БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Инфраструктура АПК » Логистика распределения и сбыта

Логистика распределения и сбыта

Логистика распределения и сбыта

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
В коммерческой деятельности выделяют два направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
В современных условиях специалисты выделяют несколько видов логистики:
- закупочная логистика;
- производственная логистика;
- сбытовая логистика;
- транспортная логистика;
- информационная логистика и т.д.
Между указанными областями логистики существует связь и взаимозависимость.
Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением со складов, выбором вида транспорта, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором схемы поставки товаров.
Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий. Примером может служить внутрипроизводственная логистика.
Главной задачей логистики является разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Одна из основных задач логистики также заключается в совершенствовании управления товародвижением, в создании интегрированной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.
В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные.
Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.
К числу координационных функций относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование развития потенциальных рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры; оперативное планирование.
Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики». Они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI (865-912 гг. н.э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о ее потребностях и подготовка каждого военного похода.
По мнению ряда ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала ХIХ века Жомини, который давал определение логистике как практическое искусство маневра войсками. Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, строительство мостов, дорог и т.д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались в армии Наполеона. Однако, логистика как военная наука сформировалась лишь к середине ХIХ века.
Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, прежде всего в материально-техническом снабжении армии США во время военных действий в Европе.
Другое направление развития логистики – экономическое. Здесь под логистикой понимается направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.
Начало широкого применения логистики в экономике приходится на 60-70-е годы ХХ века и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного слежения за всеми этапами движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко видеть потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования методов логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров.
Несмотря на определенные различия, которые имеют два названных подхода – военный и экономический, оба они имеют общий признак: согласованность, рациональность и точный расчет.
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транс¬портировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.
Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.
Выделение отдельных операций на пути движения материального потока через различные звенья (транспортные, производственные, складские) позволяет проследить процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю, планировать этот процесс у учетом запросов рынка.
Размерность материального потока представляет собой дробь, в которой числитель – единица измерения груза, знаменатель – единица измерения времени.
Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.
По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.
Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.
Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.
Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.
Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду.
По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, когда ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.
По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.
Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.
Крупные потоки — несколько вагонов, автомашин.
Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.
Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.
По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.
Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема.
Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта.
По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.
По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.
Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах.
Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа обладают сыпучестью.
Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.
Наливные грузы — грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах.
Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через ряд производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно прибавляет в стоимости. Исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями по продвижению материального потока.
Высокая доля логистических расходов в конечной цене продукта показывает, что основные резервы улучшения экономических показателей субъекта хозяйствования принадлежат системе оптимизации управления материальными потоками.
Так в сфере производства и обращения применение логистического подхода в управлении материальными потоками позволяет:
- снизить запасы на всем пути движения материального потока;
- сократить время прохождения товара по логистической цепи;
- снизить транспортные расходы;
- сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.
Значительная доля экономического эффекта приходится на сокращение запасов на пути движения материального потока. Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:
- в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%;
- большая часть оборотного капитала предприятия, как правило, отвлечена в запасы (10-50% всех активов предприятия);
в производстве расходы по содержанию запасов составляют 25-30% от общего объема издержек.
Сокращение запасов с применением системы логистики обеспечивается за счет согласованности действий участников логистической цепи, повышения надежности поставщиков, рациональности распределения запасов и т.д.
Следующая составляющая экономического эффекта от применения системы логистики – сокращение времени продвижения товара по логистической цепи. Сокращение этого времени позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.
Экономический эффект возникает также от снижения транспортных расходов – оптимизируются маршруты движения транспорта, сокращаются холостые пробеги и т.д.
Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование однотипных приемов грузообработки приводят к сокращению затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.
Совокупный экономический эффект, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения названных показателей. Это объясняется возникновением интегративного эффекта.
В логистике под распределением понимают физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса, т.е. разделение чего-либо между кем-либо. Главным предметом изучения в распределительной логистики является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.
Задачи распределительной логистики можно свести к следующим вопросам:
1. как упаковать продукцию?
2. по какому маршруту направить?
3. нужна ли сеть складов?
4. нужны ли посредники? и т.д.
Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера здесь приходится на всех этапах:
- распределяются заказы между поставщиками при закупке товаров;
- распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие;
- распределяются материальные запасы между различными участками производства;
- распределяются материальные потоки в процессе продажи и т.д.
Материальные потоки на стадии приобретения средств производства являются объектом изучения и управления закупочной логистики, материальные потоки на стадии производства – объектом производственной логистики. Объектом распределительной логистики материальные потоки становятся на стадии распределения и реализации готовой продукции.
Распределительная логистика представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи.
Объект изучения в распределительной логистике – материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения – рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик – потребитель, начиная с момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика.
Состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровнях различен. На уровне предприятия логистика ставит и решает следующие задачи:
- планирование процесса реализации;
- организация получения и обработки заказа;
- выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
- организация отгрузки продукции;
-организация доставки и контроль за транспортированием;
- организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
- выбор схемы распределения материального потока;
-определение оптимального количества распределительных центров на обслуживаемой территории;
-определение оптимального места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории и т.д.
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо к конечному потребителю.
Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или не производственным.
Производственное потребление – это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.
Непроизводственное потребление – это текущее использование общественного продукта на личное потребление населения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы.
На всех этапах движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления.
Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или каналом распределения. Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал превращается в логистическую цепь.
Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения – транзитной или складской. При выборе логистической цепи – выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т.д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и другие.
Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса на макроуровне, является наличие на рынке большого количества посредников. В частности, оптимизация канала распределения, а затем и логистической цепи, возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию опта.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии