БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Юридическая психология » Понятие, предмет, задачи, методы и система юридической психологии

Понятие, предмет, задачи, методы и система юридической психологии

1.Понятие, предмет, методы, естественнонаучные основы и задачи юридической психологии.

2.Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины.

3.Роль юридической психологии в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры, нотариата.

4.Междисциплинарные связи юридической психологии.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Известно, что психология (от греч. psyche — душа, logos — учение, наука) - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в отношениях с окружающими его людьми, с самим собой, с окружающим миром в целом. Человек живет и действует в окружающей его социальной среде.
Задача психологии – установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях.
Психика человека, связанного с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает особенностями, характер которых предопределен выполнением множества разнообразных социальных и правовых функций. Именно данное обстоятельство способствовало формированию юридической психологии - науки, которая исследует закономерности психики человека, проявляющиеся в сфере общественных отношений, регулируемых правом. Знание психологических закономерностей взаимоотношений личности и коллектива имеет большое значение для правильного выполнения работниками правоохранительных органов своих служебных и общественных обязанностей.
Становление юридической психологии в качестве самостоятельной науки предопределено тем, что проблемы, относящиеся к ее предмету, не могли быть решены с использованием данных общей психологии, а требовали выяснения специфических закономерностей, разрешение которых возможно только на стыке психологической и юридической наук. Новая система знаний, позволяющая углубленно исследовать проблемы, которые связаны с закономерностями психики в правовой сфере, создала предпосылки для самостоятельного существования юридической психологии. В отличие от закономерностей общей психологии для закономерностей юридической психологии характерно то, что изучаемые ею психические явления выступают следствием нарушения правовых предписаний, специфики их исполнения в условиях правового регулирования, использования их в разнообразных сферах человеческой деятельности и ситуациях, вынуждающих применять нормы права. Предметом любой науки всегда является изучение определенной группы закономерностей. В соответствии с этим предметом психологической науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления психических явлений, закономерностей формирования психических свойств человека.
В современном состоянии юридической психологии выделяют закономерности, к числу которых относятся:
1) возникновение и формирование психических свойств личности, способствующих противоправным действиям;
2) развитие и формирование психических свойств личности в процессе преступного деяния;
3) формирование психических свойств личности при осуществлении различных функций в судопроизводстве;
4) изменение психических свойств личности, совершившей преступление, в процессе перевоспитания;
5) изменение и формирование психических свойств личности при осуществлении профилактической деятельности.
Таким образом, предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.
Методы юридической психологии.
Наряду с общим методом, которым для юридической психологии является диалектический метод познания, принято выделять методы частные, формирование которых развивалось преимущественно по следующим своеобразным направлениям. Во-первых, эти методы перенесены из общей психологии и выполняют познавательные функции равнозначно как в общей, так и в юридической психологии (например, методы изучения личности и воздействия на нее). Во-вторых, методы, способствующие познанию только в юридической психологии и формируемые соответственно ее задачам либо трансформированные из методов общей психологии применительно к целям юридической психологии. В этой связи рекомендуется уяснить методы наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования, интервьюирования, естественного и лабораторного экспериментов, сбора независимых характеристик и другие.
Так, сущность метода наблюдения состоит в систематическом и планомерном изучении психологических явлений путем восприятия исследователем внешних проявлений психики в процессе применения права. Наблюдение предполагает заранее разработанную программу, подчиненную определенной цели, и должно осуществляться в различных ситуациях, в отношении одного лица или группы лиц, без привнесения каких-либо элементов эксперимента.
В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру воздействия – включенное и не включенное (со стороны) наблюдение.
Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например, следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения. Наряду с этим следователь использует информацию и от опосредованного наблюдения. Сопоставительный анализ результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию. Метод наблюдения включает в себя и самонаблюдение, дающее возможность судить о том, как протекают собственные психические процессы.
Метод беседы (интервью). Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения в психологически благоприятной обстановке получить необходимую информацию об интересующем человеке и других лицах. В ходе беседы составляется мнение о его развитии, интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее, она помогает составить определенное мнение о субъекте, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения.
«Биографический» метод. Основное назначение этого метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, выясняются сведения о его родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, его учебе, работе, интересах.
В отдельных случаях в психолого-юридическом исследовании используется метод лабораторного эксперимента, но более широко здесь распространен метод естественного эксперимента, при котором испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие. (Так, с целью изучения влияния различных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов).
Метод обобщения независимых характеристик. Перечисленные выше методы существенно дополняются методом обобщения независимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Так, например, чтобы наиболее полно охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, бывает недостаточно одной лишь характеристики с его последнего места работы. Существенно дополнят представление о нем характеристики с других мест, где он учился или работал, мнение о нем его родных, знакомых. И хотя в каждом из этих источников информации могут содержаться элементы одностороннего подхода к оценке его личности, в целом же, поскольку все эти сведения независимы друг от друга, они позволяют составить о виновном объективное мнение. Метод обобщения независимых характеристик может так же успешно использоваться при составлении психологического портрета разыскиваемого преступника.
Метод составления психологического портрета преступника (ППП), его еще называют «криминальным психологическим профилем неизвестного преступника», «поисковым психологическим портретом (профилем) преступника», с помощью которого составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника, включает в себя не только его психологические, но и социально-демографические, поведенческие признаки, сведения об образе жизни, необходимые для установления этого лица, особенно когда в этих признаках есть какие-либо отклонения. Первые опыты составления и использования «психологического профиля» в качестве метода поиска разыскиваемых преступников относятся к 50 — 60-м годам прошлого века, когда психиатр Д. Брассель по просьбе нью-йоркской полиции оказал ей помощь в установлении личности «безумного бомбителя», сделавшего за 8 лет 32 взрыва, в последующем «бостонского душителя», совершившего 13 убийств на сексуальной почве. При разработке психологического профиля личности разыскиваемых преступников Д. Брассель основывался на психодинамических особенностях преступного события, а также на некоторых психиатрических показателях криминального поведения преступников. Как потом оказалось, и в том и в другом случае характеристики личности подозреваемых, составленные Д. Брасселем, полностью совпали с реальными признаками изобличенных в преступлениях лиц. Как показала дальнейшая практика борьбы с наиболее опасными преступлениями, совершенными в условиях неочевидности, «психологические профили» совпадали в 80 % случаев с реальным обликом преступников.
Вспомогательный метод юридической психологии - метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок.

2.Психология, которая еще недавно была одной нерасчлененной наукой, представляет сейчас широко разветвленную систему дисциплин, изучающих психическую деятельность человека в различных аспектах.
Рассматривая вопрос о системе юридической психологии, надо учитывать, что она относится к двум группам наук: психологическим и юридическим.
Система любой вспомогательной юридической дисциплины, в том числе и юридической психологии, определяется теми задачами, которые призвана решать эта наука для целей правосудия. Для уяснения системы юридической психологии необходимо учитывать пограничный характер данной науки, обусловленный ее тенденциями и тяготением, с одной стороны, к общей психологии, а с другой – к юриспруденции.
Юридическая психология имеет собственную систему категорий (тезаурус), соответствующую логике включенности человека в сферу правовой регуляции. Она состоит из определенных разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру.
В системе юридической психологии выделяют:
-методологические основы юридической психологии;
-правовую психологию;
-криминальную психологию;
-судебную психологию (по уголовным делам):
-психологические основы расследования преступлений;
-психологическая характеристика судебной деятельности по уголовным делам;
-исправительную (пенитенциарную) психологию;
-психологию гражданского правового регулирования;
-психологию деятельности хозяйственного суда;
-социально-психологические аспекты деятельности нотариата и юридических консультаций.
Юридическая психология условно делится на общую и особенную части.
В общем разделе излагаются предмет, система, методы и связь с другими науками, а также основы психологии, в частности:
-психология личности и ее деятельность (психология деятельности, умения, навыки, привычки, внимание);
-познавательные процессы (ощущения, восприятие, представление, внимание, память, мышление, речь, воображение);
-эмоционально-волевые черты (чувства, воля, критика);
-психологические особенности человека (темперамент, характер, способности, интеллект) и т.д.
В особенной части рассматриваются проблемы криминальной и следственной психологии, психологии судебного процесса, потерпевших, несовершеннолетних правонарушителей, судебно-психологической экспертизы и пенитенциарной психологии.
Дифференцированный подход в исследованиях психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников этих органов в недрах юридической психологии позволил постепенно сформировать отдельные направления, которые стали ее разделами и даже вылились в самостоятельные учебные дисциплины в тех вузах, где целенаправленно готовят специалистов определенного профиля для работы в соответствующих правоохранительных, государственных органах.
Например, психология оперативно-розыскной деятельности, военно-юридическая, психология профессиональной деятельности юриста.
В настоящее время на стыке судебной, оперативно-розыскной, криминальной психологии разрабатывается самостоятельное направление, названное криминалистической психологией, предметом которой по существу являются психологические особенности методики расследования особо опасных (так называемых серийных) преступлений, использования последних достижений криминалистики в целях раскрытия данной категории преступлений.

3.Психология имеет большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о жизни и сознательной деятельности человека. Она имеет также практическое значение, возрастающее по мере того, как основным вопросом общественной жизни становится управление поведением человека на научных основах и учет человеческого фактора в промышленности, юриспруденции и общественных отношениях.
Психологическая компетентность юристов помогает предотвратить ошибки, которые могут возникнуть при суждениях о человеческих проступках вследствие недоучета определенных психологических моментов. Состязательные начала судопроизводства требуют качественного обновления адвокатского мастерства, которое включает в себя и психологию, и риторику, и этику, и многое другое, что дает преимущества и приносит победу в трудном судебном поединке.
Знание психологии исключительно важно для установления истины при осуществлении правосудия. Для того чтобы познать истину, сделать соответствующие выводы, недостаточно знать и соблюдать законы логики — важно знать и законы психологии. Знание психологии дает возможность контролировать собственные познавательные, волевые, эмоциональные процессы, проверять, направлять эти процессы у других лиц, правильно принимать решения и т.д.
Психология разработала научный подход к двум важным разделам судебно-следственной практики: анализу свидетельских показаний и психологической диагностике причастности к преступлению. Было доказано, что свидетельские показания обеспечивают достоверный материал лишь в известных пределах, и степень этой достоверности может быть установлена с помощью специального экспериментально-психологического исследования. С другой стороны, современное преступление оставляет следы не только во внешней обстановке, но и в психике самого преступника, поэтому существуют объективные психологические методы, с помощью которых эти следы могут быть обнаружены.
Таким образом, психология является не только важным разделом науки, но она имеет широко разветвленные области практического применения, давая научную основу для важных областей практики.

4.Юридическая психология может развиваться, лишь сохраняя тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией для того, чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет. Поэтому она носит, безусловно, комплексный, междисциплинарный характер.
При изучении вопроса о месте и роли юридической психологии в системе наук следует проследить ее взаимосвязь с общей психологией и юриспруденцией, в частности, с такими отраслями, как уголовное и гражданское право, уголовный и гражданский процессы, криминология и криминалистика. Так как юридическая психология формировалась не самостоятельно, а на основе передовых положений общей психологии, изучающей основные формы психической деятельности и составляющей стержень всей системы психологических дисциплин, необходимо представить краткий обзор разделов общей психологии и ее междисциплинарных связей.
В состав общей психологии, кроме теоретического эволюционного введения в науку о психической деятельности, входит рассмотрение ряда специальных разделов. К ним относится анализ:
-познавательных процессов (начиная от ощущений и восприятия, заканчивая наиболее сложными формами мышления; этот раздел включает в свой состав анализ основных условий протекания психических процессов и анализ законов внимания, памяти, воображения и т.д.);
-процессов аффективной жизни (потребностей человека, сложных форм переживаний);
-психологического строения деятельности человека и регуляции его активности;
-психологии личности и индивидуальных различий.
К общей психологии примыкает группа биологических разделов психологической науки. Все они рассматривают естественнонаучные основы психической деятельности человека. Первой из этих дисциплин можно назвать сравнительную психологию или психологию животных. Второй из дисциплин, относящихся к биологической группе психологических наук, является физиологическая психология, или психофизиология. Третьей дисциплиной, входящей в состав биологической группы психологических наук, является нейропсихология. Ее задачей является изучение той роли, которую играют отдельные аппараты нервной системы в построении психических процессов.
Новая область психологии: а) использует для своих исследований тщательный психологический анализ как раздражений, так и разрушений отдельных участков мозга; б) прослеживает те изменения в психических процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга; в) делает из своих наблюдений выводы в отношении внутреннего строения психических процессов. Эту область психологии представляют К.С. Лешли и К. Прибрам (США), А.Р. Лурия (СССР), Зангвилл (Англия), Б. Милнер (Канада) и др.
Рядом с нейрохирургией можно поставить и патопсихологию, которая изучает особенности психических процессов, наблюдаемых у больных с психическими заболеваниями, и позволяет ближе подойти как к научному изучению душевных болезней, так и к обнаружению некоторых общих закономерностей психической деятельности, выявляющихся при патологических состояниях. Патопсихология успешно разрабатывалась многими учеными-психиатрами (Е. Крепелин в Германии, П. Жанэ во Франции, В.М. Бехтерев в России) и современными психологами (Б.В. Зейгарник в СССР, П. Пишо во Франции и др.).
Особое место в системе психологических наук занимает детская или генетическая психология.
Значение этого раздела психологических наук для общей психологии заключается в том, что детская или генетическая психология изучает формирование психической деятельности в процессе развития ребенка и позволяет проследить, как складываются сложные психические процессы, и какие этапы они проходят в своем развитии (Ж. Пиажэ, Л.С. Выготский и др.). Важное место занимает еще одна отрасль психологической науки, которую следует поставить рядом с генетической психологией и которую обычно называют дифференциальной психологией, или психологией индивидуальных различий. Дифференциальная психология ставит перед собой задачу изучения этих индивидуальных различий, описание типов поведения и психической деятельности людей, отличающихся друг от друга характерными особенностями (немецкий психолог В. Штерн, ученые Ч. Спирмен в Англии, Л. Терстон в США и Б.М. Теплов в СССР).
К только что отмеченным областям психологии примыкает и группа разделов, которые теснейшим образом связаны с общественными науками.
Существенное место в этой группе занимает этнопсихология, или наука о тех особенностях, которыми отличаются психические процессы в различных исторических формациях и укладах в условиях различных культур (Д. Фрезер и Б. Малиновский в Англии, П. Жанэ и Л. Леви-Брюль во Франции, Турнвальд в Германии, М. Мид в США).
Специальный раздел науки, выделившийся за последние десятилетия в самостоятельную отрасль науки, стоящий на границе психологии и лингвистики, составляет психолингвистика. Задача психолингвистики - проследить основные законы речевой деятельности как средства общения, процессов кодирования и декодирования речевой информации и тех психологических процессов, которые опираются на коды языка и воплощаются в речевой деятельности человека.
Важным разделом психологической науки является социальная психология. Эта дисциплина изучает психологические законы общения людей между собой, психологические особенности распространения информации средствами массового воздействия (печать и кино), особенности поведения в процессе труда, соревнования и т.д.
Если говорить о связи юридической психологии и социальной, то изучение психологических причин преступления, условий перевоспитания личности, совершившей преступление, многих элементов процессуальной деятельности в ходе расследования и судебного рассмотрения не может быть осуществлено без использования данных, устанавливаемых социальной психологией, разработанных в этой науке методов исследования.
С правовыми науками юридическая психология связана по нескольким линиям, прежде всего, с отраслями права, в той или иной степени призванными изучать преступное поведение, преступную деятельность. В то время как криминология рассматривает в основном социальные причины и условия, которые приводят к появлению антиобщественных тенденций, уголовное право изучает развитие преступной деятельности с момента появления умысла, реализации приготовления; уголовный процесс в числе прочих задач призван регулировать поведение правонарушителя в процессе судопроизводства. Прежде всего, юридическая психология тесно связана с наукой уголовно-процессуального права, изучающей сущность, принципы уголовного судопроизводства и мн. др. Ряд принципиально важных положений, принципов, лежащих в основе уголовно- процессуального законодательства Республики Беларусь, например, неприкосновенность личности (ст. 11 УПК), презумпция невиновности (ст. 16 УПК), состязательность сторон (ст. 24 УПК), оценка доказательств по внутреннему убеждению (ст. 19 УПК), гласность судебного разбирательства (ст. 23 УПК) и т.д., вырабатывались на протяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на оценку м доказательств, объективность установления истины и принятия обоснованных судебных решений.
Также тесные междисциплинарные связи имеются между юридической психологией и наукой уголовного права в изучении целого ряда уголовно-правовых проблем, носящих комплексный психолого-правовой характер. Например, к ним можно отнести вопросы, связанные с личностью субъектов, субъективной стороной преступления: психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления осознавал и руководил своими действиями (психологические критерии). Ныне действующий Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит ряд понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексны психолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголовная ответственность лица, находящегося во время совершения общественно опасного деяния в состоянии уменьшенной вменяемости (ст. 29); обоснованный риск с его психологическим содержанием (ст. 39); особая жестокость (п. б ч. 2 ст. 139); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 140, 141); психические страдания (ч. 1 ст. 154); беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч. 1 ст. 166, ч. 1 ст. 167) и т.д. Подобные связи юридической психологии можно проследить и с гражданским правом, его основополагающими институтами, принципами, отдельными правовыми нормами, например, особенности использования психологических знаний по гражданским делам, связанным с решением вопроса о дееспособности отдельных участников тех или иных правоотношений (оценка психологического критерия дееспособности); проблема компенсации морального вреда в случае причинения гражданину «нравственных страданий» с учетом психологического фактора. Все еще недостаточно изученными и, к сожалению, невостребованными на практике остаются смежные проблемы психолого-правового характера в области семейного, трудового права (законодательства).
Самая тесная связь юридической психологии установилась с криминалистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений. Однако в этом интеграционном процессе необходим более высокий качественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось выше применительно к уголовно-процессуальной деятельности, к созданию системы психологического обеспечения внедрения и реализации рекомендаций криминалистики в деятельность правоохранительных органов.
Для этого необходимы:
-более широкая и квалифицированная методическая помощь специалистов (экспертов) психологов в процессе расследования (рассмотрения) уголовных дел;
-введение института судебного психолога в систему республиканских, областных, региональных правоохранительных органов для оказания психологической помощи должностным лицам этих органов в проведении следственных, розыскных действий, в расследовании особо сложных групповых преступлений.
Весьма тесная связь существует между юридической психологией и криминологией. Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли бы развиваться без использования результатов исследований в области психологии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно «те особенности личности преступника, которые связаны с его преступным деянием, объясняют его совершение» (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности) Традиционные связи и взаимодействие поддерживаются между юридической психологией и судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нормой и патологией, о чем свидетельствует развитие такого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось в качестве института комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы
Существует связь юридической психологии с уголовно-исполнительным правом. Юридическая психология не только помогает познавать все психологические особенности деятельности исправительных учреждений, но и разрабатывает пути, средства перевоспитания осужденных, необходимого изменения психики лиц, совершивших преступления.
Юридическая психология определенным образом связана с теорией государства и права, которая является методологической в системе правовых наук.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии