БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Риторика » Публичная речь: цель, роды и виды словесности

Публичная речь: цель, роды и виды словесности

1.Современная классификация устной речи.

2.Цель речи и назначение.

3.Риторический анализ речи.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

В современном ораторском искусстве 5 родов речей:
1)академический
2)научный
3)судебный
4)социальный
5)духовный
Каждый род имеет свой объект речи, свой объект речи, ситуацию общения, тему и цель. В классификации принят функционально-социальный признак речи, функция речи в этой среде. Все речи подразделяются на роды и виды в зависимости от функций речи.
Род – установившийся раздел красноречия, характеризуется общностью предмета, общностью содержания цели, оценки и другими чертами.
Вид – жанр ораторской речи, который еще более конкретизирует признаки публичной речи.
Академический род: лекция вуза, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярные лекции, школьная лекция, академическое красноречие.
Социально-политический род: доклад, парламентская речь, митинговая речь, военно-патриотическая, дипломатическая, агитаторская, политический обзор, торговая реклама.
Социально-бытовой род: юбилейная речь, приветственная, застольная, надгробная, речь на приеме.
Судебный род: адвокатская речь, прокурорская.
Духовный род: проповедь, официально-церковная речь.
В этой классификации не представлены реплики, дискуссионные и полемические речи.
Публичная речь – произносимое звучащее слово; устное обращение к конкретному слушателю, которому свойственны особенности живого языка и потому она воздействует на слушателя.
Публичная речь характеризуется обратной связью, т.е. говорящий имеет возможность воспринимать реакцию слушателей. В публичной речи используются дополнительные средства воздействия: интонация, мимика, жесты. Еще с древних времен перед публичной речью стоят задачи:
1)доказать
2)воздействовать на волю людей
3)доставить эстетическое удовольствие слушателю
Управлять – значит говорить, говорить – значит управлять. Хорошая публичная речь должна быть убедительной, красноречивой, логичной, продуманной, а не придуманной. Каждая речь имеет свои цели.
Информационная речь – дать новое представление о предмете, она должна помочь слушателю узнать новое и усвоить это. Форма подачи этой речи может быть любая (описание, повествование, объяснение).
Воодушевляющая речь – пробуждение к чувствам, глубинных, душевных порывов, не приводятся новые сведения, чаще обращается внимание слушателя на уже известное. Воодушевляющие речи произносятся перед действием. Чаще всего эти речи имеют еще одну задачу – вызвать активную реакцию, призвать к действию.
Цель воздействие – характеризуется призывом к новому действию или прекращению прежнего. Эта цель может относится к речи, которая имеет фактический материал, должна заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем просит оратор. Ее отличают тактичность и сдержанность, в таких речах больше обращаются к фактам, вызывающим эмоции, чем к самим эмоциям.
Убедительная речь – изменить взгляды адресата речи. Характерно: доказательность, факты, цитаты, психологические приемы и доказательства, наличие фактов и выводов, объяснений. Для нее характерно честность, объективность, непредвзятость, уважение к оппоненту.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии