БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Региональная экономика » РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОНВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОНВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОНВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Основные понятия, значение и организационные формы инвестиционно-инновационной политики в регионах

Устойчивое развитие регионов, повышение их экономического и социального потенциала во многом предопределяются состоянием инвестиционно-инновационной деятельности в регионах. Под инновационной деятельностью понимается деятельность, нацеленная на практическое внедрение результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления управленческих, производственных, коммерческих, социальных процессов в регионе, в том числе связанных с созданием и реализацией инноваций. Инновационная деятельность предполагает осуществление и реализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и научно-исследовательских работ (НИР), направленных на создание или усовершенствование продукта технологического или управленческого процесса, метода организации производства или реализации продукции. В самом общем смысле инновация - это результат или процесс практического внедрения новшества в области техники, технологии, способа организации и управления производством, метода продвижения продукции на рынок и ее сбыта.
По причинам возникновения различают следующие виды инноваций:
• реактивные, представляющие собой реакцию на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами;
• стратегические, нацеленные на получение значительных конкурентных преимуществ в виде научно-технической (инновационной) ренты.
• По характеру применения инновации бывают:
• продуктовые, направленные на производство и использование новых продуктов и услуг;
• процессные, нацеленные на новые технологии и методы организации производства;
• рыночные, связанные с выходом предприятия на новые рынки или освоением новых форм работы на рынках;
• социальные, обусловленные появлением и функционированием новых социальных структур.
В условиях обострения конкурентной борьбы инновации превращаются в решающий фактор устойчивого развития регионов и страны в целом, поскольку они обеспечивают приспособляемость, адаптивность территорий к быстро изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры и внешней среды. Инновационная политика заключается в выработке решений, обеспечивающих устойчивое региональное развитие на основе стимулирования воспроизводства, обновления и модернизации производительных сил.
Реализация региональной инновационной политики неизбежно связана с инвестированием, т.е. осуществлением инвестиций. По экономическому содержанию региональные инвестиции - этo часть ресурсов региона, которые изымаются из потребления и вкладываются в расширение или модернизацию производства (новые технологии, оборудование, меmoды организации хозяйственной деятельности и т.п.) в расчете на получение прибыли в будущем.
Таким образом, региональная инвестиционная политика - эmo совокупность действий экономических агенmoв по обеспечению условий просmoго и расширенного воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.
Целями текущей инвестиционной политики для регионов в настоящее время являются:
• структурная перестройка региональной экономики;
• достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона;
• рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы, (прежде всего, экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания);
• выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

Источники и структура государственных инвестиций

Основными источниками региональных инвестиций в разных странах мира являются: государственные инвестиции (национального и регионального уровня); частные внутренние инвестиции; частные иностранные инвестиции; иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.
К государственным инвестициям в регионе относятся:
• средства государственного бюджета развития (республиканского и регионального);
• инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов;
• налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.
Региональный бюджет развития является ключевым институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений. В бюджете региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные. Безвозмездные инвестиции, в основном государственные ресурсы, направляются в производственную и социальную сферу. Возвратные ресурсы включают в себя займы государства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предоставляемые под государственные гарантии.
Важным направлением решения проблемы недостаточности инвестиционных ресурсов является стимулирование частных инвестиций населения, поскольку в странах с развитой рыночной экономикой население является традиционным поставщиком денежных ресурсов на фондовый и кредитный рынки, где спрос на них предъявляют как предприниматели, так и государство.
Средства населения, направляемые в инвестиции, являются сбережениями, которые можно разделить на три группы:
1) текущие сбережения населения, имеющие наиболее ликвидный характер. К их числу относятся наличные денежные средства, счета до востребования, «пластиковые деньги», чековые книжки. Данные виды сбережений по определению не являются потенциальными источниками инвестиции;
2) сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости образуются, когда граждане откладывают деньги на покупку товара с ценой, превышающей размер текущего дохода. Для аккумуляции сбережений этого вида они размещаются на сберегательных банковских счетах и срочных депозитах;
3) сбережения на непредвиденный случай (и старость) долгосрочны по своему характеру. Они могут размещаться в виде покупки корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, иных долгосрочных финансовых активов.
Для активации частных инвестиций населения необходима продуманная региональная политика доходов, включающая в себя три следующих блока.
Первый блок основополагающий, связанный с повышением уровня доходов и непосредственно приводящий к росту частных инвестиций. Не случайно в Республике Беларусь проводится и активно реализуется курс на неуклонное повышение уровня доходов населения.
Второй блок призван обеспечить стимулы к созданию долгосрочных сбережений и помимо чисто экономических механизмов должен включать определенные пропагандистские, идеологические установки. Каждый человек должен быть уверен, что государство заинтересовано в его доходах и сбережениях и гарантирует ему это право, что его деньги могут приносить реальный доход, а его собственность будет умножаться в результате свободного выбора инвестиций. Исходным критерием нормы сбережений должны стать 15-20% годового дохода (с учетом инфляции), что является стандартным показателем для среднего класса США, других развитых стран мира.
Разумеется, выполнение всех этих требований возможно лишь в условиях стабильной политической и экономической ситуации, отсутствия резких смен курса, как правило, сопровождaющихся огромными финансовыми потерями для населения. В этом плане весьма продуманным и полезным для инвестиционного процесса в стране является сделанный населением Республики Беларуси выбор на Республиканском референдуме 17 октября 2004г, который создает объективные предпосылки для долгосрочного и уверенного развития страны.
Третий блок связан с разработкой системы управления активами, причем важно учесть, что это сфера государственных интересов и государственных гарантий. Государство заинтересовано в том, чтобы сбережения направлялись преимущественно в недвижимость, ценные бумаги и банковские депозиты, т.е. были в обороте, а не в «кубышках» в виде иностранной валюты, золота и т.п. В нашей стране уделяется большое внимание развитию системы управления активами, поскольку руководство страны придает большое внимание возведению жилья, кредитованию населения под покупку недвижимости и товаров длительного пользования, политике привлечения в банки сбережений населения Беларуси, которые за последние годы возросли в несколько раз.

Инвестиционный климат регионов и пути его улучшения

Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория инвестиционного климата. Инвестиционный климат региона - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, соцuокультурных предпосылок, предопределяющих процесс инвестирования в региональную хозяйственную систему.
Инвестиционный климат региона состоит из:
• инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала;
• инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования;
• законодательных условий - право вой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора.
Инвестиционный потенциал региона - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические индикаторы, насыщенность территории факmoрами nроизводства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой), а также потребительский спрос населения. При расчете инвестиционного потенциала региона используются абсолютные статистические показатели. При этом совокупный потенциал региона включает восемь интегрированных его подвидов:
• ресурсно-сырьевой потенциал, рассчитываемый на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами важнейших видов природных ресурсов;
• производственный потенциал, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;
• потребительский потенциал, определяемый в качестве совокупной покупательной способности населения региона;
• инфраструктурный потенциал, характеризуемый оценкой экономико- географического положения и инфраструктурной насыщенности региона;
• инновацuoнный потенциал, связанный с учетом комплекса научно-технической деятельности в регионе;
• трудовой потенциал, для расчета которого используются данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;
• институциональный потенциал, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе;
• финансовый потенциал, выражаемый общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.
Инвестиционный риск - это количественная характеристика, оценивающая вероятность потери инвестиций и дохода от них.
Применительно к региону можно выделить следующие виды риска:
• политический, зависящий от устойчивости (неустойчивости) региональной власти и политической поляризации населения;
• экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе;
• социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;
• криминальный, определяемый уровнем преступности в регионе с учетом тяжести преступлений;
• экологический, рассчитываемый как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;
• финансовый, отражающий напряженность регионального бюджета и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий региона;
• законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории (местные налоги, льготы, ограничения и т.п.).
Инвестиционная привлекательность региона. При исследовании сравнительной инвестиционной привлекательности регионов и стран применяется широкий набор показателей, таких, как тип экономической системы, объем ВВП, структура экономики, обеспеченность природными ресурсами, состояние инфраструктуры, участие государства в экономике и т.п.
Процедура составления инвестиционного рейтинга региона включает несколько этапов. На первом этапе из всех статистических показателей, относящихся к тому или иному виду инвестиционного риска и потенциала, с помощью корреляционного анализа выделяются наиболее значимые показатели. Затем методом факторного анализа определяется вклад каждого значимого показателя в общую величину соответствующего потенциала или риска. На завершающем этапе с помощью метода кластерного анализа регионы, ранжированные по потенциалу (риску), объединяются в группы по характеру инвестиционного климата.

Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций в регионы

Современный зарубежный опыт показывает, что в любом достаточно развитом государстве существует строгая система защиты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения зарубежного капитала, причем привлечение из-за рубежа финансовых и других ресурсов всегда основывается на тщательно разработанной государственной концепции привлечения иностранных инвестиций.
Для разработки региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходимо структурировать отрасли экономики региона При этом необходимо выделить три, в которые:
а) запрещен доступ иностранного капитала;
б) доступ иностранного капитала ограничен и возможен только после получения лицензии;
в) возможен беспрепятственный доступ иностранного капитала.
Отбор инвестиционных проектов с участием зарубежных партнеров должен быть произведен исходя из первоочередных государственных интересов, предусматривающих решение следующих задач:
1) ограничение доступа иностранного капитала в отрасли, имеющие стратегическое значение (оборонно-промышленный комплекс, электроэнергетика и др.), а также в области, где необходимо проведение протекционистских мер с целью поддержания и развития собственных производителей;
2) развитие отсталых регионов и территорий (сельское хозяйство, традиционные промыслы, арктическая зона);
3) реализация крупных инвестиционных проектов, где без помощи иностранных инвесторов с их технологиями, деловым администрированием и финансовыми ресурсами сейчас не обойтись;
4) внедрение новых высокотехнологичных, экологически чистых производств, которые могли бы качественно поднять уровень эффективности производства и реструктурировать промышленность региона в целом.
При этом ограничение притока иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли или предприятия, являющиеся естественными монополиями, совершенно необходимо для сохранения экономической безопасности страны и региона.
Следующий этап разработки региональной политики в сфере привлечения иностранных инвестиций - определение предельной доли иностранных капитальных вложений в экономику региона в течение конкретного периода времени.
Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций в экономику большинства регионов являются:
• реализация крупных инвестиционных проектов;
• развитие и модернизация традиционной промышленной базы;
• организация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики (развитие отсталых в экономическом или социальном плане территорий, способствуют повышению занятости населения, улучшению экологической ситуации и т.д.) или насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами.
Реализация каждого из направлений использования иностранных инвестиций нуждается в разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов требует как усилий со стороны региональных органов власти, так и жесткого государственного контроля.
К позитивным последствиям иностранных инвестиций можно отнести приток достижений мирового научно-технического прогресса в национальную экономику. Вместе с тем имеются и негативные последствия. К их числу относится, например, увеличение структурной безработицы, усугубление диспропорции в развитии добывающего и производящего секторов экономики, ухудшение экологической обстановки, рост социального неравенства и т.д.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии