БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Криминология » Причины и условия преступности

Причины и условия преступности

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Понятие и общая характеристика причин и условий преступности................3
2. Классификация причин и условий преступности…………………..................11
Список использованных источников………………..............................................13

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Понятие и общая характеристика причин и условий преступности

Преступность как сложное социальное явление детерминируется иными явлениями, факторами, обстоятельствами, которые, в свою очередь, взаимодействуют друг с другом при активном влиянии самой преступности.
Изучение и выявление причин и условий преступности, формирование целостной концепции причин и условий преступности имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет установить механизмы предупреждения преступлений и определить реальные причины конкретных преступлений.
Причина в философском понимании – явление, обладающее способностью порождать следствие; условие – явление, способствующее действию причины. Таким образом, полная причина – совокупность причин и условий. [1, с. 62]
Причины преступности – явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение.
К причинам преступности относятся социальные, экономические, психологические и другие объективно существующие факторы, которые порождают и постоянно воспроизводят преступность.
Выделяют объективные и субъективные причины преступности. Объективные причины – социальные противоречия и экономические кризисы, политическая нестабильность в обществе, революции, изменения в правовой сфере. Субъективные причины преступности – это определенные элементы социальной психологии, характеризующиеся деформацией нравственных ценностей и искаженным правосознанием личности, совершающей правонарушения.
Функциональная связь – это связь, при которой изменение в одном ряду явлений вызывает изменения в другом ряду явлений (увеличения числа преступлений с увеличением численности населения). Примером функциональной зависимости является корреляционная зависимость: если распределение одного явления прямо пропорционально распределению другого, корреляция носит положительный характер, если обратно пропорционально – отрицательный. Коэффициент корреляции имеет значение от 0 до 1, и чем ближе он к 1, тем сильнее связь между явлениями. [8, с. 25]
Причинная связь – это связь генетическая, поскольку причина рождает следствие сама по себе.
Существуют следующие особенности причинных связей:
- причина, производя действие, порождает следствие (для действия причины необходимы определенные условия, но эти условия сами по себе не способны породить следствие), причины преступности – это объективная реальность, элементы объективной действительности;
- причины и следствия последовательны во времени (причина всегда предшествует следствию);
- следствие не может быть причиной этой же самой причины;
- одна и та же причина в одних и тех же условиях всегда порождает одно и то же следствие;
- причина не сводится к следствию, следствие не порождает причину;
- причинная связь имеет сложный, многоступенчатый иерархический характер. [4 с. 254]
Сама по себе причинная связь не исчерпывает всех разновидностей взаимосвязи явлений природы и общества. К таким видам взаимосвязи можно отнести: [5, с. 60]
Временная связь, отражающая действие явления или процесса по принципу «раньше — позже». Эта взаимосвязь отличается большим разнообразием. Так, преступному действию, как уже совершившемуся факту (следствию), предшествует ряд временных этапов: вынашивание замысла, выбор объекта посягательства, орудий совершения преступления, распределение ролей между соучастниками, принятие решения о начале преступных действий. Все перечисленные этапы составляют временную цепочку, звенья которой следуют друг за другом в определенной последовательности. Причины преступности возникают и зарождаются на определенном временном отрезке точно так же, как изменяются либо вовсе исчезают на другом временном этапе.
Связь в пространстве выражает распределение преступности на территории, распространенность тех или иных ее видов в зависимости от социальных, экономических, географических, демографических, этнографических и других различий в отдельных регионах страны (территориальные различия преступности и ее причин).
Связь состояний – опосредование одного состояния другим. В криминологии, например, она выражается в том, что с изменением состояния отдельных видов (категорий, групп) преступлений меняются состояние и структура всей преступности. На ее состояние в свою очередь влияют уровень правовой культуры, социально-правовое мышление, законность, уголовная политика и иные социальные факторы. С их изменением меняются состояние всей преступности и ее криминологические характеристики.
Под условиями, способствующими совершению преступлений (их называют также обстоятельствами, способствующими достижению преступного результата), в криминологии понимаются те факты реальной действительности, которые прямо преступлений не вызывают, но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление.[7, с. 93]
Условия преступности подразделяются на три основные группы:
1) сопутствующие условия – условия, которые образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени;
2) необходимые условия – условия, без которых событие не могло бы наступить;
3) достаточные условия – комплекс всех необходимых условий.
Объективные условия преступности – недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений. Субъективные условия преступности - это демографические, социально-ролевые и психологические особенности населения. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные, позволяет выявить возможность воздействия внешних факторов на человеческое поведение и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки.
В криминологии учитываются следующие условия: [3, с. 77]
- условия неполной изоляции (всякое локальное взаимодействие – элемент более широкого социального взаимодействия и подчиняется законам последнего);
- условия внутренней неоднородности, в результате чего элементы взаимодействия неравнозначны, одни из них играют более активную роль и являются определяющими (социальная среда), другие – производными (личность);
- условия внутренней организации и устойчивости, в результате чего криминологически значимое взаимодействие может иметь разную степень устойчивости, а преступление может служить результатом процесса, который проявляет себя в зависимости от ряда иных обстоятельств;
- условия среды, требующие связывать конкретные взаимодействия социальной среды и личности с определенным уровнем развития общества и видеть механизмы порождения в обществе среды разного типа, в том числе статистически чаще дающей преступное поведение;
- условия меры, при которых условия конкретного причинения становятся таковыми только при приобретении определенной качественной меры, как это, например, отмечалось Ф. Энгельсом применительно к процессам перерастания деморализации в преступное поведение;
- условия полноты детерминации, требующие правильно оценивать возможность изолированного рассмотрения разных парных взаимодействий, а также вычленения какой-то одной линии детерминации (экономической или политической и т. п.).
Причины и условия тесно связаны между собой и необходимы для возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в качестве причин, без соответствующих условий не могут породить преступность. Связь причин и условий называют детерминизмом. [9, c.171]
При изучении и описании детерминант преступности часто используется понятие «фактор». Разница заключается в том, что понятие «фактор» означает лишь явление, представляющее криминологический интерес, имеющее определенное значение, влияющее на ход и результаты какого-то процесса. В ходе исследования это понятие используется обычно для первоначального анализа изучаемого явления и общей ориентированности в круге явлений и процессов, которые взаимосвязаны между собой. По мере углубления познания задача исследователя состоит в определении степени и интенсивности взаимодействия, взаимовлияния выявленных факторов, установлении между ними функциональных и причинных зависимостей. В результате отдельные факторы, обладающие причинной связью с преступностью, рассматриваются в качестве ее причин, другие выступают условиями, ей способствующими.
В криминологических исследованиях обычно выделяются такие факторы, как урбанизация, миграция, изменение половозрастной структуры населения, уровень рождаемости, свободное время, образовательный и культурный уровень населения, его материальная обеспеченность и др. Все эти факторы должны рассматриваться в тесной взаимосвязи друг с другом и с преступностью.
В общественной жизни нет однозначных факторов, имеющих только положительную либо отрицательную направленность. Чем больше криминогенная пораженность того или иного социального явления, тем большая в нем опасность стать питательной почвой для преступности, одной из ее причин. Однако большинство криминогенных факторов не порождает преступности, они как бы создают предпосылки, объективно облегчают ее существование. Они действуют наряду с антикриминогенными факторами, и чем сильнее влияние последних, тем больше они противостоят преступности.
Задачей криминологии является познание системы криминогенных и антикриминогенных факторов, ранжирование их по степени значимости и влияния на преступность, установление степени взаимосвязи между собой и группами наиболее значимых иных явлений.[5, с. 57]
На различных этапах развития человечества существовали разные концепции причин и условий преступности. [4, с. 250]
Первый подход – кондиционалистский подход или условный. Здесь понимаются под причиной необходимые и достаточные условия данного следствия или совокупность обстоятельств, при которых имело место следствие.
Многофакторный подход имеет давнюю историю. Он был подробно обоснован Чезаре Ломброзо, который писал: «Всякое преступление происходит от множества причин; и если очень часто эти причины связаны и переплетены между собой, мы тем не менее должны рассматривать каждую из них в отдельности». Энрико Ферри (1896 г.) развил этот подход. Он писал: «Считая, что все поступки человека являются продуктом его физиологической и психической организации и физической социальной среды, в которой он растет, я различал три категории факторов преступности: антропологические, или индивидуальные, физические и социальные». Многофакторный подход развивался как альтернатива применявшемуся ранее однофакторному подходу.
При однофакторном подходе преступное поведение связывалось с каким-то одним фактором и именно между ними выявлялись статистические зависимости.
Эмиль Дюркгейм полагал, что социальная реальность тождественна «общему сознанию», а преступность – это реакция на социальные изменения и плата за них. Роберт Мертон, развивая эту теорию и давая ей свою интерпретацию, отмечал, в частности, что аномия – это расхождение между декларируемыми целями и реальными путями их достижения. Он писал: «Доктрина "цель оправдывает средства" становится ведущим принципом деятельности в случае, когда структура культуры излишне превозносит цель, а социальная организация излишне ограничивает возможный доступ к одобряемым средствам».
Многофакторный подход распространен и сейчас. Правда, при этом всегда выделялись объективные и субъективные причины, антропологические, социальные, космические и т. п. В зависимости от того, каким именно факторам отдавал предпочтение автор, его подход называли антропологическим, психологическим, социологическим или иным.
Кондиционалистский подход в его однофакторном или многофакторном вариантах развивается на ранних этапах становления науки. Он присущ периоду накопления данных о взаимосвязанных с преступностью обстоятельствах.
При кондиционалистском подходе не выделяются факторы, разным образом влияющие на преступность, а также причины и условия.
Под влиянием осознания необходимости учитывать механизм взаимодействие внутренних и внешних факторов возник так называемый традиционный подход. При традиционном подходе причиной данного следствия (в данном случае – преступления, преступности) является внешнее силовое воздействие. В криминологии такое воздействие понимается не только как физическое, но и психическое в разных его вариантах.
Чаще всего с традиционным подходом приходится сталкиваться при анализе причин конкретного преступления или отдельных видов преступности. Он характерен не только для научного объяснения причины, но и обыденного. Часто можно слышать от родителей молодых и несовершеннолетних правонарушителей: «сын хороший, в преступление втянули плохие друзья» или другое: «потерпевший сам спровоцировал его избиение». Этот подход применяется и при анализе преступности как социального явления.
Профессор М.Д. Шаргородский писал: «Причинами преступности в широком смысле этого слова молено считать все те обстоятельства, без которых она не могла бы возникнуть и не может существовать. Но не все эти обстоятельства играют активную роль. Причинами преступности являются, как и вообще причиной, те активные силы, которые своим действием порождают ее существование. Причины конкретного преступления – это, таким образом, те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения».
Данное положение можно трактовать и как указание на то, что причина – это всегда действующие обстоятельства. Но некоторыми криминологами оно теоретически использовалось именно в плане традиционного подхода. Например, при обосновании виктимности потерпевших как одной из причин преступности.
Виктимология – учение о потерпевшем. На практике оно очень близко к учению о причинах, например, преступности несовершеннолетних, связанных с их вовлечением в преступную деятельность. В первом случае внешний толчок исходит от потерпевшего, во втором – от третьих лиц, втягивающих его в преступную деятельность. Итак, должно быть какое-то внешнее не просто обстоятельство, но обстоятельство толкающее, действующее. В одном из учебников «Криминология» профессор Г.М. Миньковский подстрекательство со стороны взрослых называет одной из «непосредственных причин совершения подростками преступлений».
У немецкого ученого Ганса Йоахима Шнайдера можно прочитать, что «жертва преступления (потерпевший) является существенным элементом в процессах возникновения преступления и контроля за преступностью». Этот динамически-генетический подход обосновал, в частности, в 1941 году Ганс фон Гентиг, выделивший некую часть преступности в качестве «процесса, в котором антиобщественные элементы пожирают друг друга».
Таким образом, виктимность здесь практически рассматривается как криминологическая, а не виктимологическая проблема. Иными словами, как проблема конфликтов в криминальной среде. Криминологические исследования подтверждали, что более 50% совершения тяжких насильственных преступлений предшествовали ситуации «выяснения отношений» двух сторон и только случай определял, кто из них оказывался жертвой, а кто – обвиняемым.
Применение в криминологии традиционного подхода практически никогда не наблюдалось в чистом виде. Он никогда не использовался как единственный, нередко сочетался с многофакторным подходом. Но при таком сочетании не разграничивались необходимым образом причина и условие.
Философами отмечалась ценность традиционного подхода с позиции проведения эксперимента. Именно он позволяет увидеть, воздействуют или нет те или иные процессы, акции на изучаемое явление. Нельзя воспроизводить ситуации криминального поведения, завершающиеся совершением преступления; нельзя рассматривать преступника как бесправного объекта исследования, надо уважать его законные интересы, права, свободы.
Третий подход – традиционно-диалектический. В соответствии с ним причина – это все то, что порождает данное следствие. Такой подход встречается в работах многих авторов.
Н.Ф. Кузнецова пишет, что «к причинам преступности следует относить социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания».
С традиционно-диалектическим подходом связывается понятие непосредственной или ближайшей причины преступления. Н.Ф. Кузнецова, А.Б. Сахаров, А.Р. Ратинов и в ряде работ И.И. Карпец связывали ее с субъективным моментом – общественной психологией, характеристиками личности.
Профессор Н. А. Стручков отмечал, что непосредственные причины следует искать в сфере сознания, ибо «все побудительные силы, вызывающие действия человека, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли».
Профессор И.С. Ной писал в этой связи об учете генетических особенностей человека, совершающего преступление.
Профессор А.М. Яковлев обосновывает следующую точку зрения: «Только отказавшись от представления о субъективной обусловленности противоправного поведения, только исходя из его объективной детерминированности, можно говорить о реальных чертах того варианта взаимодействия человека с социальной средой, который связан с противоправным поведением».
Таким образом, возникает вопрос о том, в каком же соотношении находятся объективные и субъективные факторы, каков механизм их влияния на преступность. Или внешняя для людей материальная среда порождает преступность, преломляясь через их субъективные характеристики, общественное сознание, или она способна непосредственно порождать преступное поведение?
Здесь уже идет спор о последовательности причинного влияния факторов, об их разделении по отношению к людям на внешние и внутренние. Подчеркивается самостоятельная роль характеристик человека. Отмечается то, что все внешние влияния воспринимаются человеком и информация о них «перерабатывается» им с учетом уже сформированных у него качеств. Учитывается уникальная способность человека к активной целенаправленной деятельности.
Традиционно-диалектический подход, не охватывая весь механизм причинного комплекса, все-таки выделяет в нем объективный и субъективный факторы, одновременно представляет их влияние как последовательное и односторонее: материальные условия жизни людей определяют общественное сознание, а уже оно – преступность.
Традиционно-диалектический подход является саамы распространенным направлением в изучении сущности причин и условий преступности на современном этапе развития криминологии.
Причинный комплекс современной преступности в Республике Беларусь составляют следующие группы причин:
1) экономические явления и процессы – общий экономический кризис; объективное противоречие между экономическими потребностями населения и возможностями общества в их удовлетворении; существующие в стране безработица, инфляция; поляризация населения по уровню доходов; особенно криминогенную роль играют противоречия между ростом потребностей людей и возможностями общества по их удовлетворению.
Возрастание потребностей членов общества является вполне нормальным признаком его развития. Растущие потребности людей заключаются в том, что развитие производства постоянно стимулирует возникновение и удовлетворение новых потребностей. Это противоречие свойственно всем общественно-экономическим формациям. В условиях современных производственных отношений оно имеет свое особое криминогенное проявление, порождает криминогенно-активные явления, питающие преступность. [10, c.62]
Несбалансированность спроса и предложения вынуждает людей пользоваться услугами дельцов «теневой экономики», способствуя росту их доходов. Как свидетельствуют многочисленные факты, в сфере производства и обслуживания широко распространены поборы, взятки за предоставление услуг либо работы, позволяющей получать высокие доходы. В связи с возрастанием предпринимательской деятельности отмечаются факты получения крупных взяток коррумпированными должностными лицами за выделение в аренду жилых и производственных помещений, оборудования. Дополнительные возможности для злоупотреблений открылись в связи с приватизацией жилья, объектов собственности.
2) политические факторы – нестабильность политического режима и уголовной политики; коррумпированность представителей государственной власти; неправомерное лоббирование интересов отдельных социальных групп в структуре государственной власти; отчуждение большей части населения от управления государственными делами и от контроля за системой борьбы с преступностью; геополитическую неустойчивость государства.
3) противоречия в социальной сфере – недостатки в условиях жизни, организации быта, культуры, социального обслуживания, отдыха, труда, медицинского обеспечения, образования населения. Результатом этих противоречий служат распад семей, обострение миграционных процессов, кризис физического и психологического здоровья, высокий удельный вес умственно неразвитого и психически больного населения, распространение алкоголизма, наркомании, токсикомании.
4) проблемы в идеологической сфере – отсутствие четкой установки, замена моральных и нравственных ценностей.
5) правовые факторы – аномию (бездействие) закона; нестабильность и неопределенность законодательства; проблемы уголовно-правовой оценки общественно опасных деяний, а также уголовно-процессуального законодательства; дефицитность официального толкования этого законодательства; распространенность сферы действия «теневой юстиции»
Таким образом, под причинами преступности понимается совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне - совершение конкретных преступлений.

2. Классификация причин и условий преступности

Важное место в решении задач по выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий преступности занимает определение их видов.
Выделяют различные основания классификации: [6, с. 67]
1) по социальной природе причины и условия преступности подразделяются на:
Коренные причинны – это социальные явления, отражающие природу данной общественной формации (экономические, политические, идеологические основы общества, базирующегося на частной собственности, социальное неравенство, эксплуатация, господство меньшинства над большинством). Падение нравственности, размывание общественных устоев, рост социальной напряженности, порожденной экономическими и политическими катаклизмами, значительно влияют на криминальную ситуацию в государстве.
Некоренные причины преступности – явления, непосредственно не связанные с существенными характеристиками данного общества и имеющие временный, преходящий характер.
2) по уровню действия различают причины и условия:
- преступности в целом (общие);
- видов (категорий) преступлений;
- отдельных преступлений.
Все эти причины дополняют друг друга и действуют системно.
3) по содержанию: социально-экономические, идеологические, политические, социально-психологические (негативные явления и процессы в сфере социальной психологии общества, общностей и индивидуумов), культурно-воспитательные, организационно-управленческие.
5) по сущностным характеристикам причины и условия преступности подразделяются на объективные, субъективные, объективно-субъективные.
Объективные и объективно-субъективные причины – устойчивые негативные явления, связанные с социально-экономическими противоречиями общества (характер труда, форма собственности, материальное благополучие и др.).
Субъективные причины – недостатки в различных областях социальной жизни. Они являются менее устойчивыми и могут быть ликвидированы в более короткие сроки, чем объективные и объективно-субъективные причины и условия.
6) по близости к событию (совокупности событий) причины и условия преступности подразделяются на:
- ближайшие и отдаленные,
- непосредственные и опосредованные.
7) по источникам возникновения причины и условия преступности подразделяются на:
- внутренние – связаны с противоречиями развития самого общества
- внешние – обусловлены криминогенным влиянием из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Кроме того, выделяют также ситуативную и профессиональную преступность. Ситуативная преступность характеризуется стечением определенных обстоятельств либо состоянием аффекта, часто это неосторожные преступления либо преступления, совершая которые лицо не осознает общественной опасности своего деяния. Для профессиональной преступности свойственен высокий уровень организации, подготовки и четкого выбора цели, а также определение средств и способов сокрытия преступления. Профессиональные преступники крайне редко привлекаются к уголовной ответственности, поскольку для них совершение преступлений – основная работа. [2, с. 20]
Отдельные исследователи рассматривают полные и специфические причины преступности.
Полная причина – система всех обстоятельств, при совокупности которых обязательно (динамически или статически) наступает следствие. Другими словами можно сказать, что полная причина – это совокупность тех явлений, как «производящих» преступность (собственно причин), так и обуславливающих (условий) ее.
Специфическая причина – часть полной причины, наличие которой ведет к наступлению определенных следствий (преступления, группы преступлений) при наличии соответствующих условий. Изучение специфической причины позволяет выделить наиболее приоритетные направления борьбы с преступностью в условиях развития общества. Так, в настоящее время для правоохранительных органов актуальны организованная преступность, экономическая, наркомания, фальшивомонетничество, убийства, кражи, грабежи и разбои, проституция и взяточничество. [7, с. 143]

Список использованных источников

1. Антонян, Ю. М. Криминология. Избранные лекции / Ю. М. Антонян. – М.: «Логос», 2004. – 448 с.
2. Давыдов, Я. В. Криминология: Конспект лекций / Ю. М. Антонян. – М.: Приор-издат, 2006. – 96 с.
3. Иншаков, С. М. Криминология: Учебник / С. М. Иншаков. – М.: Юриспруденция, 2000. – 432 с.
4. Криминология: Учебник для вузов / под ред. А. И. Долговой. – М.: Норма, 2001. – 784 с.
5. Криминология: Учебник для вузов / под ред. В. Д. Малкова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. – 526 с.
6. Криминология: Учебник для вузов / под ред. В. К. Звирбуль, Н. В. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. – М.: «Юридическая литература», 1979. – 304 с.
7. Криминология: Учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Еминова. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.
8. Михайлова, А. В. Криминология: Курс лекций / А. В. Михайлова. – М.: МИЭМП, 2008. – 115 с.
9. Честнов И.Л. Теоретико-методологическое введение в криминологию: Учебное пособие / И.Л. Честнов. – СПб., 2004.
10. Шестаков Д.А. Преступность среди социальных подсистем: Учебник / Д.А. Шестаков. – Спб. 2003.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии