БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Инфраструктура АПК » Инфраструктура АПК: сущность и значение.

Инфраструктура АПК: сущность и значение.

1. Инфраструктура АПК: сущность и значение.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.
При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.
В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.
В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда.
Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
Термин "инфраструктура" произошел от лат. - "infra" - ниже, под; structura" - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина "инфраструктура" существуют различные трактовки понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в "предоставлении услуг производству и населению", в "обслуживании производства и населения" (Нуреев Р. М., Еремишин П. Г.).
Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в "создании общих условий производства", в "обеспечении деятельности основного производства" (Борисов Е. Ф).
Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, "обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности" (Бартнев С. А.).
Функции социальной инфраструктуры
1.Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование);
2. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение);
3. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт);
4. Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).
Производственная инфраструктура - это совокупность отраслей и подотраслей, производств и видов деятельности, основными функциями которых являются производственные услуги, а также обеспечение оборота в экономике. Говоря о производственной инфраструктуре, следует подчеркнуть, что она создает необходимые общие условия для размещения и успешного функционирования производства.
Существуют внешние и общие условия производства, и между ними имеются определенные различия. Внешние условия производства представляют собой совокупность природно-климатических, географических и других условий, которые оказывают главным образом косвенное влияние на развитие производства. Степень их влияния зависит от уровня развития орудий производства: чем выше уровень технической вооруженности труда, тем слабее влияние внешних условий на развитие материального производства, хотя окончательно они не исчезают никогда.
Общие условия производства возникают как результат длительного периода развития производительных сил, а возникнув, усложняют и совершенствуют воспроизводственный процесс. "Переворот в способе производства, совершившийся в одной сфере промышленности, - писал К. Маркс, -обусловливает переворот в других сферах... Но именно революция в способе производства промышленности и земледелия сделала необходимой революцию в общих условиях общественного процесса производства, то есть в средствах связи и транспорта".
Итак, транспорт и связь составляют общее условие производства и выступают как основное ядро инфраструктуры, хотя они возникли и получили развитие не раньше некоторых других элементов производственной инфраструктуры. Транспорт и связь начинают выполнять роль основного ядра инфраструктуры при крупном производстве, когда они постепенно были приспособлены для обслуживания массового производства, постоянного перемещения капитала и труда из одной сферы производства в другую и для обеспечения расширяющихся мировых рыночных связей.
В результате развития общества постепенно возникли и сформировались также другие отрасли и элементы производственной инфраструктуры. Общие условия современного производства, на мой взгляд, включают: транспорт всех видов, обслуживающий производство; средства связи, обслуживающие производство; материально-техническое снабжение; заготовку и сбыт сельскохозяйственной продукции: объекты электроэнергетики (линии электропередач, подстанции и т.п.).
Следует подчеркнуть, что такая классификация производственной инфраструктуры носит укрупненный характер. Содержание понятия инфраструктуры как общего условия производства связано с ее межотраслевым назначением. Приведенные отрасли и элементы отраслей выступают инфраструктурой материального производства в целом. Наряду с этим каждая из них может выступать инфраструктурой любой отрасли материального производства или видов производств.
В экономической литературе существует также иная трактовка классификации производственной инфраструктуры в регионе: промышленных узлов; сельская; капитального строительства; магистральных видов транспорта. Здесь мы видим, что между отраслями и элементами производственной инфраструктуры существует тесная связь, отражающая уровень специализации и кооперирования производства и проявляющаяся в региональном воспроизводственном процессе.
Социальная инфраструктура - совокупность отраслей, подотраслей экономики и видов деятельности функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. Термин "социальная инфраструктура" стал широко применяться в экономической литературе недавно. Под ним подразумевают сферу обслуживания населения, или сферу услуг и т. д.
Институциональная инфраструктура призвана обеспечить управление хозяйством района или страны. К ней относятся учреждения, регулирующие и направляющие экономику, вычислительные центры, учреждения финансово - кредитной системы и др. Отличительная особенность институциональной инфраструктуры среди других групп состоит в том, что она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она выступает как институциональная инфраструктура общества, региона, отрасли, производства и т.д.
Данная инфраструктура представляет собой сложную систему разнородных, но тесно связанных между собой элементов. Часть ее учреждений непосредственно управляет воспроизводственным процессом, и в этом смысле она является определенным субъектом управления общественным производством. Другая часть обслуживает сферу обращения (например, учреждения финансово-кредитной и банковской системы). Управленческие отношения в обеих подгруппах носят базисный характер, так как представляют из себя элементы производственных отношений, складывающихся в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Следует, однако, отметить, что такое разделение названной инфраструктуры условное, так как в каждой из подгрупп присутствуют элементы других. Они проявляются прежде всего в управленческих отношениях, когда, скажем, управленческим учреждениям приходится заниматься вопросами производства и, наоборот, когда субъект управления сферой материального производства проникает по тем или иным проблемам в сферу управления.
Экологическая инфраструктура состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Она возникла в результате индустриального развития человеческого общества, а превратилась в настоятельную необходимость в условиях научно-технической революции, когда небывалыми темпами растут извлечение и использование разнообразных природных ресурсов, таких как нефть, газ и др., масштабы загрязнения внешней среды остаточными отходами производства и потребления.
В настоящее время начал осуществляться резкий поворот на противозатратной основе к перестройке всего общественного производства. Так, на последних конференциях, посвященном проблемам загрязнения окружающей среды, поставлена задача: "Повысить эффективность мер по охране природы. Шире внедрять малоотходные и безотходные технологические процессы. Развивать комбинированные производства, обеспечивающие полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающие или существенно снижающие вредное воздействие на окружающую среду".
Однако представляется, что затраты на развитие экологической инфраструктуры будут расти и впредь, так как воздействие человека на природу вызывает совершенно неожиданные последствия. По характеру затрат и срокам их окупаемости экологическую инфраструктуру можно разделить на две подгруппы. В первую входят затраты общества на воспроизводство природных ресурсов (например, лесопосадки, общее благоустройство земельных площадей, мест извлечения природных богатств и др.), окупаемость которых предвидится в далекой перспективе. Другая подгруппа - это технологические элементы современного производственного процесса, которые непосредственно входят в затраты общества на создание валового внутреннего продукта (различные очистные сооружения, водоотстойники крупных металлургических производств, дымо- и пылеуловители и т.п.). Инфраструктура в целом оказывает большое влияние на экономическое развитие страны, но она специфична для каждого способа производства и ее отрасли развиваются под влиянием требований экономических законов той или иной формации.
Все эти авторы, исходят из различных критериев отнесения предприятий и организаций к инфраструктурной системе потребительского рынка в соответствии с поставленными целями и задачами проводимых исследований. С нашей точки зрения, инфраструктурная система потребительского рынка состоит из следующих элементов:
• Торговые предприятия и организации
• Складское хозяйство
• Коммерческо-посреднические организации
• Организации по оказанию услуг
• Транспортное обслуживание
• Финансово-кредитные организации
• Информационные организации
• Нормативно-правовое обеспечение-юридические организации.
В процессе формирования оптимальной действенной инфраструктуры потребительского рынка большое значение имеет сочетание государственного и рыночного механизмов регулирования.
Рыночная инфраструктура представляет услуги, связанные с четырьмя основными функциями:
- снижение степени риска благодаря различным видам страхования, аудиторской деятельности, консалтинговым, сертификационным услугам;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет факторинга, брокерских и маклерских услуг, качественной и быстрой контрактной подборки работников и подрядчиков, применения усовершенствованных специальных средств связи. Одним из важных факторов, оказывающих решающее воздействие на скорость оборота средств, является быстрая и бесперебойная работа банковской системы по приему, переводу и выдаче платежей различных экономических субъектов;
- развитие предприятий за счет расширения деятельности аренды и лизинга, эмиссии ценных бумаг, профессиональной подготовки и переподготовки работников в сфере менеджмента, инжиниринга; дальнейшего роста мелких и средних предприятий.
- содействие маркетингу по доведению товаров и услуг до потребителей с применением рекламы и других средств продвижения, использование прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей, емкости конкретных рынков.
Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, во многом определяющей ее воспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоемкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости населения.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии