БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Экологическое право » ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Автор: Maxvel 1-02-2012, 00:01

ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Атмосферный воздух как объект правовой охраны

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух выделяется как самостоятельный объект отношений в области охраны окружающей среды, который следует отграничивать по правовым и естественно-природным признакам от других элементов атмосферного пространства, таких как озоновый слой, климат, а также от околоземного космического пространства, выходящего за пределы земной атмосферы.
Понятие и признаки атмосферного воздуха как объекта правового регулирования закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с данным Законом атмосферный воздух определяется как охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты. Таким образом, атмосферный воздух охватывает собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. При этом не весь газовый состав атмосферы подпадает под правовое регулирование законодательства об атмосферном воздухе. Так, озоновый слой атмосферы, охрана которого названа как одно из требований по охране атмосферного воздуха (ст. 42 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»), составляет самостоятельный объект правового регулирования. В рамках выполнения международных обязательств Республики Беларусь по реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата осуществляется регулирование выбросов парниковых газов, т. е. газообразных составляющих атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение.
В отличие от других компонентов природной среды, являющихся объектами природоресурсных отношений, атмосферный воздух рассматривается в законодательстве как охраняемый объект, а не объект использования. Приоритет охраны в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу атмосферного воздуха, связан с его жизненно важным значением для обеспечения благоприятного состояния окружающей среды, а также с особыми естественно-природными свойствами атмосферного воздуха, которые существенно отличают его от других объектов природопользования. В силу своих физических свойств, таких как наличие постоянного не контролируемого человеком движения и непрерывного перемешивания, атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. Эти же свойства атмосферного воздуха ограничивают его использование как индивидуализированного объекта природопользования.
Государство имеет суверенные права на воздушное пространство, образующее составную часть государственной территории Республики Беларусь, но не являющееся компонентом природной среды. По отношению к атмосферному воздуху государство обладает определенными полномочиями по регулированию общественных отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, в том числе выполнению международных обязательств, принятых на себя Республикой Беларусь в данной области.
Право пользования атмосферным воздухом как совокупность норм, которые регулируют использование полезных свойств данного компонента природной среды, в законодательстве об охране атмосферного воздуха специально не выделяется. Учитывая имеющееся в экологическом законодательстве понятие природопользования как деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду, есть основания вести речь о постепенном формировании такого института применительно к атмосферному воздуху.
Можно выделить некоторые составляющие атмосферы, которые могут использоваться в человеческой деятельности и которые в будущем могут получить статус ресурсов, например, смесь газов, составляющих атмосферный воздух, полезные свойства атмосферы, формирующие погоду и климат, и некоторые другие. Пользование этими природными элементами специально не регулируется. В соответствии со ст. 39 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено только потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

2. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, включая Департамент по гидрометеорологии указанного министерства, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь и их органами на местах, а также местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.
Контроль за охраной атмосферного воздуха состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечение осуществления органами государственного управления и исполнительной власти, юридическими и физическими лицами мероприятий по охране атмосферного воздуха, выполнения условий выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух и других вредных воздействий на него,
а также иных правил, установленных законодательством Республики Беларусь об охране атмосферного воздуха. Государственный контроль за соблюдением правил, требований и нормативов по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции осущест¬вляют должностные лица республиканских органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, здравоохранения, внутренних дел и их территориальных органов.
Республиканские органы государственного управления обязаны осуществлять контроль за проектированием, строительством
и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
и снижения вредного физического и иного воздействия на него,
а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух на подведомственных им субъектах хозяйствования (ведомственный контроль).
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется субъектами хозяйствования и имеет своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха, соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, выполнения требований по его охране.
Мониторинг атмосферного воздуха является самостоятельным видом мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. Его основными задачами являются:
• наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источниками его загрязнения;
• оценка и прогноз основных тенденций изменения качества атмосферного воздуха;
• выработка рекомендаций для принятия решений в области управления качеством атмосферного воздуха.
Порядок проведения мониторинга атмосферного воздуха устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Объектами наблюдений при проведении мониторинга атмосферного воздуха являются атмосферный воздух, атмосферные осадки, снежный покров и иные объекты, определяемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Сбор, хранение, обработка и передача информации о состоянии атмосферного воздуха и источников его загрязнения осуществляются указанным министерством и его территориальными органами.
Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха осуществляется также в рамках локального мониторинга окружающей среды. При его проведении юридические лица, осуществляющие эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду, в обязательном порядке осуществляют наблюдение за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух на определенных в установленном порядке стационарных источниках. Перечень параметров и периодичность проведения наблюдений устанавливаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с учетом мощности стационарного источника и уровня его вредного воздействия на атмосферный воздух, но не реже одного раза в месяц.
Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух предусматривает инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и государственный учет объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух. Инвентаризация представляет собой комплекс мероприятий, выполняемых природопользователем, включающий выявление и систематизацию сведений об источниках выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе место нахождения источников и определение качественных и количественных показателей выбросов. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется всеми субъектами хозяйствования независимо от подчиненности и форм собственности, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в сроки, определяемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Она связана с выполнением возлагаемой на юридические лица обязанности обеспечивать контроль за объемом
и составом загрязняющих веществ, вбрасываемых в атмосферный воздух.
Хозяйственные и иные объекты, оказывающие вредное воздействие на атмосферный воздух, виды и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, а также виды и размеры вредных физических и иных воздействий на него подлежат государственному учету. Отнесение предприятий к объектам, оказывающим вредное воздействие на атмосферный воздух, производится
в соответствии с критериями экологической опасности, разрабатываемыми органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. Перечень объектов, которые представляют сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по государственной статистической отчетности, определяется Министерством природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь.
В целях сбора, анализа и обобщения данных о состоянии атмосферного воздуха ведется государственный кадастр атмосферного воздуха, который представляет собой свод необходимых сведений и документов о состоянии воздушного бассейна Республики Беларусь. Порядок ведения государственного кадастра атмосферного воздуха устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Кадастр атмосферного воздуха ведет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерством по статистике и анализу Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Атмосферные характеристики, отражающие климатиче¬ские условия Республики Беларусь, учитываются в государственном климатическом кадастре (см. § 6 главы XVIII).

3. Правовые меры охраны атмосферного воздуха

Охрана атмосферного воздуха представляет собой совокупность организационных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха. Основными мерами охраны атмосферного воздуха являются:
• нормирование качества атмосферного воздуха (установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативов предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух, а также нормативов предельно допустимых концентраций биологических веществ в атмосферном воздухе);
• установление экологических требований по охране атмосферного воздуха при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе объектов в эксплуатацию, эксплуатации таких объектов;
• государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха;
• государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, эксплуатация которых может повлиять на состояние атмосферного воздуха;
• мониторинг атмосферного воздуха;
• государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух;
• взимание налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 
С целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровью населения и окружающей среде, проводится нормирование качества атмосферного воздуха, которое является основным способом охраны атмосферного воздуха от неблагоприятных последствий антропогенной деятельности. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на атмосферный воздух, а также методы их определения утверждаются органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных правил и стандартов. При нарушении нормативов качества атмосферного воздуха деятельность субъектов, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть ограничена или приостановлена по предписанию органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.
Для достижения и сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха устанавливаются нормативы качества атмосферного воздуха, к которым в соответствии со ст. 20 Закона об охране атмосферного воздуха относятся:
• нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него;
• нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него;
• нормативы предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
• нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;
• нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух;
• нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него, гарантирующие безопасность здоровью людей
и окружающей среде, устанавливаются для оценки состояния атмосферного воздуха и являются едиными для всей территории Республики Беларусь. В случае необходимости органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, для отдельных районов могут устанавливаться более жесткие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него. Указанные нормативы и методы их определения утверждаются и вводятся в действие республиканским органом, осуществляющим государственный санитарный надзор, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Для оценки экологической безопасности различных источников вредного воздействия на атмосферный воздух проводится нормирование вредных воздействий на атмосферный воздух. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и других вредных воздействий на него устанавливаются:
• для каждого стационарного источника выбросов, за исключением источников загрязнения атмосферного воздуха, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по перечню, установленному Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
• для различных технологических процессов, технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
• для каждого типа передвижных источников, производимых и (или) эксплуатируемых на территории Республики Беларусь.
Данные нормативы, методы их определения и виды источников, для которых они разрабатываются, утверждаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальными органами в пределах их полномочий. Так, нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические и иные воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических и иных воздействий на него.
Разработка проекта нормативов, согласование, утверждение и пересмотр нормативов выбросов обеспечиваются природопользователем на основе проектной документации в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности и данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности. Инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов более 0,001 тонны в год. При проведении инвентаризации природопользователь обязан выявить и учесть все поступающие в атмосферный воздух загрязняющие вещества от всех стационарных источников выделений и выбросов; возможные источники выделений и выбросов, организованные и неорганизованные, в том числе резервные и неработающие, а также передвижные источники.
Законом Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрены требования по охране атмосферного воздуха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на всех этапах такой деятельности:
• при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов;
• при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых производственных и сельскохозяйственных комплексов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования;
• при внедрении открытий, изобретений, новых технических систем;
• при применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов.
С целью охраны атмосферного воздуха запрещается:
• ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, не соответствующих требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха;
• внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, транспортных и иных передвижных средств и установок, веществ и материалов, если они не соответствуют установленным в Республике Беларусь требованиям по охране атмосферного воздуха и не обеспечены техническими средствами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредными физическими и иными воздействиями на него;
• применение и разведение биологических микроорганизмов, не свойственных природе данного региона, а также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения.
Охрана атмосферного воздуха на международном уровне урегулирована Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) многосторонним рамочным соглашением, содержащим общие обязательства государств по контролю за загрязнением; обмену информацией о состоянии окружающей среды; взаимным консультациям; мониторингу атмосферного воздуха; оценке трансграничного воздействия. Конвенция дополнена протоколами по сокращению выбросов конкретных загрязняющих веществ в атмосферу: о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков на 30 %; об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков.
На международном уровне урегулировано исключительно трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния, понимаемое как загрязнение воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под национальной юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов.

4. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

За нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Основанием являются экологические правонарушения в этой области, т. е. виновные противоправные деяния, нарушающие установленные законодательством правила охраны атмосферного воздуха, перечень которых установлен ст. 61 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». К нарушениям законодательства Республики Беларусь об охране атмосферного воздуха, норм и правил относятся:
• превышение действующих на территории Республики Беларусь нормативов качества атмосферного воздуха;
• выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальных органов;
• вредное физическое и иное воздействие на атмосферный воздух без разрешения органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха;
• потребление атмосферного воздуха на производственные нужды без разрешения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальных органов;
• нарушение правил эксплуатации и эксплуатация в неисправном состоянии сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
• ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не соответствующих требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха;
• производство, выпуск в эксплуатацию после ремонта и технического обслуживания и эксплуатация передвижных источников, у которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах и уровни вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух превышают установленные нормативы;
• реализация топлива для передвижных источников, качество которого не соответствует требованиям технических регламентов;
• внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и материалов, не соответствующих установленным в Республике Беларусь требованиям по охране атмосферного воздуха;
• нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха;
• представление недостоверной информации об объемах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействиях на него;
• уклонение от платежей за выбросы загрязняющих веществ
в атмосферный воздух или возмещения ущерба, причиненного здоровью человека и окружающей среде;
• невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.
Административная ответственность наступает за правонарушения против экологической безопасности и окружающей среды, к которым относятся:
• загрязнение атмосферы (ст. 15.48 КоАП), которое заключается в загрязнении атмосферного воздуха посредством производственных выбросов загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов предельно допустимых или временно согласованных выбросов либо вследствие ионизирующих излучений, электромагнитного, шумового или иного вредного физического воздействия на атмосферный воздух с превышением нормативов предельно допустимых уровней вредных физических и иных воздействий; а также загрязнении атмосферного воздуха посредством выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо вредного физического
и иного воздействия на атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного на то государственного органа в случае, когда получение такого разрешения обязательно;
• нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 15.49 КоАП);
• производство, выпуск в эксплуатацию или эксплуатация передвижных источников с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ (ст. 15.50 КоАП), выражающееся в производстве, выпуске в эксплуатацию после ремонта и (или) техниче¬ского обслуживания или эксплуатации механических транспортных средств, передвижных источников, у которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах и уровни вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух, а также уровень шума, производимые ими при работе, превышают установленные нормативы.
Уголовная ответственность применяется в соответствии со ст. 274 УК за:
• загрязнение атмосферного воздуха посредством производственных выбросов загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов предельно допустимых или временно согласованных выбросов либо вследствие ионизирующих излучений, электромагнитного, шумового или иного вредного физического воздействия на атмосферный воздух с превышением нормативов предельно допустимых уровней вредных физических и иных воздействий (загрязнение атмосферы), совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ч. 1 ст. 274 УК);
• загрязнение атмосферы, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере (ч. 2 ст. 274 УК);
• загрязнение атмосферы, повлекшее по неосторожности смерть человека либо заболевания людей (ч. 3 ст. 274 УК).
Юридические и физические лица, допустившие нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха, возмещают ущерб в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Размер ущерба определяется на основании Инструкции по расчету размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предъявляется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой эти выбросы произведены, в случаях:
• превышения нормативов более чем в 1,5 раза допустимых или временно допустимых выбросов стационарными источниками, которым указанные нормативы установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• неиспользования установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
• отсутствия установленных в соответствии с законодательством нормативов выбросов для стационарного источника и (или) загрязняющего вещества, а также при аварийных выбросах;
• превышения норматива содержания загрязняющих веществ в отработанных газах хотя бы по одному загрязняющему веществу на одном из режимов работы двигателя передвижного источника.
Факт превышения нормативов выбросов стационарными источниками устанавливается:
инструментальным методом на основании данных протокола испытаний выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, выполненных аккредитованной аналитической лабораторией Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по аттестованным методикам, при помощи средств измерения, прошедших государственный метрологический надзор и метрологический контроль в порядке, установленном законодательством;
расчетным методом на основании методик в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Вред, причиненный окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежит возмещению природопользователем добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не освобождает природопользователя от выполнения меро¬приятий по снижению объемов выбросов загрязняющих веществ до установленных нормативов, а также от уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх установленных лимитов, если установлен факт их превышения. Расчет размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, производится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами.

5. Озоновый слой как объект правовой охраны

Озоновый слой является одним из компонентов природной среды. В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» озоновый слой рассматривается как объект отношений в области охраны окружающей среды.
Следует отметить, что озоновый слой как объект правовой охраны обладает рядом особенностей. В силу своих физических свойств он не может являться объектом права собственности (как государственной, так и частной) и объектом права природопользования. В отличие от атмосферного воздуха, который, несмотря на его «неовеществленность», можно определенным образом использовать (например, как сырье либо резервуар для выброса загрязняющих веществ), озоновый слой объектом природопользования не является, так как в связи с его местоположением в окружающей среде человек непосредственно с ним не соприкасается. Возможно лишь измерение концентрации озона специальными научными методами, определение причин и прогнозирование темпов его сокращения, а также регулирование деятельности, результатом которой является изменение состояния озонового слоя.
Понятие озонового слоя содержится как в международно-правовых документах, так и в национальном законодательстве. Венская конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. определяет его «как слой атмосферного озона над пограничным слоем планеты» (ст. 1). Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» под озоновым слоем понимается слой атмосферного озона, расположенный в стратосфере, поглощающий биологически опасное ультрафиолетовое солнечное излучение. Анализируя данное определение, следует отметить, что необходимо различать тропосферный и стратосферный озон. Первый образуется в приземном слое атмосферы, главным образом, в условиях повышенного загрязнения атмосферного воздуха, ядовит и вреден для здоровья людей 
и всех живых организмов, так как обладает токсическим эффектом и может вызвать серьезные повреждения тканей. Озоновый слой атмосферы образуется из стратосферного озона. Его распределение по географической широте неравномерно и подвержено сезонным вариациям. Стратосферный озон выполняет такие функции, как сохранение температурного режима планеты, поглощение вредного для жизни на земле биологически активного ультрафиолетового солнечного излучения, и в силу этого является объектом правовой охраны.
Охрана озонового слоя относится к глобальным экологическим проблемам, а участие Республики Беларусь в ее решении закреплено в качестве самостоятельного принципа государственной политики в области охраны окружающей среды.

6. Государственное регулирование деятельности в области охраны озонового слоя

Государственное регулирование деятельности в области охраны озонового слоя осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Основными задачами и направлениями государственного регулирования деятельности в области охраны озонового слоя являются:
• правовое, экономическое, организационное и техническое обеспечение выполнения Венской конвенции об охране озонового слоя, Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреальский протокол), и других международных договоров Республики Беларусь об охране озонового слоя;
• уточнение перечней озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, в соответствии с изменениями, принимаемыми сторонами Монреальского протокола, и ратифицированными Республикой Беларусь;
• введение ограничений и запретов на обращение с озоноразрушающими веществами;
• определение порядка обращения с озоноразрушающими веществами;
• лицензирование в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• организация финансирования и материально-технического обеспечения мероприятий по охране озонового слоя;
• обеспечение контроля за соблюдением государственными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя;
• применение мер ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя;
• осуществление международного сотрудничества в целях обмена информацией, разработки и реализации согласованных мероприятий, направленных на охрану озонового слоя.
Одним из способов обеспечения охраны озонового слоя является организация наблюдения, учета и контроля изменения его состояния под влиянием хозяйственной и иной деятельности.
Государственный контроль в области охраны озонового слоя является составной частью контроля в области охраны окружающей среды и осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами посредством контроля за потреблением озоноразрушающих веществ (ОРВ), а также за разработкой и выполнением мероприятий по своевременному сбору
и хранению в герметичной таре остаточного количества ОРВ
в целях рециклинга и обезвреживания.
Учет потребления ОРВ и осуществление отчетности по обращению с ними проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, связанную с обращением с ОРВ в соответствии с Инструкцией, утвержденной Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Названные субъекты ведут специальный журнал учета поступления, расхода, сбора бывших
в употреблении для повторного использования, рециклинга
и передачи на регенерацию ОРВ. На основании данных учета юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно отчитываются о деятельности, связанной с обращением с ОРВ, и о результатах выполнения мероприятий по снижению использования ОРВ по установленным формам. Отчеты представляются в территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а обобщенная указанными органами информация – непосредственно в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Следует отметить, что в данный республиканский орган государственного управления поступает и информация о ввозе в Республику Беларусь либо вывозе за ее пределы ОРВ. Обязанность предоставления такой информации возложена на Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. На основе всей полученной информации Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь подготавливает и представляет ежегодный отчет в Секретариат Венской конвенции и Монреальского протокола и Секретариат Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде.
Мониторинг озонового слоя является составной частью мониторинга окружающей среды и представляет собой систему наблюдений за состоянием озонового слоя, а также оценку и прогнозирование его изменений в целях своевременного выявления негативных воздействий природных и антропогенных факторов. Объектом наблюдений является слой атмосферного озона, расположенный в стратосфере.
Мониторинг озонового слоя проводится в целях:
• своевременного выявления вредного воздействия природных и антропогенных факторов на состояние озонового слоя;
• определения эффективности мероприятий, направленных на его охрану;
• представления государственным органам, организациям
и гражданам информации о состоянии озонового слоя и прогнозе его изменения.
Организация проведения мониторинга озонового слоя осуществляется Министерством образования Республики Беларусь. Мониторинг озонового слоя над территорией Республики Беларусь проводится учреждением Белорусского государственного университета «Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы». Порядок проведения мониторинга озонового слоя установлен Советом Министров Республики Беларусь.

7. Правовые меры охраны озонового слоя

Охрана озонового слоя представляет собой систему мер, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по предотвращению разрушения озонового слоя и его восстановлению в целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных разрушением озонового слоя.
Правовая охрана озонового слоя осуществляется в соответствии с Венской конвенцией об охране озонового слоя; Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой; Законами Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «Об охране озонового слоя»; принятыми в их развитие иными актами законодательства. Требования в области охраны озонового слоя закреплены также в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха».
Венская конвенция об охране озонового слоя содержит общие обязательства государств принимать надлежащие меры для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, которые являются результатом человеческой деятельности, изменяющей состояние озонового слоя (ст. 2 п.1 Конвенции). С этой целью государства сотрудничают в систематических наблюдениях и исследованиях, обмене информацией по воздействию человеческой деятельности на озоновый слой, в разработке согласованных мер, процедур и стандартов, принимают на национальном уровне законодательные и административные меры по охране озонового слоя Земли. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, содержит требования по ограничению с последующим изъятием из производственных процессов озоноразрушающих веществ.
Положения данных международно-правовых актов имплементированы в национальное законодательство Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 55 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» охрана озонового слоя от экологически опасного изменения его состояния обеспечивается:
• организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния озонового слоя под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
• ограничением или полным прекращением потребления веществ, разрушающих озоновый слой;
• применением экономического механизма охраны озонового слоя;
• применением мер ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя.
Следует отметить, что, несмотря на исчерпывающий характер данного перечня, анализ законодательства позволяет сделать вывод, что к мерам охраны озонового слоя возможно также отнести определение порядка обращения с ОРВ в Республике Беларусь, лицензирование деятельности, связанной с обращением с ОРВ, и др.
Под обращением с ОРВ понимается производство, купля (продажа), транспортировка, хранение, импорт, экспорт, утилизация, рециклинг, обезвреживание и иные виды деятельности, связанной с использованием ОРВ.
В целях охраны озонового слоя в Республике Беларусь осуществляется регулирование потребления и перемещения ОРВ. Под потреблением ОРВ понимается общее количество произведенных в Республике Беларусь и импортированных из других государств ОРВ, за исключением ОРВ, экспортированных в другие государства. Перечень ОРВ, ограниченных или запрещенных для потребления в Республике Беларусь, а также сроки сокращения либо прекращения потребления таких веществ утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Так, потребление (производство, импорт, экспорт) ОРВ, включенных в группы I и II Приложений А
и В к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, прекращено в Республике Беларусь с 1 января 2000 г. На республиканские органы государственного управления, субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, возложена обязанность принять необходимые меры по определению альтернативных заменителей ОРВ, технологий и обеспечить своевременное их внедрение. Следует отметить, что импорт в Республику Беларусь таких веществ допускается только для лабораторных исследований и иных аналитических целей по квотам, определяемым Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы ОРВ и продукции, их содержащей, допускаются только при наличии у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разового разрешения. Порядок выдачи разовых разрешений установлен Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, которое и осуществляет их выдачу.
Выдача разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы продукции, содержащей ОРВ, не требуется в случаях:
• если данная продукция является неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов;
• если такая продукция является перевозимым личным имуществом граждан и ее количество не превышает норм, установленных законодательством Республики Беларусь;
• транзитной перевозки ОРВ и продукции, их содержащей, через территорию Республики Беларусь.
Следует отметить, что не допускается выдача разовых разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы ОРВ и продукции, их содержащей, из государств и в государства, не являющиеся сторонами Монреальского протокола.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2006 г., № 261 при ввозе на территорию Республики Беларусь ОРВ, в том числе содержащихся в продукции, взимается республиканский сбор за предоставление права ввоза этих веществ. Плательщиками сбора являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и индивидуальные предприниматели, ввозящие на территорию Республики Беларусь данные вещества.
Одной из мер правового регулирования, направленных на охрану озонового слоя, является лицензирование деятельности, связанной с обращением с ОРВ. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г., № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Согласно Положению о лицензировании данного вида деятельности в него включается в качестве работ и услуг обращение с ОРВ. Лицензии могут выдаваться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям сроком на 5 лет. Выдача лицензий производится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Для получения лицензии соискатель лицензии наряду с документами, определенными Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности», представляет в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь справку о целях и объемах использования ОРВ, наличии оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение заявленных работ и услуг на условиях, определяемых нормативными правовыми актами, иными нормами и правилами.
К лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиату, при осуществлении обращения с ОРВ относятся:
• осуществление деятельности, связанной с обращением с ОРВ, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность, государственными стандартами, техническими условиями, инструкциями, правилами по обращению с ОРВ;
• наличие и использование оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ и оказание услуг, связанных с обращением с ОРВ;
• соблюдение установленных объемов потребления ОРВ;
• ведение учета потребления ОРВ и осуществление отчетности по обращению с ними в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

8. Ответственность за нарушение законодательства об охране озонового слоя

За нарушение законодательства об охране озонового слоя установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Примерный перечень правонарушений в данной области предусмотрен ст. 16 Закона Республики Беларусь «Об охране озонового слоя». К ним относятся:
• производство, импорт и (или) экспорт ОРВ, запрещенных для потребления в Республике Беларусь;
• осуществление деятельности, связанной с обращением с ОРВ, без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий, указанных в специальном разрешении (лицензии), если в соответствии с законодательством Республики Беларусь наличие такого специального разрешения (лицензии) необходимо;
• незаконный ввоз на территорию Республики Беларусь и (или) вывоз за ее пределы ОРВ и продукции, их содержащей;
• выброс в атмосферный воздух ОРВ;
• нарушение требований в области охраны окружающей среды при обращении с ОРВ;
• непринятие мер по своевременному сбору ОРВ и их хранению в герметичной таре в целях рециклинга или обезвреживания.
Отраслевым законодательством предусмотрена только административная ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя (ст. 15.62 КоАП).
В уголовном законодательстве отсутствуют составы правонарушений в данной сфере.

Нормативные правовые акты
1. Венская конвенция об охране озонового слоя, 22 марта 1985 г.: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 23 апр. 1986 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
2. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 16 сент. 1987 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
3. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Законов Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З; 29 окт. 2004 г., № 319-З, 19 июля 2005 г., № 42-З, 31 дек. 2005 г., № 80-З, 29 июня 2006 г., № 137-З, 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6. – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – № 147. – 2/1335.
4. Об охране озонового слоя: Закон Республики Беларусь, 12 нояб. 2001 г., № 56-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь 15 нояб. 2004 г., № 335-З,
29 июня 2006 г., № 137-З, 13 июня 2007 г., № 238-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 76. – 2/50; 2004. – № 180. – 2/1084; 2006. – № 107. – 2/1235; 2007. – № 147. – 2/1335.
5. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 17 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 79. – 1/4779; 2004. – № 71. – 1/5490; № 161. – 1/5931; № 176. – 1/5987; 2005. – № 7. – 1/6166; № 42. – 1/6300; № 103. – 1/6560; № 142. – 1/6770; № 188. – 1/6930;
№ 193. – 1/6990; 2006. – № 145. – 1/7907.
6. Об установлении республиканского сбора при ввозе озоноразрушающих веществ: Указ Президента Респ. Беларусь, 19 апр. 2006 г., № 261 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 69. –
1/7503.
7. Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 20 окт. 2003 г., № 1371 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 121. – 5/13251; 2005. – № 103. – 5/16148; 2006. – № 10. – 5/17120.
8. Положение о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга озонового слоя и использования его данных: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 16 февр. 2004 г., № 161 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 35. – 5/13816.
9. О деятельности учреждения Белорусского государственного университета «Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы» по организации и ведению мониторинга озонового слоя: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 дек. 2002 г., № 1719 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 141. – 5/11625.
10. О мерах по дальнейшему совершенствованию государственного регулирования деятельности, связанной с охраной озонового слоя: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 13 нояб. 1998 г., № 1741 (с изм. и доп. 28 окт. 1999 г., № 1689, 20 окт. 2003 г., № 1389) // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1998. – № 32. – Ст. 821; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 85. – 5/1939; 2003. – № 128. –
5/13369.
11. Инструкция о порядке осуществления учета потребления и отчетности по обращению с озоноразрушающими веществами: утв. Постановлением М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 30 дек. 2004 г., № 47 (с изм. и доп. 16 сент. 2005 г., № 45) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 9. – 8/11982; 2005. –
№ 158. – 8/13193.
12. Инструкция о порядке выдачи разовых разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, и заключений об отсутствии в продукции озоноразрушающих веществ: утв. Постановлением Мин-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 16 сент. 2005 г., № 44 (с изм.
и доп. от 11 мая 2006 г., № 31) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 159. – 8/13201; 2006. – № 78. – 8/14447.
13. О гидрометеорологической деятельности: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 93-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 9. – 2/1190.
14. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, 9 мая 1992 г.: одобр. Указом Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2000 г., № 177 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2007.
15. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, 11 дек. 1997 г.: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 12 авг. 2005 г., № 370 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2007.
16. Соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии, 8 февр. 1992 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. – 1992. – № 2.
17. План мероприятий по реализации положений Киотского протокола на 2005–2012 годы: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 30 дек. 2005 г., № 1582// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 6. – 5/17072.
18. Об утверждении Положения о порядке ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 апр. 2006 г., № 485 (с изм. и доп. от 2 авг. 2006 г., № 990) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 59. – 5/22174; № 146.–5/22839.
19. Об утверждении Положения о Национальной системе инвентаризации парниковых газов: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 мая 2006 г., № 585 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 73. – 5/22273.
20. О Национальном реестре углеродных единиц Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 25 авг. 2006 г., № 1077 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 144. – 5/22794.
21. Об утверждении Положения о порядке представления, рассмотрения и мониторинга проектов совместного осуществления: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 5 сент. 2006 г., № 1144 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 148. – 5/22870.
22. О создании государственной комиссии по проблемам изменения климата: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 5 сент. 2006 г.,
№ 1145 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 148. – 5/22871.
23. Об утверждении Стратегии снижения выбросов и увеличения абсорбции поглотителями парниковых газов в Республике Беларусь на 2007–2012 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 7 сент. 2006 г., № 1155 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 148. – 5/22879.
24. Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения Национального реестра углеродных единиц Республики Беларусь: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 22 янв. 2007 г., № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 67. – 8/15881.
25. Об утверждении положений о государственном гидрометеорологическом фонде и о государственном климатическом кадастре: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 окт. 2006 г., № 1301 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 166. – 5/23174.

1. Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь, 15 апреля 1997 г., № 29-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь от 10 июля 1997 г., № 59-З, от 20 июля 2006 г., № 162-З; от 13 июня 2007 г., № 238-З) // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1997. – № 14. – Ст. 260; № 27. – Ст. 474; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 122. – 2/1259; 2007. – № 147. – 2/1335.
2. О гидрометеорологической деятельности: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 93-З (с изм.: Закон Респ. Беларусь от 9 июля 2007 г., № 247-З) // Нац. реестр правовых актов Респ Беларусь. – 2006. – № 9. – 2/1190; 2007. – № 170. – 2/1344.
3. О некоторых вопросах гидрометеорологической деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 июля 2007 г., № 351 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 184. – 1/8766.
4. Положение о порядке и условиях выполнения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 26 июля 2007 г., № 351 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 184. – 1/8766.
5. Положение о порядке ведения государственного кадастра атмосферного воздуха Республики Беларусь: утв. Постановлением Каб. Министров Респ. Беларусь, 10 апр. 1995 г., № 193 // Собр. указов Президента
и постановлений Каб. Министров Респ. Беларусь. – 1995. – № 11. – Ст. 249.
6. Положение об информационно-аналитическом центре мониторинга атмосферного воздуха Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь: утв. Постановлением М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 1 марта 2005 г., № 12 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 53. – 8/12310.
7. Об утверждении перечня источников загрязнения атмосферного воздуха, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 28 февр. 2005 г., № 10 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 43. – 8/12257.
8. Об утверждении Инструкции по инвентаризации выбросов за¬грязняющих веществ в атмосферный воздух: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 28 дек. 2006 г., № 80 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. –№ 120. – 8/16375.
9. Об утверждении Инструкции по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 14 мая 2007 г., № 61 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 148. – 8/16641.
10. Об утверждении Правил контроля за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух механическими транспортными средствами: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 14 мая 2007 г., № 63 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 157. – 8/16642.
11. Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения Национального реестра углеродных единиц Республики Беларусь: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 22 янв. 2007 г., № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 67. – 8/15881.
12. Инструкция по расчету размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух: утв. Постановлением М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 31 дек. 2004 г., № 50 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 20. – 8/12020.
13. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 13 нояб. 1979 г., и протоколы к ней: утв. Указом Президиума Верхов. Совета Республики Беларусь, 14 апр. 1980 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
14. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, 9 мая 1992 г.: одобр. Указом Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2000 г., № 177 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
15. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, 11 дек. 1997 г.: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 12 авг. 2005 г., № 370 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 7. – 3/1873.. – № 166. – 5/23174.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии