БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Региональная экономика » ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Характеристика и концепции развития городов

Функционирование регионов, особых зон и других структурных образований выдвигает обязательное требование по созданию приемлемых условий для проживания, духовного и физического развития населения. Это реализуется путем строительства и эксплуатации всевозможных объектов инфраструктуры жизнедеятельности людей. Ими являются жилье, отвечающее физиологическим и другого рода потребностям людей, учреждения здравоохранения, образования, культуры, досуга, транспортные пути и множество других материальных атрибутов, без которых формирование и использование трудовых ресурсов будет затруднено или вообще невозможно.
Наиболее полное удовлетворение всех потребностей по поддержанию достаточного уровня качества жизни, высокой работоспособности с меньшим расходованием средств на воспроизводство и деятельность людей достигается при компактном проживании жителей на определенной территории. В зависимости от ее размера, оснащенности различного рода объектами, видов организации деятельности и т.д. территории классифицируются на города, поселки, деревни и другого рода населенные пункты и выступают непременной составной частью любого региона. Такие формирования в целом отражают экономический, социальный, природно-ландшафтный и другой облик административно-территориальной единицы, свободной экономической зоны и т.д., и от их состояния в решающей мере зависят конечные результаты деятельности.
Особо важная роль принадлежит городам — неотъемлемым атрибутам человеческой цивилизации. Закономерности общественного развития, потребности людей вызывали и вызывают к жизни города большие и маленькие, города-столицы, индустриальные и торговые центры, города-музеи, города-сады, города-мульти и провинциальные городки. Поэтому достаточно сложно предложить общее определение города, подходящее для всех времен и народов. Но если исходить из посылки, что город—явление, имеющее общественную природу, то его отличительным признаком будет высокая интенсивность и разнообразие межчеловеческих взаимодействий. Необходимым условием этого является определенная концентрация населения на относительно ограниченной территории. Чаще всего данные моменты — высокую плотность населения и четкие пространственные границы — называют признаками городов.
Для городов характерны большая степень разделения труда, концентрация высокоэффективных сфер и видов деятельности. Например, в древних городах были сосредоточены ремесло и торговля (первичный сектор экономики) современных городах наряду с промышленностью (вторичный сектор экономики) активно развиваются научно-информационное производство, сфера услуг, деятельность, связанная с воспроизводством общественного человека, — образование, наука, здравоохранение, культура (третичный сектор). Важной особенностью социально-экономических отношений в городах является многообразие форм хозяйствования, соответствующих, с одной стороны, большей дифференциации труда, а с другой — большему разнообразию социальных контактов. Будучи катализаторами хозяйственной жизни, города выступают и центрами экономической власти и концентрации богатства. Для них характерны ярко выраженная социальная дифференциация, четкое оформление общественных полюсов и обнаженность межгрупповых и межклассовых противоречий. Город имеет собственное архитектурное, производственное, социально-экономическое, политическое, культурное и человеческое "лицо". В зависимости от масштабности, степени концентрации каждого из потенциалов города принято делить на большие, средние и малые. Обычно к большим относят города с числом жителей более миллиона человек, а если свыше 5—7 млн — это города-мульти. В Республике Беларусь большим городом является столица, г. Минск, где проживает около 1,7 млн чел. Средние города — областные центры и города с количеством жителей более 100 тыс. чел., остальные города—малые. Данные критерии не являются постоянными и могут пересматриваться с течением времени. Статус города обычно определяется высшим органом власти страны.
До недавнего времени доминировала "производственная" (часто промышленная) идеология развития города и его среды. Основой современной концепции развития города становится новая парадигма ценностей общества — человек как самоцель и богатство общества, а не рост производства или техногенных ценностей. В таком аспекте целесообразно формировать и систему основных приоритетов существования и развития городов (табл. 1).
Таблица .1
Приоритеты развития городов
Традиционные приоритеты Приоритеты развития будущего
Экстенсивное развитие промышленности Развитие качественной инфраструктуры
Создание новых производств Создание новых рабочих мест
Расширение доли материального производства Увеличение доли и приоритетное развитие третичного сектора (услуг)
Экстенсивный рост экономического потенциала Создание новых ареалов (зон) развития (технополисов, технопарков и т.д.)
Создание производств и предприятий военно-промышленного комплекса Конверсия и ориентация производства на внутрирсспубликанскую кооперацию и удовлетворение потребностей человека
Централизация управления экономикой города Новые рыночные структуры стимулирования экономического развития
Вторичность развития социальной сферы Гармоничное развитие социальной, экономической и природоохранной сферы
Массовое строительство государственного жилья и его нормативное распределение Развитие строительства жилья за счет личных средств и сбережений без учета нормативов обеспечения

Методы решения проблем развития города могут быть разными, по в идеале они должны реализовывать концепцию, принятую городским сообществом с известными дополнениями и новациями, которые объективно будут возникать в процессе жизнедеятельности горожан. В рамках рассмотренной концепции могут быть реализованы нижеследующие технологии.
1. Рыночное, социально-конкурентное развитие, предполагающее со стороны руководства города лишь создание условий для цивилизованной конкуренции в деле формирования производства товаров и услуг.
2. Осуществляется посредством программ и поощрительных методов сознательно регулируемое развитие ряда сфер и секторов жизнедеятельности города:
• городских инженерных и информационных систем, коммуникаций;
• дорог;
• мест общественного пользования (парков, водно-зеленых зон, спортивных сооружений по месту жительства);
• муниципальной полиции и службы безопасности.
Поощрительное развитие осуществляется при помощи инструментов льготирования финансирования проектов, имеющих высокую ценность для города.
3. Самодеятельное, стихийное решение проблем. Эта методология реализовывалась в нашем обществе длительное время. Люди сами ремонтировали жилье, решали проблемы газификации, используя личные связи, протекции и тому подобное. Население привычно к таким способам жизнедеятельности, и данная "историческая" традиция скорее всего будет преследовать нас длительное время.

2. Модели развития городов

Обоснование концепции развития города может и должно быть делом различных политических и социальных сил, лобби, представителей гражданских и общественных движений. Та или иная политическая сила, получив мандат на управление делами городского сообщества, вправе предложить модель развития города, основные направления изменений и реформ, связанных с реализацией программных целей своего движения. Многовариантность и ангажированность такого рода проектов создает своего рода "банк" концепций, позволяющий со временем оценить и переоценить имеющиеся предложения и программы. Сегодня наиболее известны следующие парадигмы развития городов (в том числе и столиц):
• автономный город;
• мульти-столица;
• концентрическая модель;
• свободная экономическая зона.
Условно их можно назвать моделями или сценариями развития города.
Автономный город. Предполагает проведение селективной деятельности по отношению к иностранному присутствию, запрет на продажу (и долговременную аренду) земли субъектам-нерезидентам (прежде всего — экономическим). У этой модели мощная система мер поощрения развития национального бизнеса, протекционизм почти во всем. Экономическим субъектам, которые не представляют ни юридически, ни фактически городской электорат и граждан города, предлагаются менее выгодные условия для создания и развития. Это дает возможность значительно увеличить силы и энергию того населения, которое является его жителями.
Защита своего рынка и экономическая активность населения, обладающего более высоким потенциалом, может дать неплохой результат, сформировать социальный и политический фон, который будет отличаться известной справедливостью и консолидировать жителей города. Однако такого типа действия снижают привлекательность для иностранных капиталовложений.
Мульти-столица. Этот вариант развития характерен для городов, подобных Москве. Приоритетным является поощрение развития правительственных учреждений, министерств и ведомств, транспортных организаций. Город становится экономическим и политическим центром одновременно, что приводит к концентрации политической и хозяйственной власти в руках правящей элиты.
Менталитет политического руководства нашей страны традиционно отличается заимствованием именно таких парадигм развития, что приносит аналогичные "дивиденды": мульти-столица часто оказывается беспомощной в политическом и интеллектуальном отношении и является слабым центром принятия решений. Переплетение социально-экономических проблем наряду с ростом масштабов города приводит к кризисным явлениям, а при неблагоприятном стечении обстоятельств — к параличу управления городом, постоянным дисбалансам бюджета, высоким социальным расходам и в конечном итоге (особенно когда сказываются последствия высокой индустриализации) разрушает экологию города, среду проживания человека. В настоящее время на такой магистрали развития находится г. Минск. Данное обстоятельство диктует необходимость поиска альтернатив развития и выживания города.
Концентрическая модель. Данный вид сценария развития отличается системным видением городского экономического и социального пространства. Сначала формулируются приоритеты будущего развития. Город должен развиваться с формированием следующих ареалов и зон социального и экономического развития:
• административных;
• инфраструктуры;
• экономических зон и техноцентров, технопарков, образующих в идеале наукоемкие технополисы, экологически чистые экономические ареалы развития;
• новых, перспективных зон развития на основе пилотажных экономических и социальных проектов.
Дислокация ареалов развития может быть несколько модифицирована с учетом особенностей тех или иных конкретных обстоятельств. Сегментация города предполагает создание ориентированных подсистем, каждая из которых имеет свою систему приоритетов и методов развития, технологий управления.
Свободная экономическая зона. Данный вариант развития исходит из максимальной либерализации экономической жизни города. Учитывая привлекательность г. Минска как места на пути с Востока на Запад и с Севера на Юг, в перспективе здесь ожидается ряд партнеров по сотрудничеству в деле создания техноцентров, зон технологического развития. Такие проекты имеются и ждут своей реализации. Речь идет о создании новых транспортных подсистем (воздушной, автомобильной) и их инфраструктуры, формировании логистической конфигурации с доминированием оптовых рынков и зон хранения, сборки, доработки продукции с дальнейшей поставкой на российский рынок и рынки других стран. Технологические центры и технопарки позволили бы реализовать инновационный потенциал науки, который в настоящее время используется не полностью.
При принятии такой формулы развития город становится открытым, достаточно автономно развивающимся в рамках республиканских и международных проектов и программ. Стимулирующее налогообложение и преферентная таможенная политика увеличивают шансы на эффективность такого варианта. Население проходило бы своего рода эволюцию в сторону европеизации, цивилизованности, что способствовало бы интеграции республики в европейское и мировое экономическое пространство.
Выбор варианта развития производится жителями города, органами его управления, исходя из конкретно складывающихся экономических, политических, экологических и других условий.

3. Технологии реализации концепции развития городов

Превращение любого города в научно-инновационный, культурный, административно-политический центр может произойти в контексте трансформации всей системы социально-экономических отношений в стране. Судьба города непосредственно зависит от направления, темпов, сроков, средств и способов реформирования экономики в целом. Как неотъемлемый компонент социо-материальной системы город сам по себе не может ни превратиться в оазис рыночных отношений в системе административно-командной экономики, ни остаться оплотом централизованного планового управления в системе рынка. Но город способен выступить инициатором и ускорителем социально-экономических преобразований. Рассмотрим основные вопросы (технологии) трансформации города, формирования и развития новой экономической среды, адекватной выбранным моделям развития.
Изменение отношений собственности. Отношения собственности, представляющие собой внутренний межсубъектный регламент всякого экономического отношения, образуют "становой хребет" экономической системы. Будет этот "хребет" достаточно дифференцированным, устойчивым и гибким — будет эффективно развиваться экономика. Будут смещены, в нем центры тяжести (чрезмерная концентрация объектов и прав собственности) — неизбежны диспропорции и острые противоречия в экономической системе. Не определены права и субъекты собственности — неизбежно снижение уровня организации и развития экономики.
Экономике нашей республики присущи многие "болезни" отношений собственности. Первая из них состоит в том, что сохраняется монополия государства как владельца национального достояния, а следовательно, сохраняется и громадный перекос в собственности, в правах на ее владение, распоряжение и использование между государством и его гражданами. Подавляющее большинство предприятий, их активы, земля, здания, сооружения, продукты интеллектуального труда принадлежат государству. Граждане владеют лишь незначительной частью производительного и потребительского имущества.
Вторая "болезнь" отношений собственности в республике состоит в том, что права собственности — принадлежность, полномочия па принятие решений и контроль, на получение дохода, права передачи, обмена, создания и ликвидации объектов собственности — чрезвычайно запутаны и на такой простой для субъекта нормальной рыночной экономики вопрос: "Чье это?" — получить ответ очень трудно.
Механизм реформирования отношений собственности должен включать в себя:
1) создание правовой основы функционирования собственности;
2) формирование институциональной инфраструктуры, поддерживающей и обслуживающей воспроизводство собственности.
Первое направление предполагает:
• конституционное закрепление равного статуса частной и государственной (республиканской и муниципальной) собственности, устранение привилегий или ограничений для любой из них;
• принятие новых законов о собственности, устанавливающих конкретные права собственника, способы использования, формы, в которых собственность может принадлежать держателям;
• принятие нормативных актов, разделяющих и четко определяющих права собственности центральных и местных органов власти. Эти права касаются не только предприятий республиканской и муниципальной собственности, но и земли, права взимания налогов и расходования бюджетных средств;
• разработку законов о контрактах, регламентирующих средства и способы обмена прав собственности и имущества;
• принятие новых законов о предприятии, устанавливающих процедуру учреждения, деятельности и ликвидации предприятий;
• разработку законов о реформе управления госпредприятиями с целью превращения их в нормальные субъекты рыночных отношений в аспекте собственности и контроля;
• дополнение пакета взаимосвязанных законов о приватизации госпредприятий.
Второе направление предполагает:
• создание разветвленных нотариальной и регистрационной систем, призванных законно персонифицировать (фиксировать принадлежность) объекты собственности;
• развитие и реформу судебной системы, призванной законно проводить в жизнь различные формы соглашений и договоров, разрешать конфликты между сторонами;
• создание системы особых институтов для защиты и эффективного функционирования корпоративной формы собственности (советов директоров, финансовых посредников), трастов, активной финансовой поддержки фирм, предоставляющих инвестиционный анализ, аудиторские услуги и т.д.;
• формирование системы институтов, обслуживающих процесс приватизации (органов управления госимуществом, государственных некоммерческих независимых агентств по приватизации, организаций по подготовке и переподготовке кадров, информационному обеспечению приватизации и т.д.).
Проведение реформы собственности должно проходить путем:
1) широкого распределения в обществе и институционального закрепления за отдельными лицами, организациями и уровнями государственного управления функций и прав собственности на землю;
2) перераспределения между собственниками рабочей силы, средств производства, прав собственности на эти экономические факторы;
3) распыления собственности на потребительское имущество;
4) осуществления управленческой революции, вовлекающей в процесс управления квалифицированную рабочую силу и ведущей к перераспределению функций управления и контроля;
5) распространения корпоративных, институциональных "текучих" форм собственности, наделяющих правами собственности все более широкие слои населения.
Указанная последовательность шагов — обязательное условие успешности реформы отношений собственности, ибо сложные и тонкие формы акционерной, институциональной, "текучей" собственности могут эффективно работать лишь на прочном фундаменте регулируемой частной собственности на землю, частичной частной собственности на капитал и рабочую силу, дисперсной частной собственности на предметы потребления.
Городское землевладение и землепользование. Существенной особенностью правовой регламентации земельных отношений в городах республики является отсутствие в законодательстве разграничения между собственностью государственной, но находящейся в разной компетенции — республиканских или муниципальных органов власти. Не определена и сама категория муниципальной собственности, необходимая для выражения части государственной собственности, распоряжение которой отнесено к компетенции местных органов власти.
Второй важной специфической чертой правового регулирования отношений собственности на землю в республике выступают крайне незначительные возможности развития частного землевладения в городах.
Эти особенности земельного законодательства республики "перекрывают" перспективы сколько-нибудь существенного преобразования нынешней системы городского землевладения. Практически вся земля остается в сфере административного регулирования. В рамках "всеобъемлющей" государственной собственности отношения между различными уровнями государственной власти (то есть между реальными субъектами землевладения) не имеют правовой регламентации. Такая юридическая неупорядоченность земельных отношений оставляет место для злоупотребления и административного произвола, ведет к нерациональному использованию городских территорий.
Лишь несколько процентов городских земель потенциально могут перейти в частную собственность граждан и соответственно оказаться в сфере гражданско-правового регулирования земельных отношений. Это по существу означает отсутствие рынка земли.
Среди первоочередных вопросов в области городского землевладения и землепользования предстоит:
• четко разграничить компетенцию и круг объектов собственности различных уровней государственной власти: обособить муниципальную собственность от собственности иных государственных инстанций, юридически зафиксировать уровни государственной организации в качестве самостоятельных субъектов права. Отношения между ними по поводу земельной собственности должны строиться не на административных процедурах, а на юридической основе;
• юридически обеспечить развитие частного землевладения. Расширение круга городских земель, отчуждаемых в частную собственность, должно происходить, прежде всего, относительно проектов по созданию предприятий промышленности, сферы услуг, объектов социального назначения. Оно должно быть подчинено целям создания благоприятного инвестиционного климата, привлечения капиталовложений;
• активизировать развитие рынка земли — обязательного атрибута земельных отношений. Он выступает автоматическим регулятором рационального перераспределения земли в городе, помогает привести в соответствие ценность земельного участка и полезный эффект от его использования. Поэтому стимулирование земельного оборота является важной задачей земельного законодательства, исходным пунктом включения рыночного механизма оборота земли для нужд частного предпринимательства. Однако свободное ценообразование не должно исключать контроль за целевым использованием проданных земельных участков;
• ориентировать правовое и административное регулирование на цели долговременного развития города как социальной общности. Характер государственного вмешательства, степень регламентации частного землевладения и землепользования, условия сделок по продаже и аренде муниципальной земли, налогообложение и т.п. следует поставить в зависимость от их соответствия целям перспективного социально-экономического развития города.
Приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности. Процессы приватизации государственной собственности в городах, несмотря на их оживление, не получили должного развития. Они проходят без увязки с другими компонентами реформ: реструктуризацией экономики, реформой собственности, формированием рынка труда, реформой банковско-финансовой системы и т.д.
Основными факторами, сдерживающими процесс приватизации коммунальной собственности на макро- и микроуровне, является сведение приватизации к смене собственника государственных объектов, функционирующих в народном хозяйстве. В меньшей степени уделяется внимание созданию условий для возникновения и развития новых субъектов (объектов) хозяйствования негосударственной собственности в дополнение к функционирующим субъектам (объектам) государственной собственности и созданию равных условий для конкуренции всех форм собственности. Совершенствование стратегии и механизма приватизации республиканской и коммунальной собственности города должно включать следующие моменты:
• конструктивизм и многовариантность: содержательная часть проектов и программ приватизации должна заключаться в разработке и тщательном обосновании плана будущего производственно-финансового развития (бизнес-плана) и механизма его реализации на любом предприятии, обеспечивающего рост эффективности производства;
• не столько массовость, сколько эффективность приватизации, с использованием льгот и разрешений на формирование приватизационных фондов предприятия. Следует перейти от разрешительного на регистрационный порядок приватизации. Перечень приватизируемых предприятий не должен проходить такой сложный, многоуровневый путь утверждения;
• при проведении приватизации приоритеты должны быть отданы не столько трудовым коллективам, сколько активным инвесторам, предпринимателям, которые смогут более рационально распорядиться собственностью. Следует разрешить как централизованную, так и децентрализованную приватизацию;
• приватизацию целесообразно проводить через посредничество банков, бирж, фондов, трастов — институциональных субъектов. Банк должен разрабатывать правила кредитования приватизируемых объектов, при этом обеспечивая принцип гарантированного возврата выданных кредитов;
• в качестве одного из источников накопления ресурсов, необходимых для крупного структурного маневра, рекомендуется использовать иностранный капитал. При этом привлечение иностранного капитала не должно носить случайный характер, а строиться на специальной политике. В качестве форм привлечения иностранного капитала могут использоваться: кредиты, частичная или полная продажа акций уже действующего объекта и создание совместного предприятия;
• при проведении приватизации имущества госпредприятий необходимо использовать широкий арсенал способов: публичную либо частную продажу акций, продажу активов предприятия, выкуп предприятия, передачу в пользование (аренду, контрактацию, лизинг и т.д.), деление или фрагментацию предприятия, новые частные инвестиции, приватизацию через санацию или ликвидацию предприятия и т.д. Больше внимания следует уделять таким формам, как аукционы и конкурсы. Выбор того или иного способа или формы должен зависеть от объекта приватизации и проблем, которые при этом решаются;
• приватизации в некоторых случаях должна предшествовать реструктуризация предприятий (особенно это касается крупных промышленных объектов), придание их составным частям статуса финансово самостоятельных подразделений при сохранении единого технологического и научно-технического комплекса. Такая реструктуризация целесообразна в рамках создания акционерных обществ с возможностью последующей приватизации их отдельных составных частей;
• приватизация должна проводиться в совокупности с другими мероприятиями: демонополизацией, структурной перестройкой экономики и реструктуризацией предприятий, оздоровлением финансово-кредитной и налоговой систем и т.д. Без такого системного подхода к приватизации она сама может явиться мощным дестабилизационным фактором экономики.
Основные направления реформы коммунального сектора. Городские власти в настоящее время являются собственниками значительного количества предприятий торговли, сферы обслуживания, коммунального хозяйства. И если магазины, кафе, рестораны, ателье и другие предприятия службы быта можно достаточно быстро и без особых затрат приватизировать, то предприятия тепло-, водо- и газоснабжения, ремонтно-строительные и дорожные предприятия, городской транспорт в силу ряда факторов еще долго останутся коммунальной собственностью.
Предприятия коммунального сектора в настоящее время в своем большинстве не готовы к нормальным рыночным отношениям и могут при переходе к ним породить разрушительные тенденции в городском хозяйстве. Превращение предприятий коммунального сектора в эффективные и прибыльные субъекты рынка требует внутренней перестройки предприятий (организационной, финансовой, физической) и преобразования их организационно-правовой формы. Чтобы сократить расходы государства на преобразование таких предприятий, их необходимо классифицировать, выделив те, которые можно приватизировать немедленно, те, которые следует закрыть (устойчиво убыточные, бесперспективные), и те, которые подлежат реорганизации.
Предприятия, остающиеся в коммунальной собственности, должны приобрести форму, делающую их нормальными субъектами рыночных отношений и позволяющую руководству города контролировать реализацию интересов всех горожан. Наиболее подходящим для этих предприятий является преобразование их в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Реализация прав собственности города в этих предприятиях может осуществляться посредством создания совета руководителей, осуществляющего контроль за деятельностью предприятия.
Развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства.
Каждое государство, которое стремится стимулировать экономический рост, поддерживает частный сектор. Оно должно выполнить ряд первичных условий: разрешить предпринимателям и организациям вести свободную торговлю; дать возможность свободно покупать и использовать свои резервы, чтобы выстроить сильный и жизнеспособный рынок товаров и услуг; инвестировать неиспользованные ресурсы; на деле, а не на словах развязать экономическую инициативу.
Властные структуры играют решающую роль в создании условий для предпринимателей, прокладывающих новые пути к процветанию. Они проводят соответствующую политику и готовят программы поддержки частного бизнеса. Основные принципы, способствующие стабильному росту и прогрессу:
• политика, ориентированная на рыночную экономику и основанная на цивилизованных правовых и административных структурах;
• подготовка начинающих предпринимателей;
• государственная поддержка предпринимательства.
Все три условия чрезвычайно важны. К примеру, недостаточно предоставлять только обучение и техническую помощь или разрабатывать узко ориентированные программы кредитования. Важно еще, чтобы предприниматели не сталкивались со столь сложной системой законов и ограничений, при которой невозможно открыть новую фирму или расширить уже действующую.
Чтобы создать условия для процветания частного сектора, государство, его властные структуры всех уровней должны разработать политику в следующих пяти областях:
праве частной собственности; общей правовой системе;
эффективной системе государственного управления; инфраструктуре;
формировании позитивного общественного мнения к частному бизнесу.
Обстановка, благоприятная для деловой активности, предполагает наличие адекватной инфраструктуры рынка и всей системы вспомогательных служб, способствующих процветанию частного предпринимательства. В первую очередь, должен быть обеспечен свободный доступ к информации; внедрены стандарты учета и отчетности, позволяющие сделать финансовую информацию точной и понятной; функционировать достаточно развитый финансовый рынок, дающий фирмам доступ к капиталу. Юридические, страховые, аудиторские, консалтинговые (консультативные) фирмы должны иметь возможность действовать в соответствии с потребностями рынка.
Наиболее важные направления общей экономической политики государства, способствующие росту частного сектора, — рыночное ценообразование, рыночные процентные ставки, прочная финансовая система, сбалансированный бюджет, свободная внешняя торговля и свободное инвестирование отечественных и иностранных капиталов.
Но властные государственные структуры могут создавать препятствия для предпринимателей, желающих проводить новый бизнес, — либо намеренно, либо в результате политических решений. Такие препятствия оказывают серьезное негативное влияние на рост деловой активности. Так, выходя на рынок, фирмы рассчитывают получать достаточную прибыль, чтобы продолжать работу в течение длительного времени. Операционные расходы фирм — важнейший фактор, влияющий на прибыльность. Если государственная политика заставляет фирмы увеличивать операционные расходы, то это ведет либо к росту цен, либо к снижению прибылей и тем самым подрывает не только частный сектор, но и экономику в целом. Во многих случаях, когда операционные расходы не дают возможность, особенно малым фирмам, получать достаточную прибыль, они предпочитают действовать подпольно, вне официальной экономической системы — в рамках теневой экономики, усиливая ее. В связи с этим наиболее важны три сферы государственной экономической политики: налоговые нормы, стимулирующие деловую активность, но не слишком сильно снижающие прибыль; трудовое законодательство, не заставляющее фирмы нести чрезмерные расходы по выплате излишне высокого минимума зарплаты и оплате значительных трудовых льгот и не затрудняющее обоснованные увольнения; государственные правила или бюрократические процедуры -избыточно не зарегламентированные.
В качестве конкретных направлений развития предпринимательства можно выделить такие виды его поддержки:
• правовую, гарантирующую предпринимателю прежде всего право на его собственность, используемую в деятельности, свободу выбора сферы приложения сил, снятие ограничений с основных факторов производства (труда, земли, капитала);
• организационную, предполагающую ликвидацию различных административно-организационных перегородок. Предпринимательство должно быть свободно в предпочтении организационно-правовых форм;
• поддержку функционирования предпринимательства, которая заключается в строгом законодательном ограничении государственного вмешательства в текущую предпринимательскую деятельность;
• поддержку конкуренции и антимонопольную политику, предусматривающую разукрупнение крупных торговых и сервисных конгломератов;
• экономическую, включающую в себя кредитные и налоговые формы поддержки частных предприятий в период их становления. Предпринимательству вредят сложность и нестабильность системы временных налогов. Поэтому в качестве меры его поддержки можно рассматривать не только сокращение налогов, но и их упрощение и неизменность;
• политическую;
• информационную (обучение, подготовка, контакты).
Совершенствование организационной структуры управления городским хозяйством. Сложность и специфичность объекта управления — коммунальная собственность крупного города — обусловливают необходимость комплексного подхода к построению системы управления. Комплексность выражается в том, что следует обеспечить соблюдение ряда принципов:
во-первых, для обеспечения стабильности и эффективности управления необходимы стабильные политические условия: следует балансировать и добиваться компромисса разнонаправленных интересов различных социальных групп;
во-вторых, в качестве одной из приоритетных целей управления становится решение экологических проблем крупного города, обладающего мощным промышленным потенциалом, базирующимся в основном на устаревших, экологически грязных и ресурсорасточительных технологиях;
в-третьих, для стабилизации воспроизводственного процесса постоянной задачей становится разрешение многочисленных социальных проблем — от детских учреждений до вопросов социальной защиты малоимущих слоев населения.
Особенность нынешней ситуации заключается и в том, что перестройка оргструктуры управления происходит на фоне и в контексте общего реформирования экономики, смены ее социально-экономической природы и институциональных оснований. Это не только усугубляет ранее перечисленные обстоятельства (например, обостряет проблему социальной защиты населения па основе обновленных принципов социальной справедливости), но и порождает ряд новых специфических проблем трансформационного периода — повышение роли денежных инструментов, проведение приватизации, налаживание инфраструктуры рынков и т.п., что также резюмируется в определенных принципах построения оргструктуры.
Так, в частности, организационная структура управления строится на основании четко очерченных (выделенных и реализуемых) функций управления:
• регламентации социально-экономических отношений и контроле за соблюдением социально признанных правил поведения или норм деятельности как граждан, так и субъектов хозяйствования;
• управлении городской инфраструктурой;
• поддержании и совершенствовании экологического баланса города;
• регулировании и контроле за земельными отношениями в рамках города;
• регулировании и контроле социальных отношений.
Названные функции управления и обусловливают формирование укрупненных блоков, из которых должна формироваться организационная структура управления городским хозяйством.
В условиях трансформационного периода, когда происходит переход от прямого управления объектами коммунальной собственности к ситуации рыночного саморегулирования и государственного регулирования преимущественно с помощью нормативных и финансовых рычагов, реформирование структурно-организационных единиц системы управления (регулирования) городским хозяйством целесообразно осуществлять в направлении поэтапного, неуклонного отказа от функций прямого управления и перехода преимущественно к функциям контроля и регулирования. Это означает изменение "рейтинга", значимости тех или иных структурных подразделений — ведущими должны стать отделы и службы, аккумулирующие информацию и финансовые ресурсы. Сами органы городского управления лучше строить с использованием механизмов контрактного найма, с обязательным указанием на персональную материальную ответственность чиновников за принимаемые решения.
Сказанное не означает, что нужно будет отказаться от непосредственного (преимущественно административного) управления отдельными объектами коммунального хозяйства. Функции принятия директивных решений, регламентации деятельности и некоторых социально-экономических отношений должны, бесспорно, сохраниться за некоторыми немногочисленными органами.

4. Малые города и поселения: состав и перспективы развития

В силу своей многочисленности и относительной равномерности расположения на территории Беларуси малые города "держат" сельское население, выполняя функции местных обслуживающих центров. Многие из них — хранители истории земли белорусской: Новогрудок, Заславль, Мир, Туров и др. Кроме того, малый город по своему масштабу — наиболее приемлемая для жизни человека единица расселения, где многое, в том числе и природное окружение, находится в пешеходной доступности.
Небольшие города и поселения играют важное место в экономическом развитии государства. Между тем в Беларуси на протяжении длительного периода времени их удельный вес в экономике снижается. Сегодня многие из них отличает слабая экономическая база, нехватка мест приложения труда, недостаточный видовой состав объектов обслуживания, низкий качественный уровень услуг, инженерно-технического оборудования и внешнего благоустройства, плохие транспортные связи. Причин такого положения несколько, рассмотрим основные из них.
В бывшем СССР проводилась полшпика концентрации и централизации производства в крупных городах и на больших предприятиях, поскольку в результате таких процессов сокращалось количество объектов управления, уменьшались расходы на возведение средств инфраструктуры. Однако крупные центры требовали для своего развития больших трудовых, материальных и финансовых ресурсов, они как бы "отсасывали" рабочую силу из ближайших регионов, причем не только из сельской местности, но и из малых городов и поселений, что приводило к социальной и экономической деградации значительной части последних.
Отмеченный процесс был характерен и для Беларуси, где темпы роста населения крупных городов намного превышали соответствующие показатели по малым городским поселениям. Особенно в этом плане выделяются областные центры и г. Минск. Например, за период 1960—1984 гг. численность населения г. Бреста выросла с 76 тыс. до 292,6 тыс. чел., или в 3,9 раза. Практически такими же темпами возрастало количество жителей в г. Гродно, несколько меньше — в 2,9 раза — в г. Гомеле и Могилеве, в г. Минске — в 3,1 раза. Очень быстро росли, выделяясь из общей совокупности, несколько средних городов, в которых были построены "гиганты химии и нефтехимии", крупные предприятия машиностроительной и легкой промышленности: Светлогорск, Новополоцк, Мозырь, Солигорск, Пинск, Барановичи и некоторые другие.
Вторая причина — это выпадение многих малых городов из системы новых транзитных путей сообщения. Так, широко известные в прошлые столетия Туров, Давид-Городок, Мир и другие города оказались в забвении после прокладки новых автомобильных и железнодорожных магистралей. В то же время менее известные или вообще не существовавшие в те времена города Борисов, Барановичи, Бобруйск, Молодечно, оказавшиеся в поле влияния межрегиональных связей, быстро развивались.
Третья причина состоит в том, что в малых городах и поселениях существенно меньшие потенциальные возможности для повышения уровня жизни в сравнении со средними и крупными городами, где концентрируется крупное производство. Альтернативы, кроме промышленного развития, для городов, в том числе и малых городских поселений, не было. Работа в сельском хозяйстве не могла обеспечить их жителям, как и населению большей части сел, достойные условия проживания. Средства, выделяемые из государственного бюджета для развития материально-пространственной среды малых городов и поселений, в расчете на одного жителя были в 10—20 раз меньше, чем в больших и в ряде средних городов. Визуально-эстетическая среда малых городов в целом весьма однообразна, во многом повторяет такую же в других городах.
Важной причиной является и то, что население, проживающее в малых и больших городских поселениях, имеет разные возможности для выбора места и приложения труда. Малые города и поселки в большей степени, чем крупные, подвержены риску резкого углубления кризисных процессов в экономике, что обусловлено несколькими причинами, основные из которых связаны с отраслевой структурой и специализацией размещенного в населенных пунктах производства. Кроме того, влияют и региональные особенности в связи с конверсией оборонного производства и военных городков. В городских поселках с населением до 5,0 тыс. чел. местная экономика держится главным образом на работе одного-двух промышленных предприятий легкой, пищевой или топливной промышленности. В городах с числом жителей 20—50 тыс. в среднем размещается по 10 предприятий 5—6 отраслей промышленности и многие производственные объекты "градообразующего" значения. В таких условиях остановка даже одной небольшой швейной фабрики либо ликвидация филиала столичного или областного центра машиностроительного или обувного объединения часто воспринимаются как катастрофа большинством жителей. Работа на таком предприятии нередко является основным источником дохода для населения не только самого поселения, но и всего прилегающего района. Устранить отрицательные последствия аналогичного события в крупном городе проще. В небольших поселениях ниже образовательный уровень и профессиональная подготовка населения, что существенно осложняет решение задачи реструктуризации и повышения конкурентоспособности местной экономики.
В современных условиях появилась возможность социально-экономической реабилитации малых городских поселений и улучшения среды обитания в них. Решающую роль должны сыграть факторы, связанные с обеспечением подлинного самоуправления, пробуждением у людей инициативы и желания самим изменить свою жизнь. Все это требует большой и продолжительной работы, всесторонней поддержки прогрессивных начинаний. Органам власти важно не только поддерживать модернизацию и реструктуризацию государственных предприятий, но и способствовать возникновению нового, частного сектора, параллельного муниципальному. Такие действия не потребуют огромных инвестиций, которые направляются для развития государственных либо акционированных предприятий.
Необходима также активная государственная поддержка развития малых городов и поселений в проблемных районах, которые выделяются специфическими природными, социально-экономическими и экологическими условиями. К их числу относятся территории, подвергшихся радионуклидному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Солигорский промышленный район, Минский столичный округ, Новополоцкий промышленный узел, депрессивные регионы с низким экономическим потенциалом, а также имеющие градообразующие предприятия, находящиеся на стадии банкротства и с высоким уровнем безработицы.
Сельское население, неся на себе бремя ответственности за обеспечение города продуктами питания, само практически всегда было лишено многих благ, отвечающих устойчивому развитию населенных мест. Об этом свидетельствует низкий уровень инженерной инфраструктуры и общественных услуг в сельской местности, отсутствие возможности выбора мест приложения труда, зависимость от руководителей сельскохозяйственных предприятий и др.
Исторический процесс развития сети сельских поселений в Беларуси шел по пути равномерного заселения территории одно- и малодворными поселениями. Более крупные поселения существовали в давние времена, но максимальной дисперсности сельское расселение достигло в 30-е годы. Коллективизация явилась толчком процесса по насильственному изменению сложившейся сети населенных мест. В Могилевской, Гомельской и отчасти в Минской и Витебской областях хутора практически были ликвидированы путем отселения. Западные же районы сохранили мелкопоселковую сеть, так как вошли в состав Беларуси только перед второй мировой войной. Военные действия и оккупация тяжело отразились на сельских поселениях республики, огромное количество сел было разрушено.
Послевоенный период характеризуется некоторым приостановлением политики активного сселения мелких сел и переводом сельского хозяйства на общественное производство в колхозах и совхозах. На село была возложена роль донора рабочей силы, поставщика сырья и продуктов питания в город, где шел процесс активной индустриализации. Крестьяне не в полной мере обладали свободой передвижения, не всегда могли по желанию изменить место жительства. Оплата труда в колхозах и совхозах не обеспечивала нормального существования, от голода спасало только ограниченное личное подсобное хозяйство. На этот период приходится процесс восстановления разрушенных войной поселений. Строительство велось в основном из местных материалов, преимущественно из дерева, зачастую без каких-либо проектов, на примитивном уровне. В подавляющем большинстве те сооружения, в том числе и жилые дома, сохранились до сих пор.
Общественное сельскохозяйственное производство второй половины 40-х годов характеризуется мелкохозяйственной структурой (размер землепользования колхозов — 300—600 га), которая, в первую очередь, была обусловлена низким уровнем механовооруженности колхозов и совхозов. Границы хозяйств, как правило, определялись зоной влияния относительно крупных сел, объединявших по 50—100 крестьянских дворов с общим количеством населения 150—500 человек.
В результате укрупнения колхозов и совхозов, проведенного в первой половине 50-х годов, средний размер землепользования хозяйств увеличился до 1500 га, а количество населения — до 1000—1500 человек. В среднем на одно хозяйство приходилось от 8 до 15 населенных пунктов.
В этот период особенных изменений в расселенческой структуре не произошло. С начала 50-х годов наблюдалось активное сокращение сельского населения, которое продолжается и до настоящего времени. Явное отставание села от города, особенно зримо проявляющееся с начала 60-х годов, заставило политическое руководство страны поставить вопрос о преодолении различий между городом и деревней. На основании существовавших в то время представлений о социальном и производственном развитии села была разработана и осуществлялась концепция урбанизации сельских поселений посредством специализации и концентрации сельскохозяйственного производства. Это приводило к изменению сложившейся системы расселения, ранжированию сельских поселений на "перспективные" (в виде агрогородов) и "неперспективные". Средний размер сельхозугодий колхозов составлял 2500 га, совхозов — 4000 га.
К перспективному развитию определили 5845 сельских поселений (около 17 %). Остальные были отнесены к неперспективным с отселением их жителей в различные сроки. В хозяйствах, включавших в среднем 8—20 сел и деревень, к перспективному развитию намечались 1—4 населенных пункта.
Концепция сельского расселения подчинялась организационно-ступенчатым принципам ведения коллективного сельскохозяйственного производства: рядовые поселения, центры производственных подразделений (бригад в колхозах и отделений в совхозах), центры колхозов и совхозов. Центры различного ранга являлись перспективными, а рядовые, которых было значительно больше, неперспективными. С иерархией центров хозяйственной деятельности была непосредственно связана и система культурно-бытового обслуживания сельского населения. В центрах хозяйств предусматривалось строительство клубов со зрительным залом на 200—480 мест, зданий правлений колхозов (контор совхозов), сельских Советов, магазинов на 2—4 рабочих места, столовых на 25—50 мест, детских садов-яслей на 50—90 мест, средних, неполных средних школ, больниц на 25—50 коек, фельдшерско-акушерских пунктов, бань на 10—20 мест.
В центральных поселках бригад и отделений предусматривались бригадные залы собраний на 100—200 мест с помещением для управленческого персонала, небольшие магазины и столовые, детские сады и ясли, неполные средние либо начальные школы, фельдшерско-акушерские пункты, бани. В рядовых поселениях вообще не предусматривалось строительство объектов культурно-бытового обслуживания, так как их жителей предполагалось сселить.
Необходимо отметить, что реализация концепции отселения жителей неперспективных сел в перспективные не носила абсолютный характер. Однако в плановом порядке были отселены жители около 1500 деревень (4,5 %). Малые поселения трактовались как подлежащие исчезновению естественным путем. И в самом деле, многие поселения прекращали свое существование по причине естественной убыли населения. С 1959 г. по 1980 г. количество сельских поселений сократилось на 8400 единиц.
Внутренняя организация перспективных поселков исключала корпускулярный, усадебный принцип их формирования. Представление, что труд крестьянина должен быть подобен труду промышленного рабочего, предопределяло внутреннюю организацию пространства поселения, где жилые территории поселков организовывались по образу и подобию города. Это приводило к формированию микрорайонной структуры с застройкой многоквартирными домами, пренебрежению к усадебной застройке, отказу от приусадебных участков и даже от индивидуальных огородов для жителей секционных домов.
В 70-х годах задача переустройства села ставилась более реалистично. Признавался ряд различий городского и сельского образа жизни и предполагалось, что в обозримой перспективе эти различия сохранятся. В это время было осуществлено экспериментально-показательное строительство в 7-ми колхозах и совхозах. Задача сводилась к созданию типичных показательных хозяйств как по организации сельскохозяйственного производства, так и по строительству благоустроенных поселков, животноводческих и других объектов. Предполагалось, что пример этих хозяйств убедит в преимуществе концентрированной расселенческой структуры и застройки сельских поселков новыми нетрадиционными приемами. Поскольку комплексность застройки таких поселков могла быть обеспечена только за счет государственных инвестиций, то и содержание объектов социальной инфраструктуры также предполагало солидную государственную поддержку. Самостоятельно содержать такое искусственное образование хозяйствам было не под силу. В результате застройка многих центров колхозов и совхозов до сих пор осталась незавершенной, представляя собой совершенно чуждые друг другу материальные объекты, сложившиеся исторически и привнесенные извне.
Отсутствие достаточных средств на строительство вынудило изменить количество перспективных поселений. К началу 80-х годов их стало вдвое меньше, практически один поселок на хозяйство. Число колхозов и совхозов не превышало трех тысяч и в основном сохранилось до сих пор.
Можно констатировать, что принципы концепции в сельском расселении, отвечающие административно-командной системе сельскохозяйственного производства, не нашли полной реализации в силу экономической слабости самой системы. Она провозгласила такие формы материально-пространственной среды, которые не смогла в полной мере реализовать.
В 80-х годах начинается новый этап в официальной политике отношений города и села. Декларируется идея об их интеграции при сохранении положительных черт каждой из этих форм поселений. Например, взаимообусловленность функциональных и визуально-эстетических характеристик пространственной среды, обеспечивающая социальное развитие человека, его культуры. В экономике села определяется курс на формирование крупных аграрно-промышленных комплексов. В то же время осознается необходимость сохранения и развития внутри колхозов и совхозов индивидуальных, и в первую очередь личных, подсобных хозяйств; введение в сельское хозяйство новых, но по существу традиционных трудовых отношений, таких, как семейный подряд, кооперативы, семейные фермы и т.п. Однако в это время серьезных изменений в формировании сельского расселения и среды обитания не произошло.
Иерархия сельских поселений предопределила различные условия формирования жизненной среды. Новое строительство концентрировалось в перспективных поселениях, являющихся центрами различного ранга. Во многих поселениях формирование начиналось с развития общественного центра (своеобразного поселкового форума), в который, как правило, входили площадь, Дом культуры, административное здание, магазин или торговый центр. Возле общественного центра располагалась многоквартирная застройка секционными жилыми домами. Необходимо отметить, что в некоторых селах, где исторически сложился общественный центр возле церкви или костела, обязательно формировался новый, на свободной территории.
Отличительной чертой перспективных поселений является наличие твердого покрытия на главных улицах поселка. Вблизи перспективных сел концентрировались животноводческие комплексы, фермы, перерабатывающие предприятия, объекты по ремонту техники и т.п. При них, как правило, возводились коммунальные объекты — котельные, водозаборные, очистные сооружения. Этот аспект формирования сел был наиболее полно реализован.
Среда большей части рядовых сельских поселений не претерпела изменений. К ним лишь было проведено электричество, налажена радиосеть, жителей обеспечили газовыми баллонами для приготовления пищи, к некоторым домам провели телефонную связь, построили дороги с твердым покрытием. Культурно-бытовые объекты обычно не возводились, под эти цели использовались приспособленные помещения. Рядовые сельские поселения в целом сохранили этнические особенности, среда их существования не отличается от бытовавшей в конце XIX — начале XX в. Здесь жилище существует в традиционной форме погонных и веночных усадеб.
Таким образом, центры хозяйств в определенной степени накопили современный средовой потенциал, чем во многом отличаются от рядовых поселений. Однако нельзя сказать, что там сложилась гармоничная среда обитания. Рядовые же сельские поселения и вовсе представляют собой средовой реликт.
Сегодня основой сельскохозяйственного производства наряду с колхозами и совхозами все более признаются крестьянские хозяйства. Крестьянская усадьба, представляющая собой специфический ЖКХ, в котором осуществляется бытовая и производственная деятельность сельской семьи, принимается как структурный элемент села и системы сельского расселения в целом.
Однако эти новые предпосылки преобразования белорусского села наталкиваются на глубоко неблагоприятную для человека реальную ситуацию в среде обитания.
Сложившаяся система сельского расселения республики сохранила мелкодисперсную структуру: две трети сел имеют менее 100 жителей, и доля их неуклонно увеличивается. Наибольшее количество мелких сел на севере, в Витебской области. Измельчению подвергаются, как правило, села, не являющиеся центрами сельсхозпредприятий. Постоянный отток трудоспособного сельского населения в город, образно говоря, обескровил белорусскую деревню. Преобладание людей старшего возраста делает преобразовательный потенциал сел весьма низким. Многие села являются местом доживания людей преклонного возраста без какой-нибудь надежды на достойное социальное обустройство.
На начало 2000 г. в Республике Беларусь было 24,5 тыс. сельских населенных пунктов. Средний размер сельского поселения составлял 130 человек. На одного сельского жителя приходилось более 24 м" общей площади жилья.
Основная проблема развития сельских поселений—деградация среды обитания. Она характеризуется прежде всего резким ухудшением демографической ситуации, упадком отраслей социальной сферы, ухудшением экологической обстановки, низким уровнем и качеством инженерно-технического обеспечения жилищ, что вместе с экономической депрессией приводит в целом к нарастающей дегуманизации жизненной среды.
В условиях серьезных финансовых трудностей колхозов и совхозов на селе происходит распад сложившейся системы культурно-бытового обслуживания. Передача объектов соцкультбыта местным Советам идет медленно из-за трудностей с созданием фондов социально-культурного развития села. Значительная часть объектов социальной сферы все еще находится на балансе колхозов и совхозов. Происходит свертывание сферы бытового обслуживания. На селе в основном преобладает индивидуальное жилье, которое, как правило, не соответствует современным требованиям проживания. Многие жилые дома, кроме электро- и газоснабжения, не обеспечены другими видами инженерного благоустройства. В селах еще преобладает водоснабжение из колодцев.
Внешнее благоустройство многих современных сельских поселений весьма скудно. Как правило, большинство улиц не имеют твердого покрытия, нет организованного стока ливневых вод, тротуаров, продуманного озеленения, малых архитектурных форм. Отсутствие серьезного архитектурного надзора за обликом современных сел создает хаотическую среду, неприглядную и неудобную для проживания. Только кардинальные подвижки в социально-экономической сфере могут изменить ситуацию, дать импульс к улучшению условий проживания людей в сельской местности.
Основой перехода к рыночным отношениям на селе является земельная реформа. Ее цель — создать условия для свободного выбора работниками сельскохозяйственного производства форм собственности и хозяйствования.
Пока в республике земельная реформа ограничилась передачей в собственность земель для ведения личного подсобного хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома, для дачного строительства и индивидуального садоводства.
Надежда на то, что вновь создаваемое фермерство станет основой в решении проблем белорусского села, весьма призрачна. Фермерское движение в Беларуси развивается слабо. Препятствуют этому психологические, экономические и политические причины.
Частный сектор в сельском хозяйстве (а это в основном личные подсобные хозяйства) является сегодня одной из самых динамичных сфер экономики.
Личное подсобное хозяйство — специфическая форма производства сельскохозяйственной продукции. Приусадебный земельный участок, жилой дом, хозяйственные постройки при нем являются материально-пространственной инфраструктурой трудовой деятельности и представляют собой средовой объект. Продукцию с подворий можно повсеместно встретить на городских рынках по относительно доступным ценам, что свидетельствует о повышении их товарности и эффективности. Практически по всем видам сельхозпродукции, предназначенной для непосредственного потребления, "частник" увеличивает производство и реализацию. При разумной государственной поддержке по меньшей мере все сильные личные хозяйства смогут стать базой формирования реальных фермерских хозяйств. Безработица и трудные жизненные условия в городах вынуждают возвращаться в родные места часть трудоспособного населения. На селе оседают переселенцы из других республик.
В целом сложившаяся структура колхозно-совхозных хозяйственных предприятий может измениться в сторону их территориального расчленения на более мелкие и дееспособные производственные единицы, в том числе и фермерские.
Отсутствие сколько-нибудь устойчивых организационно-хозяйственных форм ведения сельскохозяйственного производства в период жизни 2—3-х поколений (коллективизация, огосударствление, переход к рынку) не позволяет стабилизировать сеть сельских поселений, а вместе с тем и совершенствовать среду обитания в них. Переход к рыночным отношениям неизбежно вызовет новую волну мелкодисперсного сельского расселения, которая, по-видимому, не будет совмещаться с исторически сложившейся. Остается надеяться, что рыночные методы хозяйствования будут достаточно постоянны во времени, а это позволит выработать действенные меры по устойчивому развитию сельских поселений, направленные на создание достойных условий проживания сельского населения.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии