классном чипе;
- заработную плату и дополнительное стимулирование труда;
- ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;
- проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство;
- здоровые и безопасные условия труда;
- отставку по основаниям, предусмотренным законом;
- гос. социальное страхование, пенсионное обеспечение.
Прок.работник имеет и иные права, предусм. зак.вом РБ.
На прок.работников возлагаются обязанности:
- поддерживать конституционный строй, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции и иных актов законодательства;
- исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему зак-вом;
- соблюдать ограничения, связанные с гос.службой, установленные Конституцией, законами и иными законодательными актами;
- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физ. и юр.лиц;
- исполнять в установленном зак-вом порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;
- соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;
- не допускать действий и поступков, порочащих службу в органах прокуратуры и несовместимых с занятием должности прок.работника;
- соблюдать установленные в органе прокуратуры регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;
- в пределах своих должн.полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юр.лиц и разрешать их в порядке, установленном зак-вом;
- сохранять, не распространять доверенные ему гос.секреть, в т.ч. после прекращения гос.службы в течение срока, установленного зак-вом;
- не разглашать полученные при исполнении служ.обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусм. законодательными актами;
- поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служ.обязанностей.
Конкретные обязанности прок.работников закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих органов прокуратуры в пределах их компетенции, если иное не предусм. законодательными актами.

24.Ограничения, связанные со службой в органах прокуратуры.
Прок.работник не вправе:
- заниматься предприним.деят-тью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие в осуществлении предприним.деят-ти, используя служ.положение;
- принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусм. зак-вом;
- занимать другие гос.должности, за исключ. случаев, предусм. Конституцией РБ, иными законодательными актами;
- принимать участие в забастовках;
- заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, мед.практики, осуществляемой в порядке и на условиях, устан. зак-вом;
- выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в гос.организациях, в порядке и на условиях, установленных зак-вом о труде;
- использовать служебное положение в интересах политических партий, религ.организаций, иных юр.лиц, а также граждан, если это расходится с интересами гос.службы;
- принимать от физ. и юр.лиц любые не предусм. зак-вом вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров;
- пользоваться в личных целях бесплатными услугами физ. и юр.лиц, оказанными ими в связи с исполнением гос.служащим своих служ.обязанностей;
- использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество гос.органа и служебную тайну;
- иметь счета в иностр.банках, за исключением случаев выполнения гос.функций в других странах и иных предусмотренных зак-вом случаев;
- принимать без согласия Президента РБ гос.награды иностр. гос-в.

25.Меры поощрения и ответственности прокурорских работников.
За особые заслуги перед гос-вом и с учетом личного вклада в обеспечение законности и правопорядка к прок.работнику м.б. также применены следующие меры поощрения:
- награждение Почетной грамотой Ген.прокурора РБ;
- занесение на Доску почета Ген.прокуратуры РБ;
- досрочное присвоение классного чина;
- присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности;
- присвоение классного чина на ступень выше очередного;
- награждение нагрудным знаком "Почетный работник Прокуратуры РБ".
За особые заслуги перед гос-вом прок.работник в устан.порядке может быть представлен к присвоению почетных званий "Заслуженный юрист РБ", "Заслуженный работник органов прокуратуры РБ" и к др. гос. наградам РБ.
Прок.работник несет дисциплинарную, адм., уг. и иную отв-ть в соответствии с законодательными актами.
Дисц. взысканиями являются:
а)замечание;
б)выговор;
в)строгий выговор;
г)понижение в классном чине;
д)лишение нагрудного знака "Почетный работник Прокуратуры РБ";
е)объявление неполного служебного соответствия;
ж)понижение в должности;
з)увольнение;
и)увольнение с лишением классного чина.
Помимо предусм. зак-вом о гос.службе и зак-вом о труде мер дисциплинарно взыскания к прок.работнику могут быть применены:
- понижение в классном чине на срок до шести месяцев;
- понижение в должности на срок до шести месяцев;
- лишение нагрудного знака "Почетный работник Прокуратур Республики Беларусь".
Прокуроры областей, г.Минска и приравненные к ним прокуроры не вправе налагать дисц.взыскания на своих заместителей, а также освобождать от должностей прок.работников, назначенных на должности Ген.прокурором.
Прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные и межгарнизонные военные прокуроры имеют право применять дисц.взыскания в виде замечания и выговора к подчиненным им прок. работникам, за исключением своих заместителей.
Прок.работник, совершивший дисц.проступок, м.б. отстранен от должности на период проведения служ.расследования и до решения вопроса о привлечении его в устан.порядке к дисц.отв-ти, но не более чем на два месяца. Отстранение от должности производится по распоряжению Ген.прокурора или прокурора, назначившего на должность прок.работника, совершившего дисц.проступок, если иное не предусм. УПК. Отстранение от должности заместителей Ген.прокурора, прокуроров облаетей, г.Минска и приравненных к ним прокуроров производится с согласия Президента. За время отстранения от должности прок.работнику выплачивается зар.плата.

26.Основания прекращения службы в органах прокуратуры.
Гос.служба прекращается в случаях:
- достижения гос.служащим предельного возраста, установленного для пребывания на гос.службе;
- возникновения (установления) обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 33 Закона «О гос.службе» (1. признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; 2. лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени; 3. наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей; 4. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; 5. несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей; 6. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 7. отсутствия гражданства Республики Беларусь; 8. представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности; 9. непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений; 10. увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия; 11. наличия судимости; 12. в иных случаях, установленных законодательными актами);
- истечения срока, досрочного прекращения полномочий на гос.должности;
- несоблюдения ограничений, связанных с гос.службой;
- разглашения сведений, составляющих гос.секреты;
- отказа от принесения присяги;
- нарушения требований зак-ва при приеме на гос.службу;
- отставки;
- грубого нарушения должн.обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на гос.службе;
- прекращения гражданства РБ вследствие выхода из гражданства или его утраты;
- неудовлетворительного результата предварительного испытания;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Предельный возраст пребывания на гос.службе составляет 65 лет.
Основаниями для отставки гос.служащего являются: наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в том числе стажа гос.службы не менее 20 лет;

27. Понятие прокурорского надзора за исполнением законодательства (общего надзора), задачи, предмет и пределы.
Общий надзор прокуратуры - это отрасль ПН за исполнением законов органами гос.управления самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациям, должн.лицами и гражданами.Сущ.2основных направления общего надзора: надзор за исполн. законов в дея-ти органов управления и контроля, должн. лиц этих органов и надзор за законностью издаваемых этими органами правовых актов
Задачами общего надзора являются:
- обеспечение соблюдения прав и свобод граждан;- обеспечение законности правовых актов;- обеспечение исполнения зак-ва в сфере экономики и экологии, социальной сфере;-выявление пробелов закон-ва;-повышение правовой кул-ры должн. лиц.
- предупреждение правонарушений.
Субъектами данного направления ПН являются:
- респ., местные органы гос. хозяйственного упр-я и контроля;
- местные Советы депутатов и иные органы местного самоупр-я;
- воинские формирования и учреждения;
- органы гос.безопасности, внутренних дел, милиции;
- субъекты хоз-вания независимо от принадлежности форм собственности;
- учреждения и организации;
- полит.партии, иные общественные и религиозны объединения;
- должн.лица и граждане.
Предметом надзора за исполнением зак-ва являете точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов иных НПА респ.органам гос.упр-я и иными гос.орг-циями, подчиненными Совмину, местным представит., исполнит. и распоряд.органами, ОО, религ.орг-циями и др. орг-циями, должн.лицами и иными гражданами, в том числе ИП.
При осуществлении надзора за исполнением зак-ва прокурор не вправе вмешиваться в предприним. и иную хоз. (экономическую) и организационно- распорядительную деят-ть гос.органов и иных организаций, ИП, в личную жизнь граждан, за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в том числе ИП, и организаций, общ. и гос.интересов. При осущ. общего надзора прокуроры олжны действовать в пределах своих полномочий.Определяя границы общего надзора можно сказать:там, где действует закон,должен срабатывать общий надзор».Полномочия прокурора делятся на 3 группы:1.полномочия по выявлению нарушений закона;2.по устранению закона;3.по предупреждению нарушений закона.

28.На прокурора возложен надзор за исполнением многочисленных законодательных актов, регулирующих общ. отн-ния в самых различных сферах жизни и дея-ти общества. При нарушении любого закона, кем бы оно ни было совершено, прокурор реагирует установленным законом образом, поскольку любое правонарушение общественно опасно. В этом смысле не может быть исключений, и прокурор, следовательно, осуществляет надзор за исполнением всех законов.
В социальной сфере прокуроры сосредоточивают надзор за соблюдением трудовых, имущественных, жилищных и иных прав и свобод граждан, а также за исполнением законодательства, гарантирующего права и законные интересы граждан. Прокуроры стали чаще обращаться в интересах граждан в суды с заявлениями в порядке граж-го суд-дства, принимать более решительные меры по фактам несвоевременной выплаты заработной платы, социальных пособий, денежного довольствия и необеспечения безопасных условий труда.
Усилия прокуроров также направлены на проведение проверок исполнения законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, уделяя особое внимание соблюдению земельного и водного законодательства.В центре внимания прокуроров является постоянный надзор за исполнением законодательства о ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в наиболее пострадавших регионах Гомельской, Могилевской и Брестской областей. В последние годы активизировался надзор за исполнением законодательства об охране историко-культурного наследия. В поле зрения прокуроров постоянно находятся вопросы организации и осуществления надзора за исполнением законодательства о собственности, приватизации, предпринимательской деятельности, налогового, таможенного и банковского законодательства.
При организации надзора за исполнением налогового законодательства прокурорам следует концентрировать внимание на его соблюдении субъектами хозяйствования и налоговыми органами в части недопущения задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды; проверять законность и полноту принимаемых налоговыми органами к нарушителям финансовых санкций и правомерность их отмены, соблюдение условий и порядка использования налогоплательщиками предоставленных им льгот; принимать меры к устранению нарушений законодательства при привлечении к ответственности за адм., таможенные и налоговые правонарушения, наложении ареста и применении конфискации имущества; обеспечить эффективный надзор за соблюдением таможенными органами, субъектами хозяйствования и гражданами законодательства при перемещении товаров через таможенную границу, установлении таможенных режимов и уплате таможенных платежей; При осуществлении надзора за исполнением таможенного законодательства территориальным прокурорам предписано взаимодействовать с транспортными и военными прокурорами, последним при необходимости принимать участие в надзорных мероприятиях по предупреждению и пресечению таможенных правонарушений.Прокуроры должны обеспечить надзор за соблюдением законодательства в деятельности контролирующих органов; требовать от руководителей и иных должностных лиц проведения проверок и ревизии деятельности подконтрольных и подведомственных организаций, подчиненных должностных лиц, обеспечивать полноту и правомерность использования прокурорами полномочий по устранению нарушений законодательства, воcстановлению нарушенных прав, привлечению виновных к ответственности, возмещению вреда; принципиально реагировать на нарушения законодательства, допущенные руководителями, другими должностными лицами государственных органов и субъектов хозяйствования всех форм собственности, наряду с предъявлением требований об устранении нарушений рассматривать вопрос о привлечении виновных к ответственности; В зависимости от задач, решаемых государством на каждом этапе его развития, законодательство подвергается коренным изменениям, в особенности при смене общественной формации. Появляется необходимость в правовом регулировании вновь возникших общественных отношений, например в сфере приватизации государственных предприятий. В связи с этим принимаются новые законы, надзор за исполнением которых возлагается на прокуроров. Ввиду роста травматизма на производстве, в особенности на мелких предприятиях, для прокуроров становится особо актуальным надзор за соблюдением законодательства об охране груда и соблюдением правил по технике безопасности. В связи с отсутствием надлежащего контроля за распространением огнестрельного оружия, в том числе и боевого оружия, среди населения и ростом преступлений, совершенных с применением оружия и боеприпасов, в поле постоянного внимания прокуроров должен находиться надзор за исполнением законодательства об оружии. Актуальным также является надзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях, поскольку органы, наделенные правом применения административных санкций, нередко допускают нарушения или бездействуют.Пристальное внимание должно уделяться прокурорскому надзору за законностью правовых актов, издаваемых (принимаемых) органами представительной и исполнительной власти областного уровня, а также орга-нами местного самоуправления. Это обстоятельство связано с тем, что названными органами нередко издаются акты в нарушение законов, в результате чего нарушаются права всех или многих граждан, проживающих в соответствующих регионах, ущемляются законные интересы предприятий, учреждений, организаций.

29.Постановление прокурора: основание и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения постановления.
Постановление - акт ПН-ра, содержащий в зависимости от характера нарушения зак-ва мотивированное решение прокурора или его заместителя о ВУД, дисциплинарного производства или о привлечении лица к матер.отв-ти. Постановление как акт ПН-ра может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.
Пост-е при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предвар.следствия и дознания выносится в соответствии с УПК.
Пост-е о возбуждении дисциплинарного производстве или о привлечении лица к матер.отв-ти подлежит исполнению соотв. гос.органом, иной организацией или должн.лицом в десятидневный срок со дня его поступления.
Иные пост-я подлежат рассмотрению и исполнению в срок, установленный прокурором или его заместителем.
О результатах рассмотрения пост-я сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.
Постановление до его исполнения м.б. отозвано.Постановление о возбужд. дисциплинарного производства или привлечении к материал. ответственности подлежит исполнению в 10 дневный срок, иные постановления в срок,устоновленный прокурором.

30. Протест прокурора — это документ прокурорского реагирования на издание противоречащего закону правового акта. Закон придает этому документу особое значение и поэтому устанавливает предельный (не более 10 дней) срок рассмотрения протеста, делая исключение лишь для представительных (законодательных) органов или органов местного самоуправления, которые должны рассмотреть протест на ближайшем заседании.Одним из основных, наиболее последовательно отражающих специфику прокурорского надзора полномочий по устранению нарушений закона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования на них. Протест прокурора означает требование об устранении имеющихся в правовом акте положений, противоречащих закону, приведении акта в соответствие с действующим законодательством либо его отмене. Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения, прокурор вправе установить и сокращенный срок рассмотрения протеста. Протест должен быть принесен в определенной форме. Должно быть указано, какой акт признается прокурором противоречащим закону. В протесте должны быть приведены аргументация с указанием, какому законодательству противоречит рассматриваемый акт, и правовое обоснование принесения протеста (т.е. соответствующая статья Закона о прокуратуре), а также должность и классный чин прокурора. В протесте указывается на обязательность рассмотрения протеста и срок его рассмотрения.Ответ в любом случае должен быть направлен прокурору в письменной форме. Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованного правового акта, решения или действия должностного лица.При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его прокурором (его заместителем) либо вышестоящим прокурором. В случае отклонения протеста прокурора или его заместителя, принесенного в порядке, предусмотренном Законом о прокуратуре (за исключением протеста на судебные решения), либо нерассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).Если вышестоящий орган не отменит опротестованный правовой акт, решение или действие в 10дневный срок, то прокурор или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в суд об отмене противоречащего законодательству правового акта или решения.Подача прокурором или его заместителем заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта или решения.Рассмотрение и разрешение заявления прокурора или его заместителя в суде осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

31.Представление — акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление прокурора вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщение и анализ имеющихся материалов, устанавливает неоднократность нарушения закона, незаконных действий или бездействия со стороны тех или иных должностных лиц, организаций и считает необходимым рассматривать эти вопросы в комплексе с тем или иным органом или должностным лицом. Это может быть орган или руководитель, в деятельности которого выявлены нарушения, или вышестоящий орган. Куда направить представление, решает прокурор в зависимости от имеющихся материалов, характера нарушений. В представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкретных правовых актов, а также о привлечении определенных лиц к дисциплинарной, материальной или административной ответственности. Понятно, что в таком случае представление должно быть направлено в тот орган или тому должностному лицу, которые правомочны принимать соответствующие решения. При подготовке представления могут быть использованы материалы общенадзорных проверок, а также данные, полученные в ходе прокурорской деятельности по другим отраслям надзора.
Представление вносится на основе обстоятельно проведенной прокурорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявленных нарушений законов и способствовавших им обстоятельств. В описательной части представления указываются выявленные прокурором и специалистами нарушения закона, обстоятельства, способствующие этим нарушениям, называются должностные и иные лица, виновные в их совершении или потворствующие этому. Представление как универсальный акт прокурорского реагирования позволяет ставить самые разные вопросы по преимуществу правового характера, направленные как на устранение и предупреждение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, так и на привлечение к ответственности виновных лиц. Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлении, должны быть тщательно проверены. Предложения, включенные в представление, должны быть конкретными, предусматривать наиболее результативные мероприятия по устранению нарушений закона и их предупреждению.В случаях если нарушения закона совершены и не возникает необходимости привлечения руководителя органа к ответственности и его администрация в состоянии устранить выявленные нарушения, то представление целесообразно внести в адрес этого органа. Если же на подобные нарушения прокурор уже реагировал или они представляют повышенную опасность либо необходимо обратить внимание вышестоящего должностного лица на выявленные нарушения в подведомственном органе, то представление следует внести в адрес вышестоящего органа. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по представлению.На основе анализа практики исполнения законов и в особенности допускаемых нарушений законов и обстоятельств, им способствующих, прокуроры вносят обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представлениях прокурором обычно предлагаются меры, направленные на предупреждение нарушений законов в решениях либо на подведомственных предприятиях. В них может ставиться вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.Представление составляется в установленной форме, с указанием тех же положений, которые необходимо учитывать при принесении протеста. Оно может быть направлено и параллельно внесению протеста на конкретный акт.

32.Официальное предупреждение: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения официального предупреждения.
Офиц.предупреждение - акт прПН-ра о недопустимости повторного совершения должн.лицом, иным гр-ном правонарушений, влекущих за собой отв-ть, устан. законод.актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должн.лицу, иному гр-ну в целях предупреждения совершения ими правонарушений.
Офиц.предупреждение, выносимое прокурором, направляется должн.лицу, иному гр-ну, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку.
При несогласии с офиц.предупреждением должн.лицо, иной гр-нин, в отнош. кот. оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

33.Предписание прокурора: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения предписания.
Предписание - акт ПН-ра об устранении нарушений зак-ва, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения зак-ва, кот. носит явный характер и может причинить существенный вред правам и зак.интересам гр-н, в т.ч. ИП, и организаций, общ. и гос.интересам, если оно не будет немедленно устранено.
Предписание направляется гос.органу, иной орг-ции, должн.лицу или ИП, допустившим нарушение зак-ва, либо вышестоящему гос.органу, иной организации (вышестоящему должн.лицу), правомочным устранить такое нарушение.
Предписание должно содержать указание на акт зак-ва, кот. нарушен, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по его устранению.
Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.
Гос.орган, иная организация, должн.лицо или ИП могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в десятидневный срок со дня ее поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

34.Сущность, понятие и задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Предметом надзора за исполнением зак-ва при осуществлении ОРД является соответствие зак-ву пр.актов и решений (действий) органов, осуществляющих ОРД, и их должн.лиц.
Сущностью ПН в уг.судопр-ве является:
- осущ-е его на таком уровне, чтобы обеспечить своевременное и обоснованное ВУД, если в деянии имеются признаки прест-я;
- своевр. раскрытие прест-я и проведение полного, всестороннего и объективного расследования, кот. обеспечило бы изобличение виновного, а также гарантировало невозможность привлечения к отв-ти невиновного.
Задачи надзора за исполнением зак-ва при осуществлении ОРД:
- обеспечить, чтобы ОРД, оперативные и оперативно-розыскные мероприятия проводились на основании, в порядке и в соотв. с зак-вом;
- обеспечить, чтобы ни одно прест-е не оставалось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее прест-е, не избежало установленной законом отв-ти;
- обеспечить, чтобы никто не подвергался необоснованному привлечению к уг.отв-ти;
- обеспечить, чтобы никто не подвергался незаконному задержанию или аресту;
- обеспечить неуклонное соблюдение порядка и сроков рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных прест-ях и своевременное ВУД;
- строжайше соблюдать требования закона о полном, всестороннем и объективном расследовании, выявлении уличающих и оправдывающих док-в, отягч. и смягч.обст-в;
- выявлять причины и условия, способствующие совершению прест-я, своевременное внесение представления об их устранении и принятии мер к их устранению в соотв. с законом.
В предмет ПН входит законность следующих решений, принимаемых органами, осущ-щими ОРД:
- о заведении, приостановлении и прекращении дел оперативного учета;- о проведении и прекращении ОРМ;- о предоставлении док-тов ОРМ органу дознания, следователю или в суд;- о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и документах ОРД, о лицах, внедренных в орг.преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осущ-щих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ;

35. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскную деятельность.
При осуществлении надзора за исполнением зак-ва органами, осущ-ми ОРД и их должн.лицами Ген.прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:
- проверять дела оперативного учета, др. материалы и док-ты, связанные с ОРД, за исключением данных о лицах, внедренных в орг.прест.группы и прест.орг-ции, негласных сотрудниках органов, осущ-щих ОРД, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения ОРМ;
- давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение ОРМ в случаях, опред. законодат.актами;
- продлевать сроки проведения ОРМ;
- давать письм.указания о проведении ОРМ по уг.делам, а также о прекращении их проведения;
- требовать письменные объяснения от должн.лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений зак-ва, допущенных при осуществлении ОРД;
- знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в орг.прест.группы и прест.орг-ции, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц с письм.заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих ОРД или привлечения этих лиц к уг.отв-ти;
- принимать меры по отмене незак.постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных ОРМ путем внесения соответствующих актов ПН-ра;
- требовать от руководителей органов, осущ-щих ОРД, проведения проверок исполнения зак-ва при осущ-нии ОРД. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.
При установлении нарушений зак-ва в зависимости от их характера Ген.прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прок.реагирования:
- опротестовывают противоречащие зак-ву пр.акты и решения (действия) органов, осущ-щих ОРД, и их должн.лиц;
- в устан.порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами, осущ-ми ОРД, и их должн.лицами;
- составляют протоколы об адм.правонар-ях;
- выносят пост-я о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к матер.отв-ти;
- выносят пост-я о ВУД.
Полномочия, направленные на выявление нарушений законов:1.требовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;2.проводить проверки исполнения требований законов о приеме, реги-страции, разрешении заявлений и сообщений о готовящихся преступлениях;3.рассматривать жалобы на действия и решения следователя, органа дознания.Полномочия, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона:1.отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения;2.давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и до-знавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и ОРД, а также о применении мер по обеспечению безопасности; 3.возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительного следствия м иных процессуальных действий;4.отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;5.изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователя к другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела (ч. 5 п. 2 ст. 34 УПК);6.применять, изменять или отменять меры пресечения. К числу полномочий прокурора, направленных на предупреждение нарушений закона, можно также отнести право проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (что является и обязанностью прокурора); участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, санкционировать применение мер пресечения; передавать уголовные дела от органа дознания следователю, от одного органа предварительного следствия другому или от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования.

36.Предметом надзора за исполнением законодательства при осущ. ОРД являете соответствие зак-ву пр.актов и решений (действий) органов, осущ-щих ОРД, и их должн.лиц.
Предметом надзора за исполнением закона в ходе досудебного пр-ва, при производстве предвар.следствия, дознания является соответствие УПК пр.актов и решений (действий) органов предвар.расследования и их должн.лиц.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного пр-ва, при пр-ве предвар.следствия и дознания определяются УПК.
Пределы ПН-ра за законностью в деят-ти органов, осущ-щих ОРД, ограничены статьей 22 Закона об ОРД, в соответствии с кот. сведения о лицах, внедренных в орг.прест.группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе представляются прокурору только с письм.согласи указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уг.отв-ти.
Прокурор не вмешивается непосредственно в ОРД органов, осущ-щих ее. ПН не распространяется до полной осведомленности о тактике и методике ОРД. Прокурор не может подменять начальника органа, осущ-щего ОРД в его руководстве подчиненными должн.лицами. Прокурор обязан осуществлять только надзор за законностью при осущ-нии ОРД.
Пределы ПН-ра за соблюдением законности при пр-ве предвар.следствия и дознания опред-ся статьей 34 и другими статьями УПК. Прокурор вправе отстранят следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от пр-ва предвар.расследования по данному уг.делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании, осуществлять другие полномочия, предоставленные ему УПроц. законом. Вместе с тем следователи, органы дознания, дознаватели по находящимся у них в пр-ве уг.делам тактику проведения следств. и иных проц.действий, методику расследования конкретных уг.дел определяют самостоятельно.

Продолжение ->



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии