БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Инфраструктура АПК » Лизинг – как средство обеспечения предприятий АПК сельскохозяйственной техникой

Лизинг – как средство обеспечения предприятий АПК сельскохозяйственной техникой

2. Лизинг – как средство обеспечения предприятий АПК сельскохозяйственной техникой.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Экономическая сущность лизинга в течение длительного времени остается спорной. Содержание и роль его в теории и практике трактуется по-разному, а зачастую и противоречиво. Это связано с тем, что при классическом лизинге в сложные взаимоотношения между собой вступают три основных субъекта лизинговых сделок:
лизингодатель - лицо, осуществляющее передачу в лизинг специально приобретенное в собственность для этого имущество, за счет привлеченных или личных денежных средств ;
лизингополучатель - лицо, получающее имущество во временное владение и пользование за плату и на определенных условиях по договору лизинга для предпринимательской деятельности;
продавец—предприятие-изготовитель машин и оборудования или другое физическое или юридическое лицо, которое продает объекты лизинга лизингодателю и поставляет их ему или лизингополучателю.
Состав участников сделки сокращается до двух, если продавец и лизингодатель или продавец и лизингополучатель являются одним и тем же лицом.
В случае реализации дорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается. Это, как правило, происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.п.).
Как видно, между всеми участниками лизинговой сделки возникает целый ряд сложных взаимоотношений:
между лизингодателем и банком возникают кредитные отношения и проявляется сущность лизинга как традиционной кредитной сделки;
для лизингополучателя лизинг представляет собой вложение средств в основной капитал, что делает его схожим с инвестициями;
для лизингополучателя финансовая сторона лизинга позволяет рассматривать его как своего рода форму кредитования на приобретение долгосрочных активов, альтернативную традиционному банковскому кредиту;
для продавца реализация лизингодателю объекта лизинга представляет собой обычную сделку купли-продажи.
"Лизинг - это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных щелях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем и он сохраняет за собой право собственности" - определение Европейской ассоциации по лизингу оборудования "ЕВРОЛИЗИНГ".
Лизинг - долгосрочная аренда через посредника - это определение дано в автореферате диссертации кандидата экономических наук Л.Ф. Богославцевой.
Проведенный анализ литературных источников позволил выявить следующие отличительные признаки лизинга:
на протяжении всего срока лизинга собственником объекта лизинга является лизингодатель;
в лизинг сдается только инвестиционное оборудование, используемое для предпринимательских целей;
лизингополучатель выплачивает лизингодателю оговоренные в договоре лизинга платежи, которые включают в себя три основных компонента: погашение инвестиционной стоимости объекта лизинга, погашение процентов по банковскому кредиту и маржа лизинговой компании; лизинговые платежи распределяются во времени на весь срок действия лизингового договора и в полном объеме включаются в себестоимость продукции и услуг лизингополучателя;
по окончании договора лизинга лизингодатель должен получить полную компенсацию всех своих затрат, связанных с лизингом конкретного объекта.
Некоторые из этих признаков присущи также таким экономическим явлениям, как аренда, купля-продажа с рассрочкой платежа, кредит, в частности, товарный кредит. Но, несмотря на это, лизинг - это самостоятельный вид предпринимательской деятельности и он имеет существенные отличия от всех смежных экономических процессов и явлений.
Так, в процессе исследований экономической сущности лизинга и аренды были выделены следующие их отличительные черты:
по истечении срока аренды арендатор обязан возвратить имущество, а по истечении срока лизинга предусматриваются три варианта взаимоотношения сторон: продление контракта, возврат имущества, переход права собственности на товар к лизингополучателю;
сдача товаров в лизинг, как правило, осуществляется не производителем, а финансовым учреждением (например, банком) или специализированной лизинговой компанией;
если имущество в силу обстоятельств, за которые наниматель не отвечает, окажется негодным для эксплуатации, обычный арендатор может расторгнуть договор и прекратить выплаты, то по лизингу риск случайной гибели объекта возлагается на пользователя, который обязан произвести все платежи полностью лизинговой компании;
при лизинге ответственность за несоблюдение сроков поставки объекта лизинга, а также за дефекты его изготовления несет не арендодатель (лизингодатель), а поставщик имущества.
При сопоставлении лизинга с куплей-продажей в рассрочку необходимо отметить сходство этих операций в организационном плане. В то же время с экономической точки зрения различия между договором купли-продажи в рассрочку и лизингом заключаются в источниках возмещения затрат, понесенных продавцом и лизингодателем на объект сделки:
при купле-продаже в рассрочку платежи выплачиваются продавцу за счет накопленного амортизационного фонда, а в случае его нехватки - за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
при лизинге платежи, в состав которых входят амортизационные отчисления по объекту лизинга, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя.
Кроме того, срок договора купли-продажи в рассрочку определяется только платежеспособностью предприятия. Срок договора лизинга - периодом амортизации объекта лизинга.
Лизинг в определенном смысле представляет собой инвестирование средств в основной капитал на возвратной основе, но не в денежной, а в вещественной форме, т.е. в форме передаваемого в пользование имущества. Следовательно, с финансовой стороны лизинг похож на товарный кредит в основные фонды в форме передаваемого в пользование имущества. Он предоставляется в товарной форме продавцом покупателю в виде отсрочки платежа за проданные товары. Однако юридически между ними есть существенные различия:
пользователь имущества не заключает с лизингодателем денежного договора займа;
в отличие от лизинга при товарном кредите пользователю сразу передается право собственности на объект;
сумма кредита по взаимной договоренности всех участников лизинговой сделки может перечисляться поставщику непосредственно, минуя расчетный счет лизингодателя, подобно тому, как объект лизинга, доставляется изготовителем прямо лизингополучателю, минуя лизинговую компанию.
Анализ определений, раскрывающих понятие лизинга с различных точек зрения, а также изучение атрибутивных характеристик лизинга позволили нам предложить следующее определение лизинга, применительно к современному уровню его развития:
Сложность организации лизинговых сделок явилась причиной существования различных схем государственного регулирования лизинговых отношений. В специальной литературе выделяют три группы стран в зависимости от видов законодательных актов, регулирующих лизинговую деятельность:
1. Страны, имеющие специальные законы, регулирующие лизинговые операции. К этой группе относятся некоторые страны Западной Европы: Франция, Португалия, Италия, Испания, Бельгия и др. Характерной особенностью законов, принятых в этих странах, является полнота охвата всего комплекса имущественных отношений, возникающих между основными участниками лизинговых операций, т.е. между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом имущества.
2. Страны, имеющие подзаконные нормативные акты. К этой группе относятся так называемые страны "общего права": Англия, Австралия, Новая Зеландия. Правовое регулирование лизинга осуществляется здесь в зависимости от стоимости предмета лизинга и от субъектов лизингового соглашения. Так, в Англии, при условии, что стоимость предмета лизинга не превышает 2000 фунтов стерлингов, а пользователем является юридическое лицо, применяются нормы закона об аренде-продаже 1956 г. Операции по лизингу потребительских товаров регулируются законом о потребительском кредите 1974 г.
3. Страны, не имеющие специального законодательства. Наиболее яркими представителями этой группы стран являются США и Германия. Отсутствие специальных законов не помешало, тем не менее, интенсивному развитию лизинга в этих странах, что объясняется прежде всего существующими налоговыми льготами.
Необходимо подчеркнуть, что основными причинами, по которым государство представляет льготы лизингу являются:
во-первых, лизинг - это мощный стимулятор развития производства. Увеличение суммы финансирования при лизинговой форме капиталовложений имеет прямое влияние на возрастание производственной эффективности лизингополучателя. И в этом роль лизинга для интенсификации инвестиционного процесса трудно переоценить;
во-вторых, с точки зрения государства, важным в лизинге является то, что лизинговая форма капиталовложений способствует переориентации кредитной деятельности на нужды производства.
Финансовые, в частности банковские, круги находят, что лизинг снижает отдельные факторы инвестиционных рисков по сравнению с другими формами финансирования и открывает доступ к получению налоговых льгот;
в-третьих, лизинг позволяет осуществлять производственные инвестиции в условиях высоких темпов научно - технического прогресса. При лизинге экономически оправдана политика ускоренной амортизации, тогда как при прямом кредитовании производства это не всегда приемлемо. Ускоренное накопление амортизационного фонда способствует своевременной замене оборудования на более прогрессивное;
в-четвертых, лизинг может стимулировать производственные инвестиции при высоких ставках ссудных фондов. То, что рентабельность предприятий промышленных отраслей в целом ниже, чем у предприятий финансовой и торговой сфер экономики, факт общеизвестный. Поэтому промышленным предприятиям сложнее, а подчас просто невыгодно пользоваться дорогими кредитными ресурсами. Однако лизинг, при высокой рыночной ставке ссудных фондов, может обеспечивать относительное снижение ставки арендной платы производителям продукции;
в-пятых, лизинг, как форма инвестиций, способствует развитию рыночной инфраструктуры. Основному звену рыночной экономики - малому и среднему бизнесу - представляется дополнительная возможность получения инвестиций.
Отсюда следует, что при помощи лизинга государство решает различные проблемы как в экономической, так и в социальной сферах (например, создание новых рабочих мест). В то же время лизинг способствует уменьшению налоговых поступлений в доходную часть бюджета. Однако, именно налоговые поступления имеют наибольший удельный вес в доходах бюджета и их величина представляется наиболее значимым показателем бюджетной эффективности любого проекта. Коммерчески эффективный лизинг, строящийся его участниками на налоговой основе, способствует снижению налоговых поступлений с прибыли предприятий в бюджет по сравнению с традиционным кредитным финансированием капиталовложений. Лизинг позволяет его участникам увеличить и перераспределить стоимость предоставляемых государством инвестиционных налоговых льгот. Это означает, что:
во-первых, не все налоговые преимущества лизинга получает арендатор. Лизинг позволяет лизингодателю использовать процентный и амортизационный налоговые щиты с одновременным использованием арендатором налогового щита арендной платы, который отсутствует при прямом кредитном финансировании. Часть налоговых льгот, предоставляемых правительством производственной сфере экономики, при лизинге переходит к лизингодателю, то есть в финансовую сферу;
во-вторых, лизинг для государства видится еще менее привлекательным, если он осуществляется внутри страны и ставка налога на прибыль лизингодателя больше ставки налога на прибыль арендатора. Получаемые лизингодателем налоговые льготы оказываются больше тех налоговых льгот, которые мог бы получить арендатор;
в-третьих, в международных лизинговых операциях происходит импорт налоговых льгот лизингодателем - экспортером капитальных товаров. В противовес чему задолженность по международному лизингу не учитывается Международным Валютным Фондом в задолженности страны арендатора и как бы появляется возможность превысить первоначально установленный лимит кредитов. Однако, лизинговая задолженность, в экономическом смысле, тот же долг и собственно внешняя государственная задолженность от внебалансового учета арендных обязательств меньше не становится.
Таким образом, отношения государства и лизинга в настоящее время остаются довольно сложными, но тем не менее идет постоянный поиск "золотой середины", когда в равной степени учитывались бы интересы как государства, так и частного сектора экономики.
Исходя из проведенных исследований, необходимо сделать следующие выводы:
1. С экономической точки зрения лизинг - это сложное явление, включающее в себя элементы аренды, купли-продажи и кредита. При этом отличительными чертами лизинга являются: наличие посредника — лизингодателя; приближение срока аренды к полезному сроку службы объекта; компенсирование в течение срока аренды арендодателю всей или почти всей стоимости объекта аренды; выкуп объекта лизинга по истечению срока аренды.
2. Применительно к современному этапу развития лизинговых отношений в Республике Беларусь лизинг необходимо определить как комплекс экономических взаимоотношений, направленный на осуществление инвестиционной деятельности посредством реализации договоров кредита, купли-продажи и аренды различными участниками в рамках единого инвестиционного проекта.
3. Основные проблемы государственного регулирования лизинговых отношений связаны с тем, что лизинг позволяет государству, с одной стороны, решить целый ряд экономических и социальных задач (привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, создание новых рабочих мест и т.д.), но с другой - способствует уменьшению налоговых поступлений в бюджет, уменьшая тем самым бюджетную эффективность проектов по сравнению с другими вариантами финансирования. Поэтому, в зависимости от своих целей, государство должно либо устанавливать субъектам лизинга определенные льготы (льготное налогообложение, применение механизма ускоренной амортизации и т.д.), либо отменять или не устанавливать данные льготы.
4. Государство может само участвовать в финансировании лизинговых проектов путем создания специальных лизинговых компаний, льготного финансирования коммерческих лизинговых компаний, организации специальных фондов по поддержке лизинга в приоритетных отраслях экономики, в том числе в АПК.
Правительство Республики Беларусь постоянно ищет варианты улучшения сложной экономической ситуации в АПК республики, в т. ч. и пути повышения фондооснащенности сельскохозяйственных предприятий. Однако, этому мешает как ограниченные финансовые возможности государства и сельских производителей, так и неприспособленность существующей системы материально-технического обеспечения АПК к работе в новых экономических условиях. Тем не менее с середины 90-х годов удалось достичь некоторого улучшения ситуации с помощью применения механизмов лизинга при обеспечении сельскохозяйственных предприятий продукцией машиностроения.
Начиная с 1996 г., лизинг стал активно использоваться при поставках техники сельскохозяйственным предприятиям. Причём это касается не только тракторов и зерноуборочных комбайнов, но и многих других видов сельскохозяйственной техники и оборудования. В структуре приобретения различных видов машин лизинг стал занимать от 20% до 80%. За 1996-2002 гг. сельскохозяйственным предприятиям Беларуси было передано в лизинг свыше 7000 тракторов, около 3000 различных видов комбайнов, кроме того, по лизингу поступали плуги, культиваторы, сеялки, картофелесажалки и т. д.
Важно отметить то, что в Беларуси появилось два вида лизингодателей, оперирующих на рынке сельскохозяйственной техники и оборудования — это независимые коммерческие фирмы, с одной стороны, и РУП "Белагроснаб" с другой, которые, соответственно, осуществляют два вида лизинга - коммерческий и государственный. Коммерческий лизинг - это классический лизинг, основанный на трехстороннем договоре, организация которого у нас в республике мало чем отличается от мировых стандартов. Государственный же лизинг финансируется за счет средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (РФППСХПАН) и применяется только в сфере сельского хозяйства. 
Причина доминирующего положения РУП "Белагроснаб" на рынке агролизинга - различные условия, которые могут предложить лизингополучателю коммерческие организации и РУП "Белагроснаб". На рис. 3.2 отражена действующая в настоящее время схема организации лизинга в АПК Беларуси, из которой следует, что практически все ресурсы государства направлены на поддержку лизинга через РУП "Белагроснаб", которое осуществляет государственный лизинг, обеспечивая по возможности наиболее выгодные условия лизинга для сельскохозяйственных предприятий. Коммерческий же лизинг почти не имеет какой-либо поддержки со стороны государства, функционирует на рыночных принципах и регулируется общими нормативными документами так же, как и в других отраслях экономики.
Указ Президента Республики Беларусь от 13.11.97 "О лизинге";
Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденное Кабинетом Министров РБ 31.12.97;
Методические указания о порядке бухгалтерского учета лизинга, утвержденные Министерством финансов РБ 30.01.98;
Положение о порядке начисления амортизации (износа) на полное юс становление по основным фондам в народном хозяйстве от 19.02.93 и др.
Оценивая правовые условия, созданные в Беларуси, необходимо отметить, что они в целом благоприятны для ведения лизингового бизнеса. Такого мнения придерживаются многие эксперты и специалисты лизинговых компаний. В 2000 г. в Беларуси действовало около 60 компаний, предоставляющих лизинговые услуги, и их количество продолжает увеличиваться. При этом необходимо выделить следующие преимущества белорусского законодательства в отношении финансового лизинга:

Лизинг – как средство обеспечения предприятий АПК сельскохозяйственной техникой
Рис Действующая организационная схема лизинга в АПК Беларуси 

- срок лизинга не определен нормальным экономическим сроком использования объекта лизинга по примеру развитых стран (США, Германии, Нидерландов, Польши). Это позволяет заключить договор финансового лизинга на короткий срок (1 год), что способствует уменьшению рисков, связанных с фактором времени;
- нет обязательного опциона покупки лизингополучателем объекта лизинга по истечении договора лизинга, как это есть в США, Нидерландах, Германии, Польше, Украине. Это преимущество очень важно для лизингополучателя, которому нет необходимости выкупать морально устаревший за время договора лизинга объект лизинга;
-лизингодатель Республики Беларусь не обязан в финансировании лизинговой сделки участвовать собственными средствами, как это требуется в США. Эта позиция очень важна для отечественных лизингодателей, так как в нашей республике не имеется достаточного количества мощных финансовых организаций, которые смогли бы сами, без привлечения заемных средств, осуществлять лизинговую деятельность;
- свободная амортизация объекта лизинга в течение договора лизинга, что позволяет лизингополучателю: а) относить лизинговый платеж в части погашения стоимости объекта лизинга на нематериальные затраты и снижать налог на прибыль; б) снижать налог на основные фонды.
Однако, наряду с положительными моментами, в белорусском законодательстве имеются и некоторые отрицательные черты.
Во-первых, согласно Методическим указаниям Государственного налогового комитета РБ "По налогообложению "других доходов" иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство", №7 от 02.05.1997г., с них должен быть удержан налог по ставке 15% с дохода, а так как удержать его непосредственно с зарубежной лизинговой фирмы невозможно, то эти суммы обязали вносить белорусских лизингополучателей. Очевидно, что дополнительные 15% делают импортный лизинг малопривлекательным для отечественных лизингополучателей.
Во-вторых, в соответствии с нормативными документами Министерства финансов, доход лизингодателя рассматривается как вся выручка за вычетом погашаемого кредита, то есть в него включается не только маржа лизинговой фирмы, но и банковские проценты и с этой суммы уплачиваются отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и в жилищный фонд. Если учесть, что в настоящее время маржа лизинговой компании составляет 5-10% от банковской процентной ставки, то становится ясной невыгодность таких условий.
В-третьих, в соответствии с постановлением Совмина РБ от 09.04.2001г. № 490 запрещены расчеты производимой продукцией за предоставляемые предприятиям услуги, в т.ч. лизинговые. Это значит, что стало практически невозможно применять схемы компенсационного лизинга, которые до этого были фактически самыми распространенными в отечественном сельском хозяйстве.
В настоящее время белорусскими лизингодателями сдается в лизинг практически любое имущество, подходящее по своим характеристикам к основным средствам. Для финансирования своей деятельности лизинговые компании в основном прибегают к банковским кредитам, процентная ставка по которым в настоящее время составляет 45 - 50% (20-25% без учета инфляции), что приводит к значительному удорожанию лизинговых контрактов. Преобладающим видом лизинга является финансовый, при этом, как правило, от лизингодателей требуется залог на сумму от 30 до 100% стоимости имущества, либо поручительство третьего лица на эту сумму. К страхованию контрактов участники лизинговых сделок, зачастую, не прибегают из-за ненадежности отечественной системы страхования. Наиболее распространенный срок лизинга 1-1,5 года (по мировым меркам является относительно коротким), обусловлен нестабильностью и непредсказуемостью отечественной экономики.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии