БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Криминология » ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ

1.Понятие криминологии как социолого-правовой науки, ее место среди юридических и неюридических наук.
2.Предмет криминологии.
3.Методологическая база криминологии.
4.Влияние криминологических исследований на определение уголовной политики государства.
5.Система учебного курса. Задачи криминологии.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Криминология является сравнительно молодой наукой. Как самостоятельное научное направление, она оформилась во второй половине XIX в. Дословно термин криминология — это учение о преступлении («crimen» — преступление (лат.), и «logos» — учение (греч.)), он был введен в научный оборот Полем Топинаром в 1879 г. (французский антрополог, изучал медицину и занимался медицинской практикой, но с 1871 г. посвятил себя изучению антропологии).
Рождение криминологии как науки связывается с выходом в 1885 г. книги итальянского ученого Рафаэле Гарофало (итальянский ученый-криминалист, продолжатель Ч. Ламброзо; с крайне реакционных позиций отстаивал теорию «естественного преступления», особых психических и физических признаков преступников и считал бессмысленными всякие меры воздействия, кроме смертной казни, ссылки и заточения).
На становление криминологии как самостоятельной науки наряду с философскими, политическими, правовыми учениями в первой половине XIX века наиболее отчетливо повлияли следующие четыре вида исследований:
1) антропологические;
2) статистические;
3) социально-экономические, социологические и др., в процессе которых анализировались факторы преступности и механизм их влияния;
4) социально-правовые.
Вопрос о содержании и природе криминологии является весьма спорным. Ганс Шнайдер характеризует криминологию как междисциплинарную науку, пишет, что криминолог должен быть и юристом, и обществоведом. (немецкий криминолог. руководитель института криминологии Вестфальского университета. Автор более 200 статей и большого числа книг. Труды: «Криминология» (1994); «Преступность несовершеннолетних и социальный прогресс»; «Виктимология»; «Жертва и преступник — партнеры в преступлении» и др. В 1977 г. вошёл в число организаторов «Белого кольца», широко известного ныне как общество поддержки жертв преступлений. Аналог чешкий «Белый круг», «Сопротивление» в РФ. В РБ аналог общественное объединение «Понимание» было создано в 2000 году. «Понимание» является благотворительной социальной организацией. Насчитывает 135 членов. «Понимание» выбрало своей миссией профессиональное и добровольное участие в построении гуманного мира, пригодного для жизни всех детей. Девиз МОО «Понимание» - «Понимая, предупреждать и помогать!». Цель МОО «Понимание» сформулирована как «Предоставление условий для участия членов МОО «Понимание» в создании гуманного мира для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, основанного на ценностях понимания, семьи, доверия и ответственности». Одними из главных задач являются содействие защите материнства, детства; отцовства, содействие укреплению престижа семьи в обществе; предупреждение насилия и пренебрежения детьми; участие в проектах и программах, развивающих научно-практическую базу в области психологии.
Если придерживаться его позиции, то возникает ряд практических проблем. Например, как готовить криминологов, в рамках какой профессии? И что такое междисциплинарная наука? Между какими дисциплинами? Эти вопросы решались и решаются по-разному различными авторами и в различных государствах, а также в разные периоды.
Относительно правовой природы криминологии существуют четыре основные точки зрения. Первая заключается в том, что криминология – социология преступности, и базовой должна быть социологическая подготовка исследователя. Исходя из этого в ряде государств криминологию преподают будущим социологам, а не юристам (США, Великобритания и др.). Вторая позиция сводится к тому, что криминология – юридическая наука, и базовой должна быть юридическая подготовка соответствующего специалиста. Аргументы: границы преступного устанавливает закон, борьба с преступностью во всех ее аспектах регулируется законом. Следовательно, криминологию преподают в РБ, других государствах Восточной Европы на юридических факультетах. Соответственно криминология рассматривается как одна из юридических специальностей. Иногда при этом подчеркивают, что криминолог, в отличие от других специалистов-юристов, должен лучше знать социологию, социальную психологию. Иными словами криминологию считают социально-правовой наукой. Но, строго говоря, вообще юриспруденции присущ социологический в широком смысле слова взгляд на мир. Не случайно в программу обучения будущих юристов входит преподавание и философии, и психологии, и экономики, и статистики, и судебной психиатрии, и судебной медицины. В юриспруденции уже давно преодолен исключительно юридико-догматический подход. Разумеется, существует специализация в рамках подготовки юристов. Существует и специализация криминологов. Она заключается не только в том, что он должен знать . основы философии, психологии, статистики и т. п., но он обязан хорошо разбираться в дисциплинах так называемого криминального цикла (уголовное право, уголовный процесс, судебная статистика и т. п.). Нельзя правильно оценить статистические данные о преступности, если не знать азов судебной статистики, особенностей уголовного судопроизводства, практики регистрации преступлений. Третья позиция заключается в том, что криминологическое исследование – это исследование прежде всего поведения человека и соответственно его должны проводить специалисты-психологи, психиатры. Это характерно для представителей так называемой клинической криминологии. Но в последние десятилетия на практике такой подход все больше перерастает в рассмотрение криминологического исследования как комплексного или междисциплинарного. То есть осуществляемого с учетом социологических, экономических, юридических и других познаний. Четвертая позиция прямо определяет криминологическое исследование как междисциплинарное. "Криминология – это система разнородных... знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система особого рода междисциплинарной научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение преступности". При таком подходе криминологию называют еще комплексной наукой.
В нашем государстве традиционно криминологию рассматривали как юридическую науку. История ее развития свидетельствует, что она вышла из недр уголовного права и разрабатывалась преимущественно юристами. Органически связанная первоначально с уголовным и уголовно-исполнительным правом, она впоследствии обрела межпредметные отношения с криминалистикой, уголовным процессом, прокурорским надзором.

2.На сегодняшний день общепризнано, что в предмет криминологии входит четыре основные группы явлений.
1).Преступность. Это явление трактовалось на разных этапах развития криминологии неоднозначно. Первоначально преступность рассматривали как совокупность совершенных преступлений в данном государстве (или регионе) за определенный период времени. Затем под преступностью стали понимать специфическое социальное явление, которое объективно существует в обществе.
2).Личность преступника. Если на заре криминологии ее изучали с точки зрения наличия у человека специфических антропологических, биологических, психологических, генетических и других особенностей, под влиянием которых он совершил преступления, то впоследствии — как социальное качество, своеобразный продукт процесса социализации. Исходя из современной трактовки личности преступника, криминология выделяет конкретные негативные факторы микросреды ее формирования (причины и условия отдельного преступления), устранение или нейтрализация которых способствует профилактике преступлений.
3).Причины и условия преступности, объединенные понятием факторы преступности. К ним относятся существующие в обществе социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и социально-нравственные явления, порождающие преступность как свое закономерное следствие.
4).Предупреждение преступности, т. е. специфический вид социального управления в обществе, с помощью которого можно сдерживать преступность на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины и условия, ее порождающие.

3.Когда человек приступает к изучению какого-либо предмета, у него есть несколько путей. Один путь - ознакомиться с суммой накопленных знаний и сформулированных предшественниками выводов, а затем руководствоваться ими в своей деятельности. Другой – самому научиться анализировать изучаемые явления и сопоставлять новые данные с ранее полученными в целях познания закономерностей изучаемого явления. Например, раньше в учебниках по криминологии разделы о преступности в основном содержали сведения о характеристиках существующей преступности. Однако криминальная ситуация постоянно меняется и уже через год-два после выхода учебника соответствующая информация утрачивает былую актуальность. Очевидно важнее другое: показать методы анализа преступности и ее изменений. Преподнесение готового знания в этом плане гораздо менее практично, чем указание пути к его получению. Второй путь несомненно более продуктивен, но он предполагает методологическую культуру исследования, использование всего арсенала возможных методов.
Методика науки криминологии — это система приемов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемая с целью познания преступности, ее условий и причин, криминогенной личности и выработки мер превенции преступности.
Общенаучные методы включают формальную логику, то есть анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование и др.
Используются следующие общенаучные методы познания:
1)восхождение от абстрактного к конкретному;
2)гипотеза;
3)системно-структурный анализ;
4)исторический метод;
5)сравнение;
6)динамические и статистические методы.
1).Восхождение от абстрактного к конкретному. Этот метод познания предполагает определенный уровень теоретической подготовки исследователя, выдвижение гипотез, использование теоретических понятий и представлений, абстрактное мышление. Здесь важно иметь в виду два момента. Первый – необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. С этой точки зрения особое значение имеет теоретическое знание о преступности, ее детерминации, эффективности тех или иных мер борьбы с ней. Не удается сформулировать научно-обоснованные положения тому, кто не овладел теорией криминологии и исходит только из обыденных представлений о преступности. Вторая сторона проблемы – восхождения от абстрактного к конкретному – заключается в том, что следует постоянно помнить о недостаточной познанности явления "преступность" и процессов ее продуцирования. Кроме того, преступность постоянно изменяется. Поэтому в процессе исследований криминологу важно быть "открытой системой" и не стремиться "укладывать" новые данные в уже имеющиеся теоретические представления и схемы. Необходимо сопоставлять с ними, учитывать их, но надо быть готовым и обоснованно изменять эти схемы, теории. Творческое развитие всегда предполагает новые исследования, получение неизвестных ранее данных и осмысление соответствующих результатов. Без этого нет творческого развития теории.
2).Гипотеза. Она дает направление поиску, акцентирует внимание исследователя на тех или иных моментах действительности, позволяет целенаправленно вести изучение. Гипотеза, во-первых, должна согласовываться с установленными в криминологии научно-обоснованными положениями; во-вторых, характеризоваться обоснованной вероятностью соответствующего предположения. Отсюда следует, что не всякое предположение, строго говоря, является гипотезой. Обычно под гипотезой понимают такое предположение, которое заслуживает того, чтобы его проверили. Выдвижение, формулирование гипотезы требуют оценки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с предметом, объектом и задачами исследования. Эта работа проводится в процессе подготовки исследовательской программы. Например, при изучении причин региональных различий преступности были выдвинуты следующие гипотезы: а) различия преступности в краях, областях, республиках определяются частично разной степенью латентности преступности, т. е. ее отражением в уголовной статистике, и это заставило использовать методики выявления латентности преступности; б) различия определяются экономическими, социально-культурными характеристиками регионов, что выявлялось путем изучения экономических, социальных, культурных условий жизни людей; в) различия определяются характеристиками населения (в одних регионах больше, чем в других, ранее судимых, алкоголиков, социальных неудачников и т. д.), и соответственно исследовались процессы формирования населения региона, удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, алкоголиков, не имевших постоянного источника дохода, и т. д.;
Особое место в криминологических исследованиях занимают конкретно-социологические методы, т. е. методы изучения социальных явлений в их конкретном проявлении в конкретных условиях места и времени. Этот комплекс методов включает следующие: 1) изучение документов; 2) опросы в форме анкетирования и интервью; 3) наблюдение (включенное и внешнее).
1).Изучение документов. При проведении криминологических исследований приходится изучать разнообразные документы: и статистические отчеты, и материалы уголовных дел, и заявления о преступлениях с ответами на них, и жалобы, и материалы контролирующих органов, бюро судебно-медицинской экспертизы, средств массовой информации. Изучаются также паспорта регионов, обобщенные результаты анализа социально-экономической ситуации, результаты ранее проводившихся исследований преступности и связанных с ней явлений, а также иные документы. Разрабатываются программы изучения уголовных дел или иных документов. Соответствующие результаты изучения обрабатываются, и на их основе делаются выводы о существовании определенных закономерностей.
2).Опросы проводятся либо заочно (анкетирование), либо очно (интервью). В первом случае разрабатывается анкета с перечнем вопросов. Вопросы могут носить закрытый характер, когда, например, после вопроса ставятся варианты ответа: только "да", "нет", "не знаю". "Открытый" вопрос предполагает, что ответ на него может быть дан в любой форме. Такие вопросы трудны в обработке. Их в основном используют на начальном этапе исследования, когда трудно предвидеть все возможные варианты ответов. Тогда сначала проводится так называемый "пилотажный" опрос для выявления возможных вариантов ответов и проверки "работоспособности" анкеты – того, понятны ли вопросы, отвечают ли на них или уклоняются от ответов и т. д. Или открытые вопросы ставятся в тех случаях, когда следует избегать подсказок предложением "веера" возможных ответов. Например, при опросе некоторых осужденных выясняется, что они довольно откровенно излагают свои расходящиеся с общепринятыми нормами морали взгляды при открытой постановке вопроса. Когда же дается "веер" ответов, тогда они стараются отвечать "правильнее". Впрочем, это характерно не для всех. "Веер" предлагаемых ответов бывает открытым, когда в его конце необходимо избрать иной вариант ответа, кроме предлагаемых, и содержится просьба уточнить, что это за вариант. При закрытом "веере" дается исчерпывающий набор вариантов ответа. В анкетах всегда содержатся контрольные, дополняющие друг друга вопросы. Поэтому нередко используются сочетания открытых и закрытых вопросов. Как правило, в криминологических исследованиях оправдывает себя так называемый анонимный опрос, когда опрашиваемый не указывает свою фамилию и адрес. Это не исключает наличия в анкете вопросов о возрасте, поле, роде занятий и других данных, характеризующих опрашиваемого. Анкеты сразу составляются таким образом, чтобы в дальнейшем они могли быть обработаны на ЭВМ. Интервью представляет собой беседу с лицом, совершившим преступление, или его родственниками, или сотрудниками правоохранительных органов, а также другими лицами. В криминологических исследованиях индивидуальное интервью осужденных дает более полные результаты, чем анкетный опрос, когда выясняются мотивы и цели преступного поведения, его причины, условия воспитания и жизни, ряд других моментов. В то же время анкетный опрос бывает полезным для выявления личных позиций опрашиваемого, касающихся норм морали, права, выбора варианта поведения в конкретной ситуации, отношения с рядом лиц, если опрашиваемый не заинтересован в огласке его позиции. Тогда важен анонимный анкетный опрос. Хорошо себя зарекомендовало так называемое коллективное интервью, когда, например, исследователь встречается с несколькими лицами (не более 10, как правило) и просит их рассказать о состоянии наблюдаемой ими преступности, изменениях в ней, результативности принимаемых мер, причинах роста либо снижения преступности. Например, такое интервью проводится или с группой сотрудников какой-то организации, или с группой жителей определенного дома или района, или с осужденными в колонии, или с сотрудниками прокуратуры, отделения милиции. Успех приносит именно программированное интервью, в котором исследователь заранее составляет перечень вопросов и продумывает их постановку. Эти вопросы не зачитываются опрашиваемым, а задаются в непринужденной беседе. Результаты интервью записываются, как правило, после его проведения, и затем обрабатываются.
3).Наблюдение — метод сбора информации путем непосред¬ственного восприятия и регистрации значимых с точки зре¬ния криминологического исследования фактов.
Объектом криминологического наблюдения является: отклоняющееся поведение отдельных лиц или групп; реак¬ции, высказывания, суждения преступников или жертв; среда, окружающая обстановка. По положению наблюдате¬ля выделяют пассивное, включенное наблюдение, наблюде¬ние-участие.
На практике указанные методы применяются в совокупности. Причем их набор зависит от предмета, объекта и целей исследования. Когда разрабатывается исследовательская программа, выделяются следующие группы вопросов: 1) формулирование проблемы, подлежащей исследованию, описание ее состояния с учетом анализа литературы и результатов прежних исследований, обоснование необходимости ее исследовать; 2) цели и задачи исследования; 3) гипотезы; 4) методика исследования и методики обобщения полученных данных. Например, при изучении того, насколько полно официальная уголовная статистика отражает данные о фактически совершаемых преступлениях против жизни и здоровья личности, использовался набор следующих методов: изучение статистических данных; изучение материалов бюро судебно-медицинской экспертизы о результатах освидетельствования живых лиц и экспертизе трупов; опрос граждан; изучение материалов больниц, травматологических пунктов; опрос работников органов здравоохранения, правоохранительных органов.

4.Происходящие изменения в экономической, политической и иных сферах требуют отражения в действующем законодательстве, в т.ч. и уголовном. В последние годы в УК РБ было внесено множество поправок и изменений, при этом одни из них были действительно необходимы, другие оказались недостаточно обоснованными и согласованными с другими нормами законодательства. Бессистемными изменениями нельзя улучшить уголовное законодательство. Прежде чем вносить изменения следует разработать общую концепцию. Так были разработаны
 Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. №205;
 Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2010 г. №672.
Ряд н.п.а. РБ носят криминологический характер:
 Концепция защиты жертв преступной деятельности: утв. Постановлением СовМина 20 января 2006 г. №74
 Государственная программа по борьбе с преступностью на 2010-2012 гг: утв. Указом от 23 сентября 2006 г. №435
 Положение о порядке проведения криминологической экспертизы проектов законов РБ: утв. Указом от 29 мая 2007 г. №244
 Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон от 10 ноября 2008 г. №453-З

5.Криминология состоит из двух частей: общей и особенной.
Общая часть включает в себя такие вопросы, как предмет криминологии, ее структура, история развития науки, методы криминологических исследований; понятие преступности, ее природа и причинность; преступное поведение и его механизм, личность преступника; виктимологические аспекты преступности, криминологическое прогнозирование и планирование, предупреждение преступности.
Особенная часть посвящена проблемам, относящимся к отдельным видам преступности, например, преступности несовершеннолетних, корыстной преступности и т. д.
В систему науки криминологии входят и ее частные теории: теория причин преступности, теория личности преступника, теория социального контроля преступности и др.
Новейшие отрасли криминологии: виктимология, криминофамилистика (изучает семейно-бытовые проявления преступности, ее причины и условия, личность преступника, последствия и специфическую систему мер борьбы с преступностью), криминопенология (отрасль криминологии, изучающая преступность, ее причины и условия, личность преступника, специфическую систему мер борьбы с преступностью и последствия преступности в местах лишения свободы), политическая криминология, криминотеология (это отрасль криминологических знаний о религиозной преступности и преступном поведении, их типах, подтипах, показателях, теологических границах, закономерностях, причинах и условиях, профилактике и иных формах воздействия на них, а также криминологических параметрах религиозных явлений – религии и преступности в истории и политике), криминология средств, массовой информации, этнокриминология (частная криминологическая теория, изучающая особенности преступного поведения лиц определенной национальности, причины преступного поведения в этнической группе и меры противодействия этнопреступности), наркокриминология, экокриминология (отрасль криминологических знаний, изучающая преступность, посягающую на экологическую безопасность в обществе, ее причины, личность экологического преступника и меры предупреждения преступности в этой сфере жизнедеятельности).
Задачи криминологии как отрасли научного знания:
- научное объяснение и прогнозирование криминологических явлений;
- выяснение природы, причин и условий преступности;
- разработка системы концептуальных и прикладных рекомендаций по контролю преступности;
- криминологическое изучение отдельных видов преступлений с целью их профилактики;
- экспертиза проектов нормативных актов на предмет их криминологической обоснованности.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии