БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Политология » Шпоры по политологии

Шпоры по политологии

Автор: Беларус:)

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1 Политология – интегрированная наука о политике.
Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства.
Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н.Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил политику, мораль и употребил термин государство. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.
Значительный вклад в становление современной политологии внесли М.Вебер, Р.Михельс, В.Парето, Г.Моска.
В 1948г. при ЮНЕСКО создаётся международная ассоциация политических наук. В 90-е годы XX-го века по рекомендации ЮНЕСКО политология как учебная дисциплина начинает изучаться в вузах РБ.
Структура политологии:
• политическая философия формирует методологические, ценностные, мировоззренческие аспекты политико-властных отношений;
• полит история исследует политическую жизнь общества в исторической ретроспективе;
• история полит учений изучает процесс становления и развития политической науки;
• политическая социология раскрывает социальные основы политики и власти, влияние политических явлений и процессов на общественное развитие;
• политическая психология исследует психологические механизмы поведения граждан и политических лидеров;
• геополитика – влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики и геополитические изменения в мире.

2 Объект, предмет, методы исследования политологии.
Объект политологии – политическая сфера общества, политическая действительность, политическая реальность, где ведущей категорией выступает политика.
Политика - сфера отношений между классами, другими социальными группами, имеющими цель завоевания, организации и использования власти, управление социально-политическими процессами.
Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе.
Политология как наука исследует явления, процессы и отношения в политической сфере, их диалектической взаимосвязи взаимообусловленности.
Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований.
Методы исследования в политологии:
• институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение;
• исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего;
• поведенческий (бихевиористский) – исследование полит поведения конкретного лица;
• системный – политика как целостное общественное явление;
• нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека;
• сравнительный – сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений.
Функции политологии:
• познавательная – исследует и объясняет политические процессы;
• инструменталистская вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии;
• прогностическая – прогнозирует политические процессы и явления, предвидит перспективы развития политической системы и общества;
• воспитательно-мировоззренческая – способствует к приобщению личности и общества к демократической, политической культуре.

3 Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.
Основные цели преподавания дисциплины:
• формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением;
• утверждение социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;
• развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли.
Выпускник должен уметь:
• формировать и аргументировать свою политическую позицию;
• анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;
• участвовать в функционировании политической системы общества как избиратель, гражданин, развивать политическую и экономическую культуру;
• применять политологические знания к решению профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

4 Политическая мысль Древнего Востока.
Египет.(III тыс. до н.э.) Во главе государства – фараон – наместник Бога, он и властелин, и духовный правитель, главный жрец. Таким образом формируется форма правления – восточная деспотия.
Индия. (II тыс. до н.э.) Книги «Веды»: кастовая система, социальное неравенство. В VI в. до н.э. возникла философия буддизма, которая ликвидировала кастовую систему, создание социального равенства через благородные поступки.
Вавилон (около 1750г. до н.э.) Законы Хаммурапи – первые правовые и политические памятники культуры человечества, где письменно закреплена ответственность за нарушение законов.
Китай (V в.до н.э. )Конфуций. Основной принцип государственного устройства – патриархальность , которая выражена в словах Конфуция: «Император должен быть императором, отец – отцом, сын - сыном». Принцип социальной справедливости выражен в словах: «Стыдись быть бедным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути».
На Древнем Востоке представление о политике и власти носило религиозно-мифологический характер, где основная форма правления – восточная деспотия.

5 Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
Характерные черты:
• постепенное освобождение знаний о политике от мифологии;
• возникновение классической философии;
• формирование политических терминов, анализ устройства государства, классификация его форм, поиск наилучшей формы правления.
Сократ (V в. до н.э.): «власть, основывающаяся на воле народа и закона – демократия, а правление антинародное игнорирующее законы - тирания». Выдвигает основную социальную и политическую добродетель – справедливость, в основе которой находится мораль.
Платон (427-347 гг. до н.э.) разрабатывает концепцию идеального государства в работах: «Законы» и «Государство», основанную на принципах солидарности, общности, равенства, справедливости. Управлять государством должны люди мудрые, т.е. философы.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) его работа «Политика». Разрабатывает патриархальную концепцию государства: семья – полис – государство. Правильные формы правления – монархия, аристократия, полития. Неправильные : тирания, олигархия, демократия.
Цицерон (103 – 44 г. до н.э.): впервые ставит вопрос о правовом государстве и о принципе разделения властей. Наиболее эффективной формой правления он считал смешанную, которая сочетает в себе царскую власть – аристократию и власть народа – демократию. Является основателем ораторского.

6 Политическое учение Средневековья.
Характерные черты эпохи:
• формирование политических идей, преимущественно религиозными мыслителями;
• обоснование приоритетов церкви над государством в политике;
• теоцентрическое мировоззрение и восприятие мира.
А. Августин (354 – 430 гг.). Работы «О граде божьем и граде земном», «О святой Троице». Отдается приоритет христианской церкви над индивидом и государством. Разрабатывает концепцию разделения светской и церковной властей.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Работа «Сумма теологии», обосновал теологическую концепцию происхождения государства, где лучшей формой правления является монархия.
М. Подуанский(1280 – 1342 гг.) Работа «Защитник мира». Подвергает критике теологическую концепцию происхождения государства, консервативную роль церкви, поставил вопрос об отделении церкви от государства и подчинении духовной власти светской.
В средние века господствовал теологический подход к анализу политики государства и права.

7 Политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации XIV-XVI вв.
Характерные черты:
1. освобожд полит мысли от теологии, становление гражданской концепции полит власти;
2. обоснование принципа реализма в политике;
3. разработка идеологии сильного централизованного государства;
4. развитие идей реформации, направленных против католической церкви и феодально-общественного строя.
1517г. в Германии М. Лютер создает основные идеи реформации и таким образом возникает новое течение в христианстве – протестантизм.
М. Вебер считал, что протестантская этика способствовала развитию «духа капитализма».
Т. Мор («Утопия») и Т. Компонелло («Город солнца») - первые социалисты-утописты XIV-XV вв. которые ставят вопрос о ликвидации частной собственности, имущественного неравенства, что является главным источником конфликтов, преступности, паразитизма в обществе.
Макиавелли (1469-1527 гг.). "Го¬сударь". Критиковал теологическое представление о политике, рассматривал политику как прагматическое служение народу и разделил понятие политики, морали, религии. Только правитель-реформатор с отвагой льва и жестокостью лисы может создать крепкое централизованное государство. Далее Н. Макиавелли вводит в политологию понятие политического лидерства: лидеры-львы, лидеры-лисы.
Ж. Баден (1530 – 1596 гг.) Работы «Шесть книг о государстве». Впервые разрабатывает теорию суверенитета государства.

8 Политическая мысль Нового времени.
Политическая мысль Нового времени периода становления и развития буржуазных отношений в странах западной Европы и США.
Характерные черты:
1. разработка концепций общественного договора;
2. обоснование идеи верховенства права, разделение властей, народовластие;
3. формирование концепций, прав человека и гражданина;
4. материалистическое объяснение государства, политики и права;
5. формирование либеральной, консервативной и социалистической идеологии;
6. формирование идей гуманизма и антропоцентризма.
Т. Гоббс, Г. Граций, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо разрабатывают концепцию «общественного договора». Гражданин должен отдать часть своей политических свобод государству с целью, чтобы государство обеспечило его внутреннюю и внешнюю защиту, при этом ограничив частично его права.
Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон формируют концепцию прав человека и гражданина. 1787г. – принимается Конституция США, где обеспечивается классовый принцип разделения властей;
Основные представители идей либерализма: Дж. Локк, А. Смит, Т. Джефферсон, И. Кант. Основные принципы: свобода, частная собственность, права человека, разделение властей, республика.
Представители консерватизма: Э. Берк, Ж. Местра, Л. Бональд. Идеи консерватизма: традиция, преемственность, учет национальной почвы в процессе развития общества, приверженность к религии.
40-е годы XIX в. К. Маркс, Ф. Энгельс обосновали материалистическое понимание , разработали учение об общественно-экономических формациях.

9 Политическая мысль России II-XIXвв.
Основное содержание политических идей:
1. Период Киевской Руси (X-XIIвв.):
• Введение и утверждение христианского вероучения в качестве государственной идеологии.988г. – князь Владимир – крещение Киевской Руси.
• Обсуждение проблем укрепления княжеской власти, правомерности господства правящей династии, единение русских земель.
• Поиск пути укрепления русского государства как равноправного среди других западных и восточных государств.
Основными представителями являются: В. Мономах, монах Нестер .
2. Период образования и укрепления Московского государства.
• Обоснование путей укрепления самодержавной власти.
• Формирование концепции монаха Фенофея «Москва – третий Рим». Таким образом показывается с одной стороны преемственность православия под Константинополем и с другой стороны имперские позиции России. Основные представители: И. Грозный, Андрей Курпский, Нил Сорский,.
3. Период становления и усиления самодержавья. Характ черты:
• Обоснование верховенства царской власти, формирование идеологии просвещенного абсолютизма.
• Попытка обоснования «русской идеи» особого исторического пути России, неприемлемость западных либеральных идей, которая характерна для славянофилов: А. Хомяков, братья Киреевские и Аксаковы, И. Карамзин, Ю. Самарин, С. Уваров, К. Победоносцев.
• Обоснование идей либерализма и достижений Западной Европы (западники): П. Чаадаев, Т. Гранковский, В. Боткин, К. Каверин.
4. Период разложения феодально-самодержавного строя, формирование идей большевизма:
• Рождение политической идеологии разночинной интеллигенции: М. Бакунин, П. Лавров, К. Михайловский, В. Воронцов.
• Формирование революционно-демократической концепции переустройства российского общества: А. Герцен, Н. Огарев, В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов.
• Рождение российской социал-демократической идеологии и политики: Г. Плеханов, В. Ленин.

10 Политическая мысль Беларуси X-XIX вв.
1. Период формирования Киевской Руси и государственности на белорусских землях:
• Формирование идейных оснований восточнославянский земель-княжеств укрепления феодальный власти.
• Утверждение христианской религии в проповедях и произведениях К. Туровского, Е. Полоцкой.
2. Период Великого Княжества Литовского:
• Формирование единой белорусской народности;
• Развитие правовой системы в статутах ВКЛ.
• Идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей в творчестве Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного, А. Волана, В. Тяпинского.
3. Период Речи Поспалитой.
• Формирование идеи государственно-политического объединения белорусского, украинского и русского народов;
• Обоснование путей утверждения свободы, главным образом свободы вероисповедания, жизнедеятельности людей;
• Развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами, католической церковью, за национальную независимость Беларуси и ее единение с Россией.
Представители: С. Полоцкий, А. Филиппович, Л. Смотрицкий, С. Зизаний, Г. Конисский.
4. Период Российской Империи:
• Формирование идей национального самоопределения белорусов. Представители: Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас.
• Революционно-демократические взгляды К. Калиновского, направленные против крепостничества и царского самодержавия.
5. Советский и постсоветский периоды:
• Поиск путей государственного устройства Беларуси и приоритетов ее внутренней и внешней политики: А. и И. Луцкевичи, В. Ластовский, Д. Жилунович, А. Чарвяков, Г. Машеров, А. Лукашенко.

11 Основные направления современной политологии.
1. Социологическое направление.
М. Вебер, Э. Дюркгейм,, М. Дюверже работа «Социология политики» изучает явление политики через призму общества и его развития.
Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, манипулирование массами с помощью понятия «львы и лисы».
М. Вебер изучает политику на основе ценностей, идеалов, веры, которая оказывает влияние на развитие общества.
2. Институционализм. - С. Липсет, Ч. Миллс, рассматривает политику с точки деятельности политических институтов, их влияние на соц политические процессы.
3. Концепция политического плюрализма.
Представители концепции: Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорфф, П. Сорокин.
Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации, т.е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами и присутствуют демократические свободы и плюрализм мнений.
4. Теория демократии.
А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом обществе, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ.
5. Теория бюрократии.
М. Вебер, Р. Мертон, С. Липсет исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма.
6. Концепция тоталитаризма.
Х. Арендт, Ф. Хайек, И. Бердяев. – рассматривает развитие тоталитаризма, связанное с антилибиральной идеей, где личность выступает как винтик политической системы.
7. Теория международных отношений.
Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» 1993г.) и Ф.Фукуяма(«Конец истории»)показал победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов.
С середины 70-ых гг. XX в. начинается поиск новых парадигм развития политической науки.

12 Происхождение политики, ее специфика, функции, структура.
Основные причины возникновения политики: Объективная потребность в регулировании социальных отношений; Становление государства и права ;Реализация общих интересов.
Аристотель назвал политику высшей формой человеческого общения, понимая политику как деятельность по управлению государственными делами «полиса».
Демокрит и Платон назвали политику высшим из всех искусств, а политическую деятельность – занятием для одаренных, мудрых, справедливых и честных людей.
Н. Макиавелли характеризовал политику как совокупность средств, необходимых для того, чтобы овладевать государственной властью и полезно использовать ее для укрепления государственности и выполнения обязанностей перед обществом.
В политологии существует многообразие трактовок политики как общественного явления:
­ Экономическая: полит рассматривается с позиции эконом детерминизма как надстройка над эконом базисом.
­ Стратификационная: политика – соперничество социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов с помощью государственной власти (М.Вебер,П.Сорокин).
­ Правовая: политика – производное от права и ее задача:формирование концепции правового государства (Дж.Локк, Ш.Монтескье,Т.Джеферсон).
­ Институциональная: полит определяется как деятельность гос и общ институтов.
­ Конфликтно-консенсуальная: объясняет полит как совокупн соц противодействий и конфликт, требующ целенаправл усилий по их разреш, примирению субъектов полит процесса.
Виды политики:
• Внутренняя – основные направления деятельности государства по регулированию отношений людей внутри данного сообщества.
• Внешняя – вопросы, связанные с регулированием отношений данного государства с другими государствами и народами.
• Международная – деятельность мирового сообщества в 1-ю очередь ООН по разрешению стоящих перед ним проблем.
Функции политики:
• Интеграция общества, сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов.
• Управление общественными процессами, использования ресурсов государственной власти, создание и применение механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения.
• Политическая социализация.
• Выражение и реализация социальных интересов.
• Проектирование социально-политического развития.
Структура политики:
­ Субъекты политики – государство, инстит гос власти, граждане.
­ Объекты политики – общество, гос-во и их институты, соц группы, проблемы и процессы.
­ Полит организации общества выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными законом государства.
­ Политические интересы.
­ Полит отношения, регулирующиеся правовыми, политическими и нравственными нормами.
­ Политическое сознание, ценностные установки, убеждения, психология.

13. Взаимопонимание политики с экономикой, моралью, правом.
Политика и экономика:
Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь общества проявляется:
­ В разработке и реализации эконом стратегий, отвечающих потребностям общества.
­ В принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и стимулирующих экономические отношения.
­ В создании благоприятных условий для научно-технического и технол процесса, привлечение инвестиций для обновления и укрепления экономического потенциала страны.
­ В постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширении свободы действий субъектов хозяйствования.
Политика и право.
Политическое управление обществом невозможно без регулирования его нормами права. Политика и право – явления взаимообусловленные. Правовая политика воплощается в Конституции государства, его законах и иных нормативно-правовых актах. Она является средством легитимации (признание другими государствами) социального строя, юридического закрепления и реализации политической стратегии и тактики государства, защиты и укрепления государственности.
Политика и мораль.
. В истории политической мысли прослеживается различные представления о взаимоотношениях политики и морали:
Морализаторские – нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями
Ценностно-негативные – допускается, оправдывается нарушение нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. «Цель оправдывает средства» Н. Макиавелли «Государь».
Компромиссный – признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики. Без союза с моралью политика лишается гуманных ценностей, превращается в инструмент власти с целью достижения определенного результат.

14. Политическая власть. Характеристика власти, структура, функции, формы.
Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.
Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия.
Структура власти:
­ субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры;
­ объекты власти: инстит гос власти, полит партии и общ организации;
­ источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;
­ ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич.
Функции власти:
• управление делами государства и общества;
• поддержание гражданского мира и общественного порядка;
• выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;
• принуждение во имя соц-значимых целей и сохр стабильн в общ-ве;
Признаки власти:
• власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение.
• власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле.
• власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.
• власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.
• высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.
Верховенство государственной власти проявляется в следующем:
а) единственный источник власти – народ;
б) действует единая система органов государственной власти, наделенных всеми необходимыми полномочиями для управления обществом;
в) государственная власть суверенна в отношении с другими формами власти;
г) только государственная власть в праве обеспечить конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы.
Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией:
• Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан;
• Парламент – Нац Собр РБ, законодат, представительный орган власти;
• Правительство – Совет министров РБ, исполнительная власть;
• Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;
• Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти.

15. Легитимность политической власти.
Легитимность – признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольно подчиненятся предписанным данной властью правилам и нормам.
Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии.
Легальность – юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны.
Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции РБ – снятии сроков ограничений полномочий Президента РБ, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти.
Немецкий социолог М. Вебер различал 3 типа легитимности власти:
Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа.
Харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров обладающих особым божественным даром – харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления.
Рационально-правовая. Характерно для демократических государств, в которых соблюдаются права человека и принципы правопорядка.



16. Понятие политической системы, ее структура и функции
Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.
Подходы к изучению политических систем:
1.Институциональный – рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд).
2.Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон).
Структура политической системы общества включает в себя подсистемы:
• Институциональная – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь.
• Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы.
• Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти.
• Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы.
• Функциональная - представляет собой средства и методы взаимодействия власти, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.
Основные функции политической системы:
­ Приобщение граждан к политике, формир и обогащение полит культуры общества;
­ Мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение соц интересов;
­ Поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей;
­ Регулирование общественных процессов посредством «норма творчества», контроля соблюдения законов, принятия и выполнения управленческих решений;
­ Определение и выработка конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества;
Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность

17,Типы современных политических систем.
Характерные черты демократической политической системы:
­ народовластие, свобода, равенство, права человека, гражданское общество, правовое государство, плюрализм мнений.
­ Источником государственной власти является народ, который избирает представительные органы власти.
­ Равная ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством.
­ Основные политические принципы регулируются конституцией и законами.
Характеристика авторитарной политической системы:
­ Характерна власть одного человека или группы лиц, которая закреплена в законе.
­ Власть постоянно выступает за демократическое общество, при этом проявляет политическую нетерпимость аппозиции, конкуренции, проводит манипулирование обществом.
­ Неразвитость демократических институтов общества, низкий уровень политической культуры граждан.
­ Политическая система отличается слабой адаптивностью к окружающей среде, невосприимчива к инновациям.
Характерные черты тоталитарной политической системы:
­ Жесткий государственный контроль над обществом, личностью.
­ Монополизация власти на СМИ, единая идеология преследования, инакомыслия и идейных оппонентов (фашизм, сталинизм, маосизм).
­ Государственная собственность, административно-командные методы управления экономикой.
­ власть регулирует все сферы жизни общества, включая и частную жизнь граждан.

18.Политическая система Республики Беларусь.
Современную политическую систему РБ можно определить как трансформированную систему переходного общества, где на ряду с новыми тенденциями развития сохраняются определенные элементы советской политической системы.
Политическая система РБ имеет следующие признаки:
• Определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов власти, при этом присутствует классическое разделение властей.
• Недостаточно развита система местного управления и самоуправления к новым условиям социально–экономического развития.
• Отсутствуют авторитарные политические партии и движения, которые могли бы существенно повлиять на демократизацию политического процесса общества.
• Происходит формирование демократической политической культуры в обществе с целью вовлечения граждан в активные политические процессы развития страны.
• Слабость конструктивного компонента в деятельности политической аппозиции которая не имеет существенного влияния на политические процессы в обществе.
• Основы политической системы РБ заложены в статье 1-ой конституции РБ – унитарное, демократическое, социально-правовое государство, национальная идея сильной и процветающей Беларуси – государство для народа.

19,Понятие и типология политических режимов.
Политический режим – совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти и характеризует среду и условия политической жизни общества.
Выделяют три механизма анализ, которых позволяет охарактеризовать политический режима:
• Институциональный (отражает, как и какие институты действуют в политической системе, их значимость и способы воздействия);
• Социологический (характеризует какие социальные группы существуют в политической системе, как строятся отношения между этими группами и государством, каковы и как соотносятся права и возможности различных групп в политике);
• Идеологический (характеризует какие идеи и насколько свободно можно формулировать в политической системе).
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:
• характер и мера осуществления власти;
• механизм формирования власти;
• взаимоотношения общества и власти;
• роль идеологии в жизни общества;
• характер политического лидерства;
• соотношение прав и свобод граждан;
• положение средств массовой информации;
• наличие демократических прав и свобод;
• изменения в социальной структуре общества;
• уровень развития политической культуры.

20,Классификация политических режимов.
Тоталитарный – впервые уплотняется в 20 годы 20 века, основой теории Муссолини.
Основные признаки режима:
1. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, куль¬туру, религию, частную жизнь.
2. Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, где отсутствует механизм преемственности и контроля за властью.
3. Общество полностью отчуждено от власти, но в политическом сознании присутствует единство власти и народа.
4. В обществе присутствует единая идеология, которая формирует идеи о «светлом будущем».
5. Лидер опирается на партию или группу, всегда харизматичен.
6. Запрещено все, кроме того, что приказано.
7. СМИ находятся под контролем государства, существует «закрытое общество».
8. Демократические права и свободы носят деклариро¬ванный характер, государство гарантиру¬ет право на труд, образование, медицинское обслужива¬ние
9. Социальная структура общества имеет классовый характер.
10. Тоталитарная политическая культура доверяет политическому лидеру
Авторитарный режим – основа которого осущ власть одного человека или узкой группы лиц.
Основные признаки авторитарного режима:
1. Характер и мера осуществления власти – власть одного человека
2. Контроль и насилие не носят общественный характер.
3. Влияние власти распространяется на сферу политики и частично идеологию.
4. Власть формируется путем назначения и не имеет механизма преемственности
5. Граждане к власти относятся безразлично, где в основе находятся принципы патриархальности и опеки.
6. Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.
7. Лидер обладает высокими полномочиями, где складывается режим личной власти.
8. Разрешено все кроме политики.
9. Осуществляется частичный контроль над СМИ.
10. Правовая свобода граждан ограничена в политической сфере.
11. В полит системе общества главная роль принадлежит исполнительным органам власти.
Демократический – власть принадлежит народу, где обеспеч права и свободы человека. А. Линкольном: Демократия - правление народа, для народа, посредст¬вом народа.
Признаки демократического режима:
1. Источником власти является народ.
2. Пределы власти устанавливаются конституцией и законами.
3. Власть выбирается гражданами на основе принципа преемственности.
4. Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует их деятельность.
5. Официальная идеология сущ, но сохраняется плюрализм мнений в идеологической сфере.
6. Политическое лидерство зависит от традиций и ценностей общества.
7. Разрешено все то, что не запрещено законом.
8. СМИ свободны и не зависимы и являются 4-ой властью.
9. Демократические права и свободы гарантируются конституцией и законами.
10. Для демократического полит режима характерна многопартийность, всеобщее избирательное право, разделение власти.

21 Государство как основной институт политической системы, его функции.
Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий суверенную независимую власть в интересах граждан, проживающих на данной территории с помощью государственного аппарата на основе права.
Концепции происхождения государства:
• Патриархальная (Конфуций, Аристотель).
• Теократическая (А. Августин, Ф. Аквинский).
• Теория общественного договора (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк).
• Тория насилия (М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, Л. Гумплович)
• Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) – базисом является экономика, надстройкой – политика, право, религия.
Признаки государства:
1. единая территориальная организация политической власти.
2. общность людей, объединенных правовым союзом - гражданством.
3. органы и учреждения наделены властными полномочиями.
4. Суверенитет и независимость.
5. Монополия государства на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.
Функции государства:
I. Внутренние функции:
1. Политическая – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.
2. Организаторская – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы.
3. Экономическая – стимулирование и регулирование экономической деятельности.
4. Правовая – установл правовых норм, поддерж правопорядка и законности в обществе.
5. Социальная – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды.
6. Культурно-воспитательная – охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности.
II. Внешние функции:
1. Обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства.
2. Развитие взаимовыгодного международного полит и экономического сотрудничества.
3. Участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.

22 Формы государственного устройства и правления. Типы государств.
Формы административно-территориального устройства:
• Унитарное - не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом, где действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. (Франция, Турция, Дания, РБ).
• Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку(США),национальному(Индия) или смешанному (РФ).
• Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.).
• Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.
Формы государственного правления.
1.Монархия – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Выделяют виды монархии:
• Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман).
• Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).
• Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко)
2.Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым и зависит от воли народа или парламента. Различают 3 вида республики:
• Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).
• Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции.
• Полупрезидентская (смешанная) - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.

23, Тенденция развития современных государств: правовое государство и гражданское общество.
Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем.
Признаки правового государства:
1. Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством.
2. Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» Верховенство гуманных законов.
3. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием.
4. Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.
Гражданское общество (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.
Характерные признаки гражданского общества:
• Гуманизм и стабильность социальных отношений.
• Правовая защищенность каждого гражданина.
• Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности.
• Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан.
• Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти.
• Равная ответственность государства, общества, личности.
• Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права и свободы граждан

24. Понятие Конституции, её юридические и политические свойства.
Конституция Республики Беларусь является ценностной, гуманистической парадигмой построения социального, правового, демократического государства. Идеологический компонент Конституции закреплен в разделении властей, обеспечении прав личности, формировании аксиологического подхода к правам человека, построения социально ориентированного правового государства.
Конституция – основной закон государства, который определяет основы конституционного строя, права и свободы граждан, административно-территориального устройства, права центральных и местных органов власти, обладает высшей юридической силой.
Гарантом Конституции РБ является Президент РБ А.Г. Лукашенко, который обеспечивает конституционные права граждан, стабильность развития белорусского общества.
Функции Конституции:
• Юридическая - конституция – это главный источник права, является базой для развития текущего законодательства и закрепляет основы конституционного строя, определяет основы правового положения личности
• Политическая – определяет политическую систему общества, устанавливает основы организации власти, статус государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства.
• Идеологическая - конституция наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в обществе ценностям, убеждает человека следовать тому, что записано в Основном Законе. Все функции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга.

25 Структура Конституции РБ и основные принципы Конституционного строя.
Конституция– Основной Закон РБ, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция РБ 1994 г. (с изменениями и дополнениями), принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1994 г., основывается на ряде принципов: демократизме и равноправии граждан, гуманизме, преемственности и стабильности, легитимности, реальности и гарантированности, законности и верховенстве права.
По своей структуре и содержанию – это кодификационный документ, единый закон, структура которого изложена в научно-обоснованной последовательности. С изменениями и дополнениями, принятыми в 1996 г., состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав, объединяющих 146 статей.
Констит строй – это определённый порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а гос-во действует в соответствии с Конституцией и законодательством.
Основные принципы конституционного строя РБ:
 Суверенитет государства и народа (проявляется в том, что РБ самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику (ст. 1); единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ
 Приоритет прав и свобод человека, их защита – главная обязанность Народовластие. Единственным источником власти является народ(ст. 3).
 Разделение властей на законодательную (Национальное собрание) – парламент, исполнительную (Совет Министров) – правительство, судебную, где ветви власти взаимодействуют между собой, уравновешивают друг друга.
 Верховенство права. Означает, что гос-во, должностные лица, органы власти, граждане должны знать нормы права и законод, цель общественного развития, формирования правового государства, основными признаками которого является верховенство права.
 Приоритет общепринятых принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства с целью интегрироваться в мировое содружество.
 Единство и неотчуждаемость территории РБ, который позволяет обеспечить безопасность и неприкосновенность государства, защищать его целостность и суверенитет.
 Равенство государственной и частной форм собственности , что способствует равенству хозяйственной и иной деятельности и развитию предпринимательства.
 Равенство перед законом социальных, национальных и других отношений
26 Контроль Конституционного суда за соблюдением Конституции.
Прочность и стабильность государства в решающей степени зависят от соблюдения Конституции, где главную роль играет конституционный суд, который состоит из 12 судей (6 назначается президентом, 6- советом республики). Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, равноправие, состязательность сторон.
Конституционный Суд рассматривает дела и даёт заключения:
• О соответствии законов, декретов и указов Президента РБ, международных договорных, международно-правовым актам, ратифицированным РБ.
• О соответствии постановлений Совета министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, законам, декретам и указам.
Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории РБ всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Конституционный суд является важным государственным органом, обеспечивающим соблюдением законности, правопорядка в стране и вносит значительный вклад в формирование идеологии правового государства.
28 Принципы организации и деятельности институтов гос власти.
Государство располагает системой специальных органов, которые наделены широкими государственно-властными полномочиями и управляют обществом. Эти органы образуются в установленном государством порядке. Они уполномочены выполнять конкретные задачи и функции. Каждый орган является неотъемлемой частью «механизма» государственной власти.
Основные принципы организации и деятельности государственных органов:
• разделение властей;
• демократический централизм;
• законность;
• принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения;
• отчетность перед гражданами, гласность управленческой деятельности;
• невмешательство государственных органов в деятельность общественных организаций.
Статья 6 Конституции Республики Беларусь: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».
В систему органов государственной власти нашей страны входят:
• Президент РБ – глава государства (президентская власть);
• Парламент – Национальное Собрание РБ (законодательная (представительная) власть);
• Правительство – Совет Министров РБ (исполнительная власть);
• Конституционный суд РБ, общие и хозяйственные суды (судебная власть);
• Органы прокуратуры, Комитет гос контроля (контрольно-надзорные органы);
• Органы местного управления и самоуправления.
Эти институты олицетворяют единую государственную власть РБ. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.

29. Президент РБ. Его конституционные права и полномочия.
Статья 79 Конституции Республики Беларусь: «Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешний полит, представляет РБ в отношениях с другими гос-вами и террит целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов гос власти, осуществляет посредничество между органами гос власти.
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом».
Полномочия Президента:
• Назначает республиканский референдум, выборы в палату Представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
• С согласия Палаты Представителей назначает на должность премьер-министра;
• Назначает 6 судий Конституционного суда и с согласия Совета Республики председателя конституционного суда;
• Ежегодно обращается с посланиями к Парламенту и белорусскому народу по положению в государстве, основных направлениях внутренней и внешней политики;
• Возглавляет Совет безопасности Республики;
• Является главнокомандующим военных сил Республики Беларусь;
• В случае стихийного бедствия или военной угрозы вводит чрезвычайное положение и объявляет мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения Совета Республики.

30 Законодательная власть. Структура и функции.
Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Статья 90 Конституции РБ «Парламент - Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом РБ.
Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей по одномандатным округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.
Основные полномочия Палаты представителей:
• Рассмотрение по предложению Президента или по инициативе 150000 граждан изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь;
• Рассмотрение проектов законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов и сборов;
• Назначение выборов Президента РБ;
• Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра.
Любой законопроект, если иное не предусматривается Конституцией, в начале рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики и в пятидневный срок подписывается Президентом.
Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10т дней после опубликования, если в самом законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
Парламент выполняет следующие функции:
 Законодательная означает, что основная задача Парламента – принятие законов;
 Представительная означает, что в Парламенте работаю депутаты, избираемые народом, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы граждан;
 Контроль Парламента за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности исполнения законов.


31 Понятие и сущность исполнительной власти.
Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет министров РБ. Это центральный орган гос управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.
Основные функции Правительства:
• руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
• разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;
• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, гос политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;
• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, организует управление государственной собственностью;
• обеспеч выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряж Президента.
Правительство РБ издает постановления, имеющие общую силу на всей территории РБ.
Социально-экономические задачи Правительства: обеспечить устойчивое экономическое развитие страны на основе инновационных технологий и реализовать концепцию социально-ориентированной рыночной экономики, где основными приоритетами являются образование, здравоохранение, качество жизни, социальная защита менее обеспеченных слоев граждан и реализация программы «социально-экономического развития Республики Беларусь» до 2015 г, создание условий для развития постиндустриального общества.

32 Структура судебных органов, их задачи. Основные принципы правосудия.
Судебная власть – система полномочий и гос органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных норм-правовых актов.
Судебная власть РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах террит и специализации. Суд – орган, который применяет государственные санкции.
Функции суда:
 Наказание за уголовное, административное правонарушение
 Рассмотрение споров и конфликтов между личностью и государством
 Разрешение споров между гос структурами и негосударственными структурами.
Структура судебных органов:
• Конституционный Суд РБ – следит за соблюдение норм Конституции в стране;
• Общие суды (Верховный Суд РБ, областные, городские, военные суды);
• Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд РБ, областные и городские хозяйственные суды);
• Хозяйственный суд города Минска.
Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь».

33 Контрольно-надзорные органы в политической системе.
К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов Правительства осуществляет Генеральная Прокуратура РБ, областные, городские, районные и специализированные (транспортная, военная) прокуратуры.
Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.

34 Структура органов местного (территориального) управления и самоуправления.
Местное (территориальное) управление – управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.
Местное управление – форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающих на соответствующей территории.
Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы и местные администрации.
Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах – секретарь), члены исполнительного комитета.
Председатели облисполкомов назначаются Президентом РБ и утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома.
Председатель райисполкома и горисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным (городским) Советом депутатов.
Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.
Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя и оного из форм осуществления власти народа через выборы.
Органы террито общественного самоуправления избирается гражданами сроком на 4 года.
В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов:
• утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
• установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
• определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
• назначение местных референдумов.

35 Понятие общественных объединений. Их роль в политической жизни общества.
Под общественным объединением понимают добровольное формирование, возникшее в результате объединения граждан на основе общих интересов для достижения социально значимых целей, имеющие относительно устойчивую организационную структуру и фиксирующие индивидуальное и коллективное членство.
Общественные организации и движения появляются как реакция на возникновение социально значимых проблем в экономической, экологической и политической сфере.
Польский политолог Вятер выделил 5 стадий в развитии обществ объединений:
1. Стадия создания предпосылок движения, которая может возникнуть как «снизу» - по инициативе гражданства, так и «сверху» - по инициативе гос власти.
2. Артикуляция стремлений, где формируются цели движения, идейные и организационные основы.
3. Стадия агитации – привлечение сторонников, пропаганда целей, разъяснение задач организации.
4. Стадия развитой политической деятельности, проведение программы «Движения в жизнь», влияние на правительство, осуществление политических действий.
5. Стадия затухания политических движений, когда цели движения достигнуты или оказались неосуществимы.
Общественные объединения входят в государственные подсистемы общества и выражают властно-значимые интересы социальных, национальных, религиозных и иных общностей, оказывающих влияние на государственные институты с целью реализацию их интересов.
Типы общественных движений: политические, не политические.
Политические организации претендуют на власть, активно и целенаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную структуру и профессиональный кадровый аппарат. Периодически проводят политические акции, поддерживают конкретных политиков в правительственных и других структурах, предлагают свои кандидатуры на государственные должности, оказывают влияние на выработку и принятие политических решений.
Неполитические организации не ставят целей завоевания власти. Они в основном выражают и превращают требования граждан в альтернативы государственной социальной политики.
Формы общественных объединений: Политические партии, Профсоюзы, Общественно-политические движения, Спортивные общества, Женские, молодежные, студенческие организации, Творческие союзы, Ассоциации предпринимателей, Союзы фермеров, Научные общества,Религиозные объединения.
По масштабу деятельности выделяют: международные движения, республиканские, местные, религиозные.

36 Политические партии. Структура, признаки, функции, типы партийных систем.
Политическая партия – основанное на общности идей и ценностей добровольное объединение граждан, представляющих интересы определенных классов, групп и слоев и стремящихся к реализации целей, путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Американский политолог Дж. Паломбарой выделил основные признаки партии:
• партия есть носитель идеологии или общих ценностных интересов.
• Партия есть устойчивое и длительное объединение людей со своей структурой, включающее местные организации, поддерживающее связи с центральными органами.
• Цель партии – завоевание, осуществление власти или участие в ней.
• Партия стремится обеспечить поддержку со стороны граждан при голосовании на выборах через поддержку политических программ.
Функции политической партии:
1. Коммуникативная - обеспечивает связи партии с обществом.
2. Разработка программ, политических доктрин
3. Формир п



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии