БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Региональная экономика » РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

Автор: Maxvel 9-03-2012, 23:39

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Общая характеристика ресурсного потенциал региона.

Развитие экономики региона и управление им во многом зависит от величины и эффективности применения его ресурсного потенциала. Под ресурсным потенциалом региона понимается совокупность всех видов ресурсов, формирующихся на данной территории, которые могут быть использованы в процессе общественного производства.
Ресурсный потенциал региона подразделяется на экологический, социальный и экономический. Кроме того, выделяют интегральный, или совокупный потенциал региона.
Экологический (природно-ресурсный) потенциал региона - это природные ресурсы, теоретически доступные для использования при данном уровне развития технологий и социально-экономических отношений с учетом приемлемой (максимально допустимой) антропогенной нагрузки на территорию.
Природные ресурсы бывают:
• целевые, т.е. предназначенные для выполнения определенных функций. Их особенности - неравномерность размещения по территории страны, концентрация в отдельных регионах, месторождениях (например, железная руда, бокситы, и т.п.);
• многоцелевые, т.е. потребляемые повсеместно. Необходимо указать, что многие многоцелевые природные ресурсы так же повсеместно распределены, хотя их качество, свойства распределения территориально дифференцированы (земля, вода, топливо, энергия и т.п.).
Для характеристики природных ресурсов используются такие показатели, как количество (запасы), качество (плодородие земель, калорийность топлива) и, доступность (глубина залегания, себестоимость добычи).
Социальный потенциал региона - это совокупность возможностей, которыми располагает территориальное образование (регион) для достижения основной цели своего развития обеспечения наиболее благоприятных условий жизнедеятельности населения. Социальный потенциал региона во многом определяется развитием социального комплекса территории, включающего в себя, прежде всего, социальную инфраструктуру (жилой фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.п.) и демографическую обстановку в регионе.
Экономический потенциал региона, во многом предопределяемый его социальной и экологической компонентами, отражает уровень развития производительных сил региона, его способность производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги. Экономический потенциал слагается из производственного, научно-технического, образовательного, экспортного, а также потенциала межрегионального взаимодействия.
Главными элементами, определяющими экономический потенциал региона, являются:
• трудовые ресурсы;
• производственные мощности;
• инфраструктура;
• природные ресурсы и условия окружающей среды.
Обеспеченность региона трудовыми ресурсами (их количество, уровень образования, квалификация) зависит от состояния его социального потенциала, а природными ресурсами - от экологического. Особое место при формировании экономического потенциала региона занимает инфраструктура, включающая в себя вспомогательные, обслуживающие отрасли, которые обеспечивают бесперебойное эффективное функционирование других сфер жизнедеятельности человека и отраслей. Различают производственную, управленческую, рыночную, социальную и экологическую инфраструктуру в зависимости от тех сфер деятельности, которые они обслуживают.

Природно-ресурсный потенциал регионов, его хозяйственная оценка и управление им.

Природно-ресурсный потенциал - это совокупность природных ресурсов данной территории, условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом тенденций научно-технического прогресса.
Величина природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др.) — зависит от ряда факторов.
Важнейшими из них являются: количество имеющихся в регионе природных ресурсов (чем длиннее ряд естественных ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала); их количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.); комплексность использования каждого вида природных ресурсов.
Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная) или собственно экономическая оценка природно-ресурсного потенциала. Однако осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала региона количественно характеризуют чаще всего натурально-вещественными показателями (объемы запасов, продуктивность, площадь и т.п.).
Важным аспектом оценки природно-ресурсного потенциала региона является его структурный анализ, осуществляемый с учетом национальных, общегосударственных интересов (рис.)
Первое структурное подразделение объединяет природные ресурсы отраслей промышленности, имеющих общегосударственную специализацию - нефтяные ресурсы, горно-химическое сырье(калийная и каменная соль, фосфориты), руды металлов, минеральное сырье и т.д.
Второе структурное подразделение включает в себя природные ресурсы отраслей местной промышленности и отраслей народного хозяйства, определяющих региональную производственную специализацию - местные топливно-энергетические ресурсы (торф, дрова, гидроэнергия малых рек и т.п.), лесные ресурсы для местной промышленности, минерально-сырьевые ресурсы для местного строительства и т.п.

РЕСУРСНЫЙ  ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА
Рис. Схема структурного анализа природно-ресурсного потенциала региона

В сельскохозяйственных регионах выделяется третье структурное подразделение - природные условия и ресурсы, обеспечивающие функционирование агропромышленного комплекса (АПК) - агроклиматические условия и земельные ресурсы местные удобрения и т.п.
К четвертому подразделению относится та часть природно- ресурсного потенциала, которая рассматривается в качестве территориальной и ресурсной базы жизнедеятельности общества (земля, вода, лес, используемые как среда обитания, восстановления физических и духовных сил человека). Природные ресурсы четвертого структурного подразделения бывают ресурсами государственного и местного значения.
Брестская область. Здесь средние показатели сельскохозяйственной освоенности территории и невысокая доля пашни (26,0 % от общей площади земель). Лесистость территории самая низкая в Беларуси (32,0 %), невелики и общие запасы лесонасаждений. Поверхностные воды (местный сток) и ресурсы подземных пресных вод составляют только десятую часть водных ресурсов страны. Из минерально-сырьевых ресурсов наибольшее хозяйственное значение имеют: строительный камень (Микашевичское месторождение), легкоплавкие и тугоплавкие глины, стекольные, формовочные и строительные пески, торф, сапропели. Найдены месторождения горючих сланцев и бурого угля, фосфоритов (Припятский бассейн), янтаря. Природопользование в восточной части области осложнено в связи с радиоактивным загрязнением, особенно территории Лунинецкого, Пинского и Столинского районов.
Катастрофа на Чернобыльской АЭС резко усугубила экологическую ситуацию во многих регионах Беларуси, которая стала страной экологического бедствия. Радиоактивному загрязнению подвержено 43,5 тыс. км2, или 21 % территории, на которой проживает 2,2 млн чел., расположено свыше 3600 населенных пунктов, в том числе 27 городов. Загрязнение распространено по территории Беларуси неравномерно. Острее всего эта проблема стоит в Гомельской области, где радионуклидами загрязнены все ее административные районы (67 % территории), и Могилевской области, где загрязнено 15 административных районов из 21 (33 % территории). В Брестской области радиоактивное загрязнение охватило 7, Гродненской — 6 и Минской — 12 административных районов; только в Витебской области радиоактивное загрязнение проявилось в одном районе (0,05 % территории).
• Управление природопользованием на государственном уровне осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, по отношению к которому являются подведомственными 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Полномочия местных органов власти законодательно детализируются по отдельным направлениям природопользования. Наиболее широко они отражены в Кодексе Республики Беларусь о земле, который четко разграничивает компетенцию областных, городских, районных и сельских (поселковых) исполнительных и распорядительных органов власти в сфере земельных отношений.
Водный кодекс Республики Беларусь определяет компетенцию местных органов власти в области использования и охраны вод.

Трудовые ресурсы и трудовой потенциал регионов.

Важной составной частью социального и экономического потенциалов региона является его трудовой потенциал, представляющий собой совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. Как экономическая категория, трудовой потенциал отражает производственные отношения по поводу воспроизводства психофизиологических квалификационных, духовных и социальных качеств трудоспособного населения. С количественной стороны трудовой потенциал представляет собой запасы труда, которые определяются обшей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования.
Трудовые ресурсы региона - это часть населения страны, которая обладает физическими и духовными способностями к труду и которая представляет собой действующую и потенциальную рабочую силу.
Фактически к трудовым ресурсам относятся:
• население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины - от 16 до 55 лет (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях);
• население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.
Трудовые ресурсы как страны, так и региона могут быть охарактеризованы такими параметрами, как:
• образовательный уровень, отражающий долю лиц с начальным, средним, средним специальным и высшим образованием;
• профессионально-квалификационная структура, характеризующая трудовые ресурсы по видам деятельности, профессиям, специальностям и уровню квалификации;
• половозрастная структура, отражающая соотношение возрастных и дифференцированных по полу групп;
• социально-экономическая неоднородность работающих, связанная со сложностью труда у тех или иных групп (неквалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный труд; для руководителей - руководители высшего,
среднего, низшего звена).
Для оценки состояния трудовых ресурсов страны или региона используется следующая система показателей:
а) общая численность трудовых ресурсов;
б) среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве;
в) уровень занятости населения;
г) состав работающих по полу и возрасту;
д) отраслевая структура занятости населения;
е) уровень образования и профессиональная подготовка кадров.
Развитие трудового потенциала регионов во многом определяется демографическими процессами, происходящими в обществе. В 90-е годы имели место негативные тенденции в воспроизводстве населения Республики Беларусь — рождаемости, смертности, миграции. Впервые за весь послевоенный период смертность населения превысила рождаемость, На 1 января 2000 г. в республике проживало 10 019,5 тыс. чел., что составило 98,1 %к 1990 г. На 01.01.06 численность населения составила 9,8 млн. чел

Потенциал реального сектора экономики в регионе.

К реальному сектору экономики чаще всего относят промышленность, агропромышленный комплекс, строительство.
Промышленность Беларуси является ведущей отраслью республиканского народнохозяйственного комплекса. На ее долю в 1999 г. приходилось 29,6 % ВВП, а доля занятых составляла более 29 % всех работающих. Промышленности принадлежит ведущее место и в экспорте продукции — 96 % стоимости экспорта. Это самая сложная из отраслей народного хозяйства, которая по состоянию на 1 июля 2000 г. насчитывала 2150 предприятий, состоящих на самостоятельном балансе. По сравнению с 1990 г. их численность возросла почти в 1,4 раза в результате разукрупнения некоторых государственных предприятий и развития предпринимательства, появления совместных предприятий.
В состав промышленного комплекса входят 16 укрупненных отраслей: электроэнергетика, топливная, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая, промышленность строительных материалов, стекольная и фарфорово-фаянсовая, легкая, пищевая, комбикормовая и мукомольно-крупяная, медицинская, полиграфическая, микробиологическая и т.д. Характерно, что большинство этих отраслей представлено в каждом регионе республики.
Современный многоотраслевой промышленный комплекс Республики Беларусь сформировался в основном в послевоенный период в результате территориального разделения труда в бывшем СССР.
Именно в этот период в республике появились и получили быстрое развитие такие отрасли промышленности, как автомобильная, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, химическая и нефтехимическая, хлопчатобумажная, черная металлургия, радиоэлектроника и др.
Медленными темпами идет в республике процесс реформирования государственной собственности в промышленности. Негосударственными предприятиями производится примерно 40 % промышленной продукции. Происходит старение основных производственных фондов: износ активной их части достиг в 1999 г. 76,4 %.
Современное состояние развития и размещения отраслей промышленности, промышленный потенциал региона характеризуется на основе изучения статистических материалов, анализа негативных явлений в развитии и размещении промышленных производств, оценки технического уровня и экономической эффективности.
При анализе развития конкретных отраслей промышленности принято рассматривать следующие показатели:
• динамику производства продукции в стоимостной оценке (в сопоставимых ценах) и в натуральном выражении;
• финансовое состояние предприятий отрасли в регионе;
• использование трудового потенциала;
• капитальные вложения (в том числе строительно-монтажные работы (СМР)) с разделением затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий, на новое строительство по источникам их формирования (централизованные, региональные, собственные и привлеченные средства и т.д.);
• обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами;
• показатели, характеризующие воздействие развития отрасли на окружающую среду, эффективность природоохранных мероприятий;
• специфические для конкретных отраслей промышленности характеристики;
• соотношение достигнутых объемов производства продукции в натуральном выражении с потребностью хозяйства, удовлетворение спроса местного населения;
• возрастную структуру производственных основных
фондов и их активной части (степень износа, коэффициент годности и т.п.), а также эффективность их использования (коэффициент сменности, загрузки оборудования и т.п.);
Государственное управление промышленным комплексом страны осуществляется Министерством промышленности Республики Беларусь, которое проводит экономическую и научно-техническую политику, направленную на структурную перестройку промышленности, переориентацию важнейших ее отраслей на удовлетворение нужд народного хозяйства республики.
Промышленная политика в Беларуси и ее регионах в ближайшие годы будет направлена на реализацию системы мероприятий и заданий Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., предусматривающей реконструкцию промышленности, повышение эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынке.
Агропромышленный комплекс (АПК)
Агропромышленный комплекс (АПК) Республики Беларусь является самым крупным межотраслевым формированием, объединяющим 10 отраслей народного хозяйства. В нем производится около 37 % валовой (товарной) продукции республики. Доля сельского хозяйства в структуре АПК составляет 53,4 %, пищевой промышленности — 22,7 %. АПК Беларуси формирует примерно 28 % национального дохода, а количество занятых составляет 1,5 млн чел., или 30 % всех работающих в народном хозяйстве.
Организационно-функциональная структура АПК включает три сферы:
1) отрасли, производящие средства производства для всех звеньев АПК (сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, гербицидов и т.д.);
2) сельское хозяйство;
3) отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовку, ее переработку, транспортировку, хранение, реализацию). В их число входят пищевая, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленность, первичная обработка сырья для легкой промышленности, торговля продовольственными товарами.
Центральное место в структуре АПК Республики Беларусь и ее регионов занимает сельское хозяйство. Оно должно выполнять три важнейшие задачи:
• обеспечение населения страны высококачественным продовольствием;
• снабжение пищевой и легкой промышленности в достаточном количестве необходимым сырьем;
• сохранение привлекательных ландшафтов в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, зон отдыха.
Так как сельское хозяйство является основным источником продуктов питания для населения, уровень его развития в значительной мере определяет продовольственную безопасность республики и ее регионов. В Концепции национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь подчеркивается, что "в целях обеспечения населения республики продуктами питания предусматривается стабилизация и развитие АПК". В связи с этим необходимо систематическое реформирование отношений собственности, обеспечение устойчивого и эффективного ведения производства с увеличением выпуска продукции на экспорт.
В настоящее время сельское хозяйство республики в целом обеспечивает продовольственную безопасность страны и ее регионов. Однако обеспечение продовольственной безопасности Республики Беларусь и ее регионов остается актуальной задачей, поскольку сохраняется неустойчивая тенденция производства сельскохозяйственной продукции, а уровень потребления таких продуктов питания, как мясо, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды далеко не соответствует рациональным нормам потребления. Остро стоит проблема обеспечения высококачественным продовольствием населения таких регионов, как Гомельская, Могилевская области, где большие площади сельскохозяйственных угодий загрязнены радионуклидами. На их долю приходится 93,7 % всех загрязненных сельскохозяйственных угодий республики.
В системе управления АПК на национальном уровне ведущая роль принадлежит Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, реализуя общенациональные задачи, непрерывно взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами власти, обеспечивая сбалансированное, скоординированное развитие регионов страны.
Наряду с промышленностью и АПК реальный сектор экономики представлен и строительным комплексом.
На его долю в 1999 г. приходилось 6,2% ВВП и 7,4% численности занятых. Оно относится к группе отраслей, производящих товары. Производственную основу строительного комплекса составляет строительная индустрия, представляющая собой совокупность строительных и монтажных организаций, выполняющих разнообразные работы по возведению промышленных объектов, зданий и сооружений, дорожные, мелиоративные, строительные и монтажные операции и т.п.
Продукция строительной индустрии, несмотря на ее разнообразие, имеет специфические особенности:
неподвижность, закрепленность на месте создания, высокую капиталоемкость,
материалоемкость, трудоемкость и длительность производственного процесса.
Все предприятия строительной индустрии можно сгруппировать по их значению в обеспечении регионов строительными материалами и услугами в сфере строительства на две группы:
1.Строительные организации регионального значения (изготовление кирпича, стеновых блоков, перекрытий и др.), использующие главным образом местное сырье;
2.Строительные организации межрегионального значения (производство цемента, стекла и т.п.), использующие сырье нескольких крупных месторождений и удовлетворяющие своей продукцией несколько регионов. Например, в Беларуси цемент производится только в Гродненской и Могилевской области, строительное стекло - преимущественно в Гомельской области.
Государственная политика управления строительным комплексом страны реализуется Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь. На региональном уровне развитие потенциала строительного комплекса осуществляют областные управления капитального строительства при исполкомах.

Инфраструктура регионов

Эффективность использования природно-ресурсного и социального потенциала региона во многом зависит от наличия инфраструктуры - совокупности предприятий и организаций, относящихся к отраслям, обеспечивающим бесперебойное, эффективное функционирование большого числа других предприятий и организаций зачастую относящихся к нескольким отраслям и сферам деятельности. В настоящее время принято выделять инфраструктуру в самостоятельную отрасль экономики.
При этом специфика отраслей инфраструктуры заключается в том, что они не производят материальной продукции (товаров), а главным образом предоставляют услуги, необходимые для успешного функционирования отраслей материального производства и как следствие - экономики в целом.
В зависимости от того, какие сферы деятельности и отрасли обслуживает региональная инфраструктура, различают следующие ее виды:
• производственную, которая содержит комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия производства (транспорт, связь, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство и т.п.);
• социальную, включающую в себя здравоохранение, пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, розничную торговлю, общественное питание, культуру, образование, объекты спортивно-физкультурного назначения и т.п.;
• управленческую, в сферу функционирования которой
входит аппарат государственного управления, система местного
управления и самоуправления, а также системы правовой и законотворческой деятельности и распространения информации;
• рыночную, охватывающую совокупность сфер деятельности и институтов, призванных обеспечивать условия для эффективного функционирования рыночного механизма в регионе(товарно-сырьевые, валютные и фондовые биржи; финансово-кредитные учреждения; консалтинговые, информационно-аналитические и аудиторские компании и другие частные и государственные институты, включая законодательство, традиции и менталитет и т.п.);
• экологическую, реализующуюся в комплексе деятельности, обеспечивающем благоприятную природную среду для развития общественного производства и охрану окружающей среды от негативных последствий экологической деятельности человека.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии