БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Основы психологии и педагогики » Социальное поведение человека. Межличностные отношения и общение

Социальное поведение человека. Межличностные отношения и общение

Социальное поведение человека. Межличностные отношения и общение

1. Понятие о межличностных отношениях.
2. Общение, его функции структура.
3. Виды общения

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Понятие о межличностных отношениях.
Межличностные отношения – субъективно переживаемые объективно существующие взаимосвязи и взаимовлияния людей.
Межличностные отношения в группе могут быть гармоничными и противоречивыми.
Взаимные симпатии и притяжения в группе могут быть сформированы при следующих условиях:
— сходство установок (мнений) и «Я-концепций»;
— адекватность восприятия положительных и отрицательных черт;
— сходство главных и различие второстепенных качеств «Я-концепции»;
— приятный фон отношений;
— условия сотрудничества.
Основными видами межличностных отношений являются:
— официальные — возникают на должностной основе, фиксируются и регламентируются;
— неофициальные — складываются на базе личных взаимоотношений;
— эмоциональные — на первый план выступают субъективные оценки;
— рациональные — основаны на знаниях людей друг о друге;
— деловые — возникают в связи с совместной работой или по её поводу;
— личные — складываются на основе личностных симпатий, общих интересов.
Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции.
Социальная перцепция – социальная обусловленность восприятия социальных объектов (людей, этнических групп и т.д.).
Каузальная атрибуция (причина + придаю) - субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств.
Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:
1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
2. Если поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями ( индивидуальными особенностями их личности и характера «это человек со сложным характером»), в свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («в этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я - совсем не такой»).
Существуют устойчивые установки людей в отношении друг к другу – аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости - отрицательные установки.
Установки – неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа сложившейся ситуации.
Установки имеют три измерения:
• Когнитивное измерение – мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;
• Аффективное измерение – положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;
• Поведенческое измерение – готовность к определенным реакциям поведения. Соответствующим убеждениям и переживаниям человека.
Установки формируются:
1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизуются» к возрасту между 20 – 30 годами, а затем меняются с трудом;
2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии – это осознание действующей личностью того, как воспринимается партнером по общению («как другой понимает меня»).
Есть некоторые факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.
2. Наличие сформированных стереотипов. Это привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией.
3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.
4. Безотчетное структурирование личности другого человека: логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
5. Эффект «ореола»: первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И, наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно, как своекорыстные.
6. Эффект «проецирования»: другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния («все люди подобны мне» или «другие противоположны мне»).
7. Эффект «первичности»: первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы будете больше первичную информацию.
8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственные впечатления о человеке, отстаивать его.
9. Эффект «последней информации»: если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.
На восприятие людей влияют и предубеждения – эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

2. Общение, его функции структура.
Общение – сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самым совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.
Функции общения:
1) общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Только в общении раскрывается в человеке человек, как для себя, так и для других людей.
2) общение выполняет коммуникативно-связующую функцию (миф о Вавилонской башне).
3) формирующая, т.е. общение выступает важным условием формирования и изменения психологического облика человека.
4) общение играет подтверждающую психотерапевтическую роль в жизни человека. Во всех культурах есть традиции, которые позволяют подтверждать свою личность (Как дела? How are you?)
В общении выделяют следующие аспекты:
Содержание – это информация, которая передается от одного живого существа к другому (информация о внутреннем м внешнем состоянии, знания о мире, приобретенном опыте).
Цель – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (у животных – предупреждение об опасности; у человека – передача или получение объективных знаний, обучение м воспитание, установление взаимоотношений).
Средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
Различают вербальные (речевые) и невербальные средства общения.
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»): точность употребления слов, выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса. Тональность голоса, ритм, темп, интонация, дикция. Наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3. Выразительные качества голоса: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, кашель.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.
Невербальные средства общения:
• Мимика, жесты, пантомимика, позы, осанка, поклоны, походка;
• Рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.;
• Расположение людей в пространстве при общении.
Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Способное дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
- интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что вторжение в интимную зону влечет определенные физиологические изменения в организме, учащение биения сердца, повышенное выденление адреналина, прилив крови к голове и пр. Собеседником подобное вторжение воспринимается как покушение на его неприкосновенность.
- Личная, или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами. Поддерживающими разговор.
- Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило с теми, кого не очень знают.
- Публичная зона (свыше 400 см) общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.
Жесты при общении несут много информации. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 6 групп.
1. Жесты-иллюстраторы – это жесты-сообщения («указующий перст», «вот такого размера и конфигурации»).
2. Жесты-регуляторы – выражают отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками).
3. Жесты-эмблемы – заменители слов или фраз в общении (сжатые руки по манере рукопожатия «здравствуйте»).
4. Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движениями рук (касания, пошлепывания, поглаживания, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой).
5. Жесты-аффекторы – выражают определенные эмоции.
6. Микрожесты (движения глаз, покраснение щек, подергивание губ и пр.).
При общении часто возникают следующие виды жестов:
Жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание (человек оценивает информацию).
Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле.
Жесты нервозности и не уверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула перед тем, как на него сесть.
Жесты самоконтроля – руки заложены за спину, одна при этом сжимает другую.
Жесты ожидания – потирание ладоней.
Жесты отрицания – сложенные руки на груди, дотрагивание до кончика носа.
Жесты расположения – прикладывание руки к груди.
Жесты доминирования – резкие взмахи руками сверху вниз.
В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:
• Коммуникативная – обмен информации между людьми.
• Интерактивная – организация взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций или влияние на настроение, поведение, убеждения собеседника).
• Перцептивная – восприятие друг другом партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другим человеком.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения.
5. Выбор конкретных средств, фраз, манеры поведения.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника (обратная связь).
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимопониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь: как вас поняли, как вас восприняли, как отнеслись к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Причины плохой коммуникации:
1. стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем.
2. «Предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, необычно.
3. Плохие отношения между людьми.
4. Отсутствие внимания и интереса собеседника.
5. Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы, заключения при отсутствии достаточного числа фактов.
6. Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность.
7. Неверный выбор стратегии и тактики общения.
Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения методиками и знания правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.
Позиции в общении:
1) доброжелательное принятие собеседника;
2) нейтральная;
3) враждебной непринятие собеседника;
4) доминирование (общение «сверху»);
5) общение «на равных»;
6) подчинение (общение «снизу»).
Тансактный анализ общения (Э.Берн) – анализ позиций в общении. Основные позиции – Ребенок, Родитель и Взрослый., которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна может преобладать в поведении человека.

3. Виды общения
1. По содержанию:
- Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
- Когнитивное (обмен знаниями)
- Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: поднять или испортить настроение)
- Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
- Деятельностное (обмен умениями и навыками, действиями, операциями)
2. По целям:
• Биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.
• Социальное – расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
3. По средствам:
• Непосредственное – с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки).
• Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение).
• Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения.
• Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Помимо этих выделяют и другие виды общения:
Межличностное общение. Отличается эмоциональным характером, т.е. отношения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей. Отношения формируются «здесь и сейчас», причём содержание общения может гибко меняется, приспосабливаться к образу партнёра. Если общение будет вызывать взаимные симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот.
Ролевое (деловые) общение – отношения, построенные на деловых, формально-эмоциональных контактах. Роли участников определяют как будет воспринят партнёр. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник – подчинённый, милиционер – нарушитель).
Соотношения ролевого и межличностного общения зависят от культурных особенностей общества. У нас преобладает межличностное общение.
Ритуальное общение – пролог к общению, но может выполнять и самостоятельную функцию. Особенность заключается в его безличности, т.е. партнер воспринимается как элемент ритуала (приветствие, извинение, разговор о погоде, банальные комплименты, поздравления).
Монологическое общение – форма общения, которая предполагает позиционное неравноправие. Одна личность выступает в качестве автора воздействия, она обладает активностью, осознанными целями и правом их реализации. Второе лицо – пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Здесь проявляются субъективно-объективные отношения. Разновидностями монологического общения являются императив и манипуляция.
Императивное общение – авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками. Конечная цель – принуждение (военно-уставные отношения).
Манипуляция – вид общения, который предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. При манипулировании также ставиться цель добиться контроля над поведением других, но они скрываются или подменяются другими.
Диалогическое общение – равноправное общение, цель которого и самопознание и познание партнёра по общению.

Литература:
1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских – Мн.: Новое знание, 2004.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология. А. Г. Маклаков. – Питер, 2001
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.-688с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии