БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Риторика » Риторика как учебный предмет и как наука

Риторика как учебный предмет и как наука

1.Риторика – наука или искусство.

2.Из истории развития риторики как науки и искусства.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Риторика – греческого происхождения, означает «лью» золотую реку слов, чтобы внести в ум слушателя свой образ мысли, а в сердце те чувства, которые сам питаешь к предмету речи.

Риторика – ораторское искусства, теория красноречия.

С другой стороны – учебный предмет, который изучает теорию красноречия.

Риторика – эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность. Риторика как ораторское искусство представляет собой высокую степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словом и искусство построения живой речи.

Риторика в России рассматривалась как красноречия, означающая умение красиво говорить. Красноречие сравнивалось с поэзией и актерском мастерством.

В современном значении – наука об устной речи в ее эстетической форме, в системе приемов художественного воздействия, это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей) речи.

Ораторское искусство и его проявление в современной науке пользуется достижениями всех наук, широко их пропагандирует. Риторика используется в публичных речах, беседах, телевизионных программах. Риторика опирается на лингвистические дисциплины. Связь с психологией – вербальные и невербальные средства. С логикой – теория доказательств. Т.О. ораторство как искусство является сложным интеллектуальным и эмоциональным творческим процессом подготовки и произнесения речи.

Предмет риторики – речь, которая связана с общественной практикой. Поэтами рождаются, ораторами становятся. Единицей речи является слово.

Задача риторики как учебной дисциплины – знакомство и изучение с искусством создания текста разных жанров, практическое овладение умениями ораторского искусства: подготовка выступления, его исполнение, анализ, оценка и коррекция своих и чужих высказываний. Основной риторический закон – закон соответствия типу речевой ситуации.

В риторике до сегодняшнего дня сохранены 3 основных принципа:

1)этос (влияние на собеседника личными качествами)

2)логос (культура оперирования понятиями)

3)пафос (красноречие, способность возбуждать с помощью фигур, тропов, вызывать у слушателя удовольствие от восприятия речи)

Идеал оратора по Цицерону: гражданин высокой культуры, который постоянно обогащает свои знания. Оратор должен совмещать в себе тонкость диалектика, мысль философа, память юрисконсульта, голос трагика, жесты и грацию великих актеров.

 

2.Родина риторики – Древняя Греция 4-5 век до н.э. Первые учителя и составители речей были софисты. Софисты считали, что человека важно убедить и склонить на свою точку зрения, упразднив истину, т.е. нравственность. Софисты считали, что говорить нужно то, что слушателю приятно. Против софистов выступил Сократ. Отцом софистов быт Горгий. Сократ сказал, что софисты лжеученые, т.к. равнодушны к истине и используют преднамеренные доводы. Платон говорил о том, что в риторике должна быть обязательно истина, знание внутреннего мира людей и знание аудитории, к которой эта речь должна относится. Он четко определил композицию речи: вступление, изложение, доказательство, вывод. Лисий написал первый учебник по судебной риторике. Аристотель написал учебник по воспитанию оратора. Он говорил о риторике: что она должна развить способность находить различные способы убеждения относительно предмета. Убеждение зависит от характера говорящего.

В Древней Греции зародились торжественные речи.

Древний Рим – 1 в. до н.э. Цицерон подготовил композицию публичной речи: что сказать, где сказать, найденное расположить по порядку, придать ему словесную форму, запомнить и произнести. Древний Рим представил риторику как искусство говорить хорошо.

В России 10-12 вв. риторика процветает на византийских традициях, призывает к добру и справедливости, отличается скромностью и справедливостью.

Ломоносову принадлежат теоретические учебники и практические по риторике.

30 гг. 18 века риторика представлена как частная.

19 век – широкое развитие частных риторик.

Начало 20 века – риторика исчезает как наука, но остаются некоторые направления.

В конце 20 – начало 21 века – неориторика.

 

Задание на семинар

I) На базе лекции составить рекламу: что такое риторика и чем она полезна человеку. Требования:

1)представить максимум информации и целенаправленности при минимуме слов

2)доказательность и находчивость

3)краткость, лаконичность, зрелищность

 

II) Составить дикторское сообщение на базе известных скороговорок и читать.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии