БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Риторика » Диалогические речи. Беседа, разговор

Диалогические речи. Беседа, разговор

1.Беседа, разговор: понятие, виды, некоторые правила.

2.Структура беседы, основные правила; искусство вопроса (речевое поведение)

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

В общении в последние годы все увереннее входят диалог и полилог в науке, в политике, деловых отношениях. Беседа представляет собой взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. Явление многоликое и малоизученное.

 

Виды бесед:

1)с родителями

2)с друзьями

3)с незнакомым человеком (светская)

4)по делу (начальника с подчиненным)

5)по торжественному случаю

6)застольная речь с ведущим за столом

Деловые беседы бывают нескольких видов:

1)прием на работу

2)получение задания

3)отчет о работе

4)критика

5)увольнение

6)телефонные разговоры

Деловым людям приходится вести переговоры, участвовать в совещаниях. Беседа как «рассказ и молчание» исчезает с каждым годом. Подлинной беседой и диалогом может быть такая беседа, где индивидуальные темы и реплики участников взаимодействуют, переплетаются, образуют общую тему и развиваются дальше, как ее ответвления. Если беседа представляет собой ряд одновременных монологов, индивидуальные темы и речевые реплики не касаются друг друга, нет общей темы, такая беседа считается не продуктивной. Как следует вести себя говорящему во время беседы, чтобы она состоялась? К беседе нужно готовиться:

1)сформулировать конкретные цели

2)составить тезисно план беседы

3)следует выбрать время (удобное двум сторонам)

4)выбрать подходящее место, которое не отвлекало бы

5)не рекомендуется включаться в беседу после события, которое вызвало потрясение

6)отключить телефоны, убрать лишние звуки

7)для официального общения – рабочий стол, главное положение занимает хозяин стола

Задачи первой части разговора – привлечь внимания и добиться атмосферы взаимного доверия.

8)подчинить всю тактику беседы целям разговора

9)важно уметь переносить интересы собственные на интересы партнера

Светская беседа – разговор с незнакомым человеком. Структура и приемы ведения беседы:

1)начало – как вступить в беседу?:

А)представиться: имя, занятие, что вас больше интересует

Б)можно представить информацию о себе: где живете, откуда вы прибыли

В)комплимент, одобрение, которое вы можете выразить своему собеседнику. Здесь же является важным внимательный взгляд на человека. Комплимент делается любому человеку и за это его можно похвалить.

Г)можно дать вопрос, который содержит личное сообщение, касающееся личности говорящего

Д)просьба о помощи

Е)речевые формулы

2)середина беседы – ее цель – разговорить собеседника, собрать информацию от собеседника. Приемы:

А)вопросы фактического или личного характера. Цель этого вопроса – обнаружить общую тему для двух собеседников.

Б)побуждение собеседника рассказать о себе: мне кажется вы довольны жизнью, я не ошибся?; у вас наверно много работы?; как вам это удается?

В)сообщение собственных мнений и впечатлений как повод, для того, чтобы разговорить партнера: у меня такое впечатление, что я попал в очень дружный коллектив?; кажется, что кто-то чувствует себя как рыба в воде

Г)закрепление информации

Д)активное слушание

3)окончание беседы:

А)выход из беседы – очень тонкое дело, может быть обоюдное согласие собеседников, учитывается возраст и статус партнеров, может быть выражение благодарности за интересный разговор, резюме всей беседы (основная мысль в яркой форме), либо постепенное подталкивание к принятию положительного решения. Если беседа прерывается независимо от желания, извинитесь, поблагодарите, демонстрируйте оптимизм. Не предлагать новых вопросов.

Не продуктивные приемы:

1)пулеметные вопросы личного характера

2)жалобы

3)воспитанный человек должен подбодрить другого, а не нагнетать ужас

4)обсуждение исключительно интимных личных дел

5)поочередное обсуждение всех

6)цепь рассказов и анекдотов

7)судорожная говорливость

Как выйти из этого положения:

1)вы настоящий знаток анекдотов, мне такие всегда нравились, но я не из числа таких

2)закрытые вопросы, которые могут идти после открытых

Искусство задавать вопросы.

Телефонные разговоры. Требования:

1)лаконичность

2)логичность

3)информативность

4)отсутствие повторов и длиннот

5)дружелюбный тон

6)четкое произношение слов, особенно ФИО и чисел

7)средний темп речи

Структура телефонного разговора:

1)взаимное представление (20+/- 5 секунд)

2)введение собеседника в курс дела (35-45 секунд)

3)обсуждение ситуации (85-115 секунд) – необходимо иметь перечень главных и второстепенных вопросов

4)заключительное слово (15-25 секунд)

Речевые формулы:

1)отклики (алло, слушаю)

2)просьба (будьте добры…, можно позвать…, нельзя ли пригласить…)

3)ответы на просьбы

4)при ошибках: вы не туда попали, вы ошиблись номером, куда вы звоните



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии