БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Экологическое право » ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ОБЪЕКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОХРАНЕ

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ОБЪЕКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОХРАНЕ

Автор: Maxvel 2-02-2012, 16:16

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ОБЪЕКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОХРАНЕ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий и объектов

Наряду с общими правовыми требованиями к природопользованию и охране окружающей среды существуют природные территории и объекты, правовой режим которых выходит за рамки обычного. В настоящее время они объединены понятиями «особо охраняемые» либо «подлежащие специальной охране».
Формирование единой системы природных территорий и объектов, особо охраняемых со стороны государства, и ее правовое закрепление проходило на протяжении длительного времени109. До определенного периода они рассматривались как заповедные. Но в силу различий в правовых ограничениях использования компонентов природной среды, входящих в их состав, авторы выделяли три вида заповедания: абсолютное (свойственно для заповедников и памятников природы, исключает хозяйственную и рекреационную деятельность), относительное (характерно для заказников, построено на сочетании абсолютного запрета с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов) и смешанное (наблюдается в практике образования национальных парков).
Впервые в законодательстве Республики Беларусь термин «особо охраняемые природные территории и объекты» появился с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», согласно которому к особо охраняемым объектам природы относились территории государственных заповедников, национальных парков, заказников, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь. Особой охране подлежали также курортные зоны, зоны отдыха, прибрежные полосы, водоохранные зоны (полосы), зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, леса зеленых зон городов и других населенных пунктов, запретные полосы лесов.
Некоторые республики бывшего СССР закрепили категорию «природно-заповедный фонд». Согласно Закону Украины «О природно-заповедном фонде» данный фонд составляют участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты которых имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную
и иную ценность и выделены с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения фонового мониторинга окружающей природной среды. В связи с этим законодательством Украины природно-заповедный фонд охраняется как национальное достояние, в отношении которого устанавливается особый режим охраны, воспроизводства и использования. Украина рассматривает этот фонд как составную часть мировой системы природных территорий и объектов, находящихся под особой охраной.
В соответствии со ст. 62 новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г. природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное важное значение, подлежат особой охране. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе объявляются особо охраняемые природные территории (ООПТ), основной целью которых является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.
Понятие ООПТ закреплено в Законе Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях», в соответствии
с которым они понимаются как участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Анализируя данное определение, необходимо отметить, что под ООПТ прежде всего понимаются определенные участки земли, однако учитывая, что некоторые категории ООПТ создаются для сохранения в натуральном состоянии не отдельного компонента природной среды, а всего природного комплекса, находящегося на такой территории, не менее важны и особо охраняемые акватории в составе водоемов. В качестве примера таковых можно привести гидрологические заказники, где охране подлежит не только суша, но и сами водные объекты. Следует отметить, что в Законе Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» данная особенность рассматриваемого понятия не отражена. Из сказанного следует вывод, что ООПТ – это прежде всего определенная территория (акватория). Характерной чертой данной территории также является ее трехмерность, т. е. установленный правовой режим распространяется не только на определенный участок земли, но и на атмосферный воздух над ним, а также на недра (например, недопустима добыча полезных ископаемых на территории заповедника). В то же время согласно ст. 18 КоН образования особо охраняемых природных территорий и объектов рассматривается как один из видов недропользования.
В качестве самостоятельных категорий ООПТ закреплены заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы.
По административно-правовому статусу ООПТ могут быть республиканского и местного значения. Заповедники и национальные парки создаются только на республиканском уровне, а заказники и памятники природы – как на республиканском, так и на местном уровнях. Земли особо охраняемых природных территорий являются землями природоохранного назначения и не подлежат передаче в частную собственность. Территория приобретает или утрачивает статус ООПТ с момента принятия соответствующего решения об ее объявлении или прекращении функционирования уполномоченным на то государственным органом. Правовой режим каждого заповедника, национального парка и заказника устанавливается положением о данной особо охраняемой природной территории. Правовой режим отдельного памятника природы определен его охранными документами. Для предотвращения нарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности осуществляется резервирование территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми. В целях предотвращения или смягчения вредных воздействий на природные комплексы и объекты, расположенные в границах ООПТ, на прилегающих к ним территориях могут устанавливаться охранные зоны.
Следует отметить, что в первой редакции Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» выделялось понятие особо охраняемых объектов. Под ними понимались уникальные либо типичные природные объекты естественного происхождения, полностью изъятые из хозяйственного использования, в отношении которых вследствие их экологической, научной или иной ценности в законодательном порядке установлен особый режим охраны. Данный подход можно назвать правомерным, так как кроме непосредственно территорий существуют и объекты, режим которых отличен от обычного в силу их особого значения, например, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений и диких животных, включенные в Красную книгу Республики Беларусь. В случае нахождения таких видов на ООПТ они охраняются в комплексе с другими компонентами природной среды, а при произрастании либо обитании редких и находящихся под угрозой исчезновения видов на обычных территориях (в том числе и используемых в процессе хозяйственной деятельности) они выступают как самостоятельные объекты особой охраны (т. е. особо охраняемые природные объекты). Такой подход прослеживается и в научной литературе. Подтверждением целесообразности выделения особо охраняемых природных объектов является и пример памятников природы, которые согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» рассматриваются как самостоятельная категория ООПТ. В то же время в ст. 39 указанного Закона говорится, что памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений. В ст. 36 названного Закона к памятникам природы отнесены отдельные вековые или редких пород деревья и их группы, крупные валуны и их скопления и т. д. Представляется, что при таком подходе сами деревья, валуны и т. д., объявленные памятниками природы, могут рассматриваться как особо охраняемый природный объект, а территория, которую они занимают, – как территория памятника природы, относящаяся к понятию ООПТ.

2. Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий

Государственное управление в области функционирования и охраны ООПТ, а также их объявления, преобразования и прекращения осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Министерство природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики Беларусь и другие государственные органы.
Государственный контроль в области охраны и использования ООПТ является составной частью государственного контроля в области охраны окружающей среды и осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными специально уполномоченными государственными органами. В ст. 42 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривается, что такой контроль осуществляется указанными органами в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, в связи с чем следует указать на отсутствие нормативного правового акта, определяющего порядок осуществления государственного контроля
охраны и использования ООПТ. Право осуществлять государственный контроль в данной области предоставлено государственным инспекторам по охране окружающей среды (а также приравненным к ним должностным лицам) специализированной инспекции государственного контроля за использованием и охраной животного мира, ведением охотничьего хозяйства и состоянием заповедного дела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Базой научно обоснованного функционирования ООПТ является наличие необходимой информации, официальным источником которой в настоящее время является статистическая отчетность. Необходимо отметить, что статистическими данными охватываются не все категории ООПТ, а специфика статистической отчетности (в частности лаконичное изложение) не позволяет собирать такую совокупность сведений, которая всесторонне характеризовала бы их как объект охраны. Таким образом, единый подход к учету всех категорий и видов ООПТ на сегодняшний день отсутствует. Устранить этот недостаток можно путем законодательного закрепления государственного кадастра данных территорий и обязанностей соответствующих органов государственного управления по его ведению. Такой кадастр может включать совокупность сведений о категориях и видах ООПТ, их площади, об органе государственного управления, в оперативное управление которого передана ООПТ. Как и иные государственные кадастры природных ресурсов (земельный, водный и т. д.), государственный кадастр ООПТ должен вестись за счет государства и по единой для республики системе. Данные указанного кадастра будут служить целям планирования и развития сети ООПТ, организации их охраны и проведения научных экологических исследований, повышению уровня государственного контроля за соблюдением режима соответствующих территорий.

3. Правовой режим заповедников

Среди различных категорий ООПТ Республики Беларусь заповедники занимают особое место в силу наиболее строгого режима охраны. По правовому статусу среди зарубежных охраняемых природных территорий к ним ближе всего стоят «резерваты» и национальные парки, где сохранение компонентов природной среды сочетается с их комплексным использованием, в основном, в рекреационных целях.
Заповедник как одна из организационно-правовых форм ООПТ характеризуется, в первую очередь, признаками, присущими всем категориям и видам ООПТ. Вместе с тем заповедник обладает определенными отличительными чертами. «Характер и главная цель охраны и использования заповедной территории; степень сложности расположенного на этой территории природного комплекса; продолжительность и содержание устанавливаемого ограничительного режима – вот те условия, которые дают возможность выделить заповедник среди других категорий особо охраняемых природных территорий и объектов».
Согласно ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов. Для управления заповедником создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение, которое не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, является некоммерческой организацией, создается в форме финансируемого за счет средств государственного бюджета природоохранного учреждения.
Исходя из общего понятия ООПТ и норм, приведенных выше, необходимо отметить, что главной юридической особенностью заповедника является двойное содержание этого понятия. С одной стороны – это особо охраняемая законом, неприкосновенная территория, полностью исключенная из любых видов хозяйственной деятельности и рекреации, на которой естественные ландшафты сохраняются в ненарушенном состоянии. Таким образом отражается территориальный (пространственный) аспект в понимании заповедника. Но заповедник – это не только территория, с другой стороны, он является природоохранным учреждением с правами юридического лица, выполняющим определенные задачи, не противоречащие, естественно, принципам сохранности территории (выполнение научно-исследовательских работ; ведение эколого-просветительской работы и др.).
Специфика целевого назначения заповедника предопределяет вторую его особенность, которая состоит в исключении всего природного комплекса из хозяйственного использования. В связи с этим в состав земель заповедника, образующих его территорию, входят только земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедником. Земли собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, расположенные в границах заповедника, но не образующие его территорию, объявляются
охранной зоной заповедника.
Объявление, преобразование и прекращение функционирования заповедника осуществляются решением Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Представления об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников готовятся в соответствии с порядком, определенным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Необходимо отметить, что в системе заповедников выделяются биосферные заповедники. Их задачи, структура и порядок образования обладают определенной спецификой. Первые биосферные заповедники начали создаваться в 1975 г. в соответствии с научной программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера», цель которой состоит в проведении комплексных исследований воздействия человека на естественные процессы в природе. В рамках проекта был поставлен вопрос о создании международной сети биосферных заповедников (biosphere reserves). Рассматриваемым документом определялись главные задачи, стоящие перед биосферными заповедниками: сохранение и восстановление типичных и уникальных экосистем, их генетического фонда; проведение экологического мониторинга; изучение влияния антропогенных факторов на естественные экосистемы; природоохранительное просвещение и подготовка кадров экологов. Таким образом, функции биосферных заповедников гораздо шире и разнообразнее, чем у обычных, в связи с чем в биосферных заповедниках предусматривается разделение территории на отдельные участки (зоны) с различным правовым режимом,
в границах некоторых зон допускается строго контролируемый туризм. Все вышесказанное весьма актуально для Республики Беларусь, так как, несмотря на отсутствие в законодательстве понятия «биосферный заповедник», единственный природный заповедник, функционирующий на территории республики, имеет статус биосферного (Березинский биосферный заповедник). В 1993 г. международный комитет ЮНЕСКО придал национальному парку «Беловежская пуща» статус биосферного резервата. Таким образом, правовой режим биосферного заповедника отличается от режима обычных заповедников и требует специального закрепления в Законе Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях». Это может быть норма, устанавливающая статус биосферного заповедника (либо биосферного резервата) как природоохранного учреждения международного значения,
а также особенности правового режима, выражающиеся, в первую очередь, в функциональном зонировании территории, особых задачах и др.
Следует отметить, что в Республике Беларусь помимо природных заповедников допускается создание заповедников различного вида, которые не относятся к ООПТ. Так, специфическим видом заповедника является Полесский радиационно-экологический заповедник, образованный в связи с радиоактивным загрязнением части территории Республики Беларусь. Теоретически такой вид заповедника нигде в литературе не выделяется. Его правовой режим установлен в соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС». Имея статус заповедника, территория охватывает зону отчуждения (эвакуации) радиоактивно загрязненных территорий, а сам заповедник выполняет административную задачу: на него возложено управление зоной эвакуации.
Природные заповедники следует отличать и от историко-культурных заповедников, которые создаются с целью особой охраны не природного комплекса, а ансамблей и комплексов памятников истории и культуры, представляющих особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В Республике Беларусь одним из примеров такого вида заповедника может служить национальный историко-культурный заповедник «Несвиж», образованный в 1994 г.

4. Правовой режим национальных парков

В соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» национальным парком является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность,
и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях. Анализ приведенной нормы показывает, что характерной особенностью национального парка по сравнению с другими категориями ООПТ является одновременное выполнение таких задач, как сохранение компонентов природной среды и в то же время создание условий для просветительской, оздоровительной и рекреационной деятельности. Сочетание этих взаимосвязанных и в то же время противоречивых целей предъявляет особые требования к правовому режиму национального парка. На территории парка разрешены определенные административные действия, без которых парку невозможно полностью и качественно выполнять свои функции (например, строительство объектов обслуживания посетителей; строительство и ремонт дорог, связанных с задачами и целями национального парка; различные биотехнические мероприятия). При этом с целью сохранения ценных экосистем парк разделяется на отдельные зоны:
• заповедная зона, предназначенная для сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития, в границах которой запрещаются все виды деятельности, кроме проведения научных исследований и мероприятий по ее охране;
• зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития и восстановления, в границах которой устанавливается режим охраны и использования, ограничивающий отдельные виды хозяйственной и иной деятельности и использование природных ресурсов в соответствии с положением о национальных парках;
• рекреационная зона, предназначенная для осуществления туризма, отдыха и оздоровления граждан, в границах которой устанавливается режим, обеспечивающий охрану и устойчивое использование рекреационных ресурсов;
• хозяйственная зона, предназначенная для обеспечения функционирования национального парка, в границах которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность с использованием природоохранных технологий, не препятствующая сохранению особо охраняемых природных комплексов и объектов, туристических и рекреационных ресурсов.
В случае необходимости в национальном парке может предусматриваться выделение также других зон, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, жизнедеятельности местного населения, эксплуатации хозяйственных и иных объектов парка. Каждая из названных зон может быть территориально разобщена и состоять из нескольких участков, расположенных в разных местах национального парка.
Еще одной особенностью правового положения национальных парков является включение в их состав как земель, предоставленных в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, так и земель иных землепользователей.
Национальные парки создаются по решению Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Для управления национальным парком создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение. Согласно ч. 3 ст. 24 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» при объявлении или преобразовании национального парка решением Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь утверждается Положение, в котором конкретизируется его правовой режим. В литературе отмечается, что для упорядочения отношений, возникающих в связи с установлением режима охраны и использования национальных парков, придания им стабильности, положения о каждом национальном парке целесообразно утверждать Указом Президента Республики Беларусь. Такой подход можно признать целесообразным в силу того, что в соответствии с законодательством национальные парки находятся в ведении Управления делами Президента Республики Беларусь.
Таким образом, в качестве отличительных особенностей национальных парков, имеющих юридическое значение, называются следующие: «возможность устойчивого использования данных территорий в хозяйственной и иной деятельности, ограничиваемая природоохранными задачами; установление территориально дифференцированного режима охраны и использования, основанного на функциональном зонировании территории национального парка; создание юридического лица для управления территорией».
В настоящее время в Республике Беларусь функционируют четыре национальных парка: Нарочанский, Припятский, Беловежская пуща и Браславские озера.

5. Правовой режим заказников

В соответствии со ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» заказником является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов.
Выделяют следующие виды заказников:
• ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов;
• биологические (ботанические, зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких, исчезающих, а также ценных в экологическом, научном, хозяйственном и культурном отношении растений, животных или отдельных особо ценных участков леса;
• водно-болотные, предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции;
• гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем;
• геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы;
• палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых природных объектов и их комплексов.
Различное целевое назначение заказников предопределяет особенности их правовых режимов (строгая охрана всего природного комплекса либо его частей; охрана одного или нескольких компонентов природной среды), и в связи с этим на территории различных видов заказников могут быть запрещены отдельные виды деятельности. К таковым могут быть отнесены: распашка земель, отдельные виды лесопользования, охота и рыболовство, выпас скота, сенокошение, сбор ягод, плодов и цветов, выкапывание корней, клубней и луковиц растений; добыча полезных ископаемых и производство других работ, связанных с пользованием недрами; предоставление участков под застройку; мелиоративные работы, а также другие действия, могущие вызвать изменение естественного гидрологического режима; использование ядохимикатов; туризм и другие формы организованного отдыха населения; движение механизированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, вызывающее или могущее вызвать гибель растительного и животного мира; изыскания и научные исследования, связанные с нарушением или разрушением природных комплексов и объектов.
По административному статусу заказники могут быть республиканского и местного значения. Объявление, преобразование и прекращение функционирования заказника республиканского значения осуществляются на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного республиканского органа государственного управления, а заказника местного значения – на основании решения соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа по представлению территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного органа государственного управления.
Объявление территории заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей. Не изымаются земельные участки у землевладельцев и землепользователей при условии соблюдения ими режима охраны и использования заказника. Для управления заказником юридическое лицо, как правило, не создается, однако такая возможность законодательством предусмотрена. Организация природоохранной деятельности в границах заказника обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан. В границах заказника с учетом специфики расположенных на его территории особо охраняемых природных комплексов и объектов положением о заказнике устанавливается единый или территориально дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования. Особенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются с землепользователями и землевладельцами, участки которых расположены в границах заказника. Данные лица обязуются соблюдать установленный режим охраны и использования заказника.

6. Правовой режим памятников природы

В соответствии со ст. 35 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений.
Указанная форма правовой охраны природных объектов имеет в отдельных случаях преимущества в сравнении с организацией заповедников, национальных парков, заказников. Во-первых, учреждение памятника природы и выполнение его охранного режима не влечет за собой больших расходов; во-вторых, объявление отдельных объектов памятниками природы не требует изъятия больших территорий из хозяйственного использования; в-третьих, повышается ответственность местных исполнительных и распорядительных органов, в оперативное управление которых передан памятник природы.
В зависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются на следующие виды:
• ботанические (ботанические сады, дендрологические парки, произведения садово-паркового искусства, участки леса с ценными древесными породами, отдельные вековые или редких пород деревья и их группы, участки территории с реликтовой или особо ценной растительностью, места произрастания видов растений, находящихся под угрозой исчезновения и т. п.), предназначенные для сохранения, восстановления, изучения и обогащения разнообразия объектов растительного мира, ценных в экологическом, научном, культурном и хозяйственном отношении. Необходимо отметить, что отнесение ботанических садов, дендрологических парков к категории особо охраняемых природных территорий представляется спорным в силу определения объекта экологических правоотношений, где решающее значение имеет признак экологической взаимосвязи данного объекта с окружающей средой. Таким образом, растения, выращенные или помещенные в ботанический сад, будучи изъятыми человеком из экологической системы природы, перестали влиять на ход естественного процесса и по этой причине вышли из круга объектов экологических правоотношений. Более правильной представляется позиция, воспринятая Законом Республики Беларусь «О растительном мире», согласно которой ботанические и дендрологические сады наряду с питомниками, оранжереями отнесены к «специализированным объектам» по разведению дикорастущих растений, сохранению их генетического фонда и восстановлению в естественной среде произрастания;
• гидрологические (озера, болота, участки рек с поймами, водохранилища и пруды, участки старинных каналов, родники и т. п.), предназначенные для сохранения и восстановления небольших по размерам ценных водных объектов;
• геологические (обнажение ледниковых отложений и коренных пород, характерные элементы рельефа, крупные валуны и их скопления, другие геологические объекты), предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексов неживой природы.
Объявление природных комплексов или объектов с занимаемой ими территорией памятником природы допускается как с изъятием земельных участков, так и без такового у землевладельцев и землепользователей, на участках которых расположены природные комплексы или объекты, объявленные памятником природы. На каждый памятник природы утверждаются охранные документы. Для управления памятником природы или группой памятников природы юридическое лицо, как правило, не создается. Организация природоохранной деятельности в границах памятника природы обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан.
Учреждение памятников природы республиканского значения с изъятием земельных участков у землевладельцев и землепользователей осуществляется решением Совета Министров Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного республиканского органа государственного управления. Памятники природы республиканского значения без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей создаются по решению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Решение об объявлении памятников природы местного значения принимается местными органами по представлениям территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного органа государственного управления.

7. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных

Особой охране со стороны государства подлежат редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Следует отметить, что понятие «редкие и исчезающие виды» изначально было определено на международном уровне. Так, в соответствии с Соглашением о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – Красной книге государств– участников СНГ, «редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений означают те виды (подвиды, популяции) животных, растений и грибов, о которых имеются данные о сокращении численности и/или ареала, неблагоприятных изменениях условий их существования, крайней ограниченности распространения и малочисленности популяций, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по их сохранению и восстановлению на территории государства». Данное понятие до последнего времени не раскрывалось в национальном законодательстве. С принятием в 2007 г. Закона Республики Беларусь «О животном мире» определены критерии отнесения отдельных видов животных к «редким или исчезающим». Так, согласно ст. 1 вышеназванного Закона под дикими животными, относящимися к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, понимаются дикие животные отдельных видов, в отношении которых есть данные мониторинга животного мира и государственного кадастра животного мира, указывающие на ежегодное в течение десяти лет или трех поколений (из двух случаев выбирается большее по временному интервалу значение) сокращение их численности и (или) ареала, неблагоприятные изменения условий среды их обитания, ограниченность распространения и малочисленность популяций.
Правовая охрана рассматриваемых видов растений и животных осуществляется по ряду направлений. Прежде всего они включаются в Красную книгу Республики Беларусь, которая является основным научным документом, определяющим современное состояние редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видов дикорастущих растений и диких животных. На основании данных Красной книги осуществляется долгосрочное прогнозирование и разработка практических мер, направленных на охрану, воспроизводство и рациональное использование таких растений и животных. Положение о Красной книге Республики Беларусь было утверждено Советом Министров БССР в 1979 г. Работу по выявлению на территории республики диких растений и животных редких видов проводит Национальная академия наук Беларуси. На основе полученных материалов данной научной организацией осуществляется подготовка обоснования необходимости включения отдельных видов в Красную книгу Республики Беларусь или их исключения из нее. Список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, включаемых в Красную книгу Республики Беларусь, утвержден Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Названный орган государственного управления осуществляет ведение Красной книги Республики Беларусь, организацию учета и контроля состояния включенных в нее видов.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О животном мире» местные Советы депутатов передают под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов выявленные места обитания диких животных редких видов. Такие действия производятся по представлению соответствующего территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, согласованному с Национальной академией наук Беларуси. Пользователю земельного участка и (или) водного объекта, которому передается под охрану место обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, выдаются паспорт места обитания таких животных и охранное обязательство, предусматривающее специальный режим охраны и использования этого места.
Согласно ст. 24 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» самовольный сбор или уничтожение дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и их частей либо совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды произрастания, запрещаются. Аналогичную норму содержит Закон Республики Беларусь «О животном мире», в соответствии со ст. 17 которого запрещается самовольное изъятие диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их незаконный оборот, а также совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания.
В качестве второго направления охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно назвать установление правил, содержащих запреты, требования о получении разрешения или другие специальные условия в отношении охраны, изъятия, содержания, хранения, экспонирования или торговли такими растениями и животными, сохранения, охраны и восстановления среды их обитания (произрастания), а также в отношении экономической деятельности, в процессе которой они используются в качестве сырья, иных целях потребления или реализации. Такие правила устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Самостоятельным направлением охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных является регулирование международной торговли такими видами. В марте 1973 г. в Вашингтоне принята Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), которая вступила
в силу 1 июля 1975 г. Конвенция по своему характеру является глобальной, и в настоящее время в ней участвует более 110 государств, включая Республику Беларусь. Необходимость принятия рассматриваемого документа была связана с тем, что международная торговля представителями дикой фауны и флоры является одной из причин сокращения популяций многих животных и растений. Поэтому в основу данной Конвенции положен согласованный сторонами-участницами Список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, торговля которыми может нанести ущерб их природным популяциям и, следовательно, торговлю которыми необходимо контролировать с помощью согласованных международных процедур. Последние включают в себя
в основном выдачу разрешений установленного международного образца странами–участницами Конвенции, по которым осуществляется экспорт, импорт и реэкспорт занесенных в согласованные Списки видов животных и растений. Действие Конвенции при этом распространяется как на виды, так и на их части и дериваты. Административным органом по Конвенции СИТЕС в Республике Беларусь, выдающим такие разрешения, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

8. Понятие и правовой режим природных территорий, подлежащих специальной охране

Понятие территории, подлежащей специальной охране, наряду с термином «особо охраняемые природные территории» впервые было введено в новой редакции Закона Республики Беларусь
«Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г. Такие территории выделяются в целях сохранения полезных качеств компонентов природной среды и имеют специальный режим охраны, отличный от установленного природоресурсным законодательством либо законодательством об особо охраняемых природных территориях. Территории, подлежащие специальной охране, выделяются не только для сохранения, расположенных в их границах объектов (городские парки), но чаще всего установление специального режима является средством охраны других компонентов природной среды (например, водоохранные зоны с ограниченным режимом хозяйственной деятельности устанавливаются в целях охраны водных объектов).
В соответствии со ст. 63 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» специальной охране подлежат:
• курортные зоны, зоны отдыха;
• водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и водоемов;
• зоны санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей;
• зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора;
• водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов);
• защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);
• санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса));
• городские парки;
• охраняемые типичные и редкие природные ландшафты и др.
Под зонами отдыха понимаются территории, используемые для размещения общеоздоровительных, туристских учреждений
и оборудования мест кратковременного отдыха. Меры по охране окружающей среды закрепляются в соответствующих проектах планировки определенной зоны отдыха. Например, для территории зоны отдыха в целях охраны окружающей среды предусматривается:
• запрет на размещение крупных животноводческих комплексов;
• запрещение применения в границах прибрежной полосы водоемов шириной не менее 300 метров ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений;
• использование организационно-хозяйственных мероприятий, агротехнических приемов, биологических и других нехимических средств защиты растений;
• максимальное сохранение природного ландшафта, существующих лесных массивов. При строительстве учреждений отдыха вырубка лесных насаждений производится только под габариты зданий и сооружений, автомобильные дороги, подъезды и трассы инженерных сетей и др.
Для предотвращения ухудшения качества воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений в местах водозабора устанавливаются зоны санитарной охраны, которая состоит из трех поясов: первого строгого режима, второго и третьего режимов ограничения. Организация зон санитарной охраны, их проектирование и эксплуатация, установление границ входящих в них территорий (поясов и зон) и режимов охраны вод, определение комплекса санитарно-охранных и экологических мероприятий, в том числе ограничений и запретов на различные виды деятельности в пределах каждого пояса, регламентируются ВК, Законом Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении», санитарными и строительными нормами и правилами. Выполнение комплекса мероприятий и соблюдение установленного режима в зонах санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения обеспечиваются за счет собственных средств: на территории первого пояса – предприятиями питьевого водоснабжения; на территориях второго и третьего поясов – физическими и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории этих поясов, а также местными исполнительными и распорядительными органами.
Законодательство относит также к объектам, подлежащим специальной охране, отдельные категории лесов. В соответствии с лесным законодательством указанные леса относятся к лесам первой группы. В санитарно-гигиенических и оздоровительных лесах (городские леса, леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первого и второго округов зон санитарной охраны курортов), в защитных лесах (противоэрозионные леса) допускаются только рубки промежуточного пользования и прочие рубки, а также рубки обновления и переформирования в спелых и перестойных древостоях, теряющих защитные свойства и обеспеченных естественным или искусственным возобновлением. Городские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон используются преимущественно для отдыха граждан, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Ведение лесного хозяйства в этих лесах осуществляется в соответствии с проектами лесоустройства, специально разрабатываемыми лесоустроительной организацией. Заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных ресурсов, древесных соков, промысловая заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, пастьба скота, а также строительство зданий
и сооружений, если они не совместимы с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и организацией отдыха граждан, запрещаются. Решением местных исполнительных и распорядительных органов городские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон могут закрепляться за организациями, в том числе садоводческими товариществами, для поддержания в них надлежащего санитарного состояния.

9. Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах

За нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Административная ответственность установлена за:
• нарушение требований по охране диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, или мест их обитания и произрастания либо нецелевое их использование (ст. 15.8 КоАП);
• нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ст. 15.9 КоАП);
• самовольный сбор или уничтожение грибов, других дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и их частей либо совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды произрастания (ст. 15.27 КоАП);
• незаконные вывоз из Республики Беларусь либо ввоз в нее диких животных, дикорастущих и иных растений, их частей или дериватов, торговля которыми регулируется международными договорами, либо незаконный вывоз из Республики Беларусь диких животных, дикорастущих и иных растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь (ст. 15.33 КоАП);
• уничтожение диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, или уничтожение их кладок, яиц, жилищ и других сооружений, или нарушение порядка добычи таких животных, или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст. 15.34 КоАП).
Уголовная ответственность предусмотрена за умышленные уничтожение либо повреждение памятников природы или других особо охраняемых природных объектов и комплексов (ст. 263 УК); нарушение режима заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий и объектов, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере (ст. 264 УК). В ряде случаев (ч. 2 ст. 281 УК – незаконная добыча рыбы или водных животных, ч. 2 ст. 282 УК – незаконная охота) совершение преступления в особо охраняемой природной территории или в отношении видов, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, рассматривается в качестве квалифицирующего признака.
В порядке гражданско-правовой ответственности вред, причиненный природным комплексам и объектам в границах особо охраняемых природных территорий, возмещается виновными в причинении вреда юридическими и физическими лицами. В счет причиненного вреда включаются стоимость уничтоженных или поврежденных природных комплексов и объектов, а также затраты на восстановление нарушенного состояния этих природных комплексов и объектов. При возмещении вреда учитываются потери природных ресурсов, а также их экологическая ценность. Так, в ряде случаев устанавливаются:
• повышенные таксы при причинении вреда особо охраняемым лесам (например, лесам заповедников, национальных парков и др.);
• повышающие коэффициенты при определении экологического ущерба от загрязнения, деградации и нарушения земель (5,1–10,0 – для заповедников, заповедных зон национальных парков, памятников природы; 2,6–5,0 – заказников);
• повышающие коэффициенты при расчете ущерба за несанкционированное размещение отходов (2,9 – для заповедников и национальных парков; 2,5 – памятников природы; 1,9 – заказников);
• двойной размер такс при исчислении вреда при незаконном изъятии или уничтожении диких животных, их частей и (или) дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС);
• тройной размер такс при исчислении вреда в случае незаконного изъятия или уничтожения диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь;
• тройной размер такс при исчислении вреда в случае незаконного изъятия или уничтожения диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь и одновременно являющимся образцами СИТЕС.

Нормативные правовые акты
1. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Законов Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З; 29 окт. 2004 г., № 319-З, 19 июля 2005 г., № 42-З, 31 дек. 2005 г., № 80-З, 29 июня 2006 г., № 137-З, 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6. – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – № 147. – 2/1335.
2. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Респ. Беларусь, 20 окт. 1994 г., № 3335-XII: в ред. Закона от 23 мая 2000 г., № 396-З (с изм. и доп.: Закон Респ. Беларусь 29 июня 2006 г., № 137-З, 7 мая 2007 г., № 212-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1994. – № 35. – Ст. 570; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 52. – 2/171; 2006. – № 107. – 2/1235; 2007. – № 118. – 2/1309.
3. О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 205-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 окт. 2004 г., № 319-З; 19 июля 2005 г., № 42-З; 29 июня 2006 г., 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 20 окт. 2006 г., № 169-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 73. – 2/954; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; № 179. – 2/1266; 2007. – № 147. – 2/1335.
4. О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 172. – 2/1354.
5. О питьевом водоснабжении: Закон Респ. Беларусь, 24 июня 1999 г., № 271-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 19 июля 2005 г., № 42-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. – № 50. – 2/146; 2005. – 121. – 2/1139; 2006. – 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259.
6. О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими: Указ Президента Респ. Беларусь, 8 дек. 2005 г., № 580 (с изм. и доп.: Указы Президента Респ. Беларусь, 14 сент. 2006 г., № 574; 23 окт. 2006 г., № 630; 30 апр. 2007 г., № 207) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. –
№ 196. – 1/6996; 2006. – № 151. – 1/7931; № 179. – 1/8023; 2007. – № 110. – 1/8549.
7. Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-заповедник «Отчет о заповедниках и национальных парках» и указаний по ее заполнению: Постановление М-ва статистики
и анализа Республики Беларусь, 30 авг. 2004 г., № 155 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
8. О национальном парке «Беловежская пуща»: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 сентября 2004 г., № 460 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 155. – 1/5885.
9. О создании национального парка «Нарочанский»: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 июля 1999 г., № 447 (с изм. и доп. Указ Президента Респ. Беларусь, 25 авг. 1999 г., № 494) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 59. – 1/551; № 66. – 1/597.
10. О создании национального парка «Браславские озера» и некоторых других вопросах деятельности этого парка: Постановление Каб. Министров Респ. Беларусь, 10 августа 1995 г., № 440 // Збор указаў Прэзідэнта і пастаноў Каб. Міністраў Рэсп. Беларусь. – 1995. – № 23. – Ст. 553.
11. Положение о Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике: утв. Приказом М-ва по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от 5 авг. 1995 г., № 39 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2007.
12. Об учреждении Книги редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений БССР – Красной книги БССР: Постановление Совета Министров БССР, 28 июня 1979 г., № 201 // Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета БССР, постановлений и распоряжений Совета Министров БССР. – 1979. – Ст. 329.
13. Об утверждении правил подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 10 мая 2001 г., № 7 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 53. – 8/6135.
14. Об утверждении списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, включаемых в Красную книгу Республики Беларусь: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 9 июня 2004 г., № 14 (с изм. и доп. от 23 авг. 2006 г., № 54) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 104. – 8/11122; 2006. – №148. – 8/14967.
15. О некоторых вопросах изъятия редких и находящихся под угрозой исчезновения дикорастущих растений и диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 28 июня 2005 г., № 32 (с изм. и доп. от 26 окт. 2006 г., № 61) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 108. – 8/12827; 2006. – № 185. – 8/15244.
16. О некоторых вопросах выявления, передачи под охрану и учета мест произрастания дикорастущих растений и мест обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 2 апр. 2007 г., № 28 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 119. – 8/16363.
17. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны
и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 3 марта 1973 г.: утв. Постановлением Верхов. Совета Респ. Беларусь, 20 дек. 1994 г.,
№ 3462-XII // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
18. Соглашение о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – Красной книге государств–участников СНГ, 23 июня 1995 г. // Сб. нормативных док. по вопросам охраны окружающей среды / Белорус. науч.-исслед. центр «Экология»; сост. Р.К. Кожевникова, А.Н. Рачевский. – Минск, 1997. – Вып.16. Ч. ІІ. – С.14–17.
19. Порядок выдачи разрешений на перемещение через таможенную границу Республики Беларусь видов животных и растений, их частей или производных от них, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС: утв. Приказом М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 12 июня 1998 г., № 177 (с изм. и доп. от
13 февр. 2006 г., № 4) // Бюл. норматив.-правовой информ. – 1998. – № 15. – С. 70–85; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 36. – 8/13979.
20. Положение о курортах: утв. Постановлением Совета Министров СССР, 5 сент. 1973 г., № 654 // Собр. постановлений Правительства СССР. – 1973. – № 20. – Ст. 112.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии