Транспорт и связь

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


ТРАНСПОРТ – одна из важнейших отраслей экономики, которая обеспечивает производственные связи отраслей хозяйства, перевозки грузов и пассажиров, является составляющей общественного разделения труда. Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности и является одной из важнейших экономических подсистем народного хозяйства страны.
Доля транспорта в валовом внутреннем продукте страны в 2010 г. составляла около 7%. Численность работников — более 288 тыс. человек. В этом же году грузооборот всех видов транспорта составил 61384 млн. тонно-километров, а пассажирооборот – 20845 млн. пассажиро-километров.
Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и индивидуального пользования.
По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.
Железнодорожный транспорт отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния.
Железнодорожный транспорт Республики Беларусь объединяет магистральный и промышленный виды транспорта. Первый из них представлен производственным комплексом «Белорусская железная дорога», второй – транспортом, обслуживающим подъездные пути предприятий.
Белорусская железная дорога является государственным объединением, подчиненным Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Она граничит с Октябрьской и Московской железными дорогами России, с Юго-Западной и Львовской дорогами Украины, с железными дорогами Литвы, Латвии и Польши.
В структуре дороги 6 отделений — Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское и Витебское. Наиболее значимые железнодорожные узлы — Минск, Молодечно, Орша, Барановичи, Гродно, Волковыск, Лида, Лунинец, Брест, Гомель, Жлобин, Калинковичи, Могилев, Осиповичи, Кричев, Витебск, Полоцк, которые обслуживают соответствующие центры республики, работая на 2—6 направлениях. Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги составляет 5511 км, в т.ч. электрифицированных — 989 км.
Благоприятные условия для перевозки грузов и пассажиров создает двухпутейная электрифицированная железнодорожная линия Брест - Минск - граница России протяженностью 615 км, которая обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 км/ч и пассажирских - до 160 км/ч.
Большое значение придается оснащению дороги автоматикой и электроникой. Автоматической блокировкой оборудовано 65,1%, а диспетчерской централизацией — 52,5% эксплуатационной длины путей, 98,1% стрелок управляется дистанционно с помощью новейших систем электрической централизации. Современными видами тяги — электрической и тепловозной обеспечивается 21,2% и 78,8% грузооборота дороги. В техническом отношении произошел переход на наиболее совершенные виды тяги — более мощные тепловозы и электровозы. Центры управления перевозочным процессом отделений дороги оборудованы устройствами быстродействующей электроники.
На долю железной дороги приходится более 70% всех выполняемых в республике грузовых и пассажирских перевозок. В системе обеспечения перевозок грузов по сухопутным путям сообщения между Европой и Азией магистраль географически расположена на основном направлении.
Согласно утвержденной Государственной программе развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011—2015 гг., основными задачами развития железнодорожного транспорта на ближайшие пять лет являются: обеспечение безопасности движения поездов; обновление тягового и моторовагонного подвижного состава; модернизация железнодорожной инфраструктуры; создание новых и совершенствование действующих технологий перевозок грузов и пассажиров; снижение энергоемкости перевозок.
Для достижения поставленных целей предусмотрена реализация ряда стратегически важных инвестиционных проектов:
- приобретение тягового и моторвагонного подвижного состава: 30 электровозов для грузового движения, 24 электровозов и 8 тепловозов для пассажирского движения, 6 маневровых тепловозов, 29 электропоездов, 20 дизель-поездов, 182 пассажирских вагона, 10 тыс. грузовых вагонов;
- электрификация железнодорожных линий на участках Осиповичи — Жлобин, Жлобин - Гомель, Молодечно — Гудогай - Государственная граница Беларуси, Жлобин - Калинковичи, Колодищи — Шабаны и Гатово — Михановичи. Общий объем электрификации железнодорожных линий в период с 2011 по 2015 гг. должен составить 387 км;
- развитие скоростного межрегионального пассажирского сообщения. Реализация проекта позволит сократить продолжительность нахождения пассажира в пути между Минском и областными центрами;
- реконструкция вокзальных комплексов в Бресте, Гродно, Барановичах.
Реализация мероприятий госпрограммы должна обеспечить к 2015 г. рост основных показателей развития железнодорожного транспорта. Темп роста объемов перевозок грузов должен составить в 2015 г. 121,3% к уровню 2010 г., в том числе прирост транзита прогнозируется на уровне 135%, ввоза — 129%, вывоза - 118,8%. Темп роста объема пассажирских  перевозок по всем видам сообщений запланирован на уровне 104,3%. Энергоемкость ВВП на железнодорожном транспорте должна снизиться на 29,5%. Темп роста валового внутреннего продукта отрасли составит в 2015 г. 168%, объема инвестиций в основной капитал - 199,2%, сальдо внешней торговли - 253,4%, продукции промышленности — 168,5%, производительности труда— 175,7%.
Автомобильный транспорт осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Он подразделяется на грузовой и пассажирский.
На долю грузового автомобильного транспорта в 2010 г. приходилось 24,4% всех грузов, перевозимых главным образом на короткие и средние расстояния. Доля пассажирского автомобильного транспорта в общем объеме пассажирооборота в этом же году составила 56,1% (автобусный, электрический, таксомоторный).
Управление автомобильным, городским электрическим транспортом и метрополитеном осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики.
Количество автобусных и грузовых парков в структуре Минтранса - 155, среднесписочное количество грузовых автомобилей - 4613 ед., автобусов - 5982 ед. Услуги по перевозке пассажиров и грузов на автотранспортном рынке республики оказывают:
- на автомобильном транспорте — 36240 субъектов хозяйствования, имеющих лицензию (разрешение) на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта;
- на городском электрическом транспорте — 8 организаций коммунальной формы собственности.
В настоящее время автотранспортными организациями Минтранса внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении выполняются по 4460 маршрутам, в т.ч. 949 городским, 2893 пригородным, 618 междугородным. За последние годы парк автобусов пополнился современными отечественными моделями: «Радзіміч», «Неман», «МАЗ».
Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом (троллейбусами, трамваями и метро) осуществляются в девяти наиболее крупных городах республики. Ежедневно этим видом транспорта перевозится около 3,78 млн. чел., или 56 % от всего городского населения республики. Перевозки пассажиров автомобилями-такси в Республике Беларусь осуществляют 7235 субъекта хозяйствования различной формы собственности.
Внутренний водный транспорт — вид транспорта, на котором перевозки пассажиров, грузов и багажа выполняются по внутренним водным путям с использованием судов внутреннего плавания, судов смешанного (река-море) плавания и маломерных судов.
Внутренний водный транспорт является одним из звеньев транспортной системы Республики Беларусь. Удельный вес внутреннего водного транспорта в перевозке грузов и пассажиров невелик и составлял в 2010 г. 0,18% и 0,01%, соответственно, в общем грузо- и пассажирообороте страны.
Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта согласно «Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь» осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления в области внутреннего водного транспорта и иными органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В системе водного транспорта работают 10 речных портов (Бобруйск, Брест, Гомель, Микашевичи, Могилев, Мозырь, Пинск, Речица, Витебск, Гродно), 4 предприятия водных путей (Гомель, Пинск, Мозырь, Бобруйск), обслуживающие водные пути на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Муховец и Днепро-Бугском канале.
Строительство и ремонт судов осуществляются на судостроительно-судоремонтных заводах (Пинск, Речица, Гомель). Проектирование судов и плавсредств осуществляется на ОАО «Белсудопроект» (Гомель).
Контроль за техническим состоянием судов, сертификацию изделий, используемых в судостроении осуществляет РУП «Белорусская инспекция Речного Регистра» (Пинск).
Контроль за соблюдением правил плавания на водных путях, обеспечением безопасных судоходных условий, а также ведение Государственного реестра судов осуществляет Белорусская инспекция речного судоходства (Гомель).
В системе организаций водного транспорта работают транспортно-экспедиционные компании, осуществляющие морские перевозки грузов ОАО «Белорусское морское пароходство», ЗАО «Белорусская судоходная компания», ЗАО «Белорусская транспортно-экспедиционная и фрахтовая компания».
Общая протяженность эксплуатационных водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации.
Воздушный транспорт Республики Беларусь представляет собой комплекс предприятий, организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов по воздуху как в республике, таки за ее пределами. Все они являются государственными учреждениями и организационно входят в Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
В его состав входят предприятия и организации: Республиканское унитарное предприятие «Национальная авиакомпания «Белавиа»; открытое акционерное общество «Авиакомпания Трансавиаэкспорт»; Республиканское унитарное предприятие «Авиакомпания Гомельавиа»; Республиканское унитарное предприятие «Авиакомпания Гродно»; Республиканское унитарное предприятие «Национальный аэропорт Минск»; Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация»; Республиканское унитарное предприятие «Минский авиаремонтный завод»; открытое акционерное общество «Оршанский авиаремонтный завод»; Республиканское унитарное предприятие «Информационно-вычислительный центр авиации»; Республиканское унитарное предприятие «Торговый комплекс «Аэродромный»; государственное учреждение «Медицинская служба гражданской авиации» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь; Учреждение образования «Минский государственный высший авиационный колледж».
Доля воздушного транспорта в общем объеме перевозок в 2010 г. составила: грузовых - 0,07%, пассажирских - 7,5%. Эти данные свидетельствуют о том, что перспективы развития воздушного транспорта Беларуси будут связаны с расширением пассажирских перевозок. Авиация по-прежнему будет применяться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.
Важнейшими направлениями развития воздушного транспорта в Республике Беларусь являются: обеспечение безопасности полетов; обеспечение рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий; расширение объемов применения авиации в экономике страны и др.
Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен, главным образом, для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт.
К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса.
Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью - дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями. В грузообороте всех видов транспорта общего пользования доля трубопроводного транспорта — более 53%.
В общем объеме грузоперевозок трубопроводным транспортом большая доля принадлежит магистральным трубопроводам.
Магистральный трубопроводный транспорт — вид транспорта, предназначенный для транспортировки магистральными трубопроводами продукции, подготовленной в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, от пункта приемки продукции до пункта ее сдачи, передачи в другие трубопроводы, на иной вид транспорта или хранение.
Магистральный трубопровод - единый имущественный, неделимый производственно-технологический комплекс, состоящий из подземных, подводных и наземных трубопроводов и других объектов, обеспечивающих безопасную транспортировку продукции от пункта ее приемки до пункта сдачи.
Магистральные трубопроводы или система магистральных трубопроводов могут находиться в государственной или частной собственности.
Государственное управление в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляется Советом Министров Республики Беларусь непосредственно или через уполномоченные государственные органы, иные государственные юридические лица.
Проходящие по территории страны магистральные трубопроводы, обеспечивающие перекачку нефти, имеют протяженность 3,0 тыс. км; природного газа — 6,7 тыс. км и нефтепродуктов - 1,2 тыс. км. Транспортировку нефти и природного газа для потребностей экономики Республики Беларусь и других стран осуществляют гомельское и новополоцкое предприятия транспорта нефти «Дружба» и государственное предприятие «Белтрансгаз». Протяженность магистральных нефтепроводов в однониточном исчислении составляет по гомельскому предприятию 1,8 тыс. км, по новополоцкому — 1,1 тыс.км.
Первый нефтепровод проходит от добывающих районов Поволжья через Мичуринск и Унечу Брянской области на Кричев - Оршу - Полоцк и далее в Прибалтийский экономический район к Вентспилсу. Другая линия проходит на западе, через Мозырь к Бресту и далее в Польшу и Германию. От Мозыря его ветвь идет на юго-запад через Ельский район в Волынскую область Украины и далее за границу. Эта великая «нефтяная река» получила название «нефтепровод «Дружба»». Его протяженность 5 тыс. км (крупнейший в мире) при диаметре труб 1020 мм. Строительство было начато в 1960 г. и закончено в 1964 г. В 1972—1975 гг. построена вторая линия нефтепровода с диаметром труб 1220 мм.
Нефтепровод «Дружба» обеспечивает сырой нефтью полоцкий, мозырский, мяжейкяйский нефтеперерабатывающие заводы. Транзит сырой нефти выполняется по следующим направлениям: гомельское предприятие — Адамова Застава (Россия) — Мозырь - Польша - Германия с ответвлением на Украину, Венгрию, Словению, Чехию, Адрию (через Броды); новополоцкое предприятие — Сургут — Полоцк с ответвлениями на Новополоцк, Мажейкяй (Литва), Вентспилс (Латвия).
В Республике Беларусь функционируют три магистральных нефтепродуктопровода, по которым осуществляется перекачка дизельного топлива и бензина: Унеча - Полоцк, Унеча - Западная граница, Новополоцк - Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют, в основном, транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы республики. Общая длина нефтепродуктопроводов составляет 913 км, а годовая мощность перекачки - 90 млн. тонн. Незначительное количество нефтепродуктов (менее 1 млн. т) перекачивается по нефтепродуктопроводу Новополоцк — Минск, остальное количество - транзитная перекачка. Длина отводов от магистральных нефтепродуктопроводов до предприятий нефтепродуктообеспечения республики — около 70 км. На продуктопроводах расположены 4 перекачивающих станции и 2 наливных пункта. В соответствии с межправительственным Соглашением Республики Беларусь и Российской Федерации нефтепродуктопроводы остаются в собственности Российской Федерации.


СВЯЗЬ — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Она является одним из основных компонентов инфраструктуры любого государства, обеспечивая передачу и распространение информации, необходимой для нормальной деятельности всех сфер общества.
Доля связи в валовом внутреннем продукте в 2010 г. составляла более 2%. Количество работников в отрасли — около 63 тыс. человек.
Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).
Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных).
Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему. Она проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О почтовой связи» Национальный оператор почтовой связи — Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта» (РУП «Белпочта») обеспечивает бесперебойную работу по оказанию услуг населению на территории всей республики.
РУП «Белпочта» это: 6 областных филиалов и производство «Минская почта», филиал «Узел специальной связи» и автотранспортное производство, 117 районных узлов почтовой связи, 3745 отделений и пунктов почтовой связи (из них 755 городских, 2795 сельских и 84 передвижных).
Услуги почтовой связи — это прием, обработка, перевозка, доставка (вручение) адресатам отправлений письменной корреспонденции, посылок, денежных переводов, распространение, экспедирование и доставка печатных средств массовой информации, выплата пенсий и пособий. Кроме того, отделения почтовой связи предоставляют более 40 видов непрофильных услуг: прием различных видов платежей, дилерские услуги по подключению к сетям операторов сотовой подвижной связи, предоставление услуг доступа в сеть Интернет, банковские услуги, рассылка прямой почтовой рекламы, ксерокопирование, доставка товаров по каталогам и др.
РУП «Белпочта» является крупнейшим предприятием в стране, которое предоставляет населению услуги по приему различных видов платежей. Платежи от населения принимаются как на бумажных носителях (по квитанциям), так и по электронным базам поставщиков.
Одним из стратегических направлений развития системы безналичной оплаты и реализации принципа «одного окна»: в отрасли почтовой связи является предоставление клиентам максимального количества оказываемых услуг на устройствах самообслуживания - платежно-справочных терминалах, посредством которых плательщики могут самостоятельно, без участия оператора, оформить подписку на газеты и журналы, отправить электронный денежный перевод по Беларуси, оплатить коммунальные и другие услуги, оформить и оплатить заказ в Интернет-магазине РУП «Белпочта». На сегодняшний день в отделениях почтовой связи функционируют более 630 инфокиосков. Внедрение устройств самообслуживания позволило сократить очереди в отделениях почтовой связи, повысить доступность предоставляемых услуг.
Развиваются и пользуются популярностью у клиентов РУП «Белпочта» услуги ускоренной почты. Функционирование внутриреспубликанской службы «Экспресс-почта» осуществляется под девизом «Сегодня — на завтра» с доставкой отправлений на дом. Отправления международной ускоренной почты ЕМS пересылаются приоритетным порядком и доставляются лично в руки адресату в 191 стране мира в наикратчайшие сроки. В настоящее время услуги по приему и доставке отправлений ЕМS осуществляются на всей территории страны.
РУП «Белпочта» продолжает развивать банковские услуги по договорам поручения с различными банками. В настоящее время около 2 тысяч отделений почтовой связи в сельской местности по договору-поручению ОАО «АСБ Беларусбанк» оказывают банковские услуги по вкладным операциям. В отделениях почтовой связи можно оформить документы на депозит «Приорбанк» ОАО и ОАО «Белгазпромбанк».
Электросвязь - это связь, при которой передача информации любого вида (речевой, буквенно-цифровой, зрительной и т. д.) осуществляется электрическими сигналами, распространяющимися по проводам, или радиосигналами.
В соответствии со способами передачи (переноса) сигналов различают проводную связь и радиосвязь.
По характеру передаваемых сообщений электросвязь подразделяется на следующие основные виды: телефонная связь, обеспечивающая ведение телефонных переговоров между людьми; телеграфная связь, предназначенная для передачи буквенно-цифровых сообщений — телеграмм; факсимильная связь, при которой передаётся графическая информация - неподвижные изображения текста или таблиц, чертежей, схем, графиков, фотографий и т. п.; передача данных (телекодовая связь), целью которой является передача информации, представленной в формализованном виде (знаками или непрерывными функциями), для обработки этой информации ЭВМ или уже обработанной ими; видеотелефонная связь, служащая для одновременной передачи речевой и зрительной информации. При помощи технических средств электросвязи осуществляются также проводное вещание, радиовещание (звуковое вещание) и телевизионное вещание.
Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.
На телекоммуникационном рынке Беларуси основными операторами сотовой связи являются два предприятия: СП «Мобильная цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELСОМ) и СП «Мобильные телесистемы» (МТС).
Основными задачами развития связи на 2011-2015 гг. являются:
формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечение ее доступности на всей территории республики, переход к мультисервисным сетям электросвязи на основе единой аппаратно-программной платформы (IMS-платформы) на опорной сети национального оператора;
развитие цифрового теле- и радиовещания, прогрессивных видов подвижной электросвязи, широкополосного доступа в сеть Интернет на всей территории республики;
расширение использования и доступности информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни общества (создание электронных правительства, торговли, здравоохранения, обучения);
- создание условий по увеличению экспорта услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии