БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Криминология » ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1.Контроль преступности как вид социального контроля.
2.Виды предупреждения преступности.
3.Предупреждение преступности в Республике Беларусь.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.В криминологическом смысле социальный контроль - совокупность средств и методов воздействия общества на преступные формы девиантного поведения с целью их устранения или минимизации.
Основные виды социального контроля:
- внешний контроль (обеспечивается социальными институтами - семья, школа, общественные организации, государство - с помощью поощрения и наказания);
- внутренний контроль (основан на усвоенных человеком в процессе социализации нравственных ценностях и нормах, воспринимаемых им как собственные убеждения).
Внешний контроль, в свою очередь можно подразделить на:
- формальный., который осуществляется компетентными органами, учреждениями, организациями и их представителями в пределах их полномочии и в строго установленном порядке;
- неформальный – косвенный контроль через воздействие общественного мнения, мнения референтной группы, с которой индивид себя идентифицирует.
Кроме того, внешний контроль выступает в двух формах: карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный, профилактический) контроль.
Социальный контроль преступности определяется, прежде всего, государственной антикриминальной политикой.
Современная антикриминальная политика должна:
- иметь активный, последовательный и системный характер, то есть охватывать весь комплекс мер и средств предупреждения и социально- правового контроля преступности;
- объединять в единую криминологическую систему уголовно- правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, криминологическую, виктимологическую и социально-реабилитационную политику и тем самым быть составной частью общей социальной, культурной и правовой политики государства;
- осуществляться на принципах гуманизма, уважения и соблюдения прав и свобод человека, а также других базовых принципах и ценностях социального, правового и демократического государства;
- включать комплексные меры социальной и индивидуальной профилактики, пресечения, наказания и ре-социализации преступников и других правонарушителей, оказания реабилитационной помощи жертвам преступлений;
- охватывать не только меры, непосредственно влияющие на уменьшение преступности, но и профилактику сопутствующих преступности негативных явлений (пьянства и алкоголизма, наркомании, проституции и бродяжничества);
опираться на общественность и привлечение населения к предупреждению и социально-правовому контролю преступности и других антиобщественных явлений.
Антикриминальная политика в Республике Беларусь на современном этапе включает следующие основные направления:
- системная модернизация белорусского общества по формированию многоукладной рыночной экономики, демократического социально ориентированного правового государства и развитого гражданского общества, обеспечивающего материальное благополучие, экономическую, политическую и культурную свободу и равноправие "всех граждан, максимально возможную социальную справедливость и равенство, а также добровольное и сознательное культурно-нравственное единство общества;
- демографическая, экономическая, социальная и культурная политика, обеспечивающая удовлетворение основных жизненных потребностей населения;
- социальная и индивидуальная криминологическая и виктимологическая профилактика преступлений, других асоциальных форм поведения;
- неотвратимая, справедливая, гуманная социально-нравственная и уголовно-правовая ответственность и наказание;
- экономическая, социальная, культурно-нравственная и медико-психологическая реабилитация, а также социальный контроль поведения преступников и других правонарушителей.
Большое значение имеет адекватная уровню реальной преступности и степени экономического, социального и культурного развития общества оптимальная расстановка приоритетов.
Меры уголовной и другой ответственности и наказания должны рассматриваться как вынужденные и вспомогательные средства предупреждения и социального контроля преступности, вместе с тем в • настоящее время они необходимы. В практике их применения должны преобладать принципы гуманизма, справедливости, индивидуализации и дифференциации, примирения и восстановительного правосудия, а также единства специальной и общей превенции.
Только при таком подходе возможно достижение стабильных успехов в противодействии преступности как важном условии защиты конституционных прав человека на личную, имущественную и общественную безопасность, обеспечения социально-правового порядка, социальной стабильности и устойчивого развития белорусского общества.
Некоторые авторы предлагают для обозначения такой деятельности термин «предупреждение преступлений» (указывая, что не может быть предупреждено уже существующее явление), однако устоявшимся в теории и употребляющимся в большинстве работ является термин «предупреждение преступности».
Наряду с предупреждением преступности в криминологической литературе часто употребляются понятие «профилактика преступности». Термины предупреждение и профилактика, означая «недопущение чего-либо», близки по смыслу, поэтому, когда это касается преступности как социального явления в целом, чаще всего их используют как синонимы.
Однако в случаях, когда речь идет о предупреждении конкретных преступлений, а также предупредительных мероприятиях в отношении конкретных лиц, используется термин «профилактика». Профилактика выступает в качестве ведущего элемента предупреждения преступности. Специфика проводимых в ее рамках мероприятий состоит в том, что они, во-первых, связаны с конкретными условиями и причинами, во-вторых, предназначены для устранения или нейтрализации именно этих детерминант, в-третьих, предупреждение преступлений является их основным, а зачастую, и единственным содержанием
Легальное определение профилактики правонарушений, данное в Законе Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», по сути, соответствует такому подходу:
Профилактика правонарушений - система социальных, правовых и иных мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, принимаемых государственными органами (организациями), иными организациями и гражданами в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Целью предупреждения преступности является противодействие криминальным процессам в обществе, обеспечение сдерживания, сокращение преступности и темпов ее роста, защита личности, общества и государства от преступных посягательств.
Эта цель находит свою конкретизацию в решении ряда следующих задач:
- выявление и устранение шеи нейтрализация детерминант преступности;
- индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением;
- предотвращение замышленных и готовящихся преступлений;
- снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.
Решая указанные задачи, предупреждение преступности в то же время представляет собой нужную часть общего процесса борьбы с преступностью. Реализуя задачу общего и частного предупреждения, оно пропитывает большинство составных элементов этого процесса, включающего выявление, раскрытие, расследование преступлений; роты с к лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда; осуществление правосудия по уголовным делам; исполнение уголовного наказания; устранение негативных последствий преступлений.
В общем процессе борьбы с преступностью криминологическое предупреждение преступности тесно связано с целенаправленной деятельностью специальных субъектов, ориентированных на обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений, установление и устранение их причин и условий, назначение и исполнение наказания, то есть на реализацию уголовно-правового предупреждения. Такого рода деятельность, реагирование соответствующих органов на факт уже совершенного деяния осуществляется в рамках уголовно-правового и уголовно-процессуального законодательства.
Институт уголовно-правового предупреждения включает также объективное, беспристрастное рассмотрение и разрешение уголовных дел судом, которое заключается в назначении справедливого наказания в соответствии с тяжестью содеянного и личностью подсудимого. В равной мере это относится и к исправлению и перевоспитанию осужденных, призванным способствовать предупреждению рецидива преступлений.
Предупреждение преступности - задача не только правоохранительных органов. Ее решение лежит в плоскости коренных преобразований общества (прежде всего в сфере экономики, социальной жизни, идеологии, воспитания человека).
При этом криминологическое предупреждение преступности представляет собой наиболее действенный способ борьбы с преступностью, поскольку оно:
- обеспечивает выявление и устранение ее корней, истоков, упреждает возможность совершать преступления;
- воздействует на криминогенные факторы;
- позволяет, используя разнообразные средства, прерывать замышляемую преступную деятельность;
- препятствует наступлению вредных последствий;
- решает задачи борьбы с преступностью наиболее гуманными способами с наименьшими издержками, без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции, без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.
Система предупреждении преступности включает в себя следующие элементы: объекты, уровни, субъекты, виды.
К объектам относится процессы и явления, объективно порождающие преступность (средовые факторы); деятельность людей, имеющая криминогенный характер; криминогенная личность.
Субъектами предупреждения преступности являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ведомства, должностные лица, общественные организация и граждане, целенаправленно осуществляющие (в различных масштабах) руководство, планирование мероприятий по предупреждению преступление их непосредственную реализацию, обеспечение этой Реализации; имеющие в связи с этим определенные права и обязанности и несущие ответственность за достижение возложенных задач.

2.В зависимости от сферы охвата мер предупреждения криминологами выделяется общее, специальной индивидуальное предупреждение преступности.
Общее предупреждение преступности. Корни преступности всегда кроются в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществ) . Поэтому наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, социальные программы повышения жизненного уровня, формирования в обществе позитивного нравственного климата, подавление таких связанных с преступностью явлений, как пьянство и наркомания, бродяжничество, бедность.
К мерам общей профилактики относится и создание прозрачной для общественного контроля системы государственного управления, препятствующей возникновению и действию коррупционных схем.
В целом общая профилактика преступности направлена на обеспечение достойного существования человека в обществе, создание условий для достижения нормальных потребностей (в жилье, материальном достатку работе, досуге и отдыхе) законными средствами.
Разработку и реализацию мер общего предупреждения ведут все органы государства с привлечением специалистов разных областей: экономистов, социологов, политиков, управленцев, психологов и т.д. Криминологи также участвуют; в этом процессе, предоставляя аналитические обзоры статистических данных, прогнозируя результативность предлагаемых мер с точки зрения их воздействия на преступность и осуществляя криминологическую экспертизу нормативных актов и социально-экономических программ.
Специальное предупреждение преступности осуществляется п>тем воздействия на социальные группы, отдельных лиц и организации или сферы деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они обладают повышенной криминогенностъю или виктимностью.
Так, например, повышенная криминогенностъ отдельной личности может определяться предшествующими фактами совершения преступлений (в этом случае криминологическое предупреждение направлено на недопущение рецидива), административных и должностных правонарушений, аморальных поступков, поведением, которое явно не соответствуют выполняемой социальной роли, целевыми установками, достижение которых невозможно для данного человека с использованием законных средств. Схожими являются и криминогенные характеристики социальных групп: сюда может быть отнесена антиобщественная, протестная направленность группы, политический или социальный радикализм, входящие в противоречие с присущими обществу в целом нравственные установки и системы ценностей.
Отдельные сферы деятельности и объекты также могут быть более подвержены совершению преступлений, например, ввиду их привлекательности для преступников (хранилища материальных ценностей), слабой правовой и технической защищенности, непрозрачности для государственного и общественного контроля, создающей условия для организации «теневой» деятельности. Необходимо учитывать и виктимологический аспект: в силу своих личных особенностей (например, склонности к злоупотреблению алкоголем), принадлежности к социальной (бомжи) или профессиональной группе (таксисты, охранники, инкассаторы) некоторые люди-чаще становятся жертвами преступлений. 6 отношении таких сфер деятельности, объектов и лиц также должна вестись специальная профилактика, направленная на повышение их защищенности от совершения преступлений.
В числе главных принципов как общего, так и специального предупреждения преступности всеми криминологами называется законность. Недопустимо применение предупредительных мер, носящих дискриминационный характер, необоснованно ограничивающих права и законные интересы граждан.
Адресатом индивидуального предупреждения преступности, которое может рассматриваться как один из видов, специального предупреждения, является конкретный человек, личные характеристики которого объективно говорят о возможности совершения им в будущем преступного деяния.
Объектом индивидуального предупреждения может становиться как непосредственно человек, его негативные социальные качества, так и социальная микросреда, его окружающая (семья, быт, трудовой коллектив).
Необходимость применения к лицу индивидуального предупредительного воздействия определяется путем установления комплекса связанных с ним криминогенных факторов:
- совершение в прошлом правонарушений и аморальных поступков;
- деформированные ценностные ориентации, неполная социализация личности, низкий уровень правосознания;
- наличие патологических психических нарушений, носящих криминогенный характер (некоторые психические аномалий, сексуальные девиации и т.д.);
- формирование личности в социальном окружении, имеющем неблагополучный характер: в неполной семье, в условиях аморального и противоправного поведения родителей и близких родственников и т.д.;
- неблагоприятные условия жизни: плохие материальные и жилищные условия, негативный социально-бытовой климат и т.д.
Поскольку индивидуальное предупредительное воздействие осуществляется в отношении лиц, еще не совершивших преступление, и сопряжено с определенным вторжением в сферу частной жизни, при его осуществлении правоохранительные и иные органы не должны выходить за рамки допустимого воздействия. Применение правоограничивающих и принудительных мер возможно только в отношении определенных категорий лиц, установленных законодательством (например, условно осужденных или совершивших правонарушения).
Ввиду этого основным методом, применяемым при индивидуальном предупреждении преступлений, является метод убеждения. Он направлен на формирование у лица позитивных представлений об обществе, коррекцию негативных социальных ориентации путем использования педагогических и психологических приемов воздействия.
Основным способом убеждения является беседа, представляющая собой свободный диалог с лицом. Помимо бесед к числу способов убеждения относится вовлечение лица в социальные организации и группы, способные оказать на него позитивное воспитательное воздействие: спортивные секции, трудовые и творческие коллективы, общественные организации.
Более сложен для применения, хотя и более эффективен, метод оказания помощи. Он связан с реализацией конкретных мер, направленных на личностное развитие и улучшение социально-бытового положения лица: направление его на работу или учебу, улучшение бытовых условий, формирование благоприятной микросоциальной среды.
Если убеждение и оказание помощи оказались неэффективными, может применяться метод принуждения. Убеждение и оказание помощи должно осуществляться в основном государственными социальными службами и общественными организациями, а применение мер принуждения - прерогатива правоохранительных органов.
Специальными видами индивидуального предупреждения являются профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также выявление лиц, совершивших нераскрытые преступления, которые могут продолжать преступную деятельность (следственная и оперативно- розыскная деятельность).
Меры предупреждения преступности могут классифицироваться и по другим основаниям. Так, в учебнике под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Б.В. Лунеева в зависимости от территориального и социального охвата выделяются:
- общегосударственные меры;
- региональные меры, осуществляемые в отдельном административно- территориальном образовании (область, район);
- местные меры, ограничивающиеся пределами одного населенного пункта;
- объектные меры, осуществляемые в конкретной организации;
- контингентные меры, направленные на определенные социальные группы.
Там же дается классификация мер предупреждения по содержанию и основному направлению воздействия:
- социально-экономические меры, связанные с повышением жизненного уровня населения, предоставлением социальных гарантий;
- меры, связанные с социально-правовым контролем, основанным на прозрачности и доступности для проверок процесса принятия решения государственными органами и должностными лицами, ведения хозяйственной деятельности, управления финансовыми потоками;
- организационно-управленческие меры, основанные на повышении эффективности работы правоохранительных и иных государственных органов за счет лучшей организации труда их служащих;
- идейно-нравственные меры, предполагающие формирование в обществе убеждений и ценностных ориентации, связанных с правопослушным поведением;
- социально-психологические меры, направленные на подавление негативных криминогенных тенденций и умонастроений в обществе, например, связанных с повышенной тревожностью, боязнью социальных катаклизмов;
- медицинские и психолого-педагогические меры, связанные с предупреждением распространения социально опасных заболеваний, лечением лиц, имеющих психические отклонения, психологической и социальной коррекцией поведения десоциализированных субъектов;
- технические меры, включающие установку технических средств, усложняющих совершение преступлений (охранная сигнализация) либо позволяющих осуществлять, контроль деятельности связанной с возможностью совершения преступлений (контрольно-кассовые аппараты, камеры видеонаблюдения), а также меры информационной безопасности;
- правовые меры, связанные с совершенствованием уголовного законодательства и прочих нормативных правовых актов, являющихся основой для борьбы с преступностью.

3.Законодательство Республики Беларусь в области профилактики правонарушений основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя государственные программы по борьбе с преступностью, утверждаемые указами Президента Республики Беларусь, региональные программы по борьбе с преступностью, ежегодно утверждаемые решениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, и другие акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь.
Происходящие в Республике Беларусь изменения в социальной, правовой и экономической сферах и сложившаяся криминогенная ситуация явились предпосылками принятия 10 ноября 2008 г. Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
В Законе закреплена система и компетенция субъектов профилактики правонарушений, к которым кроме правоохранительных органов относятся местные исполнительные и распорядительные органы» органы юстиции, здравоохранения, образования, по труду, занятости и социальной защите, иные государственные организации, государственные средства массовой информации, советы общественных пунктов охраны порядка, добровольные дружины, а также граждане.
В названном Законе впервые даны определения, таких терминов, как профилактика правонарушений, общая и индивидуальная профилактика, бродяжничество и попрошайничество, лицо без определенного места жительства, насилие в семье.
В Законе определяется государственная политика в сфере профилактики правонарушений, регламентируются полномочия государственных органон, органов управления и местного самоуправления. Важно, что в концепцию Закона положены основы профилактики конкретных видов правонарушений, а именно:
- предупреждение правонарушений против государства и порядка осуществления власти и управления;
- предупреждение правонарушений, посягающих на жизнь и здоровье граждан и общественный порядок;
- предупреждение правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
- предупреждение насилия в семье; предупреждение правонарушений, совершаемых лицами без определенного места жительства;
- профилактика правонарушений совершаемых лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ;
- профилактика правонарушений, совершаемых лицами, имеющими судимость; профилактика правонарушений, совершаемых гражданами, страдающими психическими расстройствами (заболеваниями).
Законом определены меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений» указаны обстоятельства и механизмы их применения.
К мерам обшей профилактики отнесены:
1)правовое просвещение граждан;
2)вынесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Мерами индивидуальной профилактики определены:
- профилактическая беседа;
- вынесение официального предупреждения о недопустимо противоправного поведения;
- информирование о причинах и условиях противоправного поведения
- социальная и трудовая реабилитация;
- постановка на профилактический учет.
В соответствии с нормами Закона на профилактический учет ставятся граждане:
- повторно совершившие в течение года умышленное административное правонарушение;
- в отношении которых в ходе оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования по уголовным делам получены подтвержденные сведения о деяниях. которые могут создать угрозу национальной безопасности Республики Беларусь. Причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам, законным интересам других граждан, а также привести впоследствии к совершении преступления;
- совершившие правонарушения, от ответственности за которые они освобождены по нереабилитированным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь;
- осужденные к наказанию, не связанному с лишением свободы;
- отбывшие наказание в виде лишения свободы;
- страдающие психическим расстройством (заболеванием) и склонные к совершению общественно опасных действий;
- без определенного места жительства;
- обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении;
- уклоняющиеся от трудовой деятельности, в случае если законность источников их существования вызывает обоснованные сомнения.
Республика Беларусь является первым на постсоветском пространстве государством, где создана и на законодательном уровне закреплена система мер по профилактике и предупреждению правонарушений.
Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений осуществляется Межведомственной комиссией по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь осуществляет координацию деятельности государственных органов (организаций), иных организаций в области профилактики правонарушений в соответствии с Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь».



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии