БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Криминология » Причины, условия, механизм преступного поведения

Причины, условия, механизм преступного поведения

1.Понятие причин и условий совершения конкретного преступления.
2.Неблагоприятные условия нравственного формирования личности и их роль в совершении преступления.
3.Ситуация в механизме совершения конкретного преступления.
4.Поведение потерпевшего как криминологический фактор.
5.Условия, способствующие совершению преступлений.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения.
В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.
Общей причиной конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий:
1)условия, формирующие потребности, интересы, ценностные ориентации личности, искажения и деформации которых образуют основу криминогенной мотивации ее внутреннюю содержательную сторону.
2)условия непосредственно относящиеся к процессу совершения преступления, создающие конкретную криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.
Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных нравственно- психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию
Изучение причин преступного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов своих действий. Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.
Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. Личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой и социальной действительностью.
Из этого следует, что у взрослого человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно- следственные зависимости.

2.Нравственное формирование личности нельзя рассматривать в отрыве от социальной микросреды. Для криминологического изучения наибольший интерес представляют такие типы микросреды как семейно-бытовая, учебно-воспитательная и производственно-трудовая.
В семье человек получает первоначальные знания об окружающем мире, представления о нормах поведения, подвергается первым воспитательным влияниям и делает первые шаги как личность.
Существуют объективные и субъективные обстоятельства, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности в семье.
К объективным относятся: неполнота семьи, болезнь родителей, материальные затруднения и т.п.
К субъективным: нравственно-педагогическая позиция семьи, сложившийся в ней уровень воспитывающих отношений. Причем, нравственно-педагогическая ущербность семьи может проявляться по- разному. Самым опасным ее симптомом является прямое вовлечение одних членов семьи, особенно несовершеннолетних, другими в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию и иные антиобщественные занятия.
Нравственно-педагогическая ущербность семьи может выражаться также в том, что в ней имеются антиобщественные взгляды, привычки, нравы и традиции, что в ней сложились нездоровая морально-психологическая атмосфера в целом, ненормальные взаимоотношения, постоянно имеют место конфликты, ссоры, скандалы, грубость, отсутствуют сплоченность, забота друг о друге и т.д.
Важную роль в нравственном формировании личности играют общеобразовательная и профессиональная школы.
К недостаткам воспитательной работы школы можно отнести:
1)применение неправильных методов и упрощенных форм воспитания, отрыв его от обучения;
2)подмена воспитательного воздействия «голым» администратированием;
3)отсутствие индивидуального подхода к учащимся, нежелание или игнорирование особенностей детской психики, подавление самостоятельности и инициативы учащихся;
4)предвзятое отношение к детям, недооценка опоры на положительное в личности и поведении школьников, пресловутая «показуха», «замазывание» отрицательных фактов;
5)снижение требовательности к учащимся, неадекватное реагирование на нарушения дисциплины, правил поведения; слабые связи с семьями и общественными организациями по месту жительства школьников и работы их родителей;
6)нездоровая моральная атмосфера в отдельных педагогических коллективах, отступление некоторых воспитателей от норм профессиональной этики.
Другой тип микросреды, во взаимодействии с которой формируется личность, - производственно-трудовая сфера.
В деятельности коллективов встречаются разнообразные недостатки, неблагоприятно влияющие на нравственное формирование личности:
1)неудовлетворительная организация производства, низкие экономические показатели, бесхозяйственность и безответственность руководителей;
2)нарушение демократических принципов управления производством, отсутствие гласности;
3)бюрократическое отношение к людям, безразличие к материально- бытовым нуждам и духовным запросам работников;
4)недостатки в подборе кадров, в частности назначение на руководящие должности лиц с антиобщественными установками;
5)слабая сплоченность коллектива;
6)слабая работа администрации, общественных объединений по борьбе с негативными явлениями, безнаказанность нарушителей дисциплины и других лиц, совершающих антиобщественные действия, попустительство им, низкая социальная активность граждан.

3.Под криминогенной ситуацией понимается событие или состояние, вызвавшее у лица решимость совершить преступление.
Иначе говоря, это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица, непосредственно обусловливающих его намерение и решимость совершить уголовно наказуемые (умышленные или неосторожные) деяния.
Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной ПРИЧИНОЙ совершения преступления, занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным «спутником». Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.
По источникам возникновения криминогенные ситуации можно разделить на заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; создаваемые потерпевшими от преступлений; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайных обстоятельств.
Другими основаниями классификации криминогенных ситуаций могут быть: время их возникновения (кратковременные, возникающие в момент совершения преступления, и длительные, возникающие задолго до преступления); пространственная распространенность (общие и локальные): их содержание (проблемные, конфликтные, экстремальные); характер воздействия (провоцирующий. сопутствующий. соблазняющий, разряжающий, затрудняющий).
Любая криминогенная ситуация, будучи по своему содержанию объективной, включает особенности объекта и предмета посягательства, его воем» u место, климатические и иные УСЛОВИЯ. Элементами такой ситуации могут быть и обстоятельства, способствующие совершению преступления (например, недостатки в охране объектов собственности, сложности дорожного движения, виктимное поведение потерпевшего и т.д.). Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий, способствующих совершению конкретных преступлений.
Следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления. Решающее значение, безусловно, принадлежит конкретному человеку с его системой взглядов. наклонностей и стремлений.
Своевременное обнаружение криминогенных ситуаций и принятие мер к их ликвидации имеют важное значение в предупреждении преступлений.

4.Криминальная (криминологическая) «виктимология» как одно ID основных направлений криминологии начала формироваться в середине XX в. Предметом изучения виктимологии являются лица, которым преступлением причинен физический, моральный или материальный вред; их поведение, находившееся в той или иной связи с совершенным преступлением (включая и поведение после него); отношения, которые связывали преступника и жертву до момента совершения преступления, ситуации, в которых произошло причинение вреда.
Базовые концепции криминальной виктимологии:
1)поведение жертвы оказывает существенное влияние на мотивацию преступного поведения, оно может облегчать и провоцировать его. Оптимальное поведение, напротив, может сделать преступное посягательство невозможным либо свести его к минимуму;
2)вероятность стать жертвой зависит от особого феномена — виктимности.
Виктимность в широком смысле можно определить как свойство определенной личности, социальной роли или социальной ситуации, которое провоцирует иди облегчает преступное поведение.
В узком, специально криминологическом смысле под виктимностью понимается повышенная способность человека (группы) в силу некоторых качеств (духовных, физических и профессиональных) становиться при определенных объективных обстоятельствах объектом преступного посягательства.
Выделяются личностная, ролевая, ситуационная виктимность.
Виктимность зависит от ряда факторов:
А)личностных характеристик;
Б)социального статуса (должность, профессия и т.п.);
В)степени конфликтности ситуации;
Г)особенностей места и времени, в которых ситуация развивается.
Центральное понятие виктимологии — жертва. В отечественной виктимологии наряду с термином «жертва» изначально используется термин «потерпевший».
Жертва — лицо, которому причинен физический, материальный или моральный вред (ущерб) в результате действия или бездействия, нарушающего уголовный закон. Такое лицо считается жертвой независимо от того, установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель.
Содержание понятия жертвы преступления как физического лица в социально-психологическом плане связано с его статусом (СОВОКУПНОСТЬЮ прав, обязанностей, кругом деятельности как в рамках уголовного процесса, так и вне него), позицией (поведением в зависимости от отношений между потерпевшим и преступником, потерпевшим и другими лицами, включая «сопо-терпевших) и ролью в криминогенно-криминальном механизме.
Эта роль может быть активной и пассивной, осознанной и неосознанной, решающей и второстепенной; ограничиваться непосредственно ситуацией причинения вреда и быть важнейшим элементом формирования преступника в этом его качестве и др. Соответственно жертва преступления может быть:
1)активной и пассивной;
2)осознающей сущность и последствия своего поведения или остающейся в неведении;
3)близко связанной с причинителем вреда и вовсе с ним незнакомой;
4)способной или не способной к сопротивлению и др.
Особое значение в криминальной виктимологии имеет типологизация жертв преступлений, в основе которой лежат различные основания» имеющие криминогенный характер.
Выделяют следующие исходные типы жертв преступления (потерпевших).
Агрессивный тип - лица, оказавшиеся потерпевшими от преступления в результате проявленной ими агрессии в форме нападения на причинителя вреда или других лиц, иного провоцирующего поведения (оскорбление, клевета, издевательство и т. д.)
Для потерпевших этого типа характерно намеренное создание конфликтной ситуации.
Активный тип – лица, поведение которых не агрессивно и не конфликтно, но в конечном счете приводит к причинению вреда им самим. Оно заключается в обращении с просьбой о причинении вреда или в иной форме провоцирует причинение вреда (сознательно или неосторожно).
Инициативный тип – лица, поведение которых имеет положительный характер, но приводит к причинению им вреда. Сюда относятся лица, служебное или общественное положение которых делает для них вмешательство в опасные ситуации обязательным.
Пассивный тип — лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: в силу возраста, физической слабости» беспомощного состояния (стабильного или временного), трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т. д.
Некритический тип – лица, проявляющие неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации. Не критичность может проявиться как на базе негативных личностных черт (алчность, корыстолюбие и др.), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчивость, смелость и др.), а также в силу невысокого интеллектуального уровня.
Нейтральный тип – лица, поведение которых во всех отношениях безупречно: оно не было негативным и никоим образом не вызывало Преступные действия; в пределах своих возможностей потерпевший критически осмысливал ситуацию.

5.Под условиями, способствующими совершению преступлений в криминологии понимаются те факты реальной действительности, которые прямо преступлений не вызывают, но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление.
Это могут быть недостатки в организационно-технической сфере, в деятельности различных государственных органов, например, милиции, прокуратуры, юстиции, судов в организации борьбы с преступностью, в деятельности местных и иных органов власти и т. п.
Эти условия МОГУТ в конкретных случаях присутствовать или отсутствовать, а преступление может и не быть совершено. Так, например, отсутствие замков на дверях склада материальных ценностей – бесспорное условие, способствующее совершению преступлений, но краж с этого склада может и не быть. И наоборот.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии