БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Региональная экономика » Предпринимательство и малый бизнес

Предпринимательство и малый бизнес

Предпринимательство и малый бизнес

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Предпринимательство начало развиваться в бывшем СССР после 1987 г., когда был принят закон, разрешающий такой вид деятельности. Его целью является получение дохода за счет привлечения собственных или заемных средств. Республика Беларусь и по сей день переживает затянувшийся этап становления предпринимательства,
Сложившаяся у нас культура экономики по сей день поддерживает традиционную тенденцию к уравнительности, которая порождает зависть к чужому успеху и привычку уповать на государство, которое якобы обязано решать все проблемы. Распределение доходов вне зависимости от способностей, умения творчески трудиться, квалификации всегда вело и ведет к тому, что многие инициативные люди, опасаясь нарушить законы, правила, инструкции, а иногда просто прослыть ловкачами, теряли интерес к работе, трудились по обязанности.
Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрение новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.
Главным стимулом предпринимательства была и есть прибыль – доход, который остается после вычета из выручки затрат и оплаты труда наемных работников, является собственностью предпринимателя и может быть израсходован им по своему усмотрению.
Погоня за прибылью заставляет предпринимателей рисковать своим капиталом, нанимать работников и закупать все необходимое для производства товаров и оказания услуг. Прибыль также является стимулом для того, чтобы улучшать качество продукции или услуг, снижать их себестоимость и продавать больше, чем конкуренты.
Получение прибыли, однако, не является единственной причиной, побуждающей людей заняться бизнесом. Стимулом к началу собственного дела могут быть также стремление к личной независимости и возможности исполнять любимую работу в удобное для себя время, желание раскрыть свои способности или продолжить семейные традиции.
Предпринимательская деятельность - это инициативная деятельность граждан осуществляемая на свой страх и риск под свою имущественную и не имущественную ответственность с целью получения прибыли.
Субъекты предпринимательства:
- граждане РБ и других государств, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности;
- юридические лица всех форм собственности.
Не допускаются к занятию предпринимательской деятельностью:
- военнослужащие;
- должностные лица прокуратуры, суда, органов государственной безопасности и органов внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата;
- лица, занятые и работающие в органах государственной власти и управления, которые осуществляют контроль за деятельностью предприятия;
- лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью;
- лица, судимые за кражи, взяточничество и другие корыстные преступления.
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием и без образования юридического лица. С образованием юридического лица при выборе ОПФХ формируется малое предприятие.
Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:
• увеличение числа собственников, а это формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
• рост доли экономически активного населения, что предполагает увеличение доходов граждан и сглаживание диспропорций в благосостоянии различных социальных групп;
• создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
• трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из "горячих точек", инвалидов, молодежи, женщин);
• разработку и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
• ликвидацию монополии производителей, создание конкурентной среды;
• мобилизацию материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик).

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капиталовложений расширить производство многих товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить НТП и т.д.
Бытует ошибочное мнение, что малое предприятие — это особая организация, основанная на специфической форме собственности. На самом деле вся специфика сводится к масштабам производства или оказания услуг.
В развитых странах основным критерием отнесения предприятия к малым являются объемы хозяйственного оборота и численность работников. Причем термин "малый бизнес" принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Задней Европе чаще пользуются термином "мелкие и средние предприятия".
Администрация по делам малого бизнеса США относит к малым предприятия, которые находятся в независимом владении и управлении, не занимают господствующего положения в отрасли и нанимают не более 500 чел.
В Великобритании верхняя граница числа занятых составляет для мелких предприятий 24 чел., для средних — 200 чел.
В Республике Беларусь установлены следующие границы малых предприятий:
• в промышленности и транспорте — предприятия до 100 чел.;
• в сельском хозяйстве, включая фермерские (сельские) хозяйства, и в научно-технической сфере – предприятия до 60 чел.;
• в строительстве и оптовой торговле – предприятия до 50 чел.;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – предприятия до 30 чел.;
• в других отраслях непроизводственной сферы – предприятия до 25 чел.

Бесспорными лидерами по количеству малых предприятий являются торговля и общественное питание — 49,5 % к общему количеству предприятий. Второе место занимает промышленность — 18,4 %; третье — строительство — 11,1 % к итогу. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем объеме. Такая ситуация характерна для стран с переходной экономикой, в которых предприниматели часто стремятся получить максимальный доход в кратчайший срок, что присуще прежде всего торговле и общественному питанию, так как они в меньшей мере страдают от различных катаклизмов и, как следствие, занимают более выгодное положение среди других малых предприятий
Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства в регионах республики
• Недостаточная кредитно-инвестиционная поддержка. Льготное кредитование осуществляется из двух источников: за счет средств местных бюджетов и региональных отделений фонда содействия занятости.
• Рынки недвижимости, средств производства, сырья, финансов, труда, информации, сбыта работают, в основном, в интересах крупных государственных предприятий и в меньшей мере — малых и средних.
• Юридические нормы нестабильны, государство постоянно меняет "правила игры", нередко ввода их "задним числом";
• Законодательство не всегда направлено на защиту субъектов хозяйствования, принятые законопроекты довольно часто не выполняются;
• Множество нормативных актов, инструкций, положений, особенно по налоговому законодательству, создает немалые сложности при регистрации и в практической работе малого бизнеса.

Статус предпринимателя в Республике Беларусь приобретается посредством государственной регистрации в порядке, установленном Законом о предпринимательстве и другими актами законодательства. Среди них на сегодня самым важным является декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования» в редакции в Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 г. № 29 (далее – Декрет №11).
Прежде чем пройти регистрацию, вы должны выбрать форму предпринимательской деятельности. Сегодня существуют следующие формы:
• предпринимательство без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
• предпринимательство с образованием юридического лица;
• предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом.
Вы должны будете также:
1. встать на учет в налоговой инспекции и получить учетный номер налогоплательщика;
2. зарегистрироваться в органах Фонда социальной защиты Министерства социальной защиты Республики Беларусь;
3. зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве плательщиков обязательных отчислений в Государственный фонд содействия занятости;
4. открыть банковский счет;
5. изготовить печать.
В Республике Беларусь могут создаваться только те юридические лица - коммерческие организации, которые предусмотрены законодательством. Среди субъектов хозяйствования это: унитарные предприятия, производственные кооперативы, акционерные общества (открытые и закрытые – ОАО, ЗАО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), полные и коммандитные товарищества (ПТ и КТ), крестьянские / фермерские хозяйства (КХ).
Обращаться за регистрацией необходимо в райисполкомы, горисполкомы и администрации, которые подскажут вам, как действовать дальше в зависимости от принятых в области решений.
Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя представляются следующие документы:
• заявление с указанием видов деятельности, которые будут осуществляться индивидуальным предпринимателем;
• анкета установленного образца;
• документы, содержащие сведения о трудовой деятельности (копия трудовой книжки либо копия пенсионного удостоверения, заверенные соответственно по последнему месту работы либо в органах соцобеспечения, либо справка органа занятости, если такие документы имеются);
• фотография;
• документ, подтверждающий плату за регистрацию.
Для государственной регистрации юридических лиц представляются:
• заявление;
• копия решения о создании юридического лица или протокол собрания учредителей об этом;
• учредительные документы (по два экземпляра) – копии устава и учредительного договора, либо только устава, либо только договора (Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет, какие именно документы относятся к учредительным у различных видов юридических лиц);
• документы, подтверждающие формирование уставного фонда;
• документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) - физических лицах (заверенные копии трудовой книжки либо пенсионного удостоверения, либо справка органа занятости, если такие документы имеются). Указанные документы не представляются при создании ОАО;
• нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участника) регистрируемого юридического лица;
• гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой организации по месту нахождения. Если физическое лицо - учредитель унитарного предприятия, намеревается произвести его регистрацию с указанием местонахождения в жилом помещении, то вместо указанного документа представляются документы, подтверждающие право собственности указанного лица на жилое помещение, а также справка о составе его семьи и заявление о согласии на размещение в таком помещении данного унитарного предприятия всех совершеннолетних членов указанной семьи;
• документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию.
Для открытия счета в рублях юридическому лицу необходимо представить:
1. заявление на открытие счета (бланки имеются в банках);
2. копия документа о регистрации (перерегистрации), заверенная нотариально либо регистрирующим органом;
3. два экземпляра копий Устава (Положения), причем на одном из них проставлен штамп регистрирующего органа, а другой удостоверен нотариально либо вышестоящей организацией или регистрирующим органом. При этом первый экземпляр возвращается владельцу счета после проставления на нем уполномоченным работником банка отметки об открытии текущего счета с указанием его номера, даты открытия и порядка функционирования (наименования счета);
4. дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
5. справку органов Фонда социальной защиты населения о регистрации в качестве плательщика;
6. карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати владельца счета.
Индивидуальный предприниматель для открытия рублевого счета в банке представляет:
1. заявление на открытие счета;
2. копию документа о регистрации (перерегистрации), заверенную нотариально либо регистрирующим органом;
3. дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
4. карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати владельца счета.
Порядок постановки на учет в налоговых органах регулируется Постановлением Совета Министров от 22 февраля 1994 г. № 92 с последующими изменениями и дополнениями, которое посвящено ведению Государственного реестра налогоплательщиков. Вы должны в 15-дневный срок после получения документа о государственной регистрации зарегистрироваться в государственной налоговой инспекции по месту своего нахождения (юридические лица) или месту жительства. Для этого необходимо подать в 10-дневный срок заявление установленного образца. В течение 10 дней вам должны присвоить учетный номер налогоплательщика (единый на всей территории Беларуси) и выдать извещение и дубликат извещения об этом. После открытия счета в банке вы обязаны сообщить в налоговую инспекцию номер этого счета, наименование и код банка, в котором он открыт.

Для изготовления печати и штампа необходимо получить разрешение в районном отделе внутренних дел (РОВД) по месту регистрации в соответствии с Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 25.09.2000 г. №157. При этом должны быть представлены следующие документы:
1. заявление в РОВД;
2. копию свидетельства о регистрации с указанием юридического адреса;
3. копию документа, подтверждающего право пользования печатями, например, выписку из устава о том, что вы являетесь юридическим лицом и имеете печать и штамп. Не требуется представление указанного документа лицами, в отношении которых действующим законодательством не предусмотрено наличие указанных документов, в частности, индивидуальными предпринимателями, врачами, нотариусами, занимающимися частной практикой, врачами, работающими в государственных медицинских учреждениях, религиозными обществами;
4. образцы (эскизы) печатей в двух экземплярах, заверенные вышестоящей организацией, а при отсутствии таковой - государственным регистрирующим органом.
По состоянию на 01.05.2007 года в области зарегистрировано 32787 индивидуальных предпринимателей, из них плательщиков единого налога – 18149. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общая численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 2813 предпринимателей, в том числе плательщиков единого налога – на 2021.
Если их выручка составляет свыше 1000 базовых величин в месяц (данное требование не распространяется в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог в соответствии с Декретом Президента №12 от 17.05.2001 г.)

За четыре месяца 2007 года от индивидуальных предпринимателей поступило 33,9 млрд. руб. платежей в бюджет, что в сопоставимых ценах на 3,9 млрд. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темп роста поступлений от индивидуальных предпринимателей по сравнению с прошлым периодом составил – 113 %.
Доля поступлений от индивидуальных предпринимателей в общих поступлениях составила 5,6 %.

За 10 месяцев от индивидуальных предпринимателей Брестской области поступило 71,7 млрд. руб. платежей в бюджет, что в сопоставимых ценах на 5,8 млрд. руб. больше чем за аналогичный период прошлого года. Темп роста поступлений от индивидуальных предпринимателей по сравнению с прошлым периодом составил – 108,7%.
Доля поступлений от индивидуальных предпринимателей в общих поступлениях составила 4,9 %.
В среднем от одного предпринимателя, состоящего на учете, поступления за 10 месяцев 2006 года составили около 2,3 млн. рублей.
2007 год станет для индивидуальных предпринимателей (ИП) последним годом работы в нынешнем формате: со следующего года они смогут работать либо в виде семейного бизнеса, либо в качестве юридических лиц. Это следует из указа от 29.12.2006 № 760, который вносит дополнения и изменения в указ от 18.06.2005 № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности".
Указ, в частности, запрещает "индивидуалам" с 1 января 2008 г. привлекать наемных работников, если они не являются их близкими родственниками. Взять к себе на работу предприниматель сможет лишь кого-то из своих родителей, детей, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. Число наемных работников по-прежнему не должно превышать трех человек. В противном случае ИП должны будут "перейти на иные организационно-правовые формы", то есть создать юридическое лицо, сообщает пресс-служба главы государства.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии