БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Региональная экономика » АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Автор: Maxvel 9-03-2012, 23:55

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ: СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Как и любая страна с трансформационной экономикой Республика Беларусь сегодня переживает исключительно трудный период социальной, политической и экономической переориентации, перехода от командно-административной экономики к социально-ориентированной экономической системе. При этом необходимо указать, что, благодаря выверенной и глубоко продуманной социально-экономической политике нынешнего руководства страны, последствия трансформационного кризиса в Беларуси в целом преодолены: достигнут предкризисный уровень производства; обеспечен стабильный экономический рост; страна характеризуется очень низким уровнем безработицы и устойчивым возрастанием реальных доходов населения; по индексу развития человеческого потенциала Беларусь уверенно догоняет группу развитых стран мира; коэффициент дифференциации населения по уровню доходов значительно ниже, чем во всех других постсоветских странах; население страны в отсутствие локальных вооруженных конфликтов и террористических актов, захлестнувших буквально всю планету, имеет возможность спокойно и плодотворно трудиться, учиться, растить детей.
Для закрепления достигнутого успеха необходимо особое внимание сосредоточить на развитии отраслей материального производства и межотраслевых комплексов регионов. При этом развитие регионов в переходных к рынку странах, как правило, сводится к двум направлениям:
1) постепенная деиндустриализации регионов и страны в целом, что неизбежно приводит к ослаблению инновационного потенциала, «утечке мозгов», засилью импортных товаров, старению основных фондов, увеличению доли ручного труда, деградации и депопуляции населения и, в конечном счете, к потере экономической самостоятельности региона и страны;
2) поэтапное и целенаправленное преобразование научно-технического и инновационного потенциала регионов и страны в целом, что, в сочетании с продуманной промышленной и инвестиционной политикой, способно обеспечить технико-технологическое перевооружение и модернизацию производства, его выход на передовые рубежи научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности выпускаемой в регионах продукции.
В целом, благодаря вышеуказанным факторам, Республика Беларусь сегодня является современным, промышленно развитым государством, для которого характерна индустриальная модель структуры занятости населения, большая часть которого трудится в производственной сфере. Поэтому логичным является избрание второго сценария развития регионов, отраслей производства и межотраслевых комплексов.
Так, специфика и особенность комплексного социально-экономического развития регионов предопределяют разделение отраслей на две группы:
1. группа - отрасли (объекты) регионообразующего значения, определяющие роль региона в общественном и территориальном разделении труда и являющиеся основой его экономического развития (промышленность, агропромышленный комплекс, строительство, внешний транспорт, связь и наука);
2. группа - отрасли социального развития (объекты обслуживающего значения, связанные с удовлетворением потребностей населения и обеспечивающие общехозяйственные условия развития объектов первой группы). К этим отраслям относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и общественное питание, внутрирегиональный транспорт, здравоохранение, образование и культура и др.
Для развития отраслей обеих групп и обеспечения долговременного экономического подъема, выхода регионов на передовые позиции в научно-технической сфере и повышения их конкурентоспособности следует активно двигаться по принципиально новым, авангардным направлениям. Прежде всего, необходимо обратить особое внимание на развитие лазерных, информационных, электронных технологий и технологий оптических производств, поскольку именно по этим направлениям в стране и ее регионах накоплен мощный научный и инновационный потенциал. Весьма важно ускорить разработку оборудования, приборов и устройств для передачи данных - телефонных, видеотелефонных, телеграфных, факсимильных и т.д. - с использованием цифровых высокоскоростных волоконно-оптических систем связи.
Новой группой изделий, производство которых возможно развернуть на предприятиях городов республики, является электронная техника медицинского и экологического назначения, приборы контроля окружающей среды, диагностические интеллектуально ориентированные медицинские комплексы, бытовая техника на основе лазерно-оптических технологий, высокоэффективные лазеры для технологического применения.
Важную роль в структурной перестройке хозяйства регионов может сыграть развитие их инновационной инфраструктyры, под которой принято понимать совокупность организаций или ее подразделений, осуществляющих инновационную деятельность в регионе и способствующих ей.
К таким организациям относятся:
а) инновационный инкубатор - сложный многопрофильный комплекс, как правило, занимающий отдельное здание и реализующий широкий перечень инновационных и информационных услуг. Инкубатор предоставляет эти услуги сторонним фирмам в течение 2-5 лет, после чего эти фирмы покидают инкубатор и начинают самостоятельную деятельность;
б) тeхнологический nарк - это научно-производственный территориальный комплекс, в состав которого входит ряд центров: исследовательский, инновационный, маркетинговый, центр обучения и центр информационных технологии;
в) технополис - целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы.
Весьма перспективным для Беларуси считается создание в регионах технопарков, в том числе, на базе научно-технических центров и военных научно-производственных комплексов. К расширению их сети следует привлекать технические вузы и институты регионов, а также предприятия и организации, где будут доводиться до производства передовые разработки ученых. Поскольку для эффективной работы технопарков и функционирующих на их основе научно-производственных комплексов необходима соответствующая инфраструктура (коммерческие банки, биржи, вычислительные центры, фирмы по маркетингу, центры подготовки и переподготовки кадров и т.п.), то в некоторых конкретных случаях речь может идти даже о технополисах. В частности, Президент Республики Беларусь поставил весьма амбициозную задачу по созданию в стране белорусской «силиконовой долины».
Особое внимание в Республике Беларусь должно уделяться развитию реального сектора экономики и, прежде всего, отраслям промышленности. При этом развитие промышленности должно быть направлено на решение следующих основных задач:
• удовлетворение потребностей народного хозяйства региона и республики в промышленной продукции и, прежде всего, за счет собственного производства и собственных ресурсов Республики;
• увеличение выпуска наукоемкой и конкурентоспособной продукции с тем, чтобы можно было приобретать сырьевые и энергетические ресурсы из других стран.
В структуре производства продукции производственно-технического назначения приоритет отдается продукции, необходимой региону и республике, прежде всего, для переоснащения предприятий машиностроительного комплекса, легкой и пищевой промышленности, строительной индустрии, нужд сельского и домашнего хозяйства, сферы услуг и других отраслей социального комплекса. Учитывая недостаточную обеспеченность регионов топливно-энергетическими ресурсами и значительную зависимость от зарубежных (особенно российских) их поставок, одной из важных задач развития промышленности должно стать энергосбережение.
В число приоритетных входят:
• наукоемкие отрасли машиностроительного комплекса, в том числе бывший оборонный сектор, электроника, приборостроение, средства вычислительной техники и связи, металлорежущее станкостроение, производство сварочного оборудования, электротехника;
• подотрасли легкой промышленности, базирующиеся на местном сырье;
• пищевая nромышленносmь, представляющая собой комплекс многопрофильных предприятий с большим ассортиментом выпускаемой продукции;
• monливно-энергеmический комплекс, призванный обеспечить потребности государства во всех видах топливно-энергетических ресурсов (обеспеченность Республики Беларусь собственными топливно-энергетическими ресурсами не превышает 15%).
Развитие промышленности в Республике Беларусь (как и практически во всех других странах мира) тщательно прогнозируется и планируется, поскольку на уровне областей республики г. Минска разрабатывается комплексный прогноз основных параметров промышленности. Он формируется с учетом приоритетных направлений развития этой важнейшей отрасли народного хозяйства, а также демографического, природно-ресурсного и экономического потенциала каждой области при обеспечении и самофинансирования расширенного воспроизводства.
Другим важным направлением развития реального сектора экономики является совершенствование отечественного агропромышленного комплекса (АПК), в котором сегодня сложились основы многоукладной экономики. В частности, в республике имеются три группы хозяйств по формам собственности:
1) сельскохозяйственные предприятия, основанные на государственной форме собственности (совхозы, госплемпредприятия, опытно-производственные хозяйства, семеноводческие совхозы и др.);
2) сельскохозяйственные предприятия негосударственной формы собственности, представленные коллективными и реформированными предприятиями;
3) субъекты хозяйствования негосударственной формы собственности, представленные крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами.
Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования АПК считается его реформирование с учетом территориального аспекта.
Развитие региона невозможно без строительства новых и модернизации действующих промышленных предприятий, объектов производственной, социальной, управленческой и рыночной инфраструктуры, т.е. без активизации инвестиционно-строительного процесса в регионе. Роль и значение строительного комплекса определяются, прежде всего, спецификой и многоцелевым назначением его продукции. Он создает прочную базу для дальнейшего более широкого и глубокого развития экономики страны при освоении новых территорий и природных ресурсов. Строительство оказывает огромное значение на состояние научно-инновационной деятельности в регионе, поскольку оно, обеспечивая условия для:
• реконструкции и переоснащения производства,
• способствует скорейшему внедрению новейших достижений в науку и практику,
• сокращая продолжительность строительного цикла от разработки проекта до законченного сооружения.
Все это делает актуальным развитие строительного комплекса в процессе реализации программы государственного регионального управления.


ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНОВ И ЕЕ РАЗВИТИЕ

Важной составной частью инфраструктуры регионов является транспорт. От его эффективного функционирования зависит ритмичность и эффективность работы всех предприятий региона, а также состояние его социальной сферы. В современных условиях транспортный комплекс является также основой экономической интеграции регионов, включения их в международное разделение труда и формирования новых внешнеэкономических отношений.
Функциональное назначение транспорта состоит в обеспечении перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени. Поэтому для него в большей степени, чем для любой другой отрасли, характерна территориальная специфика. Важнейшей особенностью является пространственно-сетевой характер расположения его объектов, обусловливающий тесную взаимосвязь с территорией, размещением производства и системой расселения. Плотность сети и мощность транспортных потоков характеризует в определенной степени уровень концентрации производства, степень освоенности территории, ее потенциал, а также уровень экономического и социального развития региона.
На развитие транспорта в регионах влияют следующие группы факторов:
• общеэкономические, определяющие: характер территориального разделения труда и структуры производства; уровень экономического и социального развития региона по отношению к достигнутому в стране; особенность хозяйственного механизма, регулирующего отношения между производством и транспортом;
• отраслевые технико-экономические, отражающие: изменение объема и структуры перевозок; совершенствование эксплуатационной деятельности; управление и координацию работы различных видов транспорта и организацию перевозочного процесса; оптимизацию грузо- и пассажиропотоков; факторы, связанные с научно-техническим прогрессом на транспорте, внедрением новых, усовершенствованных средств подвижного состава, машин и оборудования; механизацию и автоматизацию производственных процессов; совершенствование транспортной сети;
• территориальные, характеризующие особенности транспортно-экономических связей в регионе; уровень специализации производства, систему расселения; размещение социально-экономических объектов на данной территории; природно-климатические условия и характер их взаимодействия с транспортом; уровень загрязнения территории.
Важным элементом транспортной системы является транспортная сеть, которая представляет собой совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты региона, и которая характеризуется следующими показателями.
Плотность сети (П) отражает транспортную обеспеченность территории и определяется отношением протяженности сети (L) к площади территории (S):
В Республике Беларусь плотность сети железных дорог достаточно высока и составляет 27 км на 1000 кв.км территории. Однако, в стране высока и степень неравномерности размещения транспортной сети по регионам. Так, если в Брестской области плотность сети железных дорог свыше ЗЗ км на 1000 км. кв., то в Минской и Гомельской областях - лишь 22 км. При этом только 40% городских поселений республики имеют доступ к железнодорожному транспорту, причем этот показатель колеблется от 21% в Гродненской области до 50% - в Могилевской.
Среднереспубликанская плотность автомобильных дорог также достаточно высока (291,7 км на 1000 кв.км), однако дифференциация в обеспеченности транспортной сетью автодорог также весьма значительна, поскольку в целом ряде районов плотность автодорог оказывается ниже 150 км на 1000 кв. км, Разумеется, развитие транспортной инфраструктуры должно быть связано с увеличением плотности транспортной сети в тех регионах, где она ниже среднереспубликанской
Основной задачей деятельности транспортного комплекса Республики Беларусь в дальнейшем должна стать стабилизация работы всех его видов, устойчивое функционирование основных видов транспорта общего пользования, что зависит от уровня сотрудничества с государствами СНГ, а также Польшей, Германией и Венгрией, являющихся основными поставщиками в нашу страну подвижного состава.
Для эффективного функционирования транспортного комплекса в регионах необходимо обновление основных фондов, так как степень их изношенности составляет от 50 до 75%. Кроме того, на эффективность функционирования транспорта в регионах негативное влияние оказывает действующий порядок установления тарифов на городские и пригородные перевозки.

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ

К числу отраслей социальной сферы, связанных с удовлетворением повседневных жизненных потребностей населения, относятся:
• жилищно-коммунальное хозяйство,
• сфера бытового обслуживания населения,
• домохозяйства
В связи с этим государство должно уделять пристальное внимание вопросам управления этими сферами деятельности, поскольку они непросто определяют величину социального и экономического потенциала каждого конкретного региона, но и, по большому счету, способствуют решению главной задачи функционирования любой социально-экономической системы, заключающейся в удовлетворении потребностей человека и обеспечении его гармоничного развития.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) региона представляет собой сложный комплекс разнообразных предприятий, служб, как привило, взаимосвязанных между собой, оказывающих услуги или производящих продукцию. В его состав входят две подотрасли: жилищное и коммунальное хозяйство, причем жилищное хозяйство представлено жилищным строительством и службами содержания жилого фонда. В свою очередь, в состав коммунального хозяйства входят:
• санитарно-технические службы и предприятия (водопровод, канализация, служба очистки и уборки в городах);
• энергетическое хозяйство (газо- и электроснабжение, теплофикационные службы);
• хозяйство внешнего благоустройства (дорожно-мостовое строительство, служба озеленения, служба освещения);
• транспортное хозяйство.
Бытовое обслуживание населения, или служба быта - это общественно организованная форма удовлетворения определенных индивидуальных потребностей человека в бытовых услугах. По существующей классификации бытовые услуги, оказываемые населению, подразделяются на:
• промышленные (производственные), связанные с пошивом и ремонтом обуви, швейных, меховых и кожаных изделий, ремонтом металлоизделий и бытовой техники, химической чисткой и крашением и Т.п.;
• непромышленные (непроизводственные), обусловленные предоставлением услуг прокатных пунктов, прачечных, фотоателье, бань, парикмахерских и других услуг, не связанных с созданием материальных ценностей.
Специфика бытовых предприятий обусловлена тем, что их работа носит ярко выраженный местный характер. Кроме того, их функционирование связано с индивидуальным характером предоставляемых ими услуг, а также с неравномерностью во времени (сезонностью) последних. К тому же бытовые услуги, как правило, не взаимозаменяемы.
В теории рыночно ориентированной экономической системы исключительно большое значение отводится экономической категории «домашнее хозяйство», которое трактуется как хозяйственная единица, состоящая их одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Домашнее хозяйство охватывает все виды трудовой, производственной, экономической и социальной активности, объединяя потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и не занятых в общественном производстве. Необходимо указать, что если в социально-демографической теории домашнее хозяйство - это, прежде всего, универсальная учетно-статистическая единица (семья), то в экономических исследованиях - это особый тип хозяйства, первичная экономическая система, деятельность которой имеет большое значение для экономики в целом.
Доход домашнего хозяйства может быть рассмотрен в следующих аспектах:
• доход, получаемый собственно домашним хозяйством за счет производимых его членами продуктов и услуг;
• внешний доход, представляющий собой все внешние заработки и денежные поступления; совокупный доход, объединяющий два предыдущих его вида.
Все многообразие домашних хозяйств принято классифицировать в зависимости от географических, демографических, социально-экономических характеристик, в том числе по:
• территориально-региональной принадлежности (вид региона, месторасположение и т.п.);
• демографическому состоянию (состав семьи, возраст и т.д.);
• уровню доходности (среднедушевой доход, источники доходов и т.п.);
• имущественному потенциалу (характер жилья, наличие другой собственности);
• социальному положению (занятость членов домохозяйства, сфера деятельности и др.);
• трудовому потенциалу (число трудоспособных в домохозяйстве, уровень образования и квалификации его членов ит.п.).
Важнейшими в системе показателей, характеризующих благосостояние домашних хозяйств, являются:
• денежные доходы, включающие все виды поступлений денег в домохозяйство (заработная плата, пенсии, стипендии, выручка от продажи, дивиденды и др.);
• денежные расходы, представляющие собой затраты денежных средств домашними хозяйствами на личное потребление, производственную деятельность и сбережения. Их частью являются расходы на покупку товаров и услуг, именуемые потребительскими расходами;
• располагаемые ресурсы, являющиеся денежными средствами домашних хозяйств и стоимостью потребленных продуктов питания, полученных из личного подсобного хозяйства за вычетом материальных затрат на производство.
К началу 2000 г. в регионах Республики Беларусь насчитывалось 3,6 млн. домашних хозяйств. Их средний размер составлял 2,7 чел. Кроме того, имеется тенденция к росту числа малочисленных домохозяйств из-за снижения рождаемости и количества многодетных семей. Другая негативная информация связана с относительно невысоким уровнем жизни населения страны, поскольку значительная часть домашних хозяйств имеет среднедушевые располагаемые ресурсы ниже прожиточного минимума: в среднем по Брестской области таких хозяйств - 44,4%; Витебской - 42,9%; Гродненской - 36,0%; Гомельской - 39,1 %; Могилевской - 41,0%. В связи с этим весьма и весьма актуальна поставленная Президентом Республики Беларусь задача неуклонного повышения среднего уровня заработной платы в стране (до 250 USD/чел. в 2005 г.), что свидетельствует об осознании важности руководством страны этой проблемы и признании значимости роли домашних хозяйств в экономике страны.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии