БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Региональная экономика » ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Сложившаяся к настоящему времени система государственного управления и местного самоуправления пока в большей степени ориентирована на централизованные методы, тогда как повышение ответственности регионов за самостоятельное решение большинства своих проблем требует уменьшения централизации, разгрузки республиканских органов от оперативных задач управления, повышения самостоятельности регионов.
Не смотря на отсутствие в Республике Беларусь ярко выраженных негативных процессов в области межрегиональных отношений, имеются региональные проблемы, часть из которых зародилась в прошлые десятилетия, но в неустойчивых условиях переходной экономики существенно обострилась. К ним следует отнести проблему социально-экономической и демографической деградации малых городских и в особенности сельских поселений, ухудшения состояния окружающей среды в Солигорском районе, в центрах размещения крупных предприятий машиностроения, химической и нефтехимической промышленности. Особое положение занимает блок проблем, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зонах с различной степенью радиоактивного загрязнения, а также с социально-экономической и психологической реабилитацией проживающего в этих регионах населения.
В условиях кризиса белорусской экономики негативные последствия старых региональных проблем и диспропорций дополнились и обострились блоком новых: рост региональной дифференциации по уровню доходов и расходов населения, а также безработицы, более интенсивное развитие частного сектора и рыночной инфраструктуры в крупных городах. Ряд проблем возник в связи с необходимостью конверсии военных городков, экономическим освоением значительной части территории страны, которая ранее использовалась для различного рода военных полигонов.
Положение осложняется тем, что местные органы власти, не проявляют в достаточной степени инициативы в рамках уже предоставленных им прав. Это в значительной мере объясняется тем, что пока не найден эффективный механизм согласования экономических интересов государства, региональных/местных сообществ и субъектов хозяйствования. Последнему препятствуют, прежде всего, большая зависимость местных органов управления и самоуправления от республиканских органов и их слабая заинтересованность в поиске дополнительных источников финансирования, принятии самостоятельных решений по выводу местной экономики из кризиса, повышению управляемости территорий.
Значительная часть финансовых ресурсов государства на сегодняшний день по-прежнему аккумулируется в республиканском бюджете, вследствие чего в программах развития территорий централизованные источники финансирования существенно преобладают над местными. Недостаточно четко определен правовой режим имущества, входящего в коммунальную собственность.
Таким образом, с учетом отмеченных выше общеевропейских тенденций и внутренних факторов развития Беларуси перспективным направлением совершенствования ее государственной региональной политики является:
Направления совершенствования государственной региональной политики:
• Переход от централизованного перераспределения государственных ресурсов между административно-территориальными единицами на стимулирование самих регионов, обеспечение максимально эффективного использования внутренних материальных, финансовых и трудовых ресурсов областей, городов и т.д., роста экономической активности населения проблемных регионов.
• Продолжение реформы в области местного управления и самоуправления, нацеленной на повышение роли местных органов управления и самоуправления в решении региональных проблем. Необходимость этой реформы обусловлена тем, что население конкретных областей, районов, городов и представляющие их интересы местные органы не могут быть пассивными наблюдателями происходящих в стране и регионах процессов. Они должны иметь широкие возможности выбора путей своего собственного развития, участия в принятии решений по всем социальным, экономическим, политическим и культурным вопросам местного значения. В связи с этим совершенствование системы местного управления и самоуправления одновременно является как одним из новых направлений государственной региональной политики, так и необходимым условием повышения эффективности всего государственного управления в перспективе;
• Повышение роли регионального уровня управления в разработке и реализации внешнеэкономической политики государства в целом, так и при осуществлении относительно самостоятельного выхода регионов на международные рынки (при соблюдении фундаментального принципа безусловного приоритета центра в области регулирования международных экономических отношений).
• Стимулирование создания в регионах и совершенствование условий функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) в качестве специальных территорий, где благодаря наличию льготных, более либеральных экономических условий практически реализуется принцип децентрализации управления конкретных субъектов хозяйствования - резидентов СЭЗ.
Таким образом, очевидно, что повышение эффективности государственного управления регионами возможно как на пути сочетания мероприятий, связанных с углублением централизации в выработке принципов региональной политики каким-либо одним органом государственного управления, так и с помощью обратного процесса, обусловленного возрастанием полномочий регионов в принятии управленческих решений. Второе направление может быть связано с реформой местного управления и самоуправления, организацией и стимулированием свободных экономических зон, участием регионов в международных экономических отношениях и т.п.

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ.

Управление на местах осуществляется различными органами, которые отличаются друг от друга порядком формирования, компетенцией, уровнем автономности в решении местных проблем, характером взаимоотношений с центральной властью. В связи с этим в системе местных органов власти необходимо различать два вида органов - назначаемые из центра (местное управление) и избираемые местным населением (местное самоуправление).
Таким образом, под местным управлением следует понимать управленческую деятельность в масштабе региона, которая осуществляется центральной властью или администрацией высшего meрриmoриального уровня управления. В свою очередь, местное самоуправление - это деятельность населения региона - территoриального сообщества и его выборных органов по управлению делами региона. Иными словами, местное самоуправление представляет собой самоорганизацию на базовом региональном уровне там, где оно может организоваться и осуществлять свои полномочия, не обращаясь к государству. В той мере, в какой они реализуют переданные им полномочия, они подконтрольны государству.
Деятельность органов местного управления и самоуправления носит властный характер. Решения, принятыe ими в пределах своих полномочий, обязательны для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений соответствующего региона.
Государственное и местное управление различаются не только тем, что осуществляются на разных уровнях организации власти, но также отличаются по целям, задачам, субъектам и объектам управления, реализуемым функциям, полномочиям и управленческим технологиям и процедурам.
В рамках государственного управления реализуются функции управления в различных сферах общественной жизнедеятельности: политической, экономической, социальной и т.д., причем оно характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения, то есть это практическая деятельность органов государственной власти в масштабах всего общества.
Местное управление имеет свойства более низкого уровня: его управленческое воздействие опирается с учетом общегосударственных интересов на права, обязанности и ответственность органов власти местного самоуправления и локализуется в пределах местного сообщества, то есть распространяется на население региона. Следовательно, местное управление имеет как собственные, так и переданные государством полномочия и, следовательно, тесно взаимосвязано с государственным управлением. Иными словами, местное управление и самоуправление активно взаимодействуют с государственным управлением по вопросам, сочетающим интересы государства в целом, его отдельного региона и конкретного местного сообщества.
Деятельность органов местного управления и самоуправления в нашей стране регламентируется Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» 1991 г. (в редакции 2001 г.), а также Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (5-й раздел «Местное управление и самоуправление»).
Согласно указанным правовым актам к органам местного управления относятся:
• исnолниmeльныe комитеты (с правами юридического лица), являющиеся исполнительными и распорядительными органами власти на территории области, района, города, поселка, сельсовета. Исполнительные комитеты первuчного уровня - сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); базового - городские (городов областного подчинения), районные; областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления. Исполнительные комитеты разрабатывают и реализуют программы экономического и социального развития, местные бюджеты, распоряжаются коммунальной собственностью региона, принимают решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, решают вопросы охраны правопорядка, здоровья, образования, социального и культурного обеспечения населения и т.п.;
• местные администрации (с правами юридического лица), являющиеся исполнительными и распорядительными органами власти на территории района в городе. Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются органами Meстного управления. Они распоряжаются коммунальной собственностью города, организуют работу органов территориального общественного самоуправления, строительство и ремонт жилищного фонда, дорог, осуществляют контроль за содержанием городских территорий, целевым использованием бюджетных и иных доходов, решают вопросы трудоустройства, образования, медицинского, бытового, социально-культурного и иного обслуживания населения и т.п.
К органам местного самоуправления относятся:
• местные Советы депутатов, являющиеся представительными государственными органами на территории соответствующего региона и выступающие в виде системы местного самоуправления в Беларуси установлены первuчный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) coветы, базовый (городские (городов областного подчинения), районные Советы) и областной (областные Советы) территориальные уровни Советов. В компетенцию Советов входит обеспечение соблюдения законодательства Республики Беларусь, утверждение программ жилищного строительства, социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания населения, а также разнообразных прогнозов, планов и программ развития регионов, решение вопросов административно-территориального устройства, распоряжение и контроль за использованием ресурсного и финансового потенциала региона и т.п. Советы являются юридическими лицами;
• органы территориального общественного самоуправления, представляющие собой самоорганизации граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории региона (микрорайона, улицы, двора и т.п.) для исполнения самостоятельных и под свою ответственность инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в форме советов, комитетов и др.). Органы территориального общественного самоуправления вправе контролировать работу местных социально-культурных учреждений и предприятий сферы обслуживания, использовать заработанные средства для развития социальной инфраструктуры региона, принимать на общественную и другую сохранность жилые дома, торговые и спортивные площадки, выступать с инициативами по различным вопросам местной жизни и т.п.
Необходимо указать, что местное самоуправление осуществляется также путем проведения собраний граждан и местных референдумов.
Развитие каждого конкретного региона во многом зависит от системы взаимодействия местных представительных и исполнительных органов власти. При этом совершенствование государственной региональной политики и системы местного управления и самоуправления следует рассматривать как тесно взаимосвязанные процессы. В связи с этим необходимо разработать два взаимоувязанных, но самостоятельных документа (по мнению регионаведа Фатеева): Концепции государственной региональной политики и Концепции дальнейшего совершенствования местного управления и самоуправления. Концептуальными положениями этих документов должны стать:
• реформирование системы органов местного самоуправления (местных Советов) в направлении децентрализации управления и укрепления региональной финансовой базы, необходимой для деятельности местных органов, их относительной самостоятельности;
• совершенствование организации представительной и исполнительно-распорядительной власти на местах;
• совершенствование существующего административно-территориального деления Республики Беларусь.
Конечной целью возможных преобразований в рассматриваемой сфере должно стать придание органам местного управления и самоуправления, которые сегодня, к сожалению, рассматриваются преимущественно как часть государственной машины, функций полноценного инструмента согласования местных и национальных интересов. В демократических государствах до 90% всех вопросов, с которыми жители регионов обращаются к властям, решаются на местном уровне. Как показывает опыт, центральные правительства большинства стран мира постепенно приходят к пониманию того, что во многих случаях местные проблемы могут быть наиболее эффективно решены органами самоуправления. Поэтому все большее и большее количество функций передается, делегируется местным органам управления и самоуправления, а роль центральных органов власти в ведении местных дел заметно сокращается.
Одним из ориентиров совершенствования национальной системы местного самоуправления может стать такой важнейший международный правовой акт, как Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 18 октября 1985 г. Некоторые белорусские ученые полагают, что Республика Беларусь, хотя и не является членом Совета Европы, должна придерживаться положений Европейской Хартии и именно в этом направлении целесообразно осуществлять реформирование национальной системы местного управления и самоуправления.

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В условиях бурного научно-технического прогресса и обострения межгосударственной и межрегиональной конкуренции весьма важно не допустить отставания Республики Беларусь и ее регионов в области передовых технологий, внедрения достижений науки и техники в производство, укрепления конкурентоспособности, повышения уровни жизни. Среди широкого комплекса мер, содействующих решению этой проблемы, особая роль отводится специальным территориальным структурам, получившим обобщающее название «свободная экономическая зона» (СЭЗ). СЭЗ - это ограниченная территория (город или его часть, морской порт, аэропорт и т.п.), на которой действуют особые, льготные экономические условия для отечественных и иностранных предпринимателей, способствующие решению в регионе и стране в целом общеэкономических, социально-экономических, научно-технических, научно-технологических, внешнеэкономических и других задач.
Создание СЭЗ в том или ином регионе страны, с одной стороны, позволяет решить проблемы конкретного региона (ускорение темпов социально-экономического развития, снижение уровня безработицы и т.п.), а с другой - обеспечивает решение общегосударственных задач (привлечение в страну иностранных инвестиций, передовых технологий и т.д.). В общем виде решаемые СЭЗ задачи группируются в следующие блоки.
1. Задачи экономического блока: привлечение иностранного и внутреннего капитала за счет действия специального льготного экономического механизма, стабильной законодательной базы, упрощения различных организационных процедур; использование преимуществ от международного разделения труда и обращения капитала с целью расширения экспорта готовых изделий, рационализации импорта и создания импортозамещающего механизма в производстве товаров; реальная ликвидация монополии внешней торговли через предоставление всем организациям и предприятиям СЭЗ равного доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности; рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.
2. Задачи социального блока: ускорение развития конкретных регионов; создание новых рабочих мест и повышение занятости населения; повышение квалификации рабочей силы за счет изучения и внедрения мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированного на мировые требования к технологии управления; удовлетворение населения высококачественными товарами.
3. Задачи нaучно-mexнического блока: привлечение передовых технологий; ускорение инновационных процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов; повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.
Свободные экономические зоны, согласно мировому опыту, подразделяются на следующие виды:
• зоны свободной торговли, характеризующиеся упрощенными правилами пересечения границы для товаров, низкими таможенными пошлинами и иными льготами, имеющими своей целью поощрение торговли, ускорение торгового оборота, снижение торговых издержек. Разновидностью зон свободной торговли являются свободные таможенные зоны, связанные с освобождением или со снижением таможенных пошлин для их резидентов, а также транзитные зоны, свободные порты, транзитно-экспедиторские зоны и др.;
• промышленно-производственные зоны, являющиеся результатом эволюции зон свободной торговли, когда в них стали ввозить не только товары, но и капиталы, что обеспечило возможность заниматься производственной деятельностью наряду с торговлей и торговым обслуживанием;
• технико-внедренческие, функционирующие в виде инновационных центров, технопарков, технополисов и т.п. Их цель - создание благоприятных условий для научно-практической деятельности в регионах и стране в целом;
• сервисные зоны, являющиеся территориальными образованиями с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные услуги субъектам хозяйствования, занятых финансовым, страховым, консалтинговыми другим обслуживанием бизнеса. К сервисным зонам относятся оффшорные зоны. создаваемые с целью привлечения в страну иностранного капитала, и туристические зоны, призванные активизировать приток туристов в регион;
• Комплексные свободные экономические зоны, сочетающие в себе особенности вышеперечисленных зон. Например, в случае наличия в регионе признаков, характерных для зоны свободной торговли и промышленно-производственной зоны речь может идти о торгово-промышленной зоне. К зонам комплексного типа относятся: научно-промышленная и особая экономическая зоны; специальная территория особого режима; зона свободного предпринимательства и др.
Хотя первые свободные экономические зоны появились в Западной Европе, в настоящее время они весьма широко распространились по всей планете. Сегодня в мире насчитывается около 4000 различных видов свободных экономических зон, что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований в мире. При этом создание свободных экономических зон рассматривается многими странами как средство, позволяющее привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, внедрить передовой мировой опыт в сферу организации и управления, насытить внутренний рынок высококачественными товарами.
Практически во всех странах мира, в том числе и в Беларуси, свободные экономические зоны используются в качестве весьма эффективного и действенного инструмента региональной политики. Так в нашей стране в качестве стратегических целей и задач, поставленных перед действующими свободными экономическими зонами, определенное место отводится привлечению отечественных и иностранных инвестиций для развития производств, основанных на новых и высоких технологиях, расширению экспорта и созданию благоприятных условий для экономического роста регионов. Свободные экономические зоны рассматриваются и как элемент научно-инновационной и инвестиционной политики республики, поскольку в них могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.
В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 6 свободных экономических зон, в числе которых: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Могилев» и СЭЗ «Гродноинвест». Кроме того, в стадии разработки находится проект по организации свободной экономической зоны туристско-рекреационного типа СЭЗ « Несвиж Минск».
На 1 января 2004 г. в функционирующих свободных экономических зонах республики были зарегистрированы 284 предприятия-резидента, большинство из которых являются действующими, причем более 70% из них - это предприятия с иностранным капиталом. В промышленности занято 80-85% всех действующих предприятий СЭЗ, из них 90% и более - в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой отраслях, где наблюдается наибольший про цент предприятий с совместным и иностранным капиталом. В сельскохозяйственной сфере функционируют менее 1,0% предприятий, зарегистрированных в СЭЗ Беларуси. Несколько выше доля предприятий-резидентов, оказывающих транспортные и строительные услуги. Также инвесторами уделено внимание таким сферам деятельности, как наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование и пенсионное обслуживание.
Свободная экономическая зона «Минск» создана сроком на 30 лет с целью привлечения иностранных и отечественных инвестиций, технологий, менеджмента для создания и развития на территории СЭЗ современных производств, обеспечения благоприятных условий экономического развития минского региона. Территория СЭЗ «Минск» общей площадью около 1400 га включает в себя некоторые промышленные районы города Минска и территории, прилегающие к Национальному аэропорту «Минск». Эта СЭЗ имеет статус производственной, экспортной и свободной таможенной зоны.
На территории СЭ3 «Минск» действует специальный налоговый и таможенный режим:
• ставка налога на прибыль для резидентов СЭЗ «Минск»-15% (в республике - 24%), ставка налога на добавленную стоимость - 10% (в республике - 18%);
• прибыль, полученная резидентами СЭЗ «Минск» за счет реализации услуг и продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления;
• по инициативе резидентов СЭЗ «Минск» на их производственных территориях и объектах устанавливается режим свободной таможенной зоны (СТЗ), при этом при ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию СТЗ и при вывозе продукции собственного производства с территории СТ3 таможенные пошлины не взимаются и меры экономической политики не применяются.
Свободная экономическая зона «Брест» является первой в Республике Беларусь, поскольку она официально функционирует с декабря 1996 г. СЭЗ «Брест» создана на срок 50 лет. Ее территория состоит из двух участков, расположенных к северо-западу таможенной, туристско-рекреационной, страховой и банковской зон.
СЭЗ «Брест» расположена на перекрестке крупных транспортных магистралей, ведущих с запада на восток и с севера на юг, из которых особую важность имеют транзитный коридор Е30 Берлин – Варшава - Брест-Минск-Москва, прямой путь в Вильнюс и Киев, а также разветвленная сеть качественных дорог на территории области, что позволяет быстро доставлять людей и грузы в промышленные зоны и обратно.
СЭЗ «Брест» активно привлекает инвестиции на создание, в первую очередь, предприятий фармацевтической, автомобильной, пищевой, электронной, мебельной, машиностроительной и деревообрабатывающей отраслей промышленности. При этом приоритет отдается инвестициям на организацию экспортного и импортозамещающего производства. Также в зоне предусмотрена широкая сеть таможенных складов и расширение существующей транспортной инфраструктуры.
Льготы и привилегии, которыми пользуются резиденты СЭЗ «Брест», весьма разнообразны. В частности:
• при ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию СЭЗ «Брест» таможенные пошлины не взимаются и меры экономической политики не применяются;
• продукция (работы, услуги) собственного производства резидентов зоны, вывозимая за ее пределы, освобождается от уплаты таможенных пошлин;
• иностранным работникам гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов, полученных на территории СЭЗ «Брест»;
• на товары (работы, услуги), произведенные на территории СЭЗ «Брест», не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование при вывозе их за пределы республики;
• на территории СЭЗ «Брест» в отношении инвестиций не допускаются такие принудительные меры, как национализация, реквизиция, конфискация либо аналогичные по своему действию меры;
• на территории СЭЗ действует льготный порядок налогообложения, предусматривающий налог на прибыль и доходы 15%, налог на добавленную стоимость - 10%.
• резиденты СЭЗ «Брест», прибыль которых образуется за счет реализации услуг и продукции собственного производства, освобождаются от уплаты налогов на прибыль в течение первых 5 лет с момента объявления ими прибыли. Резиденты СЭЗ «Брест», поставляющие не менее 70% своей продукции на экспорт, в последующие 5 лет уплачивают налог на прибыль в размере 50% от ставки налога;
• в течение 5 лет с момента регистрации дивиденды, принадлежащие резидентам СЭЗ«Брест», не подлежат налогообложению;
• минимальная заработная блата устанавливается на уровне не менее 120% от соответствующей заработной платы в среднем по Республике Беларусь.
Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон», будучи образованной на базе крупного машиностроительного научно-производственного объединения «Ратон» на срок 50 лет, расположена в северной части крупного областного центра Беларуси г. Гомеля на площади 4300 га. Она обладает рядом преимуществ, в числе которых:
• выгодное положение г. Гомеля на пересечении основных железно и автодорожных маршрутов Санкт-Петербург - Одесса и Брянск-Варшава. Кроме того, международный аэропорт «Гомель» непосредственно прилегает к территории СЭЗ;
• наличие развитой инфраструктуры;
• наличие в СЭЗ земель, пригодных для нового строительства производственных цехов, офисов, сервисных центров и т.п.;
• наличие свободных производственных площадей на существующих предприятиях, имеющих все необходимые коммуникации;
• здания и земельные участки СЭ3 могут передаваться в аренду и продаваться в собственность под проекты;
• наличие высококвалифицированной рабочей силы, ранее задействованной в оборонной промышленности.
Гибкое налоговое регулирование и упрощенная процедура таможенного оформления товаров позволяют резиденту СЭЗ «Гомель-Ратон» снизить сумму выплат до 40% от суммы уплачиваемых налогов в Республике Беларусь. После уплаты налогов и сборов иностранным инвесторам в отношении принадлежащих им доходов, полученных от использования их инвестиций, гарантируется: использование их на цели инвестирования и реинвестирования, а также на покупку товаров на территории Республики Беларусь; использование их на покупку другой валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь; беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну.
Свободная экономuческая зона «Витебск» создана на срок 30 лет, находится в одном из крупнейших индустриальных центров Беларуси - г. Витебске с населением в 360 тысяч жителей, занимая территорию площадью свыше 900 га. Она имеет весьма выгодное географическое положение, находясь в незначительном отдалении от крупнейших промышленных центров стран Балтии (Вильнюс, Даугавпилс, Рига) и России (Санкт-Петербург, Москва). Подобная локация делает СЭЗ «Витебск» достаточно привлекательным местом для организации производств ориентированных на экспорт на российский и балтийские рынки, а в перспективе - и на рынки стран ЕС.
Промышленность СЭЗ «Витебск» представлена, в основном, следующими отраслями производства: машиностроение, деревообработка, электроника, обувная, швейная, текстильная промышленность, а также производство продуктов питания. Профессиональные кадры для СЭЗ «Витебск» готовят Витебский государственный университет, медицинский и технологический университеты, ветеринарная академия, 5 специализированных техникумов (колледжей). По территории зоны проходит трасса газопровода, имеются железнодорожные подъездные пути, расположена площадка бывшего военного аэродрома.
При оценке инвестиционных проектов предпочтение отдается тем из них, в которых предполагается использование новых высоких технологий, предусматривается экспортная направленность производства или импортозамещение. Общепризнанно, что создание в СЭЗ «Витебск) ориентированных на экспорт производств - это наиболее короткий и дешевый путь продвижения производимых товаров, как на российский рынок, так и на рынки других стран, в том числе стран-участниц СНГ.
В СЭЗ «Витебск» действуют следующие налоговые льготы и преимущества, что позволяет предприятиям-резидентам СЭЗ платить в среднем на 30% меньше суммарных налоговых платежей, нежели другим предприятиям в Беларуси. В числе указанных преимуществ:
• полное освобождение от таможенных пошлин при ввозе на территорию СЭЗ сырья, материалов, оборудования;
• полное освобождение от таможенных пошлин при вывозе за пределы СЭЗ продукции собственного производства;
• полное или 50%-е освобождение от НДС для произведенной продукции;
• полное освобождение от налога на прибыль в течение первых 5 лет и снижение этого налога на 40% в последующие годы;
• 5%-я ставка налога на доходы (дивиденды) иностранных учредителей предприятий, являющихся юридическими лицами;
• на период функционирования СЭЗ «Витебск» не допускается увеличение перечня и ставок налогов;
• прибыль, направленная на инвестиции в Беларусь, не подлежит налогообложению.
Свободные экономические зоны, «Гродноинвест» и «Могилев» являются относительно молодыми, поскольку они созданы в 2002 г. сроком на 30 лет как производственные, экспортные и таможенные зоны. Согласно утвержденному Правительством Республики Беларусь положению о конкурсе на право регистрации юридических лиц в. качестве резидентов свободных экономических зон «Гродноинвест» и «Могилев», основные критерии оценки участия в конкурсе на право регистрации следующие:
• минимальный размер уставного фонда предприятий-кандидатов - не менее 20 тыс. USD;
• удельный вес экспортных поставок - не менее 60% общего объема реализации;
• удельный вес основного технологического оборудования со сроком службы менее 5 лет - 90% и более общего парка оборудования предприятия;
• проекты, ориентированные на поставку продукции на внутренний рынок, не принимаются (за исключением проектов, включенных в государственную и региональные про граммы импортозамещения).
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь определило особенности налогообложения резидентов СЭЗ «Могилев» и «Гродноинвест». В частности, специальный правовой режим СЭЗ «Могилев» и «Гродноинвест» распространяется на производство и экспорт продукции. Также льготируется выпуск и реализация импортозамещающей продукции (работ, услуг) согласно специальному перечню, утверждаемому правительством. В рамках специального правового режима резиденты СЭЗ уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% отставки, установленной законодательством, половину ставки налога на доходы, НДС, акцизов, экологического, земельного и подоходного налогов, государственных пошлин, лицензионных, регистрационных сборов, отчислений в фонды социальной защиты населения и содействия занятости. Кроме того, в этот перечень внесены налоги, сборы и другие обязательные платежи, которые вводятся местными властями.
Однако специальный право вой режим не распространяется на торговую, торгово-закупочную деятельность и общественное питание. В случае, когда резидент еэз «Гродноинвест» и «Могилев» осуществляет несколько видов деятельности, в том числе такие, на которые не распространяется специальный правовой режим, ему следует обеспечить раздельный учет выручки и затрат.
К сожалению, анализ результатов деятельности СЭЗ Республики Беларусь отражает их весьма низкую долю в общем объеме промышленного производства республики (около 2,3%), инвестиций в основной капитал (менее 2%) и экспорта (около 3%) что свидетельствует о несущественном вкладе данных территорий со специальными режимами налогового и таможенного регулирования в экономику республики. Этот вывод подтверждается и такими основными удельными показателями деятельности резидентов, как выработка на 1 работающего, объем инвестиций на создание 1 рабочего места, фондовооруженность и др., которые мало отличаются от сложившегося уровня аналогичных показателей в среднем по республике. Кроме того, абсолютное большинство реализуемых в СЭЗ инвестиционных проектов не отвечают критериям новизны и наукоемкости. Несмотря на льготный режим деятельности резидентов-субъектов хозяйствования, имеются только единичные случаи привлечения в СЭЗ стратегических инвесторов, реализующих масштабные инвестиционные проекты.
В связи с этим, начиная с июня 2004 г., деятельность белорусских свободных экономических зон осуществляется по новым правилам, унифицирующим условия работы СЭЗ, создающим более эффективную и привлекательную среду для инвесторов и иностранных партнеров и в значительной мере отвечающим требованиям международного права. При этом в перспективе поддержка государства будет оказываться исключительно экспорто-ориентированным резидентам СЭЗ, а приоритет будет отдаваться тем производителям, которые выпускают продукцию, не имеющую аналогов как в республике, так и у наших ближайших соседей. Кроме того, установлен тщательный таможенный контроль, а при работе с СЭЗ особое внимание будет уделяться вопросам диверсификации белорусского экспорта, освоения новых рынков дальнего зарубежья. Максимально благоприятные условия предлагается создать для развития высоких технологий и инноваций. Так, по инициативе Президента Республики Беларусь в ближайшее время в республике будет создана особая зона для концентрации лучших умов и интеллектуального потенциала страны по аналогии с американской «силиконовой долиной».
В числе приоритетных направлений инвестиционной деятельности СЭЗ названы: высокотехнологичные и импортозамещающие производства; переработка сельскохозяйственной продукции; деревообрабатывающая промышленность; производство строительных материалов; легкая, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность; транспорт; машиностроение и металлообработка. Всего в программу развития белорусских СЭЗ включено более 60 инвестиционных проектов предприятий -резидентов СЭЗ, намеченных к реализации в 2004 г. В конечном счете, перспективы развития СЭЗ должны быть увязаны с широкомасштабным освоением свободных территорий, поскольку имеющиеся, наиболее привлекательные для производственной деятельности объекты уже закреплены за резидентами СЭЗ. Требуют инфраструктурного обустройства почти половина свободных территорий СЭЗ «Минск» и «Гомель-Ратон», а для СЭЗ «Брест» и «Витебск» этот показатель существенно выше.
В числе стратегических направлений развития СЭЗ Республики Беларусь называют их совершенствование как системы локально-ограниченных территориальных образований с особым правовым режимом и возможностью их частичного расширения за счет включения в границы СЭЗ площадок отдельных предприятий, а также их развитие как совокупности стратегических инвестиционных программ и проектов, реализуемых в границах региона. При этом возможна перманентная трансформация границ зон по мере разработки и готовности к реализации конкретных инвестиционных программ и проектов.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии